Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Все пейзажи Сезанна с горой Сент-Виктуар: сюжет длиною в жизнь. Все пейзажи Сезанна с горой Сент-Виктуар: сюжет длиною в жизнь Поль сезанн гора сент виктуар описание

Все пейзажи Сезанна с горой Сент-Виктуар: сюжет длиною в жизнь. Все пейзажи Сезанна с горой Сент-Виктуар: сюжет длиною в жизнь Поль сезанн гора сент виктуар описание

Сент-Виктуар – горный массив недалеко от живописного Экс-ан-Прованса, обрамленный фиолетово-сиреневыми плантациями лаванды и темно-изумрудными хвойными лесами. Впечатляет то, что гора Sainte-Victoire меняет цвет в зависимости от времени суток – от холодного серого до перламутрово-жемчужного.

Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью», изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью.

Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции

Гора Сент-Виктуар расположены в тихом и провинциальном Провансе, пронизанном солнцем и наполненном ароматом лаванды. Горный кряж растянулся на 18 км между двумя департаментами – аристократичным Буш-дю-Рон и колоритным Вар, где любят отдыхать селебрити. Наивысшая точка – пик де Муш, именно его и имеют в виду, указывая 1011 м высоту горного массива.

Северный склон горной гряды изрезан живописными ущельями с забавными названиями: Двери, Хлопушки и Гран-Самбук. На его северо-западной стороне расположен единственный во Франции мраморный карьер, у подножья – два кристально чистых озера: Золя и Бимон.

До 17 века горный массив носил имя Святого Вентура, как и древний храм, построенный в 13 веке практически на самой его вершине. Современное название Sainte-Victoire было дано горам тоже в честь святой обители – Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар – аббатства, построенного в 1656 и на протяжении двух столетий служившего пристанищем для монахов.

На самой вершине горы Сент-Виктуар есть еще одно место, с которым связано несколько легенд. Это «Крест Прованса», установленный на вершине горы в 1875 прованским моряком, как благодарность за свое выздоровление – именно так гласит предание. Крест высотой 19 м прекрасно виден с земли, а восхождение к святыне занимает около четырех часов.

Гора Сент-Виктуар и Пикассо

Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chàteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. Великий кубист, как и Поль Сезанн, попал под магическое очарование прованских гор, побуждающее творить. За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг.

Sainte-Victoire и Поль Сезанн

Великие художники достаточно часто изображали на своих полотнах горные массивы. Но гора Сент-Виктуар, увековеченная на 87 работах Поля Сезанна, – «рекордсмен», вполне достойный Книги Рекордов Гиннеса. Четыре картины великого художника с изображением скал Сент-Виктуар хранятся в российских музеях: две в Государственном музее имени Пушкина, еще две в Эрмитаже.

Справедливости ради надо отметить, что гору Sainte-Victoire изображали Ренуар и Кандинский, но именно Сезанн был тем, кто показал миру ее естественное очарование – мерцание цвета в зависимости от освещения и меняющиеся пейзажи, подчиненные временам года. Во многих полотнах гора – центр экспозиции, в некоторых – лишь фон. На протяжении сорока лет Сезанн рисовал скалы с разных точек, и его изображения никогда не повторялись.

Примечательно, что впервые умиротворяющий пейзаж горы Сент-Виктуар Сезанн создал, будучи в сильной ярости. Причиной послужило известие о том, что в окрестностях Экс-ан-Прованса будут строить железную дорогу. По мнению художника, это полностью нарушило бы очарование пейзажа этой части Прованса. Увы, строительство завершилось, а его начало было ознаменовано картиной «Траншея и гора Сент-Виктуар».

Сезанн всегда рисовал горы Прованса во время пленеров, когда он по нескольку дней жил на фермах, а иногда проводил ночи на сеновалах. Такие «вылазки» длились неделями, и ежедневно Поль рисовал провинциальные пейзажи – мельницы, поля, крестьянские дома и… гору Сент-Виктуар. Массивные глыбы известняка словно притягивали великого живописца, он был просто влюблен в задумчивую и переменчивую красоту этих горных пиков.

