Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музей на набережной бранли. Музей Бранли в Париже – сокровищница первоначальной культуры Набережной бранли

Музей на набережной бранли. Музей Бранли в Париже – сокровищница первоначальной культуры Набережной бранли

Объект: Музей на набережной Бранли
расположение: 29–55 Quai Branly, Париж, Франция
заказчик: Правительство Франции
архитектура: Ateliers Jean Nouvel. Архитекторы: Jean Nouvel, Françoise Raynaud, Isabelle
Guillauic, Didier Brault
музеография: Reza Azard, Jérémy LeBarillec
конструкции: Aurélien Barbry, Frédéric Imbert, Jérémy LeBarillec, Sabrina Letourneur, Eric
Nespoulous
ландшафтный дизайн: Gilles Clément
художественная
подсветка сада: Yann Kersalé
системы
освещения экспозиции: Observatoire №1
планировка
вертикального сада: Patrick Blanc
консультант по конструкциям: Ingerop
консультант по инженерии: OTH
монтаж фасадов: Arcora
консультант по акустике: Avel Acoustique
конкурс: 1999
проектирование: 2000–2002
строительство: 2002–2006
площадь застройки, кв. м: 76 500

Новый Музей на набережной Бранли построен в самом центре Парижа, на престижном левом берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни и вписан в традиционную застройку из жилых зданий эпохи барона Османа. С конца 1980-х годов участок по адресу: 29–55 Quai Branly – принадлежал Министерству финансов Франции, построившему здесь для себя несколько корпусов. В середине 1990-х годов это ведомство переехало в новый комплекс в Берси, а на набережной Бранли было решено построить огромный конференц-центр.

На проект этого здания был проведен международный архитектурный конкурс, в котором победил Франсис Солер (Francis Soler), а Жан Нувель был одним из пяти финалистов. Чуть позже строительство отменили по финансовым соображениям – федерального бюджета попросту не хватило на все градостроительные замыслы Франсуа Миттерана. Однако участок не мог пустовать вечно, и в 1995 году на него обратил внимание президент Жак Ширак, задумавший построить отдельное здание для хранения и экспонирования произведений так называемого колониального искусства. Здесь также расположены театр Colline de Chaillot, музей «Токийский дворец» и Городской музей современного искусства.

История создания Музея на набережной Бранли уходит своими корнями в середину XX столетия. В 1952 году будущий министр культуры Франции Андре Мальро предложил часть коллекций парижского музея человека, посвященных странам Азии, Африки и Океании, выделить в самостоятельную экспозицию.

Впрочем, тогда этот призыв остался почти незамеченным. Но 40 лет спустя идею Мальро горячо поддержал известный французский галерист и коллекционер предметов восточного искусства Жак Кершаш (Jacques Kerchache). В 1990 году он опубликовал манифест с вызывающим названием «Шедевры всего мира равны и свободны», в котором сетовал на незавидную участь арт-объектов «забытых цивилизаций», обреченных в любом европейском собрании играть роль нелюбимых падчериц. Этот страстный призыв нашел самый живой отклик в сердце президента Ширака, кстати, большого поклонника восточного искусства и особенно африканских примитивистов.

Проведя между искусством и дипломатией вполне закономерную параллель, глава Франции решил строительством нового музея искупить вину своей страны перед бывшими колониями. В 1995 году Ширак учредил специальную комиссию, которая должна была всесторонне проанализировать возможность размещения колониального искусства, собранного Францией, в отдельном здании. В основу экспозиции будущего музея должны были лечь коллекции уже упомянутого Музея человека и Национального музея искусства Африки и Океании, кроме того, новое учреждение культуры должно было стать центром пропаганды и изучения забытых цивилизаций. В октябре 1996 года Жак Ширак торжественно объявил о строительстве в Париже нового музея, еще два года спустя для него была найдена оптимальная площадка, а на проект самого здания объявлен международный архитектурный конкурс.

За право вписать в историю архитектуры имя Жака Ширака боролись самые известные проектировщики мира – , Ренцо Пиано, Кристиан де Портзампарк, Тадао Андо, Жан Мишель Вильмотт, Рем Колхас, Питер Айзенман и другие. Конкурсное задание призывало архитекторов создать здание, которое не просто экспонировало бы колониальное искусство, но заставило публику восхищаться его своеобычностью и многогранностью, стало бы воплощением «уважения к диалогу культур», вызовом «высокомерию и этноцентризму» европейских музеев. Этой цели должны служить не только помещения постоянной экспозиции, но и научно-исследовательский центр, библиотека и лектории, пространство для временных выставок и, конечно, сама архитектура здания, «амбициозная, но не противоречащая историческому окружению музея».

