С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.
Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.
Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:
Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.
В рабочие дни:
По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:
В выходные дни:
Эта эмблема встречает зрителя в ГМИИ на выставке «Кранахи: между Ренессансом и маньеризмом».
Что не случайно: именно таким изображением (прозванным
искусствоведами «дракончиком») подписывал свои работы основатель династии Лукас
Кранах. И внимательный посетитель выставки это прекрасно заметит.
Более того, в родном городе художника, Кронахе (так он
пишется сегодня) перед зданием ратуши установлена скульптура, воспроизводящая
кранаховскую подпись. Именуется Cranach-Schlange.
По большому счету Лукас Кранах не основатель, а и сам тоже продолжатель династии. Поскольку уже родился в семье художника. В каких-то источниках его отца именуют Ханс Малер (что вряд ли было фамилией, поскольку «малер» и есть «художник»), где-то – Зондер, Зюндер или Зундер. Как бы то ни было, уже в юном возрасте Лукас взял себе псевдоним Кранах по названию родного города.
Но пора обратиться к выставке. Работы нескольких поклонений художников Кранахов, их мастерской и их ближайшего круга (что охватывает практически весь XVI век с заходом в XVII) извлечены для данной экспозиции не только из фондов самого ГМИИ, но также из музеев Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода и российских частных собраний, а также музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги и Будапешта. Полсотни работ живописных и столько же графических – словом, зрителю есть на что посмотреть.
Ну, на этом, собственно, переходим к первому Кранаху –
Лукасу-старшему.
Конечно, здесь часты религиозные сюжеты. «Мадонна и младенец с кистью винограда» - нередкая у автора (и не только у него) иконография. Виноград как символ страстей Христовых – но здесь младенец вполне реалистично отрывает себе ягодку.
Еще один популярный для эпохи сюжет – «Мистическое обручение
святой Екатерины».
А вот и сюжет не без политики – «Сожжение запрещенных книг
перед правителем».
Возвращаясь к кранаховским мадоннам: среди многочисленных
«мадонн в винограднике» есть и не совсем для него обычная иконография: «мадонна
с младенцем под яблоней». Понятно, что яблоко – символ первородного греха. Но
кроме того младенец держит в руке и ломоть хлеба – и тут тоже евангельские
ассоциации.
О первородном грехе, кстати: конечно, сюжет грехопадения в
иконографии этого времени (а это, не забудем, ранняя Реформация) также нередок.
На сцену взирает сверху довольно симпатичный змей (с которым
у Кранаха, вспомним, особые отношения).
Разумеется, есть среди работ Кранаха-старшего и просто
портреты (иногда изображенные известны, иногда нет). Но портреты весьма экспрессивны.
Но еще прелестней – небольшие жанровые сценки. Вот, к
примеру, «Крестьянин и куртизанка».
Или «Старуха и молодой человек». Увы, и здесь не без
корысти.
Но пора переходить и к следующим поколениям. Из детей Лукаса старшего всерьез живописью заняись двое: сыновья Ганс и Лукас. И именно на старшего, Ганса, возлагались особые надежды. Но увы – в возрасте 24 лет он скоропостижно скончался во время путешествия по Италии.
Собственных работ Ганса – во всяком случае, подтвержденных –
сохранилось немного. На выставке представлено несколько работ, которые он, как
считается, создавал вместе с отцом. Это, в частности, «Христос и грешница».
Также совместной работой отца и сына считается диптих из
истории Юдифи и Олоферна. Символ женского коварства, в каком-то смысле.
Вот Юдифь еще только обольщает Олоферна.
А вот и результат.
Отметим в этой работе еще одну деталь: мужское изображение
сбоку специалисты считают портретом Лукаса Кранаха-старшего. Что также
поддерживает версию о написании части картины сыном Гансом.
В результате ранней смерти Ганса Кранаха эстафету в
руководстве семейной мастерской (а это в то время означало и присутствие
учеников и подмастерьев) взял на себя Лукас-младший. В чем-то он следовал отцу,
в чем-то подстраивался под меняющуюся придворную моду.
Среди работ Лукаса-младшего на выставке – «Суд Париса»,
прибывший из Фонда замке Фриденштайн в Готе.
А вот и заимствованный от отца сюжет – «Мадонна и младенец с
гроздью винограда».
Следующее поколение семьи было представлено Августином
Кранахом (на данной выставке не присутствующим). Ну, а там появился и еще один
Лукас – правнук первого, именуемый Лукас III. Вот вам в его (предположительно) исполнении «Поклонение
волхвов».
Графики на выставке также много – но показать (в смысле,
сфотографировать) застекленные работы непросто. Поэтому вот вам всего две
графических работы Лукаса-старшего: «Пилат умывает руки» (это ксилография –
гравюра на дереве).
И «Самсон, раздирающий пасть льва» (это рисунок).
Помимо семейства Кранахов в главном здании ГМИИ сейчас еще несколько временных выставок, которые также стоит не пропустить.
Вот в египетском зале – «Два Аменемхета»: два скульптурных
портрета одного царя 12 династии (1853–1805 до н. э.), впервые
выставленных вместе (один, базальтовый, находится в фондах ГМИИ, другой, из
черного гранита – в Эрмитаже).
Фотограф из Голландии Эрвин Олаф представил сразу два проекта.
Один представляет собой театрализованное воспроизведение живописной работы
художника XIX века Луи Галле (признаться, я не поклонник такого жанра).
Зато другой – фотографии всего лишь стены каменоломни – оказались очень
неплохи.
Наконец, выставка «Понятие о совершенном живописце», которая
знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Причем с очень
остроумным – и одновременно удобным для зрителя – дизайном.
Ну, и напомню, что в соседнем здании, в Галерее искусств XIX-XX веков, продолжается выставка «Путешествия доктора Живаго», о которой я
Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.
Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.
В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.
Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом
В ГМИИ имени А.С.Пушкина открывается выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом", объединившая работы Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), его младшего сына - тоже Лукаса Кранаха (1515-1586) из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Проект, благодаря которому в Москве встретились 48 живописных работ и более 50 листов графики из одной из самых знаменитых художественных мастерских Европы XVI века, положившей начало Саксонской школе живописи, стал возможен благодаря инициативе ГМИИ им. А.С.Пушкина и Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Работы Кранаха Старшего есть в российских собраниях. Его знаменитой "Мадонне под яблоней" из Эрмитажа даже посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский, с тщанием влюбленного пересчитав количество яблок на картине ("под яблоней из пятнадцати яблок"), но в подзаголовке назвав ее в "Венерой с яблоками". Но даже знатоков Кранаха на выставке ждут открытия.
Об этом рассказывает куратор выставки Вадим Анатольевич Садков.
Вадим Садков: Начнем с того, что в России впервые можно будет увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Кроме замечательного качества вещей из Эрмитажа, мы привозим картину из Нижнего Новгорода. И, конечно, работы Лукаса Кранаха Младшего из Фонда замка Фриденштайн в Готе и из частной коллекции, которые встретятся у нас в музее, для многих станут открытием этого своеобразного художника.
Но это только часть замысла. Другая идея - показать вместе работы Кранахов из собрания Фонда замка Фриденштайн и российских собраний - принадлежит Кнуту Кройху, бургомистру города Готы. В 1955 году Советский Союз вернул в Дрезденскую галерею и в другие музеи ГДР множество работ, оказавшихся в нашей стране после Второй мировой войны. Но часть работ старых мастеров из немецких собраний по разным причинам остались у нас. Поэтому идея была - впервые за 70 лет показать вместе все шедевры Кранахов из коллекции Готы.
Это проект такого же научного и общественного значения, как "Золото Шлимана" или "Сокровища Тевтобургского леса", того самого, где две тысячи лет назад германские племена разбили римских легионеров, они были показаны вместе с экспонатами из Эрмитажа, Исторического музея…
Сколько работ будет из Фонда замка Фриденштайн?
Вадим Садков: Девять картин и около 20 гравюр. Кроме того, впервые будут показаны четыре рисунка Лукаса Кранаха Старшего, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны. В наш музей эти рисунки пришли в 1970-1980-е годы из частных коллекций.
А какие работы Кранаха в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина из Готы?
Вадим Садков: В частности, это ранняя работа Кранаха Старшего "Распятие с предстоящими" и одно из лучших его произведений - "Грехопадение Адама и Евы в Раю". Будут показаны также два портрета, мужской и женский - Лукас Кранах был очень востребованным портретистом. Но портреты родом из музея в Гейдельберге, хотя попали к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом.
Впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего...
Судя по названию, была еще одна магистральная идея - показать изменение манеры семейной мастерской Кранахов в течение века. Но, наверное, изменения за такой срок в мастерских, где ремесло передавалось от отца к сыну, далее внукам, были не редкость…
Вадим Садков: Да, но положение Кранахов было уникально - они были придворными художниками. Кранах Старший - при дворе курфюста Фридриха III Мудрого, потом его брата Иоанна Твердого, потом его сына… Социальный статус Кранаха сопоставим с тем, что был у Боттичелли, Леонардо да Винчи или Тициана.
Как при дворах итальянских герцогов?
Вадим Садков: Почему только их? Ян ван Эйк, например, работал при дворе герцога Бургундского.
Но в Виттенберг, ко двору Фридриха III Мудрого, в 1505 году Лукас Кранах приехал все же молодым художником.
Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. Кранах довольно рано прославился в Вене. До него у Фридриха Ш Мудрого в должности придворного живописца состоял итальянец Якопо де Барбери. Он по своему уровню, может, и не сопоставим с гениями немецкого искусства, о которых мы говорим, но он повлиял и на Дюрера, и на Кранаха. Кранах сменил его на этом посту и, как и полагалось, придворному мастеру, занимался еще и оформлением свадеб, рыцарских турниров, делал зарисовки сцен охот… Как написал в панегирике художнику ректор Виттенбергского университета: "Не то, чтобы дня, а и часа не проводишь ты в праздности; кисть постоянно в деле. Всякий раз, как князья зовут тебя на охоту, ты берешь с собой дощечку и живо запечатлеваешь то Фридриха, травящего оленя, то Иоганна, выслеживающего кабана, и этим наброскам они радуются не меньше, чем самой охоте".
Лукас Кранах Старший так утвердился при дворе саксонского курфюста, что ему даже доверили воспитывать наследника - Иоганна Фридриха Великодушного. Такое восхождение вряд ли связано только с талантом художника?
Вадим Садков: Он был очень энергичным человеком. Сейчас его бы назвали, наверное, эффективным менеджером. Одно то, что он не раз избирался бургомистром Виттенберга, был членом городского совета, о многом говорит. Как и тот факт, что датский король Христиан II останавливался в доме Кранаха, когда посещал Виттенберг. Он не только получил дворянское звание и фамильный герб…
С дракончиком…
Вадим Садков: Именно. Он еще и получил привилегию на торговлю лекарствами. Конечно, аптеки всегда были доходным бизнесом. Но аптека позволяла без посредников покупать краски, минералы, необходимые для живописи и печати гравюр. Ему и типография какое-то время принадлежала…
Типография пригодилась, когда нужно было поддержать Реформацию, которую возглавил Мартин Лютер, кстати, друг Кранаха. Говорят, Лукас дал ему деньги для выпуска первого перевода Евангелия с латыни на немецкий…
Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения. И прожил с ним пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.
Немецкие мастера перенимали опыт итальянских художников Ренессанса. Кранах был исключением?
Вадим Садков: Он все же ренессанс воспринимал через призму Дюрера. У них было своего рода соревнование. Особенно в области печатной графики… Что касается школы, то первые уроки он получил у своего отца Ганса Малера. Они жили в городке Кронах в Верхней Баварии, отсюда - его имя Кранах. Потом Лукас как странствующий подмастерье доехал чуть не до Кракова, и в Вене, конечно, много чего изучал. Но сказать определенно, чей он ученик, трудно.
Если Дюрер воспринял ренессанс в классическом понимании, итальянском, то Лукас Кранах - художник, более связанный с немецкой национальной традицией. Многие принципы искусства средних веков очень тесно переплетаются в его наследии с ренессансными идеалами, от которых он тоже позднее будет отходить. В направлении к маньеризму.
Действительно ли, что работы Кранаха благодаря своей "неправильности" перекликаются с мастерами авангарда?
Вадим Садков: Это так. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Не только Людвиг Кирхнер, но и Пабло Пикассо, и Альберто Джакометти откликаются на творчество Кранаха и создают ремейки на его работы. Оказалось, что из знаменитых трех мастеров XVI века: Дюрера, Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века или начала нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка.
Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. 1532 год. Дерево, темпера, масло. Музей изящных искусств (Будапешт)
В России впервые открылась масштабная выставка, посвященная творчеству знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей его прославленной династии. Более сотни старинных произведений из ведущих музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта и Петербурга привезли в ГМИИ имени А.С. Пушкина, который вместе с немецкими коллегами готовил этот проект в течение нескольких лет.
В блистательной триаде имен выдающихся немецких художников - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший - последнему принадлежит особое место. Лукас среди них был самым предприимчивым и плодовитым. Он основал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его потомкам, создал индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир художественных образов. Главная же заслуга Кранаха в том, что он прошел сложнейший творческий путь от идеалов ренессансного искусства до изящества и замысловатости маньеризма. Созданный им эталон женской красоты вдохновлял Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Эрнста Кирхнера. Настолько близок оказался старинный немецкий мастер авангардным художникам XX века. Более того, западные журналисты по сей день сопоставляют женские образы Кранаха с современными топ-моделями, находя в них общие черты.
Венера и Амур
Огромное полотно "Венера и Амур" (1509 год) занимает на экспозиции центральное место. Это самая значимая работа в раннем творчестве Кранаха. Картина хранится в коллекции Эрмитажа и крайне редко покидает его стены, несмотря на многочисленные просьбы ведущих музеев мира.
Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной, и уже в этом проявил свою тягу к новаторству. Венера Кранаха стала первым женским изображением в стиле ню в искусстве немецкого Ренессанса. До этого так рисовали только Еву.
Прекрасная молодая женщина изображена на черном фоне, и внимание зрителей сразу концентрируется на ее пластичном теле и объемных формах. Наверху картины, как бы невзначай, - золотая надпись на латинском: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера" . Вот так легко и гениально соединил художник искусство итальянского Ренессанса со строгой моралью немецкого гуманизма.
Внимательный зритель заметит на картине маленькую крылатую змейку - фирменный автограф Кранаха, который присутствует на всех его полотнах. Оригинальная подпись не исчезла со смертью художника, став гербом его фамильной мастерской.
Четыре девы-заступницы
К числу лучших произведений Кранаха Старшего искусствоведы относят картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой" (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств Будапешта). На рубеже XIV и XV столетий культ четырех главных дев-заступниц имел большую популярность, и они неоднократно становились героями многих немецких произведений.
Сцена мистического обручения святой Екатерины у Кранаха происходит на фоне скалистого пейзажа, характерного для южной Германии. В центре композиции - маленький Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой Младенец надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой - касается виноградной грозди, символизирующей пролитую на кресте кровь. Сочная палитра красок, идеально красивые женские лица, сложная композиция, необычайная экспрессивность, наполненный символами сюжет - все эти типично "кранаховские" черты как нельзя лучше отразились в данной картине.
Фридрих Мудрый, Мартин Лютер и Сибилла Клевская
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. Конец 1520-х годов. Холст, темпера, масло. Государственный Эрмитаж
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова
Открытие выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова
Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево,темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова
Лукас Кранах Старший жил в важную историческую эпоху для Германии, и это не могло не сказаться на его творчестве. Он был придворным художником у Фридриха Мудрого - одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов (князей) Германии, и от бедности, конечно, не страдал. Более того, со временем Кранах был пожалован в дворяне, начал издавать книги, получил привилегию на торговлю лекарствами. Постепенно он стал самым богатым бюргером города Виттенберг и неоднократно избирался его бургомистром.
Высокое социальное положение Кранаха отразилось и на его искусстве. Он достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев огромное число известных современников. Например, художник дружил с Мартином Лютером, и большинство сохранившихся портретов великого реформатора принадлежат именно кисти Кранаха. Часть из них можно увидеть на выставке в ГМИИ.
Работая над индивидуальным и легко узнаваемым стилем, Лукас уделял особое внимание женским портретам. Он создал свой эталон женской красоты - худенькой, вытянутой женской фигуры, со своеобразным овалом лица и несколько раскосыми глазами. Этот стереотип появился благодаря знакомству художника с принцессой Сибиллой Клевской. С тех пор мастер написал огромное число ее портретов, а всех других женщин изображал внешне похожими на нее. Это без труда можно заметить, посетив новую экспозицию.
Кранах-гравёр
Наряду с живописным работами на выставке представлено более 50 гравюр Кранаха Старшего. Среди них - большая композиция "Первый турнир", на которой можно увидеть настоящий калейдоскоп жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю толпу из всадников и пеших, женщин, стариков и детей, музыкантов и представителей знати. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
До наших дней дошли как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, и этим способом часто пользовался Кранах Старший.
Лукас Кранах Младший
Лукас Кранах Младший (1515-1586 год) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах. После кончины отца он стал главой процветающие семейной мастерской и только тогда окончательно сложился его индивидуальный живописный стиль. На выставке представлено несколько произведений Кранаха Младшего, в том числе "Мадонна и Младенец с гроздью винограда" (около 1537 года, частное собрание) и "Суд Париса" (1540-е годы, Фонд замка Фриденшайн, Гота).
Не просто выставка
Директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле на открытии выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова
Остается добавить, что выставка получилась крупнейшим проектом не только культурного, но общественно-исторического значения. На ней впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Но это только часть замысла организаторов. Другая и самая важная идея - показать вместе работы Кранахов из Фонда замка Фриденштайн Готы и российских собраний.
Все дело в том, после Второй мировой войны множество произведений из немецких собраний оказались на территории СССР. Так, в 1946 году в Пушкинский музей из Готы поступило около 40 художественных работ, большую часть из них составили картины династии Кранахов. В 1955 году СССР вернул в ГДР значительное количество произведений, однако часть работ старых мастеров, в том числе и Кранахов, все-таки осталась в России. И теперь, впервые за 70 лет, все шедевры Кранахов из прежней (довоенной) коллекции Готы воссоединились на одной экспозиции.
"Мы не забываем те преступления, который были совершены Германией в ходе Второй мировой войны, и особо помним, что благодаря России произведения искусства были спасены от разрушения в 40-е годы, а затем более миллиона работ были возвращены в Германию. Мы очень рады продолжать сотрудничество с Россией", - директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле.
Выставка "Кранахи. Между Ренессансоми маньеризмом" - совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Экспозиция организована при поддержке посольства Германии в РФ.
Что: Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"
Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание, Волхонка, 12)