Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто построил медный всадник. Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник"

Кто построил медный всадник. Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник"

Медный всадник - памятник Петру I, находящийся на Сенатской площади. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина.

Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770 по заказу императрицы Екатерины II. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году. Для пьедестала памятника из окрестностей Лахты был доставлен гигантский гранитный валун, «Гром-камень». Камень весил 1600 тонн. Путь «Гром-камня» до места водружения скульптуры длился целых полтора года: специально для него была построена баржа, а по суше глыбу тащили с помощью желобов с медными шарами.

Монумент уникален тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи. Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера должны были облегчить ее переднюю часть, потому толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок, что значительно усложнило отливку монумента.

По приказу Екатерины II на пьедестале высечено: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Памятник Медный всадник (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Медный всадник на Сенатской площади - не единственный памятник Петру I в Санкт-Петербурге, но, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы. Уже в конце 18 века с ним связывали множество городских легенд и анекдотов, а в веке 19-м Медный всадник любили упоминать в своих произведениях поэты того времени.

Вопреки своему прозванию, памятник не медный, а бронзовый. А популярное название памятник Петру получил благодаря одноименной поэме Пушкина.

По задумке Екатерины II, заказавшей скульптуру, и ее консультантов, Вольтера и Дидро, Петр должен был предстать в торжественном облике римского императора-победителя с жезлом и скипетром в руках. Однако французский скульптор Этьен Фальконе, приглашенный для работы над памятником, посмел спорить с венценосными особами и показал миру другого Петра, не умаляя при этом ни его полководческие таланты, ни его звание мудрого правителя.

После 16 лет работы 7 августа 1782 г. по старому стилю на огромном постаменте была торжественно установлена конная статуя молодого царя. Памятник стал первым, установленным на городской площади. Петр уверенно восседает на вздыбленном скакуне, укрытом медвежьей шкурой. Животное олицетворяет мятежный, невежественный народ, который покорился императору. Копытами коня раздавлена огромная змея, символизирующая противников реформ, а также служащая дополнительной опорой конструкции. Фигура самого царя выражает силу, стремление и непоколебимость. На гранитной глыбе по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Интересная история связана с камнем, на который водружен монумент. Он был найден крестьянином Семеном Вишняковым на расстоянии около 9 км от площади. На место установки памятника Гром-камень доставили с помощью поистине уникального для той поры приспособления, работающего по принципу подшипника. Первоначально глыба весила около 1600 тонн. Затем по проекту Фальконе ее обтесали и придали форму волны, олицетворяющей мощь России как морской державы.

История создания памятника

А еще много историй и баек до сих пор ходит вокруг жеста императора. Правая рука Петра повелительно вытянута вперед, левой он крепко держит поводья. Некоторые говорят, что рука указывает вниз, на место, где «город будет заложен». Другие считают, что Петр смотрит в сторону Швеции - страны, с которой он так долго и упорно воевал. В 19 веке родилась одна из самых интересных версий. Она утверждает, что правая рука Петра на самом деле обращена в сторону Невы. Локтем левой он указующе тычет в сторону Сената, который в 19 веке выполнял функцию Верховного Суда. Истолкование жеста таково: лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате. Уж очень коррумпированное это было в те времена заведение.

Адрес: Сенатская площадь, м. «Невский проспект», «Адмиралтейская».

Памятник Петру I был открыт 7 августа 1782 года, его автор – скульптор из Франции Этьен-Морис Фальконе. Он был создан по инициативе Екатерины II. По приказу императрицы, русский посланник в Париже князь Голицын обратился за советом к Дидро и Вольтеру, которые и рекомендовали ему Фальконе. Французскому скульптору в то время было уже 50 лет, он служил на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать произведение . Когда поступило предложение из России, мастер, не раздумывая, подписал контракт.

В октябре 1566 года Фальконе, вместе со своей 17-летней ученицей Мари-Анн Колло, прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он начал работу над созданием гипсовой модели памятника в натуральную величину. Она длилась целых 12 лет и была закончена к 1778 году. Мари-Анн Колло лепила голову Петра. Лицо царя выражает волю и мужество, оно озарено глубокой мыслью. За эту работу Колло приняли в члены Российской Академии художеств. Екатерина II даровала ей пожизненную в 10000 ливров. Змея под ногой коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Основанием памятника стала скала, которой придали форму вздыбленной волны. Согласно замыслу скульптора, она должна была служить напоминанием о том, что именно Петру I удалось превратить Россию в морскую державу. Подходящую по размеру гранитную глыбу обнаружили в 12-ти верстах от Санкт-Петербурга. По преданию, в нее когда-то попала молния, после чего в скале возникла трещина. В народе скала получила название Гром-камень. Ее вес составил около 1600 тонн. Гром-камень доставлялся в столицу на барже в течение 9-ти месяцев. Еще в процессе транспортировки камню была придана форма волны. 26 сентября 1770 года постамент для будущей статуи установили на Сенатской площади.

Как бронзовый всадник превратился в медного

Мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, а русских пугал ее предполагаемый размер. Наконец за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе, они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За 3 года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года. К счастью, на этот раз, затея удалась.

Однако столь длительная работа над статуей сильно испортила отношения Фальконе с Екатериной II. В результате, скульптор уехал из России, так и не дождавшись установки своего творения. Больше им не было создано ни одной скульптуры. «Медным всадником» бронзовую статую назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин. Название стало настолько популярным, что практически превратилось в официальное.

Совет 2: "Медный всадник": памятник Петру Великому в Петербурге

Шедевр архитектурного искусства, памятник российскому императору Петру Великому «Медный всадник» уже несколько веков привлекает внимание всех гостей Санкт-Петербурга. Памятник является олицетворением силы, мощи, победоносности, неустрашимости Российского государства. Памятник «Медный всадник» находится на Сенатской площади в самом центре Петербурга и является украшением городского ансамбля.


