Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Наблюдение как исследовательский метод в психологии. Метод наблюдения

Наблюдение как исследовательский метод в психологии. Метод наблюдения


Наблюдение

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб. 2000]

Предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же - физические проявления интересующего исследователя явления:

* Вербальное поведение

o Продолжительность речи

o Интенсивность речи

* Невербальное поведение

o Экспрессия лица, глаз, тела,

o Выразительные движения

* Перемещения людей

* Дистанция между людьми

* Физические воздействия

o Касания

o И др. И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и не включенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

* Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

* Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

* Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

* Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

* Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

* Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода наблюдения

* Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

* Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

* Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

* Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения

* Оперативность получения информации

* Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

* Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)

* Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематиче­ское восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

    направленность к ясной, конкретной цели;

    планомерность и систематичность;

    объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;

    сохранение естественного хода психолого-педагогических про­цессов.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Этапы наблюдения:

    определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

    выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

    выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

    выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

    обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Вопрос № 19 Предмет педагогического наблюдения и виды наблюдений. Средства наблюдения.

Наблюдение может быть:

    целенаправленным и случайным;

    сплошным и выборочным;

    непосредственным и опосредованным;

    длительным и кратковременным;

    открытым и скрытым («инкогнито»);

    констатирующим и оценивающим;

    неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюда­емых событий по заранее отработанной процедуре);

    каузальным и экспериментальным;

    полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:

    четко определять цели наблюдения;

    составлять программу наблюдения в зависимости от цели;

    детально фиксировать данные наблюдения;

Наблюдение – процесс сложный: можно смотреть, но не видеть; или смотреть вместе, а видеть разное; смотреть на то, что ви­дели и видят многие, но, в отличие от них, увидеть новое и т.д. В психологии и пе­дагогике наблюдение превращается в настоящее искусство: тембр голоса, движение глаз, расширение или сужение зрачков, чуть заметные изменения в общении с окружающими и другие реакции личности, коллектива могут служить основаниями для психолого-педагогических выводов.

Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора дан­ных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Серьезное внимание следует уделить фор­ме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки . К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования.

Программа наблюдения должна точно определять последователь­ность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, спо­собы фиксации результатов (протокольные записи, дневники на­блюдений и т. д.).

Цель: познакомить с методом наблюдения, его видами, научить использовать его в ходе научного исследования.

План занятия:

1. Определение понятия "Метод наблюдения"

2. Объекты педагогического наблюдения

3. Классификация видов наблюдения

4. Использование метода наблюдения в научном поиске
решения проблем.

Основные понятия темы:

Объект, наблюдение, эксперимент, познание

1. Суть понятия "Метод наблюдения".

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.

Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

"Наблюдение - это активная форма чувственного
познания, имеющая целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений, образования

первоначальных представлений об объектах окружающего мира... Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением.." (Педагогическая энциклопедия...)

Важная черта научного наблюдения- уметь видеть думая и

анализируя: вычленять существенные признаки из общей картины наблюдаемого процесса, группировать факты, свойства, явления по единому основанию (критериям, признакам), видеть сходство и различие в родственных или похожих явлениях, событиях, классифицировать и обобщать результаты первичных наблюдений.

Наблюдение неотделимо также и от речи, т е умения выражать виденное точно, полно, последовательно и объективно. Нельзя увидеть все, но надо увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой и малонаучной.

Следовательно, методом наблюдения может пользоваться учитель или исследователь, обладающий развитой наблюдательностью, умением мыслить и выражать точно и объективно ход процесса, явления, события, факта в письменной и устной речи. При кажущейся простоте метода требуется длительная и серьезная подготовка, чтобы правильно использовать наблюдение в качестве метода исследования.

Наблюдение - это эмпирический метод научного исследования, предполагающий целенаправленное и планомерное восприятие явлений, ре­зультаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение проводится с целью изучения специфических особенностей и изменений какого-либо явления, находящихся в определенных условиях. Ре­зультаты наблюдения зависят от уровня опыта и квалификации исследователя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, поэтому ин­терпретация результатов может быть в духе ожиданий наблюдателя. Поэтому наблюдение должно сочетаться для большей объективности с другими метода­ми исследования.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.

Метод наблюдения − один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод наблюдения в зоопсихологии используется как для наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания, так и в искусственно создаваемых условиях.

Как отмечает Г.Г.Филиппова, сущность метода наблюдения состоит в тщательной и последовательной фиксации всех поведенческих проявлений активности объекта исследования. Преимуществом метода наблюдения является то, что его проводят в естественных для животных условиях. Исследователи изучают, прослеживают те изменения, которые наступают в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Эта информация обеспечивает возможность делать выводы как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных формах, функциях поведения. Результатом наблюдений является качественная оценка активности и форм проявления животного (например, интерес для зоопсихологов представляет наблюдение и анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования животными теми или иными предметами).

Несмотря на кажущуюся элементарность (смотреть и фиксировать то, что видишь), метод наблюдения является очень сложным. Его результативность полностью зависит от опыта, исследовательских навыков наблюдателя, точности и качества его работы.

Как научный метод, наблюдение имеет свои принципы организации и проведения, правила, а также способы осуществления (конкретные методики), которые раскрываются Г.Г.Филипповой. Так, к основным принципам наблюдения автор относит следующие:

1. Объективность . По мнению Г.Г.Филипповой, это важнейший принцип наблюдения, тесно связанный с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных. Исследователь не может непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа (особенно это касается животных, с которыми мы взаимодействуем) и оценивает его только лишь по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только лишь те поведенческие проявления, которые он непосредственно видит. Соблюдение данного принципа непосредственно связано с квалификацией наблюдателя, его умением и способностью беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты.

2. Систематичность . Для того чтобы избежать ошибок в интерпретации полученных данных, связанных с ситуативным состоянием животного (которое, в частности, может быть обусловлено ситуативным состоянием окружающей среды), наблюдение целесообразно проводить неоднократно и систематически. Так, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индивидуальными особенностями нервной системы и для того, чтобы сделать объективный вывод, необходимо осуществить анализ очень большого количества фактических данных об особенностях поведенческих проявлений не только разных представителей одного вида животных, но и разных их видов. Обеспечить эти фактические данные помогут многократные, систематически проводимые наблюдения.

3. Точность фиксации данных . Сложность наблюдения обусловлена и тем, что исследователю необходимо одновременно и наблюдать за поведенческими проявлениями животного, его активностью, и фиксировать эти данные. Решить эти две задачи одновременно поможет высокий уровень профессионализма, квалификации исследователя.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения . Выше уже отмечалось, что преимущество наблюдения заключается в том, что оно осуществляется в естественных для животного условиях среды обитания. Исследователь не должен оказывать влияния на поведенческие проявления животного, за которым осуществляется наблюдение. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или же воспринимать его как естественный компонент окружающей среды, что возможно лишь в том случае, если животное привыкло к исследователю и не меняет своего поведения в его присутствии.

Правила проведения наблюдения :

1.Постановка цели наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, таких целей может быть две: 1) получение общей картины поведенческих проявлений животного (как правило, данная задача решается на предварительном этапе наблюдения, когда осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений животного, оформляется общее представление о его видовых и (или) индивидуальных особенностях); 2) конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенными жизненными циклами и т.д.

2.Выбор методики наблюдения. Методика наблюдения определяется, в первую очередь, его целью. Не менее значимыми для выбора методики наблюдения будут и условия, в которых наблюдение проводится. Значение также имеют применяемые средства фиксации данных, а также особенности исследуемого животного.

3.Неоднократность проведения наблюдения. Как отмечалось выше, это обеспечит соблюдение принципов объективности и систематичности. Вместе с тем, следует отметить, что периодичность осуществления наблюдений обусловлена целями и особенностями наблюдаемой формы поведения. Результаты единичного наблюдения могут быть интерпретированы только лишь как гипотетические предположения и должны в дальнейшем проверяться.

Методика наблюдения – способы и приемы организации наблюдения и фиксации наблюдаемых данных. Выбор конкретной методики наблюдения, как отмечает Г.Г.Филиппова, обусловлен его целью, степенью изученности наблюдаемого животного, формой его поведения, а также условиями проводимого наблюдения.

В зоопсихологии используются следующие виды наблюдений :

1. Сплошное наблюдение , когда точно и подробно осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений наблюдаемого животного. В итоге исследователь получает данные об общей картине поведения, его динамике, а также наиболее ярких индивидуальных особенностях объекта наблюдения. Как правило, сплошное наблюдение является основой для осуществления других видов наблюдения. Кроме того, именно на базе данных, полученных в результате сплошного наблюдения, формулируются общие гипотезы и конкретные цели для дальнейшего исследования. Сплошное наблюдение может быть использовано и как самостоятельный вид наблюдения в том случае, если целью исследователя является изучение суточной динамики поведения животного (например, при исследовании онтогенеза или циклического изменения активности животных).

2. Выборочное наблюдение . Предполагает постановку конкретной цели наблюдения − подробное и детальное описание определенных форм поведения животного (например, манипулятивная активность, игровая деятельность, формы взаимодействия животных друг с другом и пр.). Для проведения выборочного наблюдения выделяются фазы суточной активности животного, когда исследуемая форма активности максимально выражена. Наблюдение осуществляется многократно, что обеспечивает точность, подробность и детальность описания всех особенностей поведения животного.

3. Включенное наблюдение . Данный вид наблюдения предполагает включенность наблюдателя во взаимодействие с наблюдаемым животным (например, наблюдение осуществляется во время дрессировки животного или ухода за ним). Включенное наблюдение обеспечивает очень точную информацию об особенностях поведенческих проявлений животного, так как с большой достоверностью позволяет выявить цели и мотивы поведения. Вместе с тем, включенное наблюдение требует от исследователя большого умения. Кроме того, включенность в наблюдаемый процесс затрудняет процедуру фиксации получаемых данных (многое приходится фиксировать лишь в памяти и воспроизводить только по окончании исследования).

Как было отмечено выше, результативность и эффективность использования метода наблюдения во многом связаны со способами фиксации получаемых данных. Необходимо отметить, что в зоопсихологии в качестве способов фиксации результатов наблюдения используются либо ручная фиксация (запись наблюдаемого на бумаге посредством карандаша или ручки), либо фиксация при помощи технических средств (видео- и аудиозапись). При этом применение второго способа фиксации (технических средств) в наблюдении за животными весьма ограничено (таким ограничителем может выступать подвижность животного, присутствие каких-либо приборов, посторонних людей и пр.).

Фиксация (запись) наблюдаемого называется «протокол наблюдения». Используются следующие виды протоколирования наблюдаемых данных:

· сплошное протоколирование – предполагает максимально подробную фиксацию всех поведенческих проявлений животного. Может быть использовано во всех видах наблюдения, но чаще всего применяется в процессе сплошного наблюдения;

· выборочное протоколирование – предполагает фиксацию только тех данных, которые отвечают цели наблюдения. Данный способ фиксации применяется в соответствующем виде наблюдения;

· повременной протокол − используется в том случае, если необходимо выявить динамику поведенческих проявлений. Протокол наблюдения разделяется на временные промежутки (например, на несколько минут или часов). В каждом таком временном интервале тщательно фиксируются все поведенческие проявления животного. Повременной протокол позволяет быстро и точно выявить временные особенности поведения животного. Обязательным техническим средством, которое используется при данной форме фиксации данных, является секундомер;

· поведенческий протокол – предполагает частичную обработку полученных данных уже в процессе проведения наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, данная форма протоколирования является наиболее сложной. Предварительно проводится серия сплошных и выборочных наблюдений, что позволяет выявить интересующие исследователя формы поведения животных (например, манипулиции, акты коммуникации и пр.). Протокол, помимо временных интервалов, подразделяется на вертикальные графы, в каждой из которых описывается конкретная форма поведения животного. Ведение такого протокола требует высокой квалификации исследователя;

· использование графических схем. При ведении такого протокола параллельно записываются и зарисовываются на схеме все передвижения и поведенческие проявления животного. Это еще более сложная и трудоемкая форма протоколирования. Помимо повременной и поведенческой форм, в нем используются графические схемы, иллюстрирующие передвижения животного в пространстве. Такие графические схемы заготавливаются заранее, и на них отмечаются все необходимые для ведения протокола объекты. Количество графических схем, как правило, соответствует количеству временных интервалов. Используя графические схемы, можно не только точно описать динамику поведения, но и скорость передвижения, частоту и интенсивность взаимодействия животного с окружающими объектами и пр.;

· кодирование информации. Данная форма протоколирования в основном применяется при наблюдении за сложными и динамичными формами поведения (например, манипуляции предметами, общение с сородичами и пр.). Предварительно осуществляется серия наблюдений. Все формы наблюдаемого поведения детально описываются и расчленяются на отдельные составляющие (акты). При этом каждый акт обозначается условным значком. В результате фиксация наблюдаемого осуществляется посредством этих условных значков (а не словами).

Как все научные методы, метод наблюдения имеет как позитивные моменты, так и недостатки.

Преимуществами метода наблюдения, по мнению Г.Г.Филипповой, является его объективность, получение данных о целостном и естественном поведении животного, комплексность получаемых данных и высокая степень их достоверности, соответствие поведения животного его актуальной мотивации.

Недостатками (или, как считает Г.Г.Филиппова, ограничениями) метода наблюдения являются необходимость высокой квалификации наблюдателя, невозможность повторного наблюдения одного и того же факта в одних и тех же условиях, сложность фиксации данных при полевом и включенном наблюдении, а также сложность и неоднозначность интерпретации протокола наблюдения, поскольку чаще всего используется описательная фиксация данных.

Также, давая характеристику метода наблюдения, необходимо отметить, что при изучении психики животных наблюдение может быть использовано не только как самостоятельный метод (при осуществлении лонгитюдных исследований, направленных на изучение развития психики животного в онтогенезе), но и как компонент процедуры экспериментального исследования (данные наблюдений позволяют проанализировать поведенческий акт и выявить, каким образом животное достигло тех или иных результатов, охарактеризовать сам процесс решения задачи).

Для проверки гипотезы используются методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение как способ познания относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений. В обыденном смысле наблюдение обеспечивает возможность ориентироваться в среде, приводить в систему свои поступки в соответствии с изменяющимися условиями. Учебное наблюдение дает школьнику представление о предметах, процессах, зависимостях, количественных, качественных, пространственных характеристиках изучаемого. Поскольку метод наблюдения фигурирует в числе гносеологических инструментов ученых, то встречается и общее определение: наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях . Для того чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого факта, события с целью выявления определенной закономерности. В науке исследовательское наблюдение представляется как один из универсальных инструментов ученого. Наблюдение можно проводить с помощью органов чувств и инструментов.
По данным психологов, чем больше органов чувств задействовано, тем выше продуктивность наблюдения. Человек может охватывать различные стороны наблюдения: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, тактильными ощущениями.
Несмотря на кажущуюся простоту, исследовательское наблюдение отличается достаточной сложностью, имеет свои ступени совершенствования и условия продуктивности. Трудность данного метода заключается в том, что исследователю необходимо выделять наблюдаемое явление из общей картины тех явлений и процессов, на фоне которых оно происходит. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в
условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения.
Наблюдение дает науке новые факты, которые невозможно объяснить в рамках теории. Попытки объяснить результаты наблюдения стимулируют развитие познавательной и творческой активности, способствуют развитию личности исследователя.
Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя последовательно отображаются и фиксируются состояние и изменение изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные, признаковые, векторные, динамические перемены . При этом метод наблюдения может использоваться как самостоятельный способ решения исследовательской задачи, а также как составная часть других методов.
Для того чтобы разобраться в содержании исследовательского метода наблюдения, необходима его группировка. Можно, например, объединить наблюдение по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить такие его разновидности, как непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое. В основе группировки лежат признаки времени и пространства: наблюдение непрерывное, дискретное, монографическое, специальное и т.д. .

Еще по теме НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Экспериментальный метод – как центральный метод среди эмпирических методов психологического исследования.
  2. Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ И РОДИТЕЛЯМИ КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
  4. Методы психогенетических исследований. Генеалогический метод. Семейные исследования. Метод приемных детей.
  5. Вопрос 23 Тесты как метод диагностического исследования в клинической психологии.