Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Хосе маркес гарсиа. Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez)

Хосе маркес гарсиа. Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez)

Габриэ́ль Хосе́ де ла Конко́рдиа «Габо» Гарси́а Ма́ркес (исп. Gabriel José de la Concordia "Gabo" García Márquez [ɡaˈβɾjel ɡarˈsia ˈmarkes]; 6 марта 1927, Аракатака, Колумбия) — знаменитый колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года. Представитель литературного направления «магический реализм».

Биография

Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена). В детстве воспитывался у бабушки и деда по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.

В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриель получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф.

С 1954 году Маркес работает в газете «Эль Эспектадор», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. В качестве корреспондента его посылают в Италию, Польшу, Францию, Венесуэлу и США. В 1959 году в Нью-Йорке у него рождается сын.

Параллельно Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (исп. El coronel no tiene quien le escriba), в 1966 году — роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967).

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастию к курению — за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское исследование в 1999 году выявило у него другую форму рака — лимфору. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения.

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии — «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 году Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съемки проходили в 2006 году в Картахене (де Индиас), на карибском побережье Колумбии.

Маркес Габриэль Гарсиа: книги «магического реализма»

Маркес Габриэль Гарсиа, лучшие книги которого читал практически каждый, - известный колумбийский писатель, журналист, общественный деятель, обладатель Нобелевской премии по литературе.

Для мирового читателя он известен, прежде всего, как яркий представитель направления магического реализма. Маркес Габриэль Гарсиа, книги у которого нередко написанные в подобном жанре, реализуют художественный метод, согласно которому в реалистическую реальность аккуратно вплетаются магические элементы. Типичным таким романом является знаменитые «Сто лет одиночества». Но если вам хочется поближе познакомиться с другими произведениями Маркес Габриэль Гарсиа, книги, список которых представлен на сайте, придут к вам на помощь.

Маркес Габриэль Гарсиа: биография

Маркес Габриэль Гарсиа: биография которого наполнена самыми разными событиями, родился 6 марта 1927 года. В тринадцать лет мальчик начал обучение в колледже, который располагался в Сипакира рядом с Боготой, а потом поступил в Национальный университет Боготы, избрав юридическую специальность. Однако обучение закончить ему было не дано, так как будущий писатель решил посвятить свою жизнь журналистике и литературе. Еще в детстве он зачитывался Хемингуэем, Фолкнером и Джойсом, эти писатели сильно повлияли на творчество будущего писателя.

Занимаясь журналистикой, Маркес ведет колонку в издании «El Heraldo», параллельно он вступает в кружок писателей «Барранкилья». Именно это неформальное объединение вдохновило начать его заниматься именно литературой. В 1954 году Маркес работает в «Эль Эспектадор» и в качестве корреспондента посещает страны Европы, США и России. Но журналистика не мешала активной писательской деятельности. А активе молодого человека – множество рассказов и сценариев для кино.

Гарсиа Маркес удостоился чести стать первым колумбийцем, кому вручили Нобелевскую премию. Произошло это в 1982 году. Формулировка гласила, что отмечены романы и рассказы, в которых симбиоз реальности и фантазии отражают жизнь целого континента.. Кроме того, известна речь, которую писатель прочитал на вручении – «Одиночество Латинской Америки».

Если вам интересен Маркес Габриэль Гарсиа, книги, список который вы увидите на сайте «КнигоПоиск», порадуют своей невероятной теплотой, иронией и магией.

(исп. Gabriel Jose de la Concordia García Marquez; 06.03.1927 – 17.04.2014) - известный колумбийский писатель-прозаик, блестящий журналист и политический деятель. В литературе заявил о себе как основоположник «магического реализма». Лауреат Нейштадтской литературной премии (англ. Neustadt Prize for Literature; 1972 г.) и Нобелевской премии по литературе (1982 г). В общении он чаще всего обходился коротким именем Габо («Gabo»), так мастера называли и многочисленные почитатели его незаурядного таланта.

Наверное, имя этого великого мастера слышали даже далекие от литературы люди. Во всяком случае, цитаты из произведений колумбийского писателя прочно укоренились в разговорной речи жителей многих стран мира. В его книгах присутствует сплав обыденности и чуда, правды и вымысла; его «литературные» детища являются продолжением фольклорных традиций народов Латинской Америки.

