Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблема гуманизма в литературе. Примеры человечности из жизни и литературы

Проблема гуманизма в литературе. Примеры человечности из жизни и литературы

Человечность - это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах человека. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать и опекать. Он может видеть в людях хорошее, подчеркивать их главные достоинства. Все это можно с уверенностью отнести к основным проявлениям данного качества.

Чем является человечность?

Существует большое количество примеров человечности из жизни. Это и героические поступки людей в военное время, и совсем незначительные, казалось бы, действия в обычной жизни. Человечность и доброта - это проявления сострадания к ближнему. Материнство также является синонимом данного качества. Ведь каждая мать фактически отдает в жертву своему младенцу самое дорогое, что у нее есть - собственную жизнь. Качеством, противоположным человечности, можно назвать зверские жестокости фашистов. Человек только в том случае имеет право называться человеком, если он способен делать добро.

Спасение собаки

Примером человечности из жизни является поступок человека, который спас собаку в метро. Как-то раз в вестибюле станции "Курская" Московского метрополитена очутилась бездомная собака. Она бегала вдоль платформы. Может быть, искала кого-то, а может, просто гналась за уходящим поездом. Но случилось так, что животное упало на рельсы.

На станции тогда было много пассажиров. Люди испугались - ведь до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты. Положение спас отважный сотрудник полиции. Он спрыгнул на рельсы, подхватил незадачливого пса под лапы и вынес его на станцию. Эта история - хороший пример человечности из жизни.

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Пример человечности из жизни: донорство

Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры - это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища - «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.

В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.

Пример человечности из жизни, из литературы: профессор Преображенский

Одним из самых ярких литературных примеров обладания данным качеством является профессор Преображенский из произведения Булгакова «Собачье сердце». Он дерзнул бросить вызов силам природы и превратить уличного пса в человека. Его попытки потерпели поражение. Однако Преображенский ощущает ответственность за свои действия, и всеми силами старается превратить Шарикова в достойного члена общества. В этом проявляются высшие качества профессора, его человечность.

Какое место в жизни каждого из нас занимают нравственные качества? Что они значат для нас? Именно о значимости гуманности и милосердия размышляет в своем тексте В.П. Астафьев.

Одной из затронутых автором проблем является проблема необходимости развития гуманизма, милосердия и человечности в каждой личности и значения влияния этих качеств на нравственный анализ собственных поступков, проводимый каждым из нас, а также проявления гуманизма в нашей жизни.

Юноша, подстреливший свою первую добычу на охоте, не испытывает радости, потому что убил живое существо, хотя в том не было необходимости, о чем говорят слова «и была птица ему вроде бы ни к чему». Лирический герой, размышляя, приходит к выводу, что этот молодой человек уже имеет чувства гуманности и милосердия, которых не имел сам лирический герой в таком юном возрасте, о чем говорит его реплика «боль и раскаяние пришли ко мне уже к седому и эхом отозвались в молодом парне, почти еще мальчишке».

В мировой литературе есть масса примеров проявления гуманизма и человечности. Например, в рассказе А.П. Платонова «Юшка» главный герой лишал себя многого, чтобы собрать деньги для приемной дочери, за что его можно назвать добрым и гуманным человеком. Люди, срывающие на нем свою злость и обижавшие его, были злы и жестоки, а раскаяние пришло к ним только после смерти Юшки, то есть слишком поздно, как и герою текста В.П. Астафьева, к которому эта боль раскаяния пришла «к седому».

Говоря о гуманности и человечности людей, нельзя не вспомнить героиню романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которая бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду, а не спрашивает о судьбе Мастера, хотя только ради этого принесла себя в жертву.

Таким образом, развитие моральных качеств помогает человеку формироваться как личность, в которой нет места жестокости и неоправданной злости.

Читая текст русского советского писателя В.П. Астафьева, я вспомнила высказывание древнегреческого философа Пифагора Самосского, который однажды сказал: «До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.» Именно о значении убийств живых существ и их влиянии на психику человека, а также о необходимости нравственного воспитания человечности в каждом из нас рассуждает автор прочитанного текста.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность , humanus – человечный ) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о человека, заботе о его правах на, свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого сочетается с отсутствием гуманизма.
Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему» , так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему» , поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

Примечания:

1. Понятие гуманизма.
2. Пушкин как провозвестник человечности.
3. Примеры гуманистических произведений.
4. Произведения писателя учат быть человеком.

