Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Василий Васильевич Кандинский: картины и биография. Знаменитые картины василия кандинского Василий кандинский известные картины

Василий Васильевич Кандинский: картины и биография. Знаменитые картины василия кандинского Василий кандинский известные картины

Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, . В лучшие Музеи Мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866-1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.

В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов, где он увидел работу «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считают слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую» .

И именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. И в дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ - зимний пейзаж Василия Кандинского. Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник быстро стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и несмотря на теплую цветовую гамму – мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая подобно материальному музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского: «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего события.



«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы, можно передать психологическое состояние человека.

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек, создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня – его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты - писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

Одесса. Порт. 1898. Государственная Третьяковская галерея

Ахтырка - Темное озеро. 1901. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Лебаххаусе

Изар около Grosshessolohe. 1901. Мюнхен, Германия, Городская галерея в Ленбаххаусе

Синий всадник. 1903. Цюрих. Частная коллекция

«Синий всадник». 1911–1914

Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители - друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк. Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера» , - писал живописец.

Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» - первый труд художника, посвященный абстракции.

«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись - это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

В. Кандинский. «О духовном в искусстве»

Кандинский и революция. 1914–1921

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.

Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом» .

Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

Мурнау. Сад. 1909. Швейцария, коллекция Мерцбахера

Картина с тремя пятнами.1914. Мадрид, Испания. Коллекция баронессы Тиссен

Смутное. 1917. Государственная Третьяковская галерея

Белая линия. 1920. Кёльн, Германия. Музей Людвига

Баухаус. 1922–1932

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.

В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них…»

В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус - и чета Кандинских переехала во Францию.

Парижские годы. 1933–1944

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее. Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством» .

Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.

В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.

Он переезжает в Мюнхен , где знакомится с немецкими экспрессионистами . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кандинский, Композиция номер 7

    ✪ Кандинский и «Синий Всадник»

    ✪ Преобразование живописи. Выпуск 9. Пикассо и Кандинский

    ✪ Василий Кандинский. Композиция VII

    ✪ Василий Васильевич Кандинский. Художник.

    Субтитры

    Перед нами очень большое полотно, которое создал русский художник Василий Кандинский в Мюнхене в 1913 году. Сейчас эта картина находится в Москве. За год до начала Первой мировой войны. Она называется «Композиция №7». Кандинский часто давал картинам абстрактные названия. У него есть несколько «композиций», несколько «импровизаций». Видимо эти названия он… Он заимствовал из музыки. Точно. Будто это оркестровка. Для него это и есть оркестровка. Для Кандинского были важны разные аспекты, и один из них как раз прочная связь цвета, музыки и чувств. То, как мы видим звуки и слышим цвета. - То есть почти кинестетическое ощущение, да? - Да. Есть некое естественное сочетание цвета и звука, цвета и формы. По-моему, все чувства взаимосвязаны. Возможно. Существуют разные виды восприятия. Скажем, «этот суп синий на вкус». Именно. Или «буква Б - желтая». Ты напомнил мне об одной истории. В три года у меня заболело горло, и я пришла к врачу. Доктор спросил: «Как твое горло?» А я ответила: «Красное». Вернее, я даже крикнула: «Красное!» И я отчётливо помню это ощущение красного цвета. - Именно! - Так мне было удобнее всего выразить свои ощущения в горле. Так что, возможно, все чувства связаны между собой. Мне кажется, Кандинский имел в виду именно это, хоть и не в буквальном смысле. Наш мозг разрушил это единство всех чувств. Мы вырастаем, впитываем условности, всё больше и больше удаляясь от этих первичных связей. И Кандинский большую часть жизни потратил на то, чтобы вернуться к истокам. Верно. Давайте вернёмся к картине. Я смотрю на неё, потом отвожу взгляд, потом возвращаюсь снова и пытаюсь понять. Думаю, Кандинский сложен для восприятия, потому что зачастую непонятно, что он вообще делает. Но мне кажется, важно не столько то, что он делает, сколько то, как это всё выглядит, или даже то, как это звучит. Он называл свои картины «композициями» или «импровизациями». Кандинский дружил с одним из величайших композиторов раннего модернизма, австрийцем Арнольдом Шёнбергом. Шёнберг работал с атональными звуками, атональными системами и композициями. Если смотреть на картину Кандинского, слушая музыку Шёнберга, всё обретает новый смысл. Давай послушаем? Когда я слушаю Шёнберга, его атональную музыку, у меня часто возникает ощущение, что он пытался выделить звук и позволить ему существовать абстрактно, в виде самого себя. Пожалуй, и правда есть связь между этой идеей и работами некоторых художников того периода, в частности, Кандинского. Думаю, когда произведение перестаёт быть частью природы, будь то музыка в отрыве от повествовательной композиции или же… Но ведь музыка, высокая музыка, которую мы называем классикой, часто бывает оторвана от реальности. Хотя и есть исключения. Например, Шестая симфония Бетховена передаёт бурю. Но чаще повествования как такового нет. Абстрактность - её неотъемлемая черта. - Музыки. - Да, музыки. Но в атональной системе акцент сознательно делается на сами звуки, на воплощение музыки как таковой. И это, на мой взгляд, согласуется с подсознательной, абстрактной живописью. - Да. - Ты сейчас затронула очень важную тему - о принципиальном отличии живописи от музыки. Ведь живопись всегда старается притвориться тем, чем она не является. В этом плане музыке, с присущей ей абстрактностью, на протяжении всей истории приходилось легче. Музыка отчётливо меняет настроение, позволяет человеку находиться в другом пространстве. Она пробуждает эмоции и словно переносит в определённое место. А когда я слушаю Шёнберга, мне становится как-то некомфортно. Его музыка неприятна, я испытываю прямо-таки физический дискомфорт. Она мне не нравится, но идея отчасти именно в этом и состояла. И живопись в период модернизма, в начале XX века, тоже пыталась спровоцировать распад. - Да. - По-моему, это очень интересно. Где же атональность или диссонанс на картинах Кандинского? В этих формах, которые негармоничны? Здесь? Точно. Например, на этом полотне формы и линии словно движутся в разных направлениях. Части картины сталкиваются и соединяются, создавая диссонанс. Будто разрывают пространство. Почему же модернизм так жаждет разорвать мелодию, гармонию звуков, и видит в атональности самый удачный способ самовыражения? Кандинский старается передать свое личное, субъективное восприятие цвета, формы, любого предмета, который он видит. Он воссоздает субъективный момент, стараясь, чтобы в нём было как можно меньше общего с реальностью. Мост не должен быть похож на мост. Он должен быть похож на ощущения художника, который идёт по мосту. Вот я смотрю наверх. Что там? Линия горизонта? Не знаю. Может быть это пейзаж? Нужно догадаться, где что. Думаю, в этом и заключается суть. Похоже, тема картины - конфликт форм как таковых. - Да. - Думаю, вы правы. Художник будто старается обмануть наши ожидания увидеть в этом пейзаж, натюморт или другой образ, пусть даже абстрактный. Получается, Кандинскому, на мой взгляд, удаётся вывести нас на другой уровень восприятия, где мы в полной мере можем рассмотреть конфликт между формами и цветами как таковыми. И абстракция становится разумной. Красный против жёлтого, синий против зелёного. Да. Да, и в каком-то смысле музыка, которую мы только что слушали, делает то же самое. Сам термин «атональный» подразумевает некий конфликт между звуками. Такое ощущение, что в современном мире что-то не сходится. - Отчасти. - В классической музыке есть повествование. Повествование и развязка, хоть и рваная. - Да. - А здесь такое чувство, будто ничего не держится. - Да. - Помните, как у Йейтса: «Все рушится». Словно нет больше такого повествования, которое может объяснить жизнь, может придать ей смысл, определить положение человека в мире. Так и тянет сказать: это же 1913 год, мир уже на пороге войны! - Да. - Все игроки уже на поле. Думаю, с такими словами надо быть аккуратнее, и всё же момент тогда был критический. Неизбежно возникает мысль об апокалипсисе. Мы об этом не упоминали, но мне кажется, в этой картине Кандинский стремится выразить разрушение и обновление. И это связано с идеей апокалипсиса, столь соблазнительной для художников того времени. - Да. - Уничтожить всё, что есть. Ведь чтобы создать новое, нужно уничтожить существующее. В этом и суть разрушения. Стереть это всё. - Полностью. И создать утопию. - Да. Которая придёт на смену. По-моему, просто поразительно, что это было до Первой мировой. И как всё изменилось после войны. Когда художники осознали, что стереть всё - не самая лучшая идея. Что это не обязательно пойдет на пользу. - Да. А ведь теперь у нас есть технологии… - Да. Позволяющие сделать это. У нас есть пулемёты, есть… И смотрите, что вышло: люди искалечены, ужасно изуродованы, и в этом нет ничего красивого. Не все вернулись с войны. У художников не осталось образов, которые помогли бы постичь новую правду. Они лишь видят то, как люди жестоки друг к другу. Но эта картина была написана раньше, когда ещё была жива идея, что апокалипсис принесёт новую истину. А есть ли здесь некий религиозный… - Скорее духовный. - Да, духовный аспект. Определенно. Да. Кандинский написал работу «О духовном в искусстве» в 1911 году, за два года до создания этой картины. В книге он искал связи между цветом, искусством, религией и духовностью и глубокой верой. Он считал, что современный мир утратил эту духовность, простодушие, настоящие эмоции. Первозданные эмоции. И апокалипсис может вернуть человечеству то, что культура, в некотором, роде у нас украла. Очень примитивистская идея. На мой взгляд, эта идея, эти цвета, эти взаимосвязи, то, как всё расходится и соединяется, - всё это… Знаете, когда я разрешаю цветам, линиям и формам вызывать во мне какие-то ощущения, вкусы и звуки, я начинаю получать удовольствие от картины. Здесь есть некая невероятная свобода, заключённая в слове «экспрессионизм». Эта картина сильно отличается от более позднего творчества Кандинского, где он стремится к систематизации и чёткости. А здесь дивное ощущение изобретательности. - Полотно огромное, оно будто погружает в себя. - Да. Интересно, насколько глобальную мысль пытался донести до нас художник. Это симфония. Чем дольше я смотрю на картину, тем лучше я её понимаю. Но никакого удовольствия я не получаю. Это трудная картина. Трудная картина, да. И, наверно, она такой и создавалась. Действительно, очень непросто. Интересно, что и до сих пор она кажется трудной. Уже были и Дюшан и Уорхол, миновал целый век модернизма и постмодернизма, но эта картина всё равно трудна для восприятия. Как и музыка Шёнберга. - Да, Шёнберг тоже сложен. - Да. - Это говорит о многом. - Верно. Subtitles by the Amara.org community

Биография

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой , а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества .

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе , здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета , где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова , изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии .

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года . В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским , М. В. Верёвкиной , В. Г. Бехтеевым , Д. Н. Кардовским , М. В. Добужинским , И. Я. Билибиным , К. С. Петровым-Водкиным , И. Э. Грабарем .

Наиболее известные работы

  • «Колебание»
  • «Композиция»
  • «Москва»
  • «Восток».

Персональные выставки

В настоящее время около 40 работ находятся в Мюнхене (Городская галерея в доме Ленбаха).

Сочинения

Память

Источники

  • Личное дело Василия Кандинского, заведенное в Имперском комиссариате по охране общественного порядка Германии (РГВА. Ф. 772k, Оп. 3, Д. 464).

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий , Автономова Наталия . Василий Кандинский. - М. : Галарт , 1994. - 238 с. - 5000 экз. - ISBN 5-269-00880-7 .
  • Абрамов В.А. В.В.Кандинский в художественной жизни Одессы Документы. Материалы . - Одесса: Глас, 1995. - ISBN 5-7707-6378-7 .
  • Турчин В. Кандинский в России. - М. : Художник и книга, 2005. - 448 с. - ISBN 5-9900349-1-1 .
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия . Кандинский и «Синий всадник». - М. : Министерство культуры Российской Федерации , Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-4350-0011-5 .

Статьи

  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. - N. Y. , 1958.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М. , 1969. - С. 101-111.
  • Schulz,Paul Otto . Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. - ISBN 3-7701-4159-8 .
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. - Вып. 2: Столичный город. - М. : УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М. , 1998.
  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция

Творчество Василия Кандинского - это точное пошаговое отражение его жизненного пути. Все что чувствовал художник, внутренние переживания, восприятие жизненных реалий отображается в его картинах. С раннего детства у Кандинского были способности к живописи, однако он становиться юристом и удостаивается звания доцента с правом преподавать. Одно единственное событие переворачивает все его мировоззрение, и он решает стать художником. Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Он решает творить сам, изначально рисует в стиле импрессионизма. Самые известные картины Кандинского приведены ниже.

Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка. Кандинский за всю свою творческую жизнь написал очень мало портретов, но свою возлюбленною изобразил в нескольких своих известных картинах. Лица Мюнтер не видно, но это не главное, внимание привлекает игра красок и как фигура художница ярко отличается от окружающего фона. Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. Даже после расставания с художником из-за начала первой мировой войны она сохранила его работы, оставленные им в Германии в доме Мурнау.

Синий всадник

«Синий всадник». Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже. Нечеткие очертания, вольные мазки передают идею автора, о не важности того, что изображено, главное что чувствует созерцатель картины. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.

Композиция VII

«Композиция VII». Как и более ранние полотна этой логической цепи Композиция VII посвящена теме апокалипсиса. Главной темой картины является – Страшный суд, однако отличает ее от Композиций V и VI обилие светлых красок. Картина отображает не угнетение, страх и ужасы, наоборот, высвобождение души из материального бытия в светлый, лучший мир. Судя по записям, Габриель Мюнтер она написана всего за четыре дня, однако подготовительный процесс, известного на весь мир полотна, занял много месяцев. Было сделано много набросков и точных планов, около 30 эскизов, кроме того множество набросков масло, акварелью, гравюры.

Несколько кругов

«Несколько кругов». Создание этого известного полотна приходится на самый плодотворный период в творчестве Кандинского. Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. До 1933 года пока к власти не пришли нацисты, художник написал более 300 акварелей и 160 картин маслом. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены.

Капризный

«Капризный». Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Данная картина явное тому подтверждение. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. В центре лодка или корабль, можно различить волны, рыб, команду и флаги, однако не стоит забывать, что это абстракционизм. Стоит немного по-другому взглянуть и это уже не морское судно, а космическое и элементы все похожи на космические тела. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Эта картина Кандинского считается немного юмористической, шутливой по отношению к остальным работам автора.

Композиция VIII

«Композиция VIII». Кандинский был глубоко верующим человеком, и это могло не отобразиться в творчестве художника. Являясь продолжением апокалипсической линии, создание картины пришлось на период, когда рациональное начало, строгость и логика преобладали в работах автора. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах. Автор понимал, что для обывателя будет сложно понять всю глубину мысли, поэтому рекомендовал не заострять внимание на каждой детали. Художник советует попробовать провести через себя эмоции исходящие от картины, прочувствовать музыку в формах и линиях.

Двое на лошади

«Двое на лошади». Одна из ранних и известных работ Кандинского, на первый взгляд не имеет ничего общего с его более поздними работами и стилем. Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции - это не главная идея. От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Направление движения указывает, что всадники возвращаются домой, они не управляют конем, он везет их сам. Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни.

Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами

«Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Знаменитая картина художника является переходным моментом в творчестве Кандинского от хаотичности к строгой геометрии. Некоторым толчком в этом стала выставка его картин в 1912 году, холодно принятая критиками. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Отмечает, какие фигуры и цвета оказывают на них положительные или отрицательные эмоции, какие ассоциации вызывает та или иная картина. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души.

Синее небо

«Синее небо». После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Каждый зритель увидит то что ближе ему.

Вид Мурнау

«Вид Мурнау». Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Среди работ художника множество известных картин с пейзажами, в которых он изображает свой дом и местную природу. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. В картинах, созданных в этот период творчества Кандинского, уже прослеживаются отступления от фигурного изображения, игра линий и пятен выходит на первый план. Именно в этом месте художник переосмысливает свое творчество и больше задумывается о беспредметном искусстве. Однажды он видит картину с удивительной игрой красок, но в сумерках не узнает свое картину, стоящую вверх ногами. Он понимает не важно, что изображено на картине, главное какие эмоции оно вызывает у зрителя.

Василий Кандинский не родился художником, пришел к живописи достаточно поздно – в 30 лет. Однако за оставшиеся полвека ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, самый известный из которых - «О духовном в искусстве». Во многом благодаря этому труду в мире Кандинский известен как основоположник абстракционизма.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка - княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи - абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» , и опера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.


В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

«Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихином и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в «чистоте красок». У Ажбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.


В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.


Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем - Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

«Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком».

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.

Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.


В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.

Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.


Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.

«Меня удивили его потрясающие голубые глаза...», - писала Нина об их первой встрече.

В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.

Смерть

Василий Кандинский прожил долгую жизнь - смерть настигла его на 78-м году жизни в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.


Трагедия случилась 13 декабря 1944 года. Тело покоится на Новом кладбище Нёйи, в коммунах Пюто.

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.


Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.


Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

«Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…».

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, - прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.


Правда, на практике биография больного имела печальный конец - во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

«Проглотил столько-то граммов опиума. Читаю «Казаков» Толстого. Читать становится трудно. Я не могу больше писать, не вижу больше ясно. Света! Света!».

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Произведения

  • 1901 – «Лето»
  • 1903 – «Синий всадник»
  • 1905 – «Габриэль Мюнтер»
  • 1908-1909 – «Синяя гора»
  • 1911 – «Все святые»
  • 1914 – «Фуга»
  • 1923 – «В черном квадрате»
  • 1924 – «Черный аккомпанемент»
  • 1927 – «Вершины на дуге»
  • 1932 – «Справа – налево»
  • 1936 – «Доминирующая кривая»
  • 1939 – «Сложное-простое»
  • 1941 – «Различные происшествия»
  • 1944 – «Лента с квадратами»