Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ибсен годы жизни. Генрик юхан ибсен

Ибсен годы жизни. Генрик юхан ибсен

Генрик Юхан (Ибсен) - писатель XIX ст., один из ярких представителей западноевропейского театра.

Противоречие - это постоянное явление, которое присутствует в жизни и творчестве Ибсена. Драматург Генрик Юрах в Норвегии был завзятым защитником освобождения и возрождения национальной культуры. В Германии и Италии он отбыл 27 лет как добровольный изгнанник.

Ибсен увлекался национальным фольклором и поэтому, в своих пьесах он постепенно уничтожает возвышенную славу вокруг народных легенд. Пьесы Ибсена имеют жесткую композицию, иногда она необъективна. Несмотря на это, герои его пьес - живые и многосторонние герои.

Пьесы драматурга трактуются по разному - это можно объяснить тем, что Ибсен использует скрытый релятивизм и «железную» объективную логику. Он - драматург реалистического направления, один из главных основателей эстетического течения. Так считают символисты.

«Фрейд в драматургии» - так иногда называли Ибсена. В творчестве он совмещал разные, иногда даже противоположные, идеи, темы, проблематику, способы художественного высказывания, это было возможно благодаря его большому таланту.

20 марта 1828 в г. Шиен (Норвегия) родился Генрик Юхан (Ибсен). Его семья была зажиточной. Такое положение семьи в 1837 изменилось на противоположное, причинной этого стало разорение отца Ибсена. Для мальчика резкие перемены - переход в социальные низы было сильной психологической травмой. Этот момент в его жизни повлиял на его дальнейшее творчество. Сложившиеся обстоятельства заставили Ибсена уже в 15 лет перейти во взрослую жизнь, он начал сам зарабатывать себе на «кусок хлеба». В 1843 году он приехал в маленький городок под названием Гримстад, устроился работать учеником аптекаря.

Бедность подтолкнула Ибсена к самореализации в другой области. Он начинает писать стихи, сатирические насмешки над буржуа, рисовать карикатуры. Благодаря своей новой деятельности, уже к 1847 году - он известный в кругу молодежи городка.

1848 г. - революция, события которой произвели большое впечатления на драматурга и пронеслись в Западной Европе. Ибсен начал писать поэтическую лирику. «Катилина» - так называется его первая пьеса, она вся пропитана мотивами борьбы с тиранами. Эта пьеса стала для него стимулом заниматься литературой, политикой и искусством, несмотря на то, что «Калитина» не пользовалась большим успехом.

В 1850 г. Ибсен уехал в Христианию (сейчас - Осло). Поступление в университет было его главной целью, но он сильно увлекся политической жизнью столицы. В столице жизнь Ибсена очень насыщенная, он занимается учительством в воскресной школе и принимает участие в протестах. Также он работает в газете, журнале студенческого общества, участвует в рождении нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». Пишет пьесы: «Иванова ночь», «Норма, или Любовь политика», «Богатырский курган». Бьёрнстьерне Бьёрнсоном - драматург, театральный деятель, с которым в то время познакомился и нашел общий язык Ибсен. Их объединяло возрождение национального понимания Норвегии.

Приглашение в 1852 году на должность художественного начальника Норвежского национального театра в Бергене - результат его активной деятельности как драматурга. В театре он проработал до 1857 г. Пьесы, которые он писал в бергенский период тотчас ставились на сцене. Работа в театре (постижение «изнутри») помогла ему узнать много профессиональных секретов, что увеличило рост мастерства Ибсена в драматургии. Пьеса «Фру Ингер из Эстрота» слала первой пьесой, которую Ибсен написал в прозе. Пишет он и норвежские народные баллады: пьесы «Пир в Сульхауге» и «Улаф Лильекранс». Как и пьеса «Катилина», эти его работы тоже не имели успеха.

С 1857 по 1862 гг. он заведует Норвежским театром в Христиании. В то время существовал Христианийский театр продатского направления, в состав его труппы входили датские актеры и спектакль игрался на датском языке. Ибсен активно занимался общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с этим театром, кроме борьбы он занимался руководством тетра и драматургией. После того как драматург покинул театр, вскоре продолжительная борьба закончилась - в 1863 году труппы театров объединили, и с тех пор спектакли идут только на норвежском языке. А программа, составленная при помощи Ибсена, стала для объединенного театра художественной основой. За этот период он успел написать такие пьесы, как «Комедия любви», «Воители в Хельгеланде», «Борьба за престол». Особо важной для драматурга была написанная в то время поэма «На высотах», тем, что она - предшественник драматургической удачи Ибсена - пьесы «Бранд».

