Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шекспир гамлет анализ произведения кратко. У

Шекспир гамлет анализ произведения кратко. У

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу временя решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию CQ стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам.

Сделаем вывод: как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив "поглощает" личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто "бунтует", сопротивляется, конфликтует. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытовавший в наших школьных коллективах мотив - стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить "характеристику". В этом случае школьник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне школьного коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт. Такое состояние может быть временным, переходным, а может оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся ранее социальный опыт личности, неадекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.).

Открытый "бунт" против коллектива - явление в наших школах редкое. Ребята "бунтуют" лишь изредка и то по непринципиальным вопросам. Чувство самосохранения берет верх. Коллектив, сломавший личность, выступает по отношению к ней в роли жандарма. Это противоречит гуманному подходу к воспитанию, и педагогам есть над чем думать, разрабатывая новые пути совершенствования отношений личности с коллективом.

Идеал взаимоотношений - гармонизация личности и коллектива. По некоторым оценкам, комфортными условия своей жизни в коллективе считают менее 5% опрошенных школьников. Углубленное изучение этих ребят показало, что они наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общежития и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения.

Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для недавней нашей школы, - сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути. В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей, двойное поле морального напряжения, когда в рамках организованной при участии педагогов деятельности между школьниками устанавливаются позитивные отношения, а при неорганизованном общении они остаются отрицательными. Это связано с тем, что ребята не могут проявить в коллективе свою индивидуальность, а вынуждены орать навязанные роли. Там, где удается расширить диапазон золей, школьники находят удовлетворяющие их позиции в коллективе, и их положение в системе отношений становится долее благоприятным.

Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так. называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, гак и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой, завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других - частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радуют общие неудачи класса, так как на этом фоне ярче блестят их собственные достижения.

Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.

1. Введение
2. Теория взаимоотношения личность- коллектив

2.1 Основной принцип человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.

3. Детский коллектив
4. Изучение межличностных отношений в военном коллективе и диагностиканеуставного поведения военнослужащих.

4.1 Профилактика неуставных взаимоотношений.

5. Список используемойлитературы

Введение

Цель данного реферата - в экстремально-малом объёме попытаться изложитьхарактерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Ввиду огромного объёма темы было решено после краткой теоретической информациипривести анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека, вкоторых отношения личности и коллектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёх частей; первая-это выдержки из классическойтеории психологии. Здесь вводятся основные понятия и определения, с которымиоперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений.Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейсяформе коллектива.
Вторая часть посвящена формированию детского коллектива и развитию в нёмребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят не случайно, наэтом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды,складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственноепонятие “коллектив”, осознание собственного “Я” и положение собственнойличности в коллективе.
Третья, последняя часть, рассказывает об особом, специфическом коллективе - военном, и отношения обсуждаются тоже специфические - неуставные. Данныйпример позволяет проследить взаимоотношения личности и коллектива вэкстремальной, напряжённой обстановке.

Теория взаимоотношения личность - коллектив

Основной принципчеловеческого общения

Отношения в группах по мере ихпревращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бываютотносительно без различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, немогут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными,а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычнопроисходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека естьсвои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки.То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит вовзаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, отособенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительноустойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному взависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближепо уровню своего развития группа находится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности иторможения того, что в ней есть худ шего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится ккорпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системевзаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучшихличностных устремлений.

Личность и группа. Проблема взаимоотношений .

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхожденияв новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности вотносительно стабильной общности называются фазами развития личности:

Фаза становления личности. . Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

Проблема общности всоциальной психологии.

Для индивида, входящего вгруппу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего черезпринятие этих характеристик, т. есть через осознание факта некоторойпсихической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать,что «граница» группы воспринимается как граница этой психическойобщности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличиетак называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципомпсихического оформления общности является различение для индивидов, входящих вгруппу, некоторого образования «мы», в отличие от другого образования«они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцироватьодну общность от другой и является своеобразным индикатором осознанияпринадлежности к некоторой группе. Специфика социально-психологического анализагруппы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствамисоциологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те ихчерты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т. естьпозволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

Проблемы социальной психологии.


Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общаяпсихология, выясняет, каким образом, т. есть прежде всего в каких конкретныхгруппах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другойстороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует своюсоциальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается втом, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типическиечерты, почему в од них условиях формирования личности они проявились в полноймере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежностиличности к определённой социальной группе. В большей мере, чем всоциологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведенияи деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутрикоторой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальнаяпсихология рассматривает поведение и деятельность«социально-детерминированной личности» в конкретных реальныхсоциальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы,причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Длясоциальной психологии главным ориентиром в исследовании личности являетсявзаимоотношение личности с группой.

Понятие единства развития личности и психики человека.

В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного представителячеловеческой общности его личность и психика представлены в неразрывномединстве. Индивид обладает психи кой, но в то же время индивид выступает какличность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природеотношений. Детерминантой развития личности являетсядеятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются учеловека с наиболее значимой для него группой(группами) в этот период. Этивзаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которыеза даёт эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходяиз этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развитияличности в группе. В соответствии с концепцией персонализации индивидхарактеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться вмаксимальной степени представленным значимыми для него качествами вжизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразованияих смысловой сферы, и способностью быть личностью, т.е. совокупностьюиндивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния,обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.

Понятие и структурамалых групп в психологии.

Малая группа - этонемногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цельи находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группухарактеризует психологическая и поведенческая общность её членов, котораявыделяет и обособляет её, придаёт её относи тельную социально-психологическуюавтономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разнымипо количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуреотношений, существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальномусоставу, характеру ценностей, норм и правил, которых придерживаются их члены,межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Условными илиноминальными называются группы, которые объединяют людей, не входящих в составни одной малой группы. В противоположность им выделяются реальные группы. Онипредставляют собой действительно существующие объединения людей, полностьюотвечающие определению малой группы. Естественными называют такие группы,которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Онивозникают и существуют исходя из потребностей общества или включённых в этигруппы людей. Естественные группы бывают формальными и неформальными. Формальныесоздаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Такжевсе естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые.Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточнойпсихологической общности, налаженных деловых и личных отношений, сложившейсяструктуры взаимодействия, чёткого распределения обязанностей, признанныхлидеров, эффективной совместной работы.

Типы конфликтов и их характеристика.


По направленности конфликты делятся на «горизонтальные»,«вертикальные» и «смешанные». К «горизонтальным»относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся вподчинении друг другу. К «вертикальным» конфликтам от носятся те изних, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. Всмешанных конфликтах предчставлены и «вертикальные» и«горизонтальные» составляющие. По значению для организации конфликтыделятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бываеттогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений иразумных аргументов. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когдаодна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желаетучитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственноосуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра,дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся наобъективные и субъективные. Пер вые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.

Детский коллектив

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условиесамоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивовпредметно-практической совместной деятельности, направленной на пользуобщества, забота об общем результате, определенные организация и характеробщения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формывзаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации ихсоциально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной,трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типамдеятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимостипозволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но истроить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны,а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации иосуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развитияподлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детейвыступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детскогоколлектива и определенных отношений его членов может быть реализована в томслучае, если она соответствующим об разом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:

дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуетсявзрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом.

Практически в любом организованном детском объединенииреально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболееширокие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированногодетского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливаетвозможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача приэтом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как формацелесообразности, что бы в глазах детей воспитательная функция коллективаотступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе еговоспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемыхнеофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школепредставляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут бытьчленами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьмив изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всехшкольников через положение
руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами иподчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно образных связей,отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленноесоздание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей внебольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел.Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в такомобъединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находитсяпод воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться отпринятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельноеруководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что тольков небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение всовместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы испособности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности,в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
К числу важных моментов в организации детского коллектива относитсяразновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастныйсостав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединениисверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенокиспытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, вто же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школыв целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы,разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности. Вобщешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическаяситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видамидеятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов,групп, бригад, штабов, кружков создает возможности для установления междудетьми развернутых типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу,товариществостарших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время своизаконы, обычаи, традиции и требования. В этом от ношении он является постояннодействующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересыконтактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольномколлективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее,обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всехдетских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организацияразветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологическиеусловия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретнойдеятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность вделе, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать взамкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таитопасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллективаотношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качествколлективиста за пределами своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качествеодной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутостьребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуютвоспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутриколлектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимостивсе же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельныхдетей, составляющих коллектив. Коллективизм не может основываться лишь на делахсвоего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только задела своего коллектива. Главное в коллективизме -общественная ориентациядеятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а некак к средству деятельности.
Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает«абстрагирование» от дел и целей конкретного коллектива, связь этихдел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество,именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность заобщие дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлениюусловий формирования коллективистских качеств личности детей подростковоговозраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.
Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистских качествличности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент.Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каждый подростокв ситуации вы бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что тедети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе, ориентируясь нена конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее,общественно значимое дело, об ладают достаточно устойчивыми коллективистскимкачествами. Деятельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,что это было связано с определением своего места в обществе, с формированиемсамосознания.
Следовательно задача взрослых заключается в такой организации просоциальнойдеятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственноеотношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходитстановление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формироватьотношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ееконкретной значимости), но и к общему делу вообще.
Полученные данные убеждают в необходимости одновременного включения детей вспециально организованную «скользящую сеть» различных коллективов:

а) учебных, трудовых,организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных, временных;
в) одно- и разновозрастных;
г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сетьмногоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целейдеятельности всех коллективов и подчинения решению общей задачи не позволяетребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возрастав разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрываярамки своего конкретного, «нашего» коллектива, выводя детей в целомна общество. При чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «тотам, то тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формированиюнепосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив,но и в общество.
В частности, большое число коллективов, в состав которых ребенок одновременновходит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию, а скользящие формыразнопланового коллектива эту возможность исключают, создавая условия дляразнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,
сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системымногопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп,кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка вразвернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такогоспециально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целейкаждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач.Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которогосоставляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важныхвоспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход кформированию растущего человека как личности.

Изучение межличностныхотношений в военном коллективе и диагностика неуставного поведениявоеннослужащих.

Целью диагностики неуставного поведения является профилактика, ограничения,предупреждения моральных и физических оскорблений личности военнослужащего, винтересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная природа ипроявления в повседневной жизни - предмет особого интереса для каждогокомандира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, котораясвязывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает егоповедению необходимую последовательность и устойчивость.
Значительными возможностями по сравнению с остальными методами диагностикирасполагает социометрия - совокупность приемов и средств, используемых дляизучения групповой динамики (авторитетность, лидерство, сплоченность и т.п.).Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дружественныхсвязей и антипатий между солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнослужащимидовольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при условииотлаженной организации управления процессами, происходящими в воинскомколлективе.

профилактика неуставных взаимоотношений.

Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры
военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании упризывников коллективистских качеств, правильном представлении об уставномпорядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе средиюношей, склонных к негативным образцам поведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному формированиюу воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. В первые днинеобходимо изучить требования законов и воинских уставов о взаимоотношениях ввоинских коллективах, разъяснить, как вести себя в тех случаях, когда кто-либоиз сослуживцев посягает на их достоинство.
Показательным примером необходимости опеки молодых воинов в начальный этап ихслужбы может послужить случай, произошедший вв/ч 73420 г.Волжского, где яначинал службу. Прибывшее молодое пополнение разместили в клубе дляраспределения по подразделениям. По чьейто халатности там не осталось ни одногоофицера и уже через несколько минут старослужащие выносили из клуба отобранныеу молодежи продукты, вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалосьостановить. Очень неуютно чувствовали они себя перед строем части, когдапришлось возвращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромноевоспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих. Первыеукрепились в вере в стремлении командиров к социальной справедливости, вторых,по крайней мере, в течении нескольких дней не было и видно около клубачасти.!!!
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов активно складываютсямежличностные связи. В интересах воспитания дружбы между воинами различныхнациональностей целесообразно равномерно укомплектовывать все подразделениясолдатами и сержантами различных национальностей. Необходимо анализировать, ктоиз земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицерыдолжны сосредоточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся наоснове землячества, национальности.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных кнедисциплинированности, неисполнительности, пререканиям, «лидеров» сотрицательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость, эгоизм,бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить привелегии.В целяхобеспечения своего влияния они чаще всего используют насилие или угрозу егоприменения. Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалогопарня», «спортсмена», «знатока современной музыки» ит.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость, грубость,высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных «лидеров» спользуютиндивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы инациональностей, постоянное наблюдение за поведением воинов, анализ их взаимоотношений.К группе риска относятся, прежде всего, военнослужащие обладающие недостаткамивоспитания, а именно:

ранее судимые и имевшие приводы в милицию; воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одногоили обоих родителей; обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера; имеющие претензии на лидерство.

С другой стороны, ни в коемслучае нельзя упускать из вида военнослужащих, имеющих физический или моральныйдефект - это потенциальные потерпевшие. Неуставные взаимоотношения основываютсяна круговой поруке. Глумление и издевательства замалчиваются не только ихисполнителями, но и пострадавшими. Вот почему каждый случай антиуставныхвзаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положениеи правильно отреагировать на него - значит не допустить преступления илигрубого нарушения воинской дисциплины.
Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе междувоеннослужащими руководящему составу необходимо прежде всего глубоко изучитьособенности развития межнациональных отношений, а так же прочно освоитьразличные методы их регулирования, способы своевременного предупреждения дажемелких негативных явлений.

Cписок используемойлитературы

Психология и педагогика военного управления.
Учебно-методическое пособие.
Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992. Военная педагогика и психоглогия
Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1986. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.
М.: Воениздат, 1986. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.
М.,1986. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в
подростковом возрасте.1972б

Илюнина Галина Владимировна,
заместитель директора по ВР,

учитель биологии
МБОУ- гимназии г. Мценска
Орловской области,

В моем подчинении 20 классных руководителей и 5 заведующих кафедрами МО. Неправильно сказано, что в подчинении. Мы - единомышленники. Люди, у которых одна цель - вырастить и воспитать человека с большой буквы. Мы все стремимся сделать наше учебное заведение родным для каждого ребенка. И тут нужна атмосфера взаимопонимания, поддержки, чтобы учителя не боялись высказывать свое мнение, чтобы все были услышаны. Любые заседания у нас проходят за круглым столом. Мы вместе решаем проблему, порой приглашая и родителей, и учеников, и различных специалистов. Хотя у нас все праздники проводятся по очереди каждой параллелью, классные руководители всегда помогают друг другу. Любое мероприятие начинается с накидывания идей. И никто не отказывается. Ведь классная мама 9-ых классов отлично пишет стихи, классный руководитель 10 класса прекрасно организовывает походы, а 7-ых классов замечательно поет и играет на синтезаторе. У каждого свои таланты, свой конек. Моя задача не дать ему погаснуть, не дать пропасть инициативе. Средний возраст работающих приблизительно 50 лет. И как здесь не вспомнить понятие «профессиональное выгорание». Действительно, это присутствует и у нас. Но пытаешься с каждым поговорить, показываешь значимость каждого. У нас работают настоящие учителя. Я лишь направляю и контролирую работу.

Мы создаем методическую копилку, собирая материалы по различным темам мероприятий. Не делим - это мое, это твое. Это все наше. Тем более, что у нас очень много мероприятий, связанных с разновозрастным сотрудничеством. Одна параллель готовит беседы, викторины и т. д. для другой. Работает тьютерство. Регулярно устраиваем «посиделки» за чаем. По-моему, главное доверять своим сотрудникам. Создать психологическую комфортную атмосферу. Мой кабинет завуча всегда открыт. Всегда можно воспользоваться компьютером, папками для работы, принтером и просто использовать его для личных бесед с детьми, когда надо остаться один на один. Мне можно звонить и ночью, если возникает проблема. Если надо, мы встретимся и в выходной. В основном, классные руководители живут школой.

Конечно, случаются конфликты и в нашем коллективе. Но я стараюсь откровенно, сразу высказывать обиду, не забывая при этом о юморе. Каждый учитель должен чувствовать себя профессионально значимым. При сдаче документации четко называю сроки. Напоминаю еще за 2-3 дня. И обязательно объявление с благодарностью за выполненную работу. Мелочь, а приятно.

Для сплоченности педагогического коллектива устраиваются различные поездки и соревнования. С этого года у нас официально стал праздноваться День театра, День здоровья для учителей. Регулярно ходим в туристические походы. С заведующими кафедр МО готовим школьную научно-практическую конференцию.

Остается только добавить, что мне с таким коллективом повезло. И когда мы вместе, мы сможем все.

ГПОУ ДПЛКХ

Мастер п/о Кузьмина И.В.

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления

В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо.

Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.

В научной литературе, как правило, описываются три важнейшие психологические характеристики личности . Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей.

В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (саморазвитие).

Личность - очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок - направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок - это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок - стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Коллектив как социально-психологическое явление обладает огромной силой воздействия, способной сильнейшим образом влиять на взаимоотношения и самоотношение личностей, образующих его. Не случайно психология коллектива возымела такую популярность в нашей стране в эпоху Советского Союза. Именно на использовании огромной силы воздействия коллектива была построена советская педагогика, в теоретическую и практическую разработку которой большой вклад внес выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования "мы", в отличие от другого образования "они".

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом : 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив "поглощает" личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто "бунтует", сопротивляется, конфликтует. Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, гак и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг. Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой, завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других - частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радуют общие неудачи класса, так как на этом фоне ярче блестят их собственные достижения. Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.

Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени была разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Связь с внешним миром существует и у животного, но животное не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.

Согласно Мясищеву В.Н., природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок и т. д.). В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов диагностики межличностных отношений. Традиционным из методических средств выявления и изучения межличностных отношений для психологов и педагогов на сегодняшний день является широко известный в социальной психологии метод социометрии , предложенный американским исследователем Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу - социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы - социограммы. Если группа небольшая по составу, таблица может быть оформлена так:

Фамилии членов группыКритерии выбораI ДежурствоII ПраздникIII Совместный проектМедведев++Лисицына+Волков--

При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы (звёзды, предпочитаемые, принятые, пренебрегаемые). На заключительном этапе обработки социометрических данных подсчитывается «социометрический индекс» - степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей.

Помимо традиционного социометрического метода современная психология и педагогика обогащена арсеналом и других не менее интересных методик исследования межличностных отношений. Например, методики косвенной оценки межличностных отношений - это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение.

Наиболее известны методики, основанные на закономерностях расположения людей в пространстве относительно друг друга. Главная их предпосылка в том, что положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния к другому человеку. Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории: а) техники наблюдения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. Иллюстрацией элементарной процедуры может служить следующий вариант: в комнате находятся стол и два стула, расположенные на определенном, достаточно большом расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на одном из стульев при входе испытуемого, просит его сесть. Свободный выбор дистанции, проявляющийся в выборе места для расположения стула (расстояние между ним и экспериментатором впоследствии измеряется), связывается с психологической ситуацией межличностных отношений.

Проективные средства , основанные на обсуждаемом принципе, существенно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Скажем, методика К. Peterson (1980) направлена на изучение семейных отношений. В нее входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.

Главный недостаток методик косвенной оценки межличностных отношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно узкую информацию.

Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации

психологический личность коллектив социальный

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (Bales R., 1970), который разработал схему, согласно которой обученный наблюдатель может оценивать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, соответствующим четырём более общим категориям: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер.

Ситуационные тесты и деловые игры

Современным направлением в исследовании и диагностике межличностных отношений являются ситуационные тесты и деловые игры, в которых человек ставится в ситуации, наиболее выпукло показывающие некоторые стороны реальной жизненной ситуации. Одним из таких приемов является групповая дискуссия без лидера. Группе испытуемых, дается задача или тема для обсуждения в течение определенного времени, но ни один из участников не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Такая ситуация позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию. Она позволяет предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.

Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узника» (Kelley М., Thebaut G., 1978). Название возникло от ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заключается в том, что двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат незначительное наказание; если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем- то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры можно представить в матрице, с которой обычно знакомят участников перед игрой. В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конкурентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата игрока А ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием. Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изучается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без него.

С помощью игры «Дилемма узника», как и с помощью других, описанных выше приемов, можно создать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д. Важно еще раз подчеркнуть, что ситуационные тесты и игры являются лишь методическими приемами для моделирования определенных межличностных отношений, а не точной стандартной измерительной процедурой. Но возможность не только наблюдать, но и моделировать желаемое поведение, большая прогностическая возможность делают ситуационные тесты и деловые игры самыми перспективными приемами для диагностики межличностных отношений.

Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.

3.Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.

4.Марковская И.М. Социальная психология: Хрестоматия - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999.