...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...
В. Г. Белинский

В словаре литературоведческих терминов можно найти следующее определение термина «гуманизм»: «гуманизм, гуманность - любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему».

Гуманизм возник как определенное течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнета схоластики, в эпоху Возрождения в борьбе буржуазии против феодализма и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизмом проникнуто творчество таких русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

А. С. Пушкин - писатель-гуманист, но что это обозначает на практике? Это значит, что для Пушкина огромное значение имеет принцип человечности, то есть в своих произведениях писатель проповедует истинно христианские добродетели: милосердие, понимание, сострадание. В каждом главном герое можно найти черты гуманизма, будь то Онегин, Гринев или безымянный кавказский пленник. Однако для каждого героя понятие гуманизма меняется. Меняется и наполнение этого термина в зависимости от периодов творчества великого русского писателя.

В самом начале творческого пути писателя под словом «гуманизм» зачастую понималась внутренняя свобода выбора человека. Не случайно в то время, когда сам поэт пребывал в южной ссылке, творчество его обогатилось новым типом героя, романтическим, сильным, но несвободным. Две кавказские поэмы - «Кавказский пленник» и «Цыганы» - яркое тому подтверждение. Безымянный герой, плененный и удерживаемый в заточении, однако, оказывается более свободным, чем Алеко, избрав жизнь с кочующим народом. Идея свободы личности занимает в этот период мысли автора и получает оригинальную, нестандартную интерпретацию. Так определяющая черта характера Алеко - эгоизм - становится силой, полностью крадущей внутреннюю свободу человека, тогда как герой «Кавказского пленника», пусть и ограниченный в передвижении, внутренне свободен. Именно это и помогает сделать ему судьбоносный, но сознательный выбор. Алеко же жаждет воли лишь для себя. Поэтому история любви его и цыганки Земфиры, полностью свободной духовно, оказывается печальной - главный герой убивает возлюбленную, разлюбившую его. В поэме «Цыганы» показана трагедия, современного индивидуализма, а в главном герое - характер личности незаурядной, который впервые был обрисован в «Кавказском пленнике» и окончательно воссоздан в «Евгении Онегине».

Следующий период творчества дает новую интерпретацию гуманизма и новых героев. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», написанные в период с 1823 по 1831 год, дают нам новую пищу для размышлений: что же такое человеколюбие для поэта? Этот период творчества представлен более сложными, но при этом цельными характерами главных героев. И Борис, и Евгений - каждый из них стоит перед определенным морально-нравственным выборам, принятие или непринятие которого целиком зависит от их характера. Обе личности трагичны, каждый из них заслуживает жалости и понимания.

Вершиной гуманизма в произведениях Пушкина стал замыкающий период его творчества и такие произведения, как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка». Теперь гуманизм и человечность становятся по-настоящему сложными понятиями и включают в себя множество разнообразных характеристик. Это и свобода воли и личности героя, честь и совесть, способность к сочувствию и сопереживанию и, главным образом, способность любить. Не только человека, но и окружающий его мир, природу и искусство должен любить герой, чтобы стать действительно интересным для Пушкина-гуманиста. Для этих произведений характерно также наказание негуманности, в котором четко прослеживается авторская позиция. Если ранее трагизм героя зависел от внешних обстоятельств, то теперь он определяется внутренней способностью к человечности. Каждый, кто осмысленно уходит со светлого пути человеколюбия, обречен на строгое наказание. Антигерой является носителем одного из типов страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупердяй, он носитель страсти обогащения и власти. Сальери жаждет славы, его гнетет также зависть к более счастливому в таланте своем другу. Дон Гуан, герой «Каменного гостя», носитель чувственных страстей, а жители города, уничтожаемого чумой, оказываются во власти страсти упоения. Каждый из них получает по заслугам, каждый) оказывается наказанным.

В этом отношении наиболее значимыми произведениями для раскрытия понятия гуманизм являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка». «Повести Белкина» - особое явление в творчестве писателя, состоящее из пяти прозаических произведений, объединенных единым замыслом: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик». Каждая из новелл посвящена невзгодам и страданиям, выпавшим на долю одного из основных классов - мелкого помещика, крестьянина, чиновника или ремесленника. Каждая из повестей учит нас состраданию, пониманию общечеловеческих ценностей и их принятию. Действительно, несмотря на разницу в восприятии счастья каждым классом, мы понимаем и страшный сон гробовщика, и переживания влюбленной дочери мелкого помещика, и безрассудство армейских чинов.

Венцом гуманистических произведений Пушкина является «Капитанская дочка». Здесь мы видим уже созревшую, сформировавшуюся мысль автора, касающуюся общечеловеческих страстей и проблем. Через сострадание главному герою читатель вместе с ним проходит путь становления сильной, волевой личности, не понаслышке знающей, что такое честь. Раз за разом читатель вместе с главным героем делает нравственный выбор, от которого зависит жизнь, честь и свобода. Благодаря этому читатель растет вместе с героем и учится быть человеком.

В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...». Действительно произведения Пушкина настолько полны гуманизма, человеколюбия и внимания к непреходящим общечеловечески ценностям: милосердия, сострадания и любви, что по ним, как по учебнику, можно учиться принимать важные решения, беречь честь, любить и ненавидеть - научиться быть человеком.

Словарь медицинских терминов

гуманизм (лат. humanus человеческий, человечный)

система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гуманизм

гуманизма, мн. нет, м. (от латин. humanus - человеческий) (книжн.).

    Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.).

    Просвещенное человеколюбие (устар.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гуманизм

    Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

    Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времен феодализма.

    прил. гуманистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гуманизм

    1. Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

  1. м. Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гуманизм

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Большой юридический словарь

гуманизм

(гуманизма принцип) - один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а также в ст. 7 УК РФ, ст. 8 УПК РСФСР и др. законодательных актах. В уголовном праве означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство.

Гуманизм

(от лат. humanus ≈ человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Г. выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму ≈ наслаждение жизнью, уничижению человека ≈ идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14≈15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.), затем Г. распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г. ≈ М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Вивес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 ≈ начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 в. ≈ П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. ≈ отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г., ≈ человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.

Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнару жилась с утверждением капитализма ≈ строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, которые видели противоречия уже сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистического общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные демократы ≈ А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т.Г. Шевченко и др. Идеи Г. вдохновляли классиков великой русской литературы 19 в.

Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г. и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию Г. ≈ пролетарский, или социалистический, Г., вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г., связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники коммунизма отрицают гуманистический характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия. Она оправдывает вынужденное применение революционного насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение ≈ революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революционные процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.

Социалистический Г. противостоит абстрактному Г., который проповедует «человечность вообще», вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного Г. можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г. используются для маскировки антигуманистического характера современного капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистическим мировоззрением, для фальсификации социалистического Г. С другой стороны, в буржуазном обществе имеются слои и группы, которые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г. Люди, выступающие с позиций абстрактного Г. против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определённой мере союзниками революционного социалистического Г. в борьбе за действительное счастье человека.

Принципы марксистского, социалистического Г. извращают правые и «левые» ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистический Г. с абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества идеи марксистского Г. получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. , 2 изд. , т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т, 4: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19: Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Задачи союзов молодёжи, там же, т. 41; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, пер. с итал., М., 1959; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Петросян М. И., Гуманизм, М., 1964; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969: Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968: Курелла А., Своё и чужое, М., 1970; Симонян Е. А., Коммунизм ≈ это реальный гуманизм, М., 1970.

В. Ж. Келле.гуманизма.

Под напором мировых волн пали утопии гуманизма , пасифизма, международного социализма, международного анархизма и т.

