Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Техника рисования на воде. Мастер-класс по созданию узоров на воде в технике эбру

Техника рисования на воде. Мастер-класс по созданию узоров на воде в технике эбру

Эбру – это необычная техника рисования, которая зародилась в далеком прошлом. Самые древние произведения в этом стиле сохранились в Турции, а также Индии и Туркестане. Сегодня технику эбру, а это знакомое нам рисование на воде, может освоить каждый желающий, такое оригинальное занятие будет интересно как взрослым, так и детям. Главное запастись необходимыми материалами и терпением для получения навыков.

Эта удивительная универсальная техника, которую используют и профессиональные художники, и любители и даже воспитатели для развития детей в детском саду.

Изучаем основы техники эбру: рисование на воде для новичков

Тем, кто впервые заинтересовался эти видом творчества, рекомендуют приобрести специальный набор для живописи на виде, который можно найти в любом крупном художественном магазине.

Вода для рисования должна содержать специальную добавку, которая увеличивает её вязкость и позволяет рисунку удерживать форму.

Если вы хотите приготовить раствор в домашних условиях, нужно купить специальный загуститель. Он продается в виде порошка (марки ArtDeco, Karin, Эбру Профи и т. д.). Загуститель нужно отмерять в граммах, поэтому не лишними будут небольшие кухонные весы. Например, порошка ArtDeco понадобится 12,5 г на литр воды. Если есть сомнение в точности измерений, лучше положить немного больше загустителя и потом, при необходимости, слегка разбавить раствор.

Краски для эбру лучше всего приобретать специальные, они дадут наилучший результат. Иногда используют японские чернила для сумингаши.

Некоторые умельцы заменяют специальные материалы домашними средствами. Так, загуститель заменяют желатином, а краски создают на основе пигмента, смешивая его с животной желчью и дистиллированной водой в соотношении 3:2:1. Пигменты подойдут растительные, на основе глины, почвы и сажи.

Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.

Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.

Этапы рисования в технике эбру.

Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.

Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т.д.

Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.

Распространенные виды эбру.

Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.

Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.

В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.

С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.

Пример узора можно увидеть на фото.

В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде. Один из вариантов цветочного эбру представлен ниже.

Видео по теме статьи

Для всех, кто хочет изучить живопись на воде более наглядно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео мастер классов:

Знакома ли вам техника рисования эбру? Наверное, не все о ней слышали. В то же время это очень интересный и захватывающий процесс творчества. На Востоке для создания рисунков на бумаге применяют специальные экстракты растений и желчь.

К сожалению, заказывать материалы в других странах дорого и не выгодно. Но печалиться не стоит. Техника эбру рисования на воде в домашних условиях доступна каждому, причем стоить это занятие будет абсолютно недорого.

Эбру в переводе с персидского означает «похожий на облака». Первые найденные на территории Туркестана изделия в этой технике датируются 800 г н.э.

Смысл эбру состоит в том, чтобы рисовать на воде нерастворимыми красками, а затем переносить изображение на бумагу. Получается нечто среднее между рисованием акварелью и эстампом.

На Востоке краски получают путем смешения натурального пигмента, желчи и воды. Перед началом в воду добавляют экстракт горной колючки гевен, который делает жидкость более плотной. Краски же получаются водянистыми, очень жидкими, поэтому легко двигаются по поверхности.

С помощью тонкой кисти художник создает рисунок, перекатывая краски. Затем опускает бумагу под воду, выжидает 10 секунд и поднимает полотно с готовым изделием. Это самый ответственный момент: рисунок должен полностью сохраниться на бумаге.

Сегодня техника эбру стала не только достоянием избранных. Ее актвино применяют на уроках в детском саду. Конечно, это не значит, что в России заказывают для малышей дорогие краски. Все материалы можно найти дома под рукой.

Как рисовать дома?

Если вы не собираетесь заниматься эбру профессионально, а хотите лишь позабавить себя и немного разнообразить жизнь, стоит узнать, какие краски подойдут для домашнего пользования.

Сделать их нетрудно. Понадобится разбавитель и масляные краски. Возьмите цвета, которые вам по нраву и в отдельных емкостях с помощью разбавителя доведите их до жидкого состояния.

Теперь рассмотрим, как сделать жидкость, на которой мы будем рисовать. Для этих целей нужен будет крахмал. Разведите его в обычной воде до состояния жидкого клейстера. Это и будет наша основа для рисования.

А теперь самое главное: как правильно размешивать краски, чтобы получился рисунок. Возьмите посуду с широкой поверхностью. Чем шире будет поверхность, тем больше получится рисунок.

Вылейте в подготовленную посуду клейстер и капните на него немного краски. Тонкой кисточкой начинайте перемещать краски так, чтобы получился орнамент. Начать можно с самого простого - разводов и пятен. Затем усложняйте рисунок, добавляя контуры цветов, павлиньих перьев. Кроме кисточки, можно подключить и другие инструменты в виде ложек, лопаточек и т.д.

Вот тут можно посмотреть видео этого волшебного процесса:


Как рисовать и какие узоры выполнять, решать вам. Завораживает скорее не результат, а процесс, когда контуры узоров создаются на поверхности густой жидкости. Когда рисунок готов, кладем поверх него бумагу, ожидаем в течение нескольких секунд, затем поднимаем и даем воде стечь.

Нужно быть готовым, что результат может не совпадать с изображением на воде, поскольку краски могут расплываться под воздействием стекающей жидкости и менять очертания. Общий контур, конечно, сохранится, но тонких ценителей прекрасного первое время такое исполнение может не удовлетворить. Так что сосредоточьтесь на процессе выполнения, а результат придет в ходе тренировок.

Эбру для детей

Техника эбру в детском саду еще проще, чем описанный выше пример. Приобретать масляные краски для детского садика никто не будет: уж очень дорого они стоят.

А вот обычной гуаши в арсенале учителей достаточно. В качестве жидкости для нанесения красок используется обычное молоко: его могут принести на урок родители для каждого малыша в отдельности.

В широкую мисочку нужно налить немного молока. Лучше, если его жирность будет небольшая, не выше 2,5%. Гуашь следует слегка развести водой. Для нанесения красок на поверхность можно использовать пипетку, зубочистку, кисточки. Как только краски попали на поверхность воды, можно начинать творить.

Эта техника абсолютно безопасна для малышей. Даже если кто-то из них по незнанию решит попробовать цветной «коктейль», ничего страшного не случится. Некоторые экспериментаторы добавляют в краски моющее для посуды, но в случае с детками этого делать не надо. Обычная гуашь намного безопаснее.

Когда рисунок на молоке создан, можно приступать к оттиску. Подойдет как мелованная, так и обычная бумага из блокнота: результат будет одинаковый.

Если вы часто проводите в детском саду подобные уроки, устройте в конце года выставку и выберите самые лучшие работы! Если вы рисуете дома, вставьте в рамку самый удачный свой оттиск и повесьте на стену!

Мастер – класс «Под дождем» по рисованию красками эбру с элементами аппликации с пошаговым фото


Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности дошкольного структурного подразделения «Успех» гимназии №1409 г. Москвы

Эбру (акварисование) - это технология рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на любую поверхность - на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров.
Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Акварисование поможет ребенку почувствовать свое единство с природой. Органические краски, вода и собственная фантазия - что может быть естественнее?

Что привлекает детей и взрослых в рисовании на воде? В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Сама вода помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять ее язык и научиться свободно «говорить» на нем. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм... Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке!

Практическая значимость. Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку. Уникальность материалов доставляет радость, сопричастность к «волшебству» красок. Техника эбру может быть рекомендована для использования в дошкольных учреждениях, так как материалы имеют натуральную основу и экологически безопасны. А также она интересна и полезна всем членам семьи (родителям и детям), воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям, студентам педагогических вузов и всем желающим. Организация работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Я предлагаю ознакомиться с техникой эбру на примере конкретного мастер-класса «Под дождем».
Цель мастер-класса – привлечение внимания к детскому творчеству, формирование умения делать новогодние подарки в технике эбру.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи :
1) закрепить навыки рисования в технике эбру;
2) развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, воображение, моторику рук;
3) повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки;
4) воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.

Для работы использовались следующие материалы : лоток прямоугольной формы для эбру; краски Artdeco на масляной основе синего, голубого, белого и фиолетового цветов; прозрачные стаканчики; вода с загустителем; кисти-щетины; шило для работы с жидкими красками; пипетка для набора краски, бумажные салфетки; одноразовые тарелочки; плотные листы бумаги (по размеру лотка); фартук; гель с блесками; гуашь, кисти, вода.

Этапы работы:
1. Краски Artdeco перелить в прозрачные пластиковые стаканчики.



2. Набрать немного краски на пипетку и нанести на кисть (достаточно несколько капель).


3. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.


4. Можно использовать разные цвета по желанию. Или смешивать краски в отдельной емкости для получения нового оттенка.





5. Используя шило (спицу или зубочистку), выполнить рисунок на поверхности воды. Спицей нарисовать на поверхности воды прямые линии. Также можно воспользоваться гребнем (получаются параллельные линии на поверхности воды).



6.Получились причудливые цветные полосы, которые в дальнейшем будут служитьв качестве фона «дождя».


7. Затем на поверхность воды положить плотный лист бумаги. Расправить лист руками, чтобы не было образования пузырьков воздуха (иначе на рисунке будут непрокрашенные белые пятна).


8. Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова.


9. Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (от 1 часа и более). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т.е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.


10. После того, как лист станет сухим, на нем можно продолжить рисовать (например, фломастерами или гуашью), или выполнить аппликацию из цветной бумаги.







Смолякова Анастасия

Работа Смоляковой Анастасии посвящена древнему искусству рисования на воде--ЭБРУ. Цель, поставленная в работе, открыть тайну рисования на воде, была достигнута полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция

Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»

«Мой первый шаг в науку»

ЭБРУ- тайна рисунка на воде.

Выполнила:

обучающаяся 4«В» класса

МАОУ «СОШ №95 с УИОП»

Смолякова Анастасия

Научный руководитель:

Балашкина Татьяна Борисовна,

Учитель начальных классов

Саратов 2014

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ -
Открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде.

ЗАДАЧИ:
1. Узнать, в чём секрет рисунка на воде;
2. Изучить специальную литературу по данной теме;
3. Сделать самодельный аналог древних красок эбру;
4. Подобрать необходимую плотность воды для рисования;
5. Дать советы по разведению красок желчью.

6. Найти применение этого исследования для внедрения в учебный процесс на уроке рисования.

ГИПОТЕЗА:

Можно заменить старинный рецепт красок на современный аналог, при таком же результате технологии рисования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - древнее искусство рисования на воде

Введение ………………………………………………………………4

Родина и значение эбру…………….……………………………….5

Практическая часть…………………………………………………....6

Заключение …………………………………………………….……..11

Список использованной литературы ……………………………….12

  1. Введение

Когда я отдыхала в Турции, мне посчастливилось познакомиться с древним искусством рисования на воде. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это как волшебство - краски плавали на поверхности воды, превращаясь в причудливые рисунки, а потом перенеслись на лист бумаги или ткани.

Это чудесный способ рисования назывался ЭБРУ!

Когда я вернулась в Саратов, я загорелась и решила раскрыть тайну рисования на воде.

I.1Родина и значение ЭБРУ

Технике рисования Эбру около 600 лет, этот вид водяной живописи известен еще в 15 веке в Восточной Азии.

Значение этого слова неизвестна, но существуют несколько версий. По одной из них Эбру произошло от арабского «ab-ru» (вода для лица), по другой «ebri» (волнообразный), по третьей название пошло от персидского «ebri», что означает «облако».

Искусство "водяной живописи" передавалось мастерами из поколения в поколение. Суть этой техники в том, что художник наносит рисунок красками на воде, которые не растворяются в воде, а смешиваясь, образуют причудливые узоры. На водный рисунок накладывают бумагу, через несколько секунд аккуратно вынимают и высушивают.

Эбру в наши дни . Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.
Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы.

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Когда я приехала в Саратов и стала обзванивать магазины «для хобби» и «всё для рисования» и т.п., то никто не знал о эбру. Тогда я решила сделать аналог этих красок сама и стала изучать тонкости этого метода.

II.1. КИСТИ И ДРУГИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.

В Эбру использовались только натуральные материалы:

Кисти (фырчалар) . Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы. Кисти с натуральной щетиной я приобрела в магазине.


Шило (биз) . Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки.

Гребень (tarak-тарак) . Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

II.2. ВОДА (ОСНОВА ДЛЯ РИСОВАНИЯ)

Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой . Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение .

Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить .

В качестве загустителя используется экстракт растения гевен . Эта горная колючка произрастает в Иране. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли , а также сока растения астралагуса , имеющие слабоклеющие свойства.

Такие растения мне взять было негде. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.

Мне пришли на ум:

Картофельный крахмал;

Желатин;

Силикатный клей;

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Лучший результат для основы для воды показал силикатный клей, разведённый 1:1 с водой.

II.3 КРАСКИ

Краски (бойалар)
Краски для эбру включают в себя
натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.

Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.

Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки–ближе к изумрудному.

Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.

Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.

Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.

Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить !

1 капля на чайную ложку смеси пигмента с водой .

Для приготовления красок ЭБРУ важным компонентом является - желчь (в оригинале бычья), но я попробовала заменить её рыбьей.

Свежая рыба частый продукт на нашей кухне и отпала необходимость хранения бычьей желчи (в холодильнике появлялся неприятный запах, а при консервировании спиртом терялись нужные нам свойства желчи).

Желчь - жидкость желто-зеленого цвета обладает достаточно неприятным запахом, но, несмотря на это, желчь уменьшает поверхностное натяжение воды, что нам и нужно.

Что же использовать в качестве пигмента?

  1. Акварельные краски + дистиллированная вода + желчь;
  2. Сухой пигмент (синька, и др.) + дистиллированная вода +желчь;
  3. Пищевой сухой краситель + дистиллированная вода +желчь;
  4. Гуашь + дистиллированная вода + желчь;

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Лучший результат показал 4 вариант- гуашь + дистиллированная вода + желчь.

II.4 ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ

В небольшое прямоугольное корыто (кухонный противень) выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства. В нашем случае - это силикатный клей, разведённый с водой 1:1.

Далее в эту смесь добавляют краски, которые не растворяются в воде (гуашь + дистиллированная вода + желчь), а остаются на ее поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры (с помощью приспособлений: кисти, шила, гребня и др.) Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить ТОЛЬКО дистиллированной водой !

До начала использования в работе, обязательно добавляем желчь (удобнее всего добавлять пипеткой) из рассчета 1 капля на чайную ложку гуаши с водой .

Краски нужно настаивать несколько дней после разведения.

На эту смесь накладывают бумагу и через 5-10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть (фото внизу)

  1. Капаем розовую краску, она растекается на поверхности. А затем жёлтую.
  2. Капаем зелёную и синюю краску.
  1. Капаем белую краску.

Эбру - искусство обработки бумаги, называемое «Турецким мраморированием». Вначале изображение делается на воде, а затем переносится на бумагу или ткань. Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.
Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых эбру просто невозможно. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование ». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство эбру. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — эбру зародилось где-то на Востоке.
Эбру — это особая техника создания невероятно красивых картин. Иногда можно услышать, что эбру — это рисование на воде. Но также нет единого мнения, как правильно переводится само слово «эбру». Кто-то считает, что оно произошло от арабского слова «ab-ru», что в переводе означает «вода для лица». Также существует версия, что «эбру» произошло от чагатайского слова «ebre», что означает «волнообразный». Хотя больше всего сторонников у версии, что «эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике эбру, очень похожи на облака. Картины эбру создаются по особой технике, которая разделяется на несколько этапов. Загадочная техника эбру передавалась мастерами из поколения в поколение. Все инструменты для этого искусства делают только из натуральных материалов. Для создания картины эбру нужен специальный немного вязкий водный раствор. Чтобы сделать такой раствор, нужно в воду добавить нектар гевена, его добывают из растения, которое растет только в Турции. Благодаря этому веществу вода получается вязкой и клейкой, поэтому краски не растворяются в воде, а держатся на поверхности, переплетаясь в причудливых узорах. После того как водный раствор будет готов, его выливают в специальную прямоугольную емкость и постепенно добавляют натуральные краски. Эти краски остаются на поверхности воды, переплетаются между собой, а мастер эбру аккуратно кистями корректирует или создает нужные рисунки на воде. Когда узор будет готов, на него накладывают бумагу, через несколько секунд бумагу снимают и дают ей просохнуть. Далее начинается второй этап создания картины эбру. На высохшую бумагу с мраморным фоном закрепляют трафарет, с его помощью наносят на картину основной рисунок. Только после этого эбру будет готово. В старину рисунки на воде создавали похожим способом, в воду добавляли белую смолу и оставляли настаиваться около двенадцати часов. А краски смешивали с бычьей желчью и водой. Конечно, в современные краски не нужно добавлять желчь. За долгое время, пока существует эбру, было придумано много разных методов создания картин эбру. Но ни один мастер не может точно знать, каким будет его рисунок, ведь благодаря своеобразной технике эбру просто невозможно создать два похожих рисунка.

История возникновения эбру

История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII-XIX веках приобрело большую популярность. В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.
Секреты создания эбру . Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации. Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор. Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен, который сгущает воду. Потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором.

Эбру в наши дни
. Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы. Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы. Проходят выставки картин, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле эбру, существуют школы эбру, а иногда проходят представления где-нибудь в парке или на улице.
Что такое эбру?
Старейшая из известных эбру была создана в 11 веке. Она свидетельствует, что уже в это время искусство достигло совершенства. По словам ученых, чтобы достичь такого качества, вид этого искусства должен был существовать уже несколько веков. Искусство это древнее настолько, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, и после иранц ев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью - эбру имеет восточные корни. Так же нет ясности и с происхождением названия «эбру». Существуют несколько версий, объясняющих этимологию этого слова. Одни предполагают, что это название произошло от арабского «ab-ru», что переводится как «вода для лица». Другие утверждают, что скорее от чагатайского «ebre», означающего «волнообразный». Большинство же сходится на том, что, скорее, это название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако». На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, зная технику изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опустившись с небес, оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает нас причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой. Для изготовления эбру непременно нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоемкий, имеет несколько этапов и создается при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но прекрасно дополняют друг друга. Для первого этапа в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства нектара гевена. Таким образом достигается необходимая вязкость воды. Далее в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. На эту смесь накладывают бумагу и через 5-10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть. Уникальный фон готов, но все же это еще не готовое эбру. После того как бумага с нанесенным фоном высохнет, на ней будет закреплён трафарет, с помощью которого будет нанесена основная тема. И только тогда законченное произведение получит своё законное название «эбру».

Технология традиционного эбру

Эбру - это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
Раствор для эбру . В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать имз его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре. Для получения нужного нам раствора лепестки нужно настаивать 2 недели. Но можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Вместь экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые используются в пищевой промышленности, в производстве косметики и в других отраслях. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его обязательно нужно процедить через капроновый чулок. Затем накрыть газетой на 5 мин, чтобы собрались все микро-пузырьки воздуха. Газетой накрывать китре следует после каждого рисунка и по окончанию работы.
Краски (бойалар) . Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:
Желтый : сернистое соединение природного мышьяка.
Синий : лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый : соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки -ближе к изумрудному.
Темно-синий : особый сорт натуральной синьки.
Черный : печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она чень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавлют сосновые иголки.
Белый : карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный : оксид железа из листьев красной капусты.
Кисти (фырчалар) . Основная задача кистей - вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
Шило (биз) . Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п.
Гребень (tarak-тарак) . Для получения «чешуйчатого» узора использется гребень, длинна которого соответствует длинне или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.