Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самые таинственные древние детские захоронения. Аресты без правил

Самые таинственные древние детские захоронения. Аресты без правил

В 1524 году московский князь Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству основал на западе Москвы, в Лужниках, прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее - в Литву, Новодевичий женский монастырь. Он стал одним из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей.

Из истории монастыря
В 1922 году монастырь закрыли, вместо него появился Музей раскрепощения женщин, а потом - Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В настоящее время памятник старины вновь стал действующим. На его территории покоятся поэт Алексей Плещеев, создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, ученый Сергей Соловьев и его сын - философ Владимир Соловьев, историк граф Уваров, командующий Юго-Западным фронтом с 1916 года генерал Брусилов, отец Александра Герцена, директор Департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий - Александр Тургенев, сыгравший не последнюю роль в судьбе Пушкина… А три года назад одной из последних здесь была похоронена первая настоятельница монастыря матушка Серафима.


Памятник скульптору Меркурову самый «задумчивый» на кладбище.

К началу XX века территория монастырского некрополя была полностью заполнена, и в 1889 году ее впервые расширили - за южной стеной монастыря появилось кладбище, официально открытое в 1904 году, а после Октябрьской революции названное в народе «Новодевичье». Кладбище курировал Хамовнический райсовет, и оно постепенно превратилось в место погребения рядовых москвичей. Но уже спустя 10 лет по решению ВЦИК привилегией покоиться здесь пользовались лишь «лица с общественным положением» - актеры и писатели, военные и ученые, адвокаты и политработники. Кладбище вновь стало элитарным, и быть похороненным на нем каждый считал за честь. В 30-е годы, в период яростного уничтожения монастырских некрополей, на Новодевичье кладбище перенесли останки и памятники ряда выдающихся деятелей культуры, науки, военачальников. В середине 50-х кладбище расширили еще дальше к югу - образовалась Новая территория, а после очередного расширения в конце 70-х - и Новейшая. Теперь площадь кладбища составляет более 7,5 га, на которых нашли свой последний приют тела 26 000 погребенных. Могилы большинства из них украшают надгробия, имеющие высокую художественную ценность, - работы скульпторов Шадра, Андреева, Коненкова, Мухиной, Меркурова, Аникушина, Вучетича, Кербеля.

Старая территория
У жителей близлежащих домов очень популярна мистическая история о женщине, которая отпросилась с работы, чтобы навестить могилу близкого родственника на Новодевичьем кладбище. Пока она покупала цветы и ехала через всю Москву, сгустились сумерки. Она, показав документ, пошла на могилу… и заблудилась. Ей навстречу попался гражданин. Она спросила у него дорогу. Он объяснил, но путано. Она попросила его проводить ее к могиле: «Уже темновато, а я покойников боюсь». Он любезно повел ее по дорожкам и тупикам и вдруг, через плечо, спросил: «А вы не сможете мне объяснить, почему люди нас боятся?»
Профессиональный экскурсовод Александр Яковлев.
- Люди сочиняют эти истории от неведения, - рассказывает профессиональный кладбищенский экскурсовод (!) Александр Яковлев. - Раньше под кладбища выделялось особое место, которое обязательно освящалось, огораживалось, а в заборе делалась калитка для живых людей (ворота издавна предназначались только для выноса покойников). А выдающиеся деятели СССР, будучи атеистами, похоронены не внутри территории Новодевичьего монастыря, а рядом, на не освященном церковью участке. Однако и мистики у нас хватает…

Самый мистический погост - могила Гоголя.
Как известно, частые продолжительные обмороки вызывали у Гоголя в его болезненном сознании страх быть принятым за умершего и оказаться заживо погребенным. Как христианин, искренне верующий в бессмертие души, Гоголь не боялся умереть. Может быть, поэтому он отказывался следовать советам врачей, не принимал лекарства, изнурял себя ограничениями в пище… Консилиум врачей, поставив диагноз «менингит», решил лечить Гоголя насильно. Но в ночь с 20 на 21 февраля (по старому стилю) 1852 года писатель скончался. Последними его словами были «Как сладко умирать!..» Он просил похоронить его только при наличии явных признаков разложения, появления которых никто, разумеется, дожидаться не стал. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931 году, в связи с решением властей ликвидировать этот некрополь, останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Сохранилось описание вскрытия могилы и гроба Гоголя. Все присутствовавшие были поражены: Гоголь лежал в гробу… на боку! При этом голова писателя отсутствовала, а обшивка гроба изнутри была расцарапана… Естественно, что по Москве сразу поползли слухи о том, что Гоголь был захоронен в состоянии летаргического сна, а проснувшись, пытался освободиться и переворачивался в гробу. Что же касается отсутствующего черепа, то тут всё было ещё более странно. Предполагали, что череп писателя был похищен из гробницы по заказу какого-то коллекционера. Назывались даже имена, но эти обвинения ничем не подтверждались. Потом пошёл слух, что череп писателя каким-то образом оказался в Италии. Согласно поверью, этот череп везли из России на поезде. А в пути весь железнодорожный состав… бесследно исчез, буквально растворился в воздухе. И якобы даже в наше время призрак этого поезда один раз в год появляется на перегоне между Харьковом и Полтавой. Некоторые люди до сих пор уверены, что это была месть потревоженных писателем «потусторонних сил», может быть, его знаменитого Вия. А вот что об этом писал И.С. Тургенев: «С тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя… Это страшная смерть - историческое событие, понятное не сразу: это тайна, тяжелая, грозная тайна…, но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает…»
Однако эти слухи были опровергнуты скульптором Аникушиным, который рассказал, что при изготовлении посмертной маски специальным раствором заливается все лицо, и, если даже человек был в летаргическом сне, он задохнется. Крышка гроба под воздействием времени и тяжести земли прогибается, и череп может самопроизвольно развернуться в другую сторону.