Во всяком случае, именно со второй половины 80-х годов в англоязычном мире развернулась резкая критика традиционного американского феминизма как проявления буржуазного либерализма и гуманизма со стороны таких постструктуралистских теоретиков феминизма, как Торил Мой, Крис Уидон, Рита Фельски и т.

Они встали на порочный путь, ведущий от гуманизма к анимализму, - путь, обратный тому, что проделало Человечество, стимулируемое величайшими творческими актами живой истории Вселенной.

Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями прогресса культуры, защита принципа равенства всех людей на земле без различия цвета их кожи, непреклонный антимилитаризм и антифашизм в убеждениях и практической деятельности - все это черты его облика, которые дают вам основание характеризовать Швейцера как выдающееся нравственное явление в жизни буржуазного общества в эпоху глубокого кризиса его культуры.

В боязни народных движений, в непонимании их прогрессивной антифеодальной направленности сказывалась историческая ограниченность гуманизма как буржуазного в своей основе просветительского движения.

Подпоручик Барановский с его поисками справедливости, неизжитыми иллюзиями абстрактного буржуазного гуманизма пал жертвой собственных противоречий, оказался под колесами неумолимой в своем ходе истории.

О фактах бездушия Гусеницина я трижды писал рапорта и трижды был бит за свой гуманизм .

Уж если гуманизм -- так со всепрощенчеством, уж если справедливость -- то мгновенно, сразу и всем.

А присутствовал там расплывчатый гуманизм и мечтательное тщеславие царя Александра, потрясенные Габсбурги из Австрии, обозленные Гогенцоллерны из Пруссии, аристократические традиции Британии, все еще дрожавшей от страха перед революцией, на чьей совести был рабский труд детей на фабриках и украденное у простых людей право голоса.

В полном соответствии с идеями романтического гуманизма Готорн видел в индивидуальном сознании источник общественного зла и одновременно инструмент его преодоления.

Вот к чему привела твоя политика, - кричал Дессалин, - вот результат твоего гуманизма .

Провозглашая и утверждая принципы гуманизма , высокой морали и нравственности, воспевая и поэтизируя природу, Фидлер с полным основанием говорил, что старается быть верным в своем творчестве традициям Генрика Сенкевича и Стефана Жеромского - польских классиков, близких ему по духу.

Несмотря на тот факт, что еще совсем недавно гуманизм был катастрофически девальвирован национал-социализмом, Хайдеггер теперь вознамерился резко повысить его нынешнюю цену.

Ненавидя войны и политику, Дейра не стала заставлять Кая менять свои убеждения и вместе с ней посвятить себя служению идеалам гуманизма .

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность , humanus – человечный ) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о человека, заботе о его правах на, свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого сочетается с отсутствием гуманизма.
Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему» , так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему» , поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

Примечания:

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

1. Понятие гуманизма.
2. Пушкин как провозвестник человечности.
3. Примеры гуманистических произведений.
4. Произведения писателя учат быть человеком.

...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...
В. Г. Белинский

В словаре литературоведческих терминов можно найти следующее определение термина «гуманизм»: «гуманизм, гуманность - любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему».

Гуманизм возник как определенное течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнета схоластики, в эпоху Возрождения в борьбе буржуазии против феодализма и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизмом проникнуто творчество таких русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

А. С. Пушкин - писатель-гуманист, но что это обозначает на практике? Это значит, что для Пушкина огромное значение имеет принцип человечности, то есть в своих произведениях писатель проповедует истинно христианские добродетели: милосердие, понимание, сострадание. В каждом главном герое можно найти черты гуманизма, будь то Онегин, Гринев или безымянный кавказский пленник. Однако для каждого героя понятие гуманизма меняется. Меняется и наполнение этого термина в зависимости от периодов творчества великого русского писателя.

В самом начале творческого пути писателя под словом «гуманизм» зачастую понималась внутренняя свобода выбора человека. Не случайно в то время, когда сам поэт пребывал в южной ссылке, творчество его обогатилось новым типом героя, романтическим, сильным, но несвободным. Две кавказские поэмы - «Кавказский пленник» и «Цыганы» - яркое тому подтверждение. Безымянный герой, плененный и удерживаемый в заточении, однако, оказывается более свободным, чем Алеко, избрав жизнь с кочующим народом. Идея свободы личности занимает в этот период мысли автора и получает оригинальную, нестандартную интерпретацию. Так определяющая черта характера Алеко - эгоизм - становится силой, полностью крадущей внутреннюю свободу человека, тогда как герой «Кавказского пленника», пусть и ограниченный в передвижении, внутренне свободен. Именно это и помогает сделать ему судьбоносный, но сознательный выбор. Алеко же жаждет воли лишь для себя. Поэтому история любви его и цыганки Земфиры, полностью свободной духовно, оказывается печальной - главный герой убивает возлюбленную, разлюбившую его. В поэме «Цыганы» показана трагедия, современного индивидуализма, а в главном герое - характер личности незаурядной, который впервые был обрисован в «Кавказском пленнике» и окончательно воссоздан в «Евгении Онегине».

Следующий период творчества дает новую интерпретацию гуманизма и новых героев. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», написанные в период с 1823 по 1831 год, дают нам новую пищу для размышлений: что же такое человеколюбие для поэта? Этот период творчества представлен более сложными, но при этом цельными характерами главных героев. И Борис, и Евгений - каждый из них стоит перед определенным морально-нравственным выборам, принятие или непринятие которого целиком зависит от их характера. Обе личности трагичны, каждый из них заслуживает жалости и понимания.

Вершиной гуманизма в произведениях Пушкина стал замыкающий период его творчества и такие произведения, как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка». Теперь гуманизм и человечность становятся по-настоящему сложными понятиями и включают в себя множество разнообразных характеристик. Это и свобода воли и личности героя, честь и совесть, способность к сочувствию и сопереживанию и, главным образом, способность любить. Не только человека, но и окружающий его мир, природу и искусство должен любить герой, чтобы стать действительно интересным для Пушкина-гуманиста. Для этих произведений характерно также наказание негуманности, в котором четко прослеживается авторская позиция. Если ранее трагизм героя зависел от внешних обстоятельств, то теперь он определяется внутренней способностью к человечности. Каждый, кто осмысленно уходит со светлого пути человеколюбия, обречен на строгое наказание. Антигерой является носителем одного из типов страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупердяй, он носитель страсти обогащения и власти. Сальери жаждет славы, его гнетет также зависть к более счастливому в таланте своем другу. Дон Гуан, герой «Каменного гостя», носитель чувственных страстей, а жители города, уничтожаемого чумой, оказываются во власти страсти упоения. Каждый из них получает по заслугам, каждый) оказывается наказанным.

В этом отношении наиболее значимыми произведениями для раскрытия понятия гуманизм являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка». «Повести Белкина» - особое явление в творчестве писателя, состоящее из пяти прозаических произведений, объединенных единым замыслом: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик». Каждая из новелл посвящена невзгодам и страданиям, выпавшим на долю одного из основных классов - мелкого помещика, крестьянина, чиновника или ремесленника. Каждая из повестей учит нас состраданию, пониманию общечеловеческих ценностей и их принятию. Действительно, несмотря на разницу в восприятии счастья каждым классом, мы понимаем и страшный сон гробовщика, и переживания влюбленной дочери мелкого помещика, и безрассудство армейских чинов.

Венцом гуманистических произведений Пушкина является «Капитанская дочка». Здесь мы видим уже созревшую, сформировавшуюся мысль автора, касающуюся общечеловеческих страстей и проблем. Через сострадание главному герою читатель вместе с ним проходит путь становления сильной, волевой личности, не понаслышке знающей, что такое честь. Раз за разом читатель вместе с главным героем делает нравственный выбор, от которого зависит жизнь, честь и свобода. Благодаря этому читатель растет вместе с героем и учится быть человеком.

В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...». Действительно произведения Пушкина настолько полны гуманизма, человеколюбия и внимания к непреходящим общечеловечески ценностям: милосердия, сострадания и любви, что по ним, как по учебнику, можно учиться принимать важные решения, беречь честь, любить и ненавидеть - научиться быть человеком.

Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне

(А. Фадеев, И. Бабель, Б. Лавренев, А. Толстой)

Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения. В литературе того времени проблема выявления приоритетов, выбора между жизнью нескольких человек и интересами большой группы людей решается неоднозначно разными авторами, и в дальнейшем мы попытаемся рассмотреть, к каким же выводам приходят некоторые из них.

К числу наиболее ярких произведений о гражданской войне, пожалуй, следует отнести цикл рассказов Исаака Бабеля “Конармия”. И в одном из них высказана крамольная мысль об Интернационале: “Его кушают с порохом и приправляют лучшей кровью”. Это рассказ “Гедали”, представляющий собой своеобразный диалог о революции. По ходу делается вывод о том, что революция должна “стрелять” именно в силу своей революционности. Ведь хорошие люди смешались со злыми людьми, делая революцию и одновременно противодействуя ей. С этой идеей перекликается и повесть Александра Фадеева “Разгром”. Большое место в этой повести занимает описание событий, увиденное глазами Ме-чика - интеллигента, случайно попавшего в партизанский отряд. Ни ему, ни Лютову - герою Бабеля - солдаты не могут простить наличия очков и собственных убеждений в голове, а также рукописей и фотографий любимой девушки в сундучке и прочих подобных вещей. Лютов приобрел доверие солдат, отняв у беззащитной старушки гуся, и потерял, когда не смог прикончить умирающего товарища, а Мечик вообще никогда не удостаивался доверия. В описании этих героев, конечно, обнаруживается много различий. И. Бабель явно сопереживает Лютову, хотя бы потому, что герой его автобиографический, а А. Фадеев, наоборот, всячески стремится очернить интеллигенцию в лице Мечика. Даже самые благородные его побуждения он описывает весьма жалкими словами и как-то слезливо, а в конце повести ставит героя в такое положение, что сумбурные действия Мечика принимают вид откровенного предательства. А все потому, что Мечик - гуманист, и моральные принципы партизан (а вернее, почти полное их отсутствие) вызывают у него сомнения, он не уверен в правильности революционных идеалов.

Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рас сматриваемых в литературе о гражданской войне, - это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или приканчивать.

В повести Бориса Лавренева “Сорок первый” этот вопрос, который много раз поднимается во всей мировой литературе, выливаясь порой в спор о безболезненном умерщвлении безнадежно больных, решается в пользу убийства человека окончательно и бесповоротно. В живых из двадцати пяти человек отряда Евсюкова остается меньше половины - остальные отстали в пустыне, и комиссар их собственноручно пристрелил. Было ли это решение гуманным по отношению к отставшим товарищам? Точно итого сказать нельзя, ведь жизнь полна случайностей, и могли погибнуть все, либо всё уцелеть. Фадеев решает подобный вопрбс так же, но с гораздо большими нравственными мучениями героев. А несчастный интеллигент Мечик, случайно узнав о судьбе больного Фролова, бывшего ему почти другом, о принятом жестоком решении, пытается этому помешать. Его гуманистические убеждения не позволяют ему принять убийство в такой форме. Однако попытка эта в описании А. Фадеева выглядит как позорное проявление малодушия. Почти так же в подобной ситуации поступает ба-белевский Лютов. Он не может пристрелить умирающего товарища, хотя тот сам его просит об этом. А вот его товарищ выполняет просьбу раненого без колебаний и еще хочет вдобавок Лютова пристрелить за предательство. Другой же красноармеец Лютова жалеет и угощает яблоком. В этой ситуации Лютов скорее будет понят, нежели люди, которые с одинаковой легкостью стреляют врагов, затем своих друзей, а после угощают оставшихся в живых яблоками! Впрочем, Лютов вскоре сживается с такими людьми - в одном из рассказов он чуть не сжег дом, где ночевал, и все ради того, чтобы хозяйка принесла ему поесть.

Здесь возникнет еще один гуманистический вопрос: имеют ли бойцы революции право на грабеж? Разумеется, его можно также назвать реквизицией или заимствованием на благо пролетариата, но суть дела от этого не меняется. Отряд Евсюкова забирает у киргизов верблюдов, хотя все понимают, что после этого киргизы обречены, партизаны Левинсона отбирают свинью у корейца, хотя она для него - единственная надежда прожить зиму, а конармейцы Бабеля везут за собой телеги с награбленными (или реквизированными) вещами, и “мужики со своими конями хоронятся от наших красных орлов по лесам”. Подобные действия вообще вызывают противоречие. С одной стороны, красноармейцы делают революцию на благо простого народа, с другой стороны, они этот же народ грабят, убивают, насилуют. Нужна ли народу такая революция?

Другая проблема, возникающая в отношениях между людьми, - это вопрос о том, может ли на войне иметь место любовь. Вспомним по этому поводу повесть Бориса Лавренева “Сорок первый” и рассказ Алексея Толстого “Гадюка”. В первом произведении героиня - бывшая рыбачка, красноармейка и большевичка, влюбляется в пленного врага и, оказавшись затем в сложной ситуации, сама его убивает. Да и что ей оставалось? В “Гадюке” дело немножко в другом. Там благородная девушка дважды становится случайной жертвой революции и, будучи в госпитале, влюбляется в случайного красноармейца. Война настолько изуродовала ее душу, что убить человека не составляет для нее особого труда.

Гражданская война поставила людей в такие условия, что ни о какой любви и речи быть не может. Место остается лишь для самых грубых и зверских чувств. А если кто и отважится на искреннюю любовь, то закончится все обязательно трагично. Война разрушила все привычные людские ценности, поставила все с ног на голову. Во имя будущего счастья человечества - идеала гуманистического - совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак. Вопрос о том, стоит ли будущее счастье такого моря крови, человечеством все еще не решен, но вообще подобная теория имеет множество примеров того, что случается, когда выбор делают в пользу убийства. И если все зверские инстинкты толпы в один прекрасный день высвободить, то такая свара, такая война наверняка в жизни человечества станет последней.

XIX век принято называть веком гуманизма в литературе. Направления, которые выбирала литература в своем развитии, отражали те общественные настроения, которые были присущи людям в этот временной период.

Чем охарактеризовался рубеж XIX и XX веков

В первую очередь, это связано с разнообразными историческими событиями, которыми был полон этот переворотный в мировой истории век. Но многие писатели, начавшие свое творчество в конце XIX века, раскрылись лишь в начале XX века, и их произведениями были присущи настроения двух веков.

На рубеже XIX - XX вв. возникло множество гениальных, запоминающихся русских поэтов и писателей, и многие из них продолжали гуманистические традиции прошлого века, а многие старались их преобразовать соответственно той действительности, которая относилась к XX веку.

Революции и гражданские войны полностью изменили сознание людей, и естественно, что это существенным образом повлияло и на русскую культуру. Но менталитет и духовность народа невозможно изменить никакими катаклизмами, поэтому нравственность и гуманистические традиции начали раскрываться в русской литературе с другой стороны.

Писатели были вынуждены поднимать тему гуманизма в своих произведениях, так как количество насилия, которое испытывал русский народ, было вопиюще несправедливым, к этому невозможно было относиться равнодушно. У гуманизма нового века появляются иные идейно-нравственные аспекты, которые не были и не могли быть подняты писателями прошлых веков.

Новые аспекта гуманизма в литературе XX века

Гражданская война, заставлявшая членов семьи бороться друг против друга, была насыщена столь жестокими и насильственными мотивами, что тема гуманизма плотно переплеталась с темой насилия. Гуманистические традиции XIX века это размышления о том, каково же место истинного человека в водовороте жизненных событий, что важнее: человек или общество?

Трагичность, с которой описывали самосознание людей писатели XIX века (Гоголь, Толстой, Куприн), носит более внутренний характер, чем внешний. Гуманизм заявляет о себе с внутренней стороны мира человека, а настроения XX века больше связано с войной и революцией, которая меняет мышление русского народа в одно мгновение.

Начало XX века именуется «серебряным веком» в русской литературе, эта творческая волна принесла иной художественный взгляда на мир и человека, и определенную реализацию эстетического идеала в действительности. Символисты раскрывают более тонкую, духовную натуру человека, которая стоит выше политических переворотов, жажды власти или спасения, выше тех идеалов, которые преподносит нам литературный процесс XIX века.