Детские и юношеские годы

Будущий писатель родился 6 марта 1927 г. в прибрежном городке Аракатака (исп. Aracataca), в семье Габриэля Элихио Гарсиа (исп. Gabriel Eligio García) и Луизы Маркес Игуаран (исп. Luisa Santiaga Marquez Iguaran). Помимо Габриэля в семье было еще десять детей. Отец служил телеграфистом, но вскоре после рождения малыша он получил диплом фармацевта и в начале 1929 г. вместе с семьей переехал в город Сукре (исп. Sucre), где открыл собственную аптеку.

Младший сын остался в родном городе, где его воспитывали родители матери - Транкилина Коутс (исп. Tranquilina Iguaran Cotes) и Николас Рикардо Мехиа (исп. Nicolas Ricardo Marquez Mejía). Так вышло, что родителей Габо почти не знал, и основное влияние на его духовное формирование оказали бабушка с дедушкой.

Николас Мехиа, отставной полковник, политический деятель, участник гражданской войны 1899-1903 гг., которого мальчик обожал и называл «папаело» (исп. Papaelo; сложение слов «Papа» — папа и «Abuelo» — дедушка), впоследствии появлялся едва ли не в каждом романе внука.

Транкилина – представительница XIX века, гордая, мудрая, хозяйственная, настоящая домоправительница. Бабушка тоже не раз прорисовывалась Маркесом в образах сильных женщин, стоящих у истоков рода (например, Урсула Буэндиа). Именно дед и бабушка, каждый из которых был превосходным рассказчиком, познакомили будущего литератора с народной мифологией и языковыми тонкостями, ставшими характерным элементом его творчества.

Еще мальчик очень любил свой таинственный старый дом, в котором, по убеждению всех обитателей, водились призраки, но их никто не боялся — ведь это были духи предков. В мире детства Габриэля реальность и волшебство переплетались так же органично, как впоследствии они будут переплетаться в его романах.

Определенную роль в мировоззрении писателя сыграли и непростые отношения в семье: в свое время полковник Маркес категорически был против брака своей дочери и всячески препятствовал ему — эта история потом была изложена в романе «Любовь во время чумы » (исп. El amor en los tiempos del cólera; 1985 г).

После смерти деда (1936 г.) 9-летний Габриэль переехал к родителям; его отдали учиться в интернат провинциального городка Сикапира (исп. Zikapira), в 30 км к северу от . С 1940 г. он продолжил обучение в иезуитском колледже, где подросток увлеченно писал заметки для школьной стенгазеты и увлекся поэзией.

В 1946 г. по настоянию родителей Габриэль поступил в Национальный Университет Боготы на юридический факультет. Тогда же (1945-1946 гг.) он познакомился с дочерью зажиточного аптекаря — (исп. Mercedes Barcha Pardo), своей будущей женой.

Журналистика, начало литературной деятельности

Постигая тонкости юриспруденции, Габриэль Гарсиа Маркес все больше убеждался, что литература и журналистика привлекают его намного больше, чем изучение законов. К тому же, окружающие восхищались его романтическими стихами и первыми рассказами. Наибольшее влияние на начинающего литератора оказали такие мастера пера, как Эрнест Хемингуэй (англ. Ernest Hemingway; американский писатель), Уильям Фолкнер (англ. William Faulkner; американский прозаик), Джеймс Джойс (англ. James Joyce; ирландский писатель и поэт), Вирджиния Вулф (англ. Virginia Woolf; британская писательница), Франц Кафка (нем. Franz Kafka; немецкоязычный писатель).

В 1947 г. в столичной газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована первая повесть Маркеса «Третий отказ » (исп. La tercera resignacion), написанная под впечатлением творчества Кафки.

В 1948 г. Габриэль переехал в (исп. Cartagena), где продолжил юридическое образование и сотрудничал с газетой «El Universal». В 1950 г. он прервал учебу, чтобы работать обозревателем в газете «El Heraldo» («Глашатай») в (исп. Barranquilla), являясь активным членом объединения писателей и журналистов «Grupo de Barranquilla».

