Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Реформы П.А. Столыпина и их значение

Реформы П.А. Столыпина и их значение

Несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, противоречия, существовавшие между царизмом и буржуазией, а вернее, между феодализмом и капитализмом нарастали. Отношения царизма и буржуазии осложнялись, прежде всего, тем, что в России не было официально признанной общеправительственной программы экономического развития. И хотя в результате революции 27 отктября 1905 г царем был подписан указ об образовании Министерства торговли и промышленности, решающее слово в определении экономической политики в России оставалась за самодержавием.

С 1905г важным элементом торгово-промышленной политики царского правительства становится отказ от приоритетности промышленного развития страны и усиления внимания к аграрному сектору экономики.

Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был А.П. Столыпин, было дано указом от 9 ноября 1906г. После очень сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ 14 июня 1910г был утвержден царем как закон. Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911г. Уже одна только длительность прохождения закона свидетельствует о том, что все - и правительство, и общество - понимали социально- политические последствия разных вариантов решения аграрного вопроса.

План аграрной реформы складывается у Столыпина, видимо, в период его губернаторства в Гродно -- он имеет возможность сравнить жизнь крестьян российских и прусских, в Саратове -- лучше узнать положение в русской деревне.

Существо столыпинской реформы заключалось в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом подразумевалось, что чисто экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.

Предполагалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.

Вопрос в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса, ведь результате Первой мировой войны и революции реформу завершить не успели, или надо было действовать более решительно. Было три пути:

  • - отнять землю у помещиков;
  • - ничего не делать;
  • - подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности.

П.А. Столыпин выбрал третий вариант, он всегда выступал за достаточно решительные действия в рамках закона и без насилия. Он понимал, что болезни России требуют радикального вмешательства, и был подобен врачу, который лечит пациента вопреки желаниям больного, который без лечения неминуемо погибнет.

Ответ Петра Аркадьевича на главный вопрос текущего момента был предельно четок и прост: "Естественным противовесом общинному началу является единоличная собственность. Она же служит залогом порядка, т. к. мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве" . Собственность на землю, таким образом, приобретает универсальное значение как инструмент реформирования всего общества.

Выход из кризиса по П. Столыпину состоял в следующем: "...Если бы дать возможность трудолюбивому землеробу получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка, причем обеспечена была бы наличность воды и другие насущные условия культурного землепользования, то наряду с общиной, где она жизненна, появился бы самостоятельный, зажиточный поселянин, устойчивый представитель земли " .

Политический аспект проблемы, по мнению Столыпина, состоял в следующем. Главный враг крестьянина - "третий элемент", то есть деклассированная левая интеллигенция, питающая врожденную антипатию к традициям русского хозяйствования, к деревне и сельскому люду, но подстрекающая крестьянина к бунтам и экспроприации имений.

Для борьбы с этими "бесами" П. Столыпин предложил поддерживать нарождение земельной партии, имеющей корни в народе, которая, противопоставленная теоретикам, могла бы обезвредить "третий элемент". К сожалению, данный проект никогда не был реализован, а попытки сотрудничать с правыми и правоцентристскими партиями имели лишь временный успех.

Столыпинская аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко используется эффективно. Традиционный для нас лозунг "отнять и поделить" никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.

16 ноября 1907 г. П.А. Столыпин говорил депутатам Третьей Государственной думы: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками, - бунт погашается силою, - а признание неприкосновенности частной собственности, и как последствие отсюда вытекающее - создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы» . К сожалению, и сегодня, 90 лет спустя, в России нет реальной неприкосновенности частной собственности. Так и не решена до конца земельная проблема, несмотря на соответствующие записи в Конституции.

По сути дела, П. Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами.

Конечно, существование общины и доминирование помещиков было отражением политической системы тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые видели в реформе прямую угрозу существующему политическому строю. Петру Аркадьевичу приходилось бороться с собственным классом, со своими коллегами по правящей верхушке.

