Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.
Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль
Наиболее значительные литературные направления русской литературы:
классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм
Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.
Основные черты классицизма :
⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия
Типичные произведения русского классицизма :
⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»
Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»
Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.
Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.
Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.
Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.
Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.
Основные черты сентиментализма
:
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
⦁ главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия
Типичные произведения русского сентиментализма
:
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»
Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.
Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.
Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.
А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.
Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».
Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.
Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.
РЕАЛИЗМ
Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.
Основные черты реализма
:
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии
Типичные произведения русского реализма :
⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.
Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»
«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.
Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.
Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.
РОМАНТИЗМ
Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.
Основные черты романтизма :
⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска
Типичные произведения русского романтизма :
⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»
Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»
Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!
Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.
Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.
Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.
Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).
ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.
Основные черты футуризма
:
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество
Представители футуризма :
⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).
1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.
В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.
Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).
Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.
АКМЕИЗМ
Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.
Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.
Основные черты акмеизма
:
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор
Представители акмеизма :
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.
Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.
Пример произведения: А. Ахматова «Гость»
Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.
Тема. Неразделённая любовь.
Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.
Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.
Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.
Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.
Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.
Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.
МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.
Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания
Типичные произведения русского модернизма :
⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.
Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.
Основные черты постмодернизма :
⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов
Типичные произведения русского постмодернизма :
⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.
СИМВОЛИЗМ
Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.
Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.
Основные черты символизма :
⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)
Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »
Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».
Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.
Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.
Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.
Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).
Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).
Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.
⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.
Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.
Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической эпохи Представляют особый тип героя Выражают определённое мировоззрение Выбирают характерные темы и сюжеты Работают в определённых жанрах Выделяются стилем художественной речи Выдвигают определённые жизненные и эстетические идеалы
Классицизм 17 – начало 19 вв. Русский классицизм – национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петра 1 Отличительные черты -Нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлечённость в изображении -надуманные образы, схематичные характеры - Назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных -использование языка, мало понятного простому народу -общенациональная, гражданская направленность - Установление иерархии жанров: «высокие» (оды, трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма), «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы) - Правило «трёх единств»: времени, места и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии)
Представители классицизма Русская литература: М. Ломоносов («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года») Г. Державин (ода «Фелица») А. Сумароков (трагедии) Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль») Западноевропейская литература: П. Корнель, Вольтер, Мольер, Ж. Лефонтен
Сентиментализм 2-ая половина 18 – начало 19 вв. Отличительные черты - Раскрытие человеческой психологии - Высшей ценностью провозглашается чувство - Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту - Идеализация действительности, субъективное изображение мира - Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой - Произведение часто написано от 1-го лица, что придаёт ему лиризм и поэтичность
Романтизм Направление, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту Отличительные черты - необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей - мечтательность, идеализация действительности, культ свободы - стремление к идеалу, совершенству - сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя - изображение героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой) - Контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Представители романтизма Русская литература - В. Жуковский (баллады Людмила», «Светлана», «Лесной царь» - К. Рылеев (поэмы) - А. Пушкин (Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») - М. Лермонтов (поэма «Мцыри») - Н. Гоголь (повести «Вечера на хуторе близ Диканьки») - - М. Горький (рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - Западноевропейская литература - Д. Байрон, И.В. Гёте, Шиллер, Гофман, П.Мериме, В. Гюго, В. Скотт
Реализм Направление в искусстве и литературе 19 – 20 вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни. Отличительные черты - В основе лежит конфликт: герой – общество - типичные литературные персонажи - Типичные приёмы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер) - Изображение определённой исторической эпохи, реальных событий - Изображение событий и героев в развитии - Все персонажи изображаются не отвлечённо, а во взаимодействии с окружающим миром
Представители реализма -А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») - А. Пушкин («Маленькие трагедии», «Евгений Онегин») - М. Лермонтов (роман «Герой нашего времени») - Н. Гоголь (поэма «Мёртвые души») - И. Тургенев (романы «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин» и др.) - Л. Толстой («После бала», «Воскресение», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.) - Ф. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.)
Реферат
на тему:
Литературные направления и течения XVII-XIX
вв.
(классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм)
Реферат по дисциплине
«Культурология»
выполнила студентка группы ЮРз-09-3
Еремеева Ольга Олеговна
Иркутск,
2011 год
Содержание
Стр.
Введение
.............................. .............................. .............................. .............................. .......
