Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Классный час "коми- пермяцкие игры". Картотека коми подвижных игр

Классный час "коми- пермяцкие игры". Картотека коми подвижных игр

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательное учреждение №9»

ПРОЕКТ

«Коми народны подвижные игры»

Выполнили проект: учащиеся 5 «Г» класса, учащиеся объединения « Национальная кукла»

Руководители проекта: Красикова В.В.

Юркевич Г.П.

Г. Печора, 2015 год

  1. Актуальность темы проекта
  2. Участники проекта
  3. Цель и задачи проекта
  4. Этапы реализации проекта
  5. Оценка результатов проекта
  6. Приложения

Актуальность темы проекта

Наш проект называется «Коми народные подвижные игры». Мы его выбрали потому, что нас заинтересовала коми национальная культура.

Возникновение детских подвижных игр уходит корнями в далекое прошлое. Коми народ, создавал свои национальные игры, в которых отражались традиции, быт и культура народа. Через игры и состязания дети знакомятся с основными приемами того или иного традиционного промысла: рыболовного, зверобойного или охотничьего.

Коми национальные игры и состязания способствуют передаче от старшего поколения младшему накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства на Севере, жизни в гармонии с природой.

Окунаясь в историческое прошлое коми народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Коми подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка-аркан, платок, веночек, рога, косточка и др.).

В практике школы недооцениваются и не используются игры с национальным содержанием на уроках физкультуры, переменах и на прогулке. Именно поэтому мы решили обратиться к данной теме: «Коми народные подвижные игры».

Участники проекта

Учащиеся 1-5 классов МОУ « СОШ №9», классные руководители, родители.

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях коми народа через подвижную игру.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи.

Задачи проекта

1. Воспитательная: воспитание у детей целостного отношения к коми национальной культуре, традициям и играм народа коми; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Образовательная: Сформировать представление о разнообразии коми народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности коми народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Развивающая: Развивать творческие способности детей, стремление больше узнать о родном крае.

Срок проведения :

  • 1 этап

Беседа с детьми: «Коми народная игра, - что это такое?»

  • 2 этап

Подвижные игры на переменах.

  • 3 этап Экскурсия в этнопарк д. Бызовая.

Игра состязание «Охотничья тропа», экскурсия в чум, катание на ватрушках.

  • 4 этап

Подвижные игры в рамках спортивных соревнований среди 2-5 классов

Сроки реализации февраль-март 2016г.

Прогнозируемый результат

У детей формируются знания о традициях народа коми; дети учатся использовать коми национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

I этап

Организа-ционный

Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре коми народа; познакомить учащихся с целями и задачами проекта.

Подборка коми народных игр в соответствии с возрастом детей.

II этап

Практический

Формирование элементарных знаний и представлений об играх коми народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать коми народные подвижные игры в свободной деятельности.

1.Беседа с детьми: «Коми народная игра, - что это такое?»

Программное содержание: Расширение знаний детей о коми народных играх в сравнении с играми других народов.

Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».

Программное содержание:

расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.

1.Игры малой подвижности на переменах «Пышкай», «Горань», «Ошкö-бабö», «Шыр да пёльöс».

2.Разучивание считалки на коми языке.

Цель: Познакомить детей малыми фольклорными формами коми народа. Развитие памяти, интонации, выразительности.

Физическое занятие:

«Спортивные состязания»

Программное содержание:

расширить знание детей о коми национальных подвижных играх. Совершенствовать двигательные умения детей в ходьбе, беге, прыжках, ползании.

Использовать коми народные игры: «Ловля оленей», «У оленя дом большой».

III этап.

Заключи-тельный

Обобщение опыта работы по теме «Коми народные детские подвижные игры».

Оформление стенда с фотографиями: «День коми подвижных игр».

Диагностика эффективности проекта «Коми народные детские подвижные игры».

Оценка результатов проекта

Результаты диагностирования детей по теме «Коми народная подвижная детская игра» (приложение).

Из результатов диагностирования детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности коми народные игры. Большая часть детей легко берет на себя роль ведущего, проявляет творчество, фантазию, умеют вести ролевой диалог. Расширяются знания детей об окружающем мире.

Приложения:

  1. Конспект урока «Коми народные игры»
  2. Описания игр.
  3. Конспект спортивного мероприятия.
  4. Считалка.
  5. Анкета учащихся.
  6. Диагностика.
  7. Фото.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект урока в 5 классе по теме «Коми народные игры»

«У человека, который не знает своего прошлого, нет будущего»

Цель урока : Способствование воспитанию любви к коми языку, коми национальной культуре.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с коми народными играми.
  2. Развивать навыки устной речи и физических качеств быстрота и ловкость.
  3. Воспитывать самостоятельность, взаимовыручку, внимательность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место проведения : спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: мел, мяч волейбольный, плакат с изображением цветка, карточки с понятиями, карточки с правилами игр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность к уроку

Методы: фронтальный.

Добрый день, ребята!

Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте соседу слева плодотворной работы!

Молодцы!

Цель: активизация учащихся, развитие логического мышления.

Ребята стоят в кругу и выполняют указания учителя.

  1. Актуализация

Цель: подготовка к изучению новой темы

Методы: фронтальная организация, беседа, диалог.

На стене висит плакат, с нарисованным цветком.

В середине цветка написано слово «фольклор». Лепестки пустые.

Ребята, посмотрите на наш цветочек. Что вы видите? А сейчас подойдите к столику и выберите те понятия, которые относятся к слову «фольклор» (на столике разложены понятия «сказка-мойд», «загадка-нодкыв», «пословица-шусьог», «миф», «предание», «песня-сьыланкыв», «легенда»).

Посмотрите на цветочек, один листочек у нас оказался пустым. Как вы думаете какое слово мы еще пропустили?

Показать детям рисунки с изображениями играющих детей.

Посмотрите на рисунки, что здесь изображено?

Значит, что мы сегодня будем изучать?

А что бы вы хотели узнать о коми играх?

Хорошо. Мы определились с темой нашего урока.

Цель: закрепить знания о фольклоре

Ответы учащихся.

Работа учащихся с понятиями.

Ответы учащихся.

У ребят вопрос вызвал затруднение.

Ответы учащихся.

Я буду изучать…

Ответы учащихся.

  1. Изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с коми народными играми

Методы: диалог, беседа.

Посмотрите на эпиграф нашего урока.

Как вы понимаете эти слова?

В последнее время люди хотят больше узнать о национальной культуре и корнях коми народа. Коми национальная культура проявляется в фольклоре, а также в детских играх. Издавна в каждой деревне были свои игры и в каждой деревне их называли по-своему. Играли не только дети но и взрослые. С помощью игр дети развивали мышление, силу, учились дружить со сверстниками и готовились к взрослой жизни.

Ребята, а как вы думаете, где мы можем узнать о коми народных играх?

А, давайте мы с вами поиграем в одну такую игру! Вы хотите поиграть?

Игра называется «Шыр да пельӧс».

Учитель объясняет правила игры.

Игра.

Как здорово у вас получилось! Вам понравилась игра?

Цель: Узнать в какие игры играли бабушки и дедушки.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ребята знакомятся с правилами.

Играют.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: научить правильно выполнять условия игр.

Методы: групповая

Какой вопрос остался без ответа?

Дети вытаскивают карточки с правилами игры на коми и русском языках. Читают, объясняют, проводят друг с другом.

Вам понравилось?

Молодцы, ребята, вы очень серьезно подошли к заданию.

Мы вами очень довольны.

Цель: научиться правильно выполнять условия игр.

Ребята высказали, что не знают, в какие еще игры играли коми дети.

Работают в группах.

Играют.

Ответы учащихся.

  1. Включение в систему знаний и повторения

Цель: способствовать развитию логического мышления

Методы: диалог

Интересно ли вам было проводить игры?

Зачем нам это необходимо?

Понадобится ли вам это в жизни?

Где вы можете применить эти новые знания?

Спасибо за ваш диалог, нам он доставил огромное удовольствие.

Цель: научиться правильно излагать свои мысли

Ответы детей.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Цель: подвести итог проделанной работе

Методы: диалог

Что же нового мы сегодня узнали?

Чему мы научились?

Достигнута ли цель нашего урока?

Учащимся раздаются карточки, сделанные по схеме:

  1. Я запомнил…
  2. Я смог…
  3. Я не смог…
  4. У меня не получилось.

Мы надеемся, что полученные знания вы будете применять в своей жизни: играть на переменках, во время каникул, в свободное время. Ведь этим вы проявите свое уважение к своим предкам.

Домашнее задание:

Друзья мои, дома вы должны поспрашивать ваших родных в какие игры они играли, как они назывались и на тему «Коми народные игры» нарисовать рисунок, сочинить стихотворение, небольшой рассказ, загадку (по выбору учащегося). А в дальнейшем мы с вами выпустим альбом на тему «Коми народные игры».

Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали. Давайте оценим друг друга. Оценим работу класса в целом.

Цель: умение оценивать результаты своей учебной деятельности

Ответы учащихся.

Ребята заполняют карточки.

Оценивание ребятами своей работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)

С помощью считалки определяют водящего. Ему завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

Гырйӧс кут

Тоинӧс кут,

А менӧ эн кут!

Ворсӧм «Мышь и угол (Шыр да пельӧс)»

Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мышки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:

Шырӧ,шырӧ вай мен пельӧс!

В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.

Ворсӧм «Медведь-бабушка (Ошкӧ-бабӧ)»

Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные - «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются - показывают сбор ягод, и поют:

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам,пувтӧ ӧктам,

Бур вотӧстӧ чукӧртам,

Лёк вотӧстӧ шыбитам.

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект мероприятия «Ворсан лун»

Цель занятия: создание условий для приобщения детей к народным играм, традициям, обычаям и культуре Коми края.

Время проведения: февраль-март 2016 года.

Место проведения: МОУ «СОШ№ 9».

Участники: учащиеся 5 классов.

Ход занятия.

Ведущий: Видза оланныд! Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня на наших коми народных играх. Мы начинаем самую веселую из всех спортивных игр – «Ворсан лун». Будем играть по секторам. В каждом секторе наши помощники-волонтёры проведут с вами коми игры.

Ведущий: Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом очень дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

1 сектор

Ведущий: И первую игру, которую мы проведем, своего рода разминка. И это «Перетягивание скалки» . Она была популярна на деревенских посиделках и на «помочах» (совместных работах) вплоть до 70-ых годов ХХ века.

Суть игры: два игрока садятся на пол (лужайку) лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах.

Необходимые реквизиты: 3 скалки.

2 сектор

Ведущий: Молодцы! Все косточки поразминали. Раньше о сенью и зимой подростки (мальчики и девочки примерно 12 - 14 лет) любили собираться на посиделки, которые в южных и юго-восточных районах Коми края именовались койташ (« Ошкö бабö» (В медведя), не совсем такую, но и не менее интересную.

Суть игры: Выбирают медведя, остальные сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки в центр. Его накрывают одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам,пувтӧ ӧктам,

Бур вотӧстӧ чукӧртам,

Лёк вотӧстӧ шыбитам.

После этих слов медведь сбрасывает одеяло и ловит кого-нибудь из ягодников. Того, кого поймал, становится медведем.

Необходимые реквизиты: одеяло, уши медведю, пластмассовые ведерки для сбора ягод, маленькие шарики из бумаги (ягоды).

3 сектор

Ведущий: Ох, как здорово играли! А теперь поиграем в метание гирьки через баньку .

Из картона делаем макет бани и через неё надо перекинуть гирю. Расстояние и вес гири меняются в зависимости от возраста. Выявляется самый сильнейший.

4 сектор

А теперь узнаем кто же самый меткий!

Метание тынзея на хорей.

Метание тынзея на хорей- это ловля оленей с помощью аркана. Можно привязать к веревке обруч, а вместо оленя взять стул, либо конус. Надо, попасть обручем в цель (конус). Выявляется самый меткий.

5 сектор

А сейчас выясним кто же самый лучший прыгун!

Прыжки через нарты.

Нарты – это сани. Можно самостоятельно сделать небольшой макет, можно использовать детские санки. Прыгать можно на скорость, можно максимальное количество раз, пока не допустит ошибку. Выявляется лучший прыгун.

6 сектор.

А теперь выясним кто же самый меткий?

Метание валенка в цель.

Суть игры : играющий должен попасть валенком в цель.

7 сектор.

Ведущий: Деткам лучше всего бегать, и поэтому следующая игра как раз будет беговая. Эта игра – эстафета «Быстрый охотник».

Суть игры: создаётся две команды, играющие становятся на одну пару лыж по 6 человек. Кто быстрее добежит до цели, тот и выиграл.

Необходимые реквизиты: 2 пары лыж.

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! Поиграли от души. Несомненно, что подвижные игры способствуют закаливанию детей, их физическому развитию. Многие пожилые люди прямо связывают сохраненные ими здоровье и бодрость духа с физическим и эмоциональным зарядом, полученным в свое время в ходе игр, забав и развлечений на свежем воздухе. Издавна и гры, забавы и развлечения занимали значительное место в жизненном укладе народов коми. Не забывайте игры наших предков, играйте в них. Ведь вы живете на Коми земле и должны знать традиции коми народа. До скорых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Считалки

1.Тiрс- торс,

Куим стöкан морс,

Он кö вöдит,

Он и ворс!

Öтчыд мамö ньöбис ботi.

Кык лун видзи,

Сiйö и потi,

А мöдсö– пачын сотi.

Öтик – мöтик,

Кык – мык,

Куим – муим,

Нёль – моль,

Вит – мит.

Квайт – няйт,

Сизим – мизим,

Кöкъямыс – мыкталысь,

Öкмыс – мöкмыс,

Дас – пас.

Пес чипас!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета для учащихся

  1. Какие коми игры тебе понравились?_________________________________
  2. Какую коми игру ты можешь организовать в помещении?(«Ошкö бабö», «Горань»(жмурки), «Пышкай», «Шыр да пельӧс»(уголки)
  1. Какую коми игру ты можешь организовать на улице? («Перетягивание скалки», метание валенка в цель, метание тынзея на хорей)

_________________________________________________________________

  1. На каких уроках, занятиях ты играл в коми народные игры? (На уроках физкультуры, на уроках коми языка, в детском объединении «Национальная кукла»)___________________________________________________________
  2. Какую пользу приносят коми игры? (Развивают силу, выносливость, ловкость, память, внимание)_________________________________________
  3. Какую пользу приносят коми народные игры на улице и в помещении?_______________________________________________________

«Коми национальные игры»

Цель:

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для старшей, подготовительной группы

«Коми национальные игры»

Цель: приобщать детей к коми народной культуре;

Задачи: закреплять навыки играть в народные игры; развивать смекалку, ловкость, быстроту, выносливость; воспитывать уважение к коми культуре, к друг другу; создать хорошее настроение.

Ход развлечения.

Ведущий: Видза оланныд, дона челядь да миян гӧстьяс! (Здравствуйте дорогие ребята и наши гости!) На каком языке я с вами поздоровалась? Да, на коми. Значит в какой республике мы живём? (Коми) Да, мы живём в Коми Республике. У нашего народа есть свои обычаи, своя культура, песни, танцы, а так же игры. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поиграть в коми народные игры. Какие вы игры знаете? (ответы детей) Замечательно, вы знаете много игр.

Всем известно, что коми народ занимается охотой, рыболовством, оленеводством. Поэтому в их играх можно увидеть труд взрослых, а так же что-то связанное с природой.

Итак, мы начинаем наши игры, а для этого я попрошу вас всех закрыть глаза и представить, что мы находимся в коми национальной избе и нас встречает бабушка… И первая наша игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны»

1-я игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны» (приложение)

Ведущий: Молодцы! Хорошо поиграли с бабушкой. А теперь поиграем с дядей Семёном

2-я игра «Дядя Семён» (приложение)

Ведущий: Вот как много у дяди Семёна детей! И решили они построить чум. А кто знает, что такое чум? Да, это жилище человека в тундре.

3-я игра «Построй чум» (приложение)

Ведущий: Чум построили, а теперь пойдём на рыбалку.

4-я игра «Невод» (приложение)

Ведущий: Сколько много рыбы наловили! Молодцы! А какое животное живёт в тундре рядом с человеком? (ответы) Конечно же это олень. Он тоже помогает во всём человеку. На оленях люди кочуют с одного места на другое. А летом олени пасутся на пастбище.

5-я игра «Ловля оленей» (приложение)

Ведущий: Замечательно поиграли. Оленей поймали, а теперь скажите мне, ходили ли коми народ в лес? (ответы) А что там они делали? (ответы). Вот и мы с вами пойдём в лес за ягодами.

6-я игра «Медведь - бабушка» (приложение)

Ведущий: Ну вот, все дела сделали, теперь можно отдохнуть.

7-я игра «Игра с верёвкой» (приложение)

Ведущий: Вот и подошли наши игры к концу, я надеюсь, что вам понравились коми народные игры. Думаю, что вы узнали много интересного сегодня о народе коми. Всем большое спасибо за участие! Аддзысьлытӧдз! (До свидания!)

Приложение

  1. «КОШКА, БАБУШКА И ГОРШКИ ДЛЯ

СМЕТАНЫ» (КАНЬ, БАБӦ ДА НӦКВЫЛӦ ГЫРНИЧ)

Цель: учить выполнять действия в соответствии с ролью.

Развивать умение быстро бегать, ловкость.

Ход: из игроков выбирают «кошку», «бабушку», остальные становятся «горшками для сметаны» и садятся на корточки в круг. Бабушка отходит в сторону - уходит спать. За время ее сна «кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает сидящих игроков. Когда бабушка просыпается и видит проделки «кошки», начинает гоняться за ней по кругу. Догоняя, ей обязательно надо поднимать опрокинутые

«горшки». Если бабушка поймает «кошку», они меняются местами или выбирают новых.