Масло или акварель – на любом полотне Поля Сезанна Сент-Виктуар изображен очень точно. На рассвете и в сумерках, летом или зимой – холодно-серый, но очень притягательный Sainte-Victoire – главная идея и основной акцент каждой картины великого постимпрессиониста. Легендарный постимпрессионист прославил гору. Или она запечатлела его имя в истории?


«…1882 год. Вернувшись в Прованс, этот, по существу, единственный край, где Сезанн чувствует себя нормально, с которым прочно и навсегда связан, он в одиночестве будет продолжать поиски, чтобы постигнуть тайны живописи — своей живописи. Здесь, и только здесь, он бывает самим собой. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить», то только здесь, перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Край этот, столько раз исхоженный Сезанном, для него уже не подвержен капризам дней и времен года. При любой перемене погоды, при любой игре света художник видит неизменную сущность провансальской земли с ее скалистыми нагромождениями, ее извечную историю. Эта земля влечет его к себе, побуждает еще полнее выразить свое стремление к созиданию, потребность свести хаотическое мельтешение вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, почти геометрически строгим. Отныне оторванный от парижского общества людей искусства, Сезанн в немом общении с родным краем чувствует, что именно эти требования должны стать основой его искусства. Он не художник Севера и не художник Иль-де-Франса. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена.


…1883 год. «Я по-прежнему работаю, — сообщает Сезанн Золя. — Отсюда открываются прекрасные виды, но это не вполне живописные мотивы. Все же если подняться на закате солнца на вершину холма, то расстилающаяся внизу панорама Марселя и островов, вся залитая вечерним светом, очень эффектна и декоративна». Поскольку Сезанн по возможности избегает вымысла, то ценою кропотливейших поисков он старается найти такие места, откуда намеченные для работы пейзажи сами по себе представляли бы мотив. Область Эстака неотступно владеет мыслями художника. Он хотел бы передать ее красоту — это одна из его самых мучительных забот. Сезанн сомневается, начинает полотна, которые его не удовлетворяют, и тут же отбрасывает их.



Одинокий дом в скалистой пустыне, обрывистый, выжженный солнцем холм, селение, раскинувшееся у его подножия, скалы, нависшие над морем, по очереди завладевают вниманием художника. Но ему по-настоящему хотелось бы соединить в единой небывало прекрасной картине открывающиеся его взору различные элементы: яркую синеву моря, четкие и гармоничные линии массива Марсейейр, ближние домики под черепичными кровлями, листву деревьев, сросшиеся верхушки сосен. Недели, месяцы пишет Сезанн полотно за полотном, силясь скомпоновать все эти элементы, слить их в одно органическое целое, передать их красоту в той живой реальности, которая и делает картину совершенной. Как далек он теперь от импрессионизма! Строгость, скупость, текучая музыка объемов, красочных форм и плоскостей, постепенно отступающих в глубину, отличают его полотна. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности. Мир застыл. Ни дуновения. Вода и листва будто спят каменным сном. Вокруг ни малейших следов присутствия человека. Тишина. Несказанность. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы…» — говорит Сезанн.



1885 год. Сезанн обосновался в Гарданне вместе с Гортензией. Выход «на природу» заставляет Сезанна целые дни проводить вне дома

Гору Сент-Виктуар Поль Сезанн рисовал 87 раз: 44 раза маслом и 43 раза акварелью. Здесь вы увидите 80 работ мастера с сюжетом Сент-Виктуар, включая картины маслом, акварели и рисунки.

Гора Сент-Виктуар (гора Св.Виктории, Montagne Sainte-Victoire) — рекордсмен пейзажей Сезанна. Можно сказать, что в мировой живописи это самый известный и самый дорогой во всех смыслах пейзаж. Возможно, этот сюжет заслуживает записи в рекордах Гиннеса.

Поль Сезанн как раз родился в этих местах, в городе Эксе-ан-Прованс, и потому научившись держать кисть в руках, он зарисовывал единственную достопримечательность городка – гору Сент-Виктуар. И делал это в течение 40 лет. Поэтому среди его работ можно увидеть невероятное количество изображение горы с разных точек и высот, зимой и летом, в непогоду и ясный день, на рассвете и на закате. Нет ни одной повторяющейся картины.

В поисках всех изображений горы Сент-Виктуар

Я не равнодушен к творчеству Сезанна (). Сезанн был явно не равнодушен к этой горе. В общем, мне захотелось увидеть и сравнить все версии и варианты с этим сюжетом.

Я конечно же видел некоторые «горные» работы Сезанна в музеях Москвы, Петербурга, Мюнхена, Вены, Парижа, но не подозревал, что их так много.

К сожалению, я не смог найти ни информационного ресурса, в котором содержались бы все работы Сезанна «с горой», ни даже доступного каталога всех изображений легендарной горы. В результате пришлось заняться поиском и сбором информации самому. Тут уж появился и чисто коллекционный интерес — найти все 87 работ (или сколько получится). В общем, первоначальное желание увидеть и сравнить постепенно переросло в небольшой исследовательский проект с задачей найти и разобраться.

Задача усложнялась отсутствием ее четких границ. Ориентир в 87 работ указан только на сайте Мастерской Сезанна в Экс-ан-Провансе. Другие источники в Интернете утверждает, что мастер написал «более 60 работ с изображением горы Сент-Виктуар». В общем, единого мнения нет.

Как я уже сказал, точный список работ или тематический каталог всех изображений горы также отсутствует, а значит нет и точных названий работ и их датировок. Поиск показал, что не все работы Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар имеют название с упоминанием горы. И наоборот, нашлись работы, на которых не видна гора, но которые почему-то носят название Сент-Виктуар. Кроме того, нужно было учесть, что художник рисовал гору не только маслом, но и акварелью, а также сделал многочисленные наброски карандашом и даже литографии.

Мне бы сильно помогла энциклопедическая работа Lionello Venturi, «Cezanne. Son art. Son oeuvre», I. Paris, 1936, но, к сожалению, я не смог найти этот раритетный текст в онлайне. Если у кого-то есть электронная версия — буду очень признателен.

Первоначальный список из 40-45 работ удалось достаточно быстро сформировать на базе двух авторитетных источников:

  • «Tout l’oeuvre peint de Cezanne» из серии Les classiques de l’art издательства Flammarion.
  • «The Paintings of Paul Cézanne». An online catalogue raisonné under the direction of Walter Feilchenfeldt, Jayne Warman and David Nash

Остальное, пришлось собирать буквально по крупицам (сайты-каталоги музеев, обзоры выставок, статьи искусствоведов, отчеты аукционов, блоги, книги, собственные фото-архивы и т.д.).

В результате мне удалось найти 80 работ Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар (или с названием Сент-Виктуар), пока мои силы не иссякли.

Это пост подводит итог проделанной работы и открывает серию статей (из-за большого объема собранного материала) по общей теме «Сезанн и гора Сент-Виктуар». Впрочем, проект не закончен.

Я постарался выстроить все 80 работ в хронологическом порядке в соответствии с датой их написания. Однако датировки картин Сезанна сильно различаются в зависимости от источника, так что прошу ценителей творчества Сезанна не судить строго за возможные неточности.

В этом посте показаны первые 9 изображений горы Сент-Виктуар.

Гора Сент-Виктуар

Сент-Виктуар (фр. Montagne Sainte-Victoire) - горная гряда на юге Франции, излюбленный пейзажный мотив в творчестве Сезанна. Сложена осадочными породами. Протянулась на 18 км между департаментами Буш-дю-Рон и Вар. Наивысшая точка Пик-де-Муш - 1011 м. Массив является популярным местом для туризма, скалолазания, парапланеризма. Гору окружают сосновые леса и лавандовые поля. В 1656 году здесь построили монастырь Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар, который на протяжении двух веков просуществовал как действующая обитель.

Гора Сент-Виктуар — вид из Les Lauves. Фото — Bob Leckridge

Сент-Виктуар Сезанна: Работы №№ 1-9

Работа № 1

Некоторые источники считают именно эту картину первой, на которой Сезанн изобразил гору Сент-Виктуар. Эта работа относится к романтическому периоду в творчестве Сезанна (1859-1871) с характерными мрачными оттенками.

Я бы сказал, что гора здесь скорее угадывается за облаками на горизонте и является лишь фоном для ручья.


Поль Сезанн — Пейзаж. Гора Сент-Виктуар-1867

Работа №2

На этой картине Сезанн уже четко изобразил силуэт горы Сент-Виктуар, но она все еще является лишь фоном для основного сюжета — в данном случае завода.


Поль Сезанн — Завод рядом с Сент-Виктуар -1867-69.

Работа №3

И вот, наконец, первая полноценное изображение горы Сент-Виктуар!

Как говорят, впервые Сезанн нарисовал гору, будучи в ярости: недалеко от этих мест собирались провести первую железную дорогу и для нее уже прорыли траншею, от котрой художник пришел в ужас. Свою картину он так и назвал: «Траншея и гора Сан-Виктуар». Сезанн протестовал, писал петиции, но бесполезно — железную дорогу построили, и она существует до сих пор. Но на этом история с железной дорогой не закончилась.


Поль Сезанн — La Tranchée avec la Montagne Sainte-Victoire -1870 (Мюнхен, Новая Пинакотека)

Когда город Ницца решил участвовать в борьбе за право называться столицей зимней Олимпиады 2018 года, было принято решение подвести к городу скоростную железнодорожную магистраль из Парижа. Но на пути встала гора. И не просто гора, а знаменитая Сент-Виктуар.

Граждане встали за гору горой. Восемь общественных организаций объединились, чтобы защитить знаменитый пейзаж. Жители города Экс-ан-Прованс собрали 27 000 подписей за пересмотр проекта. Против этих планов категорически выступил правнук знаменитого художника Филипп Сезанн, который заявил, что «проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, - все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом».

Саму гору в конце концов удалось отстоять. Проект железной дороги скорректировали на несколько километров в сторону.

Работа № 4

Это тот случай, когда название картины («Отдыхающие купальщики») не содержит явное упоминание горы Сент-Виктуар, но ее характерные очертания легко угадываются на горизонте.


Поль Сезанн -Bathers at rest — 1876–77

Эта работа относится к периоду импрессионизма в творчестве Сезанна (1872-1877).

Работа №5

Период с 1878 по 1887 в творчестве Сезанна принято называть конструктивистским . Сезанну не важно, что именно рисовать, важно, как будет развиваться тот или иной образ. Поэтому круг его сюжетов очень ограничен. Он выбирает несколько мотивов: гора, карьеры, озеро с купальщиками под горой, развалины Черного замка на фоне сосновой рощи, сами сосны - с этими сюжетами он будет работать на протяжении многих лет.

«…Достаточно привести такие цифры: виды карьеров Бибемю он запечатлел на 11 картинах маслом и 18 акварелях, дом Жаде-Буффан - на 36 картинах и 17 акварелях, Черный замок - на 11 картинах и 2 акварелях. Рекордсмен его пейзажей - гора Сент-Виктуар изображена на 44 картинах маслом и 43 акварелях.Утром и в зной, со стороны карьеров и с юга, в ясную погоду и в дымку писал он этот мотив. В какие-то периоды жизни художник буквально бредит горой, она предстает перед ним как некая загадка, которую он должен разгадать. Будучи на самом деле скалистым, серым массивом, на полотнах живописца гора выглядит радужной и полной цветовых нюансов…»

(по материалам статьи «Посвящение экс-отшельнику», журнал «Вокруг света» , № 10, октябрь 2006)


Поль Сезанн — Vers la montagne Sainte-Victoire 1878–79 (Barnes Foundation, Philadelphia, USA)

Работа №6

В России хранятся 4 картины Сезанна «с горой Сент-Виктуар» — две в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и две в — ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва). Эта картина попала в Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина из собрания И.А.Морозова. Остальные три «российские» версии горы Сент-Викутар смотрите в следующих постах по этой теме.

Данный вариант прославленной Сезанном горы Святой Виктории в окрестностях Экса к 1879-1880 годам: таким образом, эта картина — один из наиболее ранних пейзажей с этим мотивом. Изображен вид на долину близ горы со стороны дороги Валькро, проходившей рядом с поместьем семьи художника.


Поль Сезанн — Равнина у горы Св.Виктории. Вид со стороны Валькро-1879-80 (Музей им. Пушкина. Москва)

Преобладание оранжево – охристых тонов как нельзя лучше передают ощущение знойного летнего полдня. На первом плане отсутствуют детали, поэтому внимание сразу сосредотачивается на очертаниях горы, которая покрыта сиреневой дымкой.

Работа №7

«…Уходы «на природу» долгие дни держат Сезанна вне дома. Он питается на фермах вместе с крестьянами, то тут, то там просится на ночлег, и, если нет свободной кровати, довольствуется сеновалом. Сезанн пишет Гарданн: колокольню, старые мельницы и гору Сент-Виктуар, вершина которой вырисовывается вдали, а основание точно срезано горой Сангль.
Мысли Сезанна неизменно возвращаются к этим оголенным обрывистым утесам, застывшим в своем величии. Их мощную и задумчивую красоту, эту гору, полную света, этот дерзкий поэтический взлет земли и скал художник неустанно пытается запечатлеть на полотне. «Отсюда можно было бы увезти сокровища. Но еще не нашелся выразитель, равный по таланту богатствам, расточаемым землей этого края», – пишет Сезанн Виктору Шоке. Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя. Незыблемость и суровость этой горы, ее мощь и несокрушимость не тронуло время, и она спит безмолвным и вечным сном…


Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire-1883-86

Раньше Сезанн, работая в Эстаке, верный своему мироощущению, хотел сковать море, сделать его поверхность застывшей, лишить ее постоянного движения: он, словно гемму, вставил море в оправу из холмов, придав ему плотность и блеск минерала. Теперь, глядя на эти крутые склоны, Сезанну достаточно постигнуть задачи, которые они ставят перед ним, вникнуть в их сущность, стать как бы плотью от плоти этой горы, чтобы осуществить, наконец, свою мечту о классической ясности, воплощения которой он так мучительно добивается…»

(из книги Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна»)

Работа №8

Сезанн обратил свое внимание на технику акварели в 1860-х годах и стал активно ею заниматься.Акварели Сезанна по своей экспрессии ничуть не уступают его картинам, написанным маслом. На недавнем аукционе в Нью-Йорке акварельный набросок размером с тетрадный листок ушел за 2 миллиона 600 тысяч долларов.


Поль Сезанн — The Valley of the Arc With Viaduct and a Pine Tree (акварель) — 1883-85 (Альбертина,Вена)

Работа №9

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, Сезанн создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.


Поль Сезанн -Гора Сент -Виктуар (акварель) -1887 (Harward Art Museums)

(Продолжение следует)


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1888

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе.


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1890

В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.


Mount Sainte-Victoire and the Viaduct of the Arc River Valley, 1882-85

Большую часть времени своей независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.


Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.


Mount Sainte-Victoire Seen from Gardanne, 1885-86

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета – кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Импрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах Джотто.


Mount Sainte-Victoire and Gardanne, 1886-90



Mount Sainte-Victoire Seen from the Bibemus Quarry, 1897





Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-05



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06





Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1905-06

Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Спасибо за внимание к художнику!

Продолжаю обзор 80 работ Поля Сезанна с сюжетом «Гора Сент-Виктуар».

Предыдущий пост по этой теме .

Конструктивизм Сезанна

…Третий период живописи Сезанна — конструктивистский (1878-1887). В эти годы художник сосредоточивается на конструировании целостного и единого пространства, на поисках новых способов изображения трехмерности мира природы на двумерном холсте, не прибегая к прямолинейной перспективе или, что еще хуже, мнимой перспективе, которой пользовались импрессионисты.

Сезанн делал равнозначным каждый кусочек холста, используя последовательность цветов и форм, которые проходят сквозь все полотно, стягивая его в единое пространство. Он использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска.

Конструктивистский период совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции. Художник лепил форму цветом , подбирая для каждого фрагмента особый тон , и после длительного обдумывания накладывал его отдельным четырёхугольным мазком, которому учился у К.Писарро.

Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций….

Сезанн обладал особым цветовым и пространственным видением , на основе которого создал к 1880 году новую живописную систему , стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления , но конструктивную основу мира . Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы : все линии в пространстве искривлены , предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными , а пространство – сферическим . В классически ясных и спокойных пейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке , а закругляются «как по краю блюдца »; дальние предметы приподнимаются и увеличиваются.

Гора Сент-Виктуар: работы Сезанна №№ 10-23

Работа №10

«…Так же как в личной жизни сюжет «отец-сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. От его раннего творчества осталось очень немного композиций и набросков на мифологические темы. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Сезанн обретет себя только тогда, когда поймет, что смысл его работы в поиске нового видения природы как таковой. Где же он берет эту природу? Разумеется, в родном Провансе. Маршрут «Париж - Экс» становится для него также постоянным.

Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue de Montbriand-1885-87

Он возвращается сюда из лета в лето, бродит по карьерам Бибемю (Bibemus), обходит гору Сент-Виктуар, посещает маленькие городки и деревни вокруг, насыщается образами местной природы, концентрированными, наполненными энергетикой. Его пейзажи Прованса залиты солнцем. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы… - писал Сезанн. - Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной. Меня мучит острое ощущение оттенков. Я и мое полотно - мы одно целое. Я прихожу на мотив и теряюсь в нем. Солнце мягко пронизывает меня, словно далекий друг, который подогревает мою разнеженность, оплодотворяет ее. Мы даем всходы…».


Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue à travers l’allée des marronniers au Jas de Bouffan — 1885 (Minnéapolis, USA)

Работа №14

…Чрезвычайно показательно построение первого плана в картинах Сезанна, который как бы проваливается куда-то вниз и живописно построен так, что перестает быть опорой глазу зрителя, да и следующим пейзажным планам. Пространственные «ступени» здесь расположены неравномерно. Первый план резко сокращается и уходит вниз. Последний, далеко отступив к горизонту, мощно замыкает его, не оставляя тех далеких просветов, которые так любил Пуссен. А средний план становится непропорционально глубоким, вместительным, развернутым. И все они теряют искусственную спрямленность. Передний план сбегает вниз, средний будто прогибается под своей тяжестью. Задний план громоздится горами, вспухает крутящимися объемами и как бы вдвигается, вдавливается в средний, будто силясь смять его или увлечь за собой ввысь. Возникают то выгибающиеся, дископодобные поверхности, то нечто вроде вогнутой чаши гигантской вместимости…


Поль Сезанн -Пейзаж с виадуком на фоне горе Сент-Виктуар-1882-85 (Metropolitan Museum, New York)

Так можно увидеть ландшафт только с очень большой высоты, например, с еще не существующего во времена Сезанна аэроплана, откуда уже уловима планетарная кривизна земной поверхности…

(по материалам книги В.Прокофьева «Постимпрессионизм»)

Работа № 15

Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: «Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает. Эти гигантские глыбы образовались из огня. В них до сих пор бушует огонь…»


Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire — 1885-88 (Amsterdam, Stedelijk Museum)

Работа № 16

…В пейзажах всего Нового времени вплоть до импрессионистов царило равновесие планов, цветовых и пластических масс. Чем дальше располагался план, тем более легким он должен быть, что и соотвествует условностям нашего зрительного восприятия мира в свете и воздухе. Первый план мы видим плотным и весомым, землистым; второй -вбирает зелень листвы, светлеет, задершивается легкой воздушной дымкой; третий — окрашивается небесной голубизной, сливается с небом. Первый план -прочная опора для второго, второй — для третьего.

У Сезанна тоже присутствует трехцветная разбивка пространства от первого плана в глубину. Но в тоне все решается иначе, в результате чего привычные закономерности выворачиваются наизнанку.


Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана-1885-86 (Washington, National Gallery)

Первый план высветляется, впитывая золотистость солнечного света. И эта высветленность лишает его весомости, достаточной для того, чтобы служить зрительной прочной опорой для двух других.

Второй план, ослабевая по цвету, становится, однако, интенсивнее тону — в нем усиливается синева или вспыхивает оранжевость. А кроме того, он и пишется энергично сдвигающимися мазками, лепится и заполняется кристаллическими, граненными формами.

Голубизна третьего обретает лилово-фиолетовые оттенки, а формы становятся сплавленными, лавообразными. Задние планы давят на передний. Широкий средний план подвергается давлению и спереди и из глубины…

Работа № 17

…В этом полотне гора изображена в начале осени, просто много золотисто жёлтого вокруг, а это, скорее всего осень. Обратим внимание и на то, как он изображает гору: мягкими плавными линиями. Нет резких переходов, а всё как-то плавно и изящно. Грубыми смотрятся дома, они как-то твёрдо прямоугольные излишне подчёркнуты…


Поль Сезанн-La Montagne Saint-Victoire 1885-87 (Barnes Foundation)

Автор так же даёт нам понять, что действо происходит, скорее всего, перед закатом, потому и тени от деревьев и от домов, потому и совершенно иное освещение горы. Но при этом всё в мягких золотисто-зелёных тонах и потому ничего тревожного – одно позитивное чувство – покой. Причём такой покой, который умиротворяет, который вдохновляет на позитивное мышление. На полотне нет ещё той особой осенней тоски, а значит, Сезанн тогда думал о чём то хорошем. Ведь говорят же, художник пишет только то, о чём думает…

Работа №18

В 1895 году Камилл Писарро в одном из писем сыну Люсьену описывал свои впечатления от посещения выставки Сезанна: «Я думал о выставке Сезанна, где есть восхитительные вещи: натюрморты, безукоризненные по законченности; другие, очень проработанные, и всё же брошенные не конченными, ещё более прекрасные, чем первые; пейзажи, обнажённые, портреты, хоть не доведённые до конца, но действительно грандиозные и необыкновенно живописные, необыкновенно пластичные… Почему? Потому что в них есть ощущение!..

Интересно, что в то самое время, когда на выставке Сезанна я восхищался этим удивительным и ошеломляющим характером его работ, которые меня привлекают уже много лет, появился Ренуар. Моё восхищение ничто перед восхищением Ренуара. Даже Дега, и тот подпал под чары дикой и в то же время утончённой натуры Сезанна, также как Моне и все мы. Неужели мы ошибаемся? Не думаю…

Ренуар верно говорит, что в картинах Сезанна есть что-то аналогичное фрескам Помпей, таким архаичным и таким великолепным».


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire avec viaduc (Акварель) -1885-87

Работа №19

«Вот каков был состав палитры у Сезанна в тот год, когда я с ним виделся в Эксе» — пишет в своей статье Эмиль Бернар:

  • Желтые
    Блестящая желтая
    Неаполитанская желтая
    Хром желтый
    Охра желтая
    Сиена натуральная
  • Красные
    Киноварь
    Охра красная
    Сиена жженая
    Краплак
    Кармин
    Жженый лак

Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар со стороны Гарданн-1885-86
  • Зеленые
    Поль Веронез
    Изумрудная зеленая
    Зеленая земля
  • Синие
    Кобальт
    Ультрамарин
    Прусская синяя
    Персиковая черная

Работа №20

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри.


Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire vue du Pont de Bayeux à Meyreuil -1886–88 (Washington, USA)

Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость

Работа №21

«Я пытаюсь передать перспективу исключительно с помощью цвета, говорил Сезанн немецкому коллекционеру, который посетил его в Эксе. Главное в картине — это найти верную дистанцию. По этому признаку определяют талант художника».


Поль Сезанн — Maison devant La Sainte -Victoire pres de Gardanne -1885-86 (Indianapolis, Herron Museum of Art, USA)

Используя в качестве примера один из своих пейзажей, он обводил пальцем границы различных планов и точно показывал, где ему удалось передать глубину; там же, где решение еще не было найдено, там цвет по-прежнему оставался только цветом, не становясь выражением пространства.

Работа №22


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire-1885-87

Я смог найти только черно-белый вариант этой работы. Буду признателен, если кто-то сможет прислать цветную версию.

Работа №23

Акварельный этюд знаменитой «Горы Сент-Виктуар с большой сосной». Окончательный вариант картины маслом на холсте смотрите в следующем посте.


Поль Сезанн La Vallée de l’Arc (Акварель)-1886-87

(Продолжение следует)