Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мария Эшенбах: афоризмы, цитаты, высказывания. Афоризмы марии фон эбнер-эшенбах

Мария Эшенбах: афоризмы, цитаты, высказывания. Афоризмы марии фон эбнер-эшенбах

ГУСТАВ ФОН АШЕНБАХ

ГУСТАВ ФОН АШЕНБАХ (нем. Gustavvon Aschenbach) - герой новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции» (1911). По признанию писателя, существенное влияние на образ ГА. оказала «изнуряюще яркая индивидуальность» композитора Густава Малера, скончавшегося в 1911 г., вскоре после того, как Т.Манн познакомился с ним в Мюнхене. «Я не только дал своему охваченному вакханалией распада герою имя этого великого музыканта, но и наделил его при описании его внешности чертами Малера в полной уверенности, что при такой зыбкой и скрытной связи вещей об узнавании со стороны читающей публики не может быть и речи»,- писал Т.Манн художнику В.Борну 18 марта 1921 г. Причиной подобного признания, сделанного десять лет спустя после опубликования новеллы, послужили девять цветных литографий к «Смерти в Венеции», выполненных В.Борном, придавшим ГА. сходство с Г.Малером. Приведенное свидетельство помогает понять, почему Л.Висконти, экранизировавший новеллу Т.Манна в 1971 г., превратил ГА. из писателя в композитора, ввел в свой фильм эпизоды из романа Т.Манна «Доктор Фаустус» и использовал в фильме фрагменты из третьей и пятой симфоний Г.Малера.

Для понимания образа ГА. необходимо иметь в виду еще одно признание автора: в период работы над «Смертью в Венеции» он пять раз перечитал «Избирательное сродство» И.В.Гете, ибо первоначально задумывал написать новеллу о безответной любви старика Гете к Ульрике фон Леветцов, и только «одно лирически-личное дорожное переживание» надоумило его «заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви».

В результате героем новеллы «о страсти как смятении и унижении» стал ГА.- стареющий писатель, автор всемирно известной эпопеи о жизни Фридриха Прусского, терпеливый художник, являющий собой «сочетание трезвой, чиновничьей добросовестности с темными и пламенными импульсами». Поддавшись внезапному порыву, ГА. приезжает в Венецию, где в отеле на Лидо встречает аристократическое польское семейство, состоящее из матери, трех молоденьких девушек и мальчика лет четырнадцати необычайной красоты. Встреча с Тадзио, так зовут незнакомца, пробуждает в душе ГА. неведомые ранее мысли и чувства. Впервые в жизни он начинает постигать красоту как единственно зримую и осязаемую форму духовности, как «путь чувственности к духу».

Художник, на протяжении всего своего творчества убеждавший читателя, «что все великое утверждает себя как некое «вопреки» - вопреки горю и муке, вопреки бедности, заброшенности, телесным немощам, страсти и тысячам препятствий», ГА. не может и не хочет противостоять хмельному восторгу охватившей его страсти - страсти к чувственной красоте, которую художник может воспеть, но не в состоянии воссоздать.

Окружающая действительность воспринимается им мифически преображенной. Он видит Тадзио то в образе Гиацинта, осужденного умереть, потому что его любят два бога; то в облике прекрасного Федра, которого Сократ обучает тоске по совершенству и добродетели; то в роли Гермеса Психолога - проводника душ в царство мертвых.

Поклонник Аполлона - этого светлого гения принципа индивидуальности, божества нравственного, требующего от своих последователей меры и самоограничения, как представлял его Ф.Ницше, - ГА. не в силах противиться охватившей его страсти, ломающей упорное сопротивление его интеллекта, разрушающей все сдерживающие индивидуума границы. История безысходной любви ГА. к прекрасному Тадзио, разворачивающаяся на фоне зараженной холерой Венеции, находящая выход только через смерть, наряду с «Будденбро-ками», «Доктором Фаустусом» и отрывком «Гете и Толстой. К проблеме гуманизма» отражает важнейшую проблему творчества писателя, - проблему величайшей противоположности природы и духа, жизни и художественного творчества. Позднее, в «Размышлениях постороннего», Т.Манн сформулировал ее следующим образом: «Два мира, взаимоотношения которых эротичны, без явственной полярности полов, без того, чтобы один мир представлял мужское начало, а другой - женское, - вот что такое жизнь и дух. Поэтому у них не бывает слияния, а бывает лишь короткая опьяняющая иллюзия слияния и согласия, и между ними царит вечное напряжение без разрешения...»

Лит.: Манн Т. Письма. М., 1975; Русакова А.В. Томас Манн. Л., 1975.

Е.Г.Хайченко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Австрийская писательница, мастер реалистической прозы, драматург – баронесса Мария фон Эбнер-Эшенбах родилась 13 сентября 1830 г., Здиславиц, Моравия.

Ее отцом был барон Франц Дубский, получивший в 1843 г. титул графа, а матерью – Мари фон Фокель. Фройляйн Фокель была второй и не последней супругой барона Дубского, а потому у Мари было много братьев и сестер – всего в семье воспитывалось семеро детей.

Когда девочке исполнилось 11 лет, отец поручил ей привести в порядок библиотеку ее бабушки в родовом замке. И Мари погрузилась в мир литературы, прочитав все книги, которые ей показались интересными. Взрослые не контролировали то, что она читала, не советовали в выборе книг, не направляли, предоставив девочке возможность развиваться самой.

Однако, воспитание и образование Мари не были пущены на самотек. Ее обучала целая группа родственников и учителей: бабушка с материнской стороны, тетя со стороны отца, чешские служанки, немецкие и французские гувернантки. Естественно, девочка владела несколькими языками: немецким, французским и чешским, причем родным для нее был французский язык.

Живя то в поместье отца в Моравии, то в австрийской столице, Мари имела возможность изучить сразу два общественных слоя, впоследствии изображенных в ее произведениях: моравское крестьянство и австрийскую аристократию.

Когда Мари стала писать о мире аристократии, таком близком и понятном ей, она открыла новую поэтическую грань, вслед за этим у писательницы появилось много подражателей.

В 18 лет Мари вышла замуж за барона, военного инженера.

В 1856 г. Мари решила обосноваться в Вене, где начала осваивать часовое мастерство. Выбранная специальность была в те времена совершенно нетипична для женщин, но Эбнер-Эшенбах это мало заботило. Как и в истории с книгами, она выбирала в жизни то, что ей было действительно интересно.

В 1879 г. Мари окончила учебу и стала коллекционировать наручные часы необычных форм. Сейчас собрание писательницы можно увидеть в венском Музее часов.

Со временем полностью посвятила себя литературе. На протяжении почти двух десятилетий Эбнер-Эшенбах, вдохновленная творчеством Шиллера, писала трагедии. «Мария Стюарт в Шотландии» (1860), поставленная в Карлсруэ, осталась незамеченной. За ней следовали «Мария Роланд» (1867), «Доктор Рыцарь» (1872) и комедия «Мужская верность» (1874). Однако особым успехом они не пользовались.

В 1876 г. вышел ее первый роман «Божена-служанка», который заинтересовал публику. За ним последовали «Афоризмы» (1880) и «Деревенские и дворцовые истории», которые стали настоящим прорывом. О Мари Эбнер-Эшенбах стали говорить, как о первой среди современных немецкоязычных писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения и тонкому юмору.

Всю свою жизнь Мари боролась против обычных взглядов ее времени. Ее творчество не было продиктовано необходимостью зарабатывать себе на хлеб и содержать семью. Она писала с убеждением, что ее произведения смогут изменить мысли и взгляды современников, привнести в общество идеи нравственности и гуманизма.

12 марта 1916 г. жизнь успешной 85-летней писательницы оборвалась. Мария Эбнер-Эшенбах умерла в Вене, но захоронена была в семейном склепе графов Дубских в Здиславице.



Биография

Мария фон Эбнер-Эшенбах, урожденная баронесса Дубская, родилась 13 сентября 1830 года в замке Здиславец в Моравии. Ее отцом был барон Франц Дубский, получивший в 1843 году титул графа, а матерью – Мари фон Фокель. Фройляйн Фокель была второй и, увы, не последней супругой барона Дубского, а потому у Мари было много братьев и сестер – всего в семье воспитывалось семеро детей.

Вскоре после родов мать Мари умерла. Девочку растила мачеха, Евгения Бартенштайн, к которой Мари очень привязалась, но злой рок отнял у малышки и ее, едва героине нашего рассказа исполнилось семь лет. Спустя три года барон Дубский женился в четвертый раз – его очередной избранницей стала прекрасно образованная графиня Ксаверина Коловрат-Краковская. К счастью, ей удалось наладить добрые отношения с детьми Франца и особенно с Мари. Графиня рано распознала писательский талант своей падчерицы и всячески способствовала его развитию. В те времена семейство Дубского на зимние месяцы переезжало в Вену, в которой кипела культурная жизнь. Ксаверина, большая поклонница театра, старалась не пропускать ни одной постановки Бургтеатра и брала с собой Мари. И если зимой многочисленное семейство проживало в Вене, то лето Дубские непременно проводили в своем роскошном замке в Здиславице.

Когда девочке исполнилось 11 лет, отец поручил ей привести в порядок библиотеку ее бабушки в родовом замке. И Мари погрузилась в мир литературы, прочитав все те книги, которые ей показались интересными. Взрослые не контролировали то, что она читала, не советовали в выборе книг, не направляли, предоставив девочке возможность развиваться самой.




Несмотря на то, что Мари получила полную свободу в выборе книг, ее воспитание и образование не были пущены на самотек. Ее обучала целая группа родственников и учителей: бабушка с материнской стороны, тетя Элен со стороны отца, чешские служанки, немецкие и французские гувернантки. Естественно, девочка владела несколькими языками: немецким, французским и чешским, причем родным для нее был французский.

Будучи аристократкой, Мари была знакома с жизненными реалиями двух слоев населения: моравского крестьянства и австрийской аристократии. Она не понаслышке знала о государственных делах и политике. Когда Мари стала писать о мире аристократии, таком близком и понятном ей, она открыла новую поэтическую грань, вслед за этим у писательницы появилось много подражателей.

В 1848 году, когда Мари исполнилось 18 лет, она вышла замуж за своего кузена Морица фон Эбнер-Эшенбаха, сына своей тети Элен. Молодые поселились в Клостербруке в Южной Моравии. Супруг был старше Мари на 15 лет и поддерживал ее желание писать книги. Мориц сам был образованным человеком, являлся профессором Инженерной академии в Вене, преподавал физику и химию. Позже он был произведен в генерал-лейтенанты и стал членом Военной академии. К сожалению, брак Мари и Морица оказался бездетным.



В 1856 году Мари решила обосноваться в Вене, где начала осваивать часовое мастерство. Выбранная специальность была в те времена совершенно нетипична для женщин, но Эбнер-Эшенбах это мало заботило. Как и в истории с книгами, она выбирала в жизни то, что ей было действительно интересно. В 1879 году Мари окончила учебу и стала коллекционировать наручные часы необычных форм. Сейчас собрание писательницы можно увидеть в венском Музее часов.

Со временем она полностью посвятила себя литературе. На протяжении почти двух десятилетий Эбнер-Эшенбах, вдохновленная творчеством Шиллера, писала трагедии. «Мария Стюарт в Шотландии» (1860), поставленная в Карлсруэ, осталась незамеченной. За ней следовали «Мария Роланд» (1867), «Доктор Рыцарь» (1872) и комедия «Мужская верность» (1874). Однако особым успехом они не пользовались. Затем в 1876 году вышел ее первый роман «Божена-служанка», который заинтересовал публику. За ним последовали «Афоризмы» (1880) и «Деревенские и дворцовые истории», которые стали настоящим прорывом. Во всем немецкоязычном пространстве о Мари Эбнер-Эшенбах стали говорить как о первой среди современных немецкоязычных писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения и тонкому юмору.

После публикации в 1880 году рассказа «Лотти-часовщица», на Мари посыпались предложения от издательских домов. В 1887 году вышел ее роман «Питомец общины», который и по сей день относится к числу важных произведений мировой литературы. Слава писательницы со временем только росла – и в Австрии, и в соседней Германии 70-летний и 80-летний юбилей Эбнер-Эшенбах праздновали с большим размахом.



Всю свою жизнь Мари боролась против «обычных» взглядов ее времени. Ее творчество не было продиктовано необходимостью зарабатывать себе на хлеб и содержать семью. Она писала с убеждением, что ее произведения смогут изменить мысли и взгляды современников, привнести в общество идеи нравственности и гуманизма.

Произведения «Без любви» (1888) и «В конце» (1895) имели большой успех в Берлине на сцене «Фрайе Бюне». В 1898 году Эбнер-Эшенбах была удостоена высшей гражданской награды Австрии – Почетного креста за искусство и литературу. В том же году скончался ее любимый супруг. Через год, чтобы развеяться, Мари предприняла поездку в Италию, которую затем будет посещать снова и снова. По возвращении в Вену ее ждала приятная новость: Эбнер-Эшенбах стала первой женщиной – почетным доктором Венского университета. Спустя шесть лет она выпустила свои мемуары под названием «Мое детство».

12 марта 1916 года жизнь успешной 85-летней писательницы оборвалась. Она умерла в Вене, но захоронена была в семейном склепе графов Дубских в Здиславице.



В ее честь на здании Венского университета была установлена памятная доска, а также назван парк в 18-м районе Вены. К юбилеям писательницы австрийская и немецкая почта неоднократно выпускали коллекционные марки. Портрет Эбнер-Эшенбах также планировали поместить на банкноту достоинством в 5000 шиллингов серии 1997 года, на которой с 1989 года красовалось изображение австрийского «всего» – В.-А. Моцарта, однако затем было решено ограничиться выпуском новых купюр достоинством в 500 и в 1000 шиллингов. Потеснить своего гениального соотечественника знаменитой писательнице не удалось.

Светлана Литвинова

Произведения

* Aus Franzensbad. 6 Episteln von keinem Propheten. Leipzig: Lorck, 1858
* Maria Stuart in Schottland. Schauspiel in funf Aufzugen. Wien: Ludwig Mayer, 1860
* Das Veilchen. Lustspiel in einem Aufzug. Wien: Wallishausser, 1861
* Marie Roland. Trauerspiel in 5 Aufzugen. Wien: Wallishausser, 1867
* Doktor Ritter. Dramatisches Gedicht in 1 Aufzug. Wien: Jasper, 1869
* Die Prinzessin von Banalien. Ein Marchen. Wien: Rosner, 1872
* Das Waldfraulein, 1873
* Bozena. Erzahlung. Stuttgart: Cotta, 1876
* Die Freiherren von Gemperlein, 1878
* Lotti, die Uhrmacherin, in: "Deutsche Rundschau", 1880
* Aphorismen. Berlin: Franz Ebhardt, 1880
* Dorf- und Schlo?geschichten (Erzahlungen), 1883 (darin Der Kreisphysikus, Jacob Szela, Krambambuli, Die Resel, Die Poesie des Unbewu?ten)
* Zwei Comtessen (Erzahlung). Berlin: Franz Ebhardt, 1885
* Neue Dorf- und Schlo?geschichten (Erzahlungen). Berlin: Paetel, 1886 (darin Die Unverstandene auf dem Dorfe, Er la?t die Hand kussen, Der gute Mond)
* Das Gemeindekind, (Roman) 1887
* Unsuhnbar. Erzahlung. Berlin: Paetel, 1890
* Drei Novellen. 1892 (darin Oversberg)
* Glaubenslos? Erzahlung. Berlin: Paetel, 1893
* Das Schadliche. Die Totenwacht. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1894
* Rittmeister Brand. Bertram Vogelweid. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1896
* Alte Schule (Erzahlungen). Berlin: Paetel, 1897 (darin Ein Verbot, Der Fink, Eine Vision, Schattenleben, Verschollen)
* Am Ende. Szene in 1 Aufzug. Berlin: Bloch, 1897
* Aus Spatherbsttagen. Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1901 (darin Der Vorzugsschuler, Maslans Frau, Fraulein Susannens Weihnachtsabend, Uneroffnet zu verbrennen, Die Reisegefahrten, Die Spitzin, In letzter Stunde, Ein Original, Die Visite)
* Agave (Roman). Berlin: Paetel, 1903
* Die unbesiegbare Macht. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1905
* Meine Kinderjahre. Biographische Skizzen. Berlin: Paetel, 1906
* Altweibersommer. Berlin: Paetel, 1909

Биография



Эбнер-Эшенбах (баронесса Мария von Ebner-Eschenbach, урожденная графиня von Dubsky) - известная немецкая писательница; род. в 1830 г. в Моравии; выросла под руководством своей мачехи, обратившей ее внимание на немецкую литературу. Живя то в моравском поместье отца, то в Вене, Э. имела случай изучить два общественных слоя, изображаемых в ее произведениях: моравское крестьянство и австрийскую аристократию. 18-ти лет от роду она вышла замуж за барона Э., военного инженера. Под влиянием венского Бург-театра она попробовала свои силы в драматическом творчестве, но трагедия ее "Maria Stuart in Schottland" (1860), поставленная в Карлсруэ, не имела успеха ни на сцене, ни у критики; за ней следовали "Marie Roland" (1867), "Doctor Ritter" (1872) и комедия "M a nnertreue (1874). Успех "Erz a hlungen" (1875) уяснил Э. настоящую область применения ее дарования, которое с большей еще силой проявилось в "Dorf- und Schlossgeschichten" (1883).

Теперь она по праву считается первой из современных немецких писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения, тонкому юмору и живому социальному чувству, проникающему произведения этой аристократки по рождению и вкусам. Кроме указанных произведений, в "Gesammelte Schriften" (с 1892 г., 6 т.) Э. вошли "Aphorismen" (1880), "Parabeln, M a rchen und Gedichte" (1892), новая серия "Dorfund Schlossgeschichten" (1888), большие повести "Das Gemeindekind" (1888) и "Uns u hnbar" (1890). Издание неполно: в него не вошли "Ein kleiner Roman" (1889) и многочисленные позднейшие рассказы. Лучшие из рассказов Э. "Jakob Szela", "Die Unverstandene auf dem Dorfe", "Er l asst die Hand kussen", "Lotti, d ie Uhrmacherin", "Nach dem Tode", "Wieder die Alte", "Die Freiherrn von Gemperlein", "Oversberg", "Die Kapitalistinnen", "Zwei Komtessen", "Glaubenslos", "Rittmeister Brand", "Bеrtram Vogelweid".

Понемногу круг наблюдений Э. расширялся; она ознакомилась также с буржуазными кругами и дала их изображение; любопытна также обширная галерея типов прислуги. Главное достоинство Э. - уменье рассказывать; движение рассказа - ее основная цель; ей служат, как они ни удачны сами по себе, отдельные характеры, среда, настроения. Изображение общественных противоречий и несправедливостей действует у Э. тем сильнее, что очевидно чуждо всякой тенденциозности, непримиримой с оптимистическим и идеалистическим мировоззрением Э. На русском языке появилось немногое: "Питомец общины" ("Вестник иностр. лит.", 1892); "Примерный ученик" ("Кн. Нивы", 1899, № 5); "Ученик первого разряда" ("Русск. мысль", 1900, № 10); "С отличием" ("Рус. вест.". 1901, № 9); "Mиpскoe дитя" (1897); "Клятва" ("Живоп. обозр.", 1898, № 3); "Сжечь не распечатывая"; "Старая собака"; "Первенец" ("Рус. вест.", 1901, №№ 11-12).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Баронесса Мария фон Эбнер-Эшенбах (нем. Marie Freifrau Ebner von Eschenbach; урожд. Дубская; 13 сентября 1830 - 12 марта 1916). Австрийская писательница, драматург, популярность которой в конце XIX века принесли психологические романы и повести. Из наиболее известных работ - роман «Мирское дитя» (1887). Также известна своими цитатами.

Мария фон Эбнер-Эшенбах выросла под руководством своей мачехи, которая привила ей любовь к немецкой литературе, чем и определила её дальнейшую судьбу. Живя то в поместье отца в Моравии, то в австрийской столице, Мария имела возможность изучить сразу два общественных слоя, изображаемых в ее произведениях: моравское крестьянство и австрийскую аристократию.

18-ти лет от роду она вышла замуж за барона Эбнера, военного инженера. Под влиянием венского Бург-театра она попробовала свои силы в драматическом творчестве, но трагедия ее «Maria Stuart in Schottland» (1860), поставленная в Карлсруэ, не имела успеха ни на сцене, ни у критики; за ней следовали «Marie Roland» (1867), «Doctor Ritter» (1872) и комедия «Männertreue» (1874).

Успех «Erzählungen» (1875) уяснил писательнице настоящую область применения ее дарования, которое с большей еще силой проявилось в «Dorf-und Schlossgeschichten» (1883). Теперь она по праву считается первой из современных немецких писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения, тонкому юмору и живому социальному чувству, проникающему произведения этой аристократки по рождению и вкусам.

Кроме указанных произведений, в «Gesammelte Schriften» (с 1892 г., 6 т.) Эбнер вошли «Aphorismen» (1880), «Parabeln, Märchen und Gedichte» (1892), новая серия «Dorfund Schlossgeschichten» (1888), большие повести «Das Gemeindekind» (1888) и «Unsühnbar» (1890). Издание неполно: в него не вошли «Ein kleiner Roman» (1889) и многочисленные позднейшие рассказы. Согласно ЭСБЕ, лучшие из рассказов: «Jakob Szela», «Die Unverstandene auf dem Dorfe», «Er lässt die Hand küssen», «Lotti, die Uhrmacherin», «Nach dem Tode», «Wieder die Alte», «Die Freiherrn von Gemperlein», «Oversberg», «Die Kapitalistinnen», «Zwei Komtessen», «Glaubenslos», «Rittmeister Brand», «Bertram Vogelweid».

Понемногу круг её наблюдений расширялся; она ознакомилась также с буржуазными кругами и дала их изображение; любопытна также обширная галерея типов прислуги.

Главное достоинство Эбнер-Эшенбах - умение рассказывать. Движение рассказа - ее основная цель; ей служат, как они ни удачны сами по себе, отдельные характеры, среда, настроения. Изображение общественных противоречий и несправедливостей действует в её произведениях тем сильнее, что очевидно чуждо всякой тенденциозности, непримиримой с оптимистическим и идеалистическим мировоззрением Эбнер-Эшенбах.