  1. «ДЯДЯ СЕМЁН» (СЕМЁН ДЯДЬ)

Цель: учить выполнять движения по тексту; придумывать движения самостоятельно. Развивать воображение, фантазию.

Ход: игроки встают в круг, поместив одного в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чём поётся в песне:

У дяди Семёна было,

Было семь детей.

Все семеро такие:

С такой головой,

С такой бородой,

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими ртами.

Они не работали, не работали,

Потом сделали вот так…

Семён дядьлӧн вӧлі,

Вӧлі сизим пи.

Став сизимыс вӧліны:

Татшӧм юрӧн,

Татшӧм тошкӧн,

Татшӧ синмӧн,

Татшӧм пельясӧн,

Татшӧм нырӧн,

Татшӧм вомӧн,

Найӧ эз уджавны,

А сэсся вӧчасисны тадзи…

После этих слов стоящий в кругу показывает какую-то

фигуру. Кто позже всех повторит, тот входит в круг.

  1. «ПОСТРОЙ ЧУМ» (ЧУМ СТРӦИТӦМ)

Цель:

Ход: играющие делятся на две команды, встают в круг поднимают руки над головой. По сигналу бегают врассыпную, высоко поднимая колени, изображая оленей (руки над головой скрестно), по второму сигналу должны быстро построить чум т.е. занять свои места.

  1. «НЕВОД» (ТЫВ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение действовать по сигналу.

Ход: играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центре хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5-2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста.

«Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали, и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод.

Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо

проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (КӦР КУТАЛӦМ)

Цель: учить бегать врассыпную, использовать всю

площадку для бега. Развивать ловкость, глазомер, умение действовать по сигналу.

Ход: среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество

пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

«МЕДВЕДЬ – БАБУШКА» (ОШКӦ-БАБӦ)

Цель: учить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту бега.

Ход: из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные - «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются - показывают сбор ягод, и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам, пувтӧ вотам,

Бур вотыссӧ босьтам,

Лёк вотыссӧ чӧвтам.

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».

«ИГРА С ВЕРЁВКОЙ» (ГЕЗЪЙӦН ВОРСӦМ)

Цель: учить строить ровный круг, стараться держать круг во время игры. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход: игроки встают в круг, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный

момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим.


(«Чья-то мать»).

Цель игры; 1. Развиватьу детей такие физические качества, как

быстрота, ловкость.

Место проведения игры: территория, которую обговаривают играющие.

Количество игроков: от 8 и больше, количество игроков должно быть четным.

Правила игры: игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирается «матка» - капитан, при помощи считалки выбирают, какая из команд будет прятаться первой. Та команда, которая прячется первой, оставляет своего «матку» - капитана в команде противников, задача капитана водить команду соперников по оговоренной территории и при этом кричать: «Кинематка локтэ, ащис писе корще» (чья-то матка идет, своего сына ищет). Члены его команды, слыша голос своего товарища, стараются спрятаться получше, могут менять место, перебегать. Если игроки второй команды обнаружили прячущихся игроков, то они начинают их догонять и засаливать. Когда всех поймают, команды меняются ролями – прячется вторая команда, оставляя своего «матку» у соперников.

Одно из условий игры: игроки должны проявлять сплоченность, взаимовыручку, не отрываться от своей команды, стараться увести противников от более слабых игроков своей команды.

Подвижная игра «Кань да шыръяс

(«Кот и мыши»).

Цель игры; 1. Развиватьбыстроту, ловкость, внимательность.

2. Воспитывать умение играть в коллективе.

Место проведения игры: комната (если игроков больше, чем углов в комнате, то к стенке ставят стулья – «искусственно создавая углы»).

Количество игроков: от 5 и больше, количество игроков должно быть нечетным.

Правила игры: при помощи считалки выбирается кот, остальные игрокибудут мышата. Кот встает посредине комнаты, а мыши – по углам. Кот ходит по кругу, да приговаривает:

Шырэ, шырэ, вай мен пелес.

Шырэ, шырэ, вай мен пелес.

(Мышка, мышка, дай мне угол.

Мышка, мышка, дай мне угол)

В это время пока кот поворачивается к ним спиной, игроки, договариваясь взглядом, быстро стараются поменяться местами (углами), если кот заметил и успел вперед мыши занять ее место, то он становится мышкой, а зазевавшийся игрок – котом.

Игра записана со слов Сметаниной Варвары Ивановны, 1934 года рождения, с.Катравож, Приуральский район, ЯНАО.

Подвижная игра «Ош» («Медведь»).

Цель игры;

2. Воспитывать умение играть в коллективе.

Место проведения игры: можно в помещении, а можно и на улице.

Количество игроков: от 5 и больше.

Правила игры: при помощи считалки выбирается медведь, остальные игроки будут ягодниками. Медведь встает посредине комнаты на четвереньки, его укрывают чем-нибудь сверху (кофта, покрывало и т.п.), а ягодники ходят вокруг него и приговаривают:

Ошке – бабе, ошке – дедэ,

Чедтэ вотам, путэ эктам,

Бур вотыссэ бощътам,

Лек вотыссэ четам…

(Медведь – бабушка, медведь – дедушка,

Чернику поберем, бруснику соберем,

Хорошую ягоду возьмем,

Плохую ягоду оставим…)

Медведь соскакивает и старается поймать ягодников, кого он поймал, тот становится медведем. Если никого не поймал, то снова сам остается медведем.

Игра записана со слов Сметаниной Варвары Ивановны, 1934 года рождения, с.Катравож, Приуральский район, ЯНАО.

Подвижная игра «Ворсам сарен»

(«Играем в царя»).

Цель игры; 1. Развивать быстроту, ловкость, внимательность.

2. Воспитывать умение играть в коллективе.

Место проведения игры: играли чаще всего на улице.

Игровые пособия: резиновый мяч.

Количество игроков: от 6 и больше.

Правила игры: считалкой выбирают, кто будет царем. Царь всем игрокам дает имена – названия птиц или животных, желательно, чтобы они были посложней. На земле чертится круг. Царь садится в кругу, на землю сбоку кладет мяч. Остальные игроки стоят по кругу с внешней стороны. Царь считает до десяти (пяти, двадцати – в общем как договорятся), на счет десять игроки убегают прочь. Царь выкрикивает имя, тот чье имя произнесено, берет мяч и кидает его в убегающих. В кого попал – тому очко штрафа, если не попал ни в кого – значит, сам получает штрафное очко. У кого быстрее соберется определенное число штрафных очков (в начале игры договариваются об итоговой сумме), того царь ловит и наказывает: ставит лицом к стене и кидает ему в спину мячом столько раз, сколько набрано штрафных очков.

Затем выбирается новый царь, и игра начинается сначала.

Игра записана со слов Сметаниной Варвары Ивановны, 1934 года рождения, с.Катравож, Приуральский район, ЯНАО.

Подвижная игра «Кут мач»

(«Поймай мяч»).

Цель игры: 1. Развивать быстроту, ловкость, меткость,

глазомер.

2. Воспитывать умение играть в коллективе.

Место проведения игры: игровая площадка.

Игровые пособия: резиновый мяч, палка длиной 1,20 см, деревянный (дощатый или фанерный щит высотой и шириной 50-70 см).

Количество игроков: от 6 и больше.

Правила игры: считалкой выбирают водящего. Водящий, стоя у столба, на котором прикреплен щит, кидает мяч, подкидывая его и ударяя по нему палкой. Те, кто ловят мяч, уходят на определенное расстояние от кидающего, и пытаются поймать мяч. Кто поймал, тот становится водящим, если не удалось поймать мяч, то можно подняв его с земли, попытаться попасть им в щит. Тот, кто попал – становится ведущим.

Игра записана со слов Сметаниной Варвары Ивановны, 1934 года рождения, с.Катравож, Приуральский район, ЯНАО.

Приложение №50

Коми-музыкальные игры для детей 5-7 лет.

Игра «Кодi сьероктас»

Цель:Учить детей, с помощью считалки на коми языке, выбирать водящего. Развивать у детей певческие навыки, выразительность мимики.

Ход игры:

Дети, 10-15 человек, стоят в кругу. Выбирается водящий, он встает в центр круга.

Дети берутся за руки, начинают двигаться по кругу и петь:

Ас ки карнан, ки карнан

Кодi водзжык пинь восьтас-

Дас тувик, да шпечик…(дети зажимают губы)

Водящий начинает смешить детей, искать широкую улыбку, кто рассмеётся, покажет зубки, водящий говорит: «то, то» и передаёт ему роль ведущего. Игра повторяется.

Игра «Пышкай»

Цель: Развивать у детей тембровый слух,певческие навыки, умение передавать образ воробья через муз.-ритмические движения.

Ход игры:

Дети с помощью считалки выбирают водящего «Воробья», ему надевают маску и крылья.

Все остальные дети образуют круг, внутри круга «Воробей» начинает летать и махать крыльями. Держась за руки, дети идут по кругу и поют:

Миян гажа сад йоро

Локтiс пышкай да сьыло.

Пышкай, пышкай эн вуграв

Кодi нявостас тодмав.

Педагог одному из играющих дает игрушку Кошечку и он пропевает: «Мяу!». Водящий «Воробей» должен по тембру голоса назвать имя того, кто его пугает. Выбирается новый водящий и игра повтояется по желанию.

Игра «Ош»

Цель:Учить детей передавать контрастные эмоциональные состояния (спокойный-сердитый) через мимику, движения и звукоподражание.

Ход игры:

Выбирается водящий «Медведь», ему надевают маску и ведут в «берлогу». Водящий присаживается и изображает «спящего Медведя». Дети, изображая сбор ягод в лесу,

подходят к «берлоге» и говорят:

Ошко бабо, ошко бабо,

Пув то октам,

Чод то човтам.

Бур вотас босьтам,

Лёк вотас човтам!

Дети, как будто, бросают в медведя плохие ягоды, водящий изображает «сердитого Медведя», он рычит, после чего дети убегают в условное место. «Медведь» пытается поймать кого-то из детей. Тот, кому не удалось увернуться, становится ведущим и игра продолжается.

Игра «Тупось нянь»

Цель: Учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети, держась за руки,стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:

Кыдзи Таня ним лун выло,

Ми пожалiм тупось нянь-

Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:

Эта судта…

Дети приседают на корточки, держась за руки:

Эта ляпта…

Дети сужают круг:

Эта одтом…

Дети раскрывают круг:

Эта пасьта…

Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:

Тупось нянь, тупось нянь,

Кодi мусса, сiйос босьт!

Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.

Игра «Коч йокто»

Цель: Учить детей инсценировать небольшие песенки на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевальное творчество.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. С помощью считалки, выбирается ведущий на роль Зайца. Дети идут по кругу и поют, сопровождая соответствующими движениями:

Коч йокто, йокто

Мича табъя кокнас, (выставляют ноги на каблук)

Вый тупыль юрнас, (качают головой)

Шабдi кудель божнас. (виляют хвостиком)

Кочилей, йоктышты (дети хлопают в ладоши)

Донаой, йоктышты, («Заяц» прыгает и выбирает пару)

Гогор бокнад бергодчы,

Кодмык косъян, йоктышты. (исполняют пляску)

Игра «Капуста»

Цель: Учить детей выполнять коми-танцевальную фигуру. Понимать и произносить слова, сопровождающие игру.

Ход игры:

Дети встают друг за другом, берутся за руки. Все дети поворачиваются за ведущим и под музыку начинают двигаться за ним. Ведущий всех играющих заводит в «клубок»:

Капуста гартчис да гартчис,

Гартчис да гартчис.

Быдмы, быдмы ыджыда, (руками изображают

Со кутшома быдмис! величину капусты)

Капуста разьсис да разьсис, (Разворачиваются и

Разьсис да и бырiс! начинают двигаться

В другую сторону, в

Конце разводят руки

Встороны.)

Игра может повториться с новым ведущим и замыкающим.

Игра «Паравоз»

Цель: Учить детей ритмично выполнять под музыку топающий шаг, чувствовать начало и окончание музыки. Учить детей правильно произносить «волшебные слова».

Ход игры:

Дети встают друг за другом по одному, изображая «вагончики». Руки держат в кулачках.

Паравозыд менам ён,

Сiйо кыско дас вагон.

Чах-чах!

Чу-чу-чу!

Ыло-выло мено ну!

Дети под музыку начинают двигаться топающим шагом, продолжая руками изображать «колёса». В конце музыки дети останавливаются и голосом подают гудок поезда: «Ту-ту». Игра повторяется в другом направлении.

Игра «Чибо»

Цель: Учить детей легко и свободно выполнять под музыку прямой галоп, чувствовать начало и окончание музыки. Понимать и правильно произносить сопровождающие слова.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Произносят слова:

Чибо, чибо, ну вай, ну!

Сувт кор висьтала ме:

Тпру-у-у!

Затем дети под музыку начинают двигаться прямым галопом вперёд. По окончании музыки, дети «останавливают лошадку» и говорят: «Тпру-у-у!»

Игра «Самолет»

Цель:Учить детей двигаться легко под музыку на носках врассыпную, изображая самолеты, в конце музыки находить свои места.

Ход игры:

Дети свободно становятся по залу. Произносят слова:

Заводитам ми мотор,

Сомын кыло тор да тор. (вращают руками кулачки)

Со и ворзис самолёт (руки разводят встороны,

Выло лептiс ассьыс борд. покачиваются)

Прослушав вступление музыки, дети начинают двигаться врассыпную (по кругу),не сталкиваясь друг с другом. В конце музыки, дети находят свои места и встают на одно колено, изображая красиво стоящий самолёт (спина прямая, руки на одном уровне, голова приподнята. Отмечаются качество выполнения движения и правильная постановка рук, спины и головы детей.

Педагог помогает исправить ошибки. Игра повторяется по желанию детей до 3-4 раз.

Игра «Медся ыджыд»

Цель: Учить детей исполнять небольшую пляску из 2-3 танцевальных движений по одному. Развивать танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. С помощью считалки выбирается водящий. Он встаёт на невысокий, устойчивый стул. Дети говорят:

Сувтис (имя водящего) улос выло.

Водящий продолжает:

Онi ставыслысь ме вылын!

Сулала ме, ог и усь

Мено некод тась оз судз!

Водящий под музыку исполняет пляску- импровизацию. Девочке предлагается взять платочек. В конце пляски водящий кланяется. Игра может повториться, передав платочек новому ведущему или считалки.

Игра «Мач»

Цель: Учить детей передавать мяч из рук вруки по кругу,

Дети стоят по кругу, передают мяч, проговаривая следующие слова:

Менам визув гогрос мач,

Кытчы котортан те скач?

Вотча, вотча да ог су,

Кытчод ачыд те он сувт.

Тот ребёнок, у которого остановится мяч, выходит в круг и выполняет танцевальное упражнение с мячом. Оценивается качество и красота исполнения. Усложнение: придумать новое, необычное упражнение.

Во время разучивания игры, предложить детям русский вариант:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскач?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Действия и движения те же самые что и на коми языке.

Игра «Сюзь»

Цель: Учить детей передавать повадки и образ жизни совы, живущей в лесах Коми республики. Развивать пластику движений, музыкальный слух, внимание.

Ход игры:

Дети стоят свободно по залу. Ведущий в маске Совы изображает сон. Дети, «играя на дудочке», говорят:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Ворын быдмо пожом пу,

Сё ароса дзормом пу.

Сюзь сен горзо: «Бу-бу-бу»!

Дети дразнят Сову. Сова просыпается и под музыку пытается поймать тех детей, которые двигаются. Если дети замерли и не двигаются сова их «не видит». Игра продолжается с новым ведущим- Совой.

Отмечаются внимательные, хорошо проговаривающие слова, красиво «играющие на дудочке», соблюдающие правила игры дети.

Игра «Повар»

Цель: Учить детей выполнять игровые действия под музыку. Развивать музыкально- ритмические движения, менять их в соответствии с двухчастной формой музыки.

Ход игры: Дети стоят по кругу и передают поварешку со словами:

Отчыд Нина мунiс каро,

Велодчыны сен поваро.

Сылы сетiсны лёк дар,

Сiйо лои сэк повар.

Тот, у кого осталась поварёшка, выходит в круг. На I часть музыки- «мешает поварешкой», дети бегут по кругу подскоками. На II часть музыки дети останавливаются и делают руками «тарелку», а ведуший «разкладывает похлёбку». Игра снова повторяется.

Стой, олень! (Сувт, кор!)

Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры:

Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Невод (Тыв)

Играющие, выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5-2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Охота на оленей

(Коръясос нярталаон куталом)

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой. Варианты. Ловить одного оленя, т. е набрасывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу. Для усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Ловля оленей (Коръясос куталом)

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Мышь и угол.

Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.

Кто засмеется?

Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и вращаясь по кругу, приговаривают:

Из собственных рук ручка жернова

У кого первым покажутся зубы-

Тому десять щелчков. ТЬФУ! ТЬФУ!

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и первым засмеется – щелчок по лбу.

Кукушка (Кок)

К нам кукушка в огород

Залетела и поет

Эй, кукушка, не зевай

Кто окликнул, отгадай.

В медведя (Ошкысь)

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют: Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

Медведь (Ош)

Мишка, мишка, медведь

Собираем бруснику

Мишка, мишка, медведь

Собираем голубику

Ягодки берем, медведю не даем

Было всем нам весело, медведь не смог догнать,

Пойдем опять в лес ягоды собирать.

Маленький воробышек.

Дети становятся в круг. В центре – маленький воробышек похаживает по кругу. Остальные водят хоровод и поют:

У маленького воробышка животик болит.

У маленького воробышка головка болит

Где ты был, где летал, маленький воробышек?

Воробышек изображает движения «больного», слова можно менять.

Воробышек (Пышкай)

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.