История создания памятника

История памятника Петру Великому началась в 1784 году. Именно тогда императрица Екатерина Великая решила создать монументальную скульптуру, которая отразила бы величие монарха, его вклад в развитие Российской империи и благодарность потомков за этот вклад. Советов просила ни много ни мало – у Вольтера и Дидро. Они и посоветовали Екатерине обратиться к скульптору завода фарфора Этьену Морису Фальконе. Долго скульптор не раздумывал – искусство такого масштаба давно влекло его, а потому к работе он был готов приступить незамедлительно. Фальконе прибыл из Франции в Россию начал реализацию монументального проекта.

Никто тогда не знал, как же должен выглядеть памятник Петру I. Специалисты предлагали самые разнообразные варианты. Но у Фальконе было свое мнение на этот счет. В памятнике он хотел в первую очередь отобразить личность императора. Как он ее видит – на тот момент знал только сам скульптор. Работа над проектом оказалась непростой. Фальконе позировали лучшие офицеры-кавалеристы на лучших лошадях – Фальконе нужно было точно воспроизвести момент, когда лошадь встает на дыбы. И он с этим справился. А вот с внешностью Петра все оказалось с сложнее. Ни один из предложенных скульптором вариантов не устроил императрицу. В конце концов с задачей справилась юная помощница Фальконе Мари-Анн Колло. И была щедро за это вознаграждена: она стала членом Российской академии художеств и получила пенсию в десять тысяч ливров. Змею, которую топчет ногами петровский конь, тоже изготовил не Фальконе. Ее автором был скульптор из России Федор Гордеев.

Обликом памятника Екатерина осталась недовольна. Возникли трудности и при воплощении памятника в бронзе. Русские литейщики отказывались выполнять эту работу – слишком велика была скульптура. А иностранцы заламывали такие цены, что они казались нереальными. Отлить памятник согласился Емельян Хайлов, специалист по отливке пушек. Памятник опирается всего на три точки, поэтому надо было подобрать безупречный сплав и толщину стенок статуи. Все удалось не с первого раза. Методом проб и ошибок Фальконе и Хайлов пытались создать оптимальный состав и способ исполнения. Работа продолжалась более трех лет и в 1788 году была завершена.

Гром-камень

Постамент «Медного всадника» заслуживает того, чтобы рассказать о нем отдельно. Фальконе непременно хотелось, чтобы он был сделан из цельного куска камня. Высота постамента – более одиннадцати метров, и обнаружить подобную глыбу в окрестностях Петербурга было совсем непросто.

Обращение к жителям с предложением помочь в поиске камня было даже напечатано в газете «Санкт-Петербургские новости». И это сработало. Семен Вишняков, крестьянин, увидел огромную глыбу в районе деревни Лахта и рассказал об этом. Камень был столь велик, что получил название Гром-камень. Весил он тысячу шестьсот тонн. Доставка будущего постамента в Петербург оказалась непростым делом. Его везли до Финского залива на платформе, потом транспортировали по заливу и Неве до центра города. Были задействованы тысячи работников. Первую часть операции – сухопутную – проводили зимой, пока земля была твердой, на берегу глыба пролежала до осени, и в сентябре, на судне, построенном специально для этой цели, транспортировали в Петербург. Автором эскиза, по которому камню была придана форма, которую мы видим и по сей день, был Юрий Фельтен. Интересно, что после обработки размеры камня намного уменьшились, хотя и сегодня он впечатляет своим масштабом. А на том месте, где лежал Гром-камень, до сегодняшнего дня есть водоем, который образовался, когда после извлечения глыбы в углубление набралась вода.

Установка и открытие

Стоит отметить, что роль Фальконе в создании «Медного всадника» на этом была завершена. Из-за разногласий с императрицей он покинул нашу страну. Поэтому руководство по установке памятника взял на себя Федор Гордеев.

«Медного всадника» открыли 7 августа 1782 года. В честь этого события в Петербурге состоялся парад. Памятник был открыт по знаку Екатерины.


Описание

Памятник получился очень впечатляющим. В нем очень явно видны мощь величие российского императора, его воля, воля и слава всего Российского государства. Петр сидит на вздыбленной лошади. На нем обычная одежда, а в качестве седла он использует шкуру. Однако основатель Петербурга в лавровом венке – он победитель, а на поясе у него меч – он воин, и он всегда готов к защите своей страны. А защищать есть от чего – раздавленная копытами императорского скакуна змея олицетворяет трудности и опасности, которых враги не жалеют для России. Не случаен и выбор постамента. Глядя на императора, усмиряющего коня на самой вершине, становится понятно, скольких усилий стоило ему преодоление огромного количества трудностей на пути развития России. На постаменте с каждой стороны надписи. С одной стороны на русском: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», с другой – то же самое, только на латыни.

Скульптура императора составляет 5,35 метра, высота постамента - 5,1 метра, длина постамента - 8,5 метра. Весит памятник более восьми тонн. Свое название памятник получил не сразу, да и назван он не совсем логично: почему медный, если он из бронзы. А вот за это надо благодарить Александра Сергеевича Пушкина, создавшего поэму «Медный всадник». Она и дала название монументу

Легендарный и таинственный

Почему-то «Медный всадник» практически с момента создания считался мистическим, и был окружен легендами. Вот несколько наиболее популярных.

1. Однажды император захотел на своем коне перепрыгнуть Неву. Он сказал «Бог и я» и перенесся на другую сторону реки. С теми же словами он прыгнул второй раз, и снова успешно. А в третий раз воскликнул «Я и Бог» и тут же превратился в памятник, который так и стоит на берегу Невы. По другой версии, Петр остался жив, но упал в ледяные воды Невы, откуда его вытащил рыбак. С тех пор император научился правильно расставлять приоритеты.

2. Есть версия, что змея, олицетворяющая зло, на самом деле спасла Петра. Во время тяжелой болезни ему показалось, что на Петербург наступают враги. Он оседлал коня и собирался броситься в бой, но тут выползла змея и обвила ноги лошади. Тем самым не дала Петру I погибнуть. В честь этого якобы и памятник.

