Еще в самом начале работы над новой пьесой Чехов называет «Вишнёвый сад» комедией, а «местами даже фарс». Почему же сам автор дал именно такое определение своему последнему произведению? Комедия- это театральный жанр, возбуждающий смех зрителя, разоблачая отрицательные общественные и человеческие стороны жизни. Однако именно этот жанр является самым спорным во всем искусстве. Для достижения комического эффекта можно использовать множество разнообразных приемов: преувеличение или приуменьшение, пародия, сближение противоположных явлений. Основная цель любой комедийной пьесы заставить зрителя посмотреть на привычные явления с другой стороны, позволяя через контекстное значение активизировать их эмоции и мысли. Комические герои очень часто не являются теми, за кого себя стараются выдать.
В своем последнем произведении Антон Павлович использовал художественные приемы и средства, характерные именно комедийному жанру, вот почему «Вишнёвый сад» комедия. В пьесе очень ярко показаны противоположности в лице Лопахина и Раневской. Купец и аристократка. Он мыслит цифрами, видит выгоду в каждом своем решении, образования нет, и он сам себя называет «мужиком», однако другие персонажи характеризует его как человека с тонкой и артистичной душой. Она – легкомысленная, увлекающаяся натура, прекрасная представительница уходящей эпохи дворянства. Присутствие смешных ситуаций и комических героев (разговоры Гаева со шкафом, несуразный Епиходов, цирковые трюки Шарлотты Ивановны, падение Пети с лестницы) указывают, что пьеса- комедия. Кроме всего прочего, сам автор говорил, что переживания его героев поверхностны и что они просто не способны на глубокие чувства вообще, следовательно, все их переживания большей частью надуманы и поэтому смешны. Каждый старается показать себя совершенно не теми людьми, кем являются на самом деле. Особенно это видно, глядя на Дуняшу и Яшу. И эти лишь малая часть жанровых особенностей.
В каждом произведении присутствует смысл и определенное поучение для читателя. Пьеса, созданная А. П. Чеховым “Вишневый сад”, не стала исключением. В ней описаны обыденные события, однако во время ее чтения нас не покидает чувство переполненности эмоциями и переживаниями. Пьеса названа предупреждением неспроста. Она считается примером реальной жизни людей, которые обладают разными характерами и мечтами, поэтому и происходят между ними конфликты и столкновения.
Произведение Чехова построено на противоречиях двух миров: мечта и действительность. Целиком и полностью Любовь Андреевна существует в мире грез. Ей совершенно не интересны нынешние события, так как главным ее желанием стало нахождение в мире воспоминаний, ведь именно тогда она переживала счастливые минуты своей жизни. Париж для нее остался далеко в прошлом, однако, мысленно она там. Ей пришлось по велению судьбы возвратиться в родной дом, но это не стало поводом для отказа от пребывания в мире грез. Перед ее взором возникал дом, не тот в котором она находилась в эту минуту. Ее желанием было лицезрение дома ее
детства, который остался навсегда в памяти героини.
Выбор Гаева пал, пожалуй, на самое опасное место для существования человека – стык двух миров. Этот персонаж живет не в мире мечты, и не в мире действительности. Ему свойственно метаться между ними. По-настоящему познать он не в состоянии хотя бы один из них. Образ героя не олицетворяет мечтателя или реалиста, живущего своими воспоминаниями. К тому же этот мужчина не считается зрелым, ясно представляющим, чего он хочет. Он воспринимается в качестве юнца, хотя и относится к возрастной категории, перешедшей в ранг почтенной.
Лопахину, единственному из всех персонажей, удалось прийти к осознанию смысл существования каждого из миров. У него получилось обуздать мечту. Этому герою далеко до идеальности, хотя в нем живет стремление к преобразованию своих грез в реальность. Лопахин понимает, что мечты, появляющиеся в его голове, способны побуждать его к действию, соответственно, он может реализовать их.
Одной из особенностей «Вишневого сада» является то, что все герои даются в двойственном, трагикомическом освеще¬нии. В пьесе есть чисто комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша, Фирс. Антон Павлович Чехов под¬смеивается над Гаевым, «прожившим свое состояние на леден¬цах» , над не по возрасту сентиментальной Раневской и ее прак¬тической беспомощностью. Даже над Петей Трофимовым, ко¬торый, казалось бы, символизирует обновление России, А. П. Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом» . Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многосло¬вием, которого А. П. Чехов не терпел. Петя произносит моно¬логи о рабочих, которые «едят отвратительно, спят без поду¬шек» , о богатых, которые «живут в долг, на чужой счет» , о «гордом человеке» . При этом он предупреждает всех, что «бо¬ится серьезных разговоров» . Петя Трофимов, ничего не делая на протяжении пяти месяцев, твердит другим, что «надо ра¬ботать» . И это при трудолюбивой Варе и деловом Лопахине! Трофимов не учится, потому что не может одновременно и учиться, и содержать себя. Очень резкую, но точную характе¬ристику в отношении «духовности» и «такта» Трофимова дает Пете Раневская: «... У вас нет чистоты, а вы просто чистюлька ». А. П. Чехов с иронией говорит о его поведении в ремарках. Трофимов то вскрикивает «с ужасом» , то, задыхаясь от него¬дования, не может произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может этого сделать.
Определенные сочувственные ноты есть у А. П. Чехова в изображении Лопахина. Он делает все возможное, чтобы по¬мочь Раневской удержать имение. Лопахин чуток и добр. Но в двойном освещении он далеко не идеален: в нем есть деловая бескрылость, Лопахин не способен увлекаться и любить. В отношениях с Варей он комичен и неловок. Кратковременное торжество, связанное с покупкой вишневого сада, быстро сменяется чувством уныния и грусти. Лопахин произносит со слезами знаменательную фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчаст¬ливая жизнь» . Здесь Лопахин напрямую касается главного источника драматизма: он заключен не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве жизнью, по-разному переживаемом всеми героями льесы. Жизнь идет нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья. Не только для основных героев несчастлива эта жизнь, но и для Шарлотты, одинокой и никому не нужной, и для Епиходова с его постоянными неудачами.
Определяя суть комического конфликта, литературоведы утверждают, что он держится на несоответствии видимости и сущности (комедия положений, комедия характеров и т. д.) . В «новой комедии А. П. Чехова слова, поступки и действия героев находятся именно в таком несоответствии. Внутренняя драма каждого оказывается важнее внешних событий (так на¬зываемые «подводные течения») . Отсюда и «слезливость» дей¬ствующих, лиц, имеющая вовсе не трагедийный оттенок. Мо¬нологи и реплики «сквозь слезы» говорят, скорее всего, об излишней сентиментальности, нервозности, порой даже раз¬дражительности персонажей. Отсюда и всепроникающая че¬ховская ирония. Кажется, что автор как бы задает вопросы и зрителям, и читателям, и самому себе: почему так бездарно растрачивают свою жизнь люди? почему так легкомысленно относятся к близким? почему так безответственно тратят слова и жизненные силы, наивно полагая, что будут жить вечно и будет возможность прожить жизнь набело, заново? Герои пьесы заслуживают и жалости, и беспощадного «смеха сквозь невидимые миру слезы» .
Каждое произведение, так или иначе, несет определенный смысл и поучение к читателю. Исключением не стала и пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Она, не смотря на обыденность событий, переполнена эмоциями и переживаниями. Неспроста пьесу называют предупреждением. Она насеет в себе пример реальной жизни людей, столкновения характеров и желаний.
В произведении Чехова можно заметить противоречие двух миров: мечты и действительности. Например, Любовь Андреевна полностью и целиком погружена в мир грез. Ее не интересуют события сегодняшние, она желает находиться в мире воспоминаний, где она была счастлива. Ее жизнь уже давно далека от Парижа, но мысли ее все еще там. Даже когда волею судьбы она вернулась в родной дом, она все равно была в мире мечты, она видела не тот дом, который существует сейчас, в эту минуту. Она хотела лицезреть дом, который помнится из ее детства.
Гаев – это человек, живущий, пожалуй, в самом опасном месте, на стыке двух миров. Он не принадлежит ни миру мечты, ни миру действительности. Он мечется между ними, не в состоянии познать хотя бы один по-настоящему. Он не является мечтателем и не принимает свои воспоминания за реальность. Но и не является зрелым мужчиной, который ясно знает, чего он хочет. О нем говорят как о юнце, хотя его возраст уже перешел в ранг уважительного.
Лопахин – это единственный персонаж, который понял смысл каждого из миров и смог обуздать мечту. Он не идеален, то стремится преобразовать свои грезы в реальность. Он знает, что мечты, которые появляется в его голове, побуждают его к действию и реализации их в свою жизнь.
В чеховском произведении сталкиваются мечта и реальность. И чем больше страниц пьесы прочитано, тем более острым это противоречие становится. Пьеса наталкивает на мысль, что очень часто люди ведут себя безрассудно и глупо. Порой человек не отдает отчет в собственных поступках и играет с огнем, именно об этом и говорил автор в своей пьесе «Вишневый сад». На мой взгляд, автор предупреждает читателя об опасности существования только в одном из миров. Автор намекает, что люди должны сочетать мир грез и действительность, как это делает Лопахин. Чехов стремился сплотить всех людей, называя Россию садом.