3 – 4
ВВЕДЕНИЕ
Русская
литературная жизнь начала XIX в. протекала
под знаком все углубляющегося распада
классицизма и ожесточенных споров
вокруг его художественного наследства.
Многообразные
события конца XVIII в. - начавшийся под
влиянием роста капитализма и
распада феодально- крепостнических
отношений, вовлечение в эту культуру
страны, все более широких слоев
помещичьего класса и «третьего
сословия» - вся эта цепь разнородных
явлений вела к упадку и разложению господствовавшего
стиля предыдущей эпохи.
Подавляющая
часть писателей отказалась оттого,
что так любовно культивировал
классицизм - от чинного и холодного
нормативизма, заботливо отделявшего
"высокие" виды искусства от видов
"подлых", служивших интересам презренной
"черни". Демократизация литературы
сопровождается и демократизацией языка.
Организацию
литературной базы староверства в начале
века взял на себя адмирал А.С. Шишков,
высказав свои идеи в очерке "Рассуждение
о старом и новом слоге российского языка",
вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся
исповеданием веры всех сторонников "доброго
старого" классического искусства.
Этому
центру литературного "староверства"
противостояли два общества, объединявшие
противников классицизма.
Наиболее
ранним по времени своего возникновения
и вместе с тем наиболее радикальным
по своим политическим тенденциям было
"Больное общество любителей российской
словесности".
Цель
данного реферата заключается в
изучении литературные направлений и
течений XVII-XIX вв.
Исходя
из цели контрольной работы, мною определены
следующие задачи:
-
рассмотреть общую характеристику
литературных направлений и течений
XVII-XIX вв.;
-
выявить характерные черты классицизма;
-
выявить характерные черты сентиментализма;
-
выявить характерные черты романтизма;
-
выявить характерные черты реализма.
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
И ТЕЧЕНИЙ
XVII-XIX
ВВ.
Литературное
направление - часто отожествляется
с художественным методом. Обозначает
совокупность фундаментальных духовно-эстетических
принципов многих писателей, а также ряда
группировок и школ, их программно-эстетических
установок, используемых средств. В борьбе
и смене направлений наиболее отчетливо
выражаются закономерности литературного
процесса.
Понятие
«направление
» характеризуют
следующие признаки:
ГЛАВА
2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классицизм
Классицизм
–
(от лат. classicus - образцовый) –
направление в литературе XVII – начала
XIX в., ориентирующееся на эстетически
эталонные образы и формы античного («классического»)
искусства. Поэтика классицизма начала
формироваться в Италии, но как первое
самостоятельное литературное направление
классицизм оформился во Франции в XVII
в. – в эпоху расцвета абсолютизма. Официальным
основателем классицизма признается Ф.
Малерб; поэтические каноны классицизма
были сформулированы в трактате Н. Буало
«Поэтическое искусство» (1674) 3 . В
основе эстетики классицизма – принципы
рационализма: произведение искусства
рассматривается классицизмом как разумно
построенное, логически выверенное, запечатлевающее
непреходящие, сущностные свойства вещей.
Внешняя пестрота, неупорядоченность,
хаотичность эмпирической действительности
преодолеваются в искусстве силой разума.
Античный принцип «подражания прекрасной
природе»: искусство призвано представить
идеальную, разумную модель мироздания.
Не случайно ключевое понятие в классицизме
– образец: эстетическую ценность имеет
то, что совершенно, правильно, незыблемо.
Интерес
к умопостигаемым универсальным закономерностям
жизни в противовес «всякой всячине» повседневности
обусловливал обращение к античному искусству
– современность проецировалась на историю
и мифологию, сиюминутное проверялось
вечным. Однако утверждая приоритет рационального
порядка над текущей изменчивостью живой
жизни, классицисты тем самым подчеркнули
оппозицию разума и чувства, цивилизации
и природы, общего и единичного. Стремление
запечатлеть «разумную красоту» мира
в художественном произведении диктовало
и жесткую регламентацию законов поэтики.
Для
классицизма характерна строгая
жанровая иерархия: жанры делятся
на высокие (трагедия, эпопея, ода) и
низкие (комедия, сатира, басня). Предметом
изображения в высоких жанрах
становятся исторические события, государственная
жизнь, героями – монархи, полководцы,
мифологические персонажи. Низкие жанры
обращены к изображению частной жизни,
быта, повседневных занятий «простых людей» 4 .
Каждый жанр имеет жестко заданные формальные
признаки: например, в драматургии основополагающим
в организации сценического действия
было правило трех единств – единства
места (действие должно происходить в
одном доме), времени (действие должно
умещаться в один день) и действия (события
в пьесе должны объединяться единым узлом
конфликта, а действие – развиваться в
рамках одной сюжетной линии). Ведущим
классицистическим жанром стала трагедия:
ее основная коллизия – противостояние
частного, индивидуального и общественного,
исторического бытия человека. Герой трагедии
поставлен перед необходимостью выбора
между чувством и долгом, свободой воли
и нравственным императивом. Главный предмет
художественного исследования – внутренний
раскол между реальным и идеальным «я»
человека.
В
низких жанрах история и миф отходили
на второй план – важнее становились
правдоподобие и узнаваемость ситуаций
из современной повседневной жизни.
В
русской литературе становление
классицизма происходит в XVIII в.;
оно связано прежде всего с именами М.
Ломоносова, А. Сумарокова, А. Кантемира,
В. Тредиаковского.
Наибольшую
значимость в жанровой системе русского
классицизма получают сатиры (А. Кантемир),
басни (И. Крылов), комедии (Д. Фонвизин).
Русский классицизм отличает преимущественная
разработка национально-исторической
проблематики, а не античной, обращенность
к современным темам и конкретным явлениям
русской жизни.
Среди
высоких жанров центральное место принадлежит
оде (М. Ломоносов, Г. Державин), соединившей
патриотический пафос с высоким лирическим,
субъективным переживанием.
Русский
классицизм пережил 3 периода:
1)
с 30-х по 50-е годы 18 века - усилия
писателей на этом этапе направлены на
развитие просвещения и науки, создание
литературы и национального языка. Эта
задача будет решена в творчестве А.С.Пушкина.
2)
60-е гг., конец 18 века - на первый
план выдвигаются задачи воспитания
человека - гражданина. Произведения гневно
обличают личные пороки, препятствующие
служению человека на пользу государству.
3)
конец 18 - начало 19 веков - наблюдается
спад классицизма; усиливаются
национальные мотивы, писателей
интересует уже не просто тип
идеального дворянина, а тип русского
идеального дворянина.
Таким
образом русский классицизм на всех
этапах отличала высокая гражданственность.
Угасание
классицизма:
В
России классицизм как литературное
направление либерально- дворянской
ориентации возник в 30-е годы XVIII в. и
достиг расцвета в 50-60-е годы. В начале
XIX в. еще жили и писали выдающиеся сторонники
классицизма - М.М.Херасков и Г.Р.Державин.
Но к этому времени русский классицизм
как литературное направление утрачивает
свои былые прогрессивные черты: гражданственно- просветительский
и государственно-патриотический пафос,
утверждение человеческого разума, выступление
против религиозно-аскетической схоластики,
критическое отношение к монархической
деспотии и злоупотреблениям крепостничества.
Некоторые
свойства поэтики классицизма используются
отдельными писателями и в дальнейшем
(например, Кюхельбекером и Рылеевым) 5 ,
воспринимаются передовыми романтиками.
Однако как литературное направление
классицизм становится ареной эпигонства
(т.е. подражательная, лишенная творческой
оригинальности литературная деятельность).
Защита самодержавия и крепостничества
вызывала полную поддержку классицизма
правящими кругами.
Сентиментализм
Сентиментализм
(франц. sentimentalism, от sentiment - чувство) – литературное
течение второй полвины XVIII в., утвердившее
в качестве доминанты человеческой личности
и человеческого бытия чувство, а не разум.
Нормативность эстетики сентиментализма
– в заданности идеала: если в классицизме
идеал – «человек разумный», то в сентиментализме
– «человек чувствующий», способный к
высвобождению и совершенствованию «естественных»
чувств. Герой писателей-сентименталистов
в большей степени индивидуален; его психологический
мир более разнообразен и подвижен, эмоциональная
сфера даже гипертрофирована.
Сентиментализм
– в противовес классицизму –
утверждает внесословную ценность человека
(демократизация героя – отличительная
черта сентиментализма): богатство
внутреннего мира признается за каждым
человеком.
Эстетические
черты сентиментализма начинают
формироваться в произведениях
Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея: писатели обращаются
к изображению идиллического
пейзажа, располагающего к размышлению
о вечном; атмосферу произведения
определяют меланхолическая созерцательность,
сосредоточенность на процессе формирования
и динамике переживания. Внимание к психологическому
миру человека в его противоречивых чертах
– отличительная черта романов с. Ричардсона
(«Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона») 6 .
Эталонным же произведением, давшим название
литературному течению, является «Сентиментальное
путешествие» Л. Стерна.
Отличительная
черта английского сентиментализма
– «чувствительность» в сочетании
с иронией и сарказмом. Русский
сентиментализм отмечен установкой на
дидактизм, навязывание читателю этического
идеала (наиболее характерный пример –
«Письма русского путешественника» Н.
Карамзина).
В
русской литературе сентиментализм
проявился в двух направлениях: реакционном
(Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский).
Идеализируя действительность, примиряя,
затушевывая противоречия между дворянством
и крестьянством, реакционные сентименталисты
рисовали в своих произведениях идиллическую
утопию: самодержавие и социальная иерархия
святы; крепостное состояние установлено
самим богом ради счастья крестьян; крепостные
крестьяне живут лучше свободных; порочно
не само крепостное право, а злоупотребление
им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов
в «Путешествии в Малороссию» изобразил
жизнь крестьян полную довольства, веселья,
радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина
«Лиза, или торжество Благодарности» главная
героиня, крестьянка, расхваливая свою
жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как
солнце красное». Крестьянин Архип, герой
пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор»
того же автора, уверяет: «Да этаких добрых
царей, каковы на святой Руси, изойди весь
белый свет, других не найдешь» 7 .
Идиллический
характер творчества особенно проявился
в культе прекраснодушно-чувствительной
личности с ее стремлением к идеальной
дружбе и любви, преклонением перед
гармонией природы и жеманно-манерным
способом выражать свои мысли и чувства.
Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя»
сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина,
заставил Эраста раскаяться, отказаться
от богатой невесты и вернуться к Лизе,
которая остается в живых. В довершение
всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается
сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие
гордости и обольщения», 1803).
Однако
в развитии отечественного сентиментализма
ведущая роль принадлежала не реакционным,
а прогрессивным, либерально-мыслящим
писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву,
Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский
справедливо называл «примечательным
лицом», «сотрудником и помощником Карамзина
в деле преобразования русского языка
и русской литературы» И.И. Дмитриева –
поэта, баснописца, переводчика.
Либерально
мыслящие сентименталисты видели свое
призвание в том, чтобы по возможности
утешить людей в страданиях, бедах,
горестях, обратить их к добродетели,
гармонии и красоте. Воспринимая
жизнь человеческую как превратную
и скоротечную, они славили вечные ценности
– природу, дружбу и любовь. Они обогатили
литературу такими жанрами, как элегия,
переписка, дневник, путешествие, очерк,
повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические
требования классицистической поэтики,
сентименталисты во многом способствовали
и сближению литературного языка с разговорным.
По выражению К.Н. Батюшкова, образцом
для них является тот, «кто пишет так, как
говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя
язык действующих лиц, они использовали
элементы народного просторечия для крестьян,
приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы
– для светского дворянства и т.д. Но эта
дифференциация не проводилась последовательно.
Положительные персонажи, даже крепостные,
изъяснялись, как правило, на литературном
языке.
Романтизм
Романтизм
(этимологически восходит к испанскому
romance; в XVIII в. понятие «романтический»
истолковывалось как указание на необычность,
странность, «литературность») – литературное
направление сформировавшееся в европейской
литературе в начале XIX в. Исторически
возникновение романтизма и оформление
его мировоззренческих и эстетических
принципов приходится на эпоху кризиса
просветительских идей. Идеал разумно
устроенной цивилизации стал восприниматься
как великий мираж ушедшей эпохи; «победа
разума» оказалась эфемерной, зато агрессивно-реальной
– прозаическая будничность мира «здравого
смысла», прагматики и целесообразности.
Буржуазная
цивилизация конца XVIII в. вызывала
лишь разочарование. Не случайно мироощущение
романтиков описывается при помощи понятия
«мировая скорбь» 8: отчаяние, утрата
веры в социальный прогресс, невозможность
противостоять тоске однообразной повседневности
разрастались в космический пессимизм
и вызывали трагический разлад человека
со всем мироустройством. Именно поэтому
основополагающим для романтизма становится
принцип романтического двоемирия, предполагающий
резкое противопоставление героя, его
идеала – окружающему миру.
