Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отто Дикс: биография. «Война» Отто Дикса Отто дикс 7 смертных грехов анализ

Отто Дикс: биография. «Война» Отто Дикса Отто дикс 7 смертных грехов анализ

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (1891 - 1969) - немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.

Биография Отто Дикса

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны… «

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов » (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным «, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы

Ярко выраженный авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гросом являлся представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистские мотивы, осмысление общечеловеческих ценностей.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван на военную службу в ряды фольксштурма. В конце войны Дикс был пленён французскими войсками и в феврале 1946 года отпущен на свободу.

Сначала Дикс учился у художника-декоратора (1905-1909), а потом в Дрезденской школе прикладного искусства (1910-1914). В своих ранних произведениях он следовал традиции немецкой живописи XV-XVI вв., позже испытал влияние группы и футуризма (в 1914-1919). Как и другие художники того поколения, Дикс глубоко переживал трагедию войны, на темы которой он исполнил около 600 рисунков, акварелей и гуашей. В 1914- 1919 он служил на русском и французском фронтах. Картины, написанные в 1920, отражают политический климат в Германии после окончания войны. Для них характерна удивительная смесь дадаистской техники(коллажи; в 1920 Дикс принял участие в большой выставке дала в Берлине) и двухмерности экспрессионизма (и - не сохранились; , Штутгарт, Гос.гал.; , там же).

Тогда же Дикс создал стиль, ставший особенно характерным для его творчества, - графический в своей основе, он окрашен холодными и пронзительными тонами в соответствии с экспрессивной традицией XVI в.(Бальдунг Грин, Дюрер, Кранах, Грюневальд), которую он сочетает с современными сюжетами: фантастический ужас в картине (1920-1923, погибла после 1938), портреты, создающие эффект присутствия (, 1921, Кельн, музей Вальраф-Рихарт; , 1926, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду; , 1924, Ганновер, музей); сатиры на современный город (, 1927, Штутгарт, Гос. гал.), прямое наблюдение откровенных человеческих ситуаций (, 1930-1931).

Его ксилографии (самая ранняя датируется 1913; в 1919 была исполнена прекрасная серия) и офорты 1920-х (и, 1922, и особенно 50 офортов из серии, 1923-1924, изданы в Берлине в 1924, полностью собраны в 1961) поражают своей правдивостью и жизненной силой. Дикс работал в старой темперной технике с лессировками, он рисовал серебряным карандашом (этюды новорожденного сына, Урсуса, 1927; растения, очень напоминающие листы Дюрера, обнаженные, пейзажи).

Дикс был провозглашен лидером группы (первая выставка в Маннгейме в 1925), но после 1930 художник отошел от этого направления в сторону более мягкой живописи (что проявилось даже в новых работах на тему войны - 4 панно, 1929-1932, Дрезден, Картинная гал.), заимствуя сюжеты своих картин у старых мастеров (тема искушения св. Антония, св. Христофор, тема бренности жизни), где обнаженные фигуры отмечены странной поэтичностью образов Кранаха и особенно замечательны пейзажи, в частности, графические (, 1934, Ахен, частное собрание). Около 1946 Дикс увлекся приемами позднего экспрессионизма, более тонкого и живописного.

Профессор Дрезденской Академии в 1927-1933, в 1936, изгнанный нацистами, он переехал в Хемменхофен на Боденском озере. Видение Дикса, одновременно беспристрастное, не ангажированное, и исключительно правдивое, было лучше оценено в 1945-1960, в момент фигуративистской реакции на субъективизм абстракции; знаменательно, что Дикс, как и поздний Бэкон, часто обращался к философии Ницше.

Работы художника представлены в немецких музеях, а также в Нью-Йорке (Музей современного искусства).

XX век дал огромный толчок в развитии искусства. Это время появления множества новых направлений и идей. Только в прошлом веке, наконец, искусство предстало перед нами без ограничений и прикрас, смогло выставить напоказ все пороки и проблемы нашей жизни. Известные немецкие художники сделали большой вклад в мировое искусство. Отто Дикс - один из них.

Биография Отто Дикса

Вильгельм Генрих Отто Дикс - художник, причем один из самых талантливых, однако незаслуженно забытых. Его жизнь была не менее увлекательной, чем искусство, поэтому сейчас о нем пишут все больше.

Отто родился в 1891 году в Германии, где и прожил всю свою жизнь. Он был из семьи рабочего, но смог пойти в Академию художеств, в которой впервые проникся экспрессионизмом. Авангардная живопись произвела сильное впечатление на молодого художника, и он посвятил свою жизнь именно ей.

Известные картины

Подавляющая масса картин Отто Дикса - это сюжеты о войне или Одна из самых знаменитых работ мастера называется (1827-1828). Этот триптих показывает бедные улицы, полные проституток и ветеранов-инвалидов. Центральное полотно занимает картина отдыха высшего света, который не знает и не думает о том, что творится за стенами их блистающей залы.

Широко известен полиптих "Война" (1929-1932). Он изображает солдат, ратное поле, а также последствия, которые остаются после боя. Это одно из ярчайших произведений новой вещественности, что означало некоторый возврат к старым канонам. Отто рисовал полиптих даже не на полотне, а на дереве, как это делалось в былые времена.

"Мать с ребенком" (1921) как нельзя лучше показывает всю силу пера автора. Перед зрителем открывается картина, на которой стоят мать и дитя. Кажется, она должна бы радовать, но нет. Их фигуры исхудали, лица иссохли, в глазах нет жизни, а на лицах - улыбок. У Отто получился очень мрачный портрет военного времени.

"7 смертных грехов" изображает библейский сюжет, однако, как и все картины мастера, переработанный под нужды времени. Так, в маленьком карлике, который сидит на дряхлой старухе, без труда можно распознать Гитлера. Эта картина хорошо показывает все отношение художника к новой власти в стране.

Смысл картин Отто Дикса

Все работы наполнял глубоким смыслом художник Отто Дикс. Картины, написанные им, передают вскрывая Так, например, когда он изображает войну, то мы видим ужас на лицах и ошметки тел на земле. На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. Улицы полны проституток, мать и дитя предстают тощими от голода, кругом царит беспросветность. Именно такими и были эти города после проигранной войны, но никто не хотел обращать на это внимания, все старались забыть о том, что их окружает. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. Возможно, нарисованы они не очень реалистично, но именно оттого и вызывают они более сильные эмоции у зрителей.

Судьба картин

Судьба картин Отто Дикса была печальна после прихода нацистов к власти. Так, в 1937 году 260 картин выдающегося художника преданы огню как несоответствующие моральным нормам. Однако даже без учета уничтоженных художник оставил после себя немало произведений искусства, ведь всю жизнь он занимался только живописью. Уцелевшие картины можно сейчас видеть в разных музеях по всей Германии. Так, многие выставлены в картинной галерее Дрездена, в национальной галерее в Берлине и в других местах.

Иногда находятся и новые картины, как это случилось в 2011 году, когда были обнаружены сразу 4 шедевра. Некоторые работы сегодня находятся в частных коллекциях, и их можно приобрести на аукционах.

Вклад в искусство

Отто Дикс - художник с большой буквы. Его вклад в искусство и историю имеет большую ценность, ведь не зря он называл себя летописцем своей эпохи. Именно за талант сейчас ценят Отто Дикса во всем мире. Независимо от того, в каком жанре он писал и что изображал, это все делалось рукой мастера. Картины Отто способны поражать зрителей и сегодня.

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix [ˈvɪlhɛlm ˈhaɪnʀiç ˈɔto ˈdɪks]; 2 декабря 1891, Гера, Тюрингия, Германская империя - 25 июля 1969, Зинген, Баден, ФРГ) - немецкий художник и график.

Отто родился в семье рабочего-литейщика. В школьные годы он проявлял незаурядные способности к рисованию. Денег на специальное обучение не было, и он отправился в Геру, а после в Песнек, по окончанию начальной школы в 1905 году. Там он начал обучение на художника-оформителя. Отто был честолюбивым и не по годам серьезным. Он хотел быть индивидуальностью. В 1909 году Дикс стал стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене. Когда Отто впервые попал в город, он начал разыгрывать из себя денди, но он не забывал и о живописи.

Первыми работами художника стали ландшафты. Его работы уже тогда напоминали постимпрессионизм. Художник также увлекался живописью итальянских мастеров XV – XVI вв. Вскоре разразилась первая мировая война, и Дикс отправился на передовую. Эти четыре года оставили глубокий след в его памяти и сердце. Дикс был пулеметчиком. Ему не раз доводилось бывать в ближнем бою. Отто много раз возвращался к теме войны в своих картинах. Вернувшись с фронта, Дикс со всей очевидностью убеждается в том, что и в мирной жизни люди могут быть не менее скотоподобными, нежели на войне. Художник очень долго старается найти тот стиль, который помог бы ему в полной мере раскрыть волнующую его тему.

В 1919 году Отто завершил обучение в Дрезденской художественной академии. Он получает собственную мастерскую и организует там «Дрезденский Сецессион». В этот период художник создал много необычных работ. Он разрабатывает собственный стиль рисования. Например, чтобы показать обморочное состояние художник рисует персонажу второе лицо и руки, контурами указывая на их дрожание. Поверх одежды на одном из калек пунктиром показаны протезы на шарнирах, зубные протезы . На большинстве картин Дикса можно лицезреть образы изувеченных людей на фронте. Картины «Продавец спичек», «Инвалиды за карточной игрой», написанные в 1920 году, были прелюдией к основной теме творчества художника – изображению бесчеловечности и ужасов войны. Прежде, чем прийти к ней, Отто рисует серию картин о жизни простых рабочих. В них он пытается подчеркнуть проблему несправедливостей в обществе.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год он сыграл свадьбу с Мартой Кох. У них родилась дочь. В этот период Отто пишет серию чудесных портретов. Он писал портреты и для весьма известных людей. Однако главным достижением художника становится картина «Полевые окопы». Эта картина была написана в 1923 году и считается самой известной. «Полевые окопы» считаются лучшим и наиболее искренним и выстраданным произведением Дикса. В 1929 году художник демонстрирует свою работу на выставке, которая вызывает бурю эмоций у критиков и посетителей. Один из немецких критиков желчно назвал его «комиком грязи». Однако один из художников утверждал, что работе Отто место в Национальной галерее. В 1933 году картина бесследно исчезла после показа ее фашистам в экспозиции «Вырожденное искусство». Однако описание картины все же сохранилось.

Дикс воссоздает во 50-ти листах графической серии «Война». После прихода к власти Гитлера, художник был лишен кафедры в Дрезденской художественной академии. Вместе с семьей Отто был вынужден переехать в замок к шурину в Рандегге. Там художник в основном писал ландшафты. Дикс вел весьма замкнутый образ жизни. Однако, несмотря на это в 1939 году, после неудачного покушения на Гитлера арестовали и художника. К счастью, через неделю Отто отпустили. Всю войну художник и его семью провели в Германии. Незадолго до ее окончания Дикс оказался в плену у французов. В лагере он перерисовывал портреты Шарля де Голля на транспаранты, а также писал икону для капеллы. Как только Отто освободили он начала работать на покраске автомобилей в Кольмаре.

Последние годы жизни художник писал картины на библейские темы. Ему вернули мастерскую в Дрездене. Произведения были высоко оценены в Германии и за ее пределами. В 1969 году Отто Дикс скончался в Зингене от кровоизлияния в мозг.

В 1914 г., когда началась Первая мировая война, немецкий художник-авангардист Отто Дикс, 23 лет от роду, решил пойти добровольцем. Защищать Родину типа. Родина предоставила ему такую возможность: пулеметчик Дикс попал на Западный фронт, во Францию. Там шла "окопная война". После первых успехов немцы уперлись в непреодолимую оборону - французы и англичане зарылись в землю, обложились колючкой и минными полями. Все попытки любой из сторон перейти в наступление превращались в многомесячную бойню без особого успеха.

Отто Дикс. "Автопортрет на войне". 1914 г.
Эту картину Дикс написал на листке бумаги, как только попал в армию, еще до фронта.

Вскоре ему станет не до рисования. Несколько лет он проведет в траншеях. Грязь, обстрелы, газовые атаки, бойня на Сомме в 1916 г., бойня во Фландрии в 1918 - все по полной программе. Он будет несколько раз ранен, заработает Железный крест 2-го класса и... стойкую неприязнь к войне.

Отто Дикс. "Траншея". 1923 г.
Дикс написал эту картину по памяти уже после войны. Это немецкий окоп после артобстрела, взгляд изнутри. Кровавое месиво. Куски тел, перемешанные с землей, оторванные головы, кишки, обгоревшие колья с колючкой. И солдат в противогазе как инопланетянин бродит посреди этого.

В правой части картины - немец, разорванный на куски, пол-туловища нет, и пол-лица тоже:

Рядом - его товарищ вверх ногами, а по ногам, торчащим из окопа, еще и прошлись из пулемета, похоже.

Жутковато, конечно, но это Отто Дикс еще под Ленинградом не воевал, в Синявинских болотах в 1941-43 гг. Там зимой окоченевшие трупы, которыми была усеяна линия фронта, намеренно втыкали головой в снег и использовали как "дорожные знаки" в сети траншей: вот у этого фрица (или ивана) - поворот направо, у этого - налево.

Картина "Траншея", как только её показали публике (её купил городской музей в Кёльне), вызвала скандал. Художника обвинили в чрезмерном натурализме в изображении войны. Мэр Кёльна (а это был Конрад Аденауэр, будущий канцлер ФРГ в 1949-63 гг.) настоял на изъятии картины из музея и аннулировал сделку покупки.

Однако не только либерал Аденауэр возмутился. Крайне правые (партия Гитлера и другие) обвинили художника в оскорблении "памяти павших" за Германский рейх. Когда Гитлер придет к власти, нацисты конфискуют "Траншею" и она пропадет бесследно. По одной версии они сожгли её вместе с другими картинами "дегенеративного искусства" (под которое подпадал авангард, импрессионизм и т.д.). По другой - картина пропала во время "огненного шторма" в Дрездене во время налётов 1945 г.

Что касается Дикса, он настаивал на своем - он просто рисовал то, что видел на фронте. Не нравятся кишки и трупы - не начинайте войн.

Отто Дикс."Череп" (серия рисунков "Война"). 1924 г.

Но все это - творческие перипетии художника после войны. А в 1915-18 гг., сидя в окопах, пулеметчик Дикс не рассуждал, он косил из траншеи наступавших англичан и французов. В 1916-м ему особенно "повезло" - он попал в самое пекло, принял участие в битве на Сомме. Сомма это был адов кошмар: 4 месяца англичане и французы наступали волна за волной, но в итоге продвинулись лишь на 10 (десять!) километров, положив 150 тыс. чел. Немцев погибло примерно столько же. Среди этих гор трупов под ураганным огнем держал оборону Отто Дикс и его товарищи.

Отто Дикс. "Раненный солдат (Бапом, август 1916)". 1924 г.
Бапом это городок во Франции, важная точка в битве на Сомме. Он был целью наступления англичан, но они так и не смогли прорваться туда. Бои за Бапом шли еще два года, он несколько раз переходил из рук в руки. По размерам бойни это аналог Ржева или Синявинского выступа в годы ВОВ.

В отличие от многих Отто Дикс выжил на Сомме в 1916-м. А в 1917 его ждали новые приключения. Дикса ненадолго перебросили на Восточный фронт, в Россию. Правда, покосить русских из пулемета ему особо не удалось: в России полным ходом шла революция и фронт развалился сам собой. Воевать стало не с кем. Был заключен Брестский мир и весной 1918 г. все освободившиеся войска немцы перебросили на Запад. Началось последнее, самое отчаянное немецкое наступление с целью переломить ход войны.

Отто Дикс. "Штурмовые группы идут вперед под прикрытием газов". 1924 г.

Эти события вошли в историю как "наступление Людендорфа" (по имени генерала, которым им командовал). Когда-то, летом 1914, Людендорф наголову разгромил царские войска в Вост. Пруссии. Но тут, во Франции он обломился. За 4 месяца немцы потеряли 700 000 человек убитыми и раненными, продвинувшись вперед на 60 км. Людендорф был тот еще мясник, он готов был класть хоть еще по 700 000 каждые 60 км до Парижа, но... Но у Германии кончились рекруты.

Идея "бабы еще нарожают" все-таки имеет свой предел. И он наступил. Англичане и французы устояли и вскоре (с участием американцев) нанесли мощнейший контрудар. Дикс сам едва не погиб в этих последних боях мировой войны. В августе 1918 во Фландрии (Бельгия) он получил тяжелейшее ранение в шею, но врачам удалось остановить кровотечение и довезти его до госпиталя.

В 1934-36 гг. Дикс напишет картину "Фландрия" по мотивам романа "Огонь" Анри Барбюса. Барбюс - французский писатель, который воевал в Первую мировую с другой стороны (тоже доброволец, и тоже ранения, наградные кресты и т.д.). Придя с фронта он написал антивоенный роман "Огонь". Там есть эпизод, как во Фландрии сильный дождь вызвал наводнение, которое затопило траншеи и французов, и немцев.

Всю ночь барахтались они в воде в своих окопах, превратившихся в реки и озера. Многие утонули, цепляясь за оползающую землю. И в какой-то момент им стало не до войны. На рассвете выжившие в потопе выглядели с обоих сторон одинаково - по уши в грязи, промокшие, едва живые, среди трупов, плавающих в траншеях.

Отто Дикс. "Фландрия". 1934-36 гг.
Довольно смелая картина для Германии1934-36 гг., если учесть, что Анри Барбюс был коммунист и автор лозунга "Сталин - это Ленин сегодня!".

После ранения во Фландрии Дикс уже не вернулся на фронт. Осенью 1918 г. война на измор Западе подошла к финалу. Немцы сломались и покатились обратно к границам Германии. Начались волнения в тылу: восстали матросы в Киле, потом гарнизон в Берлине, потом началась общая революция. 11 ноября 1918 г. Германия капитулировала. Дикс встретил это известие на больничной койке.

Война на измор - не просто слова. Хотя Германия сдалась еще до того, как союзники вторглись на её территорию, страна была полностью разорена. Бывшие фронтовики, возвращаясь домой, были шокированы - народ в тылу просто голодал к концу войны. В России в 1917 г. хлеб по карточкам давали из расчета 400 г (русский фунт) в день. В Германии в 1918 давали около 200 г в день, причем это был эрзац-хлеб (муки не хватало и её разбавляли картофельным порошком).

Отто Дикс. "Мать и дитя". 1921 г.
Это не СССР времен Голодомора 1930-х гг. Это Германия после Первой мировой. А ведь в 1914 там все бурно радовались началу войны, мечтали переделить Британскую империю, грезили о Прибалтике, Украине.

Отто Дикс. "Мать и дитя". 1923 г.
Не, это не Россия и она не алкоголичка (как некоторые думают). Просто художник хотел изобразить, насколько придавлены нуждой были немцы в начале 1920 х гг. Версальский мир, репарации, крах валюты, гиперинфляция в тысячи процентов.

Проблемы послевоенной Германии усугублялись тем, что многие немцы (особенно бывшие фронтовики) не сделали правильных выводов из поражения своей страны. Им казалось, что не надо было капитулировать. Надо было драться на своей территории, до конца (что они и сделают в 1945). Им казалось, что Германская империя рухнула не потому, что была объективно слабее западных союзников, а из-за предательства в тылу, "удара в спину". А удар нанесли евреи, масоны, социал-демократы, гнилая интеллигенция и т.п.

Все эти идеи пропагандировал Гитлер. Тоже ветеран-фронтовик, художник, доброволец. Тоже был ранен. В боях на р.Ипр попал под газовую атаку (ипритом), лишился зрения на несколько месяцев. Но все равно не навоевался. В партию к Гитлеру вступил и генерал Людендорф, командовавший всей этой бойней. Он тоже не навоевался. И таких было много.

В принципе, германская ситуация 1920-х гг. - знакома. Примерно так же многие русские не сделали правильных выводов из краха СССР в 1991 г. СССР проиграл холодную войну Западу, т.к. по многим причинам был объективно слабее США. Был слабее, но пыжился показать обратное: "Без штанов, но в космос летаем". Долетался, до очередей за туалетной бумагой и продовольственных карточек в мирное время. Однако некоторым казалось (и кажется), что все дело было в субъективном факторе - в Горбачеве, "агентах влияния" Запада, происках ЦРУ и т.п. Сон разума рождает теории заговора.

Возвращаясь к Отто Диксу, он в отличие от Гитлера и Людендорфа был сыт войной по горло. Отныне и до конца своих дней он стал противником немецкого великодержавного шовинизма. Ушел на войну воинственным патриотом - пришел пацифистом.

Отто Дикс. "Пражская улица". 1920 г.
Прагер Штрассе - это такой квартал красных фонарей в Дрездене, где Дикс поселился после войны. Проститутки (на заднем плане) стоят на улице, ждут клиентов. На тротуаре - инвалиды войны. Один (без руки и без ступней) просит милостыню. Другой, вообще безногий - катит куда-то на тележечке. На улице валяется газета с заголовком "Juden Raus" (Евреи - вон!). В общем, послевоенная Германия (картина написана в 1920 г.).

Отто Дикс, хоть и пришел с войны пацифистом, в послевоенной политике не участвовал, в партиях не состоял. Он погрузился в частную жизнь, зарабатывал портретами (они пользовались спросом), а также писал картины и графику о войне, рисовал обнаженную натуру, а также различные сатирические вещи (на околосексуальные темы, как правило).

Отто Дикс. "Автопортрет с Музой". 1924 г.

Музой художника в реальности была женщина по имени Марта Кох. Он познакомился с ней в 1921 г., когда рисовал портрет её мужа, доктора Ганса Коха. От мужа она ушла к нему. При этом муж (уже бывший) сохранил с художником приятельские отношения. И вскоре женился еще раз - на сестре Марты. Короче, все - и Ганс, и Отто, и Марта с сестрой стали родственниками и зажили счастливо.

Отто Дикс. "Доктор Ганс Кох". 1921 г.

Отто Дикс."Фрау доктор Ганс Кох". 1921 г.
Шикарный портрет. Первоначальное название картины ("Frau Doctor Hans Koch" ) потом изменили. Она стала называться "Frau Dix" (т.к. художник женился на фрау Марте).

Еще один известный портрет кисти Отто Дикса:

Отто Дикс. "Портрет адвоката Хуго Симонса". 1925 г.
Еврей Хуго Симонс был адвокатом и однажды помог Диксу выиграть какую-то судебную тяжбу. В благодарность Дикс нарисовал этот портрет и подарил ему. При Гитлере с выходом Нюрнбергских расовых законов 1935 г. Симонс был лишен немецкого гражданства и возможности заниматься адвокатской практикой. Он уехал в Канаду и увез свой подарок. Ныне этот портрет висит в Монреальском музее изящных искусств.

Художник много рисовал и обнаженную натуру.

Отто Дикс. "Автопортрет с обнаженной моделью". 1923 г.

Отто Дикс. "Портрет полуобнаженной". 1926 г.
Это видимо, та же модель, что и на картине выше, но у неё что-то с лицом. Наверное, опять нужда и Версальский договор.

Если говорить о сатирических картинах Дикса, то большую известность получила его серия картин о проститутках и борделях, написанная в начале 1920-х гг. Там некая смесь сатиры с сочувствием (прежде всего к клиентам). Ну, чтоб вы понимали:

Отто Дикс. "Бельгийский бордель". 1923 г.

Или вот:

Отто Дикс."Матрос и девушка". 1926 г.
Пожалуй, одна из сильнейших картин про любовь в мировой живописи.

Отто Дикс. "Девушка перед зеркалом". 1922 г.
Бельё рваное или такой фасон?

Крупный план девушки. В руке, оказывается, сигарета.

Или вот еще. Это не про бордель, но из той же сатирической линии:

Отто Дикс."Престарелые любовники". 1923 г.
Тетка на Валентину Матвиенко смахивает, из Совета Федерации.

Пик творчества художника пришелся на 1920-е гг. Львиная доля картина написана именно в этот период. В 1933 к власти пришел Гитлер и Дикса записали в "дегенеративное искусство" (вместе с Ван Гогом, Пикассо, Шагалом и многими другими).

И пока у власти были нацисты, Дикс рисовал очень мало, в основном, пейзажи. Он ушел во "внутреннюю эмиграцию", занимаясь своей семьей (к тому времени у них с Мартой было уже трое детей). В 1939 г. его схватило гестапо по ложному обвинению в подготовке покушения на Гитлера. Но доказательств не нашли и Дикса вскоре выпустили на свободу.

В 1945, когда ему было уже за 50, его забрали в Фольксштурм, но прежний лихой пулеметчик Дикс - давно умер. Художник сдался в плен французам. По выходе из лагеря военнопленных он жил в Западной Германии до самой смерти в 1969 г. К нему пришло признание, престижные премии (причем как в ФРГ, так и в ГДР). В 1959 г. ему вручили высшую награду ФРГ - большой крест за заслуги. И было за что, я считаю.

Художник Отто Дикс в форме Германской императорской армии.