Управление реинжинирингом бизнес-процесса включает в себя совокупность методов и приемов. Они используются организацией для успешной проектировки своей деятельности. Происходит это согласно поставленным целям.
Реинжиниринг бизнес-процессов подразумевает полное переосмысление и дальнейшую перепланировку всех Это необходимо для достижения поставленных целей и задач. Улучшения могут происходить очень резко, скачками. Несмотря на это, организация способна достигнуть успеха и внести желаемую корректировку в стоимость товаров и услуг, качество предоставляемых услуг, улучшение сервиса по обслуживанию.
Определение реинжиниринга бизнес-процессов включает в себя четыре основных слова: фундаментальность, радикальность, резкость, процесс.
Фундаментальность входит в первую стадию, в которой требуется ответить на ряд вопросов, относящихся к основным:
Специалисты, которые отвечают на ряд этих вопросов, должны переосмыслить действующие правила по ведению деятельности. Зачастую они могут оказаться устаревшими, не эффективными и не применимыми к конкретному производству.
Радикальность относится к перепланировке ведения деятельности. Изменения происходят не просто поверхностно. Изменению подвергается вся действующая система. Собственнику бизнеса предлагают варианты, воплощение которых способно изменить все производство.
Резкость. Реинжиниринг бизнес-процессов не используется в тех случаях, когда требуется улучшить и увеличить показатели получаемого дохода на определенный процент, максимум до 100 %. Целесообразность использования обусловлена только в том случае, если предприниматель желает увеличить показатели на 500 % и больше. В таких случаях происходит полная замена используемых методов для ведения бизнеса и производства товаров. На смену им приходит все новое.
Управление реинжинирингом бизнес-процесса подразумевает использование в компании новых методов пошагово, благодаря которым можно создать совершенно новый товар, являющийся на данный момент актуальным для потребителя. Грамотно разработанные процессы позволяют организации достигнуть поставленных целей и решить ряд задач.
На данный момент всего различают три вида организаций, которым необходимо скорректировать либо полностью изменить свою работу:
Таким образом, к основным задачам реинжиниринга бизнес-процессов можно отнести введение новшеств, которые позволят организации прочно закрепить позиции на рынке и не потерять способности конкурировать. Все это позволяет компании выжить и продолжить полноценное функционирование независимо от того, сколько присутствует конкурентов.
Рассмотреть можно разработку проекта реинжиниринга бизнес-процесса на примере этапов, которые включены в работу:
Именно на этих этапах полностью строится сущность реинжиниринга бизнес-процессов.
Любой процесс и его воплощение состоят из этапов. К основным этапам реинжиниринга бизнес-процессов можно отнести:
Таким образом, при использовании эффективных методов в организации можно легко и быстро добиться поставленных целей.
Для совершенствования деятельности организаций и предприятий необходимо использовать определенные инструменты. К основным методам реинжиниринга бизнес-процессов можно отнести:
Со временем, когда сотрудники лично будут выполнять поставленные перед ними цели и решать задачи, они начнут набираться опыта, благодаря чему в дальнейшем им можно будет поручать процессы сложнее.
К основным принципам реинжиниринга бизнес-процессов можно отнести:
Если обратиться к оценке экспертов, то можно понять, что практически 50 % проектов терпят неудачи. Для предотвращения этого необходимо ответственно подходить к работе и выполнять ее качественно.
К числу основных целей реинжиниринга бизнес-процессов относятся:
Результат проделанной работы определяется эффективностью мотивационных систем и технологии реинжиниринга бизнес-процесса. Основной особенностью решения и реализации процессов является то, что в работе сотрудники, которые выполняют делегированные полномочия, имеют возможность самостоятельно принимать решения в рамках своих обязанностей. Это способствует улучшению и повышению эффективности работы как самого предприятия, так и сотрудников.
Реинжиниринг основывается на использовании радикальных мер, работа выполняется один раз, но при этом охват имеет широкий. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов ложится между менеджментом и информационными технологиями, что способствует созданию дополнительных инструментов для поддержки. Для закрепления внедренного процесса требуется использование новых информационных систем и инструкций, которые будут распространяться на штатных сотрудников. В некоторых случаях потребуется повышение квалификации работников и их дальнейшее обучение.
Современный мир, в котором предприниматели осуществляют свою работу, существенно изменился за последние несколько лет. Несомненно, изменения реинжиниринга бизнес-процессов также коснулись:
Несмотря на произошедшие изменения, остаются организации и предприятия, которые до сих пор все так же используют старые методы для разработки и внедрения идей управления деятельностью.
Внедрение проектов можно рассмотреть наглядно на примере реинжиниринга бизнес-процесса компании, которая является крупнейшим оператором сотовой связи на территории России, а именно «Ростелекома».
Руководящий состав заключил договор на оказание услуг с одной из компаний еще в 2003 году, и оптимизация управленческих процессов продолжается до сегодняшнего дня. В качестве примера можно рассмотреть конкретный этап, который завершился еще в 2005 году и функционирует до сих пор. К числу главных разработок можно отнести построенную модель, которая позволяет осуществлять процесс расчета услуг за использование связи.
Со слов Вадима Изотова, который является заместителем генерального директора, можно понять, что разработанная модель позволила подойти к внедрению новой биллинговой системы.
На реинжиниринг бизнес-процессов организации может оказывать влияние ряд факторов:
1. Мотивирование сотрудников. Для эффективного осуществления проекта необходимо вводить мотивацию, которая будет понятна всем, а также документально зафиксирована. Руководитель организации должен четко понимать, что используемые меры приведут к успеху и что вся построенная деятельность будет кардинально изменена. Для обеспечения успеха собственник бизнеса должен осознавать, что реинжиниринг бизнес-процесса организации является необходимой мерой, и предоставить все необходимые условия для его дальнейшего осуществления.
2. Руководящий состав. Реализация любых проектов должна осуществляться под наблюдением руководящего состава. В свою очередь, он является авторитетом среди подчиненных и несет полную ответственность за проводимую работу. Для достижения желаемых результатов управляться реинжиниринг бизнес-процесса должен грамотно, четко, твердо, умело. Бизнесмен должен четко понимать, что в процессе могут возникнуть некоторые проблемы, так как организация будет полностью подвергнута реорганизации. Он должен устоять и не прибегнуть к использованию старых методов. Руководитель обязан предпринять все меры, чтобы запланированный проект дошел до конца и впоследствии был внедрен.
3. Штат сотрудников. В команду по реинжинирингу бизнес-процессов управления должны входить штатные сотрудники, которые предварительно будут наделены соответствующими полномочиями. Они должны иметь четкое представление, для чего необходимы изменения и что препятствует эффективному выполнению работы внутри компании. Сотрудник должен соответствовать данным ему полномочиям и грамотно выполнять свои обязанности.
Как показывает практика, сотрудникам низшего звена гораздо проще объяснить, зачем нужно использовать нововведения и перестраивать работу всего предприятия. Сотрудникам, которые входят в состав менеджеров, донести эту идею намного сложнее, так как они не понимают, что им даст новое производство. Исследователи в Америке выделили три группы, к которым могут относиться менеджеры:
4. Коммуникативные навыки. В том случае, если перед сотрудниками нужно поставить новую задачу, то она обязана быть заранее сформулирована предельно четко. Донести ее требуется понятным для каждого языком. Успех в эффективности реинжиниринга бизнес-процессов предприятий будет полностью зависеть от того, насколько ясно сотрудники понимают своего руководителя. Именно это позволит достигнуть желаемых целей и результатов.
5. Размер бюджета. Проведение реинжиниринга бизнес-процесса подразумевает, что в реализацию и внедрение потребуется вложить определенную сумму средств. Особое внимание этому пункту стоит уделить в том случае, если планируется привлекать информационные технологии к работе. Зачастую руководители организаций склонны предполагать, что реинжиниринг реализуется за счет самофинансирования, что на деле совершенно не так. Позаботиться о размере бюджета, который может быть потрачен на проведение всех работ, нужно заранее.
6. Технологическая поддержка. Для эффективного проведения работ по реализации и внедрению проекта реинжиниринга бизнес-процессов требуется поддержка, которая полностью соответствует выбранным методам и инструментам. В большинстве случаев включается построение информационной системы, которая способна поддерживать новый бизнес.
Начинать подготовительные работы следует заранее. Так как в большинстве случаев невозможно за короткий срок сформировать стиль в отношении со штатными сотрудниками и в коллективе в целом.
Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, поэтому должны понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания.
Что такое бизнес-инжиниринг и зачем компании используют этот метод?
При проведении кардинальных изменений в компании количество и скорость изменений требуют от руководителей применения все более формализованных и технологичных методов. Ноу-хау бизнес-инжиниринга заключается в детальном и формализованном описании элементов управления бизнесом, в том числе ее бизнес-процессов, способствующих реализации функций. Применение методов бизнес-реинжиниринга (реинжиниринга бизнес-процессов) дает возможность проводить необходимые изменения в компании более фундаментально, радикально и технологично.
На каких принципах основан бизнес-реинжиниринг компании?
Изменения бизнеса при помощи реинжиниринга основано на признании ценности процессов деятельности (бизнес-процессов) и ориентации на потребности так называемых "клиентов бизнес-процессов", то есть тех лиц внутри или за пределами организации, которые являются получателями результатов различных процессов деятельности компании.
Поскольку при реинжиниринге приходится существенно изменять процессы деятельности и, следовательно, выходить за рамки функционального принципа построения подразделений, это сопровождается столь же радикальными переменами в построении и характере подразделений, осуществлявших прежние бизнес-процессы.
В настоящее время общепризнанно, что реинжиниринг невозможен без моделирования исследуемого объекта. При реинжиниринге фактически пересматривается модель бизнеса, так как появляются новые способы деятельности предприятия. Моделирование бизнес-процессов позволяет временно абстрагироваться от структуры предприятия и сосредоточиться на выполнении его основных функций. При этом модель должна:
Из каких основных этапов и шагов состоит реинжиниринг компании?
В целом работа по реинжинирингу бизнеса состоит из двух основных этапов: "обратного" и "прямого" инжиниринга компании.
Для того, чтобы изменить систему управления, ее нужно сначала описать и
оценить. Поэтому реинжиниринг начинается с описания и оценки ситуации "как есть". Для того чтобы понять, как и зачем менять, надо разработать цели и стратегию изменений, модель системы управления "как нужно". После этого реинжиниринг системы управления требует разработки плана действий по переходу из ситуации "как есть" в ситуацию "как надо". Поэтому в качестве необходимых шагов реинжиниринга компании можно выделить:
Обязательно ли выполнять все этапы и шаги реинжиниринга?
Различают реинжиниринг в узком смысле (перепроектирование отдельных бизнес-процессов) и широком смысле (полная реструктуризация организационной структуры и бизнес-процессов). Какой вариант выбрать компании зависит от целей реинжиниринга, которые в свою очередь формируются в зависимости от стратегических приоритетов компании.
Многие компании, задумав использовать методы бизнес-инжиниринга, ограничиваются "обратным" бизнес-инжинирингом, то есть построением и анализом модели бизнес-процессов "как есть", так как он представляет самостоятельную ценность, поскольку дает возможность выявлять узкие места компании, оценивать последствия увеличения (уменьшения) ресурсов в некотором подразделении, сравнивать между собой последствия различных вариантов и т.п.
Актуально ли использование технологий бизнес-реинжиниринга для небольших компаний? Видимо, такие технологии все же эффективнее применять для крупных компаний?
Даже в маленькой комании число функций исчисляется десятками. Обычно они более или менее распределены между сотрудниками, но достаточно часто при этом бизнес-процесс "ломается" и качество работы подразделений и компании в целом не устраивают ни руководителей, ни клиентов компании. Поскольку качество работы подразделений зависит не только от распределения функций, но и от правильно организованной последовательности бизнес-процессов, даже в небольшой компании является целесообразным применение методик бизнес-реинжиниринга. Небольшие компании обычно применяют технологии бизнес-реинжиниринга в упрощенном виде: вместо использования специального программного обеспечения бизнес-процессы документируются в "бумажном" виде. Кроме того, компания может сосредоточиться только на более крупных элементах бизнес-реинжиниринга в компании - на стратегии, организационной структуре, функциональной модели компании и только на нескольких наиболее важных бизнес-процессов для компании.
Чем отличается реинжиниринг от всех других методик проведения изменений в системе управления компанией? В чем его преимущества и недостатки по сравнению с другими методами?
Выделяют два типа преобразований бизнес-процессов: эволюционный (реструктуризация) и революционный (реинжиниринг). Методы бизнес-инжиниринга были созданы для стандартизации процессов изменений системы управления с помощью введения стандартных процедур и моделей. За счет упрощения описания разных сторон компании и использования информационных технологий во много раз по сравнению с другими методиками увеличиваются возможности анализа различных вариантов проведения изменений и глубина проводимых изменений. При этом за счет той же стандартизации при проведении реинжиниринга не рассматриваются более субъективные стороны жизни компании, также сильно влияющие на проведение изменений (например, отношения между ключевыми сотрудниками).
Чем реинжиниринг бизнес-процессов отличается от бизнес-планирования?
Можно считать, что бизнес-план - это тоже попытка моделирования бизнеса, которая позволяет описывать на модельном уровне лишь финансовое положение компании, а все другие состояния (организационная структура, основные бизнес-процессы) описываются словами. Подходы бизнес-инжиниринга пошли дальше и позволяют описывать управленческие решения с помощью бизнес-моделей. Таким образом, с помощью моделирования бизнес-процессов поддерживается не только финансовое планирование, но и весь бизнес компании.
Что нужно для того, чтобы организовать работу по бизнес-реинжинирингу в компании?
Постановку задачи для реинжиниринга на основе приоритетов компании должны осуществлять руководители компании.
Таким образом, для успеха при проведении реинжиниринга компании необходимо:
К каким конкретным результатам приводит проведение бизнес-реинжиниринга в компаниях?
Как правило, в компаниях, которые провели бизнес-реинжиниринг:
Но после проведения реинжиниринга созданными заново процессами следует управлять так, чтобы достичь адекватным им уровней экономических результатов, однако для большинства компаний управление новыми бизнес-процессами является новым вызовом. Обучение тому, как работать и управлять в подобной организации, является критически важным условием, иначе пожинать плоды реинжиниринга не придется.
Можно ли пользоваться опытом других компаний при проведении бизнес-реинжиниринга?
Реинжиниринговые команды могут использовать так называемый бенчмаркинг (benchmarking). В сущности бенчмаркинг состоит в поиске компаний, которые делают что-то лучше всех, и в изучении того, как они этого добиваются, чтобы использовать эту информацию для проведения реинжиниринга собственной компании.
Проблема использования бенчмаркинга состоит в том, что он может ограничить мысленную работу реинжиниринговой команды рамками того, что у же сделано в отрасли. Используемый таким образом бенчмаркинг является средством только догнать конкурента, а не резко вырваться вперед. Бенчмаркинг способен, однако, обогатить реинжиниринговые команды идеями, особенно в том случае, когда в качестве образцов рассматриваются компании других отраслей.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
"Огромная ошибка - делать выводы,
не имея необходимой
информации"
.
А. Конан Дойл
"Время, потраченное на разведку,
не следует считать проведенным зря"
.
Сан Тзу, 4 в. до н.э.
Что такое бизнес-процесс?
Бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой "на входе" используется один или более видов ресурсов, и в результате "на выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя или так называемого "клиента бизнес-процесса".
Если рассмотреть такой бизнес-процесс как доставка товаров потребителю, то "на входе" в бизнес-процесс будет получен заказ от потребителя, а "на выходе" результатом деятельности станет доставка товаров потребителю. Несмотря на важность всех операций, входящих в состав данного бизнес-процесса, бизнес-процесс не будет иметь смысла, если клиент бизнес-процесса не получит в результате вовремя свой товар и не будет удовлетворен этим результатом.
Обычно именно само понятие бизнес-процесса является наиболее трудным для понимания. Как правило, менеджеры легко оперируют такими понятиями, как организационная структура, задачи, но не очень просто переходят на "процессное" понимание своего бизнеса, как деятельности, состоящей из отдельных процессов.
Для целей бизнес-инжиниринга бизнес-процессы изображаются или моделируются в виде схемы, в которой стрелками " на вход" обозначаются необходимые для бизнес-процесса ресурсы, а стрелками "на выход" - продукт данного бизнес-процесса, причем бизнес-процессы могут происходить как параллельно, так и последовательно.
В какой последовательности нужно осуществлять моделирование бизнес-процессов?
Моделирование бизнес-процессов осуществляется в следующей последовательности:
Одним из путей улучшения управления бизнес-процессами, в совокупности образующих бизнес компании, является придание им наименования, отражающих их исходное и конечное состояния. Эти наименования должны отражать все те работы, которые выполняются в промежутке между стартом и финишем процесса. Например, термин "производство" подходит для бизнес-процесса, происходящему от момента закупки сырья до момента отгрузки готовой продукции.
Примеры типичных бизнес-процессов в компании:
"Разработка продукта" - от выработки концепции до создания образца;
"Продажи" - от выявления потенциального клиента до получения заказа;
"Выполнение заказа" - от оформления заказа до осуществления платежа;
"Обслуживание" - от получения запроса до разрешения возникшей проблемы.
Компания может построить схемы своих бизнес-процессов так же, как она создает схему организационной структуры. Сначала выделяются наиболее крупные или основные бизнес-процессы компании, которые в совокупности и составляют бизнес. Потом на отдельных схемах каждый крупный бизнес-процесс может быть детализирован до той степени подробности, которая будет необходима.
Создание схемы процессов вовсе не требует месяцев работы, нормой является несколько недель. Интересно, что наконец построенная схема основных процессов ни для кого не станет сюрпризом. На практике люди лишь удивляются, почему построение схемы отняло у них так много времени - настолько завершенная схема основных процессов проста для понимания и даже очевидна.
После того, как бизнес-процессы идентифицированы и построены их схемы, необходимо решить, какие именно процессы требуют реинжиниринга и каким должен быть его порядок. Обычно компании используют три критерия, помогающие им сделать выбор:
Менеджеры должны также спросить:
Чем больше положительных ответов будет получено на подобные вопросы, тем весомее будут аргументы в пользу реинжиниринга.
Прежде чем реинжиниринговая команда приступит к перепроектированию текущего бизнес-процесса, она должна кое-что о нем узнать:
Одна из наиболее типичных ошибок состоит в том, что именно на этой стадии реинжиниринговые команды пытаются анализировать бизнес-процессы в мельчайших деталях, вместо того, чтобы постараться постичь его в целом. Поскольку целью команды является изменение процесса, а не его улучшение, нет необходимости документировать его, раскрывая все детали. При изучении бизнес-процессов необходимо выполнить несколько задач:
Как можно обнаружить нарушенные бизнес-процессы?
В поисках бизнес-процессов для реинжиниринга наиболее очевидной мишенью являются процессы, уже вызывающие трудности у руководителей компании. Как правило, для персонала очевидно, какие именно процессы в их компаниях нуждаются в реинжиниринге. Свидетельства тому встречаются повсеместно, и не заметить их бывает очень трудно.
Процесс доставки товаров клиентам, если постоянно происходят сбои со временем доставки, с уверенностью можно характеризовать как нарушенный. Если работники постоянно ищут пропавшую информацию на бумажных носителях и в компьютере, то процесс, в котором они участвуют, вероятно, тоже является нарушенным.
Нарушенные процессы можно заметить по тем симптомам, с которыми они связаны:
На самом деле, несмотря на необходимость сотрудничества в некоторых процессах, работники не должны звонить друг другу больше, они должны звонить друг другу меньше. В такой ситуации реинжиниринг поможет восстановить весь бизнес-процесс и либо поручить его одному подразделению, либо организационно объединить два подразделения компании, занимающихся одним и тем же бизнес-процессом.
Как определить какие бизнес-процессы являются значимыми процессами для компании?
Значимость, или степень воздействия на внешних клиентов , является вторым критерием, рассматриваемым при принятии решения о том, какие процессы в компании должны подвергнуться реинжинирингу и каков будет его порядок. Даже процессы, направленные на доставку результатов другим подразделениям компании, могут оказаться особо значимыми и ценными для внешних клиентов. Тем не менее, компания не может просто напрямую опросить своих клиентов на предмет того, какие процессы для них наиболее важны. Причина кроется в том, что клиенты, даже знакомые с устройством бизнеса, не могут знать детали тех процессов, которые используют их поставщики.
Клиенты, однако, представляют собой хороший источник информации об относительной значимости различных процессов. Компании могут определить, какие проблемы особо волнуют их клиентов - проблема цены, поставки в срок, технические особенности продукта и т.д. Эти проблемы могут быть затем соотнесены с процессами, оказывающими на них наибольшее влияние, что, в свою очередь, поможет определить очередность процессов, нуждающихся в реинжиниринге.
Как оценить степень осуществимости реинжиниринга бизнес-процессов?
Третий критерий для выбора бизнес-процессов для реинжиниринга - это осуществимость, который подразумевает рассмотрение группы факторов, определяющих вероятность того, что реинжиниринговое мероприятие окажется успешным. Одним из таких факторов является масштаб процесса . В целом, чем крупнее бизнес-процесс, тем больше организационных единиц в него вовлечено, тем значительнее его масштабы. При реинжиниринге более крупного по масштабам процесса возможна большая отдача, но вероятность успеха в этом случае будет ниже. Значительные масштабы процесса подразумевают координацию действий большого числа заинтересованных в нем сторон, воздействие на большее число организационных единиц и вовлечение в его реинжиниринг большего числа менеджеров, каждый из которых занят собственными проблемами.
Аналогичным образом высокие издержки снижают степень осуществимости. Реинжиниринговые мероприятия, требующие крупных инвестиций в системы обработки информации, будут, например, сталкиваться с большими препятствиями по сравнению с ситуацией, не предполагающей подобных инвестиций. Возможности и влияние реинжиниринговой команды также являются факторами, который должен быть принят во внимание при оценке осуществимости реинжиниринга конкретного процесса.
Каким образом меняется роль менеджера при выделении бизнес-процессов и их реинжиниринге?
В традиционных организационных структурах обычно устанавливаются границы взаимодействия между подразделениями, и определяется иерархический порядок принятия решений. В функциональном подразделении работают сотрудники, выполняющие одинаковую работу, и в каждом подразделении выполняется небольшой элемент бизнес-процесса. В результате бизнес-процесс становится фрагментарным, то есть разбитым на отдельные отрезки, каждый из которого выполняется в отдельном подразделении. При такой системе управления бизнес-процесс не является работой одного человека или одного функционального подразделения, а участвующие в процессе работник или подразделение несут ответственность за выполнение одной простой операции. Работа менеджеров при этом в значительной степени состоит в контроле за исполнителями и в объединении отдельных работ в единый процесс.
В такой ситуации:
Кроме того, работники не являются организационно и функционально интегрированными и разбросаны по различным подразделениям. Возникает проблема несогласованности и даже противоречивости целей различных исполнителей. Эффективность на разных этапах бизнес-процесса может оцениваться по совершенно разным показателям, противоречащим друг другу. В результате эффективность отдельных подразделений предприятия может достигаться в ущерб общей эффективности. Например, работники, участвующие в осуществлении одного бизнес-процесса могут иметь несовместимые цели. Один исполнитель может заботиться об оборачиваемости товарно-материальных запасов, а другой о времени доставки товаров и т.д.
При проведении реинжиниринга определяется так называемый "владелец процесса" для каждого из выделенных бизнес-процессов. Владельцем процесса должен быть менеджер, несущий ответственность за конкретный бизнес-процесс и за мероприятия по его реинжинирингу. Такой менеджер должен обладать внутри компании необходимым престижем и влиянием. Принцип ответственности владельцев процессов за все, что происходит внутри бизнес-процесса и самое главное за результаты бизнес-процессов является одним из наиболее современных принципов управления деятельностью компании.
После реинжиниринга меняется способ организации работ. Работники выполняют работу в процессной команде, а не по отдельности, будучи разбросанными по отдельным подразделениям. Процессная группа - это группа исполнителей, совместно выполняющих конкретный процесс. Работа компании начинает организовываться вокруг бизнес-процессов и осуществляющих их команд.
В результате после реинжиниринга обычно уменьшается количество уровней управления и сокращается число менеджеров, которые несут ответственность за узкую функциональную область. Ответственность перед высшим руководством несут владельцы бизнес-процессов, а высшее руководство отвечает за координацию различных бизнес-процессов.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Вопрос: "И как же вы будете есть слона?"
Ответ: "Да по
кусочкам:.."
Из американского водевиля
Нужно ли начинать с реинжиниринга одного бизнес-процесса или нескольких бизнес-процессов или всей компании сразу?
Это вопрос не о количестве процессов, а о выборе того или другого из них. Вы можете начать реинжиниринг с множества вспомогательных процессов и вряд ли повлиять каким-либо образом на базовые показатели компании. Или Вы можете выбрать один или два ключевых бизнес-процесса, являющихся критически важными для стратегических целей вашего бизнеса, и достичь больших результатов.
Малые процессы столь же сложно подвергать реинжинирингу, как и крупные, поскольку любая программа реинжиниринга пересекает границы, существующие между подразделениями и функциональными областями, и порождает неспокойную обстановку. Вы можете сделать и так, чтобы сопровождающий реинжиниринг хаос стоил вашего времени и усилий, и начать с процессов, реинжиниринг которых обещает наивысшую отдачу.
Как обычно изменяются бизнес-процессы при реинжиниринге?
Совершенствование существующих на предприятии процессов предполагает применение определенного инструментария, прежде всего методов реинжиниринга бизнес-процессов. В качестве основным методов Вы можете использовать:
В каждой задаче, составляющей бизнес-процесс, нужно сократить как можно больше ресурсов, например, путем совмещения задач таким образом, чтобы работник выполнял наибольшее их количество. Ключевой задачей здесь является высвобождение работников и совмещение разных функций, в результате чего целые подразделения выводятся за пределы процесса.
При реинжиниринге необходимо определить, при каких условиях контроль целесообразен, и создать одни бизнес-процессы со встроенными механизмами контроля, а другие - без них.
Уменьшить длительность цикла, сохраняя при этом длительность каждого этапа на прежнем уровне, можно путем увеличения доли полезного времени. Например, можно объединить выполнение всех этапов в одном месте в одно время, сократив при этом транспортные издержки.
Наряду с этим промежутки времени между выполнением разных этапов процесса можно уменьшить при помощи тщательного планирования и проектирования. Например, можно также сократить время простоев, изменить время транспортировки и т.п.
Сотрудники, которые ранее работали в разных территориально отдаленных друг от друга подразделениях, могут быть собраны вместе в единое подразделение, и получить полную ответственность за конкретный бизнес-процесс.
Выгоды от использования интегрированных процессов могут быть огромными, в том числе, например, от существенного снижения накладных расходов. Однако не всегда процесс можно превратить в интегрированное трудовое задание. В некоторых ситуациях различные этапы процесса должны осуществляться в разных местах.
Иногда требуется несколько работников, каждый из которых выполнял бы отдельные элементы процесса. В других ситуациях может оказаться нецелесообразным обучать одного сотрудника всем навыкам, которые понадобятся для выполнения всего процесса целиком.
При реинжиниринге для удовлетворения требований по качеству продукции, уровню обслуживания, гибкости и низкому уровню издержек бизнес-процессы должны оставаться простыми, а простые трудовые задания преобразуются в более сложные.
Применение одного из методов реинжиниринга бизнес-процессов можно проиллюстрировать на примере службы заказов полиграфического предприятия. Процесс работы персонала с заказами включает в себя следующие основные операции:
В ходе анализа выявилась тенденция увеличения удельного веса клиентов, отказывающихся от заключения договоров. При этом объем заключаемых договоров оставался неизменным.
Таким образом, сложилась ситуация, когда при относительно благополучном состоянии работы с заказами персонал не использовал резервы, связанные с увеличением притока потенциальных клиентов. Задача реинжиниринговых мероприятий в этом случае была связана с необходимостью увеличения объемов заключаемых договоров на основе повышения эффективности работы персонала с потенциальными клиентами. После проведения анализа был осуществлен выбор метода реинжиниринга, связанного с созданием множества версий сложных бизнес-процессов.
Выбранный метод реинжиниринга предусматривал:
В результате объем договоров, заключаемых службой, увеличился на 20% при фактически прежней численности работников.
Каким образом при проведении реинжиниринга учитывается очередность выполнения бизнес-процессов?
В отдельную группу выделяются методы реинжиниринга, связанные с изменением параметра времени. Они опираются прежде всего на анализ способов взаимодействия функций.
С позиции параметра времени различаются последовательные и параллельные бизнес-процессы.
Обязательно ли нужно использовать специальное программное обеспечение для того, чтобы провести реинжиниринг бизнес-процессов?
Решение об использовании специальных программных средств должно быть основано на принципе целесообразности. Достаточно часто реинжиниринговая команда пытается переложить ответственность за перепроектирование бизнес-процессов на программное обеспечение и воспользоваться стандартными схемами реинжиниринга. Информационные технологии необходимы для облегчения обработки информации, но принципиальные решения, каким образом будут изменяться бизнес-процессы, зависят от специфики вашего бизнеса, особых потребностей ваших клиентов и целей, которые ваша команда поставила перед собой.
Поэтому наиболее целесообразно, когда проектирование основных бизнес-процессов ваша команда будет делать "вручную", а далее можно использовать специализированные программы для детализации и большей глубины проработки бизнес-процессов и отдельных операций.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Современный бизнес – не постоянная величина. Скорее, это непрерывно развивающийся, изменяющийся, подстраивающийся под потребности и цели людей процесс. К тому же сами владельцы компаний часто инициируют новшества с целью повысить конкурентоспособность. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов (BPR – Business Process Reengineering) интересует в первую очередь уже состоявшихся бизнесменов. Их компании имеют приличный опыт, наработанные технологии управления, производства, сбыта. Следующий этап развития – необходимость достичь новых горизонтов. В таких случаях стоит рассмотреть реинжиниринг бизнес-процессов.
Почему тема реинжиниринга настолько актуальна на данном этапе? Дело в том, что по большому счёту, современные компании организуют ведение бизнеса «по старинке», опираясь на идеи Адама Смита, изложенные в работе «Благосостояние наций» (1776 год). Одна из них заключается в том, что благосостояние общества в целом тесно связано с эффективностью производительности, увеличить которую следует путём разделения труда и узостью специализации каждого работника.
Этот подход оказалось достаточно просто претворить в жизнь. Действительно, гораздо легче «натаскать» человека на выполнение одной функции, чем сделать его высококвалифицированным специалистом. И по сей день этот принцип успешно применяется в производстве товаров широкого потребления, осуществляемого огромными коллективами сотрудников с низким уровнем квалификации.
Однако, строго говоря, идеи Смита безнадёжно отстали от стремительно развивающейся современной системы производства. Сегодня товар должен удовлетворять потребности довольно взыскательной аудитории, производиться грамотными специалистами. Нельзя не упомянуть объёмы предложения и жёсткую конкуренцию.
Какие существенные изменения произошли в бизнесе? Невозможно назвать все, но вот лишь некоторые моменты.
Сложилась двоякая ситуация: мир резко изменился, а принципы производства и реализации продолжают использоваться старые, адаптированные под тот, уже прошедший, мир. Это и объясняет актуальность темы реинжиниринга бизнес-процессов управления. Именно реальная необходимость переосмыслить способы организации и управления бизнесом повлекла за собой волну пристального внимания к технологии и эффективности основ реинжиниринга бизнеса.
Если говорить в общем, то под оптимизацией понимаются незначительные реформы в деятельности компании, целью которых является улучшение как продукции, так и внутреннего управления.
Инжиниринг и реинжиниринг – кардинальные способы оптимизации бизнес-процессов. Если инжиниринг можно назвать эволюционным методом (обеспечивает увеличение экономических показателей постепенно и не более чем на 10-50%, работает в рамках старых бизнес-процессов), то реинжиниринг – радикальное средство, опирающееся на новые бизнес-процессы. Грамотно реализованный, он обеспечит увеличение экономических показателей на 100-500% и даже более. Это и является целью реинжиниринга бизнес-процессов.
Редакция "Генерального директора" рассмотрела 8 процессов, которые назвали слабыми более 50% компаний, и дала рекомендации, как их оперативно улучшить.
Прежде чем разбираться в механизме работы реинжиниринга, хорошо бы понять, что же это такое. Термин «реинжиниринг» (с английского re-engineering – перепроектирование) был введён в обиход менеджмента одним из его теоретиков Майклом Хаммером, названным в «Time» одним «из 25 самых влиятельных американцев в сфере бизнеса». В 1993 году М. Хаммер в соавторстве с Джеймсом Чампи выпустил книгу «Reengineering the Corporation» («Реинжиниринг корпорации»). Это не единственный его труд по данной теме. М. Хаммер вкладывал в понятие реинжиниринга смысл «фундаментального переосмысления и радикального редизайна процессов бизнеса с целью достижения значительного повышения результатов деятельности в современных критериях оценки». Другими словами, определение реинжиниринга бизнес-процессов включает в себя глобальный переворот бизнеса, направленный на резкое улучшение количественных показателей производства; свержение прежних установок и принципов ведения дел, замена их другими.
Понятно, что данный приём используют, если возникла объективная потребность в реорганизации работы компании, смене структуры и управления бизнесом. Условия современного рынка требуют постоянного улучшения производства и организации деловых процессов. Для достижения этих задач обращаются к консалтингу (учитываются аналитические справки экспертов, прошлый опыт, прецеденты). Иногда идут по альтернативному пути, которым является инженерная деятельность. Он результативен только при строгом соблюдении правил и методик применения средств реинжиниринга бизнес-процессов.
Если снова обратиться к классическому определению реинжиниринга, сформулированному М. Хаммером, то можно выделить несколько важных моментов, проясняющих его сущность. Хаммер говорил о фундаментальном, радикальном переосмыслении деловых процессов с целью резкого, значительного повышения экономических показателей. Рассмотрим смысл базовых понятий данного определения:
Оптимизация деловых процессов – улучшение каких-то сфер деятельности компании с целью повысить результативность её работы. Эти меры предпринимают, когда положение предприятия стабильно, однако наблюдаются некоторые нежелательные моменты (невысокие продажи, несвоевременные поставки материала, трудности во внутреннем управлении).
Схема оптимизации:
Возможные способы оптимизации:
И оптимизация, и реинжиниринг бизнес-процессов направлены на улучшение бизнеса. Главное, чем они отличаются – масштабностью и методом. Таблица позволяет наглядно увидеть эти различия.
Параметр |
Совершенствование |
Реинжиниринг |
Уровень изменений |
Наращиваемый |
Радикальный |
Начальная точка |
Существующий процесс |
«Чистая доска» |
Частота изменений |
Непрерывно/единовременно |
Единовременно |
Длительность изменений |
||
Направление изменений |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Узкий - на уровне функций (функциональный подход) |
Широкий - межфункциональный |
|
Умеренный |
||
Основное средство |
Стратегическое управление |
Информационные технологии |
Тип изменений |
Изменение корпоративной культуры |
Культурный/структурный |
Если оптимизация является текущим процессом в любом бизнесе, то реинжиниринг – мера, так сказать, экстренная, применяемая, когда компания по разным причинам не может продолжать существовать действовать в прежнем образе.
Основные принципы и подходы реинжиниринга бизнес-процессов компании:
1. Слияние нескольких рабочих процессов в один (горизонтальное сжатие процесса). Это обеспечивает существенную экономию времени, затрачиваемого на взаимодействие между лицами, выполняющими разные функции. Как следствие, исключаются малоэффективные бизнес-процессы.
2. Сокращение количества работников, вовлечённых в процесс. Происходит за счёт замены узкопрофильных сотрудников квалифицированными специалистами, охватывающими широкий спектр задач.
3. Исключение дополнительных процессов (не обязательных, но вошедших в ход производства или управления, привычных).
4. Персональная ответственность специалиста за принятое им решение. Сотрудник готов самостоятельно принимать решения на отведённом ему участке работы (что сокращает число вертикальных взаимодействий по процессу).
5. Вовлечение клиентов и поставщиков в бизнес-процесс. Это формирует доверительные отношения между участниками работ, что способствует взаимной выгоде.
6. Выполнение рабочих процессов там, где это целесообразно. Так, многие функции осуществляются теми, за кем были когда-то закреплены, даже если это мешает эффективности их деятельности.
7. Разработка нескольких вариантов исполнения задачи. Это позволит гибко приспосабливать один из продуманных способов к сложившимся обстоятельствам.
8. Уменьшение входов в процесс. Бесконечные сопоставления и сверки документов (записи об отсутствии на рабочем месте с больничными листами, заявления на отпуск с предоставленными отгулами и тому подобное) приводят к беспорядку и путанице и отнимают много времени. Во избежание этого убирают входы, которые нужно сопоставлять с другими.
9. Минимизация контроля и проверок. Такие действия не увеличивают прибыльность, но требуют дополнительных расходов. Поэтому лучше принять меры, упреждающие возможные серьёзные ошибки.
10. Формирование единой базы данных. Пусть она будет доступной для тех менеджеров, которые работают с заказчиками.
11. Децентрализованные подразделения с централизованным обменом информацией.
В каких случаях целесообразно прибегнуть к реинжиринингу? Рассмотрим три показательные ситуации:
Основная цель реинжиниринга бизнес-процессов – освоение новшеств для нахождения эффективного пути осуществления производства, повышение конкурентоспособности компании.
Моделирование процесса реинжиниринга бизнеса складывается из ряда последовательных действий. Каждый шаг требует профессионального подхода, тщательного анализа исходных данных и поставленных задач, подготовки к осуществлению. Выделим пять ключевых этапов:
Этап 1. Предварительная подготовка. На данной стадии в теории создаётся желаемый облик преобразованного предприятия. Высшее руководство компании принимает решение о целесообразности и своевременности проведения реинжиниринга. Производится приготовление всех необходимых для перепроектирования предприятия ресурсов, в том числе назначение участников процесса. Если решение о реинжиниринге принято, то следует поставить в известность всех, кто так или иначе имеет отношение к деятельности организации (поставщиков, клиентов, работников, партнёров).
Этап 2. Стратегическое планирование. Говоря упрощённо, создаётся руководящий комитет, представляющий собой группу специалистов. Число членов может варьироваться от 5-10 человек до 25-30 (в зависимости от величины компании и объёмов предстоящих процессов). Необходимые качества: компетентность в вопросах реинжиниринга, трудоспособность, новаторство, организаторские данные. Комитет совместно с руководством компании обозначает ключевые задачи перепроектирования, создаёт внутренние рабочие группы для проведения анализа реинжинирингового процесса, намечает первоочередные направления и последовательность процедур реинжиниринга. Моделируется макет, формулируется первостепенное стратегическое направление.
Этап 3. Перепроектирование бизнес-процессов. Оно начинается с тщательного предметного анализа процессов (какие функции выполняются, кем, каков уровень продукции и услуг, производительность, затраты), изменений потребностей клиентуры. Также составляется прогноз будущей деятельности предприятия и разрабатывается новая структура процессов. Составляющие реинжиниринга производственного цикла:
После окончания разработки модели перепроектирования деловых процессов и его документального оформления необходимо утвердить проект и опробовать его действие (в рамках отдела).
Этап 4. Конверсия. Для осуществления этого этапа нужно сформировать команду конверсии, которой передают полномочия руководство и реинжиниринговый комитет. Она планирует переходный процесс. Главная задача – «разрулить» стрессовую для работников предприятия обстановку, вызванную реинжинирингом.
Этап 5. Воплощение разработок в жизнь. Хотя реинжиниринг – радикальный процесс, переход от прежних бизнес-процессов к новым должен пройти для сотрудников максимально безболезненно.
Как уже говорилось, в реализации плана реинжиниринга принимают участие определённое количество специалистов. Каждый из них выполняет свою функцию:
Слаженная работа всех участников реинжиниринга бизнес-процессов предприятия – залог успешного перепроектирования.
Безусловно, реинжиниринг – это не жёсткий алгоритм, выполнение которого гарантирует положительный результат. Скорее, его можно сравнить с выкройкой. Каждая компания «кроит» свои бизнес-процессы (применяет реинжиниринг) по-своему. И это правильно, ведь у каждой фирмы свои организационные, экономические, ресурсные предпосылки. Да и цель у каждой своя. Поэтому существует и применяется масса методов и средств реинжиниринга.
В результате применения проекта реинжиниринга бизнес-процессов компании достигаются следующие итоги:
Таблица «Результаты реинжиниринга крупных иностранных предприятий»
Компания |
Проблема |
Решение проблемы |
Результат |
Поиск способов сокращения административных расходов (отделение оплаты счетов). |
Существенное сокращение числа сотрудников (с 500 до 125) и административных расходов. |
||
IBM Credit Corporation (филиал IBM) |
Чрезмерная длительность принятия решения о кредитовании (7-14 дней), что приводило к потере клиента. |
Замена процесса обработки запроса (нескольких экспертов заменили на одного специалиста, снабжённого информационной экспертной системой). |
Скачкообразное улучшение основных показателей деятельности компании. Сокращение времени обработки запроса до 4-х часов, увеличение количества обрабатываемых запросов в 100 раз. |
Поиски сокращения длительного цикла процесса разработки нового продукта (70 недель от начала разработки до выпуска готового продукта). |
Применение последовательно-параллельного подхода вкупе с цифровым моделированием ускорило выпуск новых изделий. |
Процесс разработки нового продукта сокращён до 38 недель. Компьютерное моделирование позволило выбрать более дешевую модель для сборки. Благодаря этому уменьшилась стоимость готового продукта на 25 %. |
Таблица «Результаты реинжиниринга отечественных компаний»
Компания |
Трудности |
Реинжиниринг |
Эффективность от внедрения |
ООО Международные полиграфические системы «ИПРИС» |
Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия повлёк за собой радикальную смену корпоративной информационной системы. Некоторые сотрудники не смогли осознать необходимость перемен и адаптироваться к ним, в связи с чем руководству пришлось расстаться с рядом работников. |
Реинжиниринг вызвал усовершенствование логистической модели компании, посодействовал разработке оптимальной схемы управления товарными ресурсами, достижению больших оборотов при уменьшении товарных запасов. |
Перпроектирование компании послужило высвобождению значительных оборотных средств, что позволило усовершенствовать систему материального стимулирования работников. |
ООО «ЭКСО» |
Устаревающая производственно-техническая база предприятия. |
Оптимизация работы отдела управления качеством послужила ускорению процесса приёмки сырья. |
Реинжиниринг снизил время простоев производственных рабочих, что послужило оптимизации производственного процесса и увеличению прибыли. |
ООО «НПП «Тензоприбор» |
Несоответствие всей системы управления предприятием потребностям бизнеса. Сотрудники компании не проводили должную работу по привлечению новых потенциальных заказчиков. Отсутствие подразделения, ведающего маркетингом. |
Реинжиниринг обусловил введение классификации заказчиков (клиенты, крупные клиенты, VIP-клиенты) и технологий взаимодействия с каждым типом, введён отдел управления маркетингом. |
Компания освоила новые направления деятельности и рынки сбыта, стала более эффективно проводиться работа с потенциальными клиентами. |
Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия – рисковое мероприятие. Его результат практически невозможно предугадать и тем более гарантировать. По некоторым данным, от 50 до 70 процентов попыток перепроектирования заканчиваются если не полным провалом, то получением совсем не тех результатов, на которые рассчитывали. Проводился целый ряд опросов, исследований, бесед со специалистами консалтинговых фирм, чтобы определить совокупность необходимых условий, способствующих успешному проведению реинжиниринга. Обозначим некоторые факторы:
1. Финансовая поддержка. Осуществить такой грандиозный переворот невозможно без значительных денежных затрат. Зачастую внутреннего резерва компании может не хватить для проведения реинжиниринга. Важно заручиться поддержкой извне.
2. Методологическая поддержка. Возможно, вам стоит уделить особое внимание программному обеспечению, которое обязательно понадобится в процессе реинжиниринга. Заранее узнайте всё о применяемых инструментах, используемых методах и постарайтесь предусмотреть их наличие.
3. Привлечение внешних участников. Опыт свидетельствует, что способностей собственников и руководителей бизнеса не всегда достаточно. Будет правильным пригласить на помощь специалистов, консультантов, поручить им создание процесса. Руководитель не имеет права на ошибку в выборе эксперта.
4. Информированность всех участников процесса. Необходимо позаботиться о том, чтобы все, кто имеет отношение к преобразованиям, обладали чётким пониманием того, что должно произойти, как это будет выполняться, какие цели стоят перед каждым и за что отвечает именно он.
5. Идейная подготовка. Это касается не только рядовых сотрудников фирмы, но и руководящей верхушки. Если руководитель убеждён в необходимости реинжиниринга, верит в успех операции, он сможет правильно мотивировать всех, от кого зависит процесс.
6. Важная роль руководства. Лидером перепроектирования должен стать человек, обладающий авторитетом, способный нести ответственность за решения и преодолевать возможные затруднения. Он обеспечит участие в проекте лучших сил предприятия.
7. Сплочённые сотрудники. Ещё до начала реинжиниринга ваш коллектив должен отличаться слаженностью, общностью профессиональных интересов, высоким уровнем знаний о деловых процессах. Только с такой командой вы сможете начать бизнес с чистого листа.
Организации, которые были созданы давно, как правило используют устаревшие управленческие идеи. Это делает фирмы менее конкурентоспособными. Потребность в реинжиниринге возникает тогда, когда требуется преобразовать бизнес-процессы, реализовать все имеющиеся возможности. Это адекватная мера, если компания пытается выжить среди конкурентов, улучшить свои позиции на рынке.
Инжиниринг – это комплекс инструментов для формирования бизнеса. Используемые методы должны способствовать достижению поставленных целей. Бизнес-процесс – это комплекс действий, направленных на создание качественной и конкурентоспособной продукции. Реинжиниринг представляет собой масштабную перестройку деловых процессов. Обеспечивает быстрое улучшение всех ключевых показателей, таких как цена, качество, сервис и скорость развития. Реинжиниринг отличается этими характеристиками:
Если улучшение бизнес-процентов не отличается рассматриваемыми характеристиками, оно будет носить другое название.
Рассмотрим основные отличия реинжиниринга от совершенствования:
Реинжиниринг отличается повышенными рисками. Простые улучшения характеризуются умеренным риском.
Как уже упоминалось, реинжиниринг отличается высокими рисками, поэтому он практикуется не так часто. Перед проведением преобразований нужно проанализировать, действительно ли они так необходимы. Рассмотрим случаи, когда реинжиниринг необходим:
К СВЕДЕНИЮ! Перед проведением реинжиниринга нужно проанализировать, имеются ли у компании необходимые ресурсы для преобразования.
Реинжиниринг подразделяется на четыре этапа:
Это лишь примерная схема внедрения бизнес-процессов. На практике рассматриваемые этапы реализуются параллельно.
Бизнес-процессы, внедряемые на предприятии, могут быть самыми разными. Однако у них есть общие характеристики. Рассмотрим принципы, на основании которых формируются любые процессы:
Преобразование обеспечивает внедрение современных деловых процессов при сохранении преимуществ традиционного уклона.
Преобразование деловых процессов классифицируется по ситуативному признаку:
Также реинжиниринг подразделяется на категории в зависимости от характера преобразований:
То есть преобразования отличаются по масштабам реализации.
Преобразование подразделяется на следующие этапы:
Без грамотного анализа состояния компании и планирования успешная реализация преобразований невозможна.
Несистемный подход к преобразованию, неверная оценка деятельности компании, отсутствие последовательности и достаточных ресурсов – все это приводит к тому, что реинжиниринг не обеспечивает достижения поставленных целей. Компания тратит много средств на преобразование, однако новые бизнес-процессы внедрить не получается.
Узнайте, что такое реинжиниринг бизнес процессов, каковы основные принципы и цели проектирования. Какая технология реинжиниринга бизнес процессов поможет вывести компанию на новый уровень.
Реинжиниринг бизнес-процессов представляет переосмысление и перепроектирование, позволяющее достичь максимальной эффективности от процессов производственно-хозяйственной и экономической деятельности компании. Термин «реинжиниринг» впервые ввел в оборот американский ученый М. Хамлер. Фундаментальное переосмысление всех процессов помогает достичь резкого улучшения всех показателей деятельности: качества, сервиса и темпов.
Скачайте документы по теме:
В понятие реинжиниринга бизнес-процессов входят ключевые элементы, такие, как:
Необходимо учитывать, что в таком контексте основное слово – процесс. Это достаточно сложно объяснить тем менеджерам, которые привыкли в процессе работы иметь дело с работами, задачами, соответствующими структурами, с персоналом, но не с изменяющимися процессами .
Большинство современных предприятий базируются в своей деятельности на принципах, которые сформулировал Адам Смит в своем фундаментальном труде, опубликованном в 1776 году под названием «Благосостояние наций. Весь производственный процесс предложено разбить на простые и элементарные задания, чтобы поручить их выполнение одному сотруднику. Высокого уровня квалификации при этом не требовалось.
Такие принципы по-прежнему остаются актуальными при выпуске типовой продукции. Работы выполняют сотрудники с низкой квалификацией, используя типовое простейшее оборудование. В настоящее время такие принципы работы отходят на второй план. У потребителей имеется широкий выбор. Кроме этого сформированы соответствующие ожидания по отношению к предлагаемым товарам и услугам. Существенные изменения претерпели и средства производства, современных технологий. А это значит, что старые методики управления не принесут ожидаемого успеха.
Методы реинжиниринга бизнес-процессов считаются наиболее важным направлением для тех, кто стремится к реализации новейших технологий и получению высококвалифицированных человеческих ресурсов. Реорганизация всей деятельности основана на радикальных преобразования. Проводится реструктуризация всего бизнеса. Старые методы управления подлежат пересмотру и полному изменению.
Читайте в электронном журнале:
Эти процессы помогают выжить в меняющихся условиях, провести усовершенствование всех применяемых технологий, способов производства и организации деловых бизнес-процессов. Что в свою очередь помогает улучшить сервис, качество выпускаемой продукции и темпы производственной деятельности. Без таких радикальных перемен невозможно продолжать успешную производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность. Это становится невозможно.
Реинжиниринг бизнес-процессов начинают с консалтинга, базирующегося на прошлом опыте. Выслушивают мнения специалистов, которые готовы предложить апробированные и проверенные решения . Сопоставляют мнения руководства.
Альтернативный вариант – это инженерная деятельность. Такой метод считается оптимальным, если поставленные задачи реинжиниринга бизнес-процессов решаются с помощью методик и правил, контроля полноты исполнения, основанной на концепциях и методах реинжиниринга бизнес-процессов и изменений.
Реинжиниринг бизнес-процессов компании базируется на наборе методов, приемов, используемых при проектировании бизнеса с учетом текущих и стратегических целей. При фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании всех протекающих процессов рационально ответить на ряд вопросов, которые позволят переосмыслить текущие правила и положения .
При ответах на такие вопросы специалисты переосмысливают установленные положения и правила, которые не всегда сформулированы в письменном варианте. Часто такие правила ведения бизнеса оказываются ошибочными, неуместными или устаревшими.
Радикальный реинжиниринг бизнес-процессов предполагает полное перепроектирование и изменение всех процессов существующей системы. Поверхностные преобразования при таком способе неуместны. В ходе создания такого проекта разрабатываются новые методики ведения всех работ.
Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия резкий или скачкообразный применяется при необходимости увеличения или улучшения всех показателей основной деятельности на 10-100 процентов.
Основная цель реинжиниринга бизнес-процессов заключается в следующем:
в повышении конкурентоспособности и рентабельности компании. Если организация находится на грани краха, решительные шаги неизбежны. В противном случае дальнейшее ведение бизнеса старыми методами приведет к неизбежному краху. Компания разорится;
в предотвращении возникновения трудноразрешимых проблем в дальнейшем. Если организация работает успешно на текущий момент, но появляются новые конкуренты, повышаются требования к качеству услуг или продукции, изменяется экономическое окружение, необходимо пересмотреть все бизнес-процессы, чтобы предотвратить негативные ситуации в дальнейшем;
в предотвращении потери завоеванных позиций на рынке. Например, компания проводит агрессивную маркетинговую политику. Но, являясь лидером, руководство не удовлетворено текущим состоянием дел. Как раз реинжиниринг бизнес-процессов управления позволит добиться лучших показателей и не заботиться о том, что произойдет потеря лидирующих позиций.
Этапы реинжиниринга бизнес-процессов заключаются в проведении:
Интегрирования |
Проводится перепроектирование всех процессов. Устраняют сборочные конвейеры как способ координации работы низкоквалифицированного персонала. Внедрение сложных функций требует иную организацию работ. Создают команды, которые несут ответственность за весь трудовой процесс. На начальном этапе возможны сбои или ошибки, но при этом потери будут меньше, чем при традиционных формах организации работ. |
Горизонтального сжатия |
Проведение сравнительных оценок, выполненных компаниями, проводящими реинжиниринг, показывают, переход от традиционных форм организации работ к выполнению процессов одним сотрудником позволяет безболезненно снизить численность персонала, но при этом ускорить выполнение процессов примерно в 10 раз. Уменьшится и количество ошибок, отпадет необходимость дополнительно принимать специалистов, которые устраняют эти ошибки. Улучшится управляемость за счет уменьшения численности работающих, четкого распределения ответственности. |
Децентрализации ответственности |
Это вертикальное сжатие всех бизнес-процессов. Назначенные исполнители вправе принимать самостоятельные решения. Раньше для этого требовалось обратиться к руководству. |
Логике реализации |
Традиционное линейное выполнение основных работ заменяют логическим порядком. Все работы выполняются параллельно. В свою очередь это помогает экономить рабочее время, которое изначально тратилось на взаимоувязку всех работ на разных производственных участках. |
Диверсификации |
Традиционные процессы, ориентированные на производство типовой массовой продукции, должны выполняться для всех входов, это приводит к согласованному процессу выхода. |
Разработке различных версий |
Новые процессы, которые имеют различные версии, начинают с проверочного шага. На этом этапе определяют, какая из версий процесса подходит для текущей ситуации. Внедренные новые процессы становятся проще и понятнее, варианты ориентированы на одну соответствующую ситуацию. |
Рационализации горизонтальных связей |