Абсолютизм
духовных притязаний романтиков определял
восприятие действительности как заведомо
несовершенной, лишенной внутреннего
смысла. «Страшный мир» стал казаться
царством иррационального, где личной
свободе человека противопоставлена неотвратимость
судьбы, рока. Несовместимость идеала
и реальности выразилась в уходе романтиков
от современных тем в мир истории, народных
преданий и легенд, мир воображения, сна,
мечты, фантазии. Второй – идеальный –
мир обязательно выстраивался на дистанции
от реальности: дистанции во времени –
отсюда внимание к прошлому, национальной
истории, мифу; в пространстве – отсюда
перенесение действия в художественном
произведении в далекие экзотические
страны (для русской литературы таким
экзотическим миром стал Кавказ); «невидимая»
дистанция пролегала между сном и явью,
грезой и реальностью, воображением и
данностью факта.
Духовный
мир человека предстал в романтизме
как микрокосмос, малая вселенная,
Бесконечность человеческой индивидуальности,
интеллектуального и эмоционального мира
– центральная проблема романтизма.
Культ
индивидуальности максимально выразился
в творчестве Дж. Байрона; не случайно
появление специального обозначения для
ставшего каноническим романтического
героя – «байронический герой». Гордое
одиночество, разочарованность, трагическое
мироощущение и в то же время бунтарство
и мятежность духа – круг понятий, определяющих
характер «байронического героя».
В
области эстетики романтизм –
в противовес классицизму – утверждал
право художника не на «подражание
природе», а на творческую активность,
создание собственного, индивидуального
мира – более реального, чем эмпирическая
реальность, «данная нам в ощущении». Этот
принцип находит отражение и в системе
жанровых форм романтизма: получают распространение
фантастическая повесть (новелла), баллада
(строящаяся на сочетании и взаимообратимости
реального и фантастического миров), формируется
жанр исторического романа.
Наиболее отчетливо романтическое
мироощущение проявилось в поэмах:
в центре изображения в них
был «исключительный герой в
исключительных обстоятельствах»,
а его внутренний мир представлен
в динамике, в «пиковых точках»
эмоционального напряжения («Кавказский
пленник» и «Цыганы А. Пушкина, «Мцыри»
М. Лермонтова).
Романтизм
как метод и направление, сложившийся
на рубеже XVIII - IX веков, - явление сложное
и противоречивое. Споры о романтизме,
о его сущности и месте в
литературе ведутся уже более
полутора столетий, и до сих пор нет сколько-нибудь
признанного определения романтизма.
Сами романтики настойчиво подчеркивали
национальное своеобразие каждой литературы,
и действительно, романтизм в каждой стране
приобретал настолько ярко выраженные
национальные черты, что в связи с этим
часто возникает сомнение, можно ли говорить
о каких-то общих особенностях романтизма.
Романтизм в начале XIX века захватил и
другие виды искусства: музыку, живопись,
театр.
Достижения
русского романтизма связаны в первую
очередь с именами В. Жуковского,
А. Пушкина, Е. Баратынского, М. Лермонтова,
Ф. Тютчева.
Реализм
Реализм
(от лат. realis – вещественный, действительный)
– литературное направление, утвердившееся
в русской литературе в начале XIX в. и прошедшее
через весь ХХ в. Реализм утверждает приоритет
познавательных возможностей литературы
(отсюда и утверждение литературы как
способа особого – художественного –
исследования действительности), стремится
к глубинному познанию всех сторон жизни,
типизации жизненных фактов 9 .
В
отличие от классицистов или романтиков
писатель-реалист подходит к изображению
жизни без заранее заданного
интеллектуального шаблона –
реальность для него открытый для
бесконечного познания мир. Живой образ
реальности рождается благодаря узнаваемости,
конкретности деталей быта и бытия: изображению
конкретного места действия, хронологической
закрепленности событий за конкретным
историческим периодом, воспроизведению
подробностей повседневной жизни.
Реализм
предполагает исследование взаимосвязи
между характерами и обстоятельствами,
показывает формирование характеров под
воздействием среды. Соотношение характера
и обстоятельств в реализме двусторонне:
поведение человека детерминировано внешними
обстоятельствами – но это не отменяет
его способности противопоставить им
свою свободную волю. Отсюда – глубокая
конфликтность реалистической литературы:
жизнь изображается в острейших столкновениях
разнонаправленных личных устремлений
героев, их осознанном противостоянии
воле внеличностных, объективных обстоятельств.
В
начале ХХ в. русский реализм испытывал
воздействие противостоявшего ему
литературного модернизма. Произошло
серьезное обновление эстетики и
стилистики реализма. В творчестве
М. Горького и его последователей
утверждалась способность личности
преобразовывать социальные обстоятельства.
Реализм дал великие художественные открытия
и продолжает оставаться одним из самых
влиятельных литературных направлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная
культура нового времени завершила
длительный этап эволюции европейской
культуры со времен античности. В XVII - XX
веках постоянно решался вопрос о формах
отражение действительности в искусстве.
От
средневекового символизма в эпоху
Возрождения начинается переход
к миметрическому (от греч. "подражание")
натуралистическому изображению человека
и природы.
Реалистическое
искусство двигалось по пути раскрепощения
содержательных и жанровых форм от
мифологических схем мировосприятия.
и т.д.................
Классицизм Литературное направление XVII – начала XIX веков Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.
Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме» , образцах.
Автор должен был соблюсти три классических единства: Единство действия - пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. Единство места - действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту. Единство времени - действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если это была ода, то она должна была быть написана книжным языком по случаю торжественного или знаменательного события. В комедии допускалась разговорная и даже просторечная лексика.
Высшие жанры: эпопея; эпическая поэма; трагедия; ода. Произведения высших жанров должны были отражать государственные или исторические события, главными героями могли быть монархи, полководцы, аристократы, а также боги и герои античной эпохи.
Низшие жанры: комедия; сатира; басня. В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных людей.
В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким жанром была ода, в которой поэты прославляли деяния Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, победы русских войск или обращались к славному будущему России, которое неизменно связывали с благами царствующих монархов. Основным низким жанром была басня. В русских баснях высмеивались пороки общества, но басни же носили поучительный характер.
Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.
Сентиментализм Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Основные жанры сентиментализма: повесть элегия роман письма путешествия мемуары
В Россию сентиментализм проник в 1780 -х - начале 1790 -х благодаря переводам романов среди которых «Вертер» И. В. Гёте. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» Его повесть «Бедная Лиза» (1792) - шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж. -Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер. В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
Романтизм Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Эстетические и теоретические каноны романтизма Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации: уход в мир фантазии; концепция путешествия, дороги.
Концепция героя: романтический герой всегда исключительная личность; герой всегда в конфликте с окружающей действительностью; неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности; эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.
Речевой стиль романтического произведения: предельная экспрессия; принцип контраста на уровне композиции; изобилие символов.
Основные жанры романтизма: Элегия Идиллия Баллада Новелла Роман Фантастическая повесть
Реализм Литературное направление XIX в. Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание» . Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40 -х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность. В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателяреалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают: критический (социальный) реализм; реализм характеров; психологический реализм; гротескный реализм.
Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский» , «Повести Белкина» , роман в стихах «Евгений Онегин») М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени») Н. В. Гоголь («Мертвые души» , «Ревизор») И. А. Гончаров («Обломов») А. И. Герцен («Кто виноват? ») Н. Г. Чернышевский («Что делать? ») Ф. М. Достоевский («Бедные люди» , «Белые ночи» , «Униженные и оскорбленные» , «Преступление и наказание» , «Бесы») Л. Н. Толстой («Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение»).
И. С. Тургенев («Рудин» , «Дворянское гнездо» , «Ася» , «Вешние воды» , «Отцы и дети» , «Новь» , «Накануне» , «Му-му») А. П. Чехов («Вишнёвый сад» , «Три сестры» , «Студент» , «Хамелеон» , «Чайка» , «Человек в футляре») В. Г. Короленко («В дурном обществе» , «Дети подземелья» , «Парадокс» , «Река играет») А. И. Куприн («Юнкера» , «Олеся» , «Штабс-капитан Рыбников» , «Гамбринус» , «Суламифь») А. Т. Твардовский («Василий Теркин») В. М. Шукшин («Срезал» , «Чудик» , «Дядя Ермолай») Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго») М. А. Шолохов («Тихий Дон» , «Судьба человека») М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце")