Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мероприятия в библиотеке по этикету для взрослых. Этикет и культура поведения

Мероприятия в библиотеке по этикету для взрослых. Этикет и культура поведения

Тема : «Современный этикет»

Аннотация

Воспитание этического, культурного поведения человека является неотъемлемой частью процесса формирования личностных нравственных отношений. Современная личность для максимальной успешной социализации должна владеть необходимыми навыками культурного поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Форма проведения : обучающее занятие с элементами викторины

Воспитательная цель :

    формирование у учащихся устойчивых навыков этического поведения.

Воспитательные задачи:

    научить учащихся строить этически правильные отношения с людьми при повседневном общении.

    показать практическую необходимость этических взаимоотношений в профессиональной деятельности, в быту.

Оформление:

    выставка книг и учебников по деловому, дипломатическому и повседневному этикету.

    плакат № 1 «Составляющие этикета».

    плакат № 2 «Основные правила этикета».

    выставка фотографий учащихся.

Участники мероприятия

    2 учащихся - ведущие

    1 учащихся - «знаток этикета по знакомству и приветствиям»

    1 учащийся – «знаток уличного этикета»

    1 учащийся – «знаток религиозного этикета»

    1 учащийся – «знаток этикета танцев»

    1 учащийся – «знаток театрального этикета»

    1 учащийся - «знаток этикета поведения за столом»

Ход мероприятия

Первый ведущий : Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка. «Этика» - из греческого (« ethika », от « ethos »-привычка, нрав). Одно из значений слова « etiquette » - надпись.

Второй ведущий: Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось не приличным, становится общепринятым и наоборот.

Первый ведущий : Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относится к ним так, как вы относитесь к себе.

Составляющие этикета:

    Хорошие манеры

    Умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях

    Внешний вид

    Культура речи

Второй ведущий : этикет – поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приёмах, церемониях, переговорах.

Первый ведущий: Рассмотрим теоретические основы современного этикета в самых различных ситуациях. Знатоки этикета ознакомят нас с этим.

«Знаток этикета по знакомству и приветствиям»:

В узком кругу важно, чтобы каждый знал каждого, особенно если люди встречаются часто - у себя или в доме общих друзей. Поэтому представлять нового человека нужно обязательно.

Мужчину представляют женщине, младшего – старшему, подчинённого - начальнику. Возраст и авторитет имеют бесспорное преимущество. Вышестоящий всегда «принимает» представление (так же как и приветствие).

Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого вам человека, например, свою сестру – своей знакомой. Знакомство с матерью и отцом – исключение из этого правила: всех знакомых необходимо представлять родителям, а не наоборот.

Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку лицо, которому представили другого, т.е. женщина протягивает руку мужчине, старший–младшему, руководитель – подчинённому. Человек, который был представлен, терпеливо ждет, готов протянуть руку, но не торопится это сделать и лишь отвечает на рукопожатие.

Приветствие при встрече - это первая демонстрация вашего вежливого, учтивого отношения к окружающим. На всякое приветствие нужно обязательно ответить. Отказываясь поздороваться, вы наносите человеку публичное оскорбление.

Если человек, в обществе которого вы находитесь, приветствует своего знакомого, вам необходимо присоединиться к приветствию. Равно как и необходимо ответить на приветствие, с которым обратились к сопровождающему вас лицу, пусть даже оно исходит от незнакомого вам человека. Если ваш знакомый окружен людьми, вы должны поздороваться со всеми: очень грубая ошибка – приветствовать одного человека из компании.

«Знаток уличного этикета» : Чтобы не нарушать норм приличия и не привлекать к себе лишнего внимания окружающих, не следует при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать слишком широкие или слишком мелкие шаги (особенно это касается женщин).

По улице не принято ходить вчетвером, а тем более в пятером в одну шеренгу, загораживая весь тротуар и мешая другим прохожим. Даже если вам этого не хочется, надо разделиться на более мелкие группы.

Не следует пристально смотреть на прохожих, но нужно быть внимательным, чтобы никого не толкнуть или не наступить кому-нибудь на ногу.

На улице не принято громко разговаривать и хохотать.

Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Если рядом с ним молодая и пожилая женщины, то пожилая идёт посередине.

Встретив на улице знакомого и остановившись с ним для разговора, следует отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.

Если, находясь в незнакомом месте, вы обращаетесь с вопросом к прохожему, то при этом сначала надо сказать «простите», а затем поблагодарить за помощь. В ответ должно раздаться «пожалуйста», «не стоит». В случае если вы не можете помочь тому, кто обратился к вам с просьбой или вопросом, вы должны вежливо ответить: «К сожалению, ничем не смогу вам помочь».

«Знаток этикета поведения за столом»: Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем. Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Кушать и пить нужно беззвучно.

Сегодня "амплуа" ножа на обеденном столе стало значительно шире, чем было некогда. Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае, даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.

Совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят только вилкой.

После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использованы при следующем блюде, их кладут на стол.

Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен.

Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу.

Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе.

Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.

Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.

Приборы держат за кончик ручки, а не посередине. Ножом следует лишь резать пищу, ни в коем случае его нельзя брать в рот. Некоторые блюда, которые можно не резать, например, омлет, яичницу, едят только вилкой. Ее держат в правой руке и помогают при еде кусочком хлеба, который держат в левой руке. Закончив еду, нож и вилку кладут на тарелку рядом друг с другом параллелью в знак того, вы уже больше есть не будете. Если вы еще не закончили есть, прибор скрещивают, нож вправо, вилку влево. Рядом с тарелкой кладут салфетку, бумажную или из ткани. Обычно ее только прикладывают ко рту, делают это перед тем, как пить, чтобы на стекле не остались следы от жирных губ. Если за столом сидят некурящие, то курение за столом исключается.

Как что следует есть?

Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.

При закуске, например, если это ветчина, не кладем ее на кусочек хлеба. Ветчину едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край собственной тарелки.

Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.

Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть из тарелочки, пользуясь ножом и вилкой.

Колбаса, если подана неочищенной, то каждый кусочек очищаем на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едим с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней. Толстую кожицу лучше снять.

Паштет - отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.

Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно ее снять пальцами, беда небольшая. Есть яйцо ложечкой.

Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку - от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, просто небольшое количество супа остается в тарелке. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время еды, ни после еды ложку из супа не кладем на стол, оставляем ее в тарелке.

Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем, как пили бы кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку употребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса. Но если суп подан в чашке с двумя ушками, пользуемся ложкой.

Курица в бульоне - одновременно первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.

Рыба, как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки.

Если к рыбному блюду поданы специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (играет роль ножа), вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении имеется только одна вилка, ее берем в правую руку, в левую - кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка - для отделения костей, с ее помощью подносим кусок ко рту.

Если на нашей тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть. После того как мы справимся с этим блюдом, на тарелке должен остаться сравнительно эстетичный "натюрморт" в виде рыбного скелета.

Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

Раков невозможно съесть без помощи пальцев и, хотя это просто издевательство над цивилизацией, тут ничего не поделаешь.

Птицу едим с помощью ножа и вилки. При этом не обязательно в поте лица жонглировать на тарелке приборами, стремясь, во что бы то ни стало полностью очистить все косточки. Нужно смириться с тем, что при косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руку.

Мясо с овощами - блюдо проблемное. На сегодня в мире существуют противоречащие друг другу рекомендации, как есть такое блюдо. Согласно первой мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. По второй - ни на минуту нельзя выпускать из правой руки ножа, из левой - вилки. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании этот способ далек от элегантности. Придерживаясь второго, будет правильным отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, наколотый на вилку, накладываем картофельное пюре, которое здесь держится вполне сносно. Вилку с этим гарниром несем ко рту. А если, кроме мяса и картошки, есть еще горошек или иные "беспокойные" овощи? Горошек на кусочке мяса не удержится, поэтому у каждого появляется откровенное желание отложить нож, взять вилку в правую руку, съесть немного горошка, опять взять вилку в левую руку и т. д. Что же делать?

Первый выход: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горошек и, все время держа ее в левой руке, подносим ко рту.

Второй выход: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. Съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек (обратите внимание: горошек не накладываем вилкой, а набираем на нее, как на лопатку). Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.

Салат, поданный к мясу на отдельной тарелочке, едим из этой же тарелочки, набирая понемногу в очередности с тем, что лежит на основной тарелке. Зеленый салат, насколько это возможно, не следует резать ножом. Если он подан так, что листья слишком велики, то разрезаем их вилкой или аккуратно наматываем на нее листья, стараясь не оставлять на подбородке ручьев сметаны.

Спагетти, или макароны-соломку, очень сложно есть так, чтобы это выглядело красиво. Существуют три способа для того, чтобы достойно справиться с этим итальянским блюдом.

Первый заключается в пользовании вилкой и ложкой. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем макароны в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезаем эту порцию от остального.

Второй способ: вилку держим как нож, приготовленный для разрезания. Опускаем вилку в гущу макарон и поднимаем их вверх, отделяя небольшую порцию. Затем опять опускаем вилку с макаронами в тарелку, здесь наматываем их на вилку и быстро отправляем в рот.

Используя третий способ, накалываем макароны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции наматываем на нее соответствующую нашим возможностям порцию. Основное правило: набирать на вилку не больше двух-трех ниток макарон.

Сладкое тесто хорошо есть вилочками, специально для этого предназначенными. Если таковых нет, можно пользоваться ложечкой.

Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.

Яблоки, груши, чтобы есть их красиво, требуют некоторой эквилибристики. Для этого нам нужны нож и вилочка. Фрукт разрезаем на четвертинки, а затем, взяв ломтик на вилку, снимаем ножиком кожицу, особого мастерства требует умение удержать при этом предмет нашего лакомства на вилке. Затем, очищенный кусочек едим на тарелке, пользуясь ножиком и вилкой.

Допустимо очистить фрукты в руке, но есть на тарелочке ножом и вилкой.

Персик разрезаем на тарелке, удаляем косточку. Затем снимаем кожицу, пользуясь ножом и вилкой, с их же помощью съедаем, отрезая по кусочку.

Бананы очищаем от кожуры и едим ножом и вилкой, отрезая кружочками.

Апельсины можно (теоретически) чистить ножом и вилкой, как яблоки и груши. Но в случае с апельсинами это потребовало бы таланта циркового артиста. Так что, обращаясь к практике, чистим апельсин следующим образом: надрезаем кожуру крестообразно, снимаем ее и разделяем на дольки.

Ни апельсины, ни мандарины не чистим спиралеобразно!

Грейпфрут подается разрезанным поперек, середина отделяется от кожуры, но остается внутри. Посыпаем сахарной пудрой и едим ложечкой.

Черешни и вишни берем за веточку и отправляем в рот. По возможности незаметно выплевываем косточку в кулак, а затем на свою тарелку. Не выплевываем косточки прямо на тарелку! Не собираем их в пепельнице!

Аналогично можно поступать с виноградом, если вы не любите семечки и кожуру. Но виноград, как правило, съедают целиком.

Сливы разламывают пальцами, косточки кладут на тарелочку.

Клубнику следует подавать очищенной, без зелени. Некрасиво раздавливать на тарелке клубнику, поданную с сахаром и сметаной. Образовавшаяся масса выглядит не очень эстетично. Сказанное относится и к землянике.

Дыня не любит ножа. Пользуемся ложечкой. Арбуз прямо-таки просит, чтобы его ели самым примитивным способом, т.е. держа сочный ломоть двумя руками. Не поддавайтесь соблазну! Полукруг арбуза следует положить на тарелку, отрезать ножом кусочек и, освободив его от семечек, на вилке отправлять в рот.

Компот, поданный в вазочке, едим все время ложкой. Отпивать прямо из вазочки некрасиво. Косточки фруктов выплевываем на ложечку и кладем на стоящую рядом или под вазочкой. Не класть косточки обратно в компот! И не в пепельницу!

Сервировка обеда

Рис. 1

Рис 2

Обычно первое блюдо ставят на стол до того, как гости заняли свои места. В противном случае обеденная салфетка лежит на мелкой тарелке, а не слева от вилок, как показано на рисунке. Рыбную вилку можно разместить тремя способами, один из которых показан на рисунке1.

Необходимы также пепельницы. Меню неофициальных обедов не очень строго. Оно может включать всего два блюда, однако обычно их число ограничено пятью. Суп можно не подавать, особенно если обед начинается с закуски. На неофициальном обеде суп никогда не подают в традиционных неглубоких суповых тарелках

Салат обычно подают вместе с промежуточным блюдом - так проще. Специальный нож используется в зависимости от вида салата и от того, подан ли к нему сыр.

Салат можно подавать отдельно, в качестве четвертого блюда; он может также заменять десерт, особенно если вместе с ним подают различные сорта сыра.

Сервировка десерта Рис. 3

На неофициальном обеде десертные приборы можно положить на стол заранее, поместив их перед мелкой тарелкой. В противном случае их приносят на десертной тарелке либо хозяйка сама кладет их на десертную тарелку и передает гостям вместе с десертом. Когда десерт сервируют заранее и десертные приборы находятся на наполненной тарелке, их не перекладывают. Если же приборы лежат на пустой десертной тарелке, на которой может стоять чаша для ополаскивания пальцев, гостю следует положить десертную вилку слева, а десертную ложку справа от тарелки. Слева: как подать гостю десертный прибор: на десертной тарелке лежат десертная вилка и десертная ложка, между ними на салфеточке и (или) маленькой тарелке стоит чаша для ополаскивания пальцев (обязательная принадлежность официального обеда и ленча).

Справа: гость раскладывает десертный прибор следующим образом: салфеточку и чашу - для ополаскивания пальцев помещают перед тарелкой слева, вилку кладут слева, а ложку справа от десертной тарелки и ждут, когда подадут десерт. На неофициальном обеде вместе с десертом можно подать черный кофе в маленьких чашечках.

«Знаток религиозного этикета»: Присутствуете ли вы на торжественном богослужении, на одном из таинств – крещении, венчании – либо на обычной молитве в православной церкви, католическом соборе и т.д., вы должны вести себя в полном соответствии с принятыми в данном вероисповедании обычаями и обрядами.

Поведение во время службы.

Поведение каждого человека в храме определяется канонами его веры, однако, независимо от вероисповедания, все присутствующие на службе демонстрируют сосредоточенность, достоинство и молчаливость.

Перед началом богослужения можно улыбнуться и кивнуть или слегка помахать рукой знакомому, а если он сидит впереди вас или рядом с вами, наклониться к нему и поздороваться. Не следует, однако, заводить долгих разговоров, перешептываться или как-то иначе привлекать к себе внимание окружающих. Если вы хотите представить кого-нибудь своему знакомому, лучше дождаться окончания службы.

Как одеваться?

С течением времени ограничения и запреты, касающиеся одежды для посещения церкви, ослабели, но, тем не менее, собираясь в храм, одеваться надо строго.

В христианских храмах наличие головного убора теперь не является обязательным, однако в ортодоксальной синагоге замужние женщины должны быть в головном уборе – хотя бы в парике. Многие женщины по-прежнему предпочитают ходить в церковь в шляпе или вуали, а католички, воспитанные в те времена, когда головные уборы в церкви были обязательны, никогда не войдут в храм, не накинув на голову хотя бы шарфик или косынку. Во всяком случае, шляпа допустима, и если вам она нравиться и к лицу, вы смело можете надевать её в церковь. И не стоит огорчаться, если вы окажетесь в меньшинстве.

Мужчины всегда снимают головной убор, заходя в христианский храм, тогда как в ортодоксальную синагогу, напротив, никогда не входят с неприкрытой головой.

Перчатки надевают преимущественно в холодную погоду, но в любом случае прийти в церковь в перчатках всегда уместно.

Где садиться?

Если в храме находиться церковные служители, они провожают всех прихожан к скамьям, но на обычном богослужении женщин под руку не берут.

Как вести себя на службе, если вы исповедуете другую веру?

В том случае, когда богослужение не противоречит вашим религиозным убеждениям, вы должны выполнять все принятые в данной церкви обряды наравне с прихожанами этого храма – вставать, петь, молиться тогда же, когда делают они. Если же каноны исповедуемой вами религии не позволяют вам принимать участие в каких-то обрядах, просто сидите неподвижно и молча, пока этот обряд или часть службы не завершиться.

Знаток этикета танцев

Как приглашать на танец?

Словом «Потанцуем?» может пригласить женщину на танец близкий товарищ, возлюбленный или муж. Незнакомый мужчина, приглашая женщину на танец, подходит к ней, слегка кланяется и просит разрешения пригласить её.

Женщина выражает своё согласие дружелюбным взглядом и кивком головы.

Кавалера может оскорбить, если дама делает при этом насмешливую или заносчивую мину. Ей лучше отказаться от танца, нежели идти танцевать с таким настроением.

Если женщина уже обещала этот танец кому-нибудь другому, она приветливо благодарит пригласившего и говорит « Благодарю, этот танец уже обещан».

В таком случае мужчина кланяется и удаляется. Если он хочет обязательно танцевать с этой партнёршей, то приглашает её вторично. После второго отказа он должен понять, что больше приглашать её не следует.

Не стоит приглашать женщину, у которой есть спутник. Такое приглашение будет невежливым по отношению к её партнёру, которому придется остаться одному, пока его спутница танцует. Это относиться к тем случаям, когда танцевальный вечер происходит в ресторанном зале и пара сидит за столиком. На вечере в зале без столиков этого правила можно не придерживаться, но и здесь не мешает знать чувство меры.

Дама, пришедшая в сопровождении кавалера, может танцевать с незнакомыми ей мужчинами, непременно предварительно согласовав это со своим кавалером.

В ресторане не принято приглашать одну и ту же женщину, сидящую за чужим столиком.

Представляться партнерше, приглашая её на танец в ресторане или на танцплощадке, не принято. Если же кавалер танцует с одной и той же дамой несколько раз, то ему следует после четвёртого или третьего танца представиться ей. Даме при этом называть своё имя не обязательно.

После танца мужчина обязан проводить свою партнершу к её столику и поблагодарить за танец.

«Знаток театрального этикета»: В зрительный зал после третьего звонка не впускают. Поэтому в театр желательно прийти чуть раньше, спокойно раздеться в гардеробной, привести себя в порядок.

Вежливый мужчина поможет женщине снять пальто, возьмёт номерки.

Старайтесь избегать резких духов, одеколонов, дезодорантов.

В зрительный зал первым входит мужчина, а если вы в театре с детьми, то лучше пропустить их вперед. Если входят две пары, первым идёт мужчина, за ним две дамы, а за ними второй мужчина.

Не делайте недовольного лица, если вы уже сидите, а по ряду кто-то пробирается на своё место; заранее встаньте, чтобы пропустить опоздавшего.

Не садитесь на чужие места, так как это может вызвать много неприятностей, в особенности, если хозяева этих мест опаздывают.

Мужчина обычно сидит по левую руку женщины, но если его место окажется удобнее, внимательный мужчина уступит его даме. Избегайте шума, когда садитесь и встаете. Оба подлокотника не занимайте. Не опирайтесь на спинку переднего кресла.

Можно уйти, но только в антракте, не привлекая к себе внимания. Очень не прилично уходить во время действия или выступления.

Запомните, аплодировать принято:

На концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть.

Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты не продолжительны.

На больших симфонических концертах принято аплодировать в момент, когда дирижер поворачивается к зрителю лицом.

Если вам представление не понравилось, не аплодируйте вовсе. Но никакими другими действиями не выражайте своего недовольства.

В фойе, комнатах для курения, буфете, вестибюле при встрече со знакомыми вы ведете себя как при встречах на улице. Этому способствует и то обстоятельство, что во время антракта принято прогуливаться по фойе, размяться после долгого сидения. Прогуливаться по фойе под руку не стоит.

Не следует так же перед началом спектакля или в антракте рассматривать публику в бинокль. Это не прилично. Бинокль служит лишь для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене.

При посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами: стараться быть вежливым и предупредительным, не шептаться с соседкой, постоянно вертя головой, не делиться впечатлениями во время сеанса, громко не смеяться.

Второй ведущий : Проведём конкурс по нормам этикета. Для участия в конкурсе необходимо, чтобы все присутствующие разделились на две команды и сели напротив друг друга. Я буду задавать вопросы по практическому этикету, а каждая команда, посовещавшись между собой 1 минуту, даст правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда, которой будет задан вопрос, ответ не знает, то может отвечать команда соперников и дополнительно получать поощрительный балл.

Вопрос для 1-й команды:

Как исторически можно объяснить, почему мужчина, входя в помещение снимает головной убор?

Вопрос для 2-й команды:

Как исторически можно объяснить, что, здороваясь, мы пожимаем друг другу руки?

Вопрос для 1-й команды:

Почему мужчина, спускаясь по лестнице, идёт впереди женщины?

Вопрос для 2-й команды:

Почему заходя в магазин, необходимо сначала пропустить выходящих?

Вопрос для 1-й команды:

Если мужчина с женщиной заходят в ресторан, то кто должен первым проходить в зал?

Вопрос для 2-й команды:

Вам домой позвонил преподаватель, но по техническим причинам разговор прервался. Кто должен перезвонить?

Вопрос для 1-й команды:

Можно ли в комнату, где собрались гости к вам на вечеринку, впустить собаку или кота и почему?

Вопрос для 2-й команды:

Что должен сделать мужчина, если женщина пригласила его на белый танец, а он не может по каким-то причинам танцевать?

Первый ведущий :

Подведём итоги конкурса. Команда, знающая лучше этикет и получившая наибольшее количество баллов, получает в подарок книгу по этикету.

В конце нашей встречи хочу напомнить всем высказывание английского философа Джона Локка “Изящная манера и форма во всём – вот что украшает человека и делает его привлекательным”.

Сценарий досуга для старших дошкольников: «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся»



Описание работы: В разработке представлен сценарий досуга «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся», в котором участвуют педагоги и дети, имеются разнообразные виды деятельности. Сценарий предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов для проведения досуга с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование навыков культурного поведения за столом и правил этикета в гостях.
Задачи:
1) изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека», в игровой форме дать представление о различных праздниках
2) развивать у детей образное мышление, речь, память, коллективизм и стремление участвовать в различных конкурсных заданиях;
3) воспитывать интерес к игровой деятельности и уважительное отношение к окружающим.
Ход досуга:
Ведущая: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я.
Ребята, улыбнитесь друг другу и улыбнитесь гостям.
Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем этикету.
А что же такое этикет нам расскажут ваши воспитатели.
1-ый воспитатель:
Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет. (А.Усачёв)
2-ой воспитатель: ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка
И хорошая отметка, Но не только в дневнике,
У людей на языке… Очень просто жить культурно.
Все прекрасно, что не дурно. (А.Степанов)
3-ий воспитатель: Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет. Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз. Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Правила эти предельно просты,
Если захочешь, всё выполнишь ты! (Ю.Чичёв)
4-ый воспитатель: Помни правило номер один в воспитании:
Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!
Нельзя говорить никому никогда
Обидные или плохие слова!
Не дразнись, не будь задирой никогда!
Всех ребят зови по имени всегда!
Беседе взрослых не мешай,
Их разговор не прерывай!
Запомни правило простое:
Без спроса не бери чужое!
Старшим старайся во всём помогать,
В транспорте место всегда уступать! (К.Демидова)
Ведущая: Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Сегодня мы с вами поговорим об этикете за столом. Посмотрите, какие замечательные столы вы накрыли к различным праздникам. Давайте узнаем: кто к какому празднику накрыл стол. И как он будет себя за ним вести.
1-ая группа

1-ый ребёнок: Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей.
Новый год! О нем и летом так приятно помечтать!
Как волшебным, чудным светом будет елочка сиять.
Как мы шарики повесим, ветки обовьем дождем.
Как про дедушку Мороза песню весело споем.
2-ой ребёнок: Сядем мы сейчас за стол
И расскажем вам о нём.
За столом сиди спокойно
Не толкайся, не кричи
Это правило такое
Знать должны все малыши.
3-ий ребёнок: Кушай кашу, не спеши
Ложку правильно держи.
Рот салфеткой вытирай,
Стул спокойно задвигай.
Не забудь сказать СПАСИБО!
Благодарности слова
Нам нужны они всегда!
Ведущая: Ну, что же нам всё понятно. Ваш стол накрыт к новогоднему празднику. Тогда я вам предлагаю спеть самую новогоднюю песню «Маленькой ёлочке». (исполняют все дети)
Ведущая: А сейчас я приглашаю следующую группу. Что же у них за праздник? Нам очень хочеться узнать?!
2-ая группа

1-ый ребёнок Почему и отчего к нам пришло веселье?
Ведь уже не Новый год и не новоселье.
Но не зря нам сейчас весело с друзьями.
Что у нас, что у нас? Отгадайте сами!
2-ой ребёнок: Почему и отчего лампы светят ярко,
И кому так в этот день весело и жарко?
И не зря в это час пироги с вареньем.
Потому что у нас сегодня…..день рожденья!
3-ий ребёнок: Сначала ты договорись, потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно, чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался... Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка, Не должно его быть жалко!
4-ый ребёнок: Если вас не пригласили, не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять, дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся, без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель, где б в гостях, мой друг, ты не был.
5-ый ребёнок: Будь воспитанным и скромным, по местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку и бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом, а также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял... а "До свидания!" сказал?
Ведущая: Теперь нам понятно, какой у вас праздник. А сейчас я хочу вас проверить: знаете ли вы как нужно вести себя в гостях.
1. Можно ли опаздывать на праздник?
2. Нужно ли имениннику дарить подарки?
3. Можно ли разгуливать по чужой квартире, где вам захочется?
4. Можно ли садиться за праздничный стол, без приглашения?
5. Как нужно есть торт: руками или ложкой?
6. Можно ли об скатерть вытирать грязные руки?
7. Можно ли качаться на стуле?
8. Разговаривать с набитым ртом?
9. Можно ли облизывать соловые предметы?
10. Вы будете забирать еду у вашего соседа, если он не доел её?
11. Что нужно сказать хозяину, когда вы уходите домой?
Молодцы, я рада, что вы знаете правила поведения в гостях. Ну а мы с вами давайте послушаем ещё одну группу ребят.
3-тья группа

1-ый ребёнок Восьмое Марта, праздник мам,
Тук, тук! – стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом, где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём, мы стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед. Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет в подарок нарисуем.
2-ой ребёнок: Друзья, настал обеда час! За стол мы приглашаем вас!
К обеду всё уже накрыто, приятного вам аппетита.
3-ий ребёнок: Руки вымой, не ленись, лишь потом за стол садись!
На колени, детка, положи салфетку.
Чтобы выглядеть опрятно, ешь красиво, аккуратно!
И ногами не болтай, и соседа не толкай!
4-ый ребёнок: Для второго, помни тоже, надо вилку взять и ножик.
По кусочку отрезай, так второе и съедай.
За едою не тянись, а к соседу обратись.
Передаст тебе сосед: и компот, и винегрет.
5-ый ребёнок: Суп, конечно, ты прольёшь, если из тарелки пъёшь.
Наклони её немножко, доедай свой супчик ложкой.
Угощенья хороши, ешь спокойно, не спеши.
Не болтай с набитым ртом, разговаривай потом!
Ведущая: Раз вы накрыли стол к маминому празднику, давайте проверим, хорошие ли вы мамины помощники?
Сыграем с вами игру: «Помоги маме убрать со стола»
На праздничном столе осталось много грязной посуды, кто же уберё её первый?
Отлично. Мне понравилось. А теперь давайте заглянем в гости ещё к одним ребятам: что же у них за праздник?
4-ая группа:

1-ый ребёнок: К нам пришёл весёлый праздник,
Льётся музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Днём влюблённых назовём.
2-ой ребёнок: С праздником влюблённых,
С праздником любви,
Девочек и мальчиков
Поздравляем мы.
Ведущая: День святого Валентина - праздник для влюблённых пар.
Поэтому сейчас мы будем искать сладкую парочку. Только пару не из людей, а конфет. У меня есть множество конфет, но не у всех есть пары. Ваша задача: найти каждой конфетке по паре.
Игра «Сладкая парочка»
Ведущая: Молодцы, хорошо поиграли. Далее предлагаю перейти к следующему столику.
5-ая группа

1-ый ребёнок: Очень весело сегодня,
Песни звонкие звучат,
Потому что День рожденья
Отмечает детский сад!
2-ой ребёнок: У Барбоса день рожденья!
Будут танцы, угощенье!
На крылечке, у дверей
Ждёт Барбос своих гостей.
Ведущая: Мы Барбоса поздравляем
Счастья и добра желаем!
А сейчас не зевай,
«Каравай» запевай.
Песня «Каравай».

Ведущая: Ну, что ж, у нас остался один столик. Пожалуй самый необычный и загадочный. Что же здесь за праздник нас ожидает?
6-ая группа

1-ый ребёнок Хэллоуин – не страшный праздник,
А весёлый и смешной!
На меня взгляните – разве
Может ведьма быть такой?
Фиолетовые ногти,
Тараканы в волосах,
Но совсем не видно злости
В озорных моих глазах.
2-ой ребёнок: На улицах скелеты пляшут,
А ведьмы метлами все машут
И в дом стучит ужасный черт,
И просит у хозяев торт.
3-ий ребёнок: А ведьма плохо руки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
На руках вся грязь осталась.
Полотенце – в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Заболит тогда живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
Руки мыть перед едой!
4-ый ребёнок: Чертёнок в праздник хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом –
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот –
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили все чертёнка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
5-ый ребёнок: Скелеты за столом сидят,
Нос воротят, не едят:
– Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут – ешьте всё, что вам дадут!

Ведущая: Ведьма мчится на метле,
Пляшут черти на столе
Вот какой весёлый праздник
Получился в январе.
Ну, ребята, удивили, не напрасно вы стихи учили!
Мне понравилось! А вам? Пора расходиться по домам!
Но прежде песенку споём, за стол друзей всех позовём!
(на мотив песни «Голубой вагон»).
1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем
Ароматный чай.
2. Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!
Ведущая: Вот и праздник наш окончен, что же вам ещё сказать:
разрешите на прощанье вам здоровья пожелать.

Наталья Панкова
«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы

Познакомить детей с понятием этикет и с правилами этикета ;

Показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей употреблять в речи вежливые слова ;

Развивать у детей коммуникативные качества, понимание разнообразных вопросов и умение отгадывать загадки;

Ход занятия:

Знают взрослые и дети :

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами

Мы идём по свету с вами!

Волшебными словами называют вежливые слова . Какие вежливые слова вы знаете ?

(спасибо, пожалуйста, прости, извини, здравствуй, до свидания, доброе утро, вечер, день, спокойной ночи)

Спасибо, молодцы! А почему люди называют вежливые слова волшебными словами! Ответьте, пожалуйста!

(потому что вежливые слова делают людей добрее)

-Правильно ! Волшебные слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться друг к другу. Вспомните, пожалуйста, одно из самых добрых и хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.

Верно! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. Давайте и мы с вами поздороваемся.

Упражнение «Я здороваюсь везде» .

Я здороваюсь везде :

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй день.

Мне здороваться не лень.

А какие ещё слова можно говорить при встрече? Послушайте стихотворение и скажите их.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, ткачу, врачу –

«С добрым утром!» - говорю,

«Добрый день» кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Какие вежливые слова вы услышали ? А теперь скажите мне, как правильно нужно здороваться ? (нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова) . Когда к вам обращаются вежливо , что вы испытываете? (удовольствие, радость) если к вам обратились грубо - что происходит с вами? (обижаюсь, грущу) а чтобы нам с вами не загрустить, мы споём песню.

Песня «Здравствуй, небо на рассвете!»

А сейчас я загадаю загадку ещё об одном важном волшебном слове. Слушайте внимательно и догадайтесь, какое это слово.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех :

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Так какое же это слово? А вспомните случаи, когда нужно говорить «спасибо» .

(ответы детей )

Но бывает так, что иногда мы можем кого-то обидеть, толкнуть или сделать больно. Бывает, что мы это сделали не нарочно, нечаянно и чтобы на нас не обижались, мы тоже говорим волшебное слово. Какое, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Попал я в дедушку мячом

И закричал : «Я ни при чём!»

Но, досчитав до тридцати,

Сказал : «Ну, дедушка (прости!»)

- Правильно ! Но можно ещё сказать и «извините, пожалуйста» . Сейчас нам об этом слове расскажет Аня.

Извини меня, котёнок,

Что тебя отогнала!

Я, наверное, спросонок

Ничего не поняла!

Я была спросонок –

Не сердись, котёнок!

И тогда обида куда-то исчезает, на лице появляется улыбка и настроение становится хорошим у обоих. Послушайте какой случай произошёл однажды в одной семье.

Папа разбил драгоценную вазу –

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Папа смутился, взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

А мама молчит, улыбается даже :

«Мы купим другую, есть лучше в продаже» .

«Простите» , казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

Какое слово помогло папе? А как он его сказал, каким голосом?

Но бывают ситуации, когда даже волшебные слова не помогают. Я сейчас расскажу об одном таком мальчике, а вы скажите, правильно ли поступает мальчик и что нужно было ему сделать.

Был вежлив этот мальчик

И, право , очень «мил» ,

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил –

«Спасибо» говорил.

- Правильно ли поступает мальчик? А что нужно было ему сделать, если он хотел поиграть в мячик? Как надо просить, кто мне покажет?

А теперь встаньте в кружок и поиграем с мячиком в игру «Волшебное слово» . Правила простые . Мы по кругу передаём мячик со словами :

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!

У кого останется мячик в руках после этих слов, тот говорит любое волшебное слово.

Игра «Волшебное слово» .

А теперь настала пора послушать частушки о правилах поведения .

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – 3 струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Мы артисты молодые –

Можем застесняться.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Закричал : «Какой позор!»

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова –

Причесала языком.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодку смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Тётя Зина попросила

Слазить Мишу на чердак,

Извините, тетя Зина,

Я вам вовсе не батрак.

А у нас в группе есть такие дети ? Надеюсь, что нет и не будет! Сейчас я проверю, знаете ли вы волшебные слова.

Ситуации :

Приходя в группу надо говорить…

Сломал игрушку товарищу…

Когда садимся кушать, то всем говорим…

Тебя угостили конфетой…

Перед сном нужно всем пожелать…

Проснувшись, говорим…

Если обидел кого-нибудь…

(детей , которые отгадали слова вызывать к себе для следующей игры)

Сейчас поиграем в игру «Цветик- семицветик » . (на лепестках написаны загадки. Дети должны выбрать любой лепесток и отгадать загадку. Если дети затрудняются, то остальные помогают)

Игра «Цветик- семицветик

Задания :

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была –

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова… (извините) .

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо) .

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте) .

Когда нас ругают за шалости,

Говорим мы (простите, пожалуйста) .

И во Франции и в Дании

На прощание говорят (до свидания) .

Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Мы, взрослые, верим и надеемся, что эти волшебные слова всегда будут с вами! И я хочу вам пожелать, чтобы вы были всегда вежливыми , чтобы никого не обижали, а если всё же кого-то нечаянно обидели, то всегда не стеснялись просить прощения. И тогда вас все будут любить, хвалить и с вами захотят дружить. И никогда не будьте похожими на ослика из стихотворения.

Был ослик очень вежливый , воспитанный он был,

Всем улыбался, кланялся и «здравствуй» говорил,

Потом он отходил на шаг и в сторону бубнил,

Что заяц – трус, тюлень – тюфяк,

Что лев – дурак, а слон – толстяк…

Ни разу слова доброго он не сказал ни про кого,

И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него.

Все изученные сегодня правила - это правила этикета . А сейчас заканчивая наше занятие, знакомство с этикетом, мы споём песню, которая так и называется : «Что такое этикет?»

Песня «Что такое этикет?»

А чтобы вы никогда не забывали эти волшебные слова, я подарю вам волшебный цветок доброты и вежливости – цветик- семицветик , на котором записаны эти важные слова. И если вдруг вы забудете какое-нибудь из них , то попросите взрослых вам их прочитать и пусть они всегда будут с вами.

Использованная литература :

Журнал «Музыкальный руководитель»

-«Игры и занятия по развитию дошкольников» Москва 2007г. авторы : Петрова Т. И., Петрова Е. С.

Татьяна Сапежинская
Сценарий мероприятия «Этикет и мы»

Тема : Этикет и мы .

Цель : проверить уровень знаний в области этикета , пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Приглашаю вас посмотреть познавательную конкурсную программу «Этикет и мы » .

Слово «этикет » - французского происхождения. На одном из пышных приемов короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. Слово «карточка» на французском языке звучит, как «Этикетка » . Отсюда и название «этикет » - правила хорошего поведения.

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

А сейчас приглашаем ребят приятных, опрятных, вежливых, внимательных, в делах обязательных 1-я команда «Спасибо» , 2-я команда «Пожалуйста» .