Летом «Новодевичье» особо посещаемо.
Однако мистика действительно имеет отношение к останкам великого писателя, и одна такая тайна не раскрыта до сих пор. В 1931 году в Москве переносили останки знаменитых россиян вместе с гранитными саркофагами (в том числе Хомякова и Языкова) из некрополя Свято-Даниловского монастыря, где был образован приемник для несовершеннолетних правонарушителей, на Новодевичье кладбище. При вскрытии гроба Н. В. Гоголя выяснилось, что череп автора «Мертвых душ» отсутствует! «Могилу Гоголя вскрывали почти целый день, - вспоминал в своем труде «Перенесение праха Гоголя» участник перезахоронения писатель Владимир Лидин (ныне он покоится с Гоголем по соседству). - Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения… Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. К вечеру был обнаружен боковой придел склепа, через который в основной склеп в свое время был вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались сумерки, когда могила была наконец вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами, ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось. Правда, при начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку… А останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки на высоких каблуках, приблизительно 4 - 5 сантиметров, это дает основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. На следующее утро останки были перевезены на простой телеге, под дождем на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле…».
Кому и зачем понадобился череп Гоголя? По одной из версий, череп драматурга был выкраден по заказу фаната русского театра, основателя ныне действующего театрального музея, купца Алексея Александровича Бахрушина, в коллекции которого, по слухам, уже хранился череп артиста Щепкина. В 1909 году при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация его могилы, и Бахрушин якобы подбил на это кощунство двух сторожей монастырского некрополя. Однако официального подтверждения эта версия так и не получила, как, впрочем, и слухи о том, что писатели, присутствовавшие при перезахоронении праха Гоголя, взяли на память по «сувениру»: Владимир Лидин - кусок сюртука (в качестве закладки для домашнего томика «Мертвых душ»), Всеволод Иванов - обломок ребра писателя, Малышкин - фольгу из гроба, а директор кладбища, комсомолец Аракчеев якобы присвоил себе башмаки, снятые с трупа.

Памятник А. П. Чехову точно соответствует росту писателя.
Похороненный напротив Антон Павлович Чехов скончался от туберкулеза 2 (15) июля 1904 года в немецком курортном городе Баден-Вейлере. В Москву тело перевезли в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц, спустя несколько дней и похоронили рядом с могилой его отца Павла Георгиевича. Позднее здесь же похоронили жену писателя - актрису МХАТа, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Точно соответствующий, по мнению реставраторов, росту писателя памятник (работа архитектора Брыловского) венчают 3 копья (одни исследователи считают, что это символ «Трех сестер», другие отождествляют копья с тремя столпами жизни - Вера, Надежда, Любовь, присущими Чехову). У подножия памятника сохранилась скандинавская метка - древнее графическое изображение христианского креста…
Скульптор Вера Мухина (она же автор «Рабочего и колхозницы»), а также ее супруг хирург Замков тоже похоронены на Старой территории кладбища. На памятнике Замкова - надпись: «Я отдал людям все». Когда умерла Мухина, ученица Веры Ильиничны - Зелинская написала на ее памятнике:»…И я тоже».

Мхатовская аллея.
Чуть дальше - знаменитая «мхатовская аллея». Здесь покоятся старейшины театрального искусства, многие из которых уже давно забыты. За одними могилами следят творческие союзы, за другими - оставшиеся в живых родственники. По постановлению правительства Москвы, выпущенному в 1995 г., могилы должны убирать только родственники. А что делать, если таковых не имеется? Могила известного режиссера-сказочника Птушко давно находится в неприглядном виде. Меж тем у кинематографистов хватает средств на проведение многочисленных форумов, в то время как разовая стоимость уборки могилы стоит всего 100 руб., а полное восстановление - 1400. Именно над такими заброшенными могилами добровольно взял шефство актер театра «Современник» Авангард Леонтьев. Почти каждую неделю он приходит навестить ставшие ему родными погосты. На многих из них благодаря этому человеку уже появились скромные гранитные плиты, три из которых (в том числе на могиле одного из создателей МХАТа - непрофессионального актера Александра Артема) финансово поддержал Олег Табаков.

Могила Юрия Никулина круглый год утопает в цветах.
На похоронах Юрия Никулина было очень много артистов, людей, которые лично знали его, а огромную толпу почитателей его таланта отсекла охрана еще при входе на кладбище. В композиции памятника запечатлена и любимица Никулина - первая собака породы ризеншнауцер, которую артист привез в СССР из-за рубежа. После каждого дня рождения артиста 19 декабря могила буквально утопает в цветах! Любят сюда захаживать и иностранцы, а вот к «соседу» Борису Брунову часто приходит жена и близкая родня…


- Разговаривать об умерших родственниках здесь не принято. Если, конечно, сами гости не разговорятся, - рассказывает экскурсовод Александр Яковлев. - Тут как-то ко мне женщина подошла и спрашивает: «А вы папу моего помните?» Я ей: «Нет, простите…» Оказалось, что я физически не мог его помнить - это один из 26 бакинских комиссаров, погибших в годы гражданской войны…

Вандалы на «аллее Аллилуевых»
ПО иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, маршал артиллерии Яковлев, академики Тарле, Туполев, Ландау, врачи Зеленин, Коган, Виноградов, Юдин, артисты Русланова, Дикий, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой.

Аллея Аллилуевых. Когда-то здесь плакал сам Сталин.
Каждый, кто впервые посещает Новодевичье кладбище, непременно приходит на могилу жены Сталина - Надежды Аллилуевой. Над последнем приютом этой женщины, унесшей с собой в могилу тайну рокового выстрела, возвышается памятник с не менее трагичной судьбой. Бюст Аллилуевой скульптор Шадр сделал из итальянского белого мрамора, сильно подверженного воздействиям непогоды. Чтобы сохранить подлинник, его приобрела для своей коллекции Третьяковская галерея, а для надгробия заказали копию скульптору Цигалю. В середине 70-х какой-то вандал «уронил» памятник, отбил у статуи кусочек носа, а с постамента исчезли две чугунные розы… Памятник реставрировали и поместили в пластиковый куб, как шутят местные жители, «пуленепробиваемый» (После этого, единственного на Новодевичьем, акта вандализма вход на кладбище перестал быть свободным. Теперь сюда приходят лишь те, кто имеет на руках удостоверение о родственном захоронении. Для всех прочих предусмотрены ежедневные экскурсии за дополнительную мзду - 100 рублей. - Прим. авт.).
Говорят, после похорон Надежды Аллилуевой на ее могилу по ночам часто приезжал «поплакать» и сам Сталин. Сподвижники вождя, боясь огласки этой его «слабости», а также вероятных покушений на жизнь отца народов, даже выгнали из собственной мастерской, располагавшейся в колокольне Новодевичьего монастыря, известного художника Владимира Татлина, автора модели «Летатлин». Лишь в 1953 году художник возвратился на старую половину кладбища - уже навсегда…

Одна из самых посещаемых могил - Никиты Хрущева.
Не зарастает тропа и к могиле Хрущева. Памятник со временем покрылся патиной - специальной пленкой. Скульптор Эрнст Неизвестный при помощи черно-белого цвета и ломаных линий хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры покойного. Сейчас могилу навещают дочь Никиты Сергеевича Рада и внук-тезка.
Не менее посещаема могила Василия Шукшина. Памятник скульпторы Елагина и Жутовский выполнили в виде куба (вечности) и проходящей сквозь него стрелы без наконечника - символ оборвавшейся жизни. Сначала тело хотели захоронить на родине писателя в Сибири, мать требовала останки сына перевезти в село Сростки, Моссовет выделил место на Введенском кладбище, но еще целая плеяда известных людей - Михалков, Шолохов, Кобзон, Фурцева, Косыгин настаивали на Новодевичьем… И наконец свой вердикт в пользу Новодевичьего вынес Леонид Брежнев, находящийся в тот момент в ГДР: «Я очень люблю «Калину красную» и «Печки-лавочки». Похоронить Шукшина следует на Новодевичьем».
Еще одна достопримечательность кладбища - единственный уцелевший склеп - могила старшего брата композитора Петра Чайковского, инженера-путейца Николая Ильича.

Памятник клоуну Дурову. Самый крупный на кладбище.
Рядом покоятся знаменитый дрессировщик Дуров и его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская, которая до своей кончины была художественным руководителем «уголку зверей». Клоуна Дурова скульптор Шадр изобразил в расцвете сил вместе с его напарницей обезьянкой Нюшей. Это один из самых крупных памятников (1940).

Памятник Леониду Когану в виде крипичного ключа.
Напротив - могила выдающегося скрипача, единственного советского музыканта, кто удостоился великой чести играть на скрипке Паганини, Леонида Когана с памятником в виде скрипичного ключа работы Юрия Орехова. Могилу часто навещает сын.

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

Долина Царей, Египет. Тадж-Махал, Агра. Индия. Гробница царя Пакаля, Паленке, Мексика. Эти названия известны всем. Но менее «популярные» грандиозные погребальные комплексы тысячи лет встречаются по всему миру. Согласно мнению ученых традиционного толка – эти комплексы являются местом упокоения древних правителей. Но могло ли у них быть более серьезное, возможно, внеземное предназначение?

Так почему в древности было построено такое множество великолепных гробниц?

Север Перу. 1987 год. Археолог Вальтер Альва обнаружил так называемую гробницу «Правителя Сипана». Эта гробница (нетронутая и без признаков разграбления), считается одной из самых богатых гробниц в мире. «Правитель Сипана» был одним из царей культуры моче, властвовавший в Ломбайеке, прибрежном регионе Перу. В гробнице нашли золото, серебро, ткани, украшения и прочие предметы. Перуанские археологи иногда называют ее «Южноамериканской гробницей Тутанхамона». Объекты, найденные в этой гробнице, были очень необычными. В погребальной камере было множество предметов: керамическая посуда, утварь из золота, серебра и меди, а также украшения из перьев. Некоторые исследователи считают, что они должны были сопровождать и охранять «Правителя Сипана» в ином мире. Некоторые археологи предполагают, что часть его слуг, жен и приближенных лиц были намеренно умерщвлены, а их тела помещены в гробницу для его сопровождения в иной мир, что весьма напоминает древнеегипетские ритуалы.


Как мы видим, «Правитель Сипана» был похоронен не один, а вместе с другими людьми. Делая логическое умозаключение и учитывая тот факт, что и в других культурах делали нечто подобное, мы понимаем, что эти люди верили, что загробный мир является вполне физическим местом. Они считали, что там ему понадобятся эти помощники. Они верили, что он, возможно, захочет там вновь увидеться со своими родственниками и наиболее приближенными советниками. Среди удивительных богатств, лежавших рядом с «Правителем Сипана» были необычные статуэтки, которые некоторые исследователи считают доказательством существования инопланетян: помимо слуг и различных предметов, там были найдены необычные антропоморфные статуэтки, похожие, по мнению некоторых, на внеземные существа. Это существа с крупными выпуклыми глазами, непохожие на обычных людей…

Итак, в Сипане существует гробница, в которой, получается, представлены инопланетяне, антропоморфные существа, наполовину животные, наполовину люди. Эти существа выглядят не как обычные люди, а как «классические» инопланетяне. В гробнице «Правителя Сипана» есть несколько интереснейших предметов, которые никак невозможно соотнести с вещами, бытовавшими в те времена в «земном» обиходе. Возможно, эти существа вместе со своими артефактами помогали человеку на пути в иной мир, например, обратно в космос или на небеса. Последователи теории «Правителя Сипана» считают, что он был не простым смертным, а получеловеком – полубогом.

Интереснее всего то, что у него на лице золотая маска, а тело по большей части защищено медными доспехами. Таким образом, мы видим человека, чье мертвое тело должно напоминать нечто иное - сияющее существо, божественное существо, каким он был когда-то и будет после смерти, как считается, вновь ставшее таким существом. Возможно ли, что найденные в гробнице статуэтки действительно представляют инопланетное происхождение этого древнего правителя? И если это так, возможно ли, что это гробница, как и гробница в Египте, действительно является звездным порталом? Адепты подобной теории на этот вопрос, отвечают, разумеется, утвердительно. Они уверены, что доказательство этому можно найти, изучая выполненные в виде лодок гробы и необычные погребальные ритуалы древних представителей племени Тораджей.

Юг острова Сулавеси. Индонезия. Здесь находятся могильные пещеры Тана Тораджа, место, где проводятся сложные погребальные ритуалы, берущие начало около 3000 года до н.э. Тораджи верят, что смерть- это постепенное продвижение к иному миру. Многие культуры верят в загробную жизнь, в то, что после смерти тела что-то продолжает существовать. Тораджи, жители Индонезии, в этом плане очень интересны и необычны, поскольку большинство проводимых ими ритуалов посвящены не жизни, а смерти. У них удивительные ритуалы: когда кто-нибудь умирает, они устраивают пышную трапезу и роскошное торжество в честь покойного. Люди племени тораджа кладут своих мертвых в гробы необычной формы, напоминающие модель космического корабля. Потом они заносят их в пещеры. Они верят, что, в конце концов, мертвые возвращаются к звездам, и что они, ныне живущие, тоже вернутся к звездам.


Слово «тораджа» в переводе означает «верхние люди». Тораджа верят, что их предки прибыли со звезд на «небесных кораблях». Их украшенные гробы выполнены в форме лодки, напоминающей, как считается, «небесные корабли», на которых их предки прибыли на Землю. Деревянная кукла, называемая тау-тау, вырезается в форме мертвого человека, выставляется у входа, чтобы представлять усопшего и охранять его останки. Эти куклы - красивая иллюстрация, с помощью которой они хотят показать, что когда человек умирает, он по-прежнему может смотреть на людей сверху, ведь сам факт смерти еще не означает, что все кончено. Смерть человека означает, что он переходит на следующий этап существования и эта идея присутствует не только в этой культуре, но и во всех древних цивилизациях и даже в современном обществе. Люди племени Тораджа верят в богов, которые сошли с неба, оставили после себя определенные знания, а после этого исчезли. Они искренне верят, что делая то, что делали их предки, когда эти существа были здесь, они тоже смогут присоединиться к этим божественным существам, когда-то прибывшим сюда, и, следовательно, после смерти смогут воссоединиться с ними, уже в месте пребывания этих богов.

Эти верования не отличаются от тех, которые существуют и в других местах. Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что древние пришельцы, посетившие Землю несколько тысяч лет назад, вдохновили наших предков на создание гробов в виде лодок, напоминающих их космические корабли? И если это так, может ли наличие этих гробов в виде лодки доказать, что наши предки готовились к путешествию к звездам? Кое-кто верит, что бесспорное доказательство находится в месте таинственных захоронений в Ирландии, где Звездные карты указывают не только на то место, откуда прибыли древние пришельцы, но и на те места, куда мертвые должны хотеть вернуться.

Олдкасл. Ирландия. Среди развалин кладбища времен каменного века находится 5000-летняя гробница, чей диаметр - около 35 метров. Она названа по имени легендарного короля - поэта Оллама Фодла. В гробнице Оллама Фодла видна связь между Землей и Небесами. Некоторые считают, что это обсерватория. Но логично предположить, что это был храм, место поклонения, связывавшее Землю с Небесами. Некоторые ученые говорят, что астрономические символы, вырезанные на каменных стенах, возможно, сделаны внеземными существами.


В Оллам Фодла находится необычайно точная астрономическая карта. Остается лишь удивляться, как древние люди создали ее, не обладая никакими познаниями в астрономии. Однако, согласно местным легендам, они получили определенную помощь: знаниями по этой теме их снабдили не кто иные, как сияющие существа, сошедшие с небес.

В гробнице Оллам Фодла находятся уникальные и странные звездные карты. Следует задаться вопросом, не карты ли это, указывающие инопланетным гостям обратную дорогу домой, к звездам. Могли ли инопланетяне, как утверждают некоторые ученые, обучить наших предков искусству строительства того, что называется «небесной обсерваторией»? И если это так, могло ли это кладбище служить своего рода «зоной ожидания», местом, где инопланетяне наблюдали, предсказывали движение небесных тел, подготавливая свое возвращение к звездам? Возможно, ответ на эти вопросы можно найти, изучая древние погребальные сооружения в Японии.

Сакаи. Япония. Здесь, в городе, расположенном в 400 км к юго-западу от Токио, находится «Дайсен-кофун», один из сорока древних могильных комплексов, лежащих в радиусе 10 км. Это сооружение, длина которого вдвое превышает длину пирамиды Хеопса, является одной из крупнейших гробниц в мире. Она создана в пятом веке нашей эры и считается местом упокоения Нинтоку, 16-го императора Японии. Среди всех сооружений, составляющих гробницу, или кофун, самыми загадочными являются та, чья форма напоминает замочную скважину. Однако определить эту форму можно лишь смотря сверху. Тот факт, что они выполнены в форме замочной скважины, и то, что это можно увидать лишь глядя сверху, является ясным указанием Богов, говорящих: «Смотрите сюда». Это было своего рода обращение к звездам со стороны тех, кто находится в гробнице. Может быть, эти гробницы предназначены для инопланетных богов, чтобы те могли найти обратную дорогу к звездам, с которых они прибыли?

Провинция Шэньси. Китай. В 1974 году крестьяне, рывшие колодец у города Сиань, нашли нечто удивительное - тщательно изваянную глиняную статую солдата в натуральную величину и в боевом облачении. В ходе начавшихся раскопок были обнаружены тысячи подобных статуй, получивших название Терракотовой армии. У каждого из солдат было удивительно реалистическое выражение лица. Простоявшие в земле более двух тысяч лет, эти статуи были частью гигантского мавзолея, построенного для первого китайского императора династии Цинь Шихуанди. Гробница Цинь Шихуанди - экстраординарное сооружение. Там было обнаружено более 8000 терракотовых солдат, 520 коней и 130 боевых колесниц. Большинство из них по-прежнему находится в земле.


Цинь Шихуанди был первым императором Китая: он создал династию Цинь в 221 году до нашей эры. Многие основанные им социальные институты продолжали действовать в течение всей эпохи власти императоров в Китае. Цинь Шихуанди завоевал и объединил Китай, построил Великую Китайскую стену и создал единый монетный стандарт и правовую систему Китая. Кроме того, он был одержим идеей найти секрет вечной жизни. Этот император искал острова, на которых есть бессмертие. А еще он с одержимостью искал утраченные знания. Он стремился уже при жизни стать равным богам…

По приказу Цинь Шихуанди более 700 тысяч рабочих в течение 30 лет строили состоящий из четырех уровней подземный город, который стал бы для него местом упокоения. В центре этого древнего комплекса находится величайшая загадка Китая. Сама гробница занимает очень большую площадь, а раскопаны были лишь немногие прилегающие к ней участки. Археологи считают, что под этим центральным курганом расположена камера, в которой находятся останки императора. Весь комплекс и по сей день еще не раскопан из-за высокого содержания в нем ртути, опасной для жизни. Считают, что внутри находится точная модель Вселенной в миниатюре. Потолок выполняет роль неба, а жемчужины изображают звезды. На полу камеры расположены реки Китая, а вместо воды в этих реках течет ртуть, используемая в измерительных приборах, электронике и автомобилях (ртуть - это жидкий металл). Археологи обнаружили ртуть в Египте в гробнице 1500 года до н.э.!

Некоторые исследователи считают, что наличие там ртути указывает на существование в античном мире технологии, подобной современной. Наличие ртути в этих гробницах явление необычное. Ртуть сама по себе - не самое полезное для человека вещество, применяемое разве что в высокотехнологичных приборах. Возможно, она присутствовала в технике, используемой инопланетянами на этой планете. Действовал ли первый император Китая под влиянием внеземных гостей, строя этот монумент? Может ли ртуть, обнаруженная в гробнице, быть свидетельством наличия в Китае инопланетной технологии несколько тысяч лет назад, предназначенной не только для того, чтобы с ее помощью хоронить мертвых, но и для того, чтобы отправлять инопланетян обратно в космос. Возможно, новые данные будут найдены в ходе внимательного изучения таинственных могильных курганов, разбросанных по всему миру.

Кенджу. Южная Корея. Здесь, недалеко от побережья Японского моря, лежат руины Чхонмачхона, гробницы «Небесного коня». Они были обнаружены в 1973 году и ученые полагают, что эта гробница в форме кургана была построена в 5-м веке для царя из династии Силла, правившей в Корее около тысячи лет. Главной достопримечательностью этой гробницы является так называемый «небесный конь» и поэтому ее часто называют гробницей «небесного коня». У этого коня восемь ног, охваченных пламенем. Ясно, что это не настоящий, встречающийся в природе конь. Он скорее кажется гибридом коня и дракона, летящим по воздуху. Возможно, он символизирует путешествие души, или же он несет душу в загробную жизнь. Большинство историков утверждает, что изображение этого коня указывает не только на важную роль коня в культуре Древней Кореи, но и на веру царя в мир духов. У адептов теории «древних пришельцев» есть другое более глубокое толкование. Они верят, что изображение крылатого коня показывает, как умерший вельможа переносится в другой далекий мир.


У жителей Тибета и у монголов тоже есть подобные легенды о крылатых конях и эти кони, очевидно, являются неким аналогом виман, описанных на санскрите, летающих машин, «Колесниц бога», о которых говорил Эрих фон Даникен. Их часто изображают в виде этого коня, привычного средства передвижения для людей той эпохи. Только эти кони могли летать: это были летающие аппараты. Присмотревшись к нему внимательно, мы увидим, что он похож на дракона, поскольку из его ног исходит огонь, а сами ноги не так уж и напоминают ноги. Они больше похожи на какой-то вид крыльев. Необходимо помнить, что древним людям не были известны космические корабли, и поэтому то, что они видели в небесах, лучше всего было описать как коня с восьмью ногами, сошедшего с небес. Возможно ли, что так называемый «Небесный конь» Чхонмачхона действительно символизирует металлический аппарат инопланетян, как считают приверженцы теории полеоконтакта? И если это так, доказывает ли это теория о том, что древние гробницы на самом деле являлись порталами в другие, инопланетные миры? Возможно, новые сведения можно найти, изучая таинственные рисунки в другом могильном кургане, находящимся в 8000 км оттуда.

Долина реки Бойн. Ирландия. Здесь, в 50 км к северу от Дублина, находится Ньюгрейндж, древний могильный курган, датируемый 3200-м годом до н.э., очень похожий на курган, обнаруженный в Южной Корее. Среди всех древних курганов, найденных в этом районе, он сохранился в наилучшем виде. Ньюгрейндж был одним из крупнейших созданных человеком сооружений на время его постройки. Ему 5000 лет, а может и больше и, таким образом, он старше пирамиды Хеопса. Это грандиозное сооружение, созданное крайне развитой культурой, раз они смогли его построить.


Внутренний коридор Ньюгрейнджа выстроен с удивительной точностью: его структура позволяет проводить точные вычисления солнечного года. Он сориентирован по дню Зимнего солнцестояния таким образом, что в день Зимнего солнцестояния, и только в этот день, солнечные лучи проходят напрямую через коридор к самой гробнице и освещают ее внутреннюю камеру. Внутренняя камера покрыта загадочными мегалитическими символами, смысл которых до сих пор не ясен. Они подтверждают удивительный уровень развития этой культуры. Мы не знаем, что именно этот курган означал для древних людей, но можем представить, как в день Зимнего солнцестояния здесь устраивали празднество, а жрецы и жрицы заходили во внутреннюю камеру гробницы, чтобы наблюдать это ежегодно повторяющееся чудо. Зимнее солнцестояние символизирует, главным образом, смерть солнца. В этот день солнце находится в самой низкой точке над горизонтом, а потом наступает новое рождение и новая жизнь. Что лучшее объясняет смысл гробницы и идею путешествовать в иной мир, чем смерть, последующее воскрешение и возобновление цикла?

Возможно ли, что ориентировка Ньюгрейнджа по небесным объектам была задумана, как символ путешествия к загробной жизни, как считают некоторые приверженцы теории инопланетного вмешательства? Мы постоянно используем термин «спиральная галактика». Возникает вопрос, не связаны ли некоторые из этих спиралей каким-то образом с межгалактическим путешествием. В соответствии с тем, что мы знаем о верованиях строителей Ньюгрейнджа и, главным образом, об их верованиях относительно путешествий мертвых, мы понимаем, что речь идет о космическом путешествии.

При рассмотрении знаменитых могильных курганов, разбросанных по всему миру, этих курганов круглой формы, сама их форма наводит на мысль о летающих тарелках или об НЛО, а строения в виде спирали нередко использовались, как символы путешествия во времени, а именно так инопланетяне, вероятно, и попадали на Землю. Могут ли сотни могильных курганов, существующих на Земле, сообщаться между собой посредством какой-либо внеземной связи? И если это так, возможно ли, что инопланетяне использовали эти курганы как порталы для межгалактических путешествий, как предполагают сторонники теории палеоконтакта? Возможно, эти нереальные (на первый взгляд) идеи не так сложно представить себе, как кажется, особенно, если учесть, что подобные явления происходят в наше время в юго-западном регионе Северной Америки.

Округ Сьерра. Штат Нью-Мексика. 2010 год. Три, два, один, пуск! Авиакомпания «Селестис Инкорпорейтед» осуществляет один из первых личных космических полетов, оказывая новые похоронные услуги уникального свойства. Эта компания отправляет в космос прах умерших. Среди них, создатель сериала «Звездный путь» Джин Родденберри, символ 60-х годов Тимоти Лири и даже астронавт Гордон Купер, участник программы НАСА «Меркурий». «Селестис» арендует камеры на конвенционных ракетах, выводящих на орбиту Земли спутники и другие объекты. Они берут семь граммов пепла и запускают их в космос в миниатюрных контейнерах. Это невероятное достижение, так как на данный момент у нас есть возможность отправить в космос прах умерших. Стоит задаться вопросом, не воссоздание ли это древней идеи использования лодок или каких-нибудь других символов, с помощью которых царей и фараонов готовили к возвращению на небеса.

Но почему люди хотят отправить своих усопших в космос? Является ли это воплощением неосознанного стремления человека вернуться к звездам после смерти? Можно ли связать это каким-то образом с существованием уже сотни лет верой людей в рай, в утопический мир, находящийся где-то далеко, за пределами нашего мира? Интересно, что это происходит именно с теми людьми, которые обладали каким-то предвидением, которые хотели повести человечество в космос, повести его на поиски открытий, чтобы попытаться узнать, нет ли там других живых созданий. Интересно, что в будущем нам предстоит встречаться с этим все чаще и чаще, и мы станем ближе к образу мыслей наших предков. Возможно, когда-нибудь людям удастся отправить в космос целое тело, с целью восстановления связи с нашими предками. Мы сделаны из звездного материала, а вся Вселенная состоит из звездной пыли. Поэтому вполне естественно, что некоторые люди хотят, чтобы их прах отправили обратно в космос. В античном мире люди считали себя бессмертными душами, на короткое время оказавшимися в человеческом теле. Возможно, эти реинкарнации происходят снова и снова. Считалось, что какая-то часть личности продолжает существовать вне физического мира и гробница, в определенном смысле, является бессмертным домом для этой части личности человека.

Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что люди уже давно пытаются связаться со своими внеземными источниками? И если это так, могли ли древние гробницы, существующие по всему миру, быть построены для того, чтобы легче было совершать путешествие в космос, даже после смерти? Сложно сказать, что думали наши предки, глядя в ночное небо: может быть, они чувствовали свою ничтожность рядом с его величием, может быть, задумывались о том, чем являются звезды на небе. Возможно, поэтому у них возникла мифология о богах, богинях и других существах, живущих в небесном мире над нами. Может быть, именно поэтому многие их древние храмы ориентированы по небесным телам.

Одной из самых мистических личностей в русской литературе является Н. В. Гоголь. Он был при жизни скрытным человеком и унес с собою множество тайн. Зато оставил гениальные произведения, в которых сплетаются фантастика и реальность, прекрасное и отталкивающее, смешное и трагичное.

Здесь летают ведьмы на метле, влюбляются друг в друга парубки и панночки, принимает напыщенный вид мнимый ревизор, Вий поднимает налитые свинцом веки и убегает от А писатель неожиданно прощается с нами, оставляя в восхищении и недоумении. Сегодня мы поговорим о последней его шараде, оставленной потомкам, - тайне могилы Гоголя.

Детство писателя

Гоголь появился на свет в Полтавской губернии 1 марта 1809 года. До него в семье уже рождалось двое мертвых мальчиков, поэтому о рождении третьего родители молились Николаю Чудотворцу и назвали первенца в его честь. Гоголь был болезненным ребенком, над ним много тряслись и любили больше других детей.

От матери ему передались религиозность и склонность к предчувствиям. От отца - мнительность и любовь к театру. Мальчика влекли тайны, страшные истории, вещие сны.

В 10 лет его с младшим братом Иваном отправили в Полтавское училище. Но обучение длилось недолго. Брат умер, что сильно потрясло маленького Николая. Его перевели в Нежинскую гимназию. Среди сверстников мальчик отличался любовью к розыгрышам и скрытностью, за что его называли Таинственный Карло. Так рос писатель Гоголь. Его творчество и личная жизнь во многом определились первыми детскими впечатлениями.

Художественный мир Гоголя - творение сумасшедшего гения?

Произведения писателя удивляют своей фантасмагоричностью. На их страницах оживают ужасающие колдуны ("Страшная месть"), восстают по ночам ведьмы во главе с чудищем Вием. Но вместе с нечистью ожидают нас и карикатурные картины на современное общество. Приезжает в город новый ревизор, покупаются Чичиковым мертвые души, показывается русская жизнь с предельной честностью. А рядом - абсурд "Невского проспекта" и знаменитого "Носа". Как родились в голове писателя Николая Васильевича Гоголя эти образы?

Исследователи творчества до сих пор теряются в догадках. Много теорий связано с сумасшествием писателя. Известно, что он страдал от болезненных состояний, во время которых наблюдались перепады настроения, крайнее отчаяние, обмороки. Возможно, нарушенное мышление и побудило Гоголя написать столь яркие, необычные произведения? Ведь после перенесенных страданий наступали периоды творческого вдохновения.

Однако психиатры, изучавшие творчество Гоголя, не находят признаков помешательства. По их мнению, страдал писатель от депрессии. Безысходная печаль, особая чувствительность свойственны многим гениальным личностям. Именно это помогает им глубже осознавать окружающую реальность, показывать ее с неожиданных сторон, поражая читателя.

Писатель был застенчивым и закрытым человеком. К тому же он обладал хорошим чувством юмора и обожал розыгрыши. Все это породило множество легенд о нем. Так, излишняя религиозность заставляет предположить, что Гоголь мог состоять в секте.

Еще больше толков вызывает тот факт, что писатель не был женат. Есть предание, что в 1840-х годах он делал предложение графине А. М. Вильегорской, но получил отказ. Ходила молва и о платонической любви Николая Васильевича к замужней даме А. О. Смирновой-Россет. Но все это слухи. Как и разговоры о гомосексуальных склонностях Гоголя, от которых он якобы пытался избавиться с помощью аскез и молитв.

Много вопросов вызывает смерть писателя. Мрачные мысли и предчувствия одолевали его после окончания второго тома "Мертвых душ" в 1852 г. В те дни он общался с духовником Матвеем Константиновским. Последний убеждал Гоголя отказаться от греховной литературной деятельности и уделять больше времени духовным исканиям.

За неделю до Великого поста писатель подвергает себя жесточайшей аскезе. Он почти не ест и не спит, что негативно отражается на здоровье. В ночь на он сжигает в камине бумаги (предположительно - второй том "Мертвых душ"). С 18 февраля Гоголь не встает с постели и готовится к смерти. 20 февраля врачи принимают решение начать принудительное лечение. Утром 21 февраля писатель умирает.

Причины смерти

Как умер писатель Гоголь, гадают до сих пор. Ему было всего 42 года. Несмотря на плохое самочувствие в последнее время, такого исхода никто не ожидал. Точный диагноз врачи не смогли поставить. Все это породило множество слухов. Рассмотрим некоторые их них:

  1. Самоубийство. Перед кончиной Гоголь по собственной воле отказался от еды и вместо сна молился. Он сознательно готовился к смерти, запретил лечить себя, не слушал увещеваний друзей. Возможно, он ушел из жизни по собственной воле? Однако для человека религиозного, боящегося ада и дьявола, это не представляется возможным.
  2. Психическая болезнь. Возможно, причиной такого поведения Гоголя стало помутнение рассудка? Незадолго до трагических событий скончалась Екатерина Хомякова, сестра близкого друга писателя, к которой он был привязан. 8-9 февраля Николаю Васильевичу приснилась собственная смерть. Все это могло пошатнуть его неустойчивую психику и привести к излишне суровому аскетизму, последствия которого оказались ужасающими.
  3. Неправильное лечение. Гоголю долго не могли поставить диагноз, подозревая то кишечный тиф, то воспаление желудка. Наконец, консилиум лекарей постановил, что у больного менингит, и подверг его недопустимым при таком диагнозе кровопусканиям, теплым ваннам, холодным обливаниям. Все это подорвало и так ослабленный долгим воздержанием от пищи организм. Писатель скончался от сердечной недостаточности.
  4. Отравление. По другим источникам, врачи могли спровоцировать интоксикацию организма, троекратно выписав Гоголю каломель. Это было вызвано тем, что к писателю приглашали разных специалистов, которые не знали о других назначениях. В результате больной скончался от передозировки.

Похороны

Как бы то ни было, но 24 февраля состоялось погребение. Оно было общественным, хотя друзья писателя возражали против этого. Могила Гоголя первоначально находилась в Москве на территории Свято-Даниловского монастыря. Гроб принесли сюда на руках после отпевания в церкви мученицы Титианы.

По воспоминаниям очевидцев, на месте, где находится могила Гоголя, внезапно появился черный кот. Это вызвало много толков. Поползли предположения, что душа писателя переселилась в мистическое животное. После погребения кот бесследно исчез.

Николай Васильевич запретил ставить памятник на своей могиле, поэтому был установлен крест с цитатой из Библии: "Горьким словом моим посмеюся". Его основой стал гранитный камень, привезенный из Крыма К. Аксаковым ("Голгофа"). В 1909 году, в честь столетия со дня рождения писателя, могилу реставрировали. Была установлена чугунная ограда, а также саркофаг.

Вскрытие могилы Гоголя

В 1930 году Даниловский монастырь был закрыт. На его месте решено было устроить приемник-распределитель для несовершеннолетних преступников. Кладбище срочно реконструировали. В 1931 году могилы таких выдающихся людей, как Гоголь, Хомяков, Языков и др., были вскрыты и перенесены на Новодевичье кладбище.

Происходило это в присутствии представителей культурной интеллигенции. Согласно воспоминаниям писателя В. Лидина, на место, где похоронили Гоголя, они прибыли 31 мая. Работы заняли весь день, так как гроб находился глубоко и вставлен в склеп через специальное боковое отверстие. Останки обнаружили с наступлением сумерек, поэтому не было сделано никаких фотографий. В архивах НКВД хранится акт вскрытия, в котором не содержится ничего необычного.

Однако, согласно слухам, это было сделано для того, чтобы не поднимать шум. Картина, открывшаяся присутствующим, потрясла всех. По Москве немедленно поползла страшная молва. Что же увидели люди, присутствовавшие на Даниловском кладбище в тот день?

Похороненный заживо

В устных беседах В. Лидин рассказывал, что в могиле Гоголь лежал, повернув К тому же обшивка гроба была исцарапана изнутри. Все это послужило поводом для ужасных предположений. Что, если писатель впал в летаргический сон и его похоронили живым? Возможно, очнувшись, он пытался выбраться из могилы?

Интерес подогревал тот факт, что Гоголь страдал тофефобией - страхом быть погребенным заживо. В 1839 году в Риме он перенес тяжелейшую малярию, что привело к поражению мозга. С тех пор у писателя наблюдались обмороки, переходящие в длительный сон. Он очень боялся, что в таком состоянии его примут за мертвого и похоронят раньше времени. Поэтому перестал спать в постели, предпочитая дремать полусидя на диване или в кресле.

В своем завещании Гоголь приказывал не хоронить его до появления явных признаков смерти. Так возможно ли, что воля писателя не была выполнена? Правда ли, что Гоголь перевернулся в могиле? Специалисты уверяют, что это невозможно. В качестве доказательств они указывают на следующие факты:

  • Смерть Гоголя была зафиксирована пятью лучшими врачами того времени.
  • Николай Рамазанов, снимавший с великого тезки знал о его страхах. В своих воспоминаниях он констатирует: писатель, к сожалению, спал вечным сном.
  • Череп мог быть повернут из-за смещения крышки гроба, что нередко случается с течением времени, либо во время переноски на руках к месту захоронения.
  • Разглядеть царапины на истлевшей за 80 лет обивке было невозможно. Это слишком большой срок.
  • Устные рассказы В. Лидина противоречат его письменным воспоминаниям. Ведь, согласно последним, тело Гоголя было найдено без черепа. В гробу лежал только скелет в сюртуке.

Легенда о пропавшем черепе

Об обезглавленном теле Гоголя, кроме В. Лидина, упоминают присутствовавшие при вскрытии археолог А. Смирнов, а также В. Иванов. Но стоит ли верить им? Ведь историк М. Барановская, стоявшая рядом с ними, видела не только череп, но и сохранившиеся на нем светло-каштановые волосы. А литератор С. Соловьев не разглядел ни гроба, ни праха, зато обнаружил в склепе вентиляционные трубы на случай, если умерший воскреснет и ему понадобится чем-то дышать.

Тем не менее история о пропавшем черепе была настолько "в духе" автора Вия, что получила свое развитие. Согласно легенде, в 1909 году, во время реставрации могилы Гоголя, коллекционер А. Бахрушин уговорил монахов Даниловского монастыря выкрасть голову писателя. За хорошее вознаграждение они отпилили череп, и он занял свое место в театральном музее нового хозяина.

Тот хранил его тайно, в саквояже патологоанатома, среди медицинских инструментов. Уйдя из жизни в 1929 году, Бахрушин унес с собой тайну местонахождения черепа Гоголя. Впрочем, могла ли история великого фантасмагорика, которым являлся Николай Васильевич, закончиться на этом? Безусловно, ей было придумано продолжение, достойное пера самого мастера.

Поезд-призрак

Однажды к Бахрушину пришел внучатый племянник Гоголя, лейтенант флота Яновский. Он прослышал про украденный череп и, угрожая заряженным оружием, потребовал вернуть его семье. Бахрушин отдал реликвию. Яновский решил похоронить череп в Италии, которую Гоголь очень любил и считал вторым домом.

В 1911 году в Севастополь прибыли корабли из Рима. Их целью было забрать останки соотечественников, погибших в период Крымской кампании. Яновский уговорил капитана одного из судов, Боргозе, захватить с собою ларец с черепом и передать русскому послу в Италии. Тот должен был захоронить его по православному обряду.

Однако Боргозе не успел встретиться с послом и отправился в очередное плавание, оставив необычный ларец в своем доме. Младший брат капитана, студент Римского университета, обнаружил череп и задумал попугать друзей. Ему предстояла поездка в веселой компании через самый длинный туннель того времени на Римском экспрессе. Молодой повеса прихватил череп с собой. Перед тем как поезд въехал в толщу гор, он открыл ларец.

Тут же состав окутал необычный туман, среди присутствующих началась паника. Боргозе-младший и еще один пассажир на полном ходу спрыгнули с поезда. Остальные испарились вместе с Римским экспрессом и черепом Гоголя. Поиски состава не увенчались успехом, тоннель поспешили замуровать. Но в последующие годы поезд видели в разных странах, в том числе на Полтаве, родине писателя, и в Крыму.

Возможно ли, что там, где похоронили Гоголя, находится лишь его прах? В то время как дух писателя странствует по миру в призрачном поезде, так и не обретя покоя?

Последнее пристанище

Сам Гоголь хотел быть упокоенным с миром. Поэтому оставим легенды любителям фантастики и перенесемся на Новодевичье кладбище, где были перезахоронены останки писателя 1 июня 1931 года. Известно, что перед очередным погребением почитателями таланта Николая Васильевича были выкрадены "на память" куски сюртука, обувь и даже кости усопшего. В. Лидин признавался, что лично он взял частичку от одежды и поместил ее в переплет "Мертвых душ" первого издания. Все это, конечно, ужасно.

Вместе с гробом на Новодевичьем кладбище были перевезены оградка и камень "Голгофа", служивший основой для креста. Сам крест на новом месте устанавливать не стали, так как советская власть была далека от религии. Где он теперь, неизвестно. Более того, в 1952 году на месте могилы был поставлен бюст Гоголя работы Н. В. Томского. Это было сделано вопреки завещанию писателя, который, как человек верующий, призывал не почитать его прах, а молиться о душе.

Голгофу отправили в мастерскую гранильщиков. Там камень нашла вдова Михаила Булгакова. Ее муж считал себя учеником Гоголя. В трудные минуты он часто ходил к его памятнику и повторял: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью". Женщина решила установить камень на могиле Булгакова, чтобы и после смерти Гоголь незримо оберегал его.

В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище. Как найти это место, чтобы почтить память великого писателя? Могила находится в старой части кладбища. С центральной аллеи следует свернуть направо и найти 12-й ряд, участок № 2.

Могила Гоголя, как, впрочем, и его творчество, таят в себе множество тайн. Разгадать их все вряд ли удастся, да и нужно ли? Своим близким писатель оставил завет: не скорбеть о нем, не связывать его с прахом, который грызут черви, не беспокоиться о месте захоронения. Он хотел увековечить себя не в гранитном памятнике, а в своем творчестве.

О происхождении человека от обезьяны каждый знает со школьной скамьи, изучая теорию Дарвина. Однако в последнее время на этот счет появились новые взгляды. Одни считают, что предками людей были динозавры, другие – что ими были рептилии либо даже крысы.

За несколько последних лет появились археологические находки, свидетельствующие о том, что нашими предками, возможно, были инопланетяне. В разных местах земли ученые находят таинственные захоронения неких человекообразных существ, и это заставляет исследователей усомниться в справедливости долгое время господствующей эволюционной теории.

Во время экспедиции в руандийские джунгли антропологи обнаружили старинное кладбище. Поскольку ничем особым это захоронение не выделялось, ученые посчитали, что когда-то здесь жили аборигены. Однако никаких следов их обитания поблизости не оказалось. Продолжив раскопки, специалисты обнаружили шокирующую находку: останки всех захороненных существ явно свидетельствовали об их внеземном происхождении.

Гигантского роста существа не слишком походили на человека. Швейцарский ученый Хьюго Чайлдз, руководитель команды антропологов, сделал вывод, что эти странные создания могли быть космическими пришельцами, погибшими в результате аварии. А похоронили инопланетян здешние жители. Всего было найдено двести тел, которые находились в сорока могилах по пять «человек».

Было установлено, что эти существа имели более чем двухметровый рост и огромные головы, на которых отсутствовали глазницы, нос и ротовая полость. Следовательно, общались они телепатически, а для передвижения использовали звуковые волны (примерно как наши летучие мыши).

Было высказано предположение, что инопланетяне могли прибыть на Землю, чтобы, соединившись с людьми, оставить здесь потомство. Тем не менее в ходе дальнейшей работы исследователи не нашли ни фрагментов разбитого НЛО, ни следов его приземления. Как же объяснить захоронение загадочных существ?..

Увы, объяснений данному феномену пока нет. Ясно одно, что он заслуживает тщательного изучения, в том числе и проведения генетического анализа.

Захоронение инопланетянина в Турции

Еще одну необычную находку сделали турецкие спелеологи. Они обнаружили мумию человекоподобного существа в саркофаге, сделанном из кристаллического прочного состава. Существо было мужского пола, однако рост мумии не превышал 1,3 метра. Остатки кожного покрова были светло-зеленого цвета, по бокам же располагались какие-то выросты, похожие на крылья.

При всей своей необычности существо больше походило на человека, нежели на животное. По крайней мере, у него имелись «человеческие» руки, ноги, нос, губы и уши. А вот глаза сильно отличались от наших – втрое превышающие по размеру и бесцветные, словно у пресмыкающихся.

Проведя подробное изучение мумии, ученые пришли к поистине сенсационному выводу: это удивительное существо… спит, а именно погружено в глубокую медитацию! Как такое возможно и проснется ли оно когда-нибудь? Помимо этого, природа кристаллического мерцающего вещества, из которого изготовлен саркофаг, современной науке не известна.

Захоронение карликов в пещере Хебита

Китайская пещера Хебита сегодня известна всему миру. В ней антропологи нашли захоронения удивительных существ: 716 скелетов – большеголовых, с огромными глазницами, при этом небольшого роста (около 1,3 м) и не имеющие зубов!.. На шеях скелетов находились каменные диски с таинственными иероглифами. Все это вместе поставило ученых в тупик. Есть, правда, предположение, что на дисках изложена история «дропа» — древнейшего низкорослого китайского племени, жившего некогда в этих местах.

Один из ученых КНР сумел расшифровать то, что написано на дисках. Он утверждает, что эти странные существа некогда прилетели на Землю (приблизительно двадцать тысяч лет назад), однако их корабль потерпел крушение при посадке, а потому пришельцам пришлось остаться на нашей планете – они-то и стали тем загадочным племенем «дропа».

Это в какой-то степени подтверждает и немецкий археолог Вальтер фон Мольтке, долгое время изучающий захоронения племени «дропа». Так вот он утверждает, что на ноге одного из скелетов ему удалось обнаружить след от хирургической операции, выполненной при помощи… лазера.

Не смотря на то, что, что согласно официальной теории, племя «дропа» давно вымерло, в одном из самых отдаленных районов Китая есть деревушка, жители которой имеют максимальный рост в один метр двадцать сантиметров. Ученые полагают, что инопланетянам «дропа» все-таки пришлось иметь смешанные браки с аборигенами, не случайно среди этого низкорослого населения КНР сохраняются легенды о звездных людях, некогда прилетевших на Землю на огромном воздушном корабле.

К сожалению, археологи, антропологи и прочие ученые не в силах разгадать все эти загадки. Странные захоронения человекоподобных существ так и остаются тайной за семью печатями. Мы толком так и не знаем ни кто они, ни откуда взялись на нашей планете, тем более что они обнаруживаются практически во многих местах, в том числе и в российской Сибири (смотрите видео).

Возможно, инопланетяне на самом деле наши предки, однако это противоречит устоявшейся теории возникновения и развития животного мира на Земле, и дарвинисты еще долго будут сопротивляться, дабы отказаться от своих ложных представлений об истинной эволюции и настоящей истории современной цивилизации.

Видео: Загадочные захоронения