Появляется понятие «творчество жизни», эту темы раскрывают многие символисты и футуристы, как Ахматова, Цветаева, Маяковский. Религия начинается играть совершенно другую роль в их творчестве, ее мотивы раскрываются более глубинным и мистическим образом, появляются несколько иные понятия «мужского» и «женского» начал.

Знаменательным событием ХIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает "гуманитарные знания" (лат. humanus - человечный). Отсюда происходит понятие "гуманизм", которое охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью.

Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. в работах гуманистов мы встречаем многочисленные обращения к философии Сократа...

20-ый век ввел в мире новое понятие геноцида - до этого просто убивали или доводили до крайности миллионы негров (Африка), индейцев, простых людей (типа ирландцев - картофельный кризис в 19 веке).

Но наступила эра гуманизма! Люди осознали, что уничтожение миллионов - это преступление.

Человеческая жизнь была объявлена величайшей ценностью. Однако дьявольский прогресс создал нечеловеческие

(античеловеческие) вызовы. Любой человек может быть сбит автомобилем, сгореть в ужасных пожарах в...

Поиск оптимальных правил поведения между людьми, а также единых принципов лежащих в их основе, занимал мыслителей с давних времен. Каждый философ, хоть немного сформировавший свои представления о бытии, так или иначе, приходил к вопросу о ценностях и, проистекающих из них, этических нормах.

Однако так было не всегда. В древних культурах вопрос об этике не стоял, т.к. мифология давала обилие материала для подражания, а также задавала общий контекст жизни. Но философия и наука смогли заложить...

Проблемы современной литературы
Тенденции, которые проявляются в современной литературе, вызывают тревогу. Из информационного потока сегодняшней поп-культуры можно составить представление об иллюзорной оптимистичности нашего бытия. Однако же ситуация радикально противоположна той, что нам пытается представить нынешняя "официальная культура". Следует рассматривать такую ситуацию как кризисную, и никак иначе. По этому поводу можно выдвинуть следующие тезисы.

Культура и наша социальная...

Конструирование образа мусульманского Востока в русской литературе имеет сложную историю, рассмотрение которой приводит к мысли не только о поступательном усилении структуры этого образа, но и о циклическом проявлении его в литературном процессе.

Просветительский филориентализм Европы и во многом зависимые от него отечественные концепции Востока конца XVIII века - своего рода подготовительный этап восточной топики. Здесь нет широкого проникновения элементов восточной поэтики в структуру...

А как осознанно работать с эзотерической литературой, если уж мы ее читаем запоем ради интересной информации?

Запой - слово удачное. Именно так люди часто читают Агни-Йогу, Кастанеду, Раджниша и другие захватывающие книги.

Но пока человек эмоционален, научиться читать по другому трудно. Чтобы осознанно работать с мистической книгой надо контролировать свои эмоции. Кроме того, каждая эзотерическая книга написана так, что она является входом в некоторый поток, общество, пространство. В этом...

Популярная британская писательница, обладательница титула "Детский лауреат" Энн Файн (Anne Fine), назвала современные книги для детей и подростков безрадостными и неприукрашенными. С ее точки зрения, новейшая литература для юных страдает избыточным реализмом и безнадежностью.

Энн Файн призвала собратьев по перу задуматься над тем, что получают читатели от современных детских книг.

Голливудский актер Джеймс Франко (James Franco) дебютирует в литературе. Его первый роман, названный "Пало-Альто" в честь города в Калифорнии, выйдет в октябре 2010 года в США и в январе 2011 года в Великобритании.

Речь в романе пойдет о калифорнийских подростках, которые "пускаются во все тяжкие, конфликтуют с семьями и друг с другом и тонут в разрушительном и бессердечном нигилизме". Франко оттачивал писательские навыки на протяжение нескольких последних лет. Он изучал английскую литературу...

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность , humanus – человечный ) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о человека, заботе о его правах на , свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого сочетается с отсутствием гуманизма.
Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему» , так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему» , поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

Примечания:

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»