Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Устное народное творчество. Предания как исторический жанр русской прозы О чём рассказывают предания

Устное народное творчество. Предания как исторический жанр русской прозы О чём рассказывают предания


Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804 г. Впервые термин « былина » был введен Иваном Сахаровым в сборнике « Песни русского народа » в 1839 г. НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА. Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.


Былина: Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картина В. М. Васнецова « Богатыри ».


Былины разделяют на два цикла: Киевский 1. События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира. 2. Герои этих старин («младшие богатыри»): - Илья Муромец - Добрыня Никитич - Алеша Попович - Михайло Потык - Ставр Годинович - Чурило Пленкович Новгородский 1. Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. 2. «Старшие богатыри»: - Святогор - Вольга - Микула Селянинович На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.




Некоторым богатырям посвящена не одна, а несколько старинок, которые образуют целый цикл: 1. Исцеление Ильи Муромца. 2. Илья Муромец и Святогор. 3. Илья Муромец и Соловей - Разбойник. 4. Илья Муромец и голи кабацкие. 5. Илья Муромец и Идолище в Киеве. 6. Илья Муромец и Идолище в Царе - граде. 7. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 8. Илья Муромец и Калин - царь. 9. Бой Ильи Муромца с сыном. 10. Богатырь на Соколе - корабле. 11. Три поездки Ильи Муромца. 12. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича. 1. Исцеление Ильи Муромца. 2. Илья Муромец и Святогор. 3. Илья Муромец и Соловей - Разбойник. 4. Илья Муромец и голи кабацкие. 5. Илья Муромец и Идолище в Киеве. 6. Илья Муромец и Идолище в Царе - граде. 7. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 8. Илья Муромец и Калин - царь. 9. Бой Ильи Муромца с сыном. 10. Богатырь на Соколе - корабле. 11. Три поездки Ильи Муромца. 12. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Илья Муромец жил в 12 веке, носил прозвище « Чоботок » (Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви.


Илья Муромец – главнейший герой русских былин, сюжет о его битве с Соловьем - Разбойником имеет более 100 вариантов. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» План событий былины: 1.Выезд Ильи Муромца в Киев. 2.Бой с силушкой великой под Черниговым. 3.Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства. 4.Бой Ильи с Соловьем-Разбойником. 5.Въезд Ильи в стольный Киев-град. 6.Беседа Ильи с князем Владимиром. 7.Испытание Соловья-Разбойника. 8.Конец Соловья-Разбойника. 1.Выезд Ильи Муромца в Киев. 2.Бой с силушкой великой под Черниговым. 3.Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства. 4.Бой Ильи с Соловьем-Разбойником. 5.Въезд Ильи в стольный Киев-град. 6.Беседа Ильи с князем Владимиром. 7.Испытание Соловья-Разбойника. 8.Конец Соловья-Разбойника.


Изобразительно - выразительные средства былин Эпитеты: травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля… Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона; нагнано-то темной силушки тьма тьмущая… Гипербола: скачет конь богатырский выше лесов дремучих; чуть ниже облака ходячего; мелки реченьки; озерца перескакивает… Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки… Параллелизм: Не проехать тут пехотою, На коне не проехать тут. Не пролетывал тут ворон черный, Серый зверь тут не прорыскивал.


Памятник Илье Муромцу в городе Муроме Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск (в древности Моровийск) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье (ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник). Само наименование богатыря « Муромец » вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому. Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск (в древности Моровийск) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье (ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник). Само наименование богатыря « Муромец » вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому. Нередко былинного богатыря связывают со святым Илией Печерским, мощи которого по сей день находятся в пещерах Киево - Печерской лавры. Преподобный Илья Муромец жил в XII столетии и до пострига был воином по прозванию « Чоботок ». Известно, что со временем воин принял монашество в Киево - Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь. Известно, что со временем воин принял монашество в Киево - Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь.


ГЕРОИ БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея. Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову « волхв », указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе. Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях. С Вольгой связано три сюжета: 1) Его рождение. 2) Поход на Индию (согласно некоторым вариантам на Турцию). 3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.


ГЕРОИ БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Микула Селянинович - пахарь, обладающий недюжинной силой. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми « старшими » богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса. Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские. В одних вариантах: узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов.


НОВГОРОДСКАЯ БЫЛИНА « САДКО » Садко - герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира. В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич, построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море. Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устное народное творчество Предания

Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина с читалка потешка предание

Предание - жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев.

Виды преданий Исторические (об Иване Грозном, Петре Первом); - Топонимические (рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах); Церковные.

Исторические предания Первые исторические предания – о Рюрике, родоначальнике первой княжеской династии «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

Исторические предания Цикл преданий об Иване Грозном

Исторические предания Предания о Петре Первом

Топонимические предания Существует предание об основании Киева. Киев будто бы основал князь Кий, у которого были братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь. По их именам были названы холмы Щековица и Хоривица и река Лыбедь.

Обогащаем свою речь Объясните значение словосочетаний Содержит сведения Родоначальник первой княжеской династии Цикл сказаний Петровская эпоха Раскованность в поведении героев Землепашцы Мастеровые Содержит известие, информацию о чём-либо От этого человека пошёл княжеский род, т. е. он первым получил княжеский титул Ряд художественных произведений, объединяемых общностью действующих лиц, тематики Годы правления Петра Первого до его смерти Свободный и непринужденный в обращении с людьми в поведении Крестьянин, занимающийся землепашеством. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Предания как жанр русского устного народного творчества

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 города Братска

Туголукова Елена Николаевна


Что такое?

Предание - это жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке.

Предания рассказывают о событиях или происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными.


О чём?

Темы преданий:

  • история
  • исторические личности
  • происхождение названий

В преданиях содержатся воспоминания о событиях старины, объяснение какого-то явления, названия или обычая.


О чём?

В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

  • о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
  • об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
  • о переходе Суворова через Альпы;
  • о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие

Герои преданий

Исторические личности:

  • цари
  • полководцы
  • военные деятели и т.д.

Всё ли правда в преданиях?

В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла.

Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.


Похожие жанры

Близки к преданиям былички и бывальщины .

Это рассказы о встрече с нечистой силой (лешим, водяным, кикиморой, домовым).

Если о встрече с нечистью повествовал сам очевидец, то такие рассказы назывались быличками , а если рассказчик повествовал о случившемся с другими, то эти рассказы назывались бывальщинами .


«Опросик»

1. Что такое предания?

2. О чём рассказывают предания?

3. Всё ли в преданиях правда?

4. Что такое этиологические предания?

5. Назовите близкие к преданиям жанры.