Каждому православному при крещении дают имя. С ним он идет по жизни, если не захочет кардинально изменить его на каком-то этапе. Желая иноческого жития, человек меняет имя, доказывая свою готовность к полному духовному перерождению. Все народы мира знают, что перемена имени — перемена судьбы. Именно поэтому у языческих народов существовало табу на имя собственное, подменяемое другим именем. Но вот вопрос: что происходит, когда меняется не все имя, а только его часть? Насколько такая перемена влияет на дальнейшую жизнь? И влияет ли вообще? А, может, такая перемена — лишь констатация факта, что жизнь уже изменилась?
Эти вопросы давно не давали мне покоя. С тех самых пор, как прочла в Библии: «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов » (Быт. 17: 4-5). И еще: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее » (Быт. 17: 15-16). Правда, в еврейской энциклопедии дана несколько иная трактовка имен: «Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврахамом (возведение этого имени в Библии к ав хамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай — Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан» . Как бы там ни было, но бездетные доселе праотцы стали основателями рода, которому дан завет: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17:7). Начало новой династии ознаменовано переменой имени — поворотный момент для всей истории человечества.
Поворотным моментом для русской истории стал, безусловно, раскол Русской Церкви XVII века. Всем, кто задался целью изучить раскол, рано или поздно становится ясно, что его нельзя воспринимать только в религиозном ключе. Мозаичные исследования по «книжной справе», деканонизации русских подвижников веры, реформе иерархического устройства Церкви при Петре и т.п. факты складываются в «мастерски» выполненную мозаику. Картина, сложенная из кусочков событий, говорит о том, что на Руси была проведена не просто церковная реформа, а масштабная реформа по дерусификации нашей истории и культуры.
Одним из мозаичных аспектов реформы является сфера ономастики — науки об именах собственных. Ранее нам приходилось писать о культурологическом отличии имен Николы и Николая, о различении русскими людьми этих имен. Однако проблема различного написания и произношения имен собственных куда глубже, чем кажется на первый взгляд. В Деяниях святых апостолов есть четкая фраза, указывающая христианам на важность и значение имени Спасителя: «…и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:11-12). Это апостольское изречение стало отправной точкой для горячей полемики, которая развернулась вокруг имени Христа. Напомним уже цитированного нами в другом материале (« ») протопопа Аввакума. В главе «О изменении благолепоты церковныя и о развращении книг» он пишет: «Не токмо святыя книги изменили, но вся речи, силы и имена преложив на странныя пословицы. Глаголют бо Ісуса Христа — “Іисусом”, Николу чюдот[ворца] — “Николаем”, великомученицы Парасковии — “Параскева”. Да многим святым имена преложили и пременили, да терпит им Христос свет и Никола чюд[отворец] до суднаго дне, тогда им весь указ будет».
Удвоение «и» в имени Спасителя — буквальное калькирование греческого имени. При транскрипции справщики ориентировались не на устную традицию греческого языка, не на произношение, а только на написание, которое не учитывало также нормы и русского языка. Не говоря уже о том, что изменение имени Христа влекло искусительное толкование слов молитвы. Некоторые сторонники старой веры считали, что никониане молятся «Господу и Ісусу Христу», намекая на то, что их «господом» стал антихрист. Против этого выступил Ксенос в «Окружном послании», написанном против «богохульных мудрований».
Не обожествляя имя Спасителя, чуткое ухо наших духовных предков уловило лживую политику книжных справщиков, безоглядно нарушающих основные законы родного языка. А вот для контраста позитивный пример. В поэме Александра Блока «Двенадцать», соблюдая ритмику и нормы языка, поэт пишет:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
У Сергея Есенина есть стихотворение, которое так и называется «Исус-младенец». Думаю, подобные примеры можно еще привести.
Ассимиляция новых имен, пришедших из неславянских языков, началась сразу после принятия Русью Крещения. В древнерусской письменности встречались варианты одного и того же имени, его разночтения. Нет оснований утверждать, что в средневековой Руси были обязательные списки имен, «канонические» святцы, т.к. они постоянно редактировались и дополнялись. Исследователи А. В. Суслова и А. В. Суперанская считают, что история так называемых календарных имен отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Этот процесс проявился в преобразовании личных имен, в приспособлении «христианских» имен к условиям русской языковой среды .
Рубежом в русской антропонимии явился XIV век, когда началось складывание централизованного государства. Тогда же возросло влияние церкви на все сферы жизни, что не могло не отразиться и на именах. Так постепенно исчезали «вторые» имена, имевшие языческое происхождение. Андрей Кобыла и Федор Кошка канули в прошлое. Постепенно возникла оппозиция народной и литературной формы имен: Авдотья — Евдокия, Настасья — Анастасия, Ефимья — Евфимия и т.п.
И. И. Срезневский в середине XIX века опубликовал месячные Минеи XI-XIII веков. Они доказывают, что древнерусские переписчики богослужебных книг были хорошо образованными людьми, которые зафиксировали наиболее приемлемые варианты имен в той именно орфографии, которая соответствовала их живому звучанию: Катерина, Нестер, Демьян, Куприян , а не те, которые зафиксированы в более поздних церковных книгах: Екатерина, Нестор, Дамиан, Киприан и т.д. Освоение новых имен древнерусским языком шло посредством перестановки гласных и согласных звуков, замены некоторых звуковых сочетаний на более привычные для русского уха, которые соответствовали особенностям нашего языка, а также образованием уменьшительных и ласкательных форм. Например, еврейское имя Иоанн (Iōḥānān — Йоханан) получает русскую форму Иван, а в просторечии сокращается до Вани.
Раскол Русской Церкви стал очередным этапом реформы языка. Наряду с «правкой» богослужебных текстов изменению подверглись календарные имена. В результате произношение и написание многих личных имен оказалось максимально приближенным не к греческим, а к юго-западным церковным традициям. К тому же из-за скорости «книжной справы» никоновские издания имели опечатки. «Таким образом, сложившаяся в русском языке традиция произношения и написания календарных имен была в XVII веке разрушена в законодательном порядке» . В церковный обиход насильственно вернули те имена, от которых отказалась русская устная традиция.
Правды ради надо сказать, что в то время в языковых формах имен еще ощущался некоторый «колебательный процесс», связанный с освоением новых земель. Ранее в деловой переписке неправильное или в унизительной форме написанное имя могло повлечь обвинение в нанесении бесчестья. Поэтому 25 марта 1675 года был издан указ, которым предписывалось: «будет кто в челобитье своем напишет в чьем имени или в прозвище, не зная правописания, вместо о а , или вместо а о , или вместо ь ъ , или вместо iь е , или вместо и i , или вместо о у , или вместо у о , и иные в письмах наречения, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился, и по обыклостям своим говорить и писать извык, того в безчестье не ставить и судов в том не давать и не разыскивать» . Однако кардинального значения на утверждение новых языковых норм в именах собственных данный указ не имел.
По мнению вышеупомянутых исследователей, нормы русского произношения имен, сложившиеся к XIV веку, сохранились преимущественно в староверческой среде. В этих нормах отсустствовали удвоенные гласные и согласные, а также двоегласные сочетания: Филип, Исак, Аврамий, Иван, Федор . В результате исправлений XVII века, господствующая церковь, напротив, стала пользоваться формами Филипп, Исаак, Авраамий, Иоанн, Феодор , не соответствовавшими нормам живого русского языка. Так что обвинения староверов в приверженности «букве», а не духу закона, при взгляде на развитие отечественной ономастики, выглядят более чем одиозными.
В XVIII-XIX веках, под влиянием заимствований из западноевропейских языков слов с удвоенными согласными (напр., нем. Offizier ), начался обратный процесс. Согласные стали удваиваться в тех именах, в которых удвоения не было изначально: Иларион — Илларион, Сава — Савва и т.д. Поворотным моментом в деле унификации имен стало издание святцев Санкт-Петербургской синодальной типографией в 1891 году. По епархиям Российской Империи был разослан указ. В нем строго предписывалось давать имена крещаемым только по данному месяцеслову. В статье «Журнала Московской Патриархии» №12 за 2006 г. отмечается, что в конце XIX — начале XX века Церковь издавала только месяцесловы, но не календари: «До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903» . Обращаю ваше внимание на слово «узаконенные».
Говорить о западном влиянии на синодальную церковь банально. Ономастика дает интересные примеры такого влияния. В «Современном словаре личных имен» приводятся краткие характеристики каждого имени. Например:
Сава рус. 1) орф. в-т им. Савва; 2) сокр. к Савватий, Савелий и др.
Савва * рус. [из греч. Sabba(s) усечение им. Sabbation см. Савватий; до XVII в. писалось с одним в ] .
Очевидно, что имя Савва — калька с греческого, без учета норм русского языка, сократившего имя до удобного в произношении имени Сава. Или: Иларион * рус. [из греч. Hilarion < hilaros весёлый]; орф. в-т Илларион; разг. Ларион; ит. Ilarione Иларионе; рус. сокр. Лара, Ларик; ср. Иларий. Илёр фр. см. Иларий . Заметьте, что удвоение согласной в имени — лишь орфографический вариант. Изначально даже в греческом языке двойной согласной не было!
В середине ХХ века сформировалась акустическая теория речеобразования. Одним из родоначальников ее стал шведский инженер-акустик и фонетист Гуннар Фант. Теория использует технические характеристики частоты основного тона человеческой речи и другие малопонятные гуманитариям вещи. При знакомстве с этой теорией мне врезалось в память понятие об «акустическом теле» слова. Справедливо заключить, что свое акустическое тело имеет имя человека. Логично также сделать вывод, что сложившаяся к XVII веку система русских имен полностью соответствовала акустическим характеристикам именно русской речи. И нет никакого здравого смысла в том, чтобы писать и произносить церковные имена на иностранный манер. И если в языке — душа народа, то ломка языка — это попытка трансформировать наши души. Можно перекроить русское платье на немецкий манер, но русский язык на «немецкий» — нельзя. Да и само слово «немцы» недаром произошло от понятия «немота». Протопоп Аввакум предупреждал: «Не подобает бо своего языка уничижати, а странными языки украшати рещи».
Имя Савва и Савелий: одинаковые имена, одно и то же имя или нет?
В наше время в моду снова возвращаются старые имена. Все реже среди малышей можно встретить Мишу, Ваню, Свету или Таню, ведь родители все чаще отдают предпочтение древним именам.
Савелий и Савва – 2 ярких примера имен, которые вновь стали актуальны. Зачастую молодые родители задаются массой вопросов при выборе имени для своего будущего малыша. Среди наиболее распространенных, конечно же, значение и происхождение имени. Однако уверены ли вы в том, что 2 схожих по звучанию и произношению имени являются одним и тем же?
Сегодня мы поговорим о таких именах, как Савва и Савелий и разберемся в том, разные ли это имена. Также обсудим характер и предпочтения людей, названных данными именами.
Многие люди из-за своего незнания ошибочно думают, что Савелий и Савва – это одно и то же, однако, несмотря на некую схожесть, особенно в уменьшительных формах данных имен, это совершенно самостоятельные мужские имена, которые имеют разное значение и происхождение.
Начнем, пожалуй, с Савелия:
Теперь поговорим о Савве:
Исходя из вышенаписанного, Савва и Савелий являются совершенно разными именами, а люди, носящие данные имена, обладают разными характерами и предпочтениями.
Отвечать на данный вопрос мы будем исходя из того, что Савелий и Савва – это 2 совершенно разных имени.
В данной ситуации гораздо проще ответить на вопрос: «Чем похожи имена Савва и Савелий?», потому как отличаются они совершенно всем.
Имена образуют разные отчества:
Ответ на данный вопрос весьма неоднозначный:
Выбирая имя малышу, родители обращают внимание не только на его значение и происхождение, так же во внимание берется и его созвучность с отчеством.
И Савелий, и Савва – имена весьма необычные и оригинальные, поэтому и отчество к ним подойдет не каждое. Итак, давайте рассмотрим наиболее подходящие варианты.
Савелий – имя длинное и непривычное, для многих сложное в произношении, поэтому отчества для данного имени подходят не вычурные и «мягкие»:
Для Саввы красивыми и подходящими будут следующие:
Однако не стоит забывать и о фамилии будущего малыша, ведь иногда созвучные имя и отчество совершенно не подходят к фамилии.
Теперь посмотрим, что говорят о характере Саввы:
Для начала поговорим о Савелии и его характеристиках в данных сферах жизни. Относительно сексуальности Савелия – уж в этом то представители данного имени не обделены:
Теперь давайте посмотрим, какой же наш Савелий в любви:
Переходим к браку и семейной жизни:
Ну, а теперь перейдем к Савве:
Теперь поговорим о взглядах Саввы на брак:
Стоит сказать, что представители данных имен отличаются не только характерами, но и вкусами на женщин.
Давайте рассмотрим, какие барышни по душе Савелию:
Ну, а что же наш Савва? Какие девушки по нраву ему?
Уже ни для кого не будет секретом то, что мужские и женские имена имеют некую совместимость.
Имя Савелий наиболее совместимо со следующими именами:
Наименее имя Савелий совместимо с такими женскими именами:
Что же, теперь поговорим о совместимости Саввы с женскими именами:
Наиболее подходящими являются:
Теперь рассмотрим имена, которые подходят Савве наименее:
Савва и Савелий – два замечательных и невероятно красивых имени, каждое из которых имеет свое происхождение и значение. Спорить о том, какое из них лучше и достойнее попросту нет смысла, ведь на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.
Выбирая имя своему малышу, руководствуйтесь в первую очередь вашими личными предпочтениями и соображениями по этому поводу. Изучите историю имени, узнайте, что оно значит и какими чертами характера наделяет человека – и тогда вы с легкостью определитесь с именем для своего ребенка.
Др. -евр.
Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок.
Имя Савва - теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле.
Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок. Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки. Сыновья Саввы наследуют характер своего отца. Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред - их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост.
Есть у Саввы еще одна черта, выделяющая его среди прочих, - тяга к одиночеству. Это не " " хоровой" человек. В большой шумной компании, уединившийся в углу со своим плейером, он может казаться несколько бесцветным. На самом деле его внутренний мир богат и многоцветен.
Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может.
Среди мужчин с таким именем можно встретить врачей, архитекторов, переводчиков, актеров. Это гармоничные люди, живущие в согласии с окружающим миром.
Происхождение имени Савва . Имя Савва русское, еврейское, православное, католическое, грузинское.
Синонимы имени Савва . Сава, Сабас, Саба, Шаба, Саввас.
Краткая форма имени Савва . Саввушка, Савка, Савко, Ава.
Имя Савва имеет несколько версий происхождения. По первой версии, имя Савва в переводе с древнеарамейского «сава», «саба» означает «старик, старец, мудрец». По второй версии – имя Савва является краткой формой имени Саббатиос (Савватиос, позднее - Савватий), имеющего значение «суббота».
Имя Савва – это уменьшительно-ласкательное обращение к мужчине с именем Савелий. Существует написание имени Савва с одной буквой «в» - Сава. Также Сава (Савва) – это сокращенная форма не только мужских (Савелий, Савватий, Саверий, Савиниан), но и женских имен (Варсава, Савелла, Савина, Савватия). Именины будут указаны для полного имени Савва .
Грузинское имя Саба является производным от Саввы.
Для имен Савелий и Савва существуют различные даты именин. Католические именины Саввы 12 апреля, 24 апреля, 25 мая, 5 декабря. Остальные указанные даты являются православными именинами Саввы.
Мягкий и душевный мужчина по имени Савва не знает, что такое мелочность, склоки и интриги. Характер Саввы несколько эксцентричен и вспыльчив, однако внешне этот мужчина выглядит спокойным, уравновешенным и несколько «бесцветным». Савва очень уверен в себе и самолюбив, у него развито чувство собственного достоинства. Он ищет восхищения со стороны окружающих людей, мечтает иметь награды и всевозможные почести, хочет быть центром внимания. Решения принимает осторожно, боясь ошибиться. Савва – ответственный и справедливый человек, который очень любит одиночество. Беспокойный и бушующий страстями внутренний мир Савва успешно скрывает под маской уравновешенности.
Как правило, Савва обладает хорошим образованием и имеет много шансов на построение успешной карьеры благодаря развитому чувству долга и ответственности. Из Саввы получится отличный врач, переводчик, архитектор, актер. Он может стать успешным бизнесменом. При общении с коллегами Савве следует быть немного более внимательным и заботливым. Тем не менее, карьера этих людей редко идет по протоптанной дорожке, слишком бескомпромиссно и принципиально ведут себя Саввы в общении с коллегами и начальством.
Савва не заводит мимолетные романы, в браке проявляет себя цельным и преданным человеком. Савва очень любит своих детей, его сыновья, как правило, обладают таким же характером. На досуге Савва любит почитать, особенно книги, над которыми можно поразмыслить. Внутренний мир этого человека полон красок и событий, поэтому с ним точно не будет скучно.
Савва очень любит быть один. На вечеринках и гуляниях этот человек настолько не выделяется из толпы, что выглядит немного бесцветным. Тем не менее, это открытый человек, не всегда умеющий сдержать свои чувства. Савва может неожиданно нагрубить человеку или обсмеять его, о последствиях он при этом не задумывается. Однако Савва – человек неконфликтный, он не проявляет упорства в споре, а сразу соглашается на компромисс. Окружающим не стоит забывать о непредсказуемом характере Саввы. Друзьям следует вести себя сдержанно и спокойно. Савва ценит в людях такие качества характера, как чувство юмора, трезвость мышления, самостоятельность и конкретность.
Савва празднует именины 14 января, 25 января, 27 января, 1 февраля, 21 февраля, 5 марта, 15 марта, 2 апреля, 7 апреля, 10 апреля, 12 апреля, 15 апреля, 24 апреля, 28 апреля, 7 мая, 19 мая, 25 мая, 26 июня, 21 июля, 2 августа, 9 августа, 23 августа, 25 августа, 9 сентября, 10 сентября, 12 сентября, 20 сентября, 1 октября, 11 октября, 14 октября, 23 октября, 13 ноября, 14 ноября, 25 ноября, 5 декабря, 16 декабря, 18 декабря.
Образование отчества - процесс необходимый в повседневной жизни, но не всегда простой. Порой формирование нужного варианта от того или иного имени оказывается целой проблемой как со стороны непосредственно необходимых преобразований, так и со стороны того, как именно следует произносить тот или иной вариант. Все это может стать достаточно серьезной проблемой, требующей определенных знаний для своего решения. В частности, для этого нужно почерпнуть некоторые сведения из ономастики, науки об именах собственных. Хотя бы для того, чтобы, например, образовать правильное отчество от имени Никита.
Полное именование человека различается в разных странах. Так, у исландцев отсутствует такое понятие, как фамилия, человека называют лишь по его имени и своеобразному "отчеству" - патрониму или матрониму (в России зарегестрирован случай, когда в паспорте мужчины присутствуют и отчество, и матчество), которые образуются от имени отца или матери соответственно.
Другая ситуация исторически сложилась у восточных славян. В их традиции полное имя человека состоит из фамилии (часто образованной от рода деятельности или прозвища кого-то из предков), собственного имени и патронима. Последний изначально использовался исключительно верхушкой древнерусского общества, князьями и их дружинниками. Так, даже в былинах по имени-отчеству зовут исключительно благородного происхождения богатырей, а единственной исключение - пахарь Микула Силянинович.
На общем фоне сильно выделялся Новгород, всегда славившийся своим своеволием. Здесь горожане завели привычку обращаться друг к другу по отчеству. Первые фамилии на Руси также возникли именно здесь. В военных целях. Чтобы проще было отличать одного Кузьму от другого.
Образованием патронима, как и многое другое в русском языке, подчиняется целому ряду правил. Для того, чтобы правильно образовать отчество, или ответить себе на вопрос, какое отчество от имени Никита, следует прежде всего обратить внимание на его окончание. Исходя из этого выбирается соответствющий суффикс:
Отдельный список можно составить из иностранных имен. Здесь достаточно часто возникают затруднения, особенно потому, что часть этих отчеств со временем "выравнивается" по образцу патронимов от русских имен, о чем и пойдет речь ниже.
Отдельной историей явлется образование отчества от иностранного имени. Здесь необходимо понимать, что есль речь идет об именах, традиционных для тех народов, что исторически тесно связаны с Россией, чьи территории давно входят в ее состав, то здесь имеет место формирования отчества по тем же моделям, что и в русском языке с некоторыми видоизменениями со временем.
Например, используется отчество "Янович" вместо отчества "Янисович" и "Вахтангович" вместо "Вахтангиевич". В то же время в сложной ситуации оказываются дети от межнациональных браков, родители которых хотят оформить им и документы той страны, из которой родом отец ребенка, и российские документы. Раньше имело оместо образование патронима в русскоязычных документах, велика была вероятность увидеть в свидетельстве о рождении, например, отчество "Джонович". Однако в последние годы для детей, рожденных в интернациональных браках, можно оформить документы без отчества.
В разговорной речи человек зачастую сокращает то или иное произносимое им слово. Нечто похожее происходит с отчествами. При этом в ряде ситуаций подобное недопустимо. Чтобы не оказаться в неловком положении, следует помнить несколько простых правил:
Правильное образование и произнесение отчеств порой представляет собой достаточно сложную задачу. Особенно в тех случаях, где речь идет о нерусских именах. Однако усвоение некоторого количества несложных правил может в значительной степени облегчить ее.
По Хигиру
Имя Савва древнееврейского происхождения. Означает: неволя, плен.
Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок.
Имя Савва - теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле.
Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок. Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не к боевикам и дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки. Сыновья Саввы наследуют характер своего отца. Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред - их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост.
Есть у Саввы еще одна черта, выделяющая его среди прочих - тяга к одиночеству. Это не «хоровой» человек. В большой шумной компании, уединившийся в углу со своим транзистором, он может казаться несколько бесцветным. На самом деле его внутренний мир богат и многоцветен.
Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может.
Среди мужчин с таким именем можно встретить врачей, архитекторов, переводчиков, актеров.
Это гармоничные люди, живущие в согласии с окружающим миром.
По Д. и Н. Зима
Значение и происхождение имени: "Старец" (арамейск.)
Энергетика имени и характер: Энергетика имени Савва отличается независимостью, решительностью и силой. Несмотря на свою уравновешенную твердость, оно тем не менее способно наделить своего носителя достаточной импульсивностью. Неудивительно, если в характере Саввы будет некоторая эксцентричность и взрывоопасность. Внешне он может производить впечатление довольно уравновешенного и умеющего держать себя в руках человека, однако за этой спокойной маской частенько скрываются сильнейшие эмоции.
Вообще, для Саввы очень характерна колоссальная уверенность в себе, в которой нередко можно уловить оттенок сознания собственного превосходства. Он очень самолюбив, но едва ли испытывает слишком уж острую потребность в самоутверждении, по крайней мере, главной причиной его эксцентричности является не столько самолюбие, сколько страстность характера и стремление к лидерству.
В общении Савва обычно достаточно открыт и, увы, далеко не всегда пытается сдерживать свои эмоции. В некоторых случаях он может действительно держать себя в руках, но иногда готов поддаться первой же блажной идее, пришедшей в голову. Нередко это способно всерьез осложнить ему жизнь, иной раз Савва способен ни с того ни с сего вдруг нагрубить кому-либо или просто поднять человека на смех, не особо задумываясь о последствиях, однако его обычно выручает то, что он редко когда проявляет упорство в конфликте. Такое ощущение, что, выпустив свои эмоции из бутылки, он тут же теряет к ним интерес и даже готов пойти на мировую. Помогает также и его чувство юмора.
Бывает, правда, что жизнь обходится с Саввой довольно круто, и не раз, обжигаясь на своей эксцентричности, он теряет присущую ему самоуверенность и, наоборот, начинает чересчур осторожничать, однако подобное случается не так уж часто. В целом он имеет неплохие шансы добиться успеха в жизни, в том числе и в самостоятельном бизнесе и, пожалуй, единственное, что ему можно пожелать, – это быть повнимательнее к окружающим и особенно к своим близким. Чуть больше тепла и заботы не повредит ни им, ни самому Савве.
Секреты общения: В общении с Саввой желательно не забывать о его непредсказуемости, он и сам порою не знает, куда его занесет в следующий момент. Однако избежать с ним конфликта можно тем, что просто постараться проявить выдержку и самому не потерять равновесие. Обычно в людях Савва наиболее всего ценит самостоятельность, трезвость ума, точность и чувство юмора.
След имени в истории:
Савва Мамонтов
Говорят, что у богатых свои причуды. Несомненно, самой поощряемой причудой богатых является меценатство, символом которого, в свою очередь, и стал в свое время главный акционер железной дороги и владелец нескольких заводов Савва Мамонтов (1841–1918).
В своем имении Абрамцево Мамонтов создал "приятный тип жизни", окружив себя лучшими художниками, которые не чувствовали себя "свадебными генералами" в гостях у привередливого барчука, – напротив, все признавали исключительную интеллигентность Мамонтова, его искренность и непоказную щедрость. В Абрамцеве художникам "было легче дышать и свободнее творить": так, именно там Врубель написал знаменитую картину "Демон", а Васнецов почти закончил "Три богатыря".
Любознательную натуру Мамонтова привлекало все красивое и гармоничное – изобразительное искусство, музыка, литература, себе же он отводил в этом весьма скромную роль щедрого богача. Тем не менее творческое начало Мамонтова было очевидно всем, кроме него самого, недаром многие считали его своим учителем. Среди таких людей был и Станиславский, охотно признававший, что в режиссуре он является последователем Саввы Мамонтова.