По мнению жюри, которое возглавил лично Жак Ширак, наиболее полно все эти требования были соблюдены в проекте Жана Нувеля. Спустя семь лет смелый и необычный замысел архитектора был воплощен в жизнь и открыл новую страницу не только музейной архитектуры, но и музеологии в целом. Французскй архитектор Жан Нувель исходил из постулата: музей о другом искусстве должен быть другим – не таким, как остальные музеи. Убежденный в том, что архитектура – это не только вид искусства, но и мощный социальный инструмент, Нувель стремился создать здание, которое не просто служило бы достойным обрамлением для необычных экспонатов, но перевернуло бы сознание посетителей и заставило отказаться от столь характерного для Запада снисходительного взгляда на примитивистское искусство. По словам самого Нувеля, Музей на набережной Бранли – это место, в котором правит «ее величество Инакость». Чтобы достичь этого, архитектор пошел на сознательный отказ от традиционной планировки экспозиционного пространства и демонстративное несоблюдение главных правил музеографии, согласно которым арт-объект должен демонстрироваться во всей своей красоте и полноте. У Нувеля экспонаты уподоблены живым существам, имеющим право на приватное пространство.

Они помещены не в привычные прозрачные короба, а между двумя стеклами, на которые нанесен специальный лазерный рисунок – так, чтобы «в фокусе» оказался только сам предмет, пространство же вокруг него было слегка размытым. Пояснительные надписи и экран, демонстрирующий документальный фильм о происхождении раритетов, размещены на обратной стороне витрины, так что изучение самих объектов искусства и информации о них – это два разных процесса, которые совершенно не обязательно совмещать. При этом экспозиционное пространство погружено в полумрак, а сами предметы не высвечены яркими прожекторами, как это обычно бывает в музеях, но выступают из таинственных сумерек под определенным углом зрения. Все это рождает ощущение путешествия по необычному, первозданному миру, и нужно отметить, что архитектор именно к такому эффекту и стремился – не воссоздавать прямолинейно атмосферу восточных стран (например, с помощью тропических растений или диорам), а сотворить конгениальную представляемым произведениям искусства среду, пронизанную неявными аллюзиями и тонкими ассоциациями.

Сам Нувель, впрочем, называет это еще поэтичнее: «вызвать дух места». Он признается, что именно экспонаты будущего музея служили для него главным источником вдохновения при проектировании здания на набережной Бранли. За безмолвным созерцанием тотемных фигурок, глиняных божков и причудливо расписанных сосудов Нувель провел многие недели. Все они прибыли во Францию из разных стран и относились к разным эпохам, но архитектору казалось немыслимым разделить их вновь, рассортировать по географическому и временному принципам, поместить в разные комнаты. Наоборот, музей и должен был стать тем универсальным пространством, которое примирило бы подобное культурное многообразие.

В архитектурно-планировочном плане это открыло перед архитектором невиданные композиционные возможности. Нувель уподобил музейный комплекс архипелагу, разместив на единой платформе-основании условные секторы, посвященные разным континентам. Это позволило избавиться от заданных маршрутов знакомства с коллекциями. Общим эстетическим переживанием для всех посетителей становится лишь проникновение в музей – громадный вестибюль, где выставлен тотемный столб северо-американских индейцев из Британской Колумбии высотой 14 м, ведет в основание стеклянной цилиндрической башни, в которой устроена экспозиция музыкальных инструментов разных народов, а затем белым спиральным пандусом плавно поднимается к ее вершине.

Входная группа – это еще и место для проведения сменных выставок на экологические темы, причем каждая из них благодаря остеклению первого этажа будет проходить в своих собственных «декорациях», зависящих от времени года и суток. Узкую и длинную галерею, проложенную строго посередине здания и позволяющую одновременно увидеть подавляющее большинство экспонатов, сам Нувель назвал «змеей». Ассоциации с этим пресмыкающимся, столь почитаемым в экзотических странах, поддерживаются и узкой извилистой структурой, и отделочными материалами – деревом и полосками кожи. В галерее использовано только естественное освещение. Со стороны Сены на «змею» из окон льется слабый, холодный свет, напоминающий, по мнению архитектора, о густых лесах Амазонки. А с юга, со стороны Rue de l’Université, окна защищены специальными размещенными под острым углом панелями, имитирующими жалюзи из металла цвета ржавчины, которые позволяют регулировать поступление дневного света, защищая от слишком яркого солнца. Геометрически правильные окна служат своеобразной рамой для Эйфелевой башни и тем самым возвращают посетителя в городской пейзаж. Таким образом, музей на набережной Бранли не замкнут сам на себя, но вступает в сложные пространственные отношения с внешним миром.

По мнению архитектора, это позволяет если не стереть, то хотя бы уменьшить барьер между Парижем и восточными странами. Северный фасад музея, обращенный на набережную, украшен 27 коробами различного размера и цвета. С улицы посетители видят консольно выступающие объемы, выкрашенные в яркие цвета, что напоминает детские кубики и заставляет провести параллель между искусством стран Азии и Африки и собственным беззаботным детством. Изнутри эти короба оказываются изолированными мини-галереями, в которых выставлены наиболее интересные и уникальные экспонаты. Не все «острова» придуманного Нувелем архипелага служат экспозиционным целям. Три объема – мезонина, как их называют в музее, – приподняты над основной галереей, и благодаря искусной подсветке кажется, что они свободно плавают в пространстве.

Каждый мезонин выполняет свою функцию: один из них называется «Досье» (хранилище справочной информации), другой – «Тематические собрания», третий является мультимедийным центром. Как уже говорилось, музейный комплекс размещен на платформе, которая покоится на 10-метровых сваях. Платформа максимально удалена от набережной, и большая ее часть превращена в сад. Это совместное творение известного ландшафтного дизайнера Жиля Клемена (Gilles Clément) и художника Янна Керсале (Yann Kersalé). Общая площадь зеленых насаждений – 16 000 кв. м. Всего в саду высажено несколько тысяч растений – от трав и цветов до многолетних деревьев, в том числе самых экзотических. По замыслу Жана Нувеля, именно оазис зелени – оптимальный способ «смягчить» появление современной архитектуры в историческом квартале.

От набережной Бранли сад отделен стеклянной стеной и вертикальными деревянными шпалерами, обвитыми зеленью. Надо сказать, что сад играет не только декоративную роль – в случае наводнения он примет на себя основной удар воды. Со стороны Rue de l’Université высажены не очень высокие, но эффектно и подолгу цветущие деревья – магнолия и вишня, позволяющие солнцу затейливо играть на музейном фасаде. В плане же сад отдаленно напоминает черепаху – животное, столь часто встречающееся в культуре стран Африки и Океании. Узор панциря образует хитроумная система тропинок и полян. Особенно эффектно этот зеленый оазис смотрится в ночное время. Деревья освещаются с помощью «тростника» – специальных тонких конструкций из плексигласа, увенчанных точечными светильниками разных тонов. В своем проекте художественной подсветки Янн Керсале предусмотрел не только изменение интенсивности освещения и его цветовой гаммы в зависимости от времени суток и времени года, но и то, какие тени отбрасывают деревья. Фактически дубы, магнолии и ясени на ночь превращаются в актеров театра теней, а в роли режиссера этого завораживающего действа выступает запрограммированный художником «тростник».

Органичной частью сада стала и Аудитория имени Леви-Стросса: в основном здании спрятан объем ее конференц-зала, а в сад выходит открытый амфитеатр, позволяющий использовать ее и для научных заседаний, и для культурных акций. Впрочем, на этом растительные чудеса в музее на набережной Бранли не кончаются. Один из фасадов административного здания музея превращен в вертикальный сад. Он был создан при содействии известного французского ботаника Патрика Бланка, который придумал специальный вертикальный грунт, позволяющий пустить растения не только по внешней стене здания, но и по внутренней. По словам Нувеля, сады – как наземный, так и вертикальный – должны служить символами леса, реки, навевать мысли о смерти и забвении.

Плоская кровля музея на набережной Бранли превращена в открытую террасу, на которой расположились ресторан и библиотека. У краев террасы устроены водоемы, которые, с одной стороны, служат оградительным барьером для посетителей, а с другой – эффектно отражают переменчивое французское небо. Любопытно, что ресторан находится в тени Эйфелевой башни, и дизайнер Роберт Делоне (Robert Delaunay) остроумно обыграл это, оформив интерьеры своеобразными «слепками» с ажурных конструкций знаменитого инженерного чуда. Свою лепту в оформление музея внесли и австралийские художники, создавшие фрески для фасадов и окон книжного магазина, расположенного на первом этаже музея и работающего независимо от учреждения культуры. Приглашение их к участию в проекте было для Жана Нувеля не просто жестом доброй воли или политическим актом – архитектор мудро решил, что это расширит «творческое измерение» музея, подчеркнет тот факт, что восточное искусство достойно не только экспонирования, но и выхода в город, слияния с западной цивилизацией.

Этнографический музей на набережной Бранли (Le musée du quai Branly) стал знаменит уже на стадии обсуждения проекта, настолько свежей и оригинальной была предложенная для его реализации концепция.

От идеи до открытия

Первым высказал мысль о создании этнографического музея нового типа в 1996 г. президент Франции Ж. Ширак. По его словам главной целью нового учреждения науки и культуры должно стать улучшение отношений с неевропейским миром. Концепция музея подразумевает, что собранные здесь экспонаты должны предстать перед посетителями в максимально приближенным к реальным условиям их использования, для чего применяются наиболее совершенные технические средства визуализации обстановки, идентичной месту их создания и бытования.

Время реализации проекта заняло целое десятилетие, в течение которого не утихали споры о целесообразности создания музея, комплектовании коллекции и сохранении исторического облика центра Парижа. Лишь после достижения конценсуса пришло время реализации разработанного архитектором Ж. Нувелем проекта. Открытие музея состоялось в присутствии генсека ООН К. Анана в начале лета 2006 года.

Архитектура музея и организация экспозиционного пространства

Здание имеет простую геометрическую форму, напоминающую вытянутую коробку длиной 220 метров с немного усечёнными углами. Над поверхностью земли её поддерживают 26 опор, расположенных в ассиметричном порядке. Главный вход в музей ведёт в просторное фойе, из которого посетители под тихий рокот тамтамов, бубнов и других ударных инструментов по широкой лестнице поднимаются к началу осмотра экспозиции.

В музее на набережной Бранли нет привычной анфилады залов, или длинных переходов между ними. Все 5 000 м2 экспозиционной площади можно окинуть одним взглядом. Огромный зал длиной 200 м и шириной от 20 до 35 м разделяет по центру лишь змеящийся диван-перегородка биоморфной формы.

Из более 300 тыс. собранных в фондах музея артефактов, одновременно доступно для обозрения не более 3, 5 тыс. экспонатов. Главный принцип, принятый за основу построения экспозиции – географическое зонирование Земли. Все экспонаты музея представлены в пяти разделах, отражающих своеобразие истории и культуры народов Южной и Северной Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Все экспонаты нарочито лишены комментариев, а границы между разделами экспозиции можно определить разве что по цвету пола, символизирующего каждый континент.

Внутри разделов экспонаты сгруппированы по хронологическому порядку, но не меньшее значение имеют ассоциативные связи между предметами. В целом, не один из принципов построения экспозиции не является сквозным и очевидно, что кураторы музея делают акцент не на традиционный системный поход, а на эмоциональное восприятие, провоцируя культурный шок.

В постоянной экспозиции музея реально одновременно разместить не более 1% экспонатов из того многообразия, что хранится в музейных фондах. С многочисленными фотографиями, аудио- и видеоматериалами можно ознакомиться в оборудованных по последнему слову техники медиатеках музея. Прочие объекты демонстрируются в рамках тематических выставок, график которых составлен на 12 лет вперёд.

В 2016 году значительную часть выставочного пространства заняла экспозиция «Белый человек, чёрный человек», в которой раскрываются аспекты взаимовлияние африканского и европейского искусства в ХХ в. Одновременно с ней предоставляется возможность посетить организованную к 10-летнему юбилею музея выставку «Жак Ширак и диалог культур». Посредством нескольких сотен картин, документов и экспонатов из стран Азии и Латинской Америки в ней воссоздан культурный портрет бывшего президента Франции.

Вертикальные сады П. Блана

Особой, совершенно ни на что не похожей экспозицией музея на набережной Бранли стал его главный фасад. Очень непривычно видеть покрытые густой растительностью стены современного здания в большом городе.

На создание этого современного чуда дизайнер и ботаник с мировым именем П. Блан потратил около 10 лет. В течение этого времени он проводил полевые исследования в горах Тайланда и Малайзии, изучая природные природные сообщества растений и занимался кропотливыми лабораторными исследованиями в Национальном Центре научных исследований.

Разработанная им технология основана на применении полотна двухслойного полиамида с прокладкой из вспененного ПВХ, закреплённого на вертикальной металлической обрешетке. Необходимые для роста растений питательные вещества подаются к корням через систему капельного орошения. Общая нагрузка на конструкцию не превышает 30 кг на 1 м2.

В живом полотне, окутывающем фасад, использована 15 000 экземляров 150 видов трав, мхов, папоротников и даже кустарников. Тщательно подобранные по цвету для инсталляции гейхеры, плющи, жимолость, герани, шалфеи и другие растения создают оригинальные, завораживающие глаза узоры различных зелёных тонов с добавлением вкраплений коричневого, желтого и красного цветов. Эти невероятная стена из живых растений вряд ли может когда-нибудь стереться из памяти.

Как добраться

Адрес: 37 Quai Branly, Paris 75007
Телефон: +33 1 56 61 70 00
Сайт: http://www.quaibranly.fr/
Поезд RER: Pont de l"Alma
Время работы: 11:00-19:00

Цена билетов

  • Взрослый: 10 €
  • Льготный: 7 €
Обновлено: 11.04.2019 Le musée du quai Branly Париж, Франция

Этнографический музей с чисто топографическим официальным названием был открыт на левом берегу Сены, у подножия символа Парижа – Эйфелевой башни. Инициатором создания необычного музея, в чьи фонды вошли экспонаты, демонстрирующие «примитивное искусство» народов Азии, Африки, Америки и Океании, был президент Франции Жак Ширак, большой любитель африканской самобытности. Теперь предстояло уникальную коллекцию из 300 000 предметов искусства облечь в достойную оболочку. Право создания выставочного пространства на международном конкурсе 1999 года, среди звезд мировой архитектуры, выпало гордости французской земли Жану Нувелю, с блеском реализовавшему оригинальность творческой идеи.

Среди урбанистического мегаполиса внезапно вырос экзотический ареал тропических джунглей, поражающий вечнозеленой флорой южных широт. Прозрачные стеклянные стены отнюдь не сдерживают буйства растительности, заплетающей стены и фасад сооружения, и являющейся живой изумрудной оправой для заокеанской коллекции. Знаменитый «вертикальный сад» из 150 растений различных видов, закрепленных на специальном нетканом материале, занимают всю площадь в 800 квадратных метров на торцовой стороне здания. Музей Бранли, сие сакральное сооружение для таинственных предметов древних цивилизаций, представляет 3500 экземпляров постоянной экспозиции. В многометровом стеклянном цилиндре, расположенном в центре «мистического» парка, в произвольном порядке заключены около 9000 музыкальных инструментов. Рокочущие звуки тамтамов и барабанов, воспроизводимые скрытыми динамиками, дополняют ощущение погруженности в мир чужеродный, неведомый и завораживающий.

Среди живых зарослей пампасов и тропического леса, искусно оформленных холмов, лужаек и водоемов, в пяти объемах, окрашенных в разные цвета соответственно континентам, представлены великолепные образцы «примитивного искусства» народов других частей света. Здесь удивляет количество и разнообразие ритуальных масок и тотемных столбов, оружия и предметов обихода, шаманских глиняных статуэток и культовых скульптурных божеств из дерева и камня, огромный красный мегалит вулканического происхождения, драгоценные этнические украшения, причудливая расписанная и вырезанная посуда, и прочее уникальное культурное многообразие.

Одним из самых знаменитых экспонатов коллекции, является, пожалуй, «парижский череп» весом в 2,5 кг и высотой 11 см, выточенный из цельного объема горного хрусталя. Это один из 12 подобных объектов, приписываемых ацтекской цивилизации, и называемых шедеврами «доколумбового искусства». Этот предмет был передан Музею человека коллекционером заокеанской этники Альфонсом Пинаром в 1878 году. И хотя научные исследования, проведенные в лаборатории музея Бранли, полностью разоблачили древность изготовления черепа, этот предмет искусства своей оригинальностью и точностью воспроизведения всё равно вызывает неподдельный интерес у публики.

Музей нового поколения представляет собой многофункциональный комплекс. Кроме непосредственно музея, экспонирующего «первоначальное искусство» неевропейских народов, Музей Бранли также является научно-образовательным центром, поддерживающим и развивающим отношения с научными историко-этнографическими организациями стран, на чьей земле были созданы представляемые произведения искусств. А также клубом, проводящим культурно-просветительские общественные мероприятия, специальные проекты и программы по изучению и защите культурного наследия стран других континентов. Это неизменно привлекает множество туристов и исследователей, увлеченных первозданной историей Африки и Азии, Океании и обеих Америк, и открывающих с музеем Бранли новую, яркую и необычную страницу музеологии.

Музей на набережной Бранли – Жак-Ширак, или музей искусств и цивилизаций Африки, Азии, Океании и Америк (неевропейских цивилизаций) расположен на набережной Бранли в 7 округе около . Музей был открыт по инициативе президента Жака Ширака 20 июня 2006 г. Сейчас входит в .

Эмблема музея – керамическая статуэтка Чупикуаро из Мексики.

Адрес:

37 Quai Branly, 75007 Paris, France

Время работы:

Вторник, среда, воскресенье – 11.00-19.00

Четверг, пятница, суббота – 11.00-21.00

Понедельник – выходной

Сад открыт 9.15-19.30 по вторникам-воскресеньям; до 21.15 по четвергам – субботам.

Библиотека музея открыта 11.00-19.30 по вторникам, средам, воскресеньям; до 21.30 по четвергам, пятницам, субботам.

Сайт Стоимость билета:

Постоянные выставки – 10 евро Временные выставки в Галерее сада – 10 евро / бесплатно для лиц младше 18 лет / бесплатно в первые воскресенья месяца

Билет на все выставки – 12 евро / 9 евро

Билет на спектакль без посещения музея – 20 евро; 10 евро для лиц младше 26 лет

Билет на концерт без посещения музея – 10 евро; бесплатно для лиц младше 26 лет.

Вход в сад бесплатный.

Действует

Как добраться до музея на набережной Бранли
  • Линия 9: станции Alma-Marceau или Iéna
  • Линия 8: станция Ecole Militaire
  • Линия 6: станция Bir Hakeim
  • RER C : станция Champ de Mars — Tour Eiffel
  • № 42: остановки Tour Eiffel или Bosquet-Rapp
  • №№ 63, 80, 92: остановка Bosquet-Rapp
  • № 69: остановка Champ de Mars
  • № 72: остановка Musée d’Art Moderne — Palais de Tokyo или Alma Marceau
  • № 82: остановка Varsovie или Champ de mars
  • № 87: остановка Rapp — La Bourdonnais

История основания музея на набережной Бранли

В начале 1990 г. Жак Кершаш, специалист по африканскому искусству, ратовал за появление в «примитивного искусства». Он встречался по этому поводу с мэром Парижа тех времен Жаком Шираком. Когда последний становится президентом страны в 1995 г., в Лувре такой отдел открывается. Но уже через год президент заявляет о намерении создать новый музей. В 1999 г. объявляется международный конкурс на архитектурный проект музея. Его победителем стал Жан Нувель.

Официальное открытие музея состоялось 20 июня 2006 г. Первоначальная коллекция состояла из коллекций, принадлежавших музею человека во дворце Шайо и музею искусств Африки и Океании.

В мае 2009 г. музей вошел в ассоциацию с еще тремя, расположенными по соседству, музеями, и вместе они образовали «Холм музеев» (Городок архитектуры и национального достояния, музей современного искусства города Парижа, Токийский дворец).

Коллекция музея в 2016 г. включала более миллиона объектов; изображения большинства из них оцифрованы и находятся в онлайн-каталоге. Это текстиль, скульптуры, картины, музыкальные инструменты и т.д., а также специализированные журналы, фильмы, видео и звуковые документы, диссертации по этнологии и антропологии, базы данных, энциклопедии и пр.

Выставка постоянно обновляется. Кроме постоянной экспозиции ежегодно организуются около 10 временных выставок.

Архитектурный ансамбль музея – это 40 600 квадратных метров в 4 зданиях и сад с тропинками, террасами, горками, прудами. Также в здании музея находятся театр Клода Леви-Стросса, кинозал и бар.

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.