Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Капалин Герман Михайлович) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.
В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии. Затем продолжил обучение в семинарии .
После окончания семинарии в 1974 году поступил в Московскую духовную академию.
С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).
В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.
7 декабря 1978 года инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.
24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром Климент был рукоположен в сан иеродиакона.
7 апреля 1979 года рукоположен в сан иеромонаха. Также в 1979 году Климент был назначен преподавателем Общей церковной истории в Московской духовной семинарии (МДС).
14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В период с 1981 по 1982 год игумен Климент исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.
8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.
Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.
23 марта 1987 года епископ Климент был освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.
19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископ Климент возведен в сан архиепископа.
С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.
В 1993-1996 годах - член Общественной палаты при президенте РФ.
С 1997 по 2000 годы архиепископ Калужский и Боровский Климент представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.
26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
С октября 2005 года митрополит Калужский и Боровский Климент - член Общественной палаты Российской Федерации.
C января 2006 года - председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.
Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден государственными наградами: в 1988 году - орденом Дружбы народов, в 2000 году - Орденом Почета, в 1997 году - медалью 850-летия Москвы; многими церковными наградами Русской Православной Церкви и орденами Поместных Православных Церквей.
В 2001 и 2003 годах удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации "Человек года".
В 2006 году митрополиту Клименту была объявлена благодарность Правительства РФ за вклад в подготовку и проведение церемонии переноса из Королевства Дания и захоронения в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Александра III.
Поиск по "Климента ". Результатов: климента - 25 .
Результаты с 1 по 20 из 25 .
Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню.
Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира.
В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем.
Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути.
Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».
Разницу между спасением и духовным совершенством святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, приводя беседу Спасителя с богатым юношей (см. Мф. 19, 16—21). В ответ на первый вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос указывает на известные заповеди Моисея. Когда же юноша признается в соблюдении всех норм Декалога и спрашивает: «Чего еще недостает мне?», Господь говорит, что, если он хочет не просто спасения, но совершенства, то ему надо продать имение и раздать нищим, а затем стать последователем Христа. Юношу опечалил этот совет, ведь он не смог ему последовать, будучи привязанным к своему богатству. На этом основании святитель Игнатий заключает, что «спасение необходимо для всех», а «снискание совершенства предоставлено произволяющим».
По евангельскому учению, путь к духовному совершенству требует отречения не только от материальных благ, но даже от своей души со всеми ее дарованиями (см. Ин. 12, 25—26). В этом суть монашества — умереть не только для мира, но и для себя самого, всецело предать себя в руки Богу, уподобиться железу в руках искусного кузнеца. Через подвиг полного самоотречения подвижник приобретает Христа, и в Нем, как пишет преподобный Иустин (Попович), получает все: «и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость», то есть блага неизмеримо высшие, чем все земные сокровища и самые выдающиеся способности человеческой личности.
Владимир Алексеевич Троицкий, будучи одаренным церковным писателем, написал немало ярких богословских сочинений. Всем сердцем он желал посвятить Богу свою жизнь, но не решался стать на иноческий путь из-за опасений, что после пострига ему придется исполнять послушания, далекие от его любимого дела. Этот страх мучил его до тех пор, пока однажды Владимир не осознал, что свои богословские занятия он, по сути, любит более Самого Христа. После этого он без колебаний принял монашество, чтобы служить Богу на том поприще, которое Он Сам ему укажет.
Став иноком Иларионом, он действительно исполнял послушания, забиравшие все его силы и время и не оставлявшие возможности писать. Но затем Господь дал ему еще более плодотворно потрудиться и устным словом, и пером в защиту Церкви, которая переживала тяжелые годы гонений. Став «правой рукой» святителя Тихона (Белавина), архимандрит Иларион много проповедовал, вел богословские диспуты с обновленцами, убедительно опровергая всю их аргументацию. Каждое его слово было веско, налито мудростью, как спелое зерно. Оно ценилось верующим народом, ему верили. Пройдя тернистым путем евангельского крестоношения, до своей кончины святой Иларион (Троицкий) следовал за Христом и стяжал мученический венец.
Господь всех призывает к совершенству (см. Мф. 5, 48). Но затем говорит, что добровольно стать скопцами ради Небесного Царства способны не все, но кому дано (см. Мф. 19, 12). Следовательно, к евангельскому совершенству призываются все люди без исключения, однако достичь его в земной жизни могут лишь немногие. Большинство людей не в состоянии бросить все и отказаться от себя, чтобы пойти за Христом.
По образному сравнению святителя Игнатия (Брянчанинова), мирянин похож на полевой цветок, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчив к непогоде и ветрам искушений. А монах подобен цветку оранжерейному: он достигает необычайной красоты, но требует тепличных условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Достичь евангельского совершенства в полной мере можно только при довольно жестких условиях. Эти условия — монастырский устав с продолжительными службами, общими послушаниями, скромной трапезой, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), непрестанная и неразвлекаемая молитва, срастворенная покаянием.
Господь не закрывает двери спасения и для тех христиан, которые не могут вместить полноту евангельского совершенства. Он применяется к нашим силам и возможностям. Но мы должны свидетельствовать о своей вере и о желании наследовать спасение исполнением заповедей. Начать можно с немногого, но важно хранить постоянство. Не все способны идти путем постоянного самоограничения, но никому нельзя жить по принципу вседозволенности. Впоследствии придется слишком дорого расплачиваться за такую жизнь. Не все могут читать обширное молитвенное правило, но все должны помнить, что мы ходим перед Богом, и обращаться к Нему в молитве не от случая к случаю, а ежедневно. И начать надо сегодня, пока мы еще проходим земной путь, мы можем меняться к лучшему и приближаться к Богу.
Дата рождения:
7 августа 1949 г.
Дата хиротонии:
8 августа 1982 г.
Дата пострига:
7 декабря 1978 г.
День ангела:
8 декабря
Биография:
Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.
7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.
На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.
23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно - заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
С 1993 по 1996 г. - член Общественной Палаты при Президенте РФ.
В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.
С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.
26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
С 2005 г. - Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.
С октября 2005 г. по январь 2010 г. - член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. - Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.
Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май–ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).
Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).
25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.
31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата
21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741-1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).
29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.
Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен (журнал № 61) ректором Калужской духовной семинарии и утвержден (журнал № 67) в должности настоятеля (священноархимандрита) Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря г. Боровска Калужской обл. и мужской Успения Пресвятой Богородицы Калужской Тихоновой пустыни с. Льва Толстого Дзержинского р-на Калужской обл.
Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 109) назначен главой новообразованной Калужской митрополии.
С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией.
16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук.
15 октября 2018 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент назначен Председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Награжден:
государственными наградами:
церковными наградами Русской Православной Церкви:
орденами Поместных Православных Церквей:
общественными наградами:
Многочисленными церковными и общественными наградами, юбилейными медалями ипамятными знаками
Научные труды и публикации:
Книги и публикации:
Многочисленные публикации в центральной и местной печати - как церковной, так и светской.
Архиерей Русской православной церкви, глава Издательского совета Московской патриархии
Митрополит Калужский и Боровский, с марта 2009 года - глава Издательского совета Московской патриархии, ранее - управляющий делами Московской патриархии (2003-2009). Постоянный член Священного Синода, член Общественной палаты РФ. Награжден высокими государственными и церковными наградами. В январе 2009 года являлся официальным кандидатом на пост главы РПЦ.
Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего , .
По окончании средней школы Капалин поступил в Московский машиностроительный техникум, а позднее, в 1970 году, поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии (МДС), которую окончил в 1974 году. Во время обучения в семинарии (в 1970-1972 годах) он призывался на службу в ряды Советской армии .
После окончания семинарии Капалин поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1978 году со степенью кандидата богословия, после чего был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. В этом качестве Капалин начал выезжать за границу по линии Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ) , .
7 декабря 1978 года Капалин принял монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского, а 24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. Иеромонахом Климент стал в 1979 году. В том же году он был назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. После того, как в октябре 1981 года Климент был возведен в сан игумена, он до 1982 года являлся исполняющим обязанности старшего помощника инспектора МДС. Продолжил он и свою деятельность и на поприще международных церковных контактов, и в 1981 году был избран членом исполкома ЭСМЕ , .
В июле 1982 года Климент был возведен в сан архимандрита. В том же году он был возведен в сан епископа Серпуховского, викария Московской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска) и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Тогда же он стал обладателем советского дипломатического паспорта. От управления патриаршими приходами в Канаде Климент был освобожден в 1987 году, после чего назначен управляющим патриаршими приходами в США , .
В мае 1989 года указом святейшего патриарха Пимена Климент был возведен в сан архиепископа, а в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией - архиепископом Калужским и Боровским. Одновременно с этим он занял пост первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (в этой должности курировал загранучреждения и паломнические поездки) , .
В сообщениях о деятельности Климента как главы епархии, подчеркивалось, что при нем количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 7 монастырей, духовная семинария и духовное училище. Также были открыты 2 благотворительные миссии, духовно-просветительский центр "Вера, Надежда Любовь" в Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в Калуге. Епархией Климента стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. В 2003 году под редакцией архиепископа вышел в свет альбом "Земля Калужская - земля святая", удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации "Лучшие книги и издательства года". Отмечалось также, что особое внимание архиепископ Калужский и Боровский уделял работе с молодежью - вопросам ее духовного и нравственного воспитания, проблемам молодой семьи и прочим . Известен Климент как сторонник запрета абортов, поборник введения в курс общеобразовательной школы предмета "Основы православной культуры" и прихода священников в российскую армию. В прессе подчеркивалась его роль во внесении "церковных поправок" в Налоговый и Земельный кодексы РФ, согласно которым храм может получить в собственность землю, на которой стоит. "Для социального служения нужна недвижимость", - приводили слова владыки "Московские новости" , .
В декабре 2003 года Климент был назначен управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода. В феврале 2004 года патриархом Алексием II иерарх был возведен в сан митрополита , . По данным на 2008 год, Климент, помимо управления делами, также курировал пресс-службу, Отдел религиозного образования и катехизации, а также учебный комитет Московской патриархии .
Известен Климент и как общественный деятель. В 1993-1996 годах он являлся членом Общественной палаты при президенте РФ Борисе Ельцине . В октябре 2005 года он вошел в состав Общественной палаты Российской Федерации , , где в 2006 году возглавил комиссию по сохранению духовного и культурного наследия . СМИ писали, что у многих наблюдателей вызвал удивление тот факт, что РПЦ в Общественной палате будет представлять митрополит Климент, поскольку его фигура была малознакома светской публике. Особо было отмечено то обстоятельство, что назначение Климента произошло вскоре после того, как председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев) , фигурировавший в СМИ как иерарх, известный своим "стремлением рассматривать РПЦ в качестве "равноправного партнера" путинской администрации", высказался против включения в Общественную палату духовных лиц. Более того, он публично призвал лидеров других российских конфессий, входивших в опекаемый палатой Межрелигиозный совет России, в Общественную палату не входить. Однако вскоре президент России Владимир Путин включил в состав Общественной палаты нескольких религиозных деятелей, а представлять РПЦ поручил Клименту .
В 2005-2006 годах о Клименте заговорили как об одном из потенциальных преемников главы РПЦ Алексия II (другим и, по мнению наблюдателей, наиболее вероятным кандидатом назывался митрополит Кирилл). Поводом для упоминания о Клименте как о возможном преемнике патриарха стали ситуации, когда он вместо Кирилла сопровождал Алексия в ряде его зарубежных поездок , .
В декабре 2008 года, после скоропостижной кончины Алексия II , Климент и Кирилл вновь были названы наиболее вероятными кандидатами на патриарший престол. Высказывалось мнение, что противопоставлении Кирилла и Климента можно рассматривать как "всего лишь церковное преломление классического противостояния политиков-"харизматиков" и политиков-"аппаратчиков"" . Однако некоторые наблюдатели считали, что в нем стоит усматривать не противопоставление "концепций Церкви", а "борьбу личных амбиций относительно молодых иерархов" (Кириллу на тот момент было 62 года, Клименту - 59 лет) .
В том же месяце разразился скандал с участием младшего брата Климента - архиепископа Тобольского Димитрия, которого, по данным СМИ, тот прочил на должность главы учебного комитета Московской патриархии . Димитрия в прессе характеризовали как "чрезвычайно властного и жесткого, совершенно безапелляционного", что в полной мере проявили обстоятельства состоявшихся в декабре 2008 года выборов представителей духовных учебных академий - делегатов от Поместного собора, где должен быть избран новый глава РПЦ - и стремление архиепископа Димитрия "продвинуть" Климента на патриарший престол. Сообщалось, что на совещании ректоров духовных образовательных заведений архиепископ Димитрий навязал свою повестку дня, "захватил микрофон и никому его не отдал". В соответствии с требованием архиепископа, делегатами собора стали представители семинарий Дальнего Востока, Сибири и Одессы - люди, по словам известного церковного публициста диакона Андрея Кураева, "церкви абсолютно неизвестные", чей "главный признак - послушность местному епископу и заведомое согласие с позицией архиепископа Димитрия". Охаракатеризовав действия Димитрия как "рейдерский захват", Кураев сделал вывод о том, что произведен он был с целью не допустить на собор "людей, которые могли бы поддержать нынешнего местоблюстителя митрополита Кирилла" .
25 января 2009 года на Архиерейском соборе Климент наряду с митрополитом Кириллом и митрополитом Минским и Слуцким Филаретом стал официальным кандидатом на пост главы РПЦ. Как отмечалось, список мог быть расширен, поскольку Поместный собор наделен правом выдвижения дополнительных кандидатов , . Однако Филарет взял самоотвод и призвал своих сторонников отдать голоса за митрополита Кирилла , Поместный же собор не предложил никаких кандидатур. 27 января 2009 года митрополит Кирилл был избран патриархом: за него проголосовали 508 членов собора, за Климента - 169 , .
В марте 2009 года на первом заседании Священного синода РПЦ под председательством патриарха Кирилла были приняты решения о кадровых перестановках в церковном руководстве. Так, митрополит Климент был понижен в должности - с поста управляющего делами Московской патриархии он был переведен на должность главы Издательского совета МП. Это назначение было воспринято неоднозначно: если противники патриарха расценили его "как расправу с оппонентом", то сторонники заявили о решимости Кирилла "быстро приступить к управлению церкви при помощи более профессиональной команды" , .
О Клименте в прессе писали как о совершенно непубличной фигуре, незнакомой светской публике , противопоставляя его "медиаактивному" Кириллу [