3. Еще говорят, что «Медный всадник» - своеобразный оберег города. Как будто бы Петр сказал: «Пока я на месте, мой город в безопасности». Суеверия суевериями, но с тех пор памятник ни разу не покидал своего места. Даже во время Великой Отечественной, когда город нещадно бомбили и обстреливали, «Медный всадник» оставался на месте. Его маскировали досками, обкладывали мешками с песком, но не убирали. И действительно, ни разу врагам не удалось овладеть Петербургом.

4. А это уже не легенда, интересная особенность. Петр показывает рукой в сторону Швеции. А в Стокгольме есть памятник их императору Карлу XII, с которым Петр воевал во время Северной войны. Так вот, Карл рукой указывает на Петербург.

«Медного всадника» дважды реставрировали – в 1909 и 1976 годах. Кроме того, его регулярно исследуют с использованием рентгеновских лучей. Результаты последнего исследования говорят, что памятник в хорошем состоянии и ему ничего не угрожает. После последней реставрации внутрь монумента была вложена записка в капсуле и газета от 3 сентября 1976 года.

Расположение

Место, на котором расположен памятник, было выбрано не случайно. Сенатская площадь после открытия памятника стала называться Петровской, позднее – площадь Декабристов. В 2008 она вновь вернула себе название Сенатской.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города. На Сенатской площади настаивала сама императрица. правда, она хотела поставить памятник в центре площади, но Фальконе «передвинул» его ближе к Неве. Кстати, изначально Екатерина выбрала это место для установки памятника себе. Но когда встал вопрос, чей же памятник установить на площади, сделала выбор в пользу основателя Петербурга. «Медный всадник» очень гармонично вписывается в городской ансамбль. Вокруг него расположены многие важнейшие достопримечательности Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Сенат, Исакиевский собор и другие.

Источники:

  • СПбгид.рф//Памятник Метру Первому в Петербурге
  • Риа новости//Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
  • s-pb.in//Памятник «Медный всадник - памятник Петру Первому
  • Чудесные места//Памятник Петру Первому «Медный всадник»
  • FB.ru//Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Совет 3: Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Санкт-Петербург помнит и чтит имя своего основателя. Горожане установили десятки изображений Петра I, но, несомненно, наиболее популярным является Медный всадник – монумент на Сенатской площади. Его считают визитной карточкой Северной столицы.

Название

Александр Пушкин родился через семнадцать лет после установки монумента. Именно этому русскому поэту в произведении с одноименным названием удалось точно передать мощь и энергетику Медного всадника и всей композиции: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта» и «О мощный властелин судьбы». Такими словами выражает поэт восхищение российским императором. Памятник, получивший свое название благодаря пушкинскому творению, на самом деле выполнен не из меди, а из бронзы.


История создания

Инициатором установки памятника стала императрица Екатерина II, так она хотела отметить личное восхищение делам великого реформатора. Монумент было решено установить в городе, основанном им в 1703 году.

Первую статую создал Франческо Растрелли, но вариант монумента не одобрила царицы и на долгие годы его упрятали в петербургские амбары. Следующим за дело взялся скульптор Этьен Фальконе, Екатерина пригласила мастера по рекомендации философа Дидро. В 1766 году подписали контракт, и работа началась. Место для работы французу определили в Зимнем дворце царицы Елизаветы, жилье – в старой конюшне. Архитектурную часть памятника выполнял Юрий Фельтен, которого назначили взамен уволенного капитана де Ласкари.

В течение трех лет Фальконе с помощниками создавал модель памятника из гипса. Одобренную скульптуру в скором времени должны были отлить из металла. Это не сумел сделать прибывший из Франции мастер Эрсман, и руководство процессом Фальконе взял на себя. Дело предстояло не из легких, напряженность ситуации нарастала.

Первая отливка памятника произошла в 1775-м. Существует легенда, что во время отливки неожиданно лопнула труба с раскаленной бронзой. Благодаря усилиям Евгения Хайлова удалось спасти нижнюю половину монумента. Мастер всю жизнь изготавливал пушки и знал толк в работе с металлом. Спустя два года отлили верхнюю часть памятника.

Но это произошло без Фальконе, так как вскоре он покинул Россию. Уезжая из страны, француз захватил с собой все расчеты, рисунки и чертежи. Начатое дело завершил Фельтен. Торжество, связанное с открытием монумента, было назначено на 7 августа 1782 года, оно стало итогом двенадцатилетнего кропотливого труда. Во время презентации среди собравшихся отсутствовал только Этьен Фальконе. Быстрый отъезд скульптора стал финалом противостояния художника с дворцовой знатью. Образ, созданный французом по историческим материалам о жизни Петра I, не соответствовал представлениям Екатерины. Она видела в нем, прежде всего, великого полководца, французский скульптор ставил во главу угла его достижения в области сближения с Европой и выхода к морю. Возможно, если бы скульптор отказался тогда от собственного мнения, сегодня памятник выглядел по-другому и носил иное название.


«Гром-камень»

Памятник получился довольно внушительных размеров. Для того чтобы обеспечить целостность композиции, было принято решение установить его на постамент. Подобранная каменная глыба, по мнению автора, должна была имитировать поднимающуюся волну.

Когда-то глыбу разбила молния, так появилось ее название «Гром-камень». Путь от деревни Конная Лахта, где ее обнаружили, до места установки составил почти восемь километров. Сначала камень в зимнее время передвигали по суше, после этого загрузили на судно и из Финского залива везли в Санкт-Петербург. Свой первозданный вид глыба потеряла после обработки и установки.


Описание монумента

Проект Фальконе - не единственный конный памятник императору. «Монумент мой будет прост», - так писал автор. Царя изобразили на лошади в динамике. Для Фальконе Петр Первый – это законодатель и созидатель. Всадник одет в легкую одежду: длинную рубаху и плащ, развевающийся на ветру. Такая простая одежда присуща всем нациям – «героическое одеяние».

Император восседает на коне, который встал на дыбы и взбирается на камень. Государь простирает руку в сторону текущей поблизости Невы. Примечательно, что создатель изобразил Петра не в седле, а на медвежьей шкуре как символ причастности к русской нации, представителем которой является государь. Царь уверен в себе и спокоен. В борьбе со стихией и предрассудками он видит смысл жизни. Камень символизирует первозданность природы. Скульптура - символ превосходства цивилизации над дикой природой.

Кроме солидных размеров памятника проблемой стало соблюдение весового баланса. Скульптура имела три опорных точки - это должно было сохранять устойчивость. Тогда к композиции добавили змею, которая символизировала зло, невежество и вражду. Она располагалась в ногах коня, который топтал ее, и давала скульптурной композиции дополнительную опору. Голова Петра были создана Марией-Анной Колло, ученицей Фальконе. Изготовлению лица помогла посмертная маска, несмотря на это работа заняла довольно длительный период времени, ее итоги долгое время не устраивали Екатерину. Спустя годы за вклад в увековечивание памяти Петра Колло получила пожизненную ренту. Змею сотворил отечественный мастер Федор Гордеев. Лишь одна деталь – венок на голове императора и меч, висящий на поясе, создавали образ победителя. На одной из складок плаща скульптор Фальконе указал собственное имя - оставил информацию об авторстве.

Екатерина распорядилась, чтобы на основании из гранита появилась надпись "Екатерина II Петру I". Рядом присутствует дата 1872 год. С обратной стороны эта же надпись дублируется на латыни. Вес металлической скульптуры без постамента составляет около девяти тонн, ее высота – более пяти метров. После двух столетий существования, в монументе обнаружились трещины. Серьезные реставрационные мероприятия, проведенные в 1976 году, продлили ему жизнь.


В культуре и литературе

Медный всадник принято считать символом города на Неве и достопримечательностью. Каждый гость города посещает Сенатскую площадь и находит в изображении императора что-то свое, особенное, неповторимое. Трудно подобрать эпитеты, чтобы описать величие композиции, но с пустым сердцем отсюда не уйдет никто. Удачное сочетание металла и камня очень точно отразили истинный царский характер.

Особенное впечатление произвел памятник на Александра Пушкина. Он вдохновил его создать поэму «Медный всадник». Поэт отмечал яркость и целостность императорского образа. Нынешние школьники пишут по этому произведению сочинения и в каждом эссе отмечена роль литератора, давшего название памятнику. Рассказ об истории монумента без этого был бы неполным. Главный герой поэмы во время наводнения лишился своей возлюбленной Параши. В отчаянии он бродит по городу. Когда на его пути встречается памятник Петру, Евгений понимает, что вина императора в неправильно выбранном месте для строительства города и с гневом обращается к «кумиру на бронзовом коне». В этот момент император срывается с места и гонится за обидчиком. Автор не объясняет степень реальности происходящего: это большое воображение героя или действительность. Есть мнение, что основой изложения сюжета стала ситуация 1812 года, когда опасаясь наступления Наполеона, Александр I решил, что столицу должны покинуть все ценности, в том числе и Медный всадник.

Майору Батурину, ответственному за эвакуацию, снился один и тот же сон, как царь спускается с постамента и мчится верхом по улицам города. Он будто предупреждал, что опасаться нечего. Эвакуацию отменили, и Петр не сдвинулся со своего места.

С самого начала о петербургском всаднике складывали легенды и анекдоты. Так однажды, фигуру Петра Алексеевича заметил Павел I, когда вечером прогуливался по улицам города. Призрак сказал: «Ты скоро увидишь меня здесь». Уже через месяц установили известную композицию.

Памятник фигурирует в романе Федора Достоевского «Подросток»: «бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне». Присутствует он в произведении Андрея Белого «Петербург» и в «Розе Мира» Даниила Андреева.

Место для установки монумента было выбрано Екатериной довольно удачно. Фигура расположилась около Невы и развернута к ней, ведь выход к морским границам был одной из главных задач Петра. Его взгляд направлен вдаль, он мечтает о новых свершениях. Памятник на Сенатской площади великому императору Петру Алексеевичу – дань памяти и уважения его вкладу в развитие Российского государства. Чтобы полюбоваться красотой монумента и почувствовать энергетику памятника, стоит посетить Санкт-Петербург и увидеть его собственными глазами.

Дань историческому прошлому во многом осуществляется через такие архитектурные объекты культурного назначения, как памятники. В нашей стране имеется достаточное количество таких сооружений, которые на слуху у всех жителей нашей страны. К таким историческим монументам относится и памятник «Медный всадник», информация о котором будет познавательной для любого человека.

Удивительно, что такой важный исторический монумент как «Медный всадник» вызывает массу вопросов у пользователей Сети, связанных с тем, кто изображен на нем, где этот памятник находится, а также когда и кем он был воздвигнут. Важно отметить, что «Медный всадник» является важной достопримечательностью не только Северной столицы, но и всей страны. На нем запечатлен Петр Первый с венком на голове и верхом на коне, олицетворяя собой стремительное развитие России. Под предводительством великого русского царя-полководца, являвшегося еще и настоящим законодателем, наша страна стала не просто европейской державой, но и настоящей империей, чьи границы и власть стремительно расширялись на территории двух частей света.

Уникальность памятника заключается еще и в том, что он воздвигнут на трех опорах. Исторический монумент является архитектурным наследием конца 18 века, о чем свидетельствует надпись: «Петру Первому От Екатерины Второй лета 1782 года». Именно Екатерина Великая таким образом запечатлела на веки для потомства личность великого реформатора и основателя города на Неве. Высота памятника «Медный всадник» составляет пять метров, а вес – восемь тонн.