Норвежский период для Ибсена - период тяжелых психологических проблем, которые объясняют его разностороннюю деятельность. Учитывая тот факт, что в 1858 году он женился, а вскоре (1859 г.) появился на свет его сын, то для него первая проблема - проблема материального благополучия и приличного социального положения. Основополагающую роль здесь сыграли комплексы из детства. Эта проблема постоянно смыкалась с его самореализацией и призванием. Такая «стычка» описывается почти во всех его последующих произведениях - борьба между реальностью и точкой зрения персонажа.

Пьесы, которые Ибсен написал за границами своей родины, являются одними из лучших, и принесших ему мировую известность и славу. В 1864 году он переехал вместе с семьей в Италию благодаря тому, что получил писательскую стипендию от парламента, которую выбивал почти полтора года. Ибсен обратился к друзьям за помощью потому, что стипендии не хватало. В Риме он за два года написал две пьесы: «Пер Гюнт» и «Бранд», которые были наполнены его предыдущим литературным и жизненным опытом.

В театроведении и ибсенистике пьесы «Пер Гюнт» и «Бранд» - это два разных толкования одной проблемы - проблемы реализации человеческой личности и самоопределения. В этих пьесах есть противоположные герои: первый, бескомпромиссный максималист Бранд, который ради завершения своей цели может принести в жертву себя и своих родных, а второй, Пер Гюнт умеет подстраиваться под любые обстоятельства. В итоге сравнение данных пьес мы получим понятную картину морального релятивизма, которую рисует автор. Критики и зрители по-разному оценивают их самостоятельно друг от друга. Например, персонаж Бранд (в финале его постигает неудача). Скандинавские зрители испытывали к нему сочувствие, и у революционно расположенных идеалистов пьеса имела огромный успех. А вот, Пер Гюнт имел противоречивые отзывы и мнения. В пьесе «Пер Гюнт» Ибсен показал разрыв с национальной идеологией. Здесь герои устного народного творчества - уродливые и злые существа, а крестьяне - это безжалостные и грубые люди. Поэтому такая пьеса в Дании и Норвегии воспринималась негативно, почти как богохульство.

Г.Х. Андерсен сказал, что «Пер Гюнт» - это самое наихудшее, что ему когда-либо приходилось читать. Чуть позже, благодаря герою Сольвейг, к этой пьесе вернулся идеологический флер. Композитор Эдвард Григ по просьбе Ибсена написал музыку для пьесы «Пер Гюнт», которая со временем получила мировую известность и стала независимым музыкальным произведением. Удивительно, но Пер Гюнт, который выступает возражением идеологического направления, в интерпретации автора, на сегодняшний день в культурном понимании так и остался олицетворением норвежской народной идеологии.

Для Ибсена «Пер Гюнт» и «Бранд» - это переходные пьесы, которые поставили его на сторону социальной темы и реализма. Все последующее творчество драматурга принято рассматривать именно с такой точки зрения. Например, «Столпы общества», «Привидения», «Дикая утка», «Женщина с моря», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман», «Кукольный дом», «Враг народа», «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Маленький Эйольф». В этих пьесах Ибсен затрагивал актуальные темы действительности: лицемерия и женской раскованности, восстания против общепринятой морали и лжи, социального компромиссного решения и неизменности идеалам. А.Блок, Н.Бердяев и другие символисты, оценивали пьесы Ибсена «Отступничество Цезаря и Император Юлиан» и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» больше чем «Бранд» и «Пер Гюнт».

Постоянно анализируя пьесы Ибсена, можно увидеть, что во всех пьесах индивидуальность сохраняется единой. Они полностью сохраняют социальную реальность, смысловую символику и психологическую замысловатость героев, что отличает их от тенденциозных социальных однодневок и абстрактно-символических построений. Критики, читатели и режиссеры формально разделяют драматургию Ибсена на «социальные» и «символические» произведения.

Ибсен получил все, чего хотел: мировую славу, признание и материальное благополучие, но, к сожалению, не на родной земле, а в чужой стране. В Норвегию он приехал в 1891 году. На то время он был очень популярен: о нем писали много критических статей, его пьесы не сходили со сцен всего мира. Последняя пьеса «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» - очень пронизывающая и трагическая пьеса. Нам становиться понятно, что даже слава и успех не смогли излечить Ибсена от тяжелой психологической травмы, которую ему пришлось перенести в детстве.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ибсена Генрика представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН (Ibsen, Henrik Johan) (1828–1906), норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в.

Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии.

Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура его пьес выстроена настолько жестко, что порой граничит с тенденциозностью, однако в них действуют отнюдь не схематичные, а живые и многогранные герои. Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с «железной» и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли «Фрейдом в драматургии». Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, – темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения.

Родился 20 марта 1828 в небольшом норвежском городе Шиене в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. Резкий переход в социальные низы стал тяжелой психологической травмой для мальчика, и это так или иначе отразилось в его дальнейшем творчестве. Уже с 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь – в 1843 уехал в крохотный городишко Гримстад, где устроился на работу учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь социального изгоя заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы на добропорядочных буржуа Гримстада, рисует карикатуры. Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу Катилина (1849), проникнутую тираноборческими мотивами. Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой.

В 1850 уезжает в Христианию (с 1924 – Осло). Его цель – поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой – рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850, начата еще в Гримстаде), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852). В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном , с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии.

Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту оставался до 1857 (сменил его Б.Бьёрнсон). Этот поворот в жизни Ибсена можно считать необычайной удачей. И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене; практическое изучение театра «изнутри» помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит – способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы Фру Ингер из Эстрота (1854), Пир в Сульхауге (1855), Улаф Лильекранс (1856). В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад (т.н. «богатырских песен»). Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена.

В 1857–1862 возглавляет Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления (труппа этого театра состояла из датских актеров, и спектакли шли на датском языке). Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке, а эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при его активном участии. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей – пьесы Бранд (1865).

Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией. Главной из них была проблема материального достатка (тем более что в 1858 он женился, а в 1859 родился сын) и достойного социального положения – здесь, несомненно, играли свою роль и его детские комплексы. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью. И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины.

В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. Полученных средств было крайне недостаточно, и ему пришлось обратиться за помощью к друзьям. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт – Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866).

В театроведении и ибсенистике принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки одной и той же проблемы – самоопределения и реализации человеческой индивидуальности. Полярны главные герои: несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии, и аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям. Сопоставление этих двух пьес дает отчетливую картину нравственного релятивизма автора. По отдельности же они расценивались критиками и зрителем весьма противоречиво. Так, неистовый фанатик Бранд (которого автор в финале приводит к краху) был воспринят скандинавскими зрителями с несомненным сочувствием, а сама пьеса всегда пользовалась успехом у революционно настроенных романтиков.

Ситуация с Пером Гюнтом сложилась еще более парадоксально. Именно в этой пьесе Ибсен демонстрирует свой разрыв с национальной романтикой, В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне – жестокими и грубыми людьми. Поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Г.Х.Андерсен , к примеру, назвал Пера Гюнта худшим из когда-либо прочитанных им произведений. Однако со временем романтический флер вернулся к этой пьесе – конечно, в основном, благодаря образу Сольвейг. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига , написанная по просьбе Ибсена к постановке Пера Гюнта , а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение. Парадоксально, но факт: Пер Гюнт , в авторской интерпретации выступающий протестом против романтических тенденций, до сих пор в культурном сознании остается воплощением норвежской народной романтики.

Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики (именно в этом аспекте преимущественно рассматривают все его дальнейшее творчество). Это Столпы общества (1877), Кукольный дом (1879), Привидения (1881), Враг народа (1882), Дикая утка (1884), Росмерсхольм (1886), Женщина с моря (1888), Гедда Габлер (1890), Строитель Сольнес (1892), Маленький Эйольф (1894), Йун Габриель Боркман (1896). Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. Символисты и философы же (А.Блок , Н.Бердяев и др.) гораздо больше, наряду с Брандом и Пером Гюнтом , – ценили иные пьесы Ибсена: дилогию Кесарь и Галилеянин (Отступничество Цезаря и Император Юлиан ; 1873), Когда мы, мертвые, пробуждаемся (1899).

Беспристрастный анализ позволяет понять, что во всех этих произведениях индивидуальность Ибсена остается единой. Его пьесы – и не тенденциозные социальные однодневки, и не абстрактно-символические построения; в них в полной степени есть и социальные реалии, и чрезвычайно семантически нагруженная символика, и удивительно многогранная, прихотливая психологическая сложность персонажей. Формальное разграничение драматургии Ибсена на «социальные» и «символические» произведения – скорее вопрос субъективной интерпретации, пристрастной трактовки читателя, критика или режиссера.

В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия. К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира, количество исследований и критических статей, посвященных его творчеству, не поддавалось подсчету и могло быть сопоставлено разве что с количеством публикаций о Шекспире. Казалось бы, все это могло вылечить тяжкую психологическую травму, перенесенную им в детстве. Однако самая последняя пьеса, Когда мы, мертвые, пробуждаемся, исполнена такого пронзительного трагизма, что в это верится с трудом.

Татьяна Шабалина

Генрик Ибсен (1828-1906) - знаменитый норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882).

Юность - это возмездие.

Ибсен Генрик

В драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892) усилились черты психологизма и символизма, сближающие их с неоромантическим искусством конца века. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Г. Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека.

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (южная Норвегия). Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 года. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная.

Как велико призвание - прокладывать путь для непонятных истин и для новых мужественных идей.

Ибсен Генрик

В 1836 году Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки и всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.

Генрик Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году жизни Генрику пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. Он покинул безо всякого сожаления Скиен и больше никогда не возвращался в родной город, где ему в таком раннем возрасте пришлось узнать все значение и власть денег.

Чтобы иметь все основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.

Ибсен Генрик

В аптеке, где Генрик Ибсен пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Революционные идеи 1848 года нашли в нем горячего приверженца. В первом своем стихотворении, восторженной оде, он воспел венгерских патриотов-мучеников.

Жизнь в Гримштадте становилась для Генрика все более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений.

В Христиании Генрик Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьернсоном, который впоследствии стал его ожесточенным противником. Вместе с Бьернсоном, Виньи и Боттен-Хансеном, Ибсен основал в 1851 году еженедельную газету «Andhrimner», просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Генрик поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение «Norma».

Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти.

Ибсен Генрик

После прекращения журнала, Генрик Ибсен познакомился с основателем народного театра в Бергене, Ола-Булем, который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра. В Бергене Ибсен пробыл 5 лет и в 1857 году переехал в Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до 1863 г.

Генрик Ибсен женился в 1858 году и был очень счастлив в брачной жизни. В 1864 году, после долгих хлопот, он получил писательскую пенсию от стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также присутствовал при открытии Суэзского канала. Затем живет обыкновенно в Мюнхене.

Первая пьеса Генрика Ибсена более психологическая, чем историческая драма «Саtilina», относится к 1850 году. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: «Kamphojen». С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. «Gildet pa Solhoug», шедшая в Христиании в 1856 году - первая из драм Ибсена, имевшая значительный успех.

Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.

Ибсен Генрик

Затем появились «Fru Inger til Osterraat» (1857), «Harmandene paa Helgeland» (1858), «Kongs Emnerne» (1864). Все эти пьесы имели большой успех и были много раз играны в Бергене, Христиании, Копенгагене, Стокгольме и в Германии. Но написанные им в 1864 году пьесы «En Broder Nod» и в особенности «Kjoerlighedens Komedie», так восстановили против него его соотечественников, что Генрик Ибсен был вынужден в 1864 году покинуть Норвегию. Дальнейшие его драмы «Brand» (1866), «Peer Gynt» (1867), «Kejser og Galiltoer» (1871), «De Unges Forbund» (1872), «Samfundets-Stotter» (1874), «Nora» (1880), после которой он совершенно поссорился с Бьернсоном. Затем еще Г. Ибсен написал: «Hedda Gabler», «Rosmersholm» и «Строитель Сольнес». Стихотворения Генрика собраны в книжку «Digte:» (1871). (М. В. Ватсон)

Еще про Генрика Ибсена

Пьесы Генрика Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с фанатическими поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам (лучшая из них «Воители Гельголанда»), а комедии и драмы из современной жизни.

Счастлива женщина, обладающая мужеством.

Ибсен Генрик

Решающим моментом в деятельности Генрика Ибсена является 1865 год, когда он, в первый раз покинув Норвегию, прислал туда из Италии драматическую поэму «Бранд». По настроению и основной идее современные пьесы Ибсен делятся на две категории: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. В своих комедиях драматург является фанатическим защитником цельной, самодовлеющей личности и яростным врагом тех форм жизни, которые, по мнению художников, обезличивают, нивелируют современных людей - семьи, основанной на романической лжи, общества, государства, и, главным образом, демократии - тирании большинства.

В общих чертах фабула всех этих пьес одна и та же: какая-нибудь цельная личность, герой или героиня, вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность самобытнее и сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной.

Единственное, что я ценю в свободе, - это борьбу за нее; обладание же ею меня не интересует.

Ибсен Генрик

Священник Бранд, герой фантастической драматической поэмы в стихах, ставит целью жизни достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы. Ради этой цели он жертвует личным счастьем, единственным сыном, горячо любимой женой. Но в конце концов его дерзновенный и не знающий компромиссов идеализм («все или ничего») сталкивается с трусливым лицемерием духовных и светских властей; покинутый всеми, герой в сознании своей правоты погибает один среди вечных льдов норвежских гор.

В обстановке более реальной подобная же участь выпадает на долю доктора Штокмана (герой комедии «Враг народа»). Убедившись в том, что демократия его родного города, служа на словах принципам свободы и справедливости, на деле подчиняется мотивам мелким и бесчестным, доктор Штокман собирает народную сходку в объявляет, что сделал следующее открытие: «самый опасный враг истины и свободы, это сплетенное, свободное большинство!.. Большинство никогда не право, - да, никогда! Это - общепринятая ложь, против которой должен восставать каждый свободный разумный человек. Кто составляет большинство в каждой стране? Просвещенные люди или глупцы? Глупцы составляют страшное, подавляющее большинство на всем пространстве мира. Но справедливо ли, черт побери, чтобы глупцы управляли людьми просвещенными?» Получив от сограждан кличку «враг народа», всеми покинутый и преследуемый, Штокман заявляет в кругу своей семьи, что сделал еще одно открытие: «вот видите ли, что я открыл: самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким».

Наиболее сильные люди и наиболее одиноки.

Ибсен Генрик

До такого же конфликта доходит и Нора, родственная по духу Бранду и Штокману. Убедившись, что семья основана на том, что муж любит в жене только красивую куклу, а не равноправного человека. Нора, в пьесе того же названия бросает не только мужа, но и любимых детей, обрекает себя на полное одиночество. Во всех этих пьесах Генрик Ибсен ставать вопрос: возможна ли жизнь по правде в современном обществе? - и решает его отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных в политических партий.

Художник не ограничился таким внешне обличительным отношением в современности. Возможно ли при современных условиях жизни счастье, удовлетворенное чувство жизнерадости? - вот второй вопрос, который ставить себе Г.Ибсен и на который отвечают его психологические драмы, в художественном отношении стоящие несравненно выше комедий. Ответ и тут получается отрицательный, хотя миросозерцание художника во многом радикально изменилось. Счастье невозможно, потому что счастье неразлучно с ложью, а современный человек заражен микробом правды, лихорадкой правдолюбия, чем губит себя и ближних. Вместо гордого, романтического Бранда, проповедником правды является теперь чудаковатый, но реально изображенный Грегор Верле («Дикая утка»), который своим злосчастным правдолюбием разбивает на глазах зрителей невозмутимое, хотя и основанное на лжи счастье своего друга Иалмара. Невозможно счастье и потому, что никто не может быть самим собою, никто не в силах отстоять свою индивидуальность, так как над нами тяготеет закон наследственности, и среди нас встают привидения как пороков, так и добродетелей наших отцов («Привидения»).

Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца - терпение.

Ибсен Генрик

Путы долга, обязанности, завещанные нам прошлыми веками, мешают нашей жизнерадостности, которая, ища тайного выхода, становится развратом. Наконец, счастье невозможно и потому, что с развитием культуры, становясь утонченнее умственно и нравственно, человечество теряет стремление к жизни, разучивается смеяться и плакать («Росмерсгольм»).

К этому же циклу психологических пьес относится «Эллида» (или «Женщина моря») - самое поэтическое из всех произведений Генрик Ибсен, если не по идее (заключающейся в том, что чувство доверия, уважения имеет больше власти над сердцем, нежели деспотизм любви), то, по крайней мере, по исполнению. Венцом же творчества Ибсена кажется нам «Гедда Габлер», единственная, быть может, его живая пьеса, без общественных или моральных схем, в которой герои действуют и живут для себя, а не правят барщину ради авторской идеи.

Всякий человек, великий или малый, бывает поэтом, если видит из-за своих поступков идеал.

