Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бут николай яковлевич. Сквозь «игольное» ушко

Бут николай яковлевич. Сквозь «игольное» ушко

Владимир Абаринов

[...] У ФСБ есть идеальная возможность действительно всерьез отличиться на поприще борьбы с нелегальной торговлей оружием. В России живет, ни от кого не скрываясь, Виктор Бут – человек, заслуживший на Западе прозвище «торговец смертью», объявленный в международный розыск поставщик российского оружия едва ли не во все «горячие точки» мира. Он обвиняется в том числе и в поставках оружия Талибану, а также в участии в эвакуации из Афганистана через Пакистан в Иран и Судан ценностей, принадлежащих «Аль-Каиде». В феврале 2002 года бельгийские власти выдали международный ордер на арест Бута по обвинению в отмывании преступных доходов. Бут тогда же объявился в Москве, дал интервью «Эху Москвы», в котором отрицал все обвинения и выражал полную готовность сотрудничать с российскими правоохранительными органами. Это была последняя вспышка интереса к персоне Бута со стороны как прессы, так и вышеупомянутых органов. Ордер Интерпола действия на территории России почему-то не возымел. Недавно Виктор Бут снова дал о себе знать – в августе этого года после долгих уговоров он дал интервью московскому корреспонденту New York Times.

За прошедшее время появилось довольно много новой информации, частично отраженной в материале New York Times. Она касается не столько самого Бута, сколько действий соответствующих ведомств, в первую очередь американских.

Летом 1999 года Совет национальной безопасности США, обдумывая, как бы разрубить гордиев узел непрекращающихся вооруженных конфликтов в Западной Африке, санкционировал электронное прослушивание как правительств, так и партизанских вождей Демократической Республики Конго (бывший Заир), Либерии и Сьерра-Леоне. Расшифровки телефонных переговоров дополнялись данными космической разведки и донесениями агентов, работающих «в поле». В огромном объеме информации то и дело всплывало имя Виктора Бута – он был вездесущ. Оказалось, что в ЦРУ собрана коллекция фотографий, запечатлевших российские грузовые АНы и ИЛы на тайных взлетно-посадочных полосах в африканских джунглях. Фотографии датированы 1996-1999 годами. На одном из снимков имеется изображение и самого Виктора Анатольевича Бута на фоне одного из своих самолетов. Этот сделанный скрытой камерой портрет долгое время оставался единственным известным изображением Бута.

В поле зрения ЦРУ и британской разведки MI6 он попал в начале 90-х годов. «Все началось с гладиолусов...» – так говорит он сам интервьюеру New York Times. Свои первые большие деньги сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом Бут привозил 20 тонн цветов. К 1996 году авиапарк Бута насчитывал 160 машин, штат его компаний – тысячу человек. В 1997 году он построил холодильник в южноафриканском порту Питерсберг и начал возить в Нигерию мороженых цыплят. Затем пришел черед оружия. Бут создал самую разветвленную и хитроумную сеть доставки запрещенного товара в обход санкций ООН. Расплачивались с ним африканские головорезы чаще всего алмазами.

Сегодня Бут не отрицает, что возил оружие. По его мнению, перевозчик не несет ответственности за содержимое ящиков, загруженных на борт. И не считает этот бизнес нелегальным. «Нелегальное оружие? – переспрашивает он американского журналиста. – А что это такое? Если повстанцы контролируют аэропорт и город и разрешают вам посадку, что тут нелегального?» А в конце концов, добавляет он, повстанцы превращаются в правительство, которое имеет право защищаться.

В этом он совершенно прав. Когда о деятельности Бута доложили шефу управления Службы национальной безопасности по контртерроризму Ричарду Кларку, тот ответил: «Дайте мне материал для ордера на арест». Но в том-то и дело, что в США нет закона, который позволил бы привлечь к ответственности за действия, совершенные за пределами страны и не направленные против ее граждан или их собственности. Тогда Вашингтон инициировал в середине 2000 года масштабную операцию, в которой участвовали разведки семи стран четырех континентов и должностные лица на уровне членов кабинета. России в числе этих семи стран, увы, не было. Телефоны Бута были поставлены на прослушку. За ним велось неусыпное негласное наблюдение. Власти Объединенных Арабских Эмиратов предлагали американцам арестовать и выдать им Бута. Для его ареста в Шардже, где располагалась главная операционная база Бута и жила его семья, уже был готов отряд спецназа, но Вашингтон попросил отменить операцию, решив, что о его тайной империи известно еще далеко не все. В феврале 2002 года в Брюссель прибыла американская делегация, с тем чтобы договориться с бельгийскими прокурорами о сотрудничестве по делу Бута. Бельгийцы, однако, ответили отказом (что неудивительно, учитывая антиамериканизм нынешнего бельгийского правительства). Вскоре Бут, как явствовало из его телефонных разговоров, узнал о брюссельской встрече, поэтому когда бельгийцы 18 февраля направили в Интерпол международный ордер на арест Бута, он из Шарджи направился напрямик в Москву – благо самолеты у него свои.

В отличие от администрации Клинтона, администрация Буша не видит в международной организованной преступности угрозы национальным интересам США. Видимо, поэтому она утратила интерес к личности Бута. По словам одного из бывших сотрудников Белого дома, советник президента Буша по национальной безопасности Кондолизза Райс распорядилась решать «проблему Бута» дипломатическими средствами, а после 11 сентября и вовсе отменила операцию.

Предложение министра обороны России Сергея Иванова ужесточить контроль за экспортом ПЗРК не нашло отклика у его коллег. Это только на руку таким коммерсантам, как Виктор Бут

Сквозь «игольное» ушко

Сам Бут всячески дает понять в уже цитировавшемся интервью: его не трогают потому, что за ним стоят правительства, и не только России, но и стран, которые делают вид, что охотятся на него, а он, в свою очередь, умеет держать язык за зубами. Не исключено. Сегодня есть сведения об участии в нелегальных оружейных поставках Ираку президента Украины Леонида Кучмы, о расхищении приднестровских арсеналов, о продажах белорусского оружия зачастую обеим сторонам одного конфликта. О сомнительных оружейных сделках Казахстана и Киргизии. Вопреки заверениям генерала Фоменко о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы находятся под полным контролем российского правительства, чеченские боевики не испытывают недостатка в «Иглах», которыми сбит уже не один вертолет федеральных сил.

Откуда они у чеченцев? В Москве убеждены, что из бывших советских республик. Министр обороны Сергей Иванов уже не раз призывал коллег из ближнего зарубежья провести инвентаризацию имеющихся у них в наличии ПЗРК. Министр намеревался сличить заводские номера на корпусах захваченных в Чечне ракет с номерами тех, что остались за пределами России после распада СССР. Видимо, инвентаризация так и не состоялась. В июне этого года на очередном заседании Совета министров обороны СНГ в Щучинске (Казахстан) Сергей Иванов внес предложение ужесточить контроль за экспортом ПЗРК, однако делегации Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины не поддержали его. [...]

Бут готов. Всегда готов

Уроженец Душанбе и выпускник московского Института военных переводчиков, Виктор Бут принадлежит к новой генерации частных торговцев оружием, появившихся на мировом рынке после распада Советского Союза. В начале 90-х годов страны бывшего восточного блока избавлялись от устаревших арсеналов холодной войны, которым не видели применения. Но в третьем мире спрос на оружие оставался высоким. Опустевшую нишу заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут.

Бут имеет репутацию крупнейшего в мире нелегального торговца оружием. Следы его коммерческой деятельности обнаружены едва ли не во всех "горячих точках" Африки. Начиная с середины 90-х его имя фигурирует в докладах ООН и Госдепартамента США. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Бурхануддина Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению "Талибана". Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. В ходе переговоров об освобождении экипажа и самолета Виктор Бут, как писали газеты, превратился из друга Ахмад Шаха Масуда в поставщика муллы Омара. После этого экипаж совершил "дерзкий побег" из Кандагара на своей собственной машине в Шарджу (ОАЭ), где располагалась штаб-квартира компании Бута.

Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской. В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде - патриархальном королевстве на юге Африки. В январе 2000 года высокопоставленный западный чиновник - первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн - впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии УНИТА. Лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские инсургенты, расплачивался за оружие алмазами.

Тема "кровавых алмазов" встала на повестку дня после того, как стало ясно: из средства финансирования войны алмазы превратились в ее цель, а за спиной как мятежников, так и правительств стоит большой транснациональный бизнес. В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема "кровавых алмазов", нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на свободный рынок Антверпена.

После 11 сентября досье Бута пополнилось новыми подробностями. Los Angeles Times в январе 2002 сообщила года о том, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризуется газетой как деловой партнер Виктора Бута. Посол афганского правительства в изгнании в ООН, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляется химическое оружие - "цианиды и другие токсичные вещества", закупленные в Германии, Чехии и на Украине. "Талибам эти химикалии не нужны, - утверждал посол. - Получатель этого груза - бен Ладен и его люди". Тот факт, что "Аль-Кайда" экспериментировала с нервно-паралитическими газами и другими отравляющими веществами, сегодня подтвержден документально благодаря видеозаписи, оказавшейся в распоряжении телекомпании CNN, на которой запечатлена сцена умерщвления газами собаки.

По оценкам независимых экспертов, на операциях с "Талибаном" и "Аль-Кайдой" Виктор Бут заработал не менее 50 миллионов долларов. После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут спешно покинул Бельгию и переселился в Россию. 8 февраля бельгийская полиция провела обыски в домах его партнеров и сотрудников. Среди прочего обнаружились документы, подтверждающие ангольские поставки, и пропуска на аэродром Баграм близ Кабула. Арестовано было семь человек, из них под стражей остаются трое, в том числе кениец Сандживан Рупра - партнер Бута, который активно сотрудничает со следствием и служит основным источником информации о его незаконных поставках.

Спустя неделю после ареста Рупры бельгийские власти заочно предъявили Виктору Буту обвинение в отмывании криминальных доходов и 18 февраля выдали международный ордер на его арест. 28 февраля в прямом эфире "Эха Москвы" Бут опроверг все до единого обвинения и заявил, что совершенно свободно и спокойно проживает в Москве; что касается зарубежного бизнеса, то он его свернул по причинам, не имеющим отношения к "травле". Примерно через полчаса после начала интервью на ленте Интерфакса появилось заявление представителя национального бюро Интерпола в Москве Игоря Цирюльникова, который сказал: "На сегодняшний день можно с уверенность утверждать, что Бута на территории России нет". Спустя несколько дней г-н Цирюльников разъяснил корреспонденту "Комсомольской правды", что ордер из Бельгии еще не получен, а когда будет получен, все документы будут переданы в Генпрокуратуру и спецслужбы России для проверки - если обвинения будут признаны основательными, последуют, мол, соответствующие решения.

Как видно, бельгийские материалы то ли до сих пор в Москву не поступили, то ли признаны неубедительными. Виктор Бут не только не задержан, но и свой бизнес с "Аль-Кайдой", по сведениям Washington Post, не свернул. Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах, газета сообщает о недавней доставке несколькими партиями груза принадлежащего "Аль-Кайде" золота из пакистанского порта Карачи морем в Иран. В Иране, как уже писали Грани.Ру, окопались члены высшего руководства "Аль-Кайды". Конечным пунктом маршрута была суданская столица Хартум. На этом последнем отрезке в операции участвовали самолеты Виктора Бута. Судан фигурирует в его послужном списке начиная с марта 1999 года, когда лондонская Observer сообщила со ссылкой на британского пилота, работавшего в компании Бута, о регулярных нарушениях Бутом оружейного эмбарго ООН в отношении этой страны. Как известно, с 1991 по 1996 год в Судане жил Осама бен Ладен.

Родился Н. Я. Бут в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной войны ему исполнилось шестнадцать. Но с гитлеровским «новым порядком» он столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась в 1934 г., испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов.

Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу украинского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца – участника Гражданской войны.

Первой серьезной пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945 – 1949).

Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершается созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.

Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлекся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, поступая в институт уже после окончания художественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского института и ГИТИСа! Но Н. Я. Бут все-таки выбрал живопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос – почему? Театральные подмостки опять приблизились к Николаю Буту, уже к художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором.

В 1956 г., шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и самодеятельные. Студент Харьковского художественного института тоже принял участие в конкурсе чтецов: успешно исполнил отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюзного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.

Но и на этот раз он не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную работу «Брестская крепость». Работа вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили. И автор был приглашен в Студию военных художников.

Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм проявился и в творческой манере художника: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце, поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они оказались. В свое время Огюст Роден заметил: «Искусство – это – отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

Начало работы Н. Я. Бута в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства, принимая участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорамы «Форсирование Днепра» и панорамы «Огненная дуга».

Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема – военного Аджимушкая.

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось ровно 60 лет тому назад, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, в их числе был Илья Сельвинский. Где затерялись архивы и документы, найденные тогда в огромном количестве в каменоломнях? Обнародовать их не спешили – Аджимушкай в официальном представлении свидетельствовал о позоре Советской Армии, считался «партизанщиной», открыто говорить об этих событиях тогда не рекомендовалось. Но правда, скрываемая официозом, прорвалась в стихах. Родившиеся под землей стихотворные строки И. Сельвинского «Аджимушкай», услышали миллионы людей. Услышал их в Таганроге и Николай Бут. Тогда же захотелось увидеть все своими глазами.

Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. Запрет с темы к тому времени был снят. Исторический материал широко собирался и изучался: выявлялись участники событий, их родственники. Создание первой подземной экспозиции осуществлялось под руководством Сергея Михайловича Щербака, который активно начал работать в центральных архивах страны (его тетради, правда, иногда лишались некоторых страниц – цензура!) впервые начал экспедиционные исследования-раскопки под землей. С основателем Музея Аджимушкайской обороны С. М. Щербаком Н.Я Бута связывала долгая дружба, вплоть до самой смерти художника.

В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Но вскоре автор несколько меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».

Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви. Молодое поколение, конечно, не может ее помнить, ибо она была размещена в здании церкви, на обустроенном втором этаже.

7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной, где экспонируется и поныне.

Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Можно сказать, что вся творческая жизнь Николая Яковлевича была связана с работой над аджимушкайской темой, с потрясающей силой раскрытой автором с позиций своего времени. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

(1989-11-17 ) (61 год) Место смерти: Гражданство:

СССР СССР

Жанр:

батальный

Стиль: Награды:
Звания:
Премии:

Никола́й Я́ковлевич Бу́т ( -) - народный художник РСФСР (), один из ведущих мастеров СВХ имени М. Б. Грекова . Почетный гражданин города-героя Керчи .

Биография

Рисовать начал с 13-14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров .

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. А. Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский , П. И. Жигимонт , П. Т. Мальцев , Г. И. Марченко , М. И. Самсонов , Ф. П. Усыпенко . Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко , В. И. Чуйков , Н. И. Крылов и другие.

В начале 1960-х годов непродолжительное время преподавал в таганрогской изостудии ДК комбайнового завода , где, по воспоминаниям студийцев, за короткий срок успел мастерски «поставить» ученикам академический рисунок .

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва» , которая была открыта в честь героев войны 1812 года .

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

Награды и премии

  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1979) - за диораму «Битва за Днепр»
  • премия имени Вита Неедлы (ЧССР) (1972) - за цикл картин «Словацкое национальное восстание»
  • Золотая медаль имени М. Б. Грекова (1968) - за участие в воссоздании панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва»
  • Почётная медаль Советского фонда мира (1982) - за участие в создании панорамы «Сталинградская битва»
  • диплом АХ СССР за цикл картин «Героическая морская пехота»

Напишите отзыв о статье "Бут, Николай Яковлевич"

Ссылки

Источники

Отрывок, характеризующий Бут, Николай Яковлевич

Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l"armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Родился на хуторе Погожа Криница Роменского района Сумской области. В 1934 году с семьёй переехал в Таганрог , где, впоследствии, пережил фашистскую оккупацию в период Великой Отечественной войны. Окончил в Таганроге среднюю школу № 15.

С 13-14 лет начал рисовать. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий.

В 1945-1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.». Продолжил обучение в Харьковском художественном институте. Окончание его учёбы ознаменовало создание огромного батального холста(1953-1957), который был посвящен подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учёбы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актёрским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодежи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашен в Киевский академический театр им. И.Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвященная защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в Студию военных художников им. М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов и другие.

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

Основной темой художника, к которой он постоянно возвращался, была тема Аджимушкая. Впервые Николай Бут посетил Керчь в 1960 году, тогда же впервые спустился в Аджимушкайские каменоломни. За свою жизнь художник создал более 150 работ, посвященных каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и самостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год».

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.