Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Академизм в искусстве. Академическая живопись

Академизм в искусстве. Академическая живопись

Занятия по направлению «Академическая живопись» - это комплекс уроков по изучению классических приемов живописи и рисунка. По сути, это уроки рисования для взрослых «с нуля». В программе курса детально изучаются ключевые моменты в рисунке и живописи – светотень, линейная и воздушная перспектива, основные принципы рисования портрета, основы пластической анатомии, основы создания картины (как самостоятельного произведения). Также на занятиях по направлению «Академическая живопись » Вы узнаете, как работать с карандашом, углем, сангиной, пройкти уроки рисования акварелью уроки рисования акварелью, научиться рисовать акриловыми и масляными красками.

рисунки учеников студии

Система уроков выстроена по принципу общеобразовательной системы в классических художественных вузах с поправкой на современные реалии и сжатое время обучения – 6-8 месяцев (минимальный курс в художественном училище – 4 года, в вузе – 5 лет).


рисунки учеников студии

Такой курс подходит для человека, желающего всерьез посвятить себя изобразительному искусству или для подготовки к экзаменам в художественные вузы (КИСИ, КНУТД, НАОМА, ЛНАМ, КДИДПМД им. Бойчука). При этих вузах есть курсы для поступающих, которые обещают Вам гарантированное поступление. Предполагается, что учителя преподают соответствующие дисциплины в данных вузах и могут лучше всего подготовить абитуриента по требованиям своего Вуза. Однако недостатком этих курсов является большое количество абитуриентов с разной степенью подготовки, что сильно затрудняет преподавательскую деятельность. Также на курсах при художественных институтах отсутствует определенная система преподавания, направленная на то, чтобы научить человека «с нуля».

Единственная реальная возможность научится на таких курсах – на примере своего сверстника. Но, фактически, это невозможно, если упущены ключевые моменты в базовых знаниях художественной грамоты. Обычно на подобных курсах преподаватель не затрудняет себя повторным объяснением школьных истин, предполагая, что абитуриент уже имеет среднее художественное образование и на курсах необходимо только «освежить» навыки.

На курсах рисования в Киеве от «Артстатус» работа ведется в небольшой группе 3-4 человека. Это дает возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Наши преподаватели, в отличие от учителей большинства художественных курсов, являются практикующими художниками и могут помочь в решении возникших трудностей, объясняя, что называется, «на пальцах».

Подобные программы по « Академической живописи » , изучению приемов и техник в рисунке есть у многих частных студий. Но перед началом занятий рекомендуем ознакомиться с рисунками преподавателей - как правило, они или слишком «творческие» и «современные», или преподаватель рисовал последний раз в художественном институте (это видно по сюжетам картин – работы являются учебными заданиями). Кстати, не забудьте также ознакомиться с дипломом и педагогическим опытом преподавателя.

студенческие работы

Если Вы сделаете выбор в пользу «Артстатус», мы поможем Вам досконально изучить основы живописи и поможем реализовать Ваш талант. Давайте учиться и работать вместе!

(фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века — эклектизм.

История развития Академизма связана с «Академией вступивших на правильный путь» в Болонье (ок. 1585), французской Королевской академией живописи и скульптуры (1648) и российской «Академии трех знатнейших художеств» (1757).

В основе деятельности всех академий лежала строго регламентированная система обучения, ориентированная на великие достижения предшествующих эпох – античности и итальянского Возрождения, откуда сознательно отбирались отдельные качества классического искусства, принимавшиеся идеальными и непревзойденными. А само слово «академия» подчеркивало преемственность с античной классикой (греч. Academia – школа, основанная Платоном в 4 в. До н.э. и получившая свое название от священной рощи близ Афин, где был похоронен древнегреческий герой Академ).

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Академизм в русском искусстве 19 в:

Искусство, созданное в русле АХ и держащее с ней связь. Начинается академизм в 1830-е. это искусство ведомственное, строится на ех принципах, на которых держался классицизм. Это эклектика, на него накладываются веяния других течений (Русский критический реализм, символизм…)

Академия: разрабатывает стандарты для живописи, старались в основу положить наиболее совершенные принципы.

Протоакадемизм – 1830-н.1850

Академизм – 1850-60-е гг

Зрелый академизм – 1870-80-е гг

1890-е-1900 гг – академизм (в творчестве Врубеля) с добавлением разных стилей

1 этап: Брюллов, Бруни, Басин

Восприятие течений романтической эпохи

Академизм стал универсальным

Басин: 1. Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее

Марков: 1. Фортуна и нищий

Завьялов, Неф, Раев: Неф привил интерес к обнаженной натуре

Тыранов, Моллер, Орлов (ученики Венецианова)

С 1850-х гг – использование исторических сюжетов  происходит перелом в академизме

Евангельские сюжеты, Русская история

Камерный античный жанр сменяет ист в живописи академизма

Бронников, Верещагин, Флавицкий («Христианские мученики в Колизее)

Живопись стала плацдармом для правительственных изменений (хотели возвратить интерес к древним языкам, истории и тд)

Семирадский, Постников, Томашевский

В это время передвижникам было очень тяжело пробиваться, но они убедили Александра III и он провел реформы в АХ

Некоторыми принципами академизма художники других течений все же пользовались

Академизм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм .

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова , Карла Брюллова в России. Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством. Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников" . В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма .

Жанровая живопись середины века (к.1850-п.п. 1860-х)

Формат картин становится меньше

Живопись стала более пригодна для музеев и граждан, а не для дворцов

Время реформ, после поражения в Крымской войне встал остро вопрос об освобождении крепостных крестьян

Бытовой жанр проявился в живописи, графике + газетная графика

Повествовательность была особо важна в жанровой живописи

М.П. Клодт

Жанрист академического толка

1. Больной музыкант, 1859

2. Последняя весна, 1863

Жанр сострадания, сентиментальные черты

А.Ф. Чернышев

Писал уличные сценки

    Прощание (отъезд из деревни)

Н.Г. Шильдер

Многое взял у Федотова (сепии 40-х гг)

    Искушение, 1856

Положила картина начало галереи Третьякова

А.М. Волков

1. Прерванное обучение

Назидательный характер

    Сенная площадь

    Обжорный ряд в СПб

В.И. Якоби

1. Привал арестантов, 1861

Считалась картина первой на сюжет каторги, но сепии Шевченко были раньше

Безысходность во всем: в фигурах, колорите

    Шуты при дворе

    Ледяной дом

Обе очень академичные по стилю работы (поздние)

К.А. Трутовский

1. Хоровод в Курской губернии

Н.В. Неврев

1. Торг (сцена из крепостного быта из недавнего прошлого), 1866

Картины на стене – для того времени популярное увлечение

2. Воспитанница

И.М. Прянишников

1. Шутники, Гостиный двор в Москве

Сцена публичного унижения

В.В. Пикерев

1. Неровный брак, 1862

А.Л. Юшанов

1. Проводы начальника, 1864

Дошла только одна картина от этого художника

Преемственность композиции от Федотова

Критический реализм

Вело к аналитическому взгляду на мир, интерес к экономике

На первый план жанровая живопись

Формат картин небольшой

Распространение идей рев демократов (вопрос об освобождении крестьянства)

События 1881 года

Быт жанр в сатирической графике, книжной иллюстрации

К 19 в – н 20 в – период накопления сил и формирования нового искусства

Повествовательность

М.П. Клодт

1. больной музыкант

2. последняя весна

«жанровое сострадание»

А.Ф. Чернышев

Уличные сценки

    Шарманщик

    Прощание

Н.Г. Шильдер

1. Искушение

Восходит к П.А. Федотову, сепия ««Бедной девушки краса - смертная коса »

Положено начало галереи Третьякова

А.М. Волков

1. Сенная площадь.

2. Прерванное обучение

Рассказ Глеба Успенского

В.И. Якоби

1. Привал арестантов (Т.Г. Шевченко первым создал на эту тему: сепия «Цыганка» и «Жизнь Блудного сына»)

2. Шуты при дворе

К.А. Трутовский

1. Губернии

Н.В. Неврев

1. Торг, 1866

2. Воспитанница

И.М. Прянишников

1. Шутники. Гостиный двор в Москве

В.В, Кукерев

1. Неравный брак, 1862

А.Л. Юшанов

1. Проводы начальника, 1864

Федотовская ирония, ясность, композиция

Жанристы: развитие реалистического искусства

Художественная критика

А.Г. Верещагина в сборнике «Проблемы развития русского искусства», 1971

Критика разделилась

Позитив: Стасов

Восторг от жанровой живописи и связь развития искусства с ней

Отриц, те, кто связывал будущее искусства с историческим анализом: Чернышевский, Добролюбов, Михайлов

«Заметки по поводу предыдущей статьи» - журнал «Современник» 1858. Статья Чернышевского посвящена А. Иванову

«Современник» критиковал за обличительность «Колокол» Герцена

«Колокол», «Полярная звезда»

После 1862-63 – изменение. Критич лагерь «ушел»

В основном Стасов «Рыцарь обличительной живописи»

Первый путь: обличительная бытовая живопись

Но никто не превзошел Федотова

Второй путь: действительность, прошлое, настоящее и ростки будущего, искусство больших обобщений (было в 70-80-х годах: Перов, Крамской, Суриков, Репин)

С 40-х годов заслугами «натуральной школы» Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе, русский театр – через Островского, русская музыка – усилиями «Могучей кучки», эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме. Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Достоевского и Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени, люди, как правило, необычайного душевного благородства, искренне радевшие за судьбу Отечества. Но в этой тесной связи с литературой была и своя обратная сторона. Беря чаще всего непосредственно из нее все те остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».

Русское искусство середины 19 в.

Формировался академизм (не имел источника оформления идей, старился)

30-60-е гг. – от укрепления Николаевской монархии (триада самодержавие, православие, народность) до революционной ситуации.

1864 – АХ хотела праздновать столетие, но в 1863 – бунт учеников

Сер. 19 в – дворянство меняется, обуржуазивается. Буржуазия хочет знатности. Процесс сегментирования дворянства и буржуазии

    Сватовство майора. Федотов П.А. 1848. Передает сущность процесса

А.С. Пушкин «Путешествие из Петербурга в Москву»

Баратынский

Интерес смещается к анализу психологии, окружающей жизни.

Оскудение творческих принципов классицизма

Вторая волна романтизма опирается на эффекты и завоевания реализма

Сложился критический реализм

Экзотика, лжеромантика…

Время академических эффектов

Поляризация худ явления (Иванов «Мессия», Брюллов, Федор Бруни, Басин –живопись, И.П. Витали, П.К. Клодт – скульптор, П.А. Федотов – основатель критического реализма, Шевченко, Агни тоже) Саламаткин

Моск училище живописи, ваяния, зодчества

1857 г – начало галерей Третьякова

Началось искусствоведческое образование – образование кафедры искусства МГУ (1857)

Кафедры искусства во всех университетах (по уставу)

1874 – Прахов прочел лекцию по истории искусства в Петербурге

1864- музей имени Строганова

1865 – Чернышевский защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности».

Положение художников унизительно

АХ монопольна

Пенсионерство 2/3 19 в.

Париж запретил до к 60-х (сомнения)

Постепенно теряет смысл

Основа худ политики - руководство со стороны Николая I

Астольер де Кюстин, 1839

1860- в АХ женская обнаженная модель

Санкт-Петербургская артель художников (1863-1870)

Первое худ объединение, созданное художниками

Подготовило создание передвижников

9 нояб 1863 – 14 конкурентов на большую медаль отказались и оставили АХ, накануне ее столетнего юбилея. Хотели писать по собственно выбранной программе.