Ибсен Генрик

В Гедде Габлер Генрик Ибсен воплотил великий декаданс нравов нашего века, когда впечатлительность к оттенкам внешней красоты заслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено боязнью скандала, а любовь - бесплодными муками ревности. Последняя по времени пьеса Ибсена - «Строитель Сольнес», нелишенная автобиографического значения, рисует в символическом образе ход мирового прогресса, который начался с наивной веры, продолжается наукой, а в будущем приведет человечество к новому разумно мистическому пониманию жизни, к воздушному замку, построенному на каменном основании. Таковы идеи ибсеновских пьес, смелые, часто дерзновенные, граничащие с парадоксами, но задевающие самые интимные настроения современности.

Помимо идейного содержания, эти пьесы замечательны, как безупречные образцы сценической техники. Генрик Ибсен вернул современной драме классические формы - единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы. По силе и цельности замысла Ибсена мало имеет соперников. Он, сверх того, совершенно устранил монолог, а разговорную речь довел до идеальной простоты, правдивости и разнообразия.

Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь.

Ибсен Генрик

В чтении произведения Генрика Ибсена производят больше впечатления, чем на сцене, потому что за развитием идеи легче следить читая, чем слушая. Особый прием драматурга представляет его любовь к символам. Почти в каждой пьесе основная идея, развиваясь в действии, воплощается в каком-нибудь случайном образе; но этот прием не всегда удается Ибсену, а порой, как например, в «Бранде» и «Строитель Сольнесе», вносит в пьесу некоторое безвкусие.

Значение Генрика Ибсена и причину его всемирной славы следует искать в современности проповедуемых им идей. И. такой же представитель безграничного индивидуализма в литературе, как Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше - в философии, как анархисты - в политике. Никто не сомневается в глубине и оригинальности его идей, только многим кажется, что они не согреты любовью к людям, что сила их - не от Бога.

Генрик (Хенрик) Юхан Ибсен (норв. Henrik Johan Ibsen). Родился 20 марта 1828 года в Шиене - умер 23 мая 1906 года в Кристиании. Норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы», поэт и публицист.

Генрик Ибсен родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году.

Начиная с 1844 года, Генрик Ибсен работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (Catilina, 1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen).

В 1852-1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857-1862 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraad, 1854), «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug, в 1855-56 принесшая Ибсену всенорвежскую славу), «Улаф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans, 1856), «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland, 1857).

В 1862 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.

Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (Brand, 1865) и «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд - серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения С. Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

В конце 1860 - начале 1870-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и Галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (Et Dukkehjem, 1879) . Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа.

Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, пьеса написана на реальных событиях, и для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» - «Привидения» (Gengangere, 1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм (воплощённый во фру Альвинг). Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.

В пьесе «Враг народа» (En Folkefiende, 1882) очередной максималист Стокман требует закрыть загрязнённый сточными водами источник, на котором держится курортный город. Естественно, что горожане требуют скрыть правду об источнике и выгоняют Стокмана из города. В свою очередь, он в едких и прочувствованных монологах порицает идею власти большинства и современное общество и остаётся с чувством собственной правоты.

В написанной под воздействием импрессионизма и Шекспира драме «Дикая утка» (Vildanden, 1884) идеалист Грегерс противопоставлен гуманисту-доктору, который считает, что людям нельзя открывать всего, что происходит в их жизни. «Новый Гамлет» Грегерс не внимает советам доктора и рассекречивает тайны своей семьи, что в конечном итоге приводит к самоубийству его сестры Хедвиги.

В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес - «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness, 1892), «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman, 1896).

«Строитель Сольнес» - наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом. Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой - только так и может закончить свой путь истинный художник.

Ибсен скончался в 1906 году от инсульта.


В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык.

Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев Шестов.

На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига.


Генрик Ибсен - выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой. Писал на датском языке (в его норвежском варианте), который в его время был литературным языком Норвегии.
Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836.
Начиная с 1844, работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган».
В 1852-1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857-1862 возглавлял Норвежский театр в Христиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854), «Пир в Сульхауге» (1855), «Ульф Лилиенкранс» (1856), «Воители в Хельгеланде» (1857). В 1862 Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии.
В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.
Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд - серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения Сёрена Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.
В конце 1860 - начале 1870 в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.
Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Пьесу не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.
Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» - «Привидения» (1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм. В «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.
В поздних пьесах Ибсена усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес - «Строитель Сольнес» (1892), «Йун Габриель Боркман» (1896).
Ибсен скончался в 1906 от удара.