История памятника «Медный всадник»

По распоряжению императрицы Александр Михайлович Голицын начал вести переговоры с Дидро и Вольтером по поводу реализации столь масштабного для России того времени архитектурного проекта, связанного со строительством памятника «Медный всадник». Уважаемые люди своего времени, которым безусловно доверяла и сама Екатерина Вторая, порекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Этот скульптор мечтал создать что-то похожее и величественное, что смогло бы прославить в веках его имя. Поэтому предложение было воспринято им с большим воодушевлением.

В Россию Фальконе прибыл с семнадцатилетней помощницей по проектированию Мари-Анн Колло. Интересно, что мастер согласился на довольно скромную оплату своих услуг, которая составила всего двести тысяч ливров. А позже помощником к французскому скульптору был назначен опытный архитектор Фельтен. Сразу же был остро поставлен вопрос и об основании памятника, которым по замыслу должен был стать огромный камень. Этот вопрос решили путем опубликования в газете «Санкт-Петербургские ведомости» тематического объявления.

Подходящую глыбу под исторический памятник предоставил Григорий Вишняков, который долгое время сам пытался использовать ее для собственных нужд. Но после безуспешных попыток, связанных с отсутствием необходимого инструмента для обработки, и, конечно же, из-за патриотических побуждений отдал его профессиональным архитекторам.

К слову сказать, камень весил две с половиной тысячи тонн, а потому его доставка производилась в зимнюю пору, когда замерзшая почва смогла бы выдержать столь большую нагрузку. Операция по доставке камня была завершена 27 марта 1770 года. Кстати, перевозка такого объемного и тяжелого объекта и на сегодняшний день является абсолютным рекордом человечества.

Подготовка и установка памятника

Уже в 1769 году публике был представлен гипсовый вариант памятника Петру Великому. Теперь необходимо было произвести отливку из металла. Так как Фальконе еще не сталкивался с такой работой, то для производства этого этапа изготовления монумента был привлечен скульптор Эрсман, который впоследствии не оправдал возложенных на него надежд. И Фальконе самостоятельно принялся за освоение нового для себя ремесла. Первая отливка была произведена в 1775 году, а потом последовали отливки в период 1776-1777 годов. Екатерина Вторая сама очень внимательно следила за работами.

Только вторая отливка увенчалась успехом. Тогда Фальконе во внутренней части плаща «Медного всадника» сделал историческую надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин».

Так как к моменту установки памятника на одиннадцатиметровой высоты «гром-камень», служивший ему постаментом, отношения Фальконе и Екатерины Второй окончательно испортились, и французский мастер был вынужден вернуться в Париж, то окончил архитектурные работы Федор Гордеев. Открытие монумента состоялось без своего настоящего творца и в присутствии императрицы 7 августа 1782 года.

Известные люди о памятнике

Интересно, что в 1812 году, когда русская армия во главе с Кутузовым воевала с французами, Александр Первый, опасаясь вторжения врага в столицу, распорядился эвакуировать культурное наследие страны, включая и памятник «Медный всадник», стоящий на Сенатской площади. Легенда гласит, что некий майор Батурин, добившийся личной аудиенции с князем Голицыным, поведал тому свой сон, который в течение нескольких дней подряд ему снился. В нем привиделось то, что майор находился на Сенатской площади, и к нему повернул голову монумент Петра Первого и строго напутствовал о том, чтобы его ни при каких обстоятельствах не перевозили из города. Он пояснил, что будет охранять Петербург от врага, и тогда он его не тронет. Видение было тут же пересказано императору, и тот хоть и удивился изрядно, но отменил распоряжение об эвакуации «Медного всадника».

Известна и история, случившаяся с Павлом Первым, когда он, еще не будучи императором, гулял по вечернему Петербургу. Фигура Петра Первого в плаще и шляпе сказала тогда: «Павел, я тот, кто принимает в тебе участие!». Примечательно было то, что, уходя с Сенатской площади, где произошло удивительное свидание двух венценосных людей империи, эпический император пообещал, что тот еще вновь увидит его здесь.

Совершенно очевидно, что историческое наследие в виде памятника «Медный всадник» имело множественные отклики в художественных произведениях самых различных жанров и авторов. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Подросток», мистик Андреев в «Розе мира», А.С. Пушкин в легендарном одноименном произведении, а также многие художники в разное время находили вдохновение в этом историческом монументе.

Совершенно неожиданное отражение нашел памятник «Медный всадник» в государственных монетах советского периода. В период правления М.С. Горбачёва в 1988 году Банк СССР неожиданно выразил готовность приобщиться к историческому наследию нашей страны в виде изображения Петра Первого на монетах пятирублевого номинала. Эти эксклюзивные монеты были выпущены тиражом в 2,3 миллиона экземпляров, а их вес составлял двадцать граммов. Этот случай стал уникальным для страны и «Медного всадника», так как больше отечественная история не знает примеров чеканки монет с изображением этого исторического монумента.

Народная молва бережно хранит интересные мифы и легенды, связанные с этим памятником.

Есть сказание о том, что Петр Первый часто перескакивал через Неву, сказав трижды «Все божье и мое». А когда его обуяла гордыня, и он молвил «Все мое и божье», то вмиг окаменел в виде «Медного всадника» на Сенатской площади.

Другой миф. Лежа в постели, император вдруг понял, что шведы прут на Петербург. Он, недолго думая, вскочил на коня и помчался им навстречу. Однако когда он скакал через Сенатскую площадь, ему по дороге встретилась змея, из-за которой он и замер в виде «Медного всадника». Кстати, считается, что змея спасла ему жизнь в данном случае.

Следующая легенда гласит, что только покровительство Петра Первого смогло защитить город на Неве в военную кампанию 1812-1814 годов.

Медный всадник в Санкт-Петербурге – памятник Петру I

Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.

История создания памятника
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I
Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила
Мари-Анн Колло.

Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью.


За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника
Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.


Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника
Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.


Вес монолита - около 1600 тонн и названный Гром-камнем, по легенде в него попала молния и отколола кусок глыбы. Для доставки камня были забиты сваи, проложена дорога, сделана деревянная платформа передвигающаяся по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Затем монолит погрузили на специальный плот, построенный мастером Григорием Корчебниковым, укрепленный между двумя судами. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Это событие было отмечено чеканкой медали "Дерзновению подобно. Января 1770 года".
Оборотная сторона

Лицевая сторона


В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.
Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента.
Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь раскрылись щиты, закрывавшие монумент, – пронесся возглас восхищения… и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.


Но автора среди восторженной публики не было, его даже не пригласили на торжество открытия. Лишь в последствии князь Голицын во Франции вручил Фальконе золотую и серебряную медали от Екатерины II. Это стало явным признанием его таланта, который царица не смогла оценить раньше. Говорят, что при этом Фальконе, потративший на свою главную скульптуру 15 лет жизни, заплакал.



Медный всадник - название
Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Памятник Медный всадник
Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Легенды и Мифы о Медном всаднике
Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник.
Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I.
Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей.
Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России.

Интересные факты о памятнике Медный всадник
Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.




Все началось с того, что сенат Российской империи постановил воздвигнуть памятник в честь царствующей императрицы Екатерины II. Однако дальновидная и понимающая толк в политической ситуации и настроении народа Екатерина отказалась от этой почести, заявив, что негоже ставить памятник ей прежде, чем будет увековечен ее великий предшественник Петр I. Сегодня историю создания этого шедевра вспоминают не только в Санкт-Петербурге, но и везде, где есть памятники Петру 1.

Екатерина II задумала создать нечто грандиозное, и ей это удалось. Памятник Петру 1 «Медный всадник» является шедевром А история его создания похожа на приключенческий роман.

Где взять архитектора

К вопросу выбора подходящего мастера Екатерина подошла очень серьезно. В конце концов по рекомендации профессора Парижской академии Дени Дидро, с которым она регулярно переписывалась, и его коллеги Вольтера, мастер был приглашен в Санкт-Петербург. Памятник Петру 1 должен был создать Этьен Морис Фальконе - французский архитектор, пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур, которая была узаконенной фавориткой французского короля.

Долгожданная возможность

Фальконе всю жизнь мечтал создать нечто монументальное, но работать ему приходилось со скульптурами обыкновенных размеров. Поэтому будущий автор памятника Петру 1 с радостью заключил контракт, несмотря на небольшую сумму гонорара.

Работу над ним он, по сути, начал еще в Париже. В Россию скульптор приезжает с уже готовым эскизом и полностью сформировавшейся идеей того, как должен выглядеть монумент.

Горячие споры

Однако проблема заключалась в том, что буквально каждый, кто имел хоть какое-нибудь влияние на принятие окончательного решения о композиции статуи, представлял ее по-другому. История памятника «Медный всадник» сохранила некоторые из этих предложений.

Сама Екатерина хотела видеть статую императора, выполненную в древнеримском стиле. Он должен был быть одет в римскую тогу, держать в руках скипетр и всем своим видом излучать величие воина-победителя.

Представитель российской Академии наук, действительный статский советник Яков Яковлевич Штелин тяготел к аллегориям. Он настойчиво предлагал изобразить царя в окружении других статуй, которые по его замыслу должны были олицетворять победу, благоразумие и трудолюбие.

Личный секретарь Екатерины II, Иван Иванович Бецкой, который был президентом Императорской Академии искусств, хотел, чтобы статуя была выполнена в классической позе стоящего во весь рост человека.

Порекомендовавший нанять Фальконе, тоже внес свою лепту в кипящую чашу раздора, предложив выполнить памятник в виде фонтана. Так что существовала вероятность того, что там, где находится памятник Петру 1 сегодня, мог бы красоваться изящный водоем.

А некоторые очень уж креативные советники предлагали, чтобы один глаз императора был направлен на а другой - на Двенадцать коллегий. Страшно представить, каким должно было быть выражение этого лица.

Однако Фальконе не собирался отступать. Он хотел, чтобы первый памятник отражал реальные личные качества императора, а не превратился в трехмерную визуализацию коллажа из льстивых эпитетов государю. И мастеру удалось отстоять свои позиции.

Создание модели

Следующие три года у скульптора ушли на создание гипсовой модели. Он работал вместе с молодой помощницей - своей ученицей Мари Анн Коло, которая вместе с ним приехала из Франции. Много времени Фальконе уделял изучению личности и характера императора. Рассматривал гипсовые бюсты и маски Петра I, сделанные при его жизни.

Скульптор обратился к генералу Мелиссино, который ростом и фигурой был похож на царя, и тот согласился ему позировать. А вот лицо Петра I ваятелю никак не удавалось. Поэтому он поручил эту работу своей 20-летней помощнице Мари Анн.

За ценный вклад в создание памятника Екатерина II распорядилась принять Мари Анн Коло в члены Российской Академии художеств и назначила весьма солидную пожизненную пенсию.

Работа с конем

И вновь скульптору пришлось выдержать противодействие придворных. На этот раз причиной спора стала порода коня, на котором должен был восседать Петр I. Представители знати настаивали на том, что эта фигура должна быть изваяна по подобию лошадей, издавна принятому в античном искусстве.

Но мастер не собирался творить спокойную и торжественно шествующую упряжную лошадь. Памятник Петру 1 на коне должен был стать уникальным. Этьен Морис Фальконе поставил перед собой сложнейшею задачу - изобразить всадника на вздыбленном животном. Для воплощения этой идеи в жизнь был сооружен деревянный помост, на который должен был взлететь наездник, подняв коня на дыбы.

Из царских конюшен были выбраны два великолепных рысака орловской породы. История сохранила даже их клички - Каприз и Бриллиант. Берейторы (это название специалиста, обучающего верховой езде и дрессирующего лошадей) Афанасий Телечников, Хайлов и др. в буквальном смысле слова сотни раз в день взлетали по помосту и благородные животные, послушные воле седока, каждый раз вставали на дыбы, замирая на мгновение.

Вот это самое мгновение и старался уловить Этьен Морис. Он сам замирал на корточках, всматриваясь в трепещущие мускулы на ногах коня, рассматривая изгиб его шеи и гордый взгляд огромных глаз. Все увиденное скульптор сразу же зарисовывал, чтобы позже иметь возможность спокойно работать с моделью.

Сначала он зарисовывал картинки. Памятник Петру 1 был изображен на них с разных ракурсов. Потом переносил свои замыслы на бумагу. И лишь после этого принимался за работу над трехмерной моделью скульптуры.

Не один год продолжались упражнения берейторов. За это время несколько человек успели смениться на данной должности. Но усилия не были потрачены впустую. Памятник Петру 1 «Медный всадник» не имеет аналогов в мире.

Гром-камень

А тем временем параллельно осуществлялся еще один не менее грандиозный проект.

Высота памятника Петру 1 - 10,4 метра. Под стать ему надо было подобрать и подножие. Этьен Морис предполагал, что это должна быть глыба, выполненная в виде волны. Она должна была символизировать то, что Петр I открыл для России доступ к морю.

Однако ничего подходящего найти не могли. Уже рассматривался вариант исполнения пьедестала из нескольких кусков гранита. И тут кто-то предложил объявить конкурс по поиску и доставке подходящего камня. Соответствующее объявление тут же было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Прошло не так много времени, как появился крестьянин из села Лахты. Он сообщил, что в их лесах есть камень, который соответствует всем описанным требованиям. К тому же крестьяне утверждали, что сам государь император Петр I не единожды поднимался на этот камень, дабы обозреть окрестности.

Утверждение это, кстати, не лишено некоторого основания. Ведь близ села Лахты располагалась усадьба Петра Великого. Однако не суть важно, взбирался когда-то туда император или нет, но к камню была отправлена экспедиция, уполномоченная принять решение, подходит ли он для намеченной цели.

Местные крестьяне называли его Гром-камнем. По преданию давным-давно в скалу ударила молния и отколола этот кусок.

Трудности транспортировки

Гром-камень признали годным служить постаментом, однако его размеры создавали серьезные трудности для транспортировки. Представьте глыбу высотой 8 метров (как трехэтажный дом), длиной 13 метров (как 3-4 стандартных подъезда) и шириной 6 метров. Ни о какой тяжелой технике тогда, понятное дело, не могло быть и речи, а расстояние до Сенатской площади в Санкт-Петербурге (то место, где стоит памятник Петру 1 сегодня) было весьма приличным.

Часть пути предполагалось проделать по воде, но до места погрузки на судно валун надо было протащить по пересеченной местности на расстояние в 8,5 километров.

Выход нашел Иван Иванович Бецкой. По его предложению были сконструированы специальные деревянные рельсы в форме желобов. Их оббили листами меди и приготовили 32 бронзовых шара подходящего диаметра. Механизм должен был работать по принципу действия подшипника.

Вначале была испробована уменьшенная модель. Оригинал должен был быть в десять раз больше. После успешно пройденных испытаний приступили к изготовлению передвижного механизма в натуральную величину.

Наземная часть пути

Тем временем первым делом с камня стали убирать прилипшую землю и другие наслоения. Эта операция позволила облегчить его на 600 тонн. Пятьсот человек солдат и крестьян были ежедневно задействованы в работе по расчистке.

После этого начали расчищать место непосредственно вокруг Гром-камня, обносить его лесами и подготавливать грунт для прокладывания рельсов. Эта работа заняла четыре месяца.

По всему пути следования было необходимо сначала расчищать дорогу шириной в 20 метров, укреплять ее толстыми сваями, и уже поверх этого выкладывать часть разборных рельсов. После того как камень перемещали, с пройденного пути рельсы снимали и переносили вперед.

За продвижением работ по транспортировке гигантского камня следила вся Европа. Это было беспрецедентное мероприятие. Никогда ранее столь огромный монолит не перемещали на столь далекое расстояние.

Нелегкая дорога

С помощью рычагов Гром-камень был водружен на специальную платформу, которую установили на рельсы. Операция эта потребовала много времени и неимоверных усилий, но в конце концов кусок скалы, пролежавший в сырой земле не одно столетие, был оторван от своего места. Так начался его долгий путь в столицу, где на него предстояло установить памятник Петру 1 «Медный всадник».

В желоба рельсов на расстоянии около полуметра друг от друга были установлены тридцать медных шаров. За тем, чтобы ни один из этих шаров не остановился и не приблизился вплотную к соседнему, должны были следить специально назначенные для этого люди. У них были железные шесты, которыми в случае необходимости можно было подтолкнуть или притормозить шарообразную деталь.

За первый рывок конструкцию, нагруженную камнем, удалось сдвинуть на полметра. Во время следующего получилось преодолеть еще несколько метров. А до залива, где предстояло перегрузить Гром-камень на специальную баржу, было около девяти километров….

Чтобы не терять времени даром, 46 каменотесов стали обрабатывать Гром-камень тут же в пути. В их задачу входило придать скале форму, задуманную Этьеном Фальконе. На этом этапе скульптору опять пришлось выдержать изматывающее идейное сражение, так как все придворные в один голос заявляли, что надо оставить камень как есть и ничего в нем не менять.

Однако и в этот раз мастеру удалось настоять на своем. И хотя противники старались представить это как поругание иностранца над красотой российской природы, Екатерина дала разрешение на обработку постамента.

В некоторых источниках указывается, что в дороге валун дал трещину и раскололся на две части. Случилось ли это вследствие производившихся над камнем работ или по каким-либо другим причинам, история умалчивает. Также нам ничего неизвестно и о реакции людей, участвовавших в перевозке, на это происшествие. Восприняли ли они это как катастрофу или, наоборот, как благословение, мы уже не узнаем.

Отвалившуюся часть Гром-камня оставили лежать на поляне, где ее можно увидеть и сегодня, и команда продолжила свой путь к Финскому заливу.