Был и еще один вопрос, который был составной частью аграрной реформы. В начале двадцатого века в России остро стояла проблема нехватки земли, и любая реформа должна была затронуть эту проблему. Эта проблема встала на повестку дня, прежде всего из-за отсутствия реформ, крайне низкой производительности труда, неправильной агротехники, чересполосицы и т. д. Весь мир продвинулся вперед, а Россия стояла на месте. В результате с ростом численности населения все больше ощущалась нехватка земли, так называемое аграрное перенаселение, что усиливало социальную напряженность в деревне.

Поскольку ликвидация общины не могла дать немедленных результатов, составной частью реформы фактически стало введение в оборот государственных и банковских земель и содействие переселению крестьян в Сибирь. Два этих процесса шли параллельно.

В марте 1906 г. вышел указ о землеустроительных комиссиях, и временные правила о них были внесены в Думу. Но законом они стали лишь 29 марта 1911г. (это не сдержало работу по землеустройству). Двенадцатого августа 1906 г. Крестьянскому поземельному банку передали для продажи малоземельным крестьянам удельные земли и затем 27 августа 1906 г. - казенные земли (правда, значительная их часть уже была в аренде у крестьян).

  • 10 октября 1906 г. Столыпин докладывал и самостоятельно защищал проект реформы на заседании Совета министров. Все члены правительства находили, что "община не заслуживает далее покровительства закона". Разногласия были лишь по вопросу: проводить законопроект о реформе по 87-й статье (указом царя) или дождаться созыва Государственной думы? Меньшинство министров считали необходимым опереться на народное представительство, то есть внести вопрос на рассмотрение Государственной думы.
  • 9 ноября 1906 г. проект "Особого журнала" Совета министров был доложен царю Николаю II, который написал на нем положительную резолюцию: "Согласен с мнением председателя и 7 членов". Реформа получила четкие очертания.

Она начала осуществляться с принятия двух важнейших указов царя. Первый был выпущен в развитие Указа от 3 ноября 1905 г. (при С.Ю. Витте) об уменьшении выкупных платежей крестьян с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г. - полностью. Второй - в развитие Указа о помощи Крестьянского банка малоземельным крестьянам в покупке земли (правда, этот указ практически не исполнялся).

9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот важнейший указ дал каждому владельцу общинного надела право закрепить его себе в личную собственность. При этом в общинах, где не было переделов в течение 24 лет, за крестьянином закреплялся весь его надел, а в остальных за излишки сверх расчетной доли каждого члена общества надо было платить обществу по первоначальной средней выкупной цене за десятину.

Первая статья данного указа часто цитируется и гласит: "Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". По сути дела, крестьянину давали свободу от оков общины.

В указе говорилось, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору общины простым большинством голосов, причем община устанавливает конкретный участок земли и необходимую доплату. Если общество в указанный срок не делает такого приговора, то все полномочия переходят земскому начальнику или соответствующему ему должностному лицу.

Выходящий из общины мог также требовать, чтобы ему выделяли участок в одном месте (а не в разных местах), а при невозможности этого - получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги. Чересполосица в основном сохранялась.

5 декабря 1908 г. П. Столыпин говорил об этом указе: "В основу закона 9 ноября положена определенная мысль, определенный принцип. В тех местностях России, где личность крестьянина уже получила определенное развитие, где община, как принудительный союз, ставит преграду для самостоятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя" .

Далее он разъяснял свою позицию относительно общины: "Неужели не ясно, что кабала общины, гнет семейной собственности является для 90 млн. населения горькой неволей? Неужто забыто, что этот путь уже испробован, что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу? Нельзя возвращаться на этот путь, нельзя только на верхах развешивать флаги какой-то мнимой свободы. Необходимо думать и о низах, нельзя уходить от черной работы, нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия” .