В 1954 г. Маркес переехал в Боготу, где продолжил карьеру журналиста в столичной газете «El Espectador» («Зритель»), публикуя небольшие статьи и рецензии к фильмам. В 1955 г. были опубликованы 14 его очерков, основанных на рассказах военного моряка. Поскольку в статьях вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными судами, публикация вызвала скандал, ставший одной из причин закрытия газеты в 1956 г., когда к власти пришел диктатор Рохас Пинилья (исп. Gustavo Rojas Pinilla; гг. правления 1953-1957).

В 1956 г. Габриэль Гарсиа Маркес работал в Париже в качестве иностранного корреспондента газеты; там он пытался писать репортажи и рассказы. Эта деятельность приносила мизерные доходы; позднее он вспоминал, что ему приходилось собирать бутылки и старые газеты. Зато в качестве корреспондента Маркес много ездил по миру, летом 1957 г. даже побывал в СССР, на VI Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Москве. Интересно, что не имея специального приглашения, ему удалось пристроиться к землякам из колумбийского фольклорного ансамбля, поскольку Габриэль неплохо пел и танцевал, умел играть на гитаре и барабанах. Впечатления о поездке запечатлены им в эссе «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы Кока-колы!» .

В декабре 1957 г. Гарсиа Маркес перебрался в (исп.Caracas; столица ), приняв предложение о работе в газете «El Momento».

В марте 1958 г. он побывал в Колумбии, где женился на своей любимой Мерседес, и вместе с молодой женой вернулся в Каракас. В 1959 г. у супругов родился первенец, Родриго Гарсиа (в будущем кинорежиссер и сценарист, призер Каннского кинофестиваля).

В 1961 г. семья переехала в Мексику, и спустя 3 года у супругов родился второй сын, Гонсало (ставший впоследствии графическим дизайнером).

Габриэль Гарсиа Маркес не переставал заниматься писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1955 г. в Боготе вышла его первая повесть «Палая листва » (исп. «La hojarasca»), изданная на средства друзей, в которой Габриэль впервые заявил о себе, как о серьезном прозаике. Эта повесть открыла обширный прозаический цикл о Макондо , знойном городке, погруженном в атмосферу приключений и чудес. «Палой листвой» на родине городке писателя называли людей, кочующих в поисках заработка с места на место. В произведении отчетливо звучит тема одиночества - ставшей одной из центральных в творчестве Маркеса.

Мировая известность («Сто лет одиночества»)

Хронику Макондо продолжила повесть «Полковнику никто не пишет » (исп. «El coronel no tiene quien le escriba»; 1961 г.), которую первоначально читатели не оценили: из 2 тыс. экземпляров было продано менее 800. Стиль повествования отличается от других произведений автора; вполне реалистичный, он несет на себе следы влияния Хемингуэя. Повесть неоднократно переиздавалась и переводилась на многие языки; в 1999 г. мексикано-испанский режиссер Артуро Рипштейн (исп. Arturo Ripstein), один из крупнейших мастеров современного латиноамериканского кино, снял одноименный художественный фильм.

В 1966 г. был опубликован роман «Недобрый час » (исп. «La mala hora»), завершает цикл опубликованный впервые в знаменитый роман «Сто лет одиночества» (исп. «Cien años de soledad»; 1967 г.), за который Габриэль Маркес был удостоен премии (исп. Premio Internacional de Novela Romulo Gallegos; литературная премия за испаноязычный роман, учрежденная в 1964 г. президентом Венесуэлы).

«Сто лет одиночества» произвел фурор в литературном мире. Первые тиражи романа разошлись за считанные недели; он был признан «шедевром латиноамериканской прозы», и вскоре переведен на основные европейские языки.

Замысел этого произведения, принесшего Маркесу наибольшую известность и коммерческий успех, сложился в январе 1965 г.; после чего писатель на полтора года заперся в своем кабинете, продав машину и переложив все хозяйственные заботы на жену. Описывая события 100-летнего периода из жизни 6-ти поколений семейства Буэндиа, автор прослеживает, как из жизнерадостных завоевателей они превращаются в опустошенных невротиков, уныло влачащих на земле безотрадное существование. В истории одного семейства показана история развития всего человечества, как мир отражается в капле росы. В жизни героев размыты грани между реальностью и мистикой, между добром и злом. В конечном итоге, одиночество, присутствующее в большинстве произведений Маркеса, — тот финал, который ожидает человека на земном пути. После смерти последнего из Буэндиа свирепый ураган сметает с лица земли прогнивший опустевший Макондо.

Во всех произведениях цикла автор виртуозно экспериментирует с техникой «магического реализма», совмещая точную детализацию с эксцентричными характерами героев и загадочными событиями.

Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в испанскую Барселону.

Не прерывая литературной деятельности, в 1974 г. Маркес основал в Боготе левую газету «Alternativa » и в период 1975-1981 гг. занимался политической журналистикой.

Следующим произведением стал роман «Осень патриарха » (исп. El otoño del patriarca; 1975 г.), который писатель называл «поэмой об одиночестве власти». Продолжение «диктаторской» темы прослеживается в повести «Хроника объявленной смерти » (исп. Cronica de una muerte anunciada; 1981 г.), поводом для создания которой послужил приход к власти , хотя действие разворачивается в совсем другое время.

В 1982 г. колумбийский писатель получил Нобелевскую премию по литературе со следующим обоснованием: «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого ». На церемонии награждения лауреат выступил с ответной речью «Одиночество Латинской Америки» (исп. La soledad de America Latina), моментально получившую широкую известность. «Писатель несет ответственность за создание утопии, …где любовь будет подлинной, а счастье - возможным, и где народы, обреченные на одиночество, обретут …право на жизнь» , — подчеркнул Гарсиа Маркес.

В 1989 г. у Маркеса была обнаружена недоброкачественная опухоль в легких. Вероятно, недуг стал следствием его пристрастия к курению: во время работы писатель ежедневно выкуривал по 3 пачки сигарет. После операции (1992 г.) болезнь, казалось, отступила, но писатель отнюдь не чувствовал себя здоровым. В ходе медицинского обследования (1999 г.) у него была выявлена лимфома (онкологическое заболевание лимфоузлов), и писателю пришлось перенести 2 сложнейшие операции, затем проходить длительный курс лечения.

Все это время он продолжал издавать повести и биографические рассказы, писать киносценарии — 6 произведений Маркеса были экранизированы.

В 2002 г. была издана первая книга из запланированной биографической трилогии «Жить, чтобы рассказать о жизни» . Написанная в жанре «магического реализма», книга сразу стала бестселлером в испаноязычном мире.

В 2004 г. писатель выпустил свой последний роман «Вспоминая моих грустных шлюшек» (исп. «Memoria de mis putas tristes»), который был экранизирован в 2011 г. «В годы молодости проститутки действительно были моими друзьями, - не скрывал писатель. - Я ходил к ним не столько за любовью, сколько искал избавления от одиночества» .

В том же году Габриэль Гарсиа Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена чумы» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Съемки фильма проходили на карибском побережье Колумбии (2006 г.), бюджет киноленты составил $40 Млн.

Осенью 2010 г. вышел сборник ранее не публиковавшихся выступлений Гарсиа Маркеса за период 1944-2007 гг. «Я здесь не для того, чтобы произносить речи » (исп. Yo no vengo a decir un discurso).

Признание писателя в России

В 2011 г. российское издательство АСТ, ставшее первым российским официальным правообладателем на публикацию всех книг колумбийского писателя, выпустило первые 3 романа- «Сто лет одиночества» , «Генерал в своем лабиринте» и «Полковнику никто не пишет» .

Годом Габриэля Гарсиа Маркеса был объявлен в России 2012 г., когда совпало сразу несколько связанных с писателем круглых дат: 85 лет со дня рождения, 45 лет со времени первой публикации романа «Сто лет одиночества», 30 лет — со дня награждения Нобелевской премией, 10 лет — с момента первой публикации его книги воспоминаний.

В начале марта 2012 г. вышли мемуары Маркеса «Жить, чтобы рассказывать о жизни» , в которых он рассказал о своей жизни до 28 лет.

6 марта 2012 г. в Москве российский президент Дмитрий Медведев наградил Габриэля Маркеса Орденом Почета «за вклад в укрепление дружбы между народами России и Латинской Америки».

Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы прошла выставка «Книги Габриэля Гарсиа Маркеса» и фотовыставка «Наш дорогой Габо». В Институте Сервантеса — выставка современных российских художников и показ цикла экранизаций произведений колумбийского писателя.

Московский метрополитен тоже принял участие в торжествах с программой «Поэзия в метро»: 7 вагонов электропоездов знакомили пассажиров с юношескими стихами и фрагментами романов великого писателя.

Болезнь, кончина

7 июля 2012 г. британский информационный телеканал «BBC News», распространило откровения брата писателя, Хаима Гарсиа Маркеса (исп. Haim Garcia Marquez), что Габриэль Маркес страдает старческим слабоумием, в связи с чем писать он больше не может.

31 марта 2014 г. писатель был госпитализирован из-за легочной инфекции в одну из клиник Мехико, где знаменитому пациенту был проведен лечебный курс, а 8 апреля его выписали с тем, чтобы продолжить лечение дома.

15 апреля близкие Габриэля Маркеса сообщили прессе, что состояние больного стабилизировалось. А 17 апреля 2014 г. на 88-м году жизни писатель скончался от почечной недостаточности и острой инфекции дыхательных путей. Великий мастер ушел, унеся с собой свои реально-мистические истории, которые он не успел рассказать человечеству.

До самого последнего вздоха рядом с писателем находилась его родные — супруга Мерседес Барча и сыновья - Родриго и Гонсало.

Тело Гарсиа Маркеса было в ту же ночь кремировано.

Прощание с Мастером

В связи со смертью большого Мастера власти Колумбии объявили в стране 3-дневный траур.

В церемонии прощания, прошедшей в центре мексиканской столицы, во Дворце изящных искусств (исп. Palacio de Bellas Artes), принимали участие друзья писателя, литераторы, политики, представители общественности. Над урной с прахом величайшего писателя склонили головы президенты Колумбии и Мексики, (исп. Juan Manuel Santos) и Энрике Пенья Ньето (исп. Enrique Peña Nieto).

В прощальной речи колумбийский президент сказал: «Чтобы представить Латинскую Америку с помощью символа чувственности, благородства и величия, то Габриэль Гарсиа Маркес для этого – идеальный образ» .

Президент Мексики в свою очередь отметил: «Габриэль Гарсиа Маркес получил за свою жизнь самое великое признание, которое только существует: искреннюю любовь и нежность миллионов людей во всем мире» .

В завершение панихиды поклонники Габо проводили его в последний путь громкими аплодисментами и тысячами желтых бумажных бабочек, запущенных в ночное небо Мехико (напоминание о романе «Сто лет одиночества», за героем которого всегда следовали желтые бабочки). Символическая панихида прошла и на родине писателя, в колумбийском городе Аракатака. Как сообщалось в прессе, прах писателя был разделен между двумя странами, но место его захоронения держится в тайне.

Символическая урна с прахом Маркеса, наполненная записками с соболезнованиями, была пронесена по улицам города в главный Собор, где состоялась поминальная служба.

Цитаты из произведений


Габриэль Гарсиа Маркес: Размышления о жизни

  • У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии; чтобы написать роман («Сто лет одиночества»), нужно было отказаться от стабильного заработка. Я заложил машину и…принялся писать. Мерседес каждый день …добывала мне бумагу, сигареты, словом, все необходимое для работы. Когда книга была окончена, мы …задолжали всем лавочникам в округе… Не осталось денег на то, чтобы послать текст издателю, тогда Мерседес заложила миксер и фен, сказав только: «Не приведи господи, чтобы роман оказался плохим» .
  • Я всегда говорил, что женился, чтобы не завтракать в одиночестве.
  • Я стараюсь предотвратить неприятные сюрпризы: предпочитаю лестницы — эскалаторам, все что угодно - самолетам.
  • Я абсолютно уверен, что женщины правят миром. Предательство — единственное, чего женщины не прощают.
  • Если бы я не стал писателем, я бы хотел быть тапером в баре, чтобы помогать влюбленным сильнее любить друг друга…
  • Я очень хочу, чтобы меня любили, поэтому я и пишу…
  • Великие бедствия неизбежно порождали великое изобилие — они заставляют людей хотеть жить!
  • Умей ценить того, кто без тебя не может, не гонись за тем, кто счастлив без тебя!
  • Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
  • Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно: кто-то может влюбиться в твою улыбку.
  • Если однажды тебе захочется плакать - позови меня… Не обещаю, что заставлю тебя смеяться, но я обязательно поплачу вместе с тобой… Если однажды ты захочешь убежать — позови меня… Не обещаю, что попрошу тебя остаться, но я убегу вместе с тобой. Если однажды тебе не захочется никого слышать — позови меня, я помолчу вместе с тобой… Но если однажды ты позовешь, а я не откликнусь — поспеши ко мне! Вероятно, в этот момент я в тебе очень нуждаюсь…
  • Люди ошибаются, думая, что когда они стареют, то перестают любить: наоборот, они стареют потому, что перестают любить!
  • Я люблю тебя не за то, кто ты; а за то, кто я рядом с тобой.
  • Настоящий друг - это тот, кто держит тебя за руку и чувствует твое сердце.
  • Всегда найдутся люди, которые сделают тебе больно. Но нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
  • Как ни усердствуй, все лучшее приходит неожиданно…
  • Не плачь, потому что это прошло; улыбнись, потому что это было.
  • В этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты - целый мир!

Любопытные факты


Маркес родился в небольшом провинциальном городке, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец - Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.

Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть «Палая листва», в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.

В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть «Полковнику никто не пишет», первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман «Недобрый час». Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (1962).

В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может «начать диктовать машинистке первую главу слово за словом». На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман «Сто лет одиночества» увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин «магический реализм». Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.

«Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.

В 1972 г. появляется сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке». Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе «Осень патриарха» (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет «История одной смерти, о которой знали заранее», а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.

1982 - Получает Нобелевскую премию по литературе за «романы и рассказы, в которых фантастическое и реалистичное объединены в богато составленном мире воображения, отражающем жизнь и конфликты континента».

Габриэль Гарсиа Маркес (полное имя - Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес / Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez) - латиноамериканский (колумбийский) романист, прозаик, журналист. Лауреат Нобелевской премии 1982 в области литературы.

Родился 6 марта 1928 в прибрежном городке Аракатака. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда - отставного полковника, участника гражданской войны 1899-1903. Истории, как и в целом атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя.

С 1936 Маркес учился в интернате г. Зикапира возле Боготы. В 1940-1942 - в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, где писал заметки для школьной стенгазеты. С 1943 продолжал учебу в национальном колледже Зикапиры, увлекался поэзией.

В 1947 поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в боготской газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть Третий отказ (La tercera resignacion), написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение шести лет печатались отдельные рассказы Маркеса.

Чтобы переждать начавшиеся в Колумбии гражданские столкновения, переехал в 1948 в Картахену-де-лас-Индиас, где продолжил юридическое образование и работал в газете «Универсаль». В 1950 едет в Барранкилью, становится репортером «El Heraldo» - ведет рубрики «Жираф» и заведует редакцией еженедельника «Кроника». К этому времени относятся первые заметки к роману «Дом» - прообразу романа «Сто лет одиночества».

Карьеру журналиста продолжил в качестве репортера «El Espectador» в Боготе, куда переехал в 1954. В 1955 в этой газете были напечатаны 14 его очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». Поскольку в них вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, публикация вызвала скандал, впоследствии ставший одной из причин закрытия газеты в 1956, когда к власти пришел правый диктатор Рохас Пинилья.

В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть «Палая листва» (La hojarasca), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества - одна из центральных в творчестве Маркеса.

С 1955 находился в Европе в качестве корреспондента «El Espectador», совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности - к 1957 работа была завершена.

В 1957 Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов в качестве корреспондента. В 1958 женится на Мерседес Барча - впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть «Полковнику никто не пишет» была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» - много разъезжает, работает в Боготе, на Кубе, в США.

Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.

Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» - первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».

Основные черты направления - точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.

В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.

В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена).

В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье - возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».

В 2002 вышел 1-й том мемуаров «Жить, чтобы рассказывать об этом» (Vivir Para Contarla), в 2004 - роман «Воспоминания о моих грустных подругах» (Memoriade misputas tristes). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги «Любовь во время холеры».

Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо - это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы - одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.

В произведениях Маркеса - «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У. Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения.