Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности. Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности. Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

· Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)

· Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)

· Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))

· Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)

· Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

ü Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

o Ролевые диалоги на основе текста

o Инсценировки произведений

o Постановки спектаклей

o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

ü Режиссерские ( «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

o Настольный театр

o Плоскостной и объёмный театр

o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).






Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.







Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В.А

Проблема развития связной речи и творческих способностей детей является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм . Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.

Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого воздействия.

Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.

Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания. За время своей работы я столкнулась с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения. Я считаю, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.

Как сказал Л.С.Выготский: « Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Работа по развитию связной речи и расширении активного словаря основывается на описательных рассказах, пересказах знакомого текста, события, используются например:

    Сказки и рассказы с новым концом

Логопед просит ребенка дать имена лягушками и закончить сказку: «Жили- были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них, настоящая лесная лягушка, слыла храброй, сильной, весёлой. Звали её _____а другая, болотная, была трусиха, слабая, соня. Звали ее______. Но все - таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…….»;

    Сказки с середины : « Однажды мы с папой спешили из детского сада .

Вдруг мы увидели…. … Теперь – это мой самый лучший друг.»;

    Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:

Я превращаюсь ….. Начало сказки

В кота Скучно мне стало все время

находится

возле хозяйки, и я пошел гулять….

В бабочку Как хорошо летать над

цветочками

все видно. Но вот однажды………;

    Сказки о любимых игрушках – о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих игрушек – кукол, мишек, роботов);

    Цветные сказки – цвет имеет важное значение в жизни человека, он несет определённую информацию об окружающем мире. Чтобы научить детей ярче и образнее воспринимать цвета, я предлагаю детям рассказать «Сказку о волшебных красках»:

«Жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке.

Рисуем на мольберте красное пятно.

И в нем все было ---- какого цвета? (Красного)

Рядом стоял замок синей краски, и у нее все было --- какое? (синее)

А еще дальше стоял замок желтой краски, а в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набираем красный цвет и добавляем в желтую краску. Что получилось? (Оранжевый цвет). И так далее…

Можно сочинить сказку об одном конкретном цвете и попросить ребенка продолжить ее ;

    Бином фантазии – дети выбирают на картинках два предмета, которые трудно объединить в сказочном сюжете и придумывают сказку.

Пары Начало сказки

Волк и коньки Вот как – то шел волк по лесу и видит

лежат коньки…….

Слон и ручка Однажды слон решил написать

письмо своему другу жирафу.

И задумался, а где же

найти ручку…..

Дети очень любят эксперименты в сказках, сказки на новый лад, где знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Я стараюсь приучать детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Например, в сказке «Репка » Внучка поет песню, Мышка занимается спортом, Кот собирается на рыбалку. В сказке «Колобок» появляется Милиционер, так как Бабка с Дедом ищут своего сынка - Колобка, который ворует у них котлеты, а потом ему становится стыдно и он прячется от Бабки с Дедом.

Но потом все заканчивается благополучно. Колобок понимает, что поступил плохо, просит у всех прощения и все его прощают.

Театрализованная деятельность помогает формирует у детей умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, точность произнесения поставленных звуков, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.
Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные и так далее), а также умение водить куклу за настольной ширмой.
Имеются различные виды театров, некоторые из них я вам представлю:
Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.
Теневой театр. Плоскостные куклы показывают на освещенном экране в виде силуэтов.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
Театр из картона. Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
Театр на фланелеграфе.
Театр рукавички.
Настольный деревянный театр.
Театр кукол с «живой рукой».
Театр кукол.

Целенаправленное использование средств театрального искусства повышает уровень развития связной речи у детей и развивает их индивидуальные творческие способности.
Результатом работы над кукольной театрализацией сказок являться развитие не только связной речи и всех компонентов языковой системы, но и личности ребенка в целом.

Сказки из считалки

Считалка лаконична, рифма ее, как правило, легка. Сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. Механизм таков – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее, а заем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка Начало сказки

Чижик в клетке сидел, Один раз бабушка, покормив

Чижик громко песню пел, забыла закрыть клетку…..

Катилось яблочко мимо сада, Но яблоко было волшебное,

Мимо сада, мимо града. добрых людей оно превращало

Кто поднимет, тот и выйдет. в …., а злых в……….

Сказки из пословиц

Краткая по объёму сказка служит основой для сказки.

Пословица Начало сказки

За двумя зайцами погонишься, Однажды мальчик охотник, увидел

Ни одного не поймаешь. сразу двух зайчиков. Они были

такие маленькие…….

Без труда, не выловишь Жили-были ленивый медведь и

и рыбку из пруда. Трудолюбивая рыбка…..

Истории из одного слова

Дж.Родарри рекомендует составлять истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик придумывает слово и начинает сочинять. Первым словом может быть «привет..» (…сказала лиса зайцу) или «Жили-были» (на свете старик со старухой).

Слово Начало истории

Жили - были Жил-был на свете мальчик….

Три Три товарища договорились: кто из

них быстрее принесёт, то не знаю

что, тот и…….

Лес Лес однажды поспорил с речкой,

Кто из них важнее…..

Мальчик Мальчик не слушался своих

родителей. И вот решил отправится

в путешествие….

Встретились Встретились два воробья.

И один другому говорит ……..

Пальчики рассказывают сказки

Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.

Давайте вспомним несколько хорошо всем знакомых русских народных сказок и попробуем их рассказать и показать с помощью маленьких артистов.

    Курочка Ряба

Жили-были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Спеша курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

- не разбил. Баба била, била

(стучите кулаком по «яичку»)

- не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

- яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

    Репка

Новые персонажи:

Репка - двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы;

Внучка - пальчиковое упражнение «Бантик»;

Жучка - пальчиковое упражнение «Собака»;

Кошка - пальчиковое упражнение «Кошка»;

Мышка - пальчиковое упражнение «Мышка».

    Теремок

В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:

Лягушка - пальчиковое упражнение «Лягушка» ;

Зайчик - пальчиковое упражнение «Зайчик» ;

Лисичка - пальчиковое упражнение «Лиса»;

Волчок - пальчиковое упражнение «Волк»;

Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь»;

Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок - пальчиковое упражнение «Домик».

    Рукавичка

Дополнительный персонаж - рукавичка

(покажите раскрытую ладонь).

    Колобок

Новый персонаж - Колобок

(пальчиковое упражнение «Шарик»).

Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:

Я колобок, колобок! По амбару метен

(пальчиковое упражнение «Веник»),

По сусекам скребен

(поскрести пальцами рук по столу) ,

На сметане мешен

(выполняйте движения, как при замесе теста).

В печку сажен

(выполните пальчиковое упражнение «Печка»),

На окошке стужен (

выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).

Я от дедушки ушел

(изобразите дедушку)

Я от бабушки ушел

(изобразите бабушку),

Я от зайца ушел

(пальчиковое упражнение «Заяц»)...

* Пальчиковое упражнение «Печка »: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните - это «печная труба».

Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.

После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше - только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.

    Аленушка и лиса

В этой сказке юный артист должен будет показать

Аленушку - пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:

Лес -

Ягоды - пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»

Кот, петух и лиса

В этой сказке всего три героя:

Кот . - пальчиковое упражнение «Кошка»;

Петух - пальчиковое упражнение «Петух»;

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

А также декорации и атрибуты:

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»;

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья»;

Окошко - сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;

Горошек - постучите указательным пальцем по столу.

    Лиса, заяц и петух

В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».

Маша и медведь

Маша - пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья»;

Грибы - пальчиковое упражнение «Грибок».

Ягоды - пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»;

Пирожки – перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки

Пенек - кулак, поставленный на стол;

Короб пальчиковое упражнение «Корзина»

лексических тем на занятиях по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Лексическая тема

Осень. Овощи

«Репка», «Вершки – корешки»

Фрукты

«Крошечка – Хаврошечка»

Грибы. Ягоды

В.Сутеев «Под грибом», рус.нар сказка «Война грибов»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Человек

«Маша и медведь»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят», «Коза дереза»

Подготовка птиц к зиме

«Серая шейка»

Начало зимы

«Зимовье зверей»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Новый год

В.Сутеев «Новогодняя ёлка»

Дикие животные

«Три медведя», «колобок», «Два жадных медвежонка»

Домашние птицы

«Петушок и бобовое зернышко», «Белая уточка»

Рыбы

«Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»

Одежда. Ткань обувь

Ш.Перро «Золушка»

Посуда

«Лиса и журавль»

День Защитника Отечества

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Строительство

«Теремок»

Весна

«Крошечка – Хаврошечка»

Сельхозработы весной

«Репка», «Вершки и корешки»

Перелетные птицы

«Журавль и цапля»

Насекомые

Эстонская сказка «Три бабочки»

М.Михайлов «Лесные хоромы»

Безопасность жизни

Ш.Перро «Красная шапочка»

Здоровье. Больница. Аптека

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Глобус. Карта. Путешествие

М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Животный мир Севере

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Животные жарких стран

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Наша Родина

«Никита Кожемяка»

Времена года

К.Ушинский «Четыре желания»

Сказки из стишков.

Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А.Барто

Стишок Начало сказки

Зайку бросила хозяйка, Проснулась хозяюшка ночью…..

Под дождем остался зайка, или: Бежала собачка мимо…, или

Со скамейки слезть не мог - Один прохожий вдруг увидел на

Весь до ниточки промок. скамейке комочек…..

*********

Наша Таня громко плачет, Таня не зря плакала, так как мяч был

Уронила в речку мячик. не резиновый, а волшебный…….

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Завязки для сказки из смешных стишков

Шар воздушный, шаловливый, Полетел наш шар спросонок,

Непослушный и строптивый, где Нуф-нуф жил, поросенок.

Вместе с ветром убежал. Заглянул он к Колобку.

А куда – нам не сказал. Разрумяному бочку.

Не забыл он побывать

И у деда с бабой,

Ну а там потолковать

С курочкою Рябой.

*********

Зачем шнурки ботинку? Однажды ночью, когда

Если напрямик, шнурки отдыхали, язык

Чтоб он не очень пропутешествовал……

Распускал язык.

*********

Не знахарка, не ведьма, не ворожа, Ранним утром Ложка из

Но обо всем, что в Миске обыкновенной превратилась в

Знает ложка. Волшебную и стала невидимкой.

Сказки из загадок

Вначале необходимо поработать с загадкой: выразительно прочитать, обращая внимание на все языковые средства, отгадать ее, а затем предложить так называемый мостик – перекладинку от загадки к началу сказки

Загадка Начало сказки

Чем вата ниже, Вата спускалась все ниже и ниже,

Тем дождик ближе. а дождя все не было. И вот…

(туча и облака)

Крылья распластала. Все вдруг потемнело, ничего не стало

Солнышко застлала. (туча) видно, светило спряталось. И вдруг…

Так любая загадка может служить зачином сказки.

Сказки из кричалок, потешек.

Потешка Начало сказки

- Что ж ты, ёж, такой колючий? В одном лесу жил ёж, у

- Это я на всякий случай: которого весной почему-то

Знаешь, кто мои соседи? пропали все иголки. Оглянулся

Лисы, волки и медведи! он …..

*********

В лесу одна смешная птица Однажды летом встретились

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» кукушка и петух и начали

Никак не может научиться разговаривать каждый на

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» своём языке…….

Сказки из одного слова

Дж. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Первым может быть любое слово.

Например:

Слово Начало сказочной истории

Мальчик Жил был на свете мальчик, который…

Три Три товарища договорились: кто из них

быстрее принесет то, не знаю что,

тот женится на прекрасной царевне и …..

Лес Лес однажды поспорил с речкой, кто

из них важнее……

Из сказок – задачки

Не менее важна обратная связь: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Сказочного материала много, главное - научить детей преобразовывать сказки в задачки при помощи образца.

Сказка Задачка

«Волк и семеро козлят» Если бы один козленок побежал за

мамой, двое других за ним, а еще двое

ушли без разрешения купаться, то

сколько козлят нашёл волк в избушке?

«Три медведя» Если бы девочка вела себя примерно,

то сколько бы героев сказки

за нее переживали?

«Колобок» Колобок повстречал медведя, волка,……

Сколько раз могли съесть волка?

Сказки из фантастических явлений.

Фантастические явления также могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах:

- дать понять детям, что они сейчас буду фантазировать;

- предложить им разнообразие фантастических явлений.

Можно начинать примерно так.

    Представить, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья… (Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы стать прежним? И т.д.)

    Представь, что из кран на кухне полился мандариновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна.

Постепенно диапазон таких явлений расширяется.

    Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что это волшебный ковер-самолёт из страны Сочиняйка. Провисел ковер-самолёт на стене не один год, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…… (Расскажите о приключениях ковра самолёта.)

Сказка их «живых» капель и клякс.

Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь – научить детей делать кляксы. Даже трехлетний ребенок, может, глядя на них увидеть образы, предметы или их отдельные детали.

На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? – эти вопросы полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После это непринужденно перейти к обведению и дорисовке кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

А «живые» капли получить еще проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой-то образ

Светлана Сухорукова
Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности»

Сообщение на педсовете

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельност

и ».

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса . Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время, как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса .

Перед педагогами возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс , чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения .

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи .

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек

бежит среди камней, нетороплива

И ты готов внимать ее поток.

И восклицать – О! как же ты красива!» (Е. Щукина) .

В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств для решения комплекса задач по развитию связной речи является . Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Возможности театрализованной деятельности очень широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи . В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

развиваются элементы речевого общения : мимика, жесты, пантомимика, интонация, модуляция голоса.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное , яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи . В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи . Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики , а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи .

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка . Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Сказка – это наиболее применяемый, эффективный, универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи . Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию , прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.

Таким образом, выявлены положительные возможности театрализованных игр в комплексном воздействии на основные психические и физиологические возможности ребёнка. Воспитательно-образовательный процесс , организованный средствами театрализованных игр обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру , формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности ребенка.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы :

Игры в кукольный театр ;

Игры-драматизации;

Игры-представления (спектакли) .

Речь ребенка и различные виды театра .

Пальчиковый театр способствует развитию речи , внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость , точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития "

Театр картинок и фланелеграф развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук , что способствует более успешному и эффективному развитию речи .

Вязаный театр Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи .

Театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие : помогает бороться с нарушениями речи , неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр , используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи . Целостное воздействие на личность ребенка : его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов ; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Игра-драматизация-самый «разговорный» вид . Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма , выразительности движений и речи , как игра-драматизация.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Театрализованная деятельность -это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей , обогащения словаря, развития мышления , воображения, творческих способностей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С . В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно .

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи , звукопроизношения, навыков связной речи , темпа, выразительности речи . А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература.

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание , 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду . -М., 2006

3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду .

Творческий Центр, Москва, 2009.

Екатерина Стальчук
Консультация «Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности»

Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность :

· Во второй младшей группе;

· В средней группе ;

· В старшей группе;

· В подготовительной группе.

II младшая группа (возраст 3-4 года)

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории языка, но это не означает, что формирование грамматического строя речи полностью завершено .

Возрастной особенностью речевого развития детей является : формирование грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений, а так же я внимание уделяю формированию словаря, звуковой культуре речи , связной , диалогической речи ).

Для реализации этих задач я провожу инсценирование представления, игры - драматизации, создаю естественные условия для заимствования из источника оборотов речи , предложений.

1. Для начала я знакомлю детей со сказкой . Предварительно загадываю загадки, которые предваряют чтение. Например, сказка «Теремок» («Под полом таится, кошку боится» - мышь, «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?» - волк и так о каждом герое). При правильном отгадывании появляется герой. Затем следует чтение сказки. Под впечатлением от услышанного, у детей возникает желание показать, как двигаются герои этой сказки.

2. Такие выразительные движения можно изобразить в пластических этюдах, в которых они сопровождаются метким словом : например, лисичка красивая, легкая, игривая, заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится (формируется словарь детей ) . Провожу упражнения на интонационную выразительность. В ходе таких упражнений я комментирую голос каждого героя. Например : у мышки голос тоненький, она пищит - у медведя – грубый, он ревет и т. д.

3. После первичного знакомства со сказкой я предлагаю детям рассказать ее вместе. Например : «Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … Кто?» , правильно, мышка (дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание) и т. д. В заключении подвожу итог : лягушка прискакала, а зайка прискакал и т. д. (формируется грамматический строй речи ) .

4. Параллельно с этюдами я организую ряжения. Высказывания возникают сначала по поводу распределения ролей и костюмов : «А я буду мышкой!» , «А я буду медведем!» . Костюмы рассматриваются, проводится с детьми беседа, кому он больше подойдет. Ребенок примеряет на себя элементы костюма. После этого я называю действия героя (мышка бежала, пищала, а ребенок пытается повторить. Так обыгрывается персонаж сказки.

5. Далее я побуждаю детей к импровизации диалогов. Они вовлекаются в диалог персонажей сказки, реплики расширяются, включаются движения, а затем детям я предоставляю возможность импровизировать самостоятельно. Они могут говорить, кто что захочет- порядок и очередность я не устанавливаю. В разыгрывании сказки может участвовать два зайчика, три мышки и т. д.

6. Затем я провожу инсценировку сказки. Вовлекая детей в разыгрывание сказки, развиваю у них диалогическую речь, связную речь . Например. Чтобы попасть в теремок для начала – нужно спросить – кто там уже живет, а потом описать животное, в роли которого выступает ребенок. (Я – лягушка. Зеленая, самая маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю и т. п.).

7. После такого разыгрывания сказки можно перейти к театрализованному действию , в котором наряду с актерами есть и зрители.

Итог :

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию малышей . Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи , развивают ее образность и выразительность. У детей формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику, включающую хотя бы одно слово. Эти умения необходимы для развития диалогической речи , совершенствования грамматической структуры предложения и, как результат, для построения связного высказывания .

Средняя группа (возраст 4-5 лет)

Главное направление развития речи на данном этапе – формирование контекстуальной (связной ) речи . На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию , как коллективное, так и индивидуальное.

В средней группе особенно широко я использую игры - по мотивам сказок и литературных произведений.

1. Сначала я детям рассказываю русские народные сказки («Курочка Ряба» , «Маша и медведь» и др.) После чтения сказок провожу анализ, выясняя, о чем говорится в сказке, какие слова, выражения, песенки персонажей им запомнились и понравились.

2. Затем я собираю несколько изданий этой сказки с разными иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (сказка «Курочка Ряба» -дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая) .При анализе,содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы, показывают иллюстрацию, которая соответствует этим словам.

3. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр . В ходе работы над сказкой дети знакомятся с особенностями поведения разных персонажей,учатся описывать (курочку, рассуждать, давать характеристики, двигаться в соответствии с ними.

4. Затем дети прослушивают грамзапись сказки, смотрят диафильм. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства , у них появляется желание снова слушать (видеть) хорошо знакомую сказку в новых формах.

5. Результатом предварительной работы становится проведение драматизации по сказке (с элементами импровизации) . Где развивается слуховое внимание , воображение, память, мотивация к деятельности ; побуждение к импровизированной речи .

Итог :

Анализируя сказку с детьми, задавая правильно поставленный вопрос, заставляю их думать. Размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи , пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая ее образной и выразительной. В этом возрасте детей привлекает повествование – импровизация, у них проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов высказывания (описания, повествования) .При составлении рассказов совершенствуется связная речь , понимание смысловой стороны слова и особенно –синтаксической структуры предложения.

Старшая, подготовительная группы (возраст 5-7лет)

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Они могут участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

В старшей группе особое внимание я уделяю обучению детей связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; умению составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам, новые сказки.

Для решения этой задачи необходимо следующее :

1. Для начала я знакомлю детей с русскими народными сказками : рассматриваем иллюстрации, рассказываем сказки при помощи настольного, пальчикового, кукольного театра . Обсуждаем, чем сказка отличается от рассказа, стихотворения.

2. Рассматриваем иллюстрации к русским народным сказкам и находим по иллюстрациям отрывки из сказок. Провожу беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки. Предлагаю детям дать характеристику персонажей.

3. Провожу игры, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой. Например, по сказке «Заюшкина избушка» , дети пытаются изобразить лису, когда она выгнала зайчика, и испуганного зайца так, чтобы можно было догадаться. В свободное время дети импровизируют небольшие диалоги, например, лисы и зайчика, лисы и петушка и т. д. Дети следят за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. Сначала это дается им с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком приносит свои результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль.

4. В последствии я предлагаю детям придумать к изучаемой сказке другой конец. Например. Если бы петушок тоже испугался лисы, кто смог бы помочь зайчику? Я предлагаю детям смоделировать содержание сказки, чтобы лучше запомнить последовательность изложения сюжета.

5. Постепенно я подвожу детей к пониманию , что они будут показывать новую сказку. Для спектакля распределяются роли, создаются костюмы, декорации. В ходе подготовки к спектаклю дети предлагают ввести новых персонажей в содержание сказки, например, Крокодила Гену, Чебурашку, которые помогают зайчику.

6. Показ спектакля зрителям на основе новой придуманной сказки.

Итог :

Во время театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группы формируются умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей. Развивать способности изображать художественный образ персонажей через диалоги, интонацию, движения, жесты. Все это способствует развитию лексической , грамматической, фонетической сторон речи детей , а также и развитию образной речи .

Театрализованная деятельность формирует у детей правильную , выразительную, четкую речь, у них обогащается словарный запас, образная лексика, связная речь .

Таким образом, ежедневно наблюдая положительные результаты своей работы по развитию речи детей , я могу сделать вывод, что театрализованная деятельность -это рабочая методика, она действительно помогает нам учить и развивать детей , не требует материальных и временных затрат, применима практически к любой образовательной области, может использоваться каждым педагогом.