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене .)

1 конкурс «Здравствуй, Этикет »

За правильное выполнение задания 2 б.

В этом конкурсе вам предстоит выбрать слова, которые относятся к слову «этикет » . (Список слов прилагается. Представитель команды зачитывает слова, которые выбрали.)

2 конкурс «Подарочный Этикет »

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача : угадать, что это за предмет.

3 конкурс «Сигнальные карточки»

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

Ситуации :

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

4 конкурс «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет . Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета ,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем : «Как…» (Дела)

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте…» (Так добры)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали : Браво!

10. Корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю :. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит :. Спокойной ночи!

5 конкурс «Салфетка»

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

«Игра с залом и командами»

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета , если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

Жевать с открытым ртом.

Вытереть салфеткой руки.

Громко разговаривать.

Есть с ножа.

Бегать на перемене.

Громко смеяться.

Расталкивать всех в транспорте.

Носить чистую одежду.

Здороваться с учителями.

Благодарить за помощь.

6 конкурс «Застольный этикет »

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

Ножом и вилкой.

Одной вилкой +

Одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

7 конкурс «Кто быстрее»

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Игра с залом «Продолжи фразу»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы :

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

8 конкурс «Вопрос ответ»

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым : входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание) .

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту : лицом к ним или спиной? (Лицом) .

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте) .

6. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице : правой или левой? (Правой) .

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться) .

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет) .

9. Кто должен здороваться первым : старший по возрасту или младший? (Младший) .

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце) .

Подведение итогов мероприятия .

Цель: Познакомить ребят с правилами поведения в различных ситуациях, помочь им взглянуть на себя со стороны.

Задачи:

  1. Способствовать развитию творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
  2. Способствовать воспитанию культуры поведения у подростков и вежливого, уважительного отношения к людям.
  3. Способствовать умению применять полученные знания.

Всем испортить настроенье
Может ваше поведенье.
Многие не знают дети
Ничего об этикете.
И плохого в том не видят,
Что кого-нибудь обидят.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Что это такое? Зачем он нам нужен? Правила поведения помогают чувствовать себя увереннее в обществе и не попасть в неприятную ситуацию. Правил существует множество. В Китае, например, около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, встать, сесть, взять чашку с чаем. У нас, в России тоже существует целый свод правил, который уместился в нескольких книгах под названием «Домострой».

Я приглашаю к нам три команды (5, 6А и 6Б). Мы постараемся выяснить, кто же из них больше всего знает об этикете.

Вас пригласили на день рождения. Что вы будете делать сначала? (ответы детей) Действительно, но везде надо соблюдать правила приличия: на улице, в магазине, дома. Обо всем этом мы с вами поговорим, но сначала разминка. Я задаю вопросы, а вы должны дать правильные ответы с пояснениями.

Вопросы на засыпку:

Кто первым здоровается: мальчик или девочка? (мальчик)

Кто первым подает руку: мальчик или девочка? (девочка)

Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? Нужно завернуть ее в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять ее в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять к столу.

Можно ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать собеседника за рукав, за пуговицу? Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.

Можно ли отказаться от подарка? При отказе от подарка подчеркивают признательность за внимание и мотивируют свой отказ (принять подарок неприлично или он очень ценен).

Можно ли дарить четное количество цветов? В Эстонии принято дарить четное количество цветов, у нас же - нечетное, а четное приносят на поминки или же в день похорон.

Заходя в автобус, нужно ли здороваться со всеми? Только, если есть знакомые. В противном случае, стоит просто улыбаться.

Можно ли дарить цветы мужчинам? Да, но только в особо торжественных случаях.

Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? Нет, ведь можно застать хозяев врасплох.

Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника? Лучше попросить собеседника назвать свое имя, это лучше, чем назвать человека чужим именем.

Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинение? «Пожалуйста» или «Ничего страшного».

Как пройти к своему месту в кинотеатре? Передом к зрителям.

Какой длины должны быть носки у мужчины? Длина должна быть такой, чтобы при любых обстоятельствах между - верхом носка и низом не была видна нога.

Как вы будете разговаривать с мамой друга по телефону? Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына (если вы не знакомы), и только потом попросить позвать его к телефону.

До какого часа можно звонить кому-либо? (до 9 часов вечера)

Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? Если вокруг чихающего много людей, не совсем обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания.

Если понадобилось сказать друг другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.

Когда необходимо снимать головной убор? Женщины могут не снимать головной убор; мужчина должен снимать его, входя в помещение. Обычай снимать головной убор при встрече почти ушел в прошлое.

Проявляя любезность (например, уступая место в транспорте), нужно ли проявлять настойчивость? Нужно стараться быть любезным, но не стоит усердствовать. Например, вот так:

Обещал отцу Евгенийь:

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Евгений как заорёт:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, пострелёнок!

Вот Женя догнал Иринку

Да как дёрнет за косынку:

Ты куда, Ирина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс учитель стопку книг,

А Женя с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Был ли он невежлив? (ответы детей)

Давайте понаблюдаем за собой со стороны и постараемся исправить ошибки.

Ситуация 1. Поведение на улице. Идет по улице «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу пиво из банки, его спутница смачно грызет семечки. Их видит знакомый и начинает махать руками, кричать, чтобы поздороваться.

Вопрос: Что вы думаете об их поведении? Может, вы сами так себя ведете? Или считаете это нормальным, потому что так делают все? Сколько ошибок вы насчитали? Как нужно поступить, если хочешь пообщаться с товарищем?

Ответ: Не стоит перенимать скверные манеры. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия. Для «еды» можно найти более уютное местечко, чем улица. В толпе не надо бурно проявлять свои чувства, тормозя движение. И если вам непременно нужно пообщаться, то надо отойти в сторонку.

Ситуация 2. Поведение в магазине. Герой стоит перед дверями магазина. Люди входят и выходят. Он, устав ждать, расталкивает людей и лезет вперед.

Вопрос: Кто кого должен пропускать?

Ответ: Сначала нужно пропустить выходящих из магазина. Там меньше будет скопление народа. В толпе вы рискуете получить травму, быть придавленным. Мальчикам обязательно надо пропустить девочек. И если девочка знакомая, то можно подать ей руку, поддержать дверь.

Ситуация 3. Поведение в магазине. Герой в магазине с мамой. Постоянно дергает ее и причитает: купи айфон, купи планшет, ну хотя бы флешку. Мам.. ну мам…

Вопрос: Кто – нибудь себя узнает? Как себя поведет ваша мама?

Ответ: Если вы знаете в какой магазин идете, то должны

дома предварительно обсудить возможность покупки чего-либо, чтобы не доставлять маме неудобств. А если не знаете, то просто восхищайтесь увиденным. Любящая мама, если у нее будет возможность, обязательно вам купит желанную вещь.

Ситуация 4. Поведение в автобусе. Герой сидит в переполненном автобусе. Входит пожилой человек. Герой, жуя жвачку, просит соседа, помладше возрастом, встать и уступить место. А потом, говорит, что вежливые люди всегда уступают пожилым.

Вопрос: Правильно ли он сделал?

Ответ: Воспитанные люди должны сами уступить место, а вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.

Ситуация 5. Выбор подарка. Герои в магазине покупают подарок для подружки.

–Так, какой хороший зайчик, куплю его. И недорогой.

Но у нее, же куча мягких игрушек. Давай фотоальбом лучше купим.

Давай, он дешевле. Хотя у нее и фотографий то нет…

О, цветы на клумбе, давай нарвем.

Приходят к подружке.

Поздравляем. Сами выбирали, знаешь, он стоит 200 рублей. Мы насобирали денег и сложились. Я хотела зайца, но лучше ты мне его подаришь на мое день рождения.

Цветов 9, еле 9 – й нашли, а то как напоминки.

Вопрос: Сколько вы нашли ошибок в поведении девочек?

Дарить и принимать подарки – это тоже искусство этикета.

1. При выборе подарка нельзя полагаться на свой вкус и склонности.

3. При вручении подарка всякие комментарии о его ценности, трудностях, связанных с его покупкой, или о каких-нибудь изъянах подарка излишни.

4. Вручение подарка сопровождают добрыми пожеланиями и улыбкой.

5. Принимать подарок всегда нужно с благодарностью, даже если эта вещь не нужна или в доме есть аналогичная.

6. Полученные в подарок фрукты, конфеты предлагают всем присутствующим.

7. Если подарок, врученный очень близким людям, оказался неудачным, можно предложить обменять его.

8. Цветы относятся к таким подаркам, которые всегда уместны. Подходящие для подарка цветы выбирают очень тщательно.

Вы, наконец, у своей подруги или друга и готовы сесть за праздничный стол. А как правильно надо накрывать?

Сервировка стола. Уже более двухсот лет тому назад разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. В Средние века во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски с едой прямо с седла, а остатки трапезы бросали собакам. А жирные руки вытирали прямо о шкуры собак. Вам бы понравилось, если ваши гости, вытерли руки о любимую собачку? В некоторых странах руки вытирали о шкуры свиней. И свиньи, ходящие по залу были как никогда, кстати, потому, что поедали объедки. Меньше надо было убирать. Но, менялись времена, менялись и представления о приличиях. У римлян уже появляются салфетки. В наши дни уже на столе обязательны вилка, нож и ложка. А когда-то, в XVI веке, это было новомодным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости, встретить их можно было только в очень богатых семьях. Так что нам с вами повезло: у нас есть и салфетки, и ложки, и вилки, остается только уметь пользоваться этим богатством.

Практическая работа № 1. Сервировка стола. И сейчас команды постараются правильно накрыть на стол.

Мы с вами разобрали несколько видов этикета: столовый, на улице, в автобусе, в гостях. Видов этикета много. И последний, на котором мы хотели бы остановиться – это школьный. Командам предлагаю показать нам сценки. Вот вам сюжеты, но вы можете добавить что-нибудь свое.

Практическая работа № 2.

Ситуация 7: Как не надо вести себя в компании, в школе.

Забегают мальчики и девочки. Некоторые несутся по школе, прыгают друг на друга, Садятся на стулья, мальчишки раздвинув ноги. Девчонки, кривляются и жуют жвачку. Многие утыкаются в телефон.

Ситуация 8: Как не надо вести себя на уроке.

Звонок. Заходит учитель. В классе только один человек. Через некоторое время заходит еще, учитель начинает урок. Потом еще. В конце урока заходит последний. В течение урока ученики постоянно перебивают учителя, жуют жвачку, играют в телефон, рисуют.

Ситуация 9: Как не надо вести себя за столом. Мамы накрывают на стол, беседуют о предстоящем празднике. Дети все время подбегают к столу, хватая с него продукты или постоянно что-то прося, и возмущаясь, когда же можно будет, наконец, поесть. И убегают, не помогая, убрать со стола.

Пока команды готовятся - Игра со зрителями. Хорошо встретить и накормить гостей, оказывается, не самое главное. Очень важно, чтобы не было им скучно. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. Например, «перевертыши».

1. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

2. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

3.Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

4. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

5. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

Если команды еще не готовы, то можно обсудить, что означают пословицы:

  1. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»,
  2. «Потчевать почуй, а неволить не воль»,
  3. «К обедне ходят по звону, а к обеду по зову»,
  4. «Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!»,
  5. «В гости ходить - надо и к себе водить»,
  6. «Умей в гости звать, умей и встречать»,
  7. «Приехал - не здоровался, уехал - не простился»,
  8. «У него гостят четыре угла, он сам себе рад».
  9. «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам».
  10. «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать».
  11. «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

После просмотра ситуации 7, 8, 9 показать как не надо себя вести.

Этикет для девочек: очень важно уметь красиво ходить и сидеть. И просто недопустимо:

Усаживаясь, поднимать платье или пальто;

Шумно обрушиваться на сиденье стула;

Сидеть, широко расставив ноги;

Сидеть, развалившись на стуле;

Сидеть, примостившись на самом краешке стула;

Обвивать ногами ножку стула;

Обнимать руками колени;

Вставая, отталкивать стул.

Этикет для мальчиков:

Мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

Не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

Помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

Будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

Никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

Итак, ребята, вы теперь знаете, что существует много разных видов этикета, много книг, обучающих правильному поведению. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не вызывать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны. Какой класс у нас самый воспитанный? Аплодисменты.

Чтобы легче всем жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет!