Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » VI Съезд народных депутатов. Первые съезды народных депутатов ссср

VI Съезд народных депутатов. Первые съезды народных депутатов ссср

В январе-марте 1989 г. в стране проходила предвыборная кампания в ходе, которой выдвигались кандидаты в народные депутаты СССР. 26 марта состоялись выборы. Они, несмотря на отдельные недостатки и нарушения, были самыми демократическими за всю предшествующую историю страны. Впервые за многие десятилетия советский народ получил возможность выбирать своих представителей в высший орган власти из нескольких претендентов. В округах, где в соответствии с советской традицией выдвигалась одна кандидатура, она часто не набирала необходимого количества голосов. При этом избиратели подчас отвергали не кандидата, а сам принцип выборов без выбора. В некоторых округах было зарегистрировано более десятка кандидатов.

При проведении выборов наблюдалось явление, обозначенное в пуб-лицистике как «феномен Ельцина». Б.Н. Ельцин был выведен из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и снят с должности первого секретаря Московского горкома партии за критические замечания, высказанные им в адрес партийного руководства на Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Тем не менее, он выставил свою кандидатуру на выборах и, несмотря на мощное противодействие со стороны партийной прессы официальных партийно-государственных органов, одержал убедительную победу. За него проголосовало более 80% избирателей москвичей. Чем сильнее выступали против него коммунистические руководители, тем большей популярностью пользовался он в массах.

25 мая 1989 г. I-й Съезд народных депутатов СССР начал свою работу. Он вызвал огромный интерес в советском обществе. Страна буквально припала к телевизорам и радиоприемникам. Люди, идущие по улице, приставив к уху транзистор, не вызывали ни малейшего удивления прохожих. Всем было ясно - человек слушает Съезд.

На первых съездах народных депутатов СССР оформились полити-ческие фракции, то есть группы депутатов, объединенных для выражения интересов определенных социальных или профессиональных слоев насе-ления, для защиты тех или иных политических идей и решений.

Таким образом, к началу 1989 г. В СССР сложилась необычайно благоприятная социально-политическая ситуация и для перехода к рынку, и для развития государственного федерализма. Подписание нового Союзного Договора, на чём настаивали тогда республики Прибалтики, позволило бы не только перейти к осуществлению назревших политических и экономических реформ, но и сохранить единое государство.2

Межрегиональная депутатская группа, представлявшая оппозиционное меньшинство, объединила депутатов демократического направления. Ее лидерами являлись А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова. Группа выступала за радикальные реформы как в области экономики, в частности за введение частной собственности, так и в политической жизни.

Депутатская группа «Союз» во главе с Ю.В. Блохиным, Е. Коганом, полковником Н. Петрушенко и В. И. Алкснисом выступала за сохранение СССР против права народов, входящих в него, самим решать свою судьбу.

В аграрную группу входили руководители колхозов, совхозов, сельскохозяйственных бюрократических учреждений. Депутаты-аграрники требовали все новых и новых миллиардных вливаний в колхозный строй, доказавший свою неспособность обеспечить продовольственные потребности страны. Депутатская группа «Жизнь» решила отстаивать интересы женщин и детей. Были образованы и другие группы.

Верховный Совет СССР, работавший в промежутках между съездами народных депутатов, принял ряд важных новых законов: о въезде и выезде советских граждан за рубеж, ликвидировавший «железный зановес», об общественных организациях, постановления, определившие экономическое развитие страны.

Наиболее значимым, с точки зрения проводимых в стране реформ, стал внеочередной III-й Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в марте 1990 г. На нем М. С. Горбачев был избран президентом СССР. Фактически это явилось началом ликвидации государственной системы Советской власти, которая, как вы помните, не предусматривала пост президента страны как главы государства. На III съезде в Конституцию было внесено дополнение, по которому президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако тут было сделано исключение. М. С. Горбачев был избран на съезде народных депутатов. По новому закону президент выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Президент представлял Верховному Совету СССР на утверждение кандидатуры высших государственных чиновников, в первую очередь председателя Кабинета министров, главы правительства. Им, по настоянию М. С. Горбачева, стал Валентин Павлов. Несколько позже была введена должность вице-президента, который должен был замещать Президента в его отсутствие и выполнять отдельные функции президента страны. Вице-президентом, опять-таки по настоянию М.С. Горбачева, стал бесцветный функционер Геннадий Янаев.

Ш-й Съезд народных депутатов СССР отменил бою статью Кон-ституции СССР 1977 Г., которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.

С целью сохранения политических основ государства было принято решение о изменении структуры власти, её возвращении к «ленинским идеалам». В июне-июле 1988 г. было принято решение о создании двуступенчатой ситемы власти:

1) Съезд народных депутатов из 2250 чел;

2) избираемый Съездом и обновляемый каждый год на 1/5 Верховный Совет СССР (554 чел.). (

1 Съезд нар. деп. СССР – май-июнь 1989 г. (Выбраны Предс. През. ВС СССР – М.С.Горбачёв; Предс. Сов. Мин. – Н.И.Рыжков; впервые возникла официальная оппозиция «межрегиональников», впервые ежедневная трансляция всех заседаний).

2 Съезд нар. деп. СССР – ноябрь 1989 г. (полит. пропагандистские решения: произошла открытая перепалка ак. Сахарова и М.С.Горбачёва, осуждён пакт с Германией 1939 г., был обсуждён, но так и не принят план XIII пятилетки, осуждён ввод войск в Афганистан).

3 внеочередной Съезд нар. деп. СССР – март 1990 г.(отменил 6 ст. Конституции, избрал первым През. СССР М.С.Гобачёва, отказался признавать выход Литвы из состава СССР).

4 Съезд нар. деп. СССР – декабрь 1990 г. На съезде впервые был поставлен вопрос об отставке М.С.Горбачёва. Примечательно, что этот вопрос был сформулирован представителем КПСС. Однако уже вскоре Верховный Совет предоставил М.С.Горбачёву чрезвычайные полномочия.

Последний Съезд КПСС – XXVIII-ой, июль 1990 г. На съезде из партии вышли Ельцин, Попов, Собчак. К концу 1990 г. КПСС сократилась на треть. Число членов партии снизилось до 15 млн. М.С.Горбачёв предложил создать Союз Северных Государств.

Парад суверенитетов.

Процесс распада СССР начался с началом процесса распада КПСС. В 1989 г. компартия Литвы вышла из состава КПСС. В эти же годы, с мая 1988 г. по январь 1991 г. были приняты декларации о независимости или суверенитете во всех союзных и автономных республиках. Но Прибалтика пошла дальше. 11 марта 1990 г. Литва приняла Акт о восстановлении государственной независимости. Вскоре, 12 июня 1990 г. на Первом Съезде нар. деп. РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Были заключены двусторонние договоры с прибалтийскими республиками. Вскоре, через четыре дня, такая же Декларация была принята Украиной. В октябре 1990 г. Ельцин объявил о неподчинении РСФСР союзным органам власти и о начале проведения собственного курса реформ. Это решение было закреплено законодательно.

Вскоре подобные Декларации были приняты в автономных республиках РСФСР (в Якутии, ТАССР, Чечне, Башкирии).

Ново-Огарёвский процесс.

24 июня был опубликован проект нового союзного договора. Однако от его обсуждения отказались республики Прибалтики. Негативное отношение к договору высказали западные области Украины, Молдавии. Подобные настроения царят в Азербайджане, Грузии, Армении.

17 марта на референдуме о существовании СССР была высказана поддержка союзному государству (76%). 24 апреля в Ново-Огарёве был подписан предварительный договор «9+1». Подписание нового союзного договора было намечено на 21 августа. Новое государство должно было стать конфедерацией. Новым Президентом должен был стать Горбачёв, премьер-министром – Назарбаев.

Накануне подписания договора М.С.Горбачёв уехал в отпуск на гос. дачу Форос в Крыму.

Распад СССР.

ГКЧП.

19 августа 1991 г. в 6 часов утра было заявлено о создании о создании ГКЧП. Вице-президент СССР Г.И.Янаев заявил о временном принятии на себя функций главы государства. Это объяснялось болезнью М.С.Горбачёва.

В состав Комиссии вошли премьер-министр В.С.Павлов, мин. обороны маршал СССР Д.Т.Язов, предс. КГБ В.А.Крючков, мин. вн. дел Б.К.Пуго и др. Обстоятельства создания ГКЧП плохо выяснены. Вероятно, в этом были заинтересованы все стороны этого процесса, как те, кто вошёл в состав Комиссии, так и те, кто был на время отстранён от власти. Действия Комиссии соответствовали плану, утверждённому М.С.Горбачёвым еще весной 1991 г. На встрече в Форосе членов Комиссии с Президентом СССР Горбачёв не выступил против мер ГКЧП, не отстранил их от власти и даже пожал им руки.

Свои действия члены Комиссии мотивировали несоответствие будущего договора нормам Конституции СССР, опасностью срыва мероприятий, намеченных на 21 августа (Украина, например, колебалась), желанием предовратить распад СССР. Однако действия Комиссии были плохо скоординированы. В Москву были введены войска, но им не отдали ясных приказов, не объяснили смысл их нахождения, не выдали боеприпасы. В это же время ВС РСФСР начал переподчинение армии, однако никто этому не противился. Высший командный состав и командиры воинских частей стали изменять присяге, признав главнокомандующим Б.Н.Ельцина. Продолжалось снабжение и обеспечение деятельности правительства РСФСР. Комиссия мобилизовала армию, но ввести в Москву верные присяге части и формирования на базе военных училищ, поддержавших ГКЧП так и не решилась. В Москве и Ленинграде начались массовые митинги. Стихийно строились баррикады. На импровизированные места сбора оппозиционной молодёжи и горожан ввозились бесплатные продукты, спиртное, вода.

20 августа Б.Н.Ельцин издал Указ о запрещении деятельности КПСС. Намеченный на 20-21 августа Пленум так и не состоялся.

К 21 августа оппозиционеры взяли инициативу в свои руки. В ночь с 21 на 22 в Москву вернулся Президент СССР. 23 августа на заседании ВС РСФСР М.С.Горбачёв подтвердил законность всех Указов Б.Н.Ельцина.

К 26 августа все члены ГКЧП были арестованы, здания партии отобраны. Миршал Ахромеев, управ. делами ЦК КПСС Кручина, мин. вн. дел Пуго покончили жизнь самоубийством. Язов отказался от помилования и добился суда. Суд признал действия членов ГКЧП законными, а действия членов ГКЧП оправдал.

2 сентября М.С.Горбачёв заявил о подготовке нового союзного договора, призванного создать Союз Суверенных Государств на конфедеративной основе. В эти же дни состоялся последний Съезд нар. депутатов СССР. Были принята программа новой государственного устройства на переходный период и создан Государственный Совет.

Первым решение Гос. Совета стало признание независимости Прибалтийских республик. В августе-сентябре о независимости заявили Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Туркменистан. А 25 ноября члены Госсовета отказались подписать написанный при их же участии договор.

1 декабря Украина заявила о своей полной независимости, а через 2 дня была признана РСФСР в качестве самостоятельного государства. А уже 8 декабря в условиях секретности на даче «Беловежская Пуща» были признаны распад СССР и подписан договор о создании СНГ. Уже через несколько дней не смотря на заявлении М.С.Горбачёва, решения беловежского соглашения были ратифицированы ВС республик. Ещё некоторое время против распада СССР высказывался Назарбаев. 25 декабря М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР. Б.Н.Ельцин прекратил полномочия депутатов ВС СССР, над Кремлём подняли флаг России.

Распад советской системы произошёл позже, в 1993 г. во время противостояния Президента России и ВС РСФСР. Суд признал действия Б.Н.Ельцина противоправными. Однако в политическом противостоянии победил Президент. Новая конституция РСФСР создала новые органы власти, полностью ликвидировав советскую форму народовластия.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 90-х годов XX в.

Страны соц. содружества.

После смещения Н.С.Хрущова новое правительство начало курс на ликвидацию проблем, возникших в период прежнего периода правления. Предстояло нормализовать отношения с Румынией, Китаем, восстановить отношения с США и со странами «третьего мира». Предстояло справиться с угрозой распада соц.лагеря.

Важнейшими событиями этого периода стали

1) ввод войск ОВД в Чехославакию (1968 г.);

2) военное столкновение с Китаем на о. Даманский (1969 г.);

3) участие в военных конфликтах во Вьетнаме (60-ые гг.), Индии, Ближнем Востоке, Ливане и Сирии (70-ые гг.), Египте (1948-1949, 60-ые гг.);

4) участие в Хельсинском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973-1975 гг.);

5) расширение СЭВ за счёт Вьетнама и Кубы, заключены соглашения с Югославией, Финляндией, Ираном, Мексикой, Никарагуа

6) подписание с США договоров ПРО, ОСВ 1 и ОСВ 2 (1972 г.);

7) участие в польском полит. кризисе первой половины 80-ых годов (ген. В.Ярузельский);

На втором этапе предполагалось решить вопросы статуса союзных республик и автономных образований, расширения их прав в политической, социально-экономической и культурной жизни, упрочения на этой основе федеративного государства. Реорганизация власти на местах, образование полновластных органов местного самоуправления должны были составить третий этап политической реформы.

Съезд Народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР.

С 29 ноября по 1 декабря 1988 года проходила внеочередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, на которой были приняты законодательные акты, послужившие основой для коренного обновления политической системы страны.

1 декабря 1988 года Верховным Советом СССР приняты законы об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и о выборах народных депутатов СССР.

Постановление Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года №9856-Х1 «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства» определило три этапа политической реформы. Основным содержанием первого этапа реформы должно было стать обновление структуры Советов народных депутатов всех уровней, порядка формирования и деятельности высших органов государственной власти СССР, избирательной системы. На втором этапе предполагалось решить вопросы статуса союзных республик и автономных образований, расширения их прав в политической, социально-экономической и культурной жизни, упрочения на этой основе федеративного государства. Реорганизация власти на местах, образование полновластных органов местного самоуправления должны были составить третий этап политической реформы.

Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР определил, что единую систему представительных органов государственной власти страны составляют Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов и Верховные Советы союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов. Срок полномочий Советов народных депутатов всех уровней - пять лет.

Высшим органом государственной власти СССР являлся Съезд народных депутатов СССР. Съезд состоял из 2.250 депутатов, которые избирались в следующем порядке:

750 народных депутатов СССР - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 народных депутатов СССР - от национально-территориальных избирательных округов по определенным Конституцией СССР нормам;

750 народных депутатов СССР - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относились:

Принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

Принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

Определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

Определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

Утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

Избрание Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР и его Первого заместителя;

Утверждение Председателя Совета Министров СССР и руководителей союзных контрольных и судебных органов;

Избрание Комитета конституционного надзора СССР;

Отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

Принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР созывался Верховным Советом СССР. Заседания Съезда должны были проводится не реже одного раза в год. Съезд народных депутатов СССР принимал законы СССР и постановления.

Постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, который избирался тайным голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом и был ему подотчетен.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу и равноправных.

Совет Союза избирался из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе.

Совет Национальностей избирался из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по определенным Конституцией СССР нормам.

Съезд народных депутатов СССР должен был ежегодно обновлять одну пятую часть состава Совета Союза и Совета Национальностей.

Верховный Совет СССР ежегодно созывался Президиумом Верховного Совета СССР на очередные (весеннюю и осеннюю) сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Сессия Верховного Совета СССР состояла из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР обладал следующими полномочиями:

Назначал выборы народных депутатов СССР и утверждал состав Центральной избирательной комиссии по выборам;

Назначал Председателя Совета Министров СССР и утверждал состав Совета Министров СССР;

Образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты СССР;

Образовывал Совет обороны СССР и утверждал его состав, назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР;

Избирал высшие контрольные и судебные союзные органы;

Устанавливал основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

Осуществлял на всей территории СССР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, порядка реализации конституционных прав свобод и обязанностей граждан, а также других отношений;

Давал толкование законов СССР;

Устанавливал общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

Определял основы правового статуса общественных организаций;

Утверждал государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР и утверждал отчеты об их выполнении;

Ратифицировал и денонсировал международные договоры СССР;

Осуществлял контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

Определял основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности;

Объявлял мобилизацию, состояние войны;

Принимал решения об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР в случае необходимости выполнения страной международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

Устанавливал воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

Учреждал ордена и медали СССР, устанавливал почетные звания СССР;

Издавал общесоюзные акты об амнистии;

Имел право отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, распоряжения Председателя Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик (в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР).

Верховный Совет СССР принимал законы СССР и постановления. Конституция СССР определила субъектов права законодательной инициативы.

Каждая палата Верховного Совета СССР была вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежали вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, имевшие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР, внешней политики СССР, обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежали вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулировавшего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимала постановления.

Органом, обеспечивавшим организацию работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, являлся подотчетный Верховному Совету СССР Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал следующими полномочиями:

Созывал сессии Верховного Совета СССР;

Организовывал подготовку заседаний Съезда народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР;

Координировал деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР;

Оказывал содействие народным депутатам СССР в осуществлении ими своих полномочий;

Осуществлял контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивал соответствие конституций и законов союзных республик Конституции СССР и союзным законам;

Организовывал подготовку и проведение всенародных голосований (референдумов), всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;

Присваивал высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

Награждал орденами и медалями СССР, присваивал почетные звания СССР;

Принимал в гражданство СССР, решал вопросы о выходе из гражданства СССР, лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;

Осуществлял помилование;

Назначал и отзывал дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

Принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

В период между сессиями Верховного Совета СССР мог объявлять мобилизацию, состояние войны; военное либо чрезвычайное положение, а также мог вводить особые формы управления.

Президиум Верховного Совета СССР издавал указы и принимал постановления.

В состав Президиума Верховного Совета СССР входили по должности: Председатель Верховного Совета СССР, его Первый заместитель и 15 заместителей - председатели Верховных Советов союзных республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей, председатель Комитета народного контроля СССР, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР.

Председатель Верховного Совета СССР являлся высшим должностным лицом Советского государства и представлял СССР внутри страны и в международных отношениях, избирался на Съезде народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд.

Председатель Верховного Совета СССР был подотчетен Съезду и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издавал распоряжения.

В новом избирательном законе СССР от 1 декабря 1988 г. № 9855-XI определялись права избирателей, порядок назначения выборов, образования избирательных округов и избирательных участков, полномочия и организация работы избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты СССР, гарантии их деятельности, порядок голосования и подведения итогов выборов, порядок опубликования их результатов, условия и порядок проведения повторного голосования, повторных выборов и выборов народных депутатов СССР вместо выбывших депутатов.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 г. №9857-Х1 выборы народных депутатов СССР по территориальным и национально-территориальным избирательным округам состоялись 26 марта 1989 года. 2 и 9 апреля 1989 года в отдельных округах было проведено повторное голосование, а 14 мая 1989 года состоялись повторные выборы.

В марте - апреле 1989 года были проведены также выборы народных депутатов СССР от общественных организаций на съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных органов.

Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 года в Кремлевском Дверце Съездов и стал историческим событием. Съезд определил главные направления внутренней и внешней политики государства, решил важные организационные вопросы. На Съезде были избраны Председатель Верховного Совета СССР - М.С. Горбачев, его Первый заместитель - А.И. Лукьянов и Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР - Н.И. Рыжкова и других руководителей государственных органов.

Первая (весенняя) сессия Верховного Совета СССР проходила с 3 июня по 4 августа 1989 года. За это время проведено 50 пленарных (совместных) заседаний, 3 заседания Совета Союза и 4 заседания Совета Национальностей.

На сессии были избраны председатели палат: Председателем Совета Союза стал Е.М. Примаков, а Председателем Совета Национальностей - Р.Н. Нишанов.

На первой сессии Верховный Совет СССР образовал свои рабочие органы. С учетом функциональных различий в каждой из палат были образованы по четыре постоянные комиссии. Одновременно палатами на паритетных началах созданы 14 комитетов Верховного Совета СССР, образованы многочисленные подкомитеты и подкомиссии. В них работало свыше 900 народных депутатов СССР.

Верховным Советом СССР были также сформированы союзные органы: Совет Министров СССР, Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, утверждены коллегии Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР.

Вторая (осенняя) сессия Верховного Совета СССР проводилась с 25 сентября по 28 ноября 1989 года. В ее ходе состоялось 45 пленарных заседаний и по одному раздельному заседанию палат.

Основным направлением деятельности Верховного Совета СССР являлось законотворчество. На первой и второй сессиях были рассмотрены и приняты важные законы, разработка которых была намечена Съездом народных депутатов СССР, по вопросам, связанным с экономической, политической и судебной реформой, социальной сферы, гармонизации межнациональных отношений, внешнеполитической деятельности.

На первых двух сессиях Верховного Совета СССР принято 20 законов, 148 постановлений, 5 обращений, заявлений и деклараций, 32 постановления палат.

В ходе сессий отлаживались организационные основы деятельности Верховного Совета СССР и его органов. Неразработанность многих процедур, отсутствие парламентского опыта, соответствующих навыков и традиций затрудняли этот процесс. Сказывалась недостаточная готовность различных депутатских групп и депутатов к компромиссу, а также слабая политическая культура дискуссий. Значительно укрепилась связь верховной власти страны с населением. Ежедневная телетрансляция с пленарных заседаний сессий Верховного Совета СССР позволяла миллионам избирателей непосредственно наблюдать за работой парламента страны. В адрес сессий поступили десятки тысяч писем и телеграмм, в которых ясно выражена позиция граждан, их отношение к работе Верховного Совета, пожелания и надежды.

Второй Съезд народных депутатов СССР состоялся с 12 по 24 декабря 1989 года. Ключевым на Съезде был вопрос о состоянии экономики ввиду крайне сложного положения страны. Съезд высказался за необходимость ускорения проведения радикальной экономической реформы, хозяйственных преобразований, формирования общесоюзного рынка. Были приняты законы об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов, об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.

Съезд определил этапы экономической реформы. Были заслушаны доклады комиссий, образованных на Первом Съезде народных депутатов СССР. Избран Комитет конституционного надзора СССР. Дана политическая оценка решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.

На Съезде был обсужден и принят Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Регламент регулировал процедуру организации и деятельности высших органов государственной власти страны, в основу которой было положено коллективное, свободное обсуждение и решение вопросов, гласность, ответственность и подотчетность перед высшими органами власти всех государственных органов и должностных лиц, законность, постоянный учет общественного мнения.

В течение 1990 года в обществе и государстве произошли события, круто изменившие развитие советского конституционного строя, политический механизм, экономические отношения. Состоялись выборы в республиканские и местные Советы, завершившие процесс формирования системы обновленных органов государственной власти. В то же время в стране углублялся экономический и политический кризис, обострились межнациональные конфликты, продолжалось ослабление исполнительной власти в центре и на местах.

12-15 марта 1990 года состоялся внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. Съездом был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». 15 марта 1990 года Съезд избрал первым Президентом СССР М.С. Горбачева. В стране была введена новая форма государственного правления - президентская республика, когда глава государства действует в строго очерченных рамках закона, а функции высшего государственного руководства страной осуществляют Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Институт президентства стал важной составной частью советской государственности.

В соответствии с законом Президент СССР являлся главой Советского государства, выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР. На Президента возлагались полномочия, которые ранее имел Председатель Верховного Совета СССР. При Президенте СССР был организован Совет Федерации СССР и Президентский Совет СССР. Верховный Совет СССР остался законодательным и контрольным органом, утратил свои распорядительные функции.

Основной задачей Председателя Верховного Совета СССР являлась организация работы Верховного Совета СССР и его Президиума. Была упразднена должность Первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. Значительно были преобразованы функции и полномочия Президиума Верховного Совета СССР. На Президиум возлагались: организация и координация работы Верховного Совета СССР, его палат, комитетов Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат; подготовка заседаний Съезда народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР; организация проведения всенародного обсуждения проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Изменился и состав Президиума Верховного Совета СССР. Его возглавляли Председатель Верховного Совета СССР, членами Президиума являлись: председатели Совета Союза и Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, а также народные депутаты СССР - по одному от каждой союзной республики, два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

На Съезде была исключена из Конституции СССР 6-я статья, законодательно закреплявшая руководящую роль КПСС в Советском государстве, что означало ликвидацию однопартийной системы в стране и способствовало образованию и активизации деятельности новых политических партий и движений.

В связи с назначением Е.М. Примакова членом Президентского Совета СССР он был освобожден от обязанностей Председателя Совета Союза Верховного Совета СССР. Председателем палаты избран И.Д. Лаптев.

Среди вопросов, рассмотренных на сессии, особое место занимали проблемы обновления федерации, создания законодательных основ обеспечения равноправия советских граждан. Верховный Совет СССР принял блок законодательных актов по экономическим и социальным проблемам, направленных на коренное изменение системы производственных отношений в стране, углубление экономической реформы, формирование правового государства.

Четвертая сессия Верховного Совета СССР проходила в период с 10 сентября 1990 года по 16 января 1991 года. Основное внимание депутатов было сосредоточено на вопросах конституционного законодательства, проблемах обеспечения перехода страны к рыночной экономике и разработке концепции Союзного Договора. Был принят Закон СССР о дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни в стране, предоставивший Президенту СССР дополнительные полномочия, в том числе право издавать указы нормативного характера.

В то же время Верховный Совет СССР в полной мере сохранил за собой контроль за президентскими указами, возможность в любой момент приостановить их действие, возвратить делегированное полномочие.

В ходе третьей и четвертой сессий Верховным Советом СССР было рассмотрено 94 вопроса, принято 42 закона и свыше 120 постановлений нормативного, распорядительного и контрольного характера.

Крупным общественно-политическим событием стал четвертый Съезд народных депутатов СССР, который проходил с 17 по 27 декабря 1990 года. Принятый Съездом Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления закрепил комплекс радикальных мер, связанных с реформированием системы дополнительной власти, расширением функций Верховного Совета СССР, преобразованиями в судебно-прокурорской системе, укреплением конституционного строя.

Согласно Закону Президент СССР получил дополнительные полномочия. Он стал не только главой государства, но и возглавил систему органов государственного управления СССР, обеспечивающим их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР. Высшим исполнительно-распорядительным органом вместо Совета Министров СССР стал Кабинет Министров СССР, подчинявшийся непосредственно Президенту СССР. Учрежден пост Вице-президента СССР, им был избран Г.И. Янаев. Был создан новый совещательный орган - Совет безопасности СССР и упразднен Президентский Совет СССР, качественно новыми полномочиями наделялся Совет Федерации СССР, упразднен Комитет народного контроля СССР и учреждена Контрольная палата СССР, Государственный Арбитраж СССР был преобразован в Высший арбитражный суд СССР.

Верховный Совет СССР утверждал Премьер - министра СССР по представлению Президента СССР, давал согласие на назначение или освобождение членов Кабинета Министров СССР и Совета безопасности СССР, избирал Высший арбитражный суд СССР, назначал Председателя Контрольной палаты СССР.

На Съезде были приняты постановления о положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации (по докладу Президента СССР); о проведении референдумов СССР по вопросам о сохранении Союза ССР и о частной собственности на землю; об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения; о сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик и названии Советского государства.

Важное место в работе Съезда заняло рассмотрение вопроса об обновлении (ротации) состава Верховного Совета СССР. Было принято решение о сложении полномочий членов Верховного Совета СССР 189 народных депутатов СССР. Избрано в состав Совета Союза -105 депутатов, в Совет Национальностей - 88 депутатов.

На сессии приняты законодательные акты, направленные на ускорение радикальной экономической реформы. Верховный Совет СССР поддержал основные положения Программы по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку и принял постановление о социально-экономической ситуации в СССР. Значительное внимание было уделено рассмотрению проекта Союзного Договора - Договора о Союзе Суверенных Государств.

Верховный Совет СССР провел также реорганизацию комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий палат, внеся изменения в их структуру, функции и состав.

На 20 августа 1991 года было намечено подписание руководителями СССР и республик в составе СССР Союзного Договора. Однако 19 августа 1991 года Президент СССР М.С.Горбачев был отстранен от исполнения обязанностей неконституционно сформированным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В отдельных районах СССР введено чрезвычайное положение. Отпор действиям ГКЧП возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным. Указами Президента РСФСР от 19-21 августа деятельность ГКЧП была признана незаконной, в стране восстановлена конституционная власть.

26-31 августа 1991 года состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР. На ней была обсуждена ситуация, возникшая в стране в связи с имевшим место 18-21 августа года государственным переворотом. Верховный Совет СССР признал несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления СССР. Съезду народных депутатов СССР предложено внести необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и провести обновление состава Верховного Совета СССР. Республикам предложено ускорить согласование и подписание нового Союзного Договора. Кроме того, было решено разработать и принять ряд законодательных актов «в целях исключения в дальнейшем попыток насильственного изменения государственного устройства и свертывания процессов демократических преобразований».

События августа 1991 года обострили все противоречия, накопившиеся в обществе, вызвали серьезные изменения в государственной и общественной жизни страны. В эти дни заявили о выходе из СССР прибалтийские республики.

Со 2 по 5 сентября 1991 года проходил внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР. Съезд освободил от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова и Вице-президента СССР Г.И. Янаева.

На Съезде было принято постановление о мерах, вытекающих из совместного Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР, в котором объявлен переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении республик и интересах народов.

5 сентября 1991 года Съезд принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру этих органов.

Согласно закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза.

В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик.

Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти союзных республик.

Совет Республик и Совет Союза Верховного Совета СССР совместными решениями могли вносить изменения в Конституцию СССР, принимать в состав Союза ССР новые государства, заслушивать Президента СССР по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики, утверждать союзный бюджет и отчет о его исполнении, объявлять войну и заключать мир.

Совет Республик принимал решения об организации и порядке деятельности союзных органов, ратифицировал и денонсировал международные договоры Союза ССР.

Совет Союза рассматривал вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР. Законы, принятые Советом Союза, вступали в силу после их одобрения Советом Республик.

Изменения Конституции СССР, принятые Верховным Советом СССР, могли вступать в действие только после их ратификации высшими законодательными органами всех союзных республик.

Законом СССР от 5 сентября 1991 года были образованы Государственный Совет СССР и Межреспубликанский экономический комитет. Государственный Совет СССР был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. В его состав входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик. Межреспубликанский экономический комитет образован союзными республиками на паритетных началах для координации управления народным хозяйством, согласованного проведения экономических реформ и социальной политики. Упразднена должность Вице-президента СССР и Президиум Верховного Совета СССР.

В проекте закона предлагалось принять решение о нецелесообразности проведения в переходный период очередных съездов народных депутатов СССР, однако при голосовании народные депутаты отклонили это предложение.

На период до начала работы Верховного Совета СССР нового состава сохранялись полномочия существующего Верховного Совета СССР и его органов.

Статус народного депутата СССР был сохранен за всеми депутатами на срок их полномочий, включая право депутатов на участие в работе Верховного Совета СССР и его органов.

Председателем Совета Республик был избран А.Т. Алимжанов, Председателем Совета Союза - К.Д. Лубенченко. Приняты временные Регламенты палат, которыми установлены процедуры рассмотрения вопросов и принятия решений.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР, иных решений, принятых палатой, контроля за деятельностью государственных органов каждая палата образовала постоянные комитеты палаты.

Советом Республик и Советом Союза Верховного Совета СССР нового состава было образовано в каждой палате по 12 постоянных комитетов.

Кроме того, Совет Республик и Совет Союза могли образовывать совместные органы для предварительного рассмотрения отдельных вопросов.

Верховный Совет СССР нового состава работал немногим более одного месяца, в основном, успев решить организационные вопросы своей деятельности. Законотворческая работа только начиналась.

8 декабря 1991 года в с. Вискули под Брестом руководители РСФСР, Республики Беларусь и Украины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) (так называемое Беловежское соглашение), в котором констатировали, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование", и призвали суверенные государства бывшего СССР создать СНГ. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества также была прекращена.

Отношение народных депутатов СССР и членов Верховного Совета СССР нового состава к образованию СНГ было неоднозначным.

Народные депутаты СССР - члены Совета Союза Верховного Совета СССР нового состава 17 декабря 1991 года приняли Заявление в связи с подписанием указанного Соглашения и ратификацией его Верховными Советами РСФСР, Беларуси и Украины, в котором объявили принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и потребовали созыва чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В то же время Совет Республик Верховного Совета СССР 18 декабря 1991 года заявил о том, что считает Соглашение о создании СНГ реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса, а также объявил о недопустимости антиконституционных действий по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР.

21 декабря 1991 года в г. Алма-Ате (Казахстан) произошла встреча и переговоры руководителей 11 бывших республик в составе СССР, по итогам которой была подписана Декларация. В ней констатировалась территориальная целостность и нерушимость границ стран СНГ, их взаимовыгодное сотрудничество, вводилось объединенное командование военными силами, единый контроль над ядерным оружием, гарантировалось выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.

24 декабря 1991 года постановлением Совета Республик была прекращена деятельность Верховного Совета СССР и его органов. 25 декабря 1991 года Президент М.С. Горбачев сложил свои полномочия.

В Декларации, принятой 26 декабря 1991 года в связи с созданием СНГ, Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование, и обратился к главам независимых государств Содружества с предложением рассмотреть вопросы о правопреемстве Союза ССР и союзных органов государственной власти и управления и создании межпарламентского органа СНГ.

27 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР была прекращена со 2 января 1992 года деятельность народных депутатов СССР на территории Российской Федерации и отменены нормативные акты бывшего СССР, регламентирующие их деятельность. Аналогичные акты приняли и высшие органы государственной власти других республик.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Съезд народных депутатов Российской Федерации

Парламентская система:

Съезд народных депутатов

Государство:

Российская Федерация (РСФСР)

Депутатов:

Год основания:

Предыдущий парламент:

Полномочия осуществлялись Верховным Советом

Последующий парламент:

Федеральное Собрание

Год упразднения:

Последние выборы:

Адрес зала заседаний:

Дом Советов I съезд прошёл в Большом Кремлёвском дворце

Съезд народных депутатов РСФСР / Российской Федерации - высший орган государственной власти России с 16 мая 1990 по 21 сентября 1993. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал. Избран 4 марта 1990 года на пятилетний срок. В 1993 году деятельность Съезда прекратилась после указа президента Ельцина о поэтапной конституционной реформе от 21 сентября 1993 года и штурма Дома Советов. Разгон Верховного Совета и Съезда привел к вооруженным столкновениям в центре Москвы 3-4 октября 1993 года.

Избирал Верховный Совет Российской Федерации - постоянно действующий двухпалатный парламент, и Председателя Верховного Совета - высшее должностное лицо РСФСР до введения поста Президента.

Утверждал Председателя Совета Министров, Генерального прокурора, избирал судей Конституционного Суда. Вносил поправки в Конституцию.

Состав Съезда народных депутатов

Состав: по штату - 1068 народных депутатов РСФСР

  • 900 - по территориальным округам: пропорционально численности населения;
  • 168 - по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

Съезды народных депутатов

Съезд народных депутатов созывался 2-3 раза в год (всего было 10 съездов, Десятый - после указа о роспуске).

  • I Съезд - 16 мая - 22 июня 1990 года. Избрание Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета, принятие Декларации о государственном суверенитете. Утверждение на должности Председателя Совета Министров И.С.Силаева.

Народный депутат, член Госдумы РФ первого созыва, Тарасов Артем Михайлович в своей книге "Миллионер" так описывал происходящее на съезде:

  • II Съезд - 27 ноября - 15 декабря 1990 года. Приняты поправки к Конституции: придание конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете, введение частной собственности на республиканском (РСФСР) уровне, учреждение Конституционного суда (избран в 1991 году).
  • III Съезд - (внеочередной) 12 марта - 15 марта 1991 года. Поправки к Конституции РСФСР, учреждение поста Президента РСФСР, согласно итогам референдума.
  • IV Съезд - 17 - 27 декабря 1990 года.
  • V Съезд - 10 - 17 июля, 28 октября - 2 ноября 1991. Принятие присяги Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, избрание нового Председателя Р. И. Хасбулатова.
  • VI Съезд - 6 - 21 апреля 1992 года. Неудовлетворительная оценка работы правительства Гайдара, предоставление дополнительных полномочий Президенту.
  • VII Съезд - 1 - 14 декабря 1992. Критика правительства Гайдара, резкое выступление Президента Б. Н. Ельцина, утверждение на должности Председателя Совета Министров В. С. Черномырдина. Приняты поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Президента (Закон РФ от 9 декабря 1992 г. N 4061-I)
  • VIII Съезд - март 1993 года. Поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Правительства и Президента введены в полном объеме.
  • IX (Внеочередной) Съезд - март 1993 года. Созван в связи с телеобращением Президента Б. Н. Ельцина, в котором он объявил о введении «особого порядка управления» страной. Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, однако, как выяснилось позже, неконституционный указ, о котором объявил Президент, так и не был подписан. Съезд предпринял попытку отрешения Б. Н. Ельцина от должности Президента. Одновременно состоялось голосование об отставке председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова. Ни то, ни другое предложение не прошло. На 25 апреля был назначен всенародный референдум о досрочных перевыборах Президента и Съезда, и о доверии социально-экономической политике Президента.
  • X (Чрезвычайный) Съезд, 23 сентября - 4 октября 1993. Присутствовало 689 депутатов (при кворуме в 628). Утвердил решения Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина, и переходе их к вице-президенту. Объявил действия Ельцина государственным переворотом. Был разогнан 4 октября с применением оружия и бронетехники. После этого система Советов, верховным органом которой являлся Съезд, была полностью ликвидирована, Россия стала президентской республикой.

Фракции и Блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Коалиция реформ

  • Демократическая Россия
  • Радикальные демократы
  • Объединенная фракция социал-демократов и республиканцев

Демократический центр

  • Согласие ради прогресса
  • Левый центр-сотрудничество
  • Свободная Россия (Коммунисты за демократию)
  • Суверенитет и равенство
  • Беспартийные депутаты

Вне блоков

  • Родина (фракция СНД)

Созидательные силы

  • Промышленный союз
  • Рабочий союз-Реформы без шока
  • Смена-Новая политика

Российское единство

  • Коммунисты России
  • Аграрный союз
  • Россия
  • Отчизна
  • Российский союз
  • Гражданское общество
Адрес зала заседаний Большой Кремлёвский дворец
Десятый (Чрезвычайный) съезд прошёл в Доме Советов

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года - Съезд народных депутатов РСФСР ) - высший орган государственной власти России с 16 мая по 4 октября . Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Первый и единственный состав народных депутатов РФ был избран 4 марта 1990 года , по итогам выборов ни одна фракция не имела абсолютного большинства голосов. Указом Президента «О поэтапной конституционной реформе» деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета прерывалась, однако сам Съезд (большинство его депутатов) указу не подчинился, а сам Указ был признан противоречащим Конституции Конституционным Судом.

Полномочия Съезда

Конституция закрепляла за Съездом право решать любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному ведению Съезда народных депутатов относилось:

Принятие Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений; - определение внутренней и внешней политики Российской Федерации ; - ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации; - принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесённым к ведению Российской Федерации; - определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации; - решение вопросов об изменении границ Российской Федерации ; - утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, её военного строительства; - формирование Верховного Совета Российской Федерации ; - избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации ; - избрание Первого заместителя и трёх заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации; - утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации ; - утверждение Генерального прокурора Российской Федерации , Председателя Верховного Суда Российской Федерации , Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации ; - избрание Конституционного суда Российской Федерации ; - принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации ; - отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, за исключением случаев, когда иное установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Заседания Съезда народных депутатов как правило вёл Председатель Верховного Совета. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

Всего на съезд избирались 1068 народных депутатов РСФСР :

  • 900 - по территориальным округам: пропорционально численности населения;
  • 168 - по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

История

В Съезде Народных Депутатов РСФСР ни одна фракция не имела абсолютного большинства, крупнейшими фракциями были - "Коммунисты России", "Демократическая Россия" (либералы), "Радикальные демократы" (либералы), "Социал-Демократическая Партия России/Республиканская Партия Российской Федерации" (социал-демократы и левые демократы соответственно). В августе 1991 года Съезд Народных Депутатов РСФСР, как и Президент РСФСР Борис Ельцин выступил против ГКЧП. В октябре 1991 года большинство Съезда Народных Депутатов ввели свободную торговлю, а также утвердили либерализацию цен, но в декабре 1992 года объявил недоверию кабинету Егора Гайдара, что стало основанием назначения Президентом РФ Борисом Ельциным референдума о доверии парламенту и президенту и начала разработки новой конституции, которая должна была в той или иной степени сократить полномочия съезда. На референдуме 21 апреля 1993 года незначительным большинством голосов в доверии парламенту было отказано, но предложении о проведении досрочных выборов в Парламент было отклонено. 21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал указ согласно которому действующий созыв парламента распускался, назначались выборы в новый парламент и референдум о принятии конституции предложенной Конституционным Совещанием согласно которой Президент получал право распускать парламент не только в случае объявления недоверия кабинету министров но и в случае не утверждения им назначения премьер-министра. Съезд Народных Депутатов данный указ не признал и сместил Бориса Ельцина с поста Президента РФ. Из партий данный указ признали почти все либеральные и умеренно-консервативные партии, не признали левые демократы и социал-демократы, также данный указ не признали националисты и умеренные коммунисты, при этом умеренные коммунисты, социал-демократы и левые демократы выступили за предложенное парламентом создание правительства национального согласия. Радикально-коммунистические организации ("Трудовая Россия") выступили против создания правительства национального согласия и выступили за передачу власти "советскому правительству" избранному Съездом советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих , что по сути дела также означало фактический роспуск Съезда Народных Депутатов и советов народных депутатов. Вокруг здания парламента было выстроено оцепление. 3 октября 1993 года демонстрация в которой в основном принимали участие радикальные коммунисты, прорвала оцепление и разблокировала здание парламента, после чего демонстранты штурмом взяли здание Мэрии Москвы. После чего эта демонстрация двинулась к зданию РГТРК "Останкино" с требованием предоставления части эфирного времени оппозиции. Большинство Правления РГТРК "Останкино" приняло решение отказать в предоставлении эфирного времени, после чего произошла попытка штурма здания телекомпании, которая была отбита. 4 октября 1993 года здание парламента было взято штурмом правительственными войсками а большая часть депутатов арестована.

Фракции и блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Коалиция реформ

  • Радикальные демократы
  • Объединённая фракция социал-демократов и республиканцев

Демократический центр

  • Согласие ради прогресса
  • Левый центр-сотрудничество
  • Свободная Россия (Коммунисты за демократию)
  • Суверенитет и равенство
  • Беспартийные депутаты

Вне блоков

  • Родина (фракция СНД)

Созидательные силы

  • Промышленный союз
  • Рабочий союз - Реформы без шока
  • Смена - Новая политика

Российское единство

  • Коммунисты России (фракция образована 19 мая 1990 года, прекратила существование 4 октября 1993 года; председатели фракции - Иван Кузьмич Полозков (19.5.1990 - 6.7.1991), Иван Петрович Рыбкин (6.7.1991 - 4.10.1993))
  • Аграрный союз (фракция образована 17 мая 1990 года, прекратила существование 4 октября 1993 года; председатель фракции - Михаил Иванович Лапшин (17.5.1990 - 4.10.1993)).
  • Россия
  • Отчизна
  • Российский союз
  • Гражданское общество

Съезды народных депутатов

Съезд народных депутатов созывался 2-3 раза в год (всего было 10 съездов, Десятый - после указа о роспуске).

I Съезд народных депутатов РСФСР : 16 мая - 22 июня 1990 года

Фракции
  • Коммунисты России: в мае 1990 года - 355 депутатов, в июне 1990 года - 367 депутатов
  • Продовольствие и здоровье: в мае 1990 года - 183 депутата, в июне 1990 года - 215 депутатов
  • Рабоче-крестьянский союз: 72 депутата
  • Беспартийные депутаты: 72 депутата
  • Демократическая платформа в КПСС: 61 депутат
  • Левый центр: 57 депутатов
  • Смена: 50 депутатов
Группы
  • Группа от республик, автономных областей РСФСР: 142 депутата
  • Группа «Центральная Россия»: 126 депутатов
  • Группа по вопросам воспитания, образования и науки: 71 депутат
  • Группа медицинских работников: 97 депутатов
  • Группа Федерации независимых профсоюзов РСФСР: 89 депутатов
  • Группа «Север»: 83 депутата
  • Группа вооруженных сил, КГБ, офицеров запаса: 55 депутатов
  • Группа «Экология»: 83 депутата
  • Группа «Чернобыль»: 69 депутатов
  • Группа правовых работников: 65 депутатов
  • Уральская группа народных депутатов: 65 депутатов
  • Московская группа народных депутатов: 64 депутата
  • Группа «Дальний Восток и Забайкалье»: 62 депутатов
  • Группа специалистов по экономике и управлению: 61 депутат
  • Группа работников транспорта, связи и информатики: 51 депутат
  • Группа по проблемам беженцев и защите прав российских соотечественников: 51 депутат
  • Группа журналистов «Гласность»: 51 депутат
  • Группа «За возвращение гражданства А. И. Солженицину»: 53 депутата
  • Группа «Демократическая автономия»: 23 депутата

29 мая 535 голосами при кворуме в 531 голос Б. Н. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР . 12 июня была принята Декларации о государственном суверенитете . 15 июня Б. Н. Ельцин, как Председатель Верховного Совета РСФСР, предложил три альтернативные кандидатуры на пост Председателя Совета Министров : народный депутат СССР М. А. Бочаров; народный депутат, председатель Комитета Верховного Совета СССР по науке, образованию и культуре Ю. А. Рыжов ; заместитель Председателя Совета Министров СССР И. С. Силаев . В результате тайного голосования ни И. Силаев, ни М. Бочаров не набрали необходимого числа голосов. Ельцин решил более не выдвигать кандидатур, а поддержать И. Силаева, который набрал большинство голосов. За это решение проголосовало 163 депутата . 18 июня Съезд народных депутатов РСФСР утвердил кандидатуру Силаева.

Народный депутат, член Госдумы РФ первого созыва Артём Тарасов в своей книге «Миллионер» так описывал происходившее на съезде:

Первый съезд народных депутатов России, проходивший в Кремле, являл собой абсолютно неуправляемую массу разношёрстного народа. Депутаты стремились любой ценой попасть на трибуну, при этом выступающих вообще не слушали: все кричали, махали руками и выкрикивали прямо из зала какие то лозунги и призывы.

II Съезд: 27 ноября - 15 декабря 1990 года

Фракции
  • Продовольствие и здоровье: 216 депутатов
  • Коммунисты России: 215 депутатов
  • Демократический центр - Россия: 87 депутатов
  • Рабочий союз России: 66 депутатов
  • Беспартийные депутаты: 59 депутатов
  • Левый центр: 57 депутатов
  • Объединенная фракция РПРФ-СДПР: 54 депутата
  • Организаторы народного хозяйства: 52 депутата
  • Российский союз: 52 депутата
  • Смена: 51 депутат
Депутатские группы
  • Группа от республик и автономных областей РСФСР: 139 депутатов

Приняты поправки к Конституции, в числе которых: придание конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете, введение частной собственности в РСФСР, учреждение Конституционного суда (избран в 1991 году), деидеологизация статей о политических правах граждан.

III Съезд (внеочередной): 28 марта - 5 апреля 1991 года

Фракции
  • Коммунисты России: 216 депутатов
  • Продовольствие и здоровье: 215 депутатов
  • Демократическая Россия: 205 депутатов
  • Организаторы народного хозяйства: 158 депутатов
  • Коммунисты за демократию: 103 депутата
  • Россия: 102 депутата
  • Левый центр: 80 депутатов
  • Беспартийные депутаты: 61 депутат
  • Радикальные демократы: 54 депутата
  • Российский союз: 51 депутат
  • Смена: 51 депутат
Депутатские группы
  • Группа от республик и автономных областей РСФСР: 83 депутата

IV Съезд: 21 - 25 мая 1991 года

Фракции
  • Коммунисты России: 205 депутатов
  • Продовольствие и здоровье: 205 депутатов
  • Отчизна: 140 депутатов
  • Коммунисты за демократию: 100 депутатов
  • Россия: 96 депутатов
  • Левый центр: 80 депутатов
  • Демократическая Россия: 69 депутатов
  • Организаторы народного хозяйства: 67 депутатов
  • Рабочий союз России: 64 депутата
  • Радикальные демократы: 55 депутатов
  • Смена: 55 депутатов
  • Беспартийные депутаты: 54 депутата
  • Объединенная фракция РПРФ-СДПР: 53 депутата
  • Российский союз: 52 депутата
Депутатские группы
  • Группа от республик и автономных областей РСФСР: 143 депутата

Поправки к Конституции РСФСР, учреждение поста Президента РСФСР , согласно итогам референдума .

V Съезд: 10 - 17 июля , 28 октября - 2 ноября 1991 года

Съезд проходил в два этапа:

  • Аграрный союз России: 113 депутатов
  • Коммунисты за демократию: 96 депутатов
  • Россия: 74 депутата
  • Отчизна: 70 депутатов
  • Демократическая Россия: 69 депутатов
  • Левый центр: 65 депутатов
  • Радикальные демократы: 55 депутатов
  • Объединенная фракция РПРФ-СДПР: 52 депутата
  • Российский союз: 51 депутат
  • Смена: 51 депутат
Депутатские группы
  • Группа от республик и автономных областей РСФСР: 50 депутатов
2 этап (28 октября - 2 ноября): Фракции
  • Коммунисты России: 198 депутатов
  • Объединенная фракция РПРФ-СДПР - Левый центр: 117 депутатов
  • Аграрный союз России: 111 депутатов
  • Свободная Россия: 96 депутатов
  • Россия: 74 депутата
  • Отчизна: 70 депутатов
  • Демократическая Россия: 69 депутатов
  • Промышленный союз: 67 депутатов
  • Рабочий союз России: 62 депутата
  • Беспартийные депутаты: 55 депутата
  • Радикальные демократы: 55 депутатов
  • Российский союз: 51 депутат
  • Смена: 51 депутат
Депутатские группы

Принятие присяги Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, избрание нового Председателя Р. И. Хасбулатова , внесение ряда изменений в Конституцию (в том числе установление трёхцветного государственного флага РСФСР).

VI Съезд: 6 - 21 апреля 1992 года

Фракции
  • Аграрный союз России: 121 депутат
  • Промышленный союз: 73 депутата
  • Демократическая Россия: 72 депутата
  • Объединенная фракция РПРФ-СДПР - Левый центр: 69 депутатов
  • Свободная Россия: 66 депутатов
  • Коммунисты России: 59 депутатов
  • Отчизна: 54 депутата
  • Россия: 54 депутата
  • Гражданское общество: 52 депутата
  • Радикальные демократы: 48 депутатов
  • Беспартийные депутаты: 43 депутата
  • Рабочий союз России - реформы без шока: 41 депутат
  • Российский союз: 19 депутатов
Депутатские группы
  • Суверенитет и равенство: 56 депутатов

Неудовлетворительная оценка работы правительства Гайдара , предоставление дополнительных полномочий Президенту. Отказ ратифицировать Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР . Вплоть до своего разгона съезд не ратифицировал соглашение .

VII Съезд: 1 - 14 декабря 1992 года

Фракции
  • Аграрный союз России: 148 депутатов
  • Коммунисты России: 80 депутатов
  • Демократическая Россия: 75 депутатов
  • Свободная Россия: 58 депутатов
  • Отчизна: 54 депутата
  • Промышленный союз: 54 депутата
  • Левый центр - Сотрудничество: 53 депутата (создана 14.12.1992 во время съезда)
  • Объединенная фракция РПРФ-СДПР - Левый центр: 53 депутата (распалась 14.12.1992 во время съезда)
  • Смена - новая политика: 53 депутата
  • Родина: 52 депутата
  • Согласие ради прогресса: 51 депутат
  • Сотрудничество: 50 депутатов (распалась 14.12.1992 во время съезда)
  • Россия: 46 депутатов
  • Беспартийные депутаты: 36 депутатов (распалась 14.12.1992 во время съезда)
  • Гражданское общество: 28 депутатов (распалась 14.12.1992 во время съезда)
Депутатские группы
  • Суверенитет и равенство: 50 депутатов

Критика правительства Гайдара, резкое выступление Президента Б. Н. Ельцина, утверждение В. С. Черномырдина в должности Председателя Совета Министров. Приняты поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Президента . Обращение в Конституционный суд по поводу незаконной ратификации Беловежского соглашения Верховным Советом 12 декабря 1991 года .

VIII Съезд: март 1993 года

Фракции
  • Аграрный союз России: 130 депутатов
  • Коммунисты России: 67 депутатов
  • Левый центр - Сотрудничество: 62 депутата
  • Родина: 57 депутатов
  • Свободная Россия: 55 депутатов
  • Согласие ради прогресса: 54 депутата
  • Рабочий союз России - реформы без шока: 53 депутата
  • Смена - новая политика: 53 депутата
  • Отчизна: 51 депутат
  • Радикальные демократы: 50 депутатов
  • Россия: 43 депутата
Депутатские группы
  • Суверенитет и равенство: 50 депутатов

Поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Правительства и Президента, введены в полном объёме.

IX (Внеочередной) Съезд: март 1993 года

Фракции
  • Аграрный союз России: 129 депутатов
  • Коммунисты России: 65 депутатов
  • Левый центр - Сотрудничество: 61 депутат
  • Свободная Россия: 56 депутатов
  • Россия: 55 депутатов
  • Промышленный союз: 52 депутата
  • Рабочий союз России - реформы без шока: 52 депутата
  • Отчизна: 51 депутат
  • Смена - новая политика: 50 депутатов
  • Радикальные демократы: 50 депутатов
  • Демократическая Россия: 49 депутатов
Депутатские группы
  • Суверенитет и равенство: 50 депутатов

Съезд созван в связи с телеобращением Президента Б. Н. Ельцина, в котором он объявил о введении «особого порядка управления» страной. Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, однако, как выяснилось позже, неконституционный указ, о котором объявил Президент, так и не был подписан. Съезд предпринял попытку отрешения Б. Н. Ельцина от должности Президента. Одновременно состоялось голосование об отставке председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова. Ни то, ни другое предложение не прошло. На 25 апреля был назначен всенародный референдум о досрочных перевыборах Президента и Съезда и о доверии социально-экономической политике Президента.

X (Чрезвычайный) Съезд: 23 сентября - 4 октября 1993 года

Присутствовало 689 депутатов (при кворуме в 628). Съезд утвердил решения Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина и переходе их к вице-президенту. Объявил действия Ельцина государственным переворотом . Назначил на март 1994 года досрочные выборы президента и народных депутатов . Был разогнан 4 октября с применением оружия и бронетехники. После этого система Советов, верховным органом которой являлся Съезд, была полностью ликвидирована. Большинство из числа не сложивших мандаты народных депутатов 4 октября 1993 года объявило об окончании работы X Съезда .