Кроме того, в той же речи Петр Столыпин сделал свое знаменитое замечание о том, для кого пишутся законы: "…проводя в порядке ст. 87 закон 9 ноября 1906 г., оно (правительство) делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных" . Эти слова особенно ценны, так как лишены традиционного популизма политиков, П. Столыпин твердо верил, что законы надо писать для сильных и разумных, что "нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету" .

По сути дела, указ сводился к насаждению частной собственности на землю путем облегчения выхода из общины и развития хуторского и отрубного хозяйства на надельных землях взамен чересполосицы. При этом выход из общины стимулировался, например, льготами по покупке земли у общины, а также землеустроительным, финансовым и кредитным содействием новым хозяевам.

Циркуляр Министерства внутренних дел от 9 декабря 1906 г. установил, что если крестьянин подал заявление о выходе после решения схода об очередном переделе, но до его утверждения уездным съездом, то он закрепляет надел в прежнем размере. То есть фактически государство прекратило переделы, так как каждый теряющий хорошую землю мог выйти из общины и тем самым остановить передел. На этот циркуляр было столько жалоб, что в декабре 1907 г. его отменили, но свою положительную роль он сыграл.

Наконец, 14 июня 1910 г. был издан Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет. Теперь разверстывать стали целые селения. Это было желание ускорить процесс земельной реформы, но породило много скандалов и противоречий, так как уже нельзя было осуществлять передел земли.

Также и Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. позволял подворникам разверстываться простым большинством голосов (ранее - 2/3 голосов), чтобы ускорить процесс ликвидации общины.

Реформа подразумевала огромную техническую работу по развертыванию тысяч деревень, что могло привести к огромному числу спорных ситуаций. Нужны были детальные инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных землемеров. Штат землемерной части землеустроительных комиссий, например, вырос с 650 человек в 1907 г. до 7000 человек к 1914 г. Бюджет земельного ведомства непрерывно увеличивался: с 46 млн. рублей в 1907 г. до 157 млн. рублей в 1914 г. (то есть оно стало одним из ведущих по этому показателю).

По иронии судьбы в роли помощника землемера на какое-то время выступил сын П. Столыпина Аркадий в период революции на Украине. То есть, даже в то время продолжались землеустроительные работы.

Надо также вспомнить о том, что параллельно чисто аграрным вопросам правительство пыталось двигать реформы и в других сферах жизни. Например, Указ от 5 декабря 1906 г. ввел свободу избрания места жительства для крестьян, отменил телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов, упразднил право земских и крестьянских начальников арестовывать и штрафовать крестьян за административные нарушения.

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору.

2.2.10. Реформы П.А.Столыпина

П.А.Столыпин (1862-1911) – видный государственный деятель, с 1906-1911 г. был министром внутренних дел Российской империи и одновременно Председателем Совета министров.

Цитаты П.А.Столыпина

    «Национализация страны представляется гибелью для страны»

    «… сначала успокоение, затем реформы»»

    «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия».

    «Покуда существует революционный террор, должен существовать и полицейский розыск»

    «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»

    « Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельною собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы».

    « Верховная власть является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой её силу и цельность, и если быть России, то лишь при усилии всех сынов её охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россию и оберегающую её от распада».

    «Только война может погубить Россию».

Реформы П.А.Столыпина

Цели:

    сохранение самодержавия, государственной целостности, неприкосновенности права собственности

    стабилизация в стране и аграрные преобразования, модернизация сторон общественной жизни

Аграрная реформа

Причины:

    крестьянское малоземелье

    примитивная агротехника

    низкие показатели сельскохозяйственного производства

    высокий уровень недовольства и напряжённости в стране в целом и на селе в частности

    сохранение полунатурального хозяйства

Цели:

    Социально- экономические : укрепление крестьянских хозяйств, разрушение крестьянских общин, создание частных хозяйств в виде отрубов и хуторов, направление часть крестьян в город для работы на промышленных предприятиях.

    Социально-политические : создание строя зажиточных крестьян - опоры царя на селе; крупные хозяйства должны стать препятствием в разрастании революционных настроений в деревне; снижение социальной напряжённости

    Экономические : дальнейшее развитие сельского хозяйства

Основные мероприятия аграрной реформы:

    Создание условий для выхода крестьян из общины , развитие их частной собственности на землю(указ от 9 ноября 1906 г., закон от 14 июня 1910 г.)

    Создание отрубов . Все находящиеся в разных местах отрезки земли соединялись в один, крестьяне выходили из общины, становились собственниками отруба, но жить продолжали в том же селе.

    Создание хуторов – крестьянских хозяйств, которые находились не в деревне, а отдельно.

    Расширение деятельности Крестьянского банка (был создан в 1882).Банк покупал земли и распродавал их крестьянам по льготным условиям.

    Переселение крестьян за Урал (в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток)с целью решения проблемы малоземелья.Крестьяне получали землю, денежное пособие, освобождались на несколько лет от налогов. Созданы условия для перевозки не только людей, но и скота («столыпинские вагоны», которые во время репрессий И.Сталина перевозили уже миллионы людей).

    Развитие кооперативного движения . На селе создавались кредитные товарищества, имеющие свой капитал. Создавались артели(молочные, маслодельные и другие), потребительские лавки. Это стало основой мелкотоварного производства.

    Оказание помощи крестьянам на проведение аграрных мероприятий, организация учебных курсов по ведению хозяйства, направление в деревни агрономов.

Плюсы аграрной реформы:

    Положено начало разрушению общины. Из общины выделилось около 1.4. части крестьянских хозяйств

    Повысилась урожайность зерна

    Увеличился экспорт сельскохозяйственной продукции(зерна- в 2 раза)

    Усилилось кооперативное движение, развивалось мелкотоварное производство

    Переселилось около 3 млн. семей

    Стали больше использоваться новые виды сельскохозяйственных орудий, потребление удобрений.

    Реформа стала одной из причин промышленного подъёма 1909-1913 г.

    Положено начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г – 10 % всех хозяйств)

Минусы аграрной реформы:

    Основной частью крестьянства по-прежнему были общинники

    Около 0.5. млн. переселенцев вернулись назад, не все из них пополнили ряды рабочих, многие стали бродягами и нищими.

    Основным сельскохозяйственным орудием оставалась соха.56 % семей даже не имели плуга.

    Минеральные удобрения применялись лишь на 2% земель.

    В 1911-1912 году голод охватил около 30 млн. человек.

    Начался процесс поляризации на селе, изменилась структура общества. Появилось социальное недовольство, направленное уже не только против помещиков, но и против «кулаков»- бывших общинников.

    Помещичье землевладение оставалось неприкосновенным.

Таким образом, стремление П.А.Столыпина приспособить феодальную форму правления с буржуазными отношениями не дали ощутимого результата. Реформа подвергалась критике. После трагической смерти А.П.Столыпина 1 сентября 1911 года (он был убит в Киеве анархистом Д.Багровым) реформа постепенно сошла на нет.

Меры по модернизации сфер общественной жизни

    Меры по наведению порядка в стране. Полицейская реформа и реформа судопрпоизводства. Введение военно- полевых судов, приговоры которых приводились в исполнение в течение 24 часов(виселицу назвал «столыпинским галстуком» один из депутатов Думы – Ф.И.Родичев; Л.Н.Толстой написал статью «Не могу молчать!», в которой выступил против казней, а поводом стала казнь в Херсоне 12 крестьян).Без суда и следствия проводились расправы над революционерами и людьми, причастными к революции. Закрывались революционные издания. Преследовались революционные настроения в сфере образования. К 1910 году в стране наступила относительная стабильность.

    Меры по поощрению промышленности. В 1906-1907 г. работало Особое совещание , которое подготовило 10 законопроектов о труде рабочих на предприятиях: правила найма рабочих, страхование несчастных случаев и болезней, продолжительность рабочего времени и др.Однако компромисса между промышленниками и рабочими не получилось.

    Преобразования в политической сфере: законопроекты о свободе вероисповедания, гражданского равноправия.

    Местное самоуправление. П.А.Столыпин был сторонником земского управления. Он распространял земства в те губернии, где их раньше не было. Однако этот процесс часто вызывал протест и в Думе, и в Госсовете.

    Преобразования в социальной сфере : улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, признание права рабочих на участие в стачках

    Реформа образования : введение обязательного начального образования, улучшение материального обеспечения народных учителей.

    Преобразования в экономике . В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи . С одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства . С другой, именно государство определяло правила игры , гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.

    Налоговая реформа , реформа о подоходном налоге. А.П.Столыпин планировал упорядочить налоги : «Положение о поземельном и промысловом налогах»), налоговая система должна быть социально ориентированной, для этого необходимо ввести прогрессивную шкалу налогов . Устанавливалась система налоговых льгот.

    Модернизация экономической инфраструктуры : строительство железнодорожных магистралей(второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога и т. д.) Активно строились шоссейные грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации .

    Решение национального вопроса . П.А.Столыпин был сторонником объединения, а не разобщения народов. Предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: культуру, традиции, историю, религию и т.д.Он считал, что народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Задачей министерства должно было стать и противодействие тем, кто сеял религиозную и национальную рознь. Но планы его не были осуществлены.

Таким образом , П.А.Столыпин предполагал провести масштабные преобразования буквально во всех сферах жизни общества. Однако большая часть из них так и осталась лишь планами, не была поддержана властными структурами, да и самим императором.

  • обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ Столыпина;
  • подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране;
  • продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами и самостоятельно делать выводы.
  • Тип: изучение нового материала.

    Оборудование: раздаточный материал - документы, карта “Российская империя в начале ХХ в.”.

    Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата проведения реформ 1906, новые понятия.

    Понятия: отруб, хутор, артель, кооператив.

    Изучение новой темы

    • личность П.А. Столыпина;
    • правительственная программа Столыпина;
    • суть аграрной реформы;
    • итоги столыпинской аграрной реформы;
    • одинокий реформатор, причины неудач.

    1. Личность П.А. Столыпина

    Через несколько недель после начала работы I Государственной думы (далее ГД ) стало очевидно, что сотрудничества между властью и правительственным учреждением не предвидится. И исторический шанс примирения во имя социальной консолидации был упущен. Либералы обвиняли правительство в том, что оно не пошло на встречу “чаяниям страны”, а правящие круги возмущались поведением депутатов, их крайними лозунгами, экстремистскими призывами, отсутствием у них хоть каких-то примирительных норм вообще.

    Правительство обвинило Государственную думу в революционных замыслах и 9 июля 1906 года Царским Манифестом. Первая ГД была распущена, не проработав и двух с половиной месяцев.

    В это же день председателем Совета Министров был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Ему приписывают всеобъемлющую программу преобразований, охватывающую все стороны жизни России и даже международные отношения.

    Столыпин не ставил пол сомнение существование ГД, старался с ней взаимодействовать и не раз там выступал. Россия, говорил он, должна превратиться в правовое государство. Но пока оно было авторитарным, и, следовательно, реализация реформ во многом зависела от доброй воли Николая II.

    Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, в котором были и крупные военные деятели и чиновники высоких рангов; в родстве со Столыпиным находился М.Ю. Лермонтов.

    Когда началась революция, 43-хлетний Столыпин, успешно продвигавшийся по служебной лестнице в провинции, занимал должность саратовского губернатора. Он сумел восстановить порядок в охваченной крестьянскими волнениями губернии, и в 1906 году царь назначил его министром внутренних дел, а после роспуска ГД и председателем Совета министров.

    Столыпин не был ограниченным реакционером.

    Прочитайте отрывок в учебнике на стр. 63-64 “Из личных заметок П.А.Столыпина” и ответьте на вопрос:

    О чем свидетельствует такое его заявление?

    Какая программа выхода из революции была предложена?

    Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с документами и на их основе ответите на вопросы, данные после них.

    Ответы учащихся.

    Обобщение учителя

    Суть реформ – подведение под самодержавие более прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ – аграрная политика.

    2. Правительственная программа Столыпина

    Неоднократно Столыпину грозила отставка, он чувствовал нарастающее одиночество, и, видимо, в последние годы понимал, что выходит из задуманного. Может быть, поэтому, как пишет Витте, “в последние годы своего правления Столыпин перестал заботиться о деле и о сохранении за собою имени честного человека, а употреблял все силы к тому, чтобы сохранить за собою место, почет и все материальные блага, связанные с этим местом”? (Витте С.Ю., Воспоминания, т.3, М.1960, стр.447)

    А теперь перейдем непосредственно к реформам, чтобы понять, почему Столыпин был обречен на одиночество.

    1. Он начал с того, что в ответ на революционный террор подготовил указ о военно-полевых судах.

    По приговору этих судов за 8 месяцев казнили свыше 1100 человек.

    Суды заседали непрерывно, приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов. Виселицу назвали “столыпинским галстуком”. Особенно сильное впечатление произвела статья Л.Толстого “Не могу молчать” поводом для которой послужила казнь 12 крестьян в Херсоне. Восьмидесятилетний писатель заявил, что готов пожертвовать своей жизнью, готов сам быть повешенным, лишь бы прекратились бесконечные убийства людей, происходящие “в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным”.

    Но Столыпин был непреклонен.

    Самостоятельная работа с учебником: § 9 (стр.65), § 10 (стр.71)

    Выписать предложенные реформы.

    Ответы учащихся.

    Обобщение учителя

    Не меньшее значение Столыпин придавал реформам местного управления.

    Главное в реформе: (ученики записывают в тетрадь)

    Уравнение крестьян в правах с другими сословиями;

    Создание бессословного органа местного управления.

    В результате из рук дворян в 1905-1915 гг. ушло 11 млн. десятин (20% их земельного фонда), а крестьяне скупили 10 млн., что вызвало недовольство дворян.

    Передать административную власть на местах от выборных дворянских представителей в руки назначенных правительством чиновников (для создания сельской буржуазии)

    Чье недовольство вызвало данное предложение? (Помещиков)

    2. Проекты веротерпимости.

    3. Проект всеобщего народного образования.

    4. Национальный вопрос.

    Политика великорусского национализма. Это означало, что преобладающее влияние во всех сферах деятельности должно принадлежать русским, а среди церквей в привилегированном положении должна по-прежнему находиться православная церковь

    3. Суть аграрной реформы

    Главным звеном в продвижении к своим целям Столыпин считал такое решение аграрного вопроса, которое исключило бы принудительную передачу земли помещиков крестьянам – даже частично и за выкуп, как предлагали кадеты (Столыпин называл их “шайкой, объединенной грабительскими целями”). Он хотел, чтобы принцип частой собственности был нерушим и больше того, стал основой процветания страны

    На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

    Ответы учащихся.

    Обобщение учителя и запись в тетрадь

    Социально-политическая – создать в деревне опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от остальной массы крестьянства – препятствие на пути нарастающей революции в деревне;

    Социально-экономические – разрушение общины, насадить частное хозяйство в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы – в город;

    Экономическая – подъем сельского хозяйства и дальнейшая индустриализация страны.

    У Столыпина было два направления в этой реформе.

    Сейчас вы будете работать с учебником. Вам даны два направления, которые надо записать.

    I направление – разрушение общины.

    Какой механизм выхода из общины был предложен? (Отруб, хутор)

    Почему помещики выступали за ликвидацию общины? (Т.к. если крестьяне находятся вместе им легче поднять восстание. Выделилось примерно 2 млн. хозяйств)

    Отруб – участок земли, полученный в одном месте крестьянином, выходящим из общины

    Хутор - обособленное крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной все связи.

    Но самое главное – помещичьи земли не затрагивались. Делились общинные, крестьянские

    II направление – переселенческая политика.

    Какую проблему хотел решить Столыпин этой политикой? (Малоземелья)

    Работа с картой

    Где особо остро стоял вопрос с землей? (Центральные и черноземные районы)

    Куда переселялись крестьяне? (За Урал)

    Работа с учебником - стр. 67.

    Какие льготы получали переселенцы? (Пять лет не платят налоги, не служат, прощаются недоимки, беспроцентные ссуды, дешевые ж/д билеты)

    В результате данного направления стали появляться артели и кооперативы

    Записать определения в тетрадь.

    Кооператив – производственная или торгово-закупочная организация, созданная несколькими участниками для совместного ведения хозяйства и получения прибыли.

    Артель - объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

    К чему привела политика переселения? (К частичному решению проблемы малоземелья из-за чиновнического бюрократизма)

    4. Итоги столыпинской аграрной реформы

    Давайте вместе сформулируем итоги, к которым привела аграрная реформа, и запишем их:

    • социальное расслоение крестьянства;
    • пополнение рядов рабочего класса;
    • рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба;
    • освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири;
    • зарождение сельскохозяйственной кооперации;
    • помещичья земля осталась не тронутой.

    5. Одинокий реформатор, причины неудач

    Итак, почему же Столыпин, который стремился создать Великую Россию под конец остался в одиночестве?

    Какие слои общества были им недовольны и почему?

    Обобщение на выводах учащихся:

    • крестьяне – не получили помещичьих земель;
    • дворяне – не хотели отдавать земли;
    • буржуазия – военно-полевые суды, Столыпин разрушал “вековые устои”;
    • промышленники – перекос в стороны с/х;
    • император – боязнь подрыва самодержавия;
    • рабочие – ничего не получили;

    Каковы же причины неудачи в аграрной политике?

    Сделайте вывод:

    • нет опоры в обществе;
    • идеализация хуторов и отрубов;
    • недостаточно финансирования.

    Столыпин метался. В последние месяцы своего премьерства он работал над проектом создания восьми новых министерств и троекратного увеличения госбюджета. Готовился новый рост государственной машины, бюрократии, в преобразующую силу которой Столыпин верил до конца дней. И что же?

    Газета “Речь” писала весной 1911 г.: “Он сделал все для подавления революции минувшей, но очень мало для предотвращения революции будущей”. (История СССР. XIX – XX века, М. 1981, т. VI, с. 392-393).

    Теперь вы сможете ответить почему так произошло.

    Домашнее задание.

    Подумайте, какая из двух точек зрения больше соответствует российской действительности:

    1) в 1907-1914 гг. – самодержавие превратилось в буржуазную монархию;

    2) делались лишь шаги в направлении к буржуазной монархии.

    Какие факты это подтверждают или опровергают эти утверждения?

    Реформы Столыпина.

    Аграрная реформа

    Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

    Военная реформа

    Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось “вписать” отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

    Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

    При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

    Земская реформа

    Институты гражданского общества только тогда приобретают жизнь, когда они могут участвовать в процессе выработки решений на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.

    Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу “Положение о поселковом управление” и “Положение о волостном управлении”. Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно “Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений”, сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

    Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

    П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать “своей” для общества.

    Реформа образования

    Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”, согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

    Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

    При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в “связке” с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное “Положение об охране древностей”; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

    Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

    Социальная реформа

    На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив станет одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина.

    Его правительство предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.

    В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты “Об обеспечении рабочих на случай болезни” и “О страховании рабочих от несчастных случаев”. Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений).

    При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

    Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на “разных языках”.

    Судебная реформа

    Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы государством, которое реализует декларируемые принципы в каждодневной практике правоприменения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

    Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

    Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.

    Иными словами, предполагалось “вплести” в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озёрского района Калининградской области

    Реформы П.А. Столыпина.

    Работу выполнила

    учащаяся 11 класса

    МОУ СОШ пос. Новостроево

    Авагимян Юлия

    Руководитель: Мосина Галина

    Александровна,

    учитель истории

    1. Введение 3

    2. Основная часть 4

    2.1 Аграрная реформа 5

    2.2 Реформа образования 10

    2.3 Военная реформа 12

    3. Заключение 14

    4. Используемая литература 16

    Введение.

    «Родина требует служения себе

    на столько жертвенно честного,

    что малейшая мысль о личной

    выгоде омрачает душу и пара-

    лизует свою работу»

    П.А. Столыпин

    Каждый народ выдвигает из своей среды наиболее ярких представителей, судьбы которых неразрывно связанны с его судьбой, олицетворяют самые важные, радостные или трагические этапы. На рубеже тысячелетий все значительнее на фоне наших российских потерь проявляется трагический облик русского реформатора – Петра Аркадьевича Столыпина.

    Вглядываясь в лицо человека, чье имя Петр Аркадьевич Столыпин, видно, что его черты излучают ум, силу, волю, достоинство. Это признавали все: и его единомышленники, и явные враги. Одни называли Петра Аркадьевича спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутное время, другие – палачом.

    Государственный деятель и политик П.А. Столыпин был человеком глубоко православным, но вместе схристианским смирением, глубокой верой в Спасителя в нем жил стойкий воин, защитник Земли Русской,готовый ради неё взяться за меч, чтобы стоять до конца

    Совсем недавно была завершена программа «Имя России». Столыпин П.А. занял 2 место. У меня возникли вопросы: «Кем все-таки был великий русский реформатор? Что самое важное в его деятельности? К чему он стремился? Что ему удалось сделать?»

    В своей работе я попыталась ответить на эти вопросы.

    2.Основная часть

    Реформы П.А.Столыпина

    Реформы Петра Аркадьевича затрагивали все ключевые сферы жизни страны. Задача состояла в проведении системных реформ, смысловым ядром которых было формирование первоначальных институтов правового государства и гражданского общества. Можно выделить следующие основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:

    Военная реформа

    Земельная (Аграрная) реформа

    Образование, наука и культура

    Стратегические цели столыпинской внутренней политики заключались не в землеустройстве. Реформа не может быть целью. И аграрная реформа, и модернизация экономики, - это все средства. В чем же цель? Цель заключалась в том, чтобы, не потеряв вековых традиций, сохранить страну и не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

    Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи.

    2.1 Аграрная реформа

    Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства,

    знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

    Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей

    у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне

    прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от

    основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства

    должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

    социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

    Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось

    вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и

    власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет

    крестьянства.

    года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее

    Великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал, и Столыпин это осознавал.

    1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. Обсуждение указа шло более полугода.

    поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят,

    после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14

    июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный

    буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и,

    следовательно, прогрессивный.

    Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ

    предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их

    к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины, получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

    Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было

    переделов, признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев. Для юридического оформления права собственности на свой участок, крестьянам таких общин, достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы на фактически находившийся в их владении, собственность домохозяина. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода из общины.

    В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве

    Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона, пре-

    доставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять от-

    дельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если ко-

    миссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины.

    Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий.

    В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и

    удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства.

    Правительство Столыпина привело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу

    переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным".

    Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

    В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер.

    Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые правовые ограничения.

    Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

    Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было

    настроено против выдела из общины - по крайней мере, в большинстве

    местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно

    относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах

    против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали,

    В сложившейся обстановке для правительства единственным путем

    проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой.

    Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания

    сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений