Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Неупиваемая чаша день. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша

Неупиваемая чаша день. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша

Алкоголизм - это болезнь, которую человек приобретает добровольно, калеча при этом не только своё тело, а и душу. И сегодня она стала не единичным случаем, а настоящим бедствием нации. Поэтому очевидно, что без духовной помощи медицине с «зелёным змием» не справиться. Православная церковь имеет огромный и бесценный опыт в борьбе с пьянством. Широко известна, например, стала икона Богородице «Неупиваемая Чаша». Во многих церквях возле нее проходят молебны. Они направлены на телесное и душевное исцеление людей, которые страдают зависимостью от алкоголя. Когда и кем была написана икона, никто не знает. Но зато известно, какое событие стало причиной её особого почитания.

«Неупиваемая Чаша»: прославление

Информация о ней распространилась после события, произошедшего с крестьянином из Тульской губернии. Солдат в отставке быстро стал горьким пьяницей. На водку он променял всё, что имел, из-за алкоголя у него Но и это не остановило крестьянина. Он продолжал пить до тех пор, пока во сне не явился ему старец с повелением идти в Серпухов, найти в монастыре Владычицы Богородицы икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить молебен перед ней. В город он дополз на четвереньках. Икону обнаружили висящей в проходе из ризницы в храм. В результате крестьянин вернулся в свой уезд абсолютно здоровым. А слух о прославлении этой иконы пошел по всей Руси. И сами пьяницы, и их родные приходили в монастырь, чтобы попросить Богородицу о помощи и поблагодарить за оказанную милость.

«Неупиваемая Чаша»: иконография

По типу написания она относится к изображению Богородицы «Оранта». Единственное существенное отличие - расположение Младенца в чаше, которая символизирует собой причащение. Она источает благословение всем грешникам, которые приступают к ней с верою. Чаша названа неупиваемой, так как Агнец её, приносимый в жертву, «всегда ядомый» и никогда не уменьшаемый. А Богородица, воздевая руки к Небу, словно первосвященник, ходатайствует перед Богом, вознося ему Жертву - Своего Сына, Свои плоть и кровь. Она молится за всех ищущих спасения грешников. Матерь Божья призывает их отвернуться от губительных пристрастий и обратиться к источнику духовного утешения и радости.

«Неупиваемая Чаша»: празднование

Почитание её совершается ежегодно 18 мая. Эта дата была приурочена ко дню ухода в мир иной преподобного Варлаама Серпуховского. В возрожденном Высоцком монастыре каждое воскресенье после окончания Литургии сначала совершается молебен, затем читается акафист «Неупиваемая Чаша» перед иконой Богоматери. А во время заключительной молитвы идет перечисление имен тех, кто страдает алкоголизмом и нуждается в помощи и благодати Владычицы.

Читается и во многих других церквях России, Белоруссии, Украины. Кстати, в этом же монастыре в Серпухове одновременно с традиционным почитанием иконы возобновляется и празднование ее 10 декабря. Именно в этот день оно совершалось в 19-м веке.

«Неупиваемая чаша»: молитва Богородице в честь иконы

Она возносится всеми, кто жаждет исцеления. Считается, что эта молитва помогает избавиться не только от тяги к спиртному и наркотикам, а и излечить болезни духа и тела, возникающие на их фоне. С тех пор как она стала читаться верующими, зафиксировано немало случаев полного исцеления.

Избранное и дивное избавление нам даровася - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»

Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:

«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких - беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, - падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты - залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет - не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».

В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести - а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

В наши смутные времена, как и век с лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на нарочитых молебнах воду.

Иноческие обители испокон веков были кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют, как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже Ангелы будут помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».

И спустя несколько веков обетование сие сбылось во всей своей полноте.

К концу XVIII столетия мужская обитель Владычного монастыря клонилась к упадку и запустению. Богослужения почти совсем остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин), чьим попечением начался духовный расцвет великой Оптины и многих иных обителей, не оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство. Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».

Старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь он почуял, что ноги вновь стали его слушаться

В первый год игуменства матушки Марии, а именно в 1878 году, крестьянину Тульской губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед нею молебен. У обезножившего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления от недуга старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь своего подвижнического пути он почуял вдруг, что ноги вновь стали слушаться его.

Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец Христос благословлял молящихся, словно бы исходя из причастной Чаши; позади же Него возвышала Свои Пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех, когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то, что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» - и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в свои дома, и все это - молитвами Заступницы рода человеческого.

Сказание о сем чудотворном Ее образе поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость, неистощимый источник утешения, исцеления, жизни и многообразных духовных благ, и дарований. И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится за всех грешников, видит Она, Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе сил бороться. Вот Пречистая Своею святой иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.

Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день прочитывать Ей ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, ве́рнии, к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери, напоя́ющей ве́рных сердца́ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей. Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м: Влады́чице преми́лостивая, исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Ами́нь.

Молитва

О Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й - и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпа́дающих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному возде́ржанию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т на́с в трезве́нии и целому́дрии. Приими́

Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́ не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет на́с ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

18 мая в Русской Православной Церкви — день, посвященный празднованию иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II объявлен день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» «Днем Надежды. За здоровый и нравственный образ жизни». Этот день посвящен решению проблем алкоголизма и наркомании в России, развитию наркологической помощи.

Серпухов. Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери “Неупиваемая Чаша” день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными.

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.

Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он «восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Акафист, 12 кондак).

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является наверно одним из самых читаемых православными людьми.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящейся в Высоцком монастыре. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью. Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Как некогда старец Варлаам в 19 веке, явившийся спившемуся отставному солдату, побуждал его идти в обитель к иконе «Неупиваемая Чаша», так и в наши дни известны случаи чудесных явлений угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа, призывающих страдальцев ехать в Серпухов к чудотворной иконе. Удивительно то, что некоторые из этих людей ничего не знали ни об иконе, ни о монастыре, ни о городе Серпухове.
Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

Бесчисленные паломники посещают святую обитель, и братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем желающим. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение пред иконой Небесной Заступницы совершается в день ее празднования — 18 мая (по новому стилю).

Кто не может приехать к чудотворной иконе, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебны за близких и родных. Братия монастыря, с любовию исполняя эти просьбы, старается по возможности каждому дать хотя бы краткий ответ.

Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений.» (Акафист, Икос 5)

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.


Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице премилостивая, исцели наша недуги и страсти молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

5/18 мая Православная Церковь торжественным богослужением чтит Божию Матерь в честь Ее иконы «Неупиваемая чаша» . Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» почитается в Русской Православной Церкви как чудотворная.

Чаша с благословляющим Младенцем Христом - это неупиваемая, никогда не заканчивающаяся чаша Святого причащения. Она является символом бесконечности небесной помощи людям, обращающимся к ней с истинной верой. Богородица на иконе с поднятыми вверх руками молится за грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.

Славится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» скорым исцелением от болезней наркомании, алкоголизма и курения. Обращаются к Богородице в молитве перед Ее святым образом «Неупиваемая чаша» и с просьбами о разрешении жилищных проблем, и в целом о достатке в доме.

Явленный первоначально в 1878 году образ Богородицы «Неупиваемая чаша» был утерян, как и многие другие образа, в начале XX века, во время революции. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях. Сюда едут со своей бедой люди не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран, не только православные христиане, но и люди других вероисповеданий, и даже люди, очень далекие от какой-либо веры.

Те, кто не имеет возможности приехать в город Серпухов, пишут письма братии монастырей и шлют телеграммы с просьбами помолиться перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша» в избавление от тяжкого недуга пьянства или наркомании своего или кого-то из своих близких. В обоих монастырях ведутся специальные книги, где записываются все чудеса исцеления, произошедшие по молитве перед образом Богородицы «Неупиваемая чаша». Описанные в этих книгах случаи поражают не менее чем история явления образа Божией Матери «Неупиваемая чаша».


По словам священнослужителей, пьянство - это «ослепление, безумство и обман душегубца-дьявола». Считается, что пьянство и беснование берут начало от одного корня. Наверное, не просто так многие люди, подверженные алкоголизму, говорят о том, что они чувствуют какую-то чужеродную волю, преобладающую над их собственными стремлениями освободиться от пристрастия к вину. Где уж человеку, даже имеющему сильную волю, справиться с проявлениями зла. Для борьбы с такой могущественной дьявольской волей, поддерживающей устремления человека к собственной гибели, нужна не менее, а более могущественная - Божественная воля, желающая спасти человека.

В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая чаша» совершалось 27 ноября/10 декабря, в один день с иконой Божией Матери «Знамение» , так как эти иконы схожи по иконографии. Официальное признание всероссийского почитания этого образа Богоматери состоялось 30 мая 1997 года. По благословению Патриарха Алексия II икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь на 5/18 мая, празднование иконы приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского, так как икона была явлена с помощью этого святого.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», находящейся как в Высоцком мужском монастыре, так и во Владычнем женском монастыре города Серпухова.

В жизни современной России, полной различных неурядиц, алкоголь и наркотики являются особенно притягательными как наиболее простой способ ухода от действительности. Но важно помнить, что горе и боль притупляются ими только временно, привычка же остается и полностью подчиняет себе человека, ведя его к гибели, а его близких к страданиям.

Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» распространены во всем православном мире - «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений» (Акафист, Икос 5-й). Замечено, что молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Ирины, Иакова.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», через которую к Пресвятой Богородице обращаются тысячи и тысячи наших соотечественников и соотечественниц, потому что неоднократно Господь являл Свою милость при определенных недугах души через эту чудотворную икону.

По иконографии эта икона относится к типу «Оранта»: Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения - неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.

Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, случившееся в 1978 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его, и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.

Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу, на оборотной стороне которой была надпись «Неупиваемая Чаша». В лике же ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 - в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.

Поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России, из других стран. Она славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма, курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.

К сожалению, точно не известен день, в который была явлена икона «Неупиваемая чаша». В XIX веке ее празднование совершалось 27 ноября - в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как они схожи по иконографии.

В конце XX века восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», а празднование ее приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского - 18 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая.

Как часто мы, страдая от тех или иных недугов - душевных и телесных, ищем от Бога магического исцеления: выполнить определенный ритуал, обряд, что-то прочитать, куда-то съездить, что-то заплатить, чтобы таким образом беда прошла стороной. В этой связи очень много людей, одержимых теми или иными страстями, с особым интересом относятся к так называемой отчитке. Это специальный чин молебного пения, когда из человека изгоняется нечистый дух, он совершается теми подвижниками, у которых есть от Бога особый дар и благословение Церкви на совершение этих действий. Но когда нечистый дух изыдет из человека, что он будет делать дальше? А дальше он будет ходить и бродить по безводным местам и пустыням, ища себе покоя и не находя.

Такое часто бывает, когда человек принимает Таинство Святого Крещения неосознанно, без веры, без покаяния, без решимости изменить свою жизнь, а магически - чтобы было здоровье, чтобы в жизни везло. Как правило, через какое-то время после крещения его жизнь в смысле греха и страстей становится еще более отвратительной, потому что нечистый дух походил-походил, видит, что дом, из которого его выгнали, вычищен и не занят, и тогда берет он с собою семь злейших духов - и все восемь страстей в совокупности вселяются в человека, и бывает тому последнее горше первого. Так происходит, потому что свято место не должно быть пустым. Если Святой Дух не наполняет сердце человека, там поселяется дух нечистый.

Чтобы пришел Господь Святой Дух, необходимо пролить много пота и крови, как сказано в Священном Писании: «дай кровь и прими Дух». Очень наивно думать, что достаточно, не изменяя своей жизни, только признать Христа Спасителем, уверовать в Него - и «дело в шляпе»: не надо ни о чем беспокоиться. Ты уже спасен: не меняя своей жизни, особо не двигаясь в аскетических трудах и подвигах, в очищении себя от страстей, как это у братьев сектантов. Самое поверхностное счистил - перестал ругаться, перестал курить - и вроде уже достаточно. На самом деле, чтобы пришел Святой Дух, необходимы определенные, целенаправленные усилия. Народная мудрость говорит: «Боже-то поможи, но и сам мужик не лежи».

В истории с явлением иконы «Неупиваемая Чаша» мы видим, что понадобилось несколько раз простимулировать бывшего солдата, ныне крестьянина, чтобы он двинулся, а так он все лежал, не мог, не собирался. Но когда совсем прижало - на коленях пополз, стал совершать определенный подвиг, двигать себя в сторону Бога, к встрече с Божией Матерью, с Ее чудотворной иконой. Всякое исцеление души невозможно без усилия человека. Невозможно думать, что Господь будет за нас делать нашу работу, хотя Он обязательно поможет, как в истории с блудным сыном: когда сын был еще вдалеке, отец бросился навстречу и пал ему на шею, благословил и вернул прежнее его состояние. Но движение-то сын начал сам, и это не просто гипотетическое «хорошо бы начать жизнь с понедельника» - он встал и пошел. Вот это усилие от человека должно идти от самого человека.

Поэтому бесполезно, когда приходят и говорят: «Что делать, чтобы мой сын или муж перестал пить?» Что можно сделать за него? Сделать можно только за себя. Если человек считает, что у него все в порядке: пьет он в меру, просто она у него своя, и не воспринимает это как гибель души, что делать? Ждать, когда у него начнется цирроз печени. Когда заболит печень, тогда, может быть, человек встряхнется, и в его душе через сокрушение тела родится сердечное сокрушение и покаянное устремление к Богу.

Делать можно, только когда у человека есть покаяние, осознание того, что он погибает от собственных беззаконий. Только тогда ему необходим Спаситель. Только тогда энергия человека, соединяясь с энергией Божией, и получая огромное дополнительное усилие, превозмогает Божией благодатью многие и многие болезни, немощи и скорби.

Очень важно, дорогие мои, делать эти усилия. Очень важно осознавать реальное состояние своей души. Господь готов нас миловать и спасать, так дайте Ему эту возможность.

Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова