Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Понятие об осложненном предложении. Основные разновидности осложнения предложений

Понятие об осложненном предложении. Основные разновидности осложнения предложений

По традиции в осложненные предложения включают: 1) предложения с однородными членами; 2) предложения с обособленными членами; 3) предложения с вводными и встав­ными конструкциями; 4) предложения с обращениями. Центр осложненных предложений занимают предложе­ния с обособленными членами.

Общие свойства осложняющих компонентов заключаются : 1) значение их имеет добавочный характер по отношению к семантике основной части высказывания; 2) осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностью строения и особой интонацией, передаваемой на письме запятыми, тире, скобками, а нередко и сочетаниями знаков.

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - одно­родности, которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.

Однородными могут быть все члены предложения: Мель­кают мимо будки, бабы. Мальчишки, лавки, фонари. дворцы. сады, монастыри .

Однородными могут быть компоненты членов предложе­ния, чаще всего сказуемых: Счастье не может, не должно быть одинаковым .

Как показывают примеры, однородные члены предложе­ния обычно имеют одинаковое морфологическое выраже­ние, однако они могут быть выражены различными частя­ми речи и разными формами какой-либо части речи.

Однородные члены предложения характеризуются набором следующих признаков: 1) занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предло­жения подчинительной связью; 3) связаны между собой со­чинительной связью; 4) часто имеют одинаковое морфологи­ческое выражение; 5) обычно выражают однотипные понятия. Главным признаком однородных членов предложения является то, что они занимают позицию одного члена пред­ложения. Именно в этом свойстве однородных членов про­являются и сочетаются все остальные.

В предложении однородные члены объединяются в цель­ный структурно-семантический блок по отношению к дру­гим членам предложения. Синтаксическая функция всей группы однородных членов совпадает с синтаксической функцией любого члена этой группы. Таким образом, в связь с другими компонентами предложения однородные члены вступают не сами по себе, а лишь в структурно-семантиче­ском единстве, в сочиненном ряду.

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Обобщающие слова являются самым общим (самым аб­страктным) выражением семантики однородных членов. Они занимают обычно актуализирующие позиции: или от­крывают сочиненный ряд, или закрывают его. Обобщаю­щие слова являются теми же членами предложения, что и однородные, поэтому любые однородные члены могут в прин­ципе иметь обобщающее слово. Однако чаще обобщаются слова с предметным значением, очень редко - со значени­ем действия! Обобщающие слова редко встре­чаются при однородных глагольных сказуемых.



В роли обобщающих слов часто используются местоимен­ные словоформы: все, всегда, везде, всюду, никуда и т.п.: Все : лиио. походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в ней\

Особо выделим примеры с обобщающей глагольной фор­мой: Он заметно молодился - подкрашивал усы, носил вышитые рубашки.

Между препозитивными обобщающими словами и одно­родными членами предложения - пояснительная связь. Однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову, поэтому они могут быть выделены знаком «тире»: Все было - сомненья, страданья, И зной, и холодная дрож ).

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Одним из главных факторов является семантика опреде­лений: однородные определения характеризуют разные пред­меты (или один предмет) по одному признаку (цвету, мате­риалу, размеру и т.п.), а неоднородные определяют предметы (или предмет) с разных сторон. Ср.: Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи - На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и чер­ные штаны. Однако смысловой признак не может быть единственным и достаточным признаком критерием при разграничении однородных и неоднородных определений, т.к. часто в качестве однородных функционируют определения, обозначающие различные признаки одного и того же предмета (предметов): Недалеко от берега торчат из воды большие, черные, угловатые камни . Такие однородные рассматриваются как синонимы, которые употребляются вместе, для того, чтобы полнее охарактеризовать предмет, перекрещиваясь, они описывают предмет полнее и объединяются единством производимого впечатления.



Наиболее существенно то, что в однородном ряду используются обычно только качественные (чаще) или только относительные прилагательные. Если одно из определений - качественное прилага­тельное, а другое - относительное, то определения обычно неоднородны: Царственный дубовый лес подступал к са­мым окнам.

Определения обычно однородны, если за определением-прилагательным (или одиночным причастием) следует причастный оборот: В тихой, освещенной огнями зелени повсюду уютно стояли столик.

Среди синтаксических факторов отметим следующие:

1. Вопрос об однородности/неоднородности определений решается на основе характера связи слов в словосочетании: определения не являются однородными, если одно из них непосредственно связано с определяемым словом, образуя с ним словосочетание, а другое относится ко всему этому сло­восочетанию как к единому сложному наименованию. Об­щеизвестен пример сложного словосочетания длинный то­варный поезд, в котором определение длинный о тносится к сочетанию товарный поезд: длинный товарный поезд.

2. Однородность/неоднородность определений может за­висеть от их количества: чем определений больше, тем ярче интонация перечисления, отражающая желание говоряще­го перечислить признаки предмета, важные для его харак­теристики: Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза .

3. В постпозиции определения обычно выступают как однородные, что связано с усилением их предикативности с нейтрализацией морфологических различий. Ср.: Уколы делала сестричка, молодая, рослая, стеснительная . - Уколы делала молодая рослая стеснительная се­стричка...

1.
2.
3.
4.
5.
Понятие «осложненное предложение».
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Вводные и вставные конструкции.
Обращение.

Традиционно осложненное предложение рассматривается с точки
зрения его пунктуационного оформления.
Обычно к осложненным предложениям относят предложения с
однородными членами и обособленными оборотами.
В некоторых грамматиках осложненными называют предложения
с вводными конструкциями и обращениями.
Два типа осложнения:
Синтаксическое – введение в предложение дополнительного
синтаксического элемента
Смущенный, он стоял у дверей (2 пропозиции, 1 предикат).
Семантическое – появление новой пропозиции, синтаксически
не выделенной
Я слушаю пение птиц (2 пропозиции, 1 предикат).

1. Понятие «осложненное предложение»

Признаки осложненного предложения:
Больше синтаксических позиций, чем в элементарном
предложении (предикативное ядро + присловные
распространители в виде словосочетаний). В ОСП есть
распространители, включенные непосредственно в предложение.
Кроме предикативных и подчинительных отношений есть
сочинительные и полупредикативные отношения.
Формальные семантико-синтаксические показатели
(союзы, частицы, интонация).
ОСП является объектом конструктивного синтаксиса.
Конструкция – это такое синтаксическое единство, которое
характеризуется относительной самостоятельностью, целостностью
и оформляется по определенным грамматическим схемам, состоит из
компонентов, количество и характер которых определяется вне
конкретных слов.

Однородные члены предложения – это такие члены
предложения, которые:
связаны сочинительной связью,
занимают одинаковую синтаксическую позицию и выполняют
одну и ту же синтаксическую функцию (дополнение,
определение, обстоятельство);
между ними всегда можно поставить сочинительный союз;
произносятся с интонацией перечисления;
не всегда имеют одинаковое морфологическое выражение
Перед нами было здание, старое, деревянное, без крыши.
Смысловые отношения между ОЧП можно определить как:
соединительные (и, да, а);
противительные (а, но, да);
разделительные (или, либо, то… то);
присоединительные (да и, но и, да и то);
градационные (не только… но и, не столько…сколько).

2. Однородные члены предложения

Достаточно сложным является вопрос об
однородности главных членов предложения.
Предложения с несколькими подлежащими, объединенными одним
сказуемым, принято считать простыми с ОЧП
Жара и засуха стояли более трех недель.
По поводу сказуемых существует несколько точек зрения:
Каждое сказуемое трактуется как компонент, способный создать
отдельное предложение. Это полипредикативная, но
моносубъектная единица (в логике – сложные суждения)
Песня сбилась, задрожала, разорвалась, погасла.
Если несколько сказуемых имеют один общий компонент (связку
или второстепенный), то они однородные
Они меня одели, обули, накормили.
Он был большим и добрым.
Все сказуемые при одном подлежащим являются однородными.

2. Однородные члены предложения

Однородными являются согласованные определения, если
каждое из них непосредственно связано с определяемым
словом.
Друг с другом эти определения находятся в отношениях
перечисления: связаны сочинительными союзами или
интонацией.
Однородные определения обозначают:
отличительные признаки разных предметов
Внизу в синих, желтых, лиловых пятнах мерно качалось
отражение города.
различные признаки одного и того же предмета
Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку.
В условиях контекста однородные определения
синонимично сближаются Холодный, металлический свет
блеснул на тысячах мокрых листьев.

2. Однородные члены предложения

Неоднородные определения характеризуют:
один объект, но с разных сторон
Мальчишка клеил на стену свежую московскую газету.
предшествующее определение относится не непосредственно к
определяемому существительному, а к словосочетанию
Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвую дымку.
Неоднородными обычно являются определения, выраженные
местоимением и прилагательным твой синий костюм.
Контекст может способствовать сближению неоднородных
определений Письмо было написано крупным, нервным почерком.
Выбор той или иной группы определяется авторской задачей
(общность - однородные определения, различие – неоднородные).
На синтаксические отношения определений при одном
определяемом слове влияет и позиция. Определения,
расположенные после определяемого слова всегда однородны
Я буду обладать истиной вечной, несомненной.

Обособление – это осложнение предложения, путем
введения в него дополнительной синтаксической позиции.
Это смысловое и интонационное выделение второстепенных
членов предложения для придания им большей
самостоятельности.
Обособленный ЧП несет определенную семантику, оформляется
при помощи соответствующих синтаксических связей
и внутренней формальной организации.
Обособленные ЧП нужны для того, чтобы передать сложное
семантическое содержание.
Для этого в обороты включаются различные форманты:
частицы даже, модальные слова конечно, служебные слова,
адвербиальные детерминанты с широким временным значением
иногда, порой.
Осложненные предложения с обособленными членами:
с полупредикативными обособленными членами;
с уточняющими обособленными членами.

3. Обособленные члены предложения

1. Осложненные предложения
с обособленными определениями:
с причастными оборотами
У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкой
татарских лошадей.
с адъективными оборотами (прилагательное с
зависимыми словами).
Вот моя птица, когда-то веселая, поет на окне.
с несогласованными определениями
Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место
в дыму около котла.
с обособленными приложениями
Полковым адъютантом был немец, заика Мерк, человек
твердых жизненных правил.

10. 3. Обособленные члены предложения

Обособляются:
согласованные определения (с зависимыми словами) в постпозиции;
два и более нераспространенных постпозитивных определения;
одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное
обстоятельственное значение
Кремль, неразрушенный, белел со своими башнями и Иваном Великим.
определения, «оторванные» от определяемого слова
И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.
определения в препозиции, если имеется обстоятельственное значение
Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина.
определения, относящиеся к личному местоимению;
несогласованные распространенные определения
Он, со своим умом и опытностью, мог бы уже заметить, что она отличает его.
Не обособляются:
если определяемое слово само по себе в предложении не выражает
нужного понятия, т.е. нуждается в определении:
Она приняла вид достойный и несколько обиженный;
если по смыслу определение связано не только с подлежащим, но и
сказуемым:
Море лежало у его ног безмолвное и белое от облачного неба.

11. 3. Обособленные члены предложения

2. Осложненные предложения
с обособленными обстоятельствами:
с деепричастными оборотами
Постояв недолго, он двинулся вперед.
с субстантивными и адвербиальными оборотами
Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в
Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
На другой день к вечеру, рысцой, прибежал Алексей.
Обособляются деепричастные обороты,
независимо от места, занимаемого в предложении
(выражают обстоятельства времени, причины, условия,
уступки, образа действия).
Не обособляются если:
тесно связаны со сказуемым;
являются фразеологизмами;
имеют усилительную частицу И.

12. 3. Обособленные члены предложения

Обособляются:
два одиночных обстоятельства, если являются однородными членами
предложения
Вода бежит, сверкая и журча.
одиночное обстоятельство, если выполняет функцию дополнительного
сказуемого
Он, вздрогнув, стал прислушиваться.
Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными, если
они достаточно самостоятельны:
времени Я, уже глубокой ночью, вышел на улицу.
причины
Благодаря ежедневному общению с ним, Морозка начал думать…
условия
Я наклонился, чтобы, в случае легкой раны, не опрокинуться назад.
уступки
Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
Могут обособляться дополнения
с предлогами вместо, кроме, помимо, за исключением, сверх и др.
Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

13. 3. Обособленные члены предложения

Осложненное предложение
с уточняющими обособленными членами предложения
Информация, которая дополнительно конкретизирует другие члены
предложения; характеризуется наличием формальных средств
то есть, а именно, иначе, даже, в особенности, главным образом.
уточняющие - относятся к одному члену предложения, сужают понятие
или ограничивают его.
В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие.
Осенью, в дожди, река станет опасной.
пояснительные - второе наименование по отношению к первому понятию,
которое недостаточно определено; перед пояснением можно вставить слова
то есть, а именно, или
Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша.
присоединительные - информация, возникшая попутно, дополнительные
замечания и разъяснения. Для присоединения используются различные
слова и словосочетания даже, например, в частности, в том числе и др.
Все были в полном смущении, особенно незнакомый молодой человек.
Было очень тепло, даже жарко.

14. 3. Обособленные члены предложения

Функции присоединительных конструкций:
художественно-выразительная;
большая смысловая нагрузка;
повышение экспрессивности высказывания;
логическое выделение нужных фактов;
средство актуального членения предложения
изменение ритма, тенденция к сжатости.
Особая выразительность присуща так называемой парцелляции,
понимаемой как членение предложения, при котором содержание
высказывания реализуется не в одной, а в нескольких речевых единицах
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. У них
стряслась беда. Большая.
В публицистике этот прием используется для усиления
смысловых и экспрессивных оттенков значений.
В экспрессивном синтаксисе используются и сегментируемые
конструкции (конструкции с двойным обозначением)
Часы – и те здесь будут палубные.

15. 4. Вводные и вставные конструкции

Вводные и вставные конструкции
имеют добавочный характер по отношению к
семантике основной части, характеризуются
обособленностью, особой интонацией,
грамматически не связаны с базовой
конструкцией.
Вводными являются слова и конструкции,
которые выражают отношение говорящего к
сказанному, дают общую оценку сообщаемому,
указывают на источник сообщения и связь с
контекстом (см. квалификативные модусные
категории).

16. 4. Вводные и вставные конструкции

Значение вводных слов:
достоверность, уверенность конечно, бесспорно;
предположение возможно, наверное;
эмоциональная оценка к удивлению, к радости;
указание на степень обычности как всегда;
отношение говорящего к способу оформления мысли
иными словами, попросту говоря;
источник сообщения по словам, по мнению;
связь мыслей и их последовательность
итак, наконец, к примеру;
призыв к собеседнику вообразите, скажи на милость;
указание на экспрессивный характер высказывания
кроме шуток, сказать правду, между нами.

17. 4. Вводные и вставные конструкции

Морфологическое выражение:
специальные слова впрочем, дескать, пожалуйста, следовательно;
имена существительные к счастью, на беду, по существу;
имена прилагательные в целом, самое главное;
местоимения с предлогами кроме того, напротив того;
наречия безусловно, вернее, точнее, кстати, наконец;
глаголы в различных формах кстати сказать, полагаю, разумеется.
Вводные предложения
выполняют те же функции, что и вводные слова;
отличаются лишь структурно, т.к. воспроизводят те или иные
структурные схемы простого предложения;
чаще всего включаются в основное при помощи союзов
Студенты, как мы уже сказали выше, часто опаздывают на
занятия.
не являются готовыми застывшими выражениями;
разнообразны по лексическому составу и не ограничены объемом.

18. 4. Вводные и вставные конструкции

Вставные конструкции
выходят за рамки осложнения, связаны со структурой предложения и текста;

В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью - вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок - обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна - обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Я не люблю лимоны .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  2. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  3. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  4. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  5. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  6. Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  7. Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  8. Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

    • осложнённое
    • неосложнённое

Слайд 1

Понятие об осложнённом предложении
Двадцатое января Классная работа

Слайд 2

Цели урока:
Понять, что такое осложнённое предложение; Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение; Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения; Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».

Слайд 3

Орфоэпическая разминка.
Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклюш.

Слайд 4

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ
ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
БЕЗЛИЧНЫЕ
Зима!
Приходи ко мне в гости!
К вам пришли.
За окном холодно. Мне не спится. На улице темнело.

Слайд 5

ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание.
ПРОСТОЕ
СЛОЖНОЕ
Содержит одну грамматическую основу
Содержит две и более грамматических основы
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Зал украшали красные шары.
Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля.
НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ
ОСЛОЖНЁННОЕ
ПРИМЕР:
Здание украшали красные, зелёные и оранжевые шары.

Слайд 6

Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено:
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТ- ВАМИ
ПОВТОРЯЮ- ЩИМИСЯ СЛОВАМИ
ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕН- НЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
ОБРАЩЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ ДОПОЛЕНИЯМИ
ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ
МЕЖДОМЕТИЕМ

Слайд 7

Слайд 8

В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)

Слайд 9

Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Слайд 10

Домашнее задание:
Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленным на уроке опорным конспектом и материалом §39. Упражнение №222

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания