Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Антоновские яблоки характеристика героев таблица. Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

Антоновские яблоки характеристика героев таблица. Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

Анализ рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

С прохладой резкою дышал

В лицо мне запах увяданья;

Но не весеннего убранства я искал,

А прошлых лет воспоминанья.

Е.А.Баратынский

И.А.Бунина часто называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения проникнуты трагическим чувством обреченности старого мира, близкого и родного писателю, с которым тот был связан происхождением и воспитанием: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах». Через все творчество Бунина проходит элегический мотив тоски по прошлому.

В рассказе «Антоновские яблоки» писатель вспоминает старое, доброе время, когда дворянство находилось в идеальной поре своего существования. «Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату…» - так начинается обстоятельное, медленное и неторопливое повествование. Лирическую прозу Бунина вообще невозможно быстро читать: нарушается постоянное взаимопроникновение из настоящего в прошлое. Это одна из основных проблем творчества писателя – необходимость связи времен и поколений, сохранение памяти об ушедшей культуре. Автор подчеркивает мысль об обреченности красоты в «железном» веке, вытеснении всего утраченного, эстетического грубой жаждой наживы. А от старого мира остается только тонкий запах антоновских яблок. Запах бесплотен, и поэтому от прежнего образа жизни не остается ничего.

В начале рассказа мы отмечаем прием анафоры, свойственный поэтическим произведениям: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Здесь обращает на себя внимание ряд существительных. За каждым из них – зримый образ, расцвеченный яркими эпитетами («свежее, тихое утро», «золотой сад» и др.) Это делает прозаическое произведение похожим на стихотворение. Здесь можно увидеть несомненное сходство со «Стихотворениями в прозе» И.С.Тургенева. Не только любовь к слову и красоте объединяла двух великих писателей – их сближала и страсть к охоте. Не случайно Тургенев назвал цикл своих рассказов «Записки охотника», а Бунин отмечал, что «за последние годы только одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота». Охота – старинная и любимая забава русских дворян. Осеннюю пору Бунин называет «золотой». Большая сцена охоты дана на фоне начала октября – прощального праздника осени. Писатель делает нас как бы соучастниками этого радостного, азартного зрелища, отсюда повествование во 2-м лице: «Едешь на коне, чувствуешь «сладкую усталость», «не заметишь, как потонешь…в сладком здоровом сне…».

Пейзажная зарисовка 1-й части (экспозиция) сменяется зарисовками портретными. Бунин с любовью показывает старика – долгожителя, который обитал в Выселках, где «испокон веку» крестьяне «славились» возрастом – «богатством». Такое долголетие считалось признаком счастливой, благополучной жизни, автор детально описывает пол-

ные добра дворы, изображает размеренное, неторопливое существование зажиточных мужиков. Бунину важно сравнить этот привычный уклад с жизнью поместного дворянства на примере своей тетки Анны Герасимовны.

В основу рассказа легли впечатления автора от посещения имения брата. Перед нами на фоне открытой местности, «просторного и глубокого» неба (любимый образ прозы и поэзии Бунина) возникает усадьба тетушки. Описание усадьбы типично, подобное мы встречали и у Тургенева, и у Л.Толстого: белый барский двухэтажный дом с колоннами, запущенный сад с прудом, липовая аллея, скамейка. В повествование включается описание интерьера: старая мебель «красного дерева», «синие и лиловые стекла окон, сушеный липовый цвет» за рамами окон. Особое внимание мы обращаем на библиотеку – дедовские книги в толстых переплетах, которые так «славно пахнут». Это собрание книг подчеркивает интересы и увлечения дворян. Подчас выбор томов случаен: «сатирические и философские сочинения Вольтера», а рядом – любимые романтические произведения Жуковского и Пушкина. «И старинная, мечтательная жизнь встает перед тобой», и представляешь, как «аристократически красивые головки», печально и нежно глядящие с портретов в потускневших золоченых рамах, задумчиво застыли над раскрытыми страницами.

Многоточие, которым заканчивается 3-я глава, значительно. Это тоска по ушедшей жизни, символом которой для Бунина стал запах антоновских яблок: «Эти дни были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть ли не целое столетие», Поэтому следующая глава строится на контрасте: изысканно-аристократическая «жизнь отцов» и «нищенская мелкопоместная» «детей». Но и в этом Бунин умеет найти привлекательные черты. Отсюда – обилие восклицательных предложений: «Хороша и мелкопоместная жизнь!» (эти слова звучат рефреном), «Славный будет день охоты!» Привычный стук осенних работ сливается со звуками охотничьих рогов в полях. И хотя по-прежнему съезжаются мелкопоместные друг к другу, по целым дням пропадают в заснеженных полях, но теперь они «пьют на последние деньги», а их песня о буйном ветре полна безнадежной грусти:

Шире мои ворота растворял,

Белым снегом путь-дорогу заметал…

Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это рассвет и закат дворянской жизни, И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия. Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.

Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.


/ / / Анализ рассказа Бунина «Антоновские яблоки»

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан в 1900 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества великого русского поэта и писателя Ивана Бунина. Бунин был страстным ценителем и почитателем природы родного края, он не раз воспевал ее в своих произведениях. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» писатель показывает нам всю красоту чудной поры - бабьего лета.

«Антоновские яблоки» написаны в форме воспоминания. Они не имеют четко выраженного сюжета и заканчиваются также, как и начинаются – описанием сцен природы. Но в этом детальном описании сцен природы можно уловить тот трепет и ту любовь, которую автор испытывает к той чудной поре.

Кроме красочных картин природы, Бунин особое внимание уделяет народной мудрости. Его рассказ - «Антоновские яблоки» просто пронизан народными приметами. Вот, к примеру: если на Лаврентия идет дождь, то осень будет затяжной, а зима мягкой.

Бунина смело можно назвать патриотом своей родины. Ему дороги все ценности и колорит нашей огромной страны. Все созданные им образы участников садовой ярмарки поражают своей точностью и индивидуальностью. Вы только обратите внимание на молодую старостиху, которую автор сравнивает с холмогорской коровой, или картавого мужичка, который играет на гармонике.

Всю рельефность рассказа (запахи, звуки, ароматы, шорохи) мы можем почувствовать благодаря широкому использованию художественных определений.

Одной важной деталью, которая проходит через все произведение является яблочный запах. Бунин показывает нам яблочный сад в разное время дня и ночи. И кажется, что ночной сад, украшенный сияющими звездами, выглядит не хуже дневного.

Основной темой произведения является тема развала дворянского уклада жизни, которая нашла свое выражение в образе усадьбы. Для тогдашнего дворянства, усадьба это не просто место жительства – это все жизнь. Бунин с болью в сердце пишет, что яблочный сад меркнет, исчезает сладких запах яблок, что старые устои рушатся, все уходит в прошлое. Все это навивает ностальгические воспоминания о времени, когда дворянство находилось в зените своего существования.

Рассказу «Антоновские яблоки» также присущи характерные черты произведений Бунина - увлечения простой деревенской жизнью. Так, автор восхищался и очень ценил деревенский уклад жизни с работой в чистом поле, чистой белой рубахой, ломтем свежего хлеба и стаканом парного молока.

Также в рассказе «Антоновские яблоки» поднимается еще одна острая тема – тема классового неравенства. Бунин утверждает, что средний класс дворянства в какой-то мере можно назвать крестьянским. Писатель сознается, что устоев крепостного права он не знал, но часто вспоминал, как теперешние дворовые кланялись своим господам.

«Антоновские яблоки» учат нас любить природу родного края, любить свою родину, так сильно, как делал это Бунин И.А. Они заставляют нас помнить свою историю и свои корни.

С прохладой резкою дышал

В лицо мне запах увяданья;

Но не весеннего убранства я искал,

А прошлых лет воспоминанья.

Е.А.Баратынский

И.А.Бунина часто называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения проникнуты трагическим чувством обреченности старого мира, близкого и родного писателю, с которым тот был связан происхождением и воспитанием: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах». Через все творчество Бунина проходит элегический мотив тоски по прошлому.

В рассказе «Антоновские яблоки» писатель вспоминает старое, доброе время, когда дворянство находилось в идеальной поре своего существования. «Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату…» - так начинается обстоятельное, медленное и неторопливое повествование. Лирическую прозу Бунина вообще невозможно быстро читать: нарушается постоянное взаимопроникновение из настоящего в прошлое. Это одна из основных проблем творчества писателя – необходимость связи времен и поколений, сохранение памяти об ушедшей культуре. Автор подчеркивает мысль об обреченности красоты в «железном» веке, вытеснении всего утраченного, эстетического грубой жаждой наживы. А от старого мира остается только тонкий запах антоновских яблок. Запах бесплотен, и поэтому от прежнего образа жизни не остается ничего.

В начале рассказа мы отмечаем прием анафоры, свойственный поэтическим произведениям: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Здесь обращает на себя внимание ряд существительных. За каждым из них – зримый образ, расцвеченный яркими эпитетами («свежее, тихое утро», «золотой сад» и др.) Это делает прозаическое произведение похожим на стихотворение. Здесь можно увидеть несомненное сходство со «Стихотворениями в прозе» И.С.Тургенева. Не только любовь к слову и красоте объединяла двух великих писателей – их сближала и страсть к охоте. Не случайно Тургенев назвал цикл своих рассказов «Записки охотника», а Бунин отмечал, что «за последние годы только одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота». Охота – старинная и любимая забава русских дворян. Осеннюю пору Бунин называет «золотой». Большая сцена охоты дана на фоне начала октября – прощального праздника осени. Писатель делает нас как бы соучастниками этого радостного, азартного зрелища, отсюда повествование во 2-м лице: «Едешь на коне, чувствуешь «сладкую усталость», «не заметишь, как потонешь…в сладком здоровом сне…».

Пейзажная зарисовка 1-й части (экспозиция) сменяется зарисовками портретными. Бунин с любовью показывает старика – долгожителя, который обитал в Выселках, где «испокон веку» крестьяне «славились» возрастом – «богатством». Такое долголетие считалось признаком счастливой, благополучной жизни, автор детально описывает пол-

ные добра дворы, изображает размеренное, неторопливое существование зажиточных мужиков. Бунину важно сравнить этот привычный уклад с жизнью поместного дворянства на примере своей тетки Анны Герасимовны.

В основу рассказа легли впечатления автора от посещения имения брата. Перед нами на фоне открытой местности, «просторного и глубокого» неба (любимый образ прозы и поэзии Бунина) возникает усадьба тетушки. Описание усадьбы типично, подобное мы встречали и у Тургенева, и у Л.Толстого: белый барский двухэтажный дом с колоннами, запущенный сад с прудом, липовая аллея, скамейка. В повествование включается описание интерьера: старая мебель «красного дерева», «синие и лиловые стекла окон, сушеный липовый цвет» за рамами окон. Особое внимание мы обращаем на библиотеку – дедовские книги в толстых переплетах, которые так «славно пахнут». Это собрание книг подчеркивает интересы и увлечения дворян. Подчас выбор томов случаен: «сатирические и философские сочинения Вольтера», а рядом – любимые романтические произведения Жуковского и Пушкина. «И старинная, мечтательная жизнь встает перед тобой», и представляешь, как «аристократически красивые головки», печально и нежно глядящие с портретов в потускневших золоченых рамах, задумчиво застыли над раскрытыми страницами.

Многоточие, которым заканчивается 3-я глава, значительно. Это тоска по ушедшей жизни, символом которой для Бунина стал запах антоновских яблок: «Эти дни были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть ли не целое столетие», Поэтому следующая глава строится на контрасте: изысканно-аристократическая «жизнь отцов» и «нищенская мелкопоместная» «детей». Но и в этом Бунин умеет найти привлекательные черты. Отсюда – обилие восклицательных предложений: «Хороша и мелкопоместная жизнь!» (эти слова звучат рефреном), «Славный будет день охоты!» Привычный стук осенних работ сливается со звуками охотничьих рогов в полях. И хотя по-прежнему съезжаются мелкопоместные друг к другу, по целым дням пропадают в заснеженных полях, но теперь они «пьют на последние деньги», а их песня о буйном ветре полна безнадежной грусти:

Шире мои ворота растворял,

Белым снегом путь-дорогу заметал…

Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это рассвет и закат дворянской жизни, И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия. Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.

Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

Меню статьи:

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» заметно отличается не только от традиционных рассказов, но и от традиционной литературы в частности. Отличительные черты сюжета и особенности изображения стали причиной того, что рассказ привлек внимание читателей и исследователей литературы.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Легкое дыхание” Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.


Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с анализом рассказа “Чистый понедельник”, который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея.
Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.


Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

«Антоновские яблоки»


Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И.А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.

Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора - бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.

За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы...» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).

Запах яблок - повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Центральная тема рассказа - тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» - подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, - первый признак богатой деревни, - и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, - вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» - так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.

Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная - все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аркстократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.

Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.