Волнухин Сергей Михайлович
(1859-1921), русский скульптор. Учился в МУЖВЗ (1873-86); преподавал там же (1895-1918). Был близок к передвижникам. Автор портретов П. М. Третьякова (бронза, 1899), А. М. Корина (гипс, 1902; оба - в ГТГ), памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве (бронза, открыт в 1909). В 1918 участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Ученики: Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, Конёнков С. Т. и др.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
Биографический словарь
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
РАТОВ Сергей Михайлович наст. фам. Муратов;? – 12.8.1924Актер, режиссер, театральный критик, педагог. На сцене с 1890-х годов. Роли: Аким («Власть тьмы» Толстого), Расплюев («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина), Робинзон («Бесприданница» Островского), Лемм («Дворянское гнездо»
РОМАНОВИЧ Сергей Михайлович 30.8(11.9).1894 – 21.11.1968Живописец, график, скульптор. Друг М. Ларионова и Н. Гончаровой. Участник выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914), «Маковец» (1922) и др.«Для меня ясно, что искусство может развиваться лишь в том случае, когда человек,
ЭЙЗЕНШТЕЙН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (род. в 1898 г. – ум. в 1948 г.) Советский режиссер театра и кино, художник, теоретик искусства, педагог. Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии СССР. Создал новый метод – «монтаж аттракционов»,
ШПИГЕЛЬГЛАС Сергей Михайлович Родился 29 апреля 1897 года в местечке Мосты Гродненской губернии в семье бухгалтера. После окончания 1-го Варшавского реального училища поступил на юридический факультет Московского университета. В 1917 году с третьего курса был призван в
Сережа, Сергей, Сергей Михайлович Когда я мысленно перебираю все свои встречи с ним и его творческую жизнь, передо мной встают как бы три разных Эйзенштейна.Первый - это Сережа Эйзенштейн, мальчик с огромной стриженой головой, бегавший аз коротеньких штанишках.Второй -
Смоленский Сергей Михайлович Родился в 1911 году в гор.Чемеркино Волоконовского района Белгородской области. До призыва в Советскую Армию работал на шахте № 2 треста «Узловскуголь» Тульской области. С марта 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. В 1943 году при
Чижов Сергей Михайлович Родился в 1912 году в деревне Высокое Сафоновского (ныне Ефремовского) района Тульской области в семье крестьянина. Участвовал в обороне Тулы, Сталинграда, в наступательных боях по освобождению советской земли от гитлеровских захватчиков. Звание
ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович князь;4(16).5.1860 – 25.10.1937Театральный деятель, художественный критик, мемуарист («Мои воспоминания»). Директор Императорских театров в 1899–1901. Публикации в журналах «Вестник Европы», «Мир искусства», «Аполлон» и др. Сочинения «Очерки русской
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович 13(25).10.1885 – 2.3.1942Поэт, литературный критик, переводчик, мемуарист. Публикации в журналах «Весы», «Золотое руно», «Вопросы жизни», в сборниках «Свободная совесть». Поэтические книги «Цветы и ладан. Первая книга стихов» (М., 1907), «Crurifragium. Поэмы и
ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович 8(20).6.1892 – 9.8.1939Поэт, драматург. Публикации в журнале «Творчество». Стихотворные сборники «Железная пауза» (Владивосток, 1919), «Путевка» (Чита, 1922), «Ясныш» (Чита, 1922), «Итого» (М., 1924), «Октябревичи» (Л., 1924). Пьесы «Слышишь, Москва?!» (1924), «Противогазы»
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ БЕЛЯЕВ Родился 9 (22) января 1883 года в Москве в семье священника.Сменил множество профессий. Даже был певчим в храме, суфлером.Окончил Юрьевский (Тартуский) университет – медицинский факультет. Всю жизнь занимался врачембной деятельностью, что не мешало
Сергей Михайлович СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1869-1918), ген.-адъют., ген.-от-арт. по гв. кон. арт., внук имп. Ник. I, 5-й сын в. кн. Мих. Ник. и Ольги Фед. и дв. дядя Ник. II. С 1904 инсп. и с 1905 ген.-инсп. всей артиллерии, 1915-1917 полевой ген.-инсп. артиллерии при верх. главноком. I, 71. II, 209. IV, 521. V, 332. VI, 281, 282,
Шахрай Сергей Михайлович Биографическая справка: Сергей Михайлович Шахрай родился в 1956 году в Симферополе. Образование высшее, окончил Ростовский государственный университет.До 1990 года работал заведующим лабораторией в Московском государственном университете. В 1990
Шейдеман Сергей Михайлович Родился 18 августа 1857 года в семье обедневших дворян Орловской губернии. Образование получил в Петровской Полтавской военной гимназии и Михайловском артиллерийском училище, которое окончил в 1877 году, произведен в подпоручики. В составе 12-й
Сергей Михайлович Волнухин (1859-1921) - русский скульптор.
С начала 1890-х годов Волнухин выступал в жанре скульптурного портрета - «Актёр П. А. Хохлов в роли Евгения Онегина» (1891, гипс, Музей ГАБТа). Он является автором портретов П. М. Третьякова (бронза, 1899), коллекционера И. Е. Цветкова («Любитель», бронза, 1900) и А. М. Корина (гипс, 1902) - оба находятся в Третьяковской галерее . Им созданы портретные фигуры художника С. В. Иванова (1901), писателей Н. В. Гоголя (1901) и Т. Г. Шевченко (1913-1914). Самой известной его работой является памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве (бронза, открыт в 1909).
11 февраля 1911 года в Саратове был торжественно открыт памятник Императору Александру II работы С. М. Волнухина (в 1918 году памятник был демонтирован).
В 1918 году участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды - в 1918 году выполнил памятник Т. Г. Шевченко на Рождественском бульваре у Трубной площади (не сохранился).
Он не «натаскивал» своих учеников, а развивал в них чувство гармонии, самостоятельности и прежде всего ценил глубину мысли. В каждом из нас он старался найти и развить природное дарование; бережно относился к росткам таланта и самобытности. А главное, учил не быть белоручками.
- / Конёнков С. Т. Слово к молодым. - М.: «Молодая Гвардия», 1958. - 146 с.
В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
Русский скульптор, выдающийся педагог; один из основоположников символизма и модерна в русской скульптуре. Член петербургской Академии Художеств (1910).
Сергей Михайлович Волнухин родился в Москве, в купеческой семье. Почти всю свою творческую жизнь скульптор провел в Москве, в которой жил, работал и был связан с ее главным учебно-художественным центром – Московским училищем живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился (1873–1886), и преподавал (1894–1918). Учился Волнухин сначала на архитектурном отделении, затем на живописном у В. Г. Перова, а позднее у скульптора С. И. Иванова. В 1882 году на год прервав занятия в училище, Волнухин совершенствовал свое искусство в стенах Петербургской АХ, где получил малую золотую медаль за скульптурный этюд с натуры «Лошадь» (1882), а в 1886 году – звание неклассного художника.
Одновременно с самостоятельной творческой работой в области скульптуры С. М. Волнухин начал и педагогическую деятельность. Сразу же по окончании МУЖВЗ он преподавал в городских училищах и в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В эти же годы (1887–1893) выполнял модели для художественных изделий мелкой пластики. Занимался декоративной лепкой по заказам московских архитекторов и для фабрики М.П. и А.П. Овчинниковых, выполняя жанровые статуэтки и аллегорические композиции.
Позднее определились два основных жанровых направления в работе скульптора: небольшие статуэтки камерно-бытового характера, часто портретные, и портретные бюсты. Среди первых особенно интересны портретные фигуры художников С. В. Иванова (1901), А. М. Корина (1902), писателей Н. В. Гоголя (1901), Т. Г. Шевченко (1913–1914), статуэтка «Читающий татарин» (начало 1900-х). Среди бюстов наиболее известен портрет П. М. Третьякова (1899), выполненный вскоре после кончины основателя знаменитой галереи.
Но главным образом Сергей Волнухин прославился как автор памятника первопечатнику Ивану Федорову (открыт в 1909), ставшего характерной достопримечательностью Москвы. Основатель книгопечатания в России представлен за работой, держащим в руках оттиск листа первой русской напечатанной книги «Апостол». Как и жанровые статуэтки Волнухина, памятник имеет камерно-бытовое звучание, но у него более обобщенные, пластически ясные и ритмически организованные формы.
В 1910 году С. М. Волнухин получил звание академика. Свыше двадцати лет (1895–1918) руководил скульптурной мастерской в МУЖВЗ, с 1917 по 1921 год преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) и московском ВХУТЕМАСе. Он внес значительный вклад в развитие русской скульптуры как педагог. Воспитал ряд известных в будущем мастеров, таких скульпторов как Н. А. Андреев, А. С. Голубкина , Н. С. Гончарова, В. Н. Домогацкий, С. Т. Конёнков , Б. Ю. Сандомирская и другие. О нём тепло отзывались его ученики, так вспоминал Волнухина знаменитый скульптор Конёнков: «Он не «натаскивал» своих учеников, а развивал в них чувство гармонии, самостоятельности и прежде всего ценил глубину мысли. В каждом из нас он старался найти и развить природное дарование; бережно относился к росткам таланта и самобытности. А главное, учил не быть белоручками».
В 1918 году скульптор участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды – в 1918 году выполнил памятник Т. Г. Шевченко на Рождественском бульваре у Трубной площади.
Творчество С. М. Волнухина представлено в крупнейших российских музеях: Третьяковская галерея (ГТГ), Русский музей (ГРМ).
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сергей Михайлович Волнухин (1859-1921) - русский скульптор.
Родился 8 (20) ноября 1859 года в Москве, в купеческой семье. В 1873-1886 годах учился (с перерывом) в МУЖВЗ: сначала - на архитектурном отделении, некоторое время - на живописном у В. Г. Перова, и, наконец, - на скульптурном отделении у С. И. Иванова. В 1881 году окончил курс наук, и за скульптуру «Мальчик» (гипс) получил большую серебряную медаль. Получив в 1886 году диплом на звание классного художника по скульптуре стал преподавать в московских городских училищах и в училище изящных искусств Гунста. В 1887-1893 годах выполнял модели для художественных изделий мелкой пластики и заказы на декоративные лепные украшения. Свыше двадцати лет (1895-1918) Волнухин руководил скульптурной мастерской в МУЖВЗ, в 1917-1921 годах преподавал в ГСХМ - Вхутемасе - Вхутеине. С 1910 года С. М. Волнухин - академик Императорской Академии художеств.
С начала 1890-х годов Волнухин выступал в жанре скульптурного портрета - «Актёр П. А. Хохлов в роли Евгения Онегина» (1891, гипс, Музей ГАБТа). Он является автором портретов П. М. Третьякова (бронза, 1899), коллекционера И. Е. Цветкова («Любитель», бронза, 1900) и А. М. Корина (гипс, 1902) - оба находятся в Третьяковской галерее. Им созданы портретные фигуры художника С. В. Иванова (1901), писателей Н. В. Гоголя (1901) и Т. Г. Шевченко (1913-1914). Самой известной его работой является памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве (бронза, открыт в 1909).
11 февраля 1911 года в Саратове был торжественно открыт памятник Императору Александру II работы С. М. Волнухина (в 1918 году памятник был демонтирован).
В 1918 году участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды - в 1918 году выполнил памятник Т. Г. Шевченко на Рождественском бульваре у Трубной площади (не сохранился).
Его ученики: Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Т. Конёнков и др.:
Он не «натаскивал» своих учеников, а развивал в них чувство гармонии, самостоятельности и прежде всего ценил глубину мысли. В каждом из нас он старался найти и развить природное дарование; бережно относился к росткам таланта и самобытности. А главное, учил не быть белоручками.
У истоков творчества / Конёнков С. Т. Слово к молодым. - М.: «Молодая Гвардия», 1958. - 146 с.