«Бунт 14-ти» (13 живописцев, один скульптор – В. Крейтон)

И.Н. Пунин «Петербургская артель» - написано о них

Организовала первую выставку в Ниж Новгороде в 1865 году

Брали заказ на все что угодно, преподавали

- «четверги артели»

Принимали гостей (Репин, Антокольский, Мясоедов, Чистяков и тд)

1871 – первая выставка передвижников

«Четверги» стали неформальной школой

О.С. Острой «Труды, в которых отразился век» - Петров

О Кипренском и Гете – «Русское искусство..» - статья Турчина «Кипренский во Фра и Германии»

В 1869 г – Мясоедов вернулся из-за границы, где изучал организацию выставок

К. 1869-1870 – проект устава товарищества передвижников

Посл треть – «передвижнеческая» (но это не так)

Символизм

    объективный реализм в реализм живописный

    поздний академизм

«Академизм вечен»

    неоромантизм

Врубель, Левитан, Васнецов

С 1861 – широчайшая демократизация

Александр IIослабил цензуру

Военная, земская, судебная реформа

До 1863 года – были телесные наказания

Ликвидировал третье отделение (тайная полиция)

Передвижники: Мясоедов, Перов, Крамской

Редакторы первого устава художников

Ге «Петр Iдопрашивает царевича Ал Петр в Монплезире в Петергофе»

В Москве + «И. Грозный» Антокольского

11 из 47 картин купил Третьяков

2 выставка 1873 г – Крамской «Христос в пустыне», Перов «Достоевский»

1874 – АХ повторила попытку

Академическое общество существовало до 1883 года

АХ пыталась организовать свои передвижнические выставки, но провалилась

Поленов, Репин, Суриков, Савицкий, Ярошенко + пришли к передвижникам

1880 (8 выставка) - Васнецов «После побоища с половцами»

1881 (9 выставка) – Суриков «Утро стрелецкой казни»

1883 (11 выставка) – Репин «Крестный ход»

1884 – «Не ждали» Репин

1885 – «Иван Грозный»

1887 (15 выставка) – Суриков «Боярыня Морозова»

1890 – Ге «Что есть истинка»

1910 – русский авангард (высказался за 6 лет)

Проблемы:

Пополнения в обществе

Правление (оберегали иерархию)

1894 – реформа АХ

К власти приходят передвижники (Ал IIIинициировал)

Реформа АХ 1894:

Реформа заключалась в коренной переработке устава Академии и полном обновлении состава профессоров. Главный удар был направлен на систему академических программ, против которых в 1863 году вспыхнул известный бунт тринадцати конкурентов. Первоначально предполагали вовсе отказаться от программ на заграничные поездки, но в конце концов их удержали, предоставив лишь свободу выбора тем. Академия превращалась в высшее художественное установление, ведающее всей государственной политикой в области изобразительного искусства. Ее роль в искусстве должна была быть аналогичной роли Академии наук в научной области. При этой Академии учреждалось Высшее художественное училище. Звание академика сохранялось, звание профессора упразднялось в своем прежнем значении титула за заслуги и сохранялось только для преподавателей училища. Был составлен список новых академиков, в который вошли все видные передвижники, не имевшие еще этого звания. Старые профессора подлежали увольнению "с пенсией и мундиром", кроме П.П.Чистякова, и предполагалось пригласить новых лиц, также из числа передвижников. Были намечены: репин, Суриков, В.Васнецов, Поленов, Прянишников, Владимир Маковский, Куинджи, Шишкин, Киселев, лошадник и баталист Ковалевский; кроме того скульпторы Беклемишев и Залеманн, гравер Матэ. Суриков, Васнецов, Поленов и Прянишников категорически отказались переехать из Москвы в Петербург, почему их кандидатуры отпали, все же остальные были назначены профессорами и получили в Академии казенные квартиры и личные мастерские. Преподавание делилось на низшее и высшее. Первое сводилось к двум академическим классам - головному и натурному, второе - к специальным мастерским, успешное окончание которых завершалось писанием программной картины на собственную тему и, в случае удачи, поездкой за границу на три года. Гипсовые классы - головной и фигурный - были уничтожены; рисовали и писали только с живых натурщиков. Весь день писали, вечером рисовали. Система медалей была упразднена; ставились только категории за рисунки и этюды; получившие лучшие из них переводились из головного в натурный, из натурного в мастерские профессоров-руководителей. Никакими сроками эти переводы связаны не были, и можно было окончить Академию в шесть-семь лет и в два года. Кроме работ с натуры подавались и эскизы на собственные темы, за которые также ставились категории. Удачные эскизы имели немаловажное значение при переводах. Наряду с этими занятиями по практике рисунка и живописи в программу были включены и курсы по истории искусства, по перспективе, анатомии и т. п.

Наконец в 1894 году была проведена реформа. Активные ее сторонники и проводники - Репин, Куинджи, Шишкин, В. Маковский пришли в Академию в качестве преподавателей. В основе реформы лежала прогрессивная мысль о том, что Академия должна стать не только школой мастерства, но и школой творчества. Новые профессора - руководители мастерских, как предполагалось, должны были прежде всего способствовать развитию творческой индивидуальности учеников. Решено было предоставить учащимся большую свободу творческих поисков, отвести им больше времени для самостоятельной работы. Для этого сократили продолжительность учебного года, который заканчивался отныне не в октябре, как прежде, а в апреле. Кое-что было изменено и в самой системе обучения. В целях более активного развития творческой индивидуальности учеников, например, был упразднен гипсофигурный класс для живописцев, его оставили только для архитекторов. Отменялась и система конкурсных экзаменов на золотую медаль с общей, обязательной для всех темой. Вместо этого учащимся предоставлялось право написать для экзамена картину на любую свободную тему. Руководство творческими занятиями перешло к совету профессоров. В него вошли художники И.Е.Репин, В.Е.Маковский и А.И.Куинджи, скульптор В.А.Беклемишев и гравер В.В.Матэ. Было избрано около шестидесяти действительных членов Академии художеств. Среди них были художники В.М.Васнецов, В.И.Суриков, В.Д.Поленов, скульптор М.М.Антокольский, известные ученые - историк древнерусской культуры И.Е.Забелин, химик Д.И.Менделеев, историк древнерусского искусства Н.П.Кондаков, основатель картинной галереи П.М.Третьяков. Действительные члены Академии имели право присутствовать на собраниях Академии и принимать участие в обсуждении ставившихся там вопросов. Звание почетного члена Академии художеств давали в основном коллекционерам. Так, например, почетным членом Академии был ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский - географ, коллекционер, сенатор, член Государственного совета.

Жанр в период передвижничества:

С 1870-х годов особенность жанра в том, что художники стремятся к развернутому показу: увеличивается масштаб картин

Участники: Крамской, Ге, Перов, Максимов, Савицкий, Мясоедов, Ярошенко, Маковский, Репин, Суриков, Саврасов, Шишкин, Куинджи и так далее.

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики – И.Н. Крамской и В.В. Стасов и свой собиратель – П.М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины XIX в. В это время в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств –также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др.). В квартире Крамского на 17-й линии Васильевского острова они создали нечто вроде коммуны, наподобие описанной в романе Чернышевского, под влиянием которого тогда находилась почти вся разночинная интеллигенция. «Артель» просуществовала недолго. А вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). Это было как бы «хождение в народ» художников. Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г.). Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. В отличие от «Артели» у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX в. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и еще рядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества. В 70–80-х годах к ним присоединились более молодые художники, включая Репина, Сурикова, Васнецова, Ярошенко, Савицкого, Касаткина и др. С середины 80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Поколение «старших» передвижников было в основном разночинным по социальному статусу. Его мировоззрение сложилось в атмосфере 60-х годов. Вождем, теоретиком передвижничества был Иван Николаевич Крамской (1837–1887), в 1863 г. возглавивший и «бунт 14-ти», замечательный организатор и выдающийся художественный критик. Для него, как и для его собратьев по организации, была характерна несокрушимая вера, прежде всего в воспитательную силу искусства, призванного формировать гражданственные идеалы личности и нравственно ее совершенствовать.

Академизм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Жан Огюст Доменик Энгр, 1856, Музей Орсе

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников". В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин "академизм" сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Художники академисты:

  • Жан Энгр
  • Поль Деларош
  • Александр Кабанель
  • Уильям Бугеро
  • Жан Жером
  • Жюль Бастьен-Лепаж
  • Ганс Макарт
  • Марк Глейр
  • Фёдор Бруни
  • Карл Брюллов
  • Александр Иванов
  • Тимофей Нефф
  • Константин Маковский
  • Генрих Семирадский