Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Грибоедов горе от ума система образов. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С

Грибоедов горе от ума система образов. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С

Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме "кривого зеркала". К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип "московской барышни". Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:

3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!

4-я. Ах! да, барежевый!

5-я. Ах! прелесть!

6-я. Ах! как мил!

Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и "стрекочущие" княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно - и мы видим героиню уже в несколько ином свете.

В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме "э-хм", "а-хм" и "у-хм" не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен... В нем доведены до абсурда, до нелепости черты "мужа-мальчика, мужа-слуги", составляющие "высокий идеал московских всех мужей". Князь Тугоуховский - вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть "перемывать косточки", ханжество, лицемерие... Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.

Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив "высшего света". И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои "Горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто "шумит" в Английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей "узнавали по портрету" колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке "Горе от ума", себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: "В картишках на руку нечист". Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: "Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола".

В сборнике научных трудов "А. С. Грибоедов. Материалы к биографии" помещена статья Н. В. Гурова "Тот черномазенький..." ("Индийский князь" Визапур в комедии "Горе от ума")". Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и некоего "черномазенького":

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого "проходного" внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип "черномазенького"? Не слишком ли мелкая он фигура для литературоведения? Оказывается - не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания "Горя от ума", безразлично, был ли "черномазенький" или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (в идеале - зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: "узнавал по портрету". И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались "общие знакомые" - и довольно много. Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в художественном отношении.

Проблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный "герой времени". И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова - П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия "Чацкий", несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах "Горя от ума" Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: "Чадский". Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним "а": "Чадаев". Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении "С морского берега Тавриды...": "Чадаев, помнишь ли былое?.."

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: "Философические письма". Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора "Философических писем" постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы. Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие типы.

Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме "кривого зеркала". К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип "московской барышни". Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:3-я. Какой эшарп ousin мне подарил! 4-я.

Ах! да, барежевый! 5-я.

Ах! прелесть! 6-я.

Ах! как мил! Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и "стрекочущие" княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно - и мы видим героиню уже в несколько ином свете.В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский.

Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме "э-хм", "а-хм" и "у-хм" не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен...

В нем доведены до абсурда, до нелепости черты "мужа-мальчика, мужа-слуги", составляющие "высокий идеал московских всех мужей". Князь Тугоуховский - вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и. Вновь ни имен, ни лиц.

Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть "перемывать косточки", ханжество, лицемерие...

Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив "высшего света". И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои "Горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто "шумит" в Английском клубе:Не надо называть, узнаешь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист,В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,И крепко на руку нечист. И не только Чацкий, но и большинство читателей "узнавали по портрету" колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке "Горе от ума", себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: "В картишках на руку нечист".

Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: "Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола". Как правильно написать ту или иную фразу, чтобы не нарушить ни грамматических норм языка, ни правильности словоупотребления? Ответы на многие вопросы - в разделе

P>Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов - писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов - наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.
В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.
Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство - Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.
Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов - он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! С колыбели!
Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:
Ведь экая шалунья ты, девчонка...
Ой! Зелье, баловница.
К тому же он обладает чувством юмора:
Дался им голос мой, и как себе исправно
Всем слышится и всех сзывает до зари!
Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не
в своем уме!”
Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”). Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.
С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий - Софья - Молчалин). Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.
Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел!. дрожал!
Вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
С другой стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.
Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...
Фамусов - не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.
Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза - Молчалин - буфетчик Петруша и Лиза - Фамусов - Петруша.
С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным. Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.
Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:
Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня
В приличьях скованы, не вырвемся из ига...
Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов:
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:
Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся
Другой вам услужить...
Загорецкий - истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.
С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).
Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.
Свояченица Фамусова Хлестова - типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника. Платон Михайлович Горич - “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.
Полковник Скалозуб - типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.
Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества. Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников. Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.
В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.
К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.
Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.
Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича. К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”. В своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий выступает от имени целого поколения:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется - враг исканий...
Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.
Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.
Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.

Урок №17. Тема: «Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги.»

Цели урока :

1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;

2) Приступить к анализу комедии по действиям;

3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;

4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Оборудование: учебник, текст комедии, презентация.

Эпиграф к уроку: «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»

Д.И.Завалишин «Записки декабриста».

Задачи урока:

    Повторить черты классической комедии.

Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.

    Начать исследование сюжета комедии.

    Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.

Ход урока.

1.Учитель знакомит с эпиграфом, задачами урока . (Показ через проектор).

2.Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний .

А теперь послушаем историю создания комедии.

- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.

При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.

Учитель: Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра. (презентация №1)

Особенности комедии как жанра литературного произведения

комедия

Ограничение действия пространственными и временными рамками.

Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

Организация речи в форме диалогов и монологов

Этапы развития конфликта

Наличие сюжета

Учитель: Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения.

Вспомним черты классической комедии.

- комедия относится к низшему стилю;

- одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;

- соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;

- говорящие фамилии;

- литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;

- в конце порок наказан, добродетель торжествует.

Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках.

Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете отметить уже сегодня.

Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2).

Учитель: Я предлагаю вам заполнять в виде таблицы:

Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2)

Главные герои

Второстепенные герои

Внесценические персонажи

Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить».

Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?

- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.

- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)

- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.

В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.

Князь Тугоуховский – тугоухий.

Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить».

Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский , сократив фамилию Чаадаева . Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил в тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России.

Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).

Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля)

Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина.

С какими героями познакомились?

Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления?

- Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.

В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон.

Ещё какую черту Фамусова заметили?

- Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108)

Какой вам показалась Софья?

- Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.

В кого она влюблена? Почему?

- Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113)

Что узнали о Молчалине?

- Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.

Какова атмосфера в доме Фамусова?

- Главное, что я заметил, - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.

Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?

- Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами.

С какого события начинается завязка?

- С появления в доме Фамусова Чацкого.

Какой характер носит завязка?

- Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.

В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.

Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.

Как появляется в пьесе Чацкий?

(Явление 5, стр 112)

Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?

-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.

Как встречает его Софья?

- Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.

Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт?

- Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)

Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?

- Любовный.

Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115)

Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии.

Отношение к:

Чацкий

Фамусовское общество

Народу и у крепостному праву;

Просвещению;

Иностранному;

Богатству, чинам;

Любви, браку;

Смыслу слова «ум»

(подбор нескольких цитат)

Учитель: В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами . Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).

Итог урока.

В содержание комедии автор предваряет “Замечаниями для господ актеров”, чего все не встречали в других драматических произведениях. Гоголь назвал эти “Замечания” “Характеры и костюмы”, но говорит он здесь не только о характерах и костюмах, он касается, и характеристики речи героев и их манеры говорить. Наличие этих “Замечаний” в комедии свидетельствует о том, что Гоголь был чрезвычайно озабочен тем, чтобы актеры и постановщики комедии на сцене правильно поняли характеры выведенных персонажей и показали их так, как понимал и нарисовал их автор. Известно, что далеко не все первые исполнители ролей в “Ревизоре” удовлетворяли Гоголя. Если он восхищался, например, тонким пониманием образа городничего и игрой Сосницкого (в Петербурге) и Щепкина (в Москве), то его крайне не удовлетворяла трактовка роли Хлестакова Дюром (в Петербурге), о чем он писал своим друзьям.
Городничий собирает чиновников и сообщает “едет ревизор”. Испуг, недоуменные вопросы перетрусивших чиновников, сои городничего и письмо его приятеля сейчас же вызывают у читателей невольную улыбку, но смех их не выражает сочувствия действующим лицам.
Вот неуклюжая догадка умничающего судьи, вот советы городничего чиновникам, причем они касаются лишь внешней стороны дела; появляется почтмейстер, которому городничий тут же дает незаконное задание, за выполнение которого распечет его в V действии. Вот, запыхавшись, влетают Бобчинский и Добчинский и, перебивая один другого, сообщают неопровержимые признаки приехавшего ревизора. Совершенно естественно возникает вопрос, как вести себя в связи с приездом ревизора. Волнение усиливается, особенно им охвачен городничий, который решил идти на риск: отправиться прямо навстречу ожидающему его возмездию, причем он наскоро отдает распоряжения своим подчиненным и одновременно, в случае удачи, обещает дать огромную взятку богу (в образе свечи), содрав ее предварительно с купцов. Динамичность действия продолжается и после отъезда городничего ее поддерживают вбегающие в комнату жена и дочь городничего. Так, следя за развитием действия от явления к явлению, опираясь на отдельные реплики персонажей, все поймут исключительное совершенство, безукоризненность композиционного построения комедии.
Отмечаем наиболее напряженные сцены последующих актов: диалог городничего с Хлестаковым во действии, сцену “вранья” Хлестакова в действии, представление чиновников, жалобы горожан на притеснения городничего, ухаживание Хлестакова за женой и дочерью городничего и, наконец, благословение в V действии. Последнюю сцепу считаем кульминацией в развитии образа “ревизора”, так как здесь успех Хлестакова достигает своего апогея.
В V действии показано торжество городничего: он занесся в мечтаниях, с презрением говорит о городничестве и, почувствовав силу, вымещает злобу на ненавистных ему купцах. В действие вводится письмо Хлестакова, с которым связана развязка комедии: разоблачен Хлестаков, одурачен городничий, лопнули все его мечты, вместо торжества – полный позор, достойный осмеяния. Широчайшее обобщение этого осмеяния: “Чему смеетесь над собою смеетесь!” – перекликается со стоящим в начале комедии эпиграфом (“На зеркало неча пенять, коли рожа крива”).
В действии чиновники реагируют на слова городничего вопросом: “Как ревизор?” Подобная же реакция присутствующих в V действии па сообщение почтмейстера: “Как не ревизор?” Любопытно продолжение смыслового параллелизма. В действии городничий продолжает: “Ревизор из Петербурга…”, а почтмейстер в V действии говорит: “Совсем не ревизор…”, дальше, как в действии, так и в V, ссылка на письма: в действии городничий опирается на письмо Чмыхова, в V действии почтмейстер ссылается на письмо, посланное Хлестаковым в Петербург.
Таким образом, сюжетная линия комедии композиционно обрамляется двумя письмами: письмом Чмыхова и письмом Хлестакова. Первое письмо извещает о приезжающем ревизоре, за которого напуганные чиновники и приняли Хлестакова. Второе письмо выясняет лицо Хлестакова и ошибку чиновников во главе с городничим.
Сюжетная линия получает свое органическое завершение. Наконец, оригинальность кольцеобразной композиции и в том, что как в первой реплике комедии, принадлежащей городничему, сообщается о том, что едет ревизор, так и в самых последних словах комедии, в единственной реплике жандарма, говорится о приехавшем чиновнике из Петербурга: “Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице”.
Действие комедии развертывается чрезвычайно стремительно, последовательно и мотивированно, и чем больше напряжения и динамичности приобретает действие, тем больше разоблачительного смеха вызывают поступки и слова действующих лиц.
Последнее явление “Ревизора”, вторая развязка комедии, лишена комизма и полна для чиновников настоящего драматизма: над ними нависла грозная кара, это состояние их находит свое воплощение в заключительной “немой сцене”, являющейся вполне естественной концовкой и вместе с тем нововведением Гоголя-драматурга.
Прослеживая композицию комедии как одно из важных средств раскрытия идейного содержания произведения, все наглядно почувствуют единство формы и содержания произведения, поймут, что развитие действия в пьесе – основа комедии.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  2. В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в Read More ......
  3. Один из главных персонажей комедии “Ревизор”, так ярко нарисованный Н. В. Гоголем, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это “неглупый по-своему человек”. В его речи много точных характеристик, крылатых выражений, ставших настоящими афоризмами. Собрав в своем доме городских чиновников, чтобы предупредить их Read More ......
  4. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть Read More ......
  5. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в произведении Гоголь избирает маленький провинциальный городок, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Героями пьесы Read More ......
  6. В комедии уже была правда русской жизни, проявившаяся и в комедийной ситуации, и в перипетиях интриги, и в отдельных живых характерах, и во всем раскрытии социальной действительности. Весь комедийный замысел “Ревизора” в общих чертах уже существовал. Однако Хлестаков и городничий, Read More ......
  7. Читая второе действие, сосредоточим свое внимание на следующих вопросах: Что рассказывает Осип о Хлестакове? Какая сцена является наиболее комической и почему? Почему Городничий и Хлестаков так нелепо себя ведут? Чем объяснить разницу в поведении Городничего в самом начале его встречи Read More ......
  8. Гоголь писал: “…комедия должна вязаться сама 428 литература собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, – коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих. Тут всякий герой; Read More ......
Система образов в комедии “Ревизор”