Если закупаемые товары (работы, услуги) входят в Перечень, утвержденныйраспоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р (далее - Перечень № 2019-р), учреждение должно объявить электронный аукцион. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти в регионе может составить собственный список в дополнение к федеральному. Например, такой перечень утвержден распоряжением Правительства Иркутской области от 19 декабря 2013 г. № 584-рп.
Впрочем, для товаров (работ, услуг) из перечней все же предусмотрены исключения. Их можно закупить по итогам запроса котировок или запроса предложений. Еще один вариант - заключить контракт с единственным поставщиком. Но при этом учреждению нужно учитывать требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ). Объявить конкурс на такую закупку нельзя.
Обратите внимание: заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупках товаров (работ, услуг), которые не включены в указанные перечни (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).
К открытому конкурсу прибегают при любых закупках товаров, работ или услуг, кроме ситуаций, в которых законодательство прямо требует определить поставщика иным способом (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). Например, когда в силу специфики предмета контракта учреждение обязано объявить электронный аукцион либо определить исполнителя закрытым способом.
Кроме того, в Законе № 44-ФЗ перечислены случаи, когда заказчик должен провести конкурс с ограниченным участием. К ним относится, в частности, закупка товаров (работ, услуг) особой сложности, инновационного или специализированного характера.
Судебная практика показывает, что заказчики зачастую путаются в способах определения поставщика. И это, по мнению судей и контролеров, ведет к ограничению конкуренции. Причем нередко учреждения пытаются оправдаться тем, что провели конкурс лишь с целью получить качественные услуги. Суды никогда не прислушиваются к таким доводам.
Чтобы избежать нарушений, выполните три действия.
Определив объект закупки, проверьте, включен ли он в аукционный перечень. Если да, надо провести аукцион.
Казалось бы, все просто. Однако на практике трудности все же возникают, в основном при строительстве и ремонте. Поэтому изучите перечень досконально.
Пример:
Заказчик закупает работы по капитальному ремонту ограждения дороги.
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) - 3 млн руб.
Контрактный управляющий проверил, включены ли такие работы в Перечень № 2019-р. И увидел, что в документе значится код 45 «Работы строительные» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) (кроме кода 45.12). В то же время из перечня исключены:
Вывод: учреждение обязано провести электронный аукцион, поскольку НМЦК на выполнение капремонта ограждения дороги меньше установленных предельных значений.
Результатом недостаточно тщательного анализа наверняка станут претензии антимонопольного органа. Так, казенное учреждение провело открытый конкурс на выполнение работ по инвентаризации и паспортизации объектов дорожного хозяйства. Чиновники УФАС посчитали, что заказчик нарушил контрактное законодательство. Ведь для услуг по технической инвентаризации и технической паспортизации нежилого фонда в ОКПД предусмотрен код 70.32.12.130. А объекты закупки с таким кодом включены в Перечень № 2019-р. Поэтому в данном случае следовало объявить электронный аукцион. Судьи поддержали контролеров (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 г. № 09АП-13282/2015).
Обратимся к пункту 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Из него следует, что конкурс с ограниченным участием проводят, если одновременно соблюдены два условия:
В качестве примера приведу решение ФАС России от 9 ноября 2015 г. по делу № К-1493/15. В Санкт-Петербурге запланировали реконструкцию моста с предварительной подготовкой рабочей документации. НМЦК составила более 2 млрд руб. Чтобы выбрать подрядчика, казенное учреждение решило провести конкурс с ограниченным участием. Контролеры пришли к выводу, что это не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Ведь указанные выше условия были соблюдены одновременно. Во-первых, представитель заказчика на заседании комиссии ФАС России доказал, что объект закупки относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Во-вторых, НМЦК превышала установленные предельные значения.
Продумайте аргументы о классификации необходимых вам работ, иначе возникнут проблемы. Так, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что газопроводы низкого и среднего давления не подпадают под понятие особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (постановление от 15 января 2016 г. № 11АП-17190/2015). Следовательно, заказчик должен был объявить электронный аукцион, ведь объект закупки упомянут в Перечне № 2019-р. Разобраться в способах закупки строительных работ поможет таблица.
Таблица. Способы закупки строительных работ: конкурс или аукцион*
Объект закупки |
НМЦК (млн руб.) при закупке для государственных/муниципальных нужд |
||
---|---|---|---|
10-150/50 |
свыше 150/50 |
||
Работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД (за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений) |
Электронный аукцион с дополнительными требованиями (приложение № 1к постановлению № 99) |
||
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений |
Электронный аукцион без дополнительных требований |
Электронный аукцион с дополнительными требованиями (приложение № 1 к постановлению № 99) |
|
Открытый конкурс без дополнительных требований |
Конкурс с ограниченным участием с дополнительными требованиями (приложение № 2к постановлению № 99) |
* Совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 28 августа 2015 г.№ 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15.
Каждому предмету государственного контракта соответствует конкретный код классификатора. Выбирая его, заказчики часто допускают ошибки.
Рассмотрим постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г. № 09АП-42546/2015. В техническом задании учреждение определило объект закупки как «выполнение работ по устранению последствий физико-механического и климатического воздействия на технические средства организации дорожного движения после осенне-зимнего периода эксплуатации, установленные на автомобильных дорогах города Москвы ». Заказчик применил код 74.20.60.000 «Услуги по управлению проектами, связанными со строительством зданий и сооружений» ОКПД. Выбранная группировка включает в себя определенные виды работ. Однако ни один из них по смыслу не соответствует техзаданию. Причем указанные в нем работы и услуги подрядчик должен был выполнить самостоятельно. А избранный учреждением код ОКПД предполагает исключительно управленческую деятельность. Суд установил, что поименованные в техническом задании работы и услуги относятся к коду 45.23.12.160 «Работы по устройству защитных ограждений, установке дорожных знаков, указателей дорожных маршрутов и аналогичные работы» ОКПД и входят в аукционный перечень. А значит, заказчик не имел права проводить открытый конкурс. Судьи обратили внимание на такой момент. Допустим, объект закупки - услуги, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, и их невозможно классифицировать в строгом соответствии с одним кодом ОКПД. Тогда они должны быть классифицированы по той составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.
И еще одна интересная деталь. Учреждение сослалось на то, что код ОКПД был автоматически присвоен в Единой автоматизированной информационной системе торгов г. Москвы. Однако суд данный довод не принял. Он указал, что присвоение такого кода обусловлено описанием объекта закупки, что зависит непосредственно от действий заказчика.
Распространенными формами взаимоотношений между потенциальными участниками купли-продажи товаров и услуг на просторах интернета являются открытые конкурсы (тендеры) и электронные аукционы.
Еще пару десятилетий назад аукцион ассоциировался с продажей предметов искусств, а конкурс – с выбором первой красавицы планеты. С широкомасштабным проникновением Всемирной паутины в повседневную реальность не только людей, но и организаций, а также государственных структур эти понятия обрели иной смысл.
Сегодня на одних специализированных электронных ресурсах проводятся торги со стоимостью лота в сотни миллионов рублей, а на других можно приобрести милую безделушку всего за пару сотен.
Любой пользователь интернета может поучаствовать в аукционах на таких ресурсах, как eBay, Молоток.ру, Аукубань.ру, 24au.ru. Здесь открываются широкие возможности покупки различных товаров. Процедура достаточно проста:
Конкурсы имеют место, например, на некоторых сайтах для фрилансеров. В этом случае процедура чем-то похожа на аукцион, но имеет некоторые отличия:
Крупные торги, связанные с нуждами Российской Федерации, регламентируются Законом №44-ФЗ. В терминах нормативного документа заказчик производит закупку товаров, услуг и работ. В рамках закона большое количество информации размещается на портале http://zakupki.gov.ru , пользование которым осуществляется в безвозмездном порядке.
В начале процедуры (кроме случаев упрощенной закупки) определяется исполнитель, поставщик или подрядчик, для чего и проводятся торги в виде аукциона или конкурса. Для этого используются следующие электронные торговые площадки (ЭТП):
При этом отдельные министерства и ведомство могут определять площадки для собственных нужд самостоятельно. Например, Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с такими ЭТП, как:
Для нужд Министерства Обороны используется еще один дочерний проект Фабрикант.ру :Торговая Система «Оборонторг».
Для работы на ЭТП необходимо наличие аккредитации и электронной подписи (ЭП). Процесс получения и использования ЭП регламентируется Законом № 63-ФЗ.
Для государственного заказчика обязательно планирование и обоснование закупок. Обоснованию подлежат:
Цена обосновывается одним из нижеследующих методов:
В случае государственных закупок имеет место аукцион на понижение, то есть выигрывает заявка, с наименьшей ценой. В конкурсе же оцениваются и другие конкурентные преимущества.
Процедура аукциона:
Процедура конкурса аналогична описанной для аукциона. Важно понимать, что для государственных закупок характерна тщательная проверка правомерности выполнения каждого этапа процедуры со стороны контролирующих органов.
Если организация аккредитована на ЭТП и обладает ЭП, то ей открыты все пути для участия в конкурсах или аукционах, а также их организации. Обычно на ЭТП диапазон предложений по форме торгов не ограничивается аукционами на понижение или повышение и открытыми конкурсами, поэтому существует возможность выбрать то, что наиболее удобно.
Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон позволяет применять официальную банковскую гарантию. Также можно сделать вывод, что участие в конкурсе более трудоемкое, чем участие в аукционе. Заполнение заявки требует опыта, внимательности и большого количества времени. Зато и оплата подряда может быть более экономически выгодной, если у Вашей компании достаточно навыков и средств, чтобы обеспечить наилучшее выполнение контракта.
В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной. Последнее значимое различие — финансовое обеспечение.
Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.
Чем отличается аукцион от редукциона? Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку «наиболее высокую цену», описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.
Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе.
Внимание
Общим во всех представленных терминах является то, что все они: –являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора; –осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка.
В конце концов, в конкурсе побеждает тот, кто будет сочтен наиболее оптимальным подрядчиком для выполнения именно этого контракта. Это далеко не всегда тот, кто предложил наименьшую цену.
Защита информации На аукцион подается заявка, в которой содержатся лишь краткие сведения об участниках, которые запрашивает заказчик. Так как основным фактором при выявлении победителя является предложенная цена, то конфиденциальность всей информации не предусмотрена.
Таким образом, если ТРУ внесены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, заказчик обязан провести закупку-аукцион. В субъектах Российской Федерации могут приниматься дополнительные перечни ТРУ, которые следует приобретать на аукционах.
Проведение конкурсов возможно на закупку сложных товаров, специфических работ или услуг, для которых важна не только цена, но и другие показатели (технические, научные, и др.).
Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.
Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии.
Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта.
Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация.
Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть.
Победитель в данном случае определяется посредством пошагового понижения начальной цены, которая одновременно является и максимальной. Другое название такой процедуры в рамках терминологии Гражданского кодекса – редукцион. Если участник по ошибке или намеренно указывает в своей аукционной заявке цену, превышающую значение НМЦ, то в допуске ему отказывают. Аукционы – единственная форма реализации госзаказа в ряде сфер. Одна из них – капитальное строительство, в которой все крупные тендеры по закону должны проводится путем электронного аукциона.
В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры. Тендер - это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс».
В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет. Чем тендер отличается от конкурса? По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.
Конкурс (открытый конкурс) — способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса — совокупность характеристик, включая цену. Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания — это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии. Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов.
Чтобы купить какой-либо товар, вовсе необязательно самостоятельно начинать поиски наиболее дешевого предложения. Лучшим решением станет предоставить потенциальным поставщикам самим сделать то предложение, от которого невозможно будет отказаться. Именно это нашло свое отражение в различных формах отбора «победителей»:
Всё это – лучшие на сегодня варианты приобретения товара по наиболее выгодной стоимости.
Так, запрос котировок можно направить определенному кругу юрлиц, которые впоследствии направят в адрес заказчика свои предложения по продаже конкретного объема определенной продукции. Затем инициатор запроса выберет наиболее подходящее предложение и заключит контракт, образец которого он обязан приложить к запросу.
В свою очередь, конкурс станет своего рода торгами, в которых заказчик должен будет выбрать победителя, предложившего наилучшие условия исполнения контракта. Для оценки предложений создается специальная комиссия. Главное отличие конкурса от запроса котировок станет то, что предложенная участником конкурса цена не станет выступать единственным критерием определения победителя.
Прежде всего, следует сказать о сроках: согласно действующим законам, на запрос котировок дается 4 -7 дней, а на аукцион – до 20 дней. Второе отличие заключается в способе заключения договора. При запросе котировок заказчик выясняет стоимость определенного товара (услуги, работы), который будет поставлен на определенных условиях. Это своего рода закрытый конкурс, где среди некоторого числа потенциальных поставщиков, которым направляется запрос относительно цены, после анализа полученных ответов (ценовых котировок) выбирается победитель. При проведении аукциона участники могут неоднократно менять информацию в своих предложениях (торговаться), а победителем будет признан последний из тех, кто предложит наиболее привлекательную цену контракта.
Всё это – и запросы, и конкурсы, и аукционы – можно объединить под одним понятием тендер. Ведь в каждом из этих случаев участники сталкиваются с конкурентной формой отбора своих предложений, где выбирается один единственный победитель. Особенности проведения таких мероприятий и обуславливают их название, однако суть остается одной – потенциальный поставщик (подрядчик) должен выполнить все предусмотренные данной формой отбора пункты контракта, предложив при этом заказчику наиболее выгодные условия (цены).
Такие процедуры, как конкурсы и аукционы, являются основными способами закупок, в то время как всё остальное можно назвать процедурами производными. Согласно Гражданскому кодексу РФ, это торги, а запросы цен, котировок, предложений, оферт, равно как и конкурентные переговоры – это способы закупки, придуманные для удобства заказчика, который хотел бы обозначить лишь некоторые критерии своего будущего выбора.
В российской производственной и деловой практике есть несколько понятий, описывающих практически один и тот же процесс. Соревнование между компаниями за право заключения договора в строго определенном порядке, ограниченное конкретными сроками, – это аукционы, тендеры, торги, конкурсы и не только. Но между ними есть существенная разница: главное отличие тендера от конкурса в том, что первое понятие не регламентировано российским законодательством, но при этом сами эти мероприятия широко применяются в практике ведения бизнеса.
Федеральный закон №94-ФЗ определяет понятие конкурса и порядок его проведения. Участие в нем возлагает на организатора и участника определенные правовые обязанности в отличие от тендера, последствия которого возникают только после составления договора между сторонами. Поэтому заказчик имеет право проводить его в любой удобной для себя форме, которая может регламентироваться только внутренними нормативными документами, например, Положением, разработанным на основе типового.
Отличие состоит также в том, что победитель определяется путем сопоставления заявок, которые не могут изменяться или уточняться после их вскрытия. При проведении тендера имеет место дополнительное соревнование, заказчик может пытаться снизить цену или просить лучшие условия выполнения заявки. Таким образом, в результате тендера можно добиться более выгодного сотрудничества для заказчика.
Еще одна причина, почему нужно знать, чем отличается тендер от конкурса, – это неограниченный срок первого мероприятия, а временные рамки второго и дата заключения договора с выбранным исполнителем всегда точно известны заранее. Тендерный комитет может специально тянуть время до принятия решения, чтобы получить более выгодное предложение от поставщиков. Тем не менее, обычно сроки тендера меньше конкурсных и составляют от недели до месяца, а время для определения победителя в конкурсе составляет не менее 30 дней.
Государственная организация имеет право отклонить конкурсную заявку, потому что она оформлена неподобающим образом, в то время как коммерческие организации не обращают пристального внимания на форму подачи заявления на участие.
При проведении конкурса государственная или муниципальная организация должна выбрать исполнителя в любом случае, если количество участников больше одного, и заявки соответствуют предъявленным требованиям. При этом коммерческая компания может и не выбрать победителя – этот вопрос решает только тендерная комиссия.
Результат конкурсного состязания должен объявляться официально и отражаться в СМИ, а его организатор должен заключить договор с победителем на ранее определенных условиях. При этом неудовлетворенные решением участники могут обжаловать результаты в судебном порядке и взыскать издержки, связанные с подготовкой. О результате тендера сообщается выбранному поставщику услуг любым способом, например, электронным письмом или звонком, а другие участники не могут иметь никаких претензий к тендерному комитету.
Конкурс или тендер? Обе эти формы представляют собой соревновательные мероприятия, целью которых является поиск выгодного варианта сотрудничества и надежного поставщика услуг.
Различия между этими понятиями можно кратко резюмировать следующим образом:
Так или иначе, конкурс – прерогатива государственных и муниципальных структур, в то время как тендер выбирают коммерческие организации, как более выгодный вариант проведения состязания.