Подготовка к транспортировке по воде

А тем временем на берегу Финского залива сооружали пристань и специальное судно для транспортировки огромного камня. Вес этого груза не выдержала бы ни одна существовавшая тогда баржа. Поэтому талантливый корабельный мастер Григорий Корчебников начал разрабатывать чертежи, по которым должны были построить прам - плоскодонное судно, которое могло удерживать на плаву значительный вес.

Прамы предназначались для перемещения тяжелой артиллерии. По сути это были компактные мобильные крепости, оснащенные по всему периметру пушками. Причем количество орудий могло достигать 38 единиц. Добавьте к этому вес ядер, пороха и людей, которые обслуживали пушки, и вы сможете получить приблизительное представление о грузоподъемности прама.

Однако даже этого было недостаточно. Пришлось конструировать более мощное судно. Для того чтобы иметь возможность погрузить Гром-камень, прам притопили, набрав в него воды. Когда же камень был водворен на судно, воду вычерпали, и началось путешествие по морскому отрезку пути. Плаванье прошло благополучно, и 26 сентября 1770 года камень был доставлен на где находится памятник Петру 1 и сегодня.

Последние этапы работы над памятником

Во время действия всей этой эпопеи с перевозкой Этьен Фальконе не переставал трудиться над скульптурой. Высота памятника Петру 1 поражала воображение горожан. По правде говоря, многие попросту не понимали, зачем возводить такую громадину. Не стоит забывать, что на то время в стране не существовало ни одного памятника кому бы то ни было. И гипсовая модель, выполненная в полном размере, которую все желающие могли свободно посмотреть во дворе мастерской, вызывала немало пересудов.

Но недоумение простых граждан не шло ни в какое сравнение с реакцией мастеров. Когда подошло время начинать отливку статуи, никто не соглашался браться за эту работу.

Фальконе пригласил отлить из бронзы памятник Петру 1, описание которому он дал лишь в общих чертах, одного искусного французского мастера. Однако когда тот приехал и увидел масштабы работы, а также ознакомился с требованиями скульптора, то просто назвал Этьена сумасшедшим и отправился восвояси.

В конце концов Этьену Фальконе удалось найти литейщика, согласившегося взяться за поистине дерзкий проект. Когда шла подготовка к перевозке Гром-камня, детали для механизмов, с помощью которых осуществлялась транспортировка, отливал пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Уже тогда Фальконе отметил его старательность и аккуратность. А теперь он предложил ему сотрудничать при отливке самого памятника.

Работа была трудной. Причем дело было не просто в гигантских размерах. Сама конструкция монумента создавала беспрецедентные проблемы. Если вы посмотрите на памятник Петру 1 в Петербурге, то увидите, что у него всего три точки опоры - задние ноги лошади и хвост. Сохранить при этом необходимое равновесие - задача не из легких. А тренироваться возможности не было. У мастеров была всего одна попытка.

Чтобы обеспечить устойчивость скульптуры, Фальконе прибегнул к нескольким оригинальным решениям. Во-первых, он ввел в композицию змею, которую топчет конь, во-вторых, по его замыслу стенки передней части статуи были несоизмеримо тоньше толщины остальной части монумента, и, в-третьих, в круп лошади было дополнительно добавлено четыре тонны железа, чтобы сохранить ее равновесие. Таким образом, Петр 1 на коне должен был быть надежно установлен.

Катастрофа при отливке

Три года продолжались подготовительные работы к отливке статуи. Наконец все было готово, и мастера принялись за дело. Форма памятника находилась в специальном котловане. Несколько выше располагалась плавильная печь, от которой отходили трубы под наклоном. По этим трубам раскаленный металл должен был стекать в форму, равномерно заполняя ее.

Для того чтобы эти трубы не лопнули, под каждой из них разводили костер и непрерывно их подогревали. Но в процессе отливки один из костров погас. Это осталось незамеченным, и остывшая труба дала трещину, сквозь которую начал вытекать расплавленный металл. А это, в свою очередь, повлекло за собой пожар.

Люди кинулись из мастерской врассыпную, Фальконе упал в обморок, и только один Хайлов не растерялся. Он быстро потушил начинающийся пожар, залепил трещину в трубе свежей глиной, сорвал с себя одежду, намочил ее и обмотал вокруг треснувшей трубы.

Это было настоящим подвигом. И не только потому, что Хайлову удалось сохранить хладнокровие в экстренной ситуации. Борьба с огнем была нелегкой. Литейщик получил многочисленные серьезные ожоги и потерял глаз. Но благодаря ему большая часть статуи была спасена.

Памятник Петру 1 «Медный всадник» сегодня

Много исторических событий довелось увидеть бронзовому Петру I, восседающему на навеки вздыбленном коне. Визитной карточкой остается для приезжих в Санкт-Петербург памятник «Медный всадник». Фото на его фоне спешат сделать туристы, лихорадочно щелкая затворами фотоаппаратов. А коренные петербуржцы традиционно приходят сюда, чтобы провести часть свадебной церемонии.

Возможно, вы захотите увидеть памятник «Медный всадник» (Санкт-Петербург) лично. Рассматривая эту работу великого мастера, не позвольте спешке и суете, к которым мы так привыкли, лишить вас наслаждения от внимательного созерцания этой прекрасной скульптуры. Попробуйте обойти ее и всмотритесь в детали с разных сторон. Вы заметите глубину и богатство замысла в этом простом, на первый взгляд, памятнике.

Обратите внимание на детали: вместо седла на спине лошади вы увидите звериную шкуру, а одежда, в которую облачен император, по сути, не существовала ни в одном историческом периоде. Скульптор попробовал совместить исконно русское одеяние с элементами облачения древних римлян. И следует признать, ему это удалось сделать весьма органично.

Рассмотрев памятник «Медный всадник», фото которого столь популярно среди туристов, без спешки, вы увезете из древней столицы не просто очередную фотографию знаменитой достопримечательности, а сможете по-настоящему прикоснуться к историческому прошлому великой страны.