По традиции в осложненные предложения включают: 1) предложения с однородными членами; 2) предложения с обособленными членами; 3) предложения с вводными и вставными конструкциями; 4) предложения с обращениями. Центр осложненных предложений занимают предложения с обособленными членами.
Общие свойства осложняющих компонентов заключаются : 1) значение их имеет добавочный характер по отношению к семантике основной части высказывания; 2) осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностью строения и особой интонацией, передаваемой на письме запятыми, тире, скобками, а нередко и сочетаниями знаков.
Предложения с однородными членами.
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности, которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.
Однородными могут быть все члены предложения: Мелькают мимо будки, бабы. Мальчишки, лавки, фонари. дворцы. сады, монастыри . …
Однородными могут быть компоненты членов предложения, чаще всего сказуемых: Счастье не может, не должно быть одинаковым .
Как показывают примеры, однородные члены предложения обычно имеют одинаковое морфологическое выражение, однако они могут быть выражены различными частями речи и разными формами какой-либо части речи.
Однородные члены предложения характеризуются набором следующих признаков: 1) занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью; 3) связаны между собой сочинительной связью; 4) часто имеют одинаковое морфологическое выражение; 5) обычно выражают однотипные понятия. Главным признаком однородных членов предложения является то, что они занимают позицию одного члена предложения. Именно в этом свойстве однородных членов проявляются и сочетаются все остальные.
В предложении однородные члены объединяются в цельный структурно-семантический блок по отношению к другим членам предложения. Синтаксическая функция всей группы однородных членов совпадает с синтаксической функцией любого члена этой группы. Таким образом, в связь с другими компонентами предложения однородные члены вступают не сами по себе, а лишь в структурно-семантическом единстве, в сочиненном ряду.
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Обобщающие слова являются самым общим (самым абстрактным) выражением семантики однородных членов. Они занимают обычно актуализирующие позиции: или открывают сочиненный ряд, или закрывают его. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные, поэтому любые однородные члены могут в принципе иметь обобщающее слово. Однако чаще обобщаются слова с предметным значением, очень редко - со значением действия! Обобщающие слова редко встречаются при однородных глагольных сказуемых.
В роли обобщающих слов часто используются местоименные словоформы: все, всегда, везде, всюду, никуда и т.п.: Все : лиио. походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в ней\
Особо выделим примеры с обобщающей глагольной формой: Он заметно молодился - подкрашивал усы, носил вышитые рубашки.
Между препозитивными обобщающими словами и однородными членами предложения - пояснительная связь. Однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову, поэтому они могут быть выделены знаком «тире»: Все было - сомненья, страданья, И зной, и холодная дрож ).
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Одним из главных факторов является семантика определений: однородные определения характеризуют разные предметы (или один предмет) по одному признаку (цвету, материалу, размеру и т.п.), а неоднородные определяют предметы (или предмет) с разных сторон. Ср.: Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи - На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны. Однако смысловой признак не может быть единственным и достаточным признаком критерием при разграничении однородных и неоднородных определений, т.к. часто в качестве однородных функционируют определения, обозначающие различные признаки одного и того же предмета (предметов): Недалеко от берега торчат из воды большие, черные, угловатые камни . Такие однородные рассматриваются как синонимы, которые употребляются вместе, для того, чтобы полнее охарактеризовать предмет, перекрещиваясь, они описывают предмет полнее и объединяются единством производимого впечатления.
Наиболее существенно то, что в однородном ряду используются обычно только качественные (чаще) или только относительные прилагательные. Если одно из определений - качественное прилагательное, а другое - относительное, то определения обычно неоднородны: Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
Определения обычно однородны, если за определением-прилагательным (или одиночным причастием) следует причастный оборот: В тихой, освещенной огнями зелени повсюду уютно стояли столик.
Среди синтаксических факторов отметим следующие:
1. Вопрос об однородности/неоднородности определений решается на основе характера связи слов в словосочетании: определения не являются однородными, если одно из них непосредственно связано с определяемым словом, образуя с ним словосочетание, а другое относится ко всему этому словосочетанию как к единому сложному наименованию. Общеизвестен пример сложного словосочетания длинный товарный поезд, в котором определение длинный о тносится к сочетанию товарный поезд: длинный товарный поезд.
2. Однородность/неоднородность определений может зависеть от их количества: чем определений больше, тем ярче интонация перечисления, отражающая желание говорящего перечислить признаки предмета, важные для его характеристики: Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза .
3. В постпозиции определения обычно выступают как однородные, что связано с усилением их предикативности с нейтрализацией морфологических различий. Ср.: Уколы делала сестричка, молодая, рослая, стеснительная . - Уколы делала молодая рослая стеснительная сестричка...
1.В данной статье:
Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:
1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.
Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.
Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:
Я люблю мороженое.
Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.
Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение
Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.
Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.
К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.
к счастью - вводное слово, выделяется запятой
Посуда бьётся к счастью.
к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.
Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.
сынок - обращение
Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!
уважаемая Анна Сергеевна - обращение
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Понятие об осложнённом предложении
Двадцатое января
Классная работа
Цели урока:
Понять, что такое осложнённое предложение;
Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение;
Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения;
Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».
Орфоэпическая разминка.
Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклюш.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ
ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
БЕЗЛИЧНЫЕ
Зима!
Приходи ко мне в гости!
К вам пришли.
За окном холодно.
Мне не спится.
На улице темнело.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание.
ПРОСТОЕ
СЛОЖНОЕ
Содержит одну грамматическую основу
Содержит две и более грамматических основы
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Зал украшали красные шары.
Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля.
НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ
ОСЛОЖНЁННОЕ
ПРИМЕР:
Здание украшали красные, зелёные и оранжевые шары.
Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено:
ОДНОРОДНЫМИ
ЧЛЕНАМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ
ОБСТОЯТЕЛЬСТ-
ВАМИ
ПОВТОРЯЮ-
ЩИМИСЯ
СЛОВАМИ
ВВОДНЫМИ
СЛОВАМИ,
СЛОВОСОЧЕТА-
НИЯМИ,
ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕН-
НЫМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
ОБРАЩЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ
ДОПОЛЕНИЯМИ
ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ
МЕЖДОМЕТИЕМ
В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)
Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
Домашнее задание:
Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленным на уроке опорным конспектом и материалом §39.
Упражнение №222
Цели и задачи урока:
образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»
развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;
Тип урока : объяснение нового материала;
Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;
Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»
Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка
Цели и задачи урока:
образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»
развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;
Тип урока : объяснение нового материала;
Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;
Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение целей урока
II . Минутки повторения. Самостоятельная работа
Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г
(Расставьте ударения)
Синтаксическая: (карточки)
1.Сегодня полнолуние.
2.За окном очень тихо.
3.Газеты доставляют по утрам.
4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.
5.Цыплят по осени считают.
6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.
7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.
9.На мой взгляд, решение верное.
10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!
Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.
Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)
Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились
Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)
III.Формулирование темы урока учащимися
Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)
Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)
Приведите свои примеры
Сформулируйте правило в виде схемы
IV.Закрепление изученного
Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)
Проверка проделанной работы
V.Конструирование предложений по данным схемам
Составьте предложения по схемам
1. ____ _____
_____ ,
2. ________
ВВ.СЛОВО, …
… , ОБРАЩЕНИЕ, ….
VI. Дополни предложения
1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.
2 …. , … туча растёт за рекою.
3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.
4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.
5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!
(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)
Устно дайте характеристику предложениям.
VII. Обобщение по уроку и выставление оценок
Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.
Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?
VIII. Запись и объяснение домашнего задания