Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проективная методика «крокодил. Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы

Проективная методика «крокодил. Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы

Данная игра была опубликована в статье о коллекции Крокодилы &Co Макси . Если вы уже проходили этот тест в той статье, здесь повторяться не обязательно. Вопросы не изменились. А вот если ещё не проходили - тогда попробуйте!

    Ближайшие родственники крокодилов - это:

    Вырастают ли новые зубы у крокодила?

    Где водятся крокодилы?

    Часто можно заметить крокодилов, лежащих на берегу с устрашающе открытой пастью. Это делается для:

    Крокодилы, в отличие от аллигаторов, могут жить не только в пресной, но и в солёной воде. Это правда?

    Опасны ли крокодилы на суше?

    Бывают ли полностью сухопутные крокодилы?

    Сильные ли у крокодила челюсти?

    Кто в мультике дружит с крокодилом?

    Кто на кого охотится?

    Встречаются ли крокодил и аллигатор в природе?

    Существовал ли Бог Крокодил?

    Как отличаются крокодил и аллигатор по форме морды?

    Гребнистый крокодил - это:

    Чем примечательны гавиалы?

    Череп крокодила - с двумя височными дугами; подобное строение черепа имеют:

    Кожа крокодила считается одним из самых лучших и дорогих материалов для изготовления галантерейных товаров. Какое утверждение верно?

    Как крокодилам удаётся жить в мутной воде, не болеть от укусов?

    Новичок. У вас меньше трети правильных ответов. Изучайте живую природу, а особенно - крокодилов!

    Знающий. Вы правильно ответили на около половины вопросов. О крокодилах вы знаете немало! Но открытия ещё ждут!

    Мастер. Вы правильно ответили почти на всё (или даже на всё!), вы - настоящий знаток. Возможно, вам стоит всерьёз изучать биологию!

Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы»

Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика была апробирована на различных возрастных группах.

Материалы: листы белой бумаги формата А 4.

Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.

1. Длинный хвост – злопамятный.

2. Вид сверху – депрессивное состояние.

3. Штриховка – тревожность.

4. Зубы – вербальная агрессия.

5. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.

6. Анфас – бескомпромиссное поведение.

7. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка.

8. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка.

9. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых.

10.«Круговые движения» - тревога и страх.

11.«Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью.

12.«Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности.

13.«Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.

«Чтобы его никто не боялся»

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) могут рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.

Кое-что об интеллекте.

Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.

Что-то давно ты у нас не занимался самокопанием. Поэтому мы подыскали для тебя простой в исполнении, но весьма эффектный по полученным результатам психологический тест. Пройди его - и перед тобой откроются такие тайны твоего «я», что тебе захочется уничтожить все наши серверы от греха подальше.

Итак, перво-наперво ты должен разбежаться и со всей дури стукнуться головой об стену (желательно об угол). Теперь подсчитаем очки. Стой! Мы немного напутали. Это совсем другой тест.

01

Для сегодняшнего теста тебе понадобятся карандаш и лист формата А4.



Раздобыл?


02

Теперь нарисуй животное, которое точно не существует нигде на свете, даже в Австралии и Припяти.

Главное условие: избегай готовых шаб­лонов, твой зверь должен быть абсолютно небывалым. Нельзя рисовать ни уже придуманных кем-то другим невероятных персонажей (Чебурашка), ни тех тварей, которых ты любишь рисовать еще со школы (пятирукий воробей). Изобрази совершенно новую для нашего мира животину.

И не забудь назвать ее таким же новым для этого измерения именем.

Рисуй в тишине, без свидетелей.

Рисуй же! Чего ты ждешь? Для чистоты эксперимента ты не должен больше знать никаких подробностей об этом тес­те. Чтобы тебе было легче оторваться от чтения и приступить к рисованию, мы заполним следующую пару строк какой-нибудь чепухой. Пиу-пиу-пиу! Брым-ды-дым! Вух-вух! Жжжжжжж. Блюп-блюп-блюп! Давай уже рисуй! Вззззззззззззззззззззззззззззззз. Плоп-плоп-плоп!


Прожектор проекции

Пришла пора объяснить, чем ты только что занимался.

Психодиагностический тест «Рисунок несуществующего животного» относится к весьма многочисленной группе проективных методик («Пятна Роршаха», например, из той же оперы). Возможно, тебя охватит некоторая гордость, если ты узнаешь, что автором «животного» теста был не какой-нибудь венский психоаналитик, а психолог Майя Дукаревич, которая разработала эту методику в прошлом веке в дебрях Института судебной психиатрии им. Сербского.

«Проективная методика предполагает, что особенности твоей личности как бы проецируются на все, что ты делаешь, говоришь или, как в этом случае, рисуешь», - объясняет психолог-консультант, специалист по самоотношению, кандидат психологических наук Татьяна Свиридова.

Когда ты рисуешь, не опираясь на готовые шаблоны (ведь ты так и делал, правда?), твои личностные характеристики начинают вылезать из тебя на бумагу и оставлять следы в каждой закорючке.

Мозг идет по пути наименьшего сопротивления, а легче всего ему проецировать на лист себя.

Такова (очень-очень вкратце) теория.

Сейчас, когда мы начнем по пунктам анализировать рисунок, выискивая в нем твои сознательные и бессознательные представления о себе, ты или будешь соглашаться («Да, я именно такой!»), или уйдешь в глубокую несознанку («Чушь собачья!»). И то и другое - показатель того, что тест работает. Во втором случае отторжение - результат работы защитных механизмов, так как, рисуя, ты сам от себя попытался многое скрыть. (Увы, но ничего не поделаешь: ты всего лишь утконос, воспитанный человеческой семьей.) Это, конечно, не говорит о непогрешимости методики. «Сказаться на результате может множество факторов, начиная от усталости и заканчивая длиной и заточенностью карандаша». Как бы то ни было, возможные отклонения некритичны и в целом тест дает довольно кучное попадание в твои личностные особенности.

Приступим!


Расположение рисунка на странице

В идеальном мире идеальный человек, который принимает себя таким, какой он есть, нарисовал бы свою неведому зверушку в центре по средней линии листа.

Поздравь себя, если ты как раз такой идеальный индивидуум.

«Чем ближе животное расположено к верхнему краю , тем выше твоя самооценка», - спешит порадовать тебя наш консультант. Возможно, ты и правда так хорош, но, кроме того, это показывает недовольство своим нынешним положением. К тому же тебе не хватает признания окружающих, и, забравшись выше, ты выдал свое стремление всем понравиться (для этого ты изо всех сил стремишься соответствовать принятым в твоем кругу нормам).


Если твой рисунок расположен в нижней части , ты не слишком уверен в себе и нерешителен. Похоже, ты уже смирился со своей судьбой. Впрочем, возможно, все дело в обычной усталости или в наручниках, которыми ты пристегнут к батарее в этом темном подвале.


Разобравшись с верхом и низом, перейдем к другим координатам. Если верить Карлу Юнгу и коллективному бессознательному, то:
левая часть листа означает прошлое;
правая - будущее;
а середина - настоящее.

Налево? Ты склонен к самоанализу и рефлексии. Тебе свойственно долго прокручивать в голове давний разговор и придумывать себе новые остроумные реплики, до которых сразу не додумался («Как же я не догадался сказать хулиганам, что не надо меня бить?!»). Ты человек не дела, а намерения.

Голова твоей амебы смотрит направо? Хороший знак! Ты не только что-то планируешь, но и всегда приступаешь к выполнению задуманного.

Не сводящее с тебя глаз животное, которое ты изобразил анфас , говорит об эгоцентризме. Это может трактоваться и так, что ты контактная личность, легко завязывающая знакомства.


«Следует также обратить внимание на то, в какую сторону больше смещена вся фигура», - говорит Татьяна.

На рисунке жизнерадостного, здорового, успешного человека (такие обычно живут в рек­ламе банков) животное должно равномерно располагаться во всех трех временах и направляться из прош­лого в будущее.

Если рисунок прижат к левой стороне - возможно, это связано с полученным в детстве негативным опытом, который все еще аукается (развод родителей или тефтеля, которую тебе бросила во втором классе за шиворот учительница пения). А может, недавние события снова напомнили тебе о давнем переживании и сдвинули зверя влево.

Сильный уход вправо может интерпретироваться как защитная реакция. Ты бежишь из настоящего (или все того же прошлого) в будущее. Живешь надеждой на завтрашний день. Впрочем, если завтра суббота, тебя можно понять.


Общее впечатление

Несуществующие животные, как и существующие на канале Animal Planet, делятся на тех, кто:

угрожает остальным (например, что-нибудь зубастое);

кому все угрожают (нечто зайцеподобное);
кто еще не определился (саблезубый бегемотозайчик).

Кого бы ты ни выбрал своим тотемом, это отражение того, как ты видишь себя в этом мире. Букашка ты или слон - делай вывод сам.

Если твоя особь носит человеческую одежду или слишком антропоморфна (при этом ей необязательно напоминать гуманоида, достаточно просто быть прямоходящей), то ты, малыш, эмоционально незрел и инфантилен.

Наш эксперт почти на сто процентов уверен, что половые органы своему зверю ты, будучи нормальным человеком, не нарисуешь («Это свойственно только маленьким детям, которые еще недостаточно осознают нормы»). В противном случае ты не совсем здоров, функции контроля ослаблены. Даже банальное вымя (образ женской груди) у твоей совы выдает твою нездоровую фиксацию на сексе.


Размеры и пропорции

Рисунок среднего размера , гармонично смотрящийся на странице (он может быть коряв, но органично вписан в лист), свидетельствует о позитивном отношении к миру и себе.

Слишком большое животное - нарциссизм. Как вариант: здоровенное создание может появляться в качестве защитного механизма личности. «Очень больших животных чаще всего рисуют дошкольники. Дети вкладывают свою завышенную самооценку в рисунки животных огромных размеров», - объясняет Татьяна. Также твоя гигантомания может быть вызвана реакцией на недавний стресс.

Мелкая тварь внизу страницы - признак психических проблем. Вряд ли это к тебе относится, но учти: наноживотных обычно рисуют шизофреники и другие люди с интересным устройством мозга. Так что та крошечная крылатая козявка*, как-то нарисованная Карлсоном, увы, заставляет взглянуть на его поступки в новом свете.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Очень одинокий петух», акварель, 1955. Экспонируется в Стокгольмском музее современного искусства »


«Кроме того, психически больным свойственна схематичность и изощренность в трактовке рисунка», - добавила наш консультант. На наш вопрос, как одновременно рисунок может быть схематичным и изощренным, Татьяна привела пример: «Человек рисует палочку с ножками и говорит, что это император Павел». Гм, но ведь палочка с ножками и правда похожа на Павла!

Иглы, рога, панцирь - в общем, все то, что служит для животного защитой, может быть заменено в рисунке просто тщательным, прорисованным несколько раз контуром.

Поэтому сразу отметь для себя: пусть даже твое создание на первый взгляд беззащитно перед миром, это совсем не так, если некоторые линии и выступы толще прочих.

Самое важное - с какой стороны у твоей животины броня.

Если панцирь закрывает животное сверху , ты защищаешься им от тех, по отношению к кому находишься в подчиненном положении. Это может быть начальство, государственные структуры или просто родители.

Если у зверя закрыт низ , ты опасаешься тех, кого считаешь своей ровней, или тех, кто и вовсе слабее тебя. То есть опасаешься за свой авторитет.

Броня по бокам показывает твою готовность к самозащите в любой жизненной ситуации. «При этом, - акцентирует Татьяна, - прорисовка линий справа говорит о том, что ты очень дорожишь своим вкусом, предпочтениями и убеждениями и готов биться за них». (К слову, хотя мы и несогласны с твоими убеждениями, мы готовы где-нибудь расписаться в коллективном письме за твое право высказать их.)

Если какая-то из деталей выделяется тщательностью прорисовки или более сильным нажимом карандаша (линии заметны на обратной стороне листа), это сигнализирует о твоей тревоге.

К сожалению, объяснение, почему что-то ты прорисовал основательнее всего прочего, ты сможешь дать только сам.

Трактовок может быть сколько угодно.

Например, у животного тревога локализована в ногах. Если опираться на трактовку образов коллективного бессознательного, выходит, что ты не уверен в себе. Но, может, ты просто сегодня много ходил пешком. Так что мы бросаем тебя одного биться над трактовкой загадки, почему ты прорвал бумагу, рисуя горбик сумчатой куропатке.



Ноги - еще одно зеркало души. Прорисованные ноги показывают уверенность в себе, продуманность решений. Если ног у зверя нет вообще или они очень хиленькие, это подчеркивает импульсивность характера рисовавшего и его легкомысленность. (NB! Подрисованный под, казалось бы, слабыми ногами мощный постамент играет роль недостающих сильных ног. Ведь именно этот пьедестал служит опорой фигуре.)

Важно и то, как соединяются ноги с туловищем. Каково это соединение, таков и твой контроль над словами и решениями. Ноги плохо или вовсе не прикреплены к корпусу - ты не слишком следишь за точностью своих слов, не придаешь сильного значения своим же речам. Ноги ладно приделаны к телу - твои суждения взвешенны и по крайней мере для тебя убедительны.

Теперь изучи форму ног. Если обе ноги на одно лицо (точно повторены линии, размер, изгиб), ты конформист, а твои творческие решения не блещут новизной и выдумкой. А вот если нижние конечности твоего животного отличаются (одна нога занесена для пинка, а второй твоя скотина почесывает третью), ты наш человек. Ты независим в своих суждениях и вообще творческая натура. Руку, товарищ!

Кстати, если уж речь пошла о творческом начале: люди с клишированным мышлением используют готовые шаблоны (рыба, свинья, птица). Корова с крыльями - это неоригинально, это всего лишь формальное соединение двух заготовок - коровы и птицы. Да и вообще это не несуществующее животное, а обычный склисс!

Чем больше элементов и чем неожиданнее их комбинации, тем выше у тебя творческий потенциал и вообще жизненная энергия.



Если ты нарисовал безголового пендельпопа, пропусти этот пункт. Но при наличии у твоего создания какой-никакой морды, придется ее проанализировать.

Большая голова показывает, что рисовавший придает особое значение эрудиции и вообще рациональному началу как в себе, так и в окружающих.

Выделяющиеся уши - знак того, что тебе важно знать, как другие относятся к тебе. Плюс это показатель твоего интереса к миру, к информации, которую ты из него черпаешь.

Рот. Открытый, да еще с языком, вопиет о твоей болтливости. Прорисованные губы выдают чувственность (извини, если это звучит как цитата из пособия по астрологии). Зубастый рот рисуют люди, склонные к вербальной агрессии. Причем агрессия эта часто носит защитный характер (ты огрызаешься, ругаешь всех и вся). Если рот на рисунке открыт, но ни языка, ни зубов, ни птички тари там не видно, есть мнение, что ты мнителен и вечно чего-нибудь опасаешься.

Нос хотя и является фаллическим символом, но на рисунках мужчин не несет особой дополнительной информации. А вот если ты будешь анализировать рисунок девушки, на котором у животного будет особенно длинный или слишком уж прорисованный шнобель, смело предположи, что она сексуально не удовлетворена.

Глаза. Акцент на зрачок (допустим, сильная штриховка) свидетельствует о том, что ты сейчас пребываешь в тревоге. Ты явно чего-то боишься. Нарисовал ресницы? Ай-яй-яй! Ты придаешь слишком много значения своему внешнему виду. Рисовать ресницы мужчинам вообще не пристало.

На рисунках, сделанных девушками, ресницы во многих случаях означают истероидно-демонстративную манеру поведения.

«Это манипуляция чувствами других людей в своих целях», - переводит на понятный язык темный термин госпожа Свиридова. Не спеши злорадствовать. Истероидно-демонстративная манера поведения встречается и у мужчин. Надеемся, это не твой случай, но если… Короче, вот тебе пистолет - ты знаешь, что с ним делать. (Слышен приглушенный дверью выстрел, а затем стук падающего тела.)


Ну вот мы дошли и до макушки. Волосы (грива, дреды, залысины) чаще всего просто соответствуют полу рисовавшего. Хотя в некоторых случаях характерная прическа может указывать на сексуальную ориентацию. Рога и прочие колющие наросты указывают на агрессию. Но служит ли она защитой от окружающих или для нападения на них, точнее скажешь ты сам. Безобидное же перо или хохолок трактуются как стремление выделиться.


Любые не функциональные, а чисто декоративные детали, выходящие за пределы нарисованной фигуры, - вроде пышных перьев, кисточек на хвостах и кудрей - указывают на некоторую неестественность поведения и желание обратить на себя внимание.

Не удивимся, если на твой автомобиль, вытатуированный на спине, нанесен аэрографический рисунок тиг­ра, которого проглотил дракон.

Наличие вроде бы и лишних, но все же практичных конечностей (щупальца, запасные ноги, крылья, хоботки) - индикатор того, что ты хочешь охватить (а может, и охватываешь) сразу много областей деятельности. Все эти отростки суть твои многочисленные хобби или просто твоя многостаночность на работе. Или же это означает то же самое, но со знаком минус: ты часто лезешь не в свои дела, мешаешь окружающим своим всезнайством.

Хвост - то, что тянется за тобой. Твои дела, твои намерения, твои слова. Тут снова тебе пригодится временная шкала (налево пойдешь - в прошлое попадешь, и т.д.). Проследи, куда указывает хвост. Направо - у тебя какие-то важные планы на будущее, налево - ты все еще вспоминаешь и анализируешь прошлые поступки. Чтобы разобраться, положительные или отрицательные чувства вызывают эти твои будущие или прошлые дела, обрати внимание на то, вверх или вниз смотрит хвост. Хвост торчком - ты или горд чем-то содеянным, или предвкушаешь будущие победы. Опавший хвост - страх перед будущим и сожаление о минувшем.


Кроме всего прочего, хвост, кто бы сомневался, является фаллическим символом.

Поэтому направление (вверх-вниз) может быть просто сиюминутным индикатором твоей потенции. Ничего-ничего, это случается с каждым мужчиной.


В редких случаях в теле зверя пытливый взгляд обнаружит неживые детали (колеса, батарейки, пропеллеры, входы для USB). Появляются такие дополнения или от большого ума (рисовальщик использует все свое воображение, стараясь выдумать несуществующее животное), или, наоборот, от поврежденного разума - у больных шизофренией.

Важны и те детали, которых у твоего зверя нет.

Нет ног - ты в себе не уверен (см. значение нижних конечностей). Нет рук или щупалец - ты не воздействуешь на мир, а предпочитаешь пассивно ждать, когда что-то произойдет.


Если ты внимательно прочел задание и дал своему несуществующему животному небывалое имя, а не просто нарек его, как обычно, Виталием Сергеевичем, ты наверняка найдешь среди этих вариантов название, чем-то похожее на твое.

Рациональное соединение двух и более смысловых частей: слоногусь, ползучий конь, собакоед. Показывает практичность, рациональность мышления, четкое следование поставленной задаче, стремление соблюдать нормы.

Псевдонаучное название: латиноимениус, восточно-европейский репейный козлодер. Выдает, что ты гордишься своей эрудицией и начитанностью. Да и вообще дураком себя не считаешь.

Бессмысленный набор звуков: блюнь, хиворамира, вляу. Характерно для легкомысленного человека, не думающего о последствиях своих поступков. Кроме того, такое кулювляу может подчеркивать, что для придумавшего это имя эстетический элемент важнее рационального.

Смешное имя: чучучка, попеньция. Показатель твоего иронично-снисходительного отношения к жалким окружающим.

Повторяющиеся звуки: флю-флю, виз-виз, жум-жум. Инфантильность. Извини, но не мы это придумали.

Слишком длинное название: зелофукиропотестораль, колибарнофуруказу. Типично для любителя фантазировать и витать в облаках.

Последний штрих

Теперь, когда ты выяснил всю подноготную о себе и сидишь над закапанным слезами рисунком, попробуй отыграться на своих знакомых. Конечно, для повышения твоего мастерства необходима практика.

«Чем больше своих рисунков ты проанализируешь, тем легче потом будет анализировать рисунки других», - пообещала наш эксперт, а потом высказалась в том смысле, чтобы ты остерегся однозначно подходить к трактовке выдуман­ных животных. Все вышеизложенное - лишь основа и не может объяснить все защечные мешки и щупальца. Доверяй своей интуиции. Если тебе кажется, что гитлеровские усики у горного пингвина, которого нарисовала твоя подружка, означают ее тайное желание заняться сексом втроем, то, скорее всего, так оно и есть.


Об одном художнике

Вот малая часть того, что выяснил наш эксперт, бросив взгляд на зонтичного жабоконя, нарисованного редактором по фитнесу.


У существа нет рук. А там, где они ожидаются, - рот. Можно предположить, что вербальный контакт является основным способом взаимодействия с окружающей средой. Зонтик с иголочками - личность ожидает нападения, но при некоторых провокациях извне склонна вести себя достаточно агрессивно. Жабоконь - имя с некоторой долей иронии. Отношение к себе амбивалентно. Жаба - возможно, то, что иронизируется личностью, а конь - то, чем она гордится и что ею более принимается.

Обычно, наблюдая за детьми, мы видим в них ласковых мальчиков, девочек и недоумеваем, когда эти милые создания начинают кричать, размахивать руками, топать ногами. Остается только удивляться, откуда же берутся чертики «в тихом омуте». Несомненно, агрессивные тенденции в поведении создают трудности для взаимодействия с ребенком. Однако агрессивность нельзя рассматривать лишь как отрицательное явление. Она, по мнению ученых, является естественным адаптационным механизмом, присущим любой личности.

С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКЦИИ

В процессе развития ребенка у него могут сформироваться различные формы проявления агрессии: истинная, защитная, аутоагрессия и т.д. Для того чтобы избежать формирования агрессивности как устойчивой черты характера, важно своевременно распознать ее.

Существуют разнообразные тесты и методики, позволяющие проанализировать качественно и количественно агрессивные тенденции личности. Тем не менее агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать. При этом сознание осложняет отреагирование гнева.

По мнению многих ученых-психологов, в диагностике агрессии наиболее эффективны проективные методы. Их принято рассматривать в качестве специального инструмента клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению и не выявляются с помощью опроса. Среди них - ассоциативный рисуночный тест (АРТ). Он позволяет построить вероятностную модель поведения человека в различных ситуациях. Состоит из восьми субтестов, шесть из которых снабжены структурированным стимульным материалом и имеют сходные задания. Одно из них - «Нарисовать крокодила» - принято за основу в проведенном нами исследовании.

МЕТОДИКА «КРОКОДИЛЫ»

Адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности методика условно названа «Крокодилы».

Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.

Методика была апробирована на различных возрастных группах. В статье приводятся материалы обследования школьников 1-го, 7-го и 8-го классов.
Материалы: листы белой бумаги формата А4.
Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.
Цвет, форма, размер, сюжет дополнительно не обсуждались.
Ограничений по времени не устанавливалось.
Младшие школьники обладают высокой степенью конформности, поэтому при обследовании необходимо разместить их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание.

СИНИЙ, ПОТОМУ ЧТО ДОБРЫЙ

В ходе анализа был выявлен тип рисунков, которые можно назвать стереотипными. Их содержание представлено героями наиболее известных мультфильмов и сказок. Чтобы отделить эмоциональное состояние ребенка от роли персонажа, проводился пострисуночный опрос (ПРО).

Рассмотрим рисунок 1 (Таня, 13 лет). По мнению девочки, это крокодил Гена, друг Чебурашки. Она охарактеризовала персонаж в соответствии с его ролью в мультфильме. Однако, несмотря на некоторую стандартизацию положительных качеств (он - умный, надежный), на рисунке видна эмоциональная часть личности девочки, которая отразилась в цветовом решении. Использован карандаш синего цвета. Таня сказала, что крокодил синий, потому что добрый.

Отметим, что отличная от природной окраска аллигаторов встречалась в рисунках редко (около 3%). Большинство школьников адекватно использовали цветовую гамму. Отклонение от общепринятых цветов может свидетельствовать о креативности ребенка, образности его мышления, о дополнительном способе передачи информации.

«ЧТОБЫ ЕГО НИКТО НЕ БОЯЛСЯ»

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) может рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Иллюстрацией к сказанному является рисунок 2, на котором мальчик (Дима, 7 лет) сначала обозначил очертания большого крокодила. Затем долго стирал следы простого карандаша. В конечном итоге размеры животного сильно уменьшились. Причину такой метаморфозы объяснил так:

Он какой-то очень большой и злой, его надо стереть, чтобы его не боялись. Чтобы никто не боялся, я - тоже.

Ребенок явно обеспокоен тем, какое впечатление произведет на окружающих его агрессивность, стремится «усмирить» ее на вербальном и невербальном уровне.

Возвращаясь к теме тревожности, отметим, что рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.

КОЕ-ЧТО ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ

Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.

Например, на рисунке 3 мы видим животное, уровень исполнения которого ниже возрастной нормы. Обсуждение образа жизни, географии распространения и других особенностей крокодила позволит исследователю получить дополнительную информацию о развитии интеллектуальной сферы испытуемого.

Я И СОЦИУМ

На рисунках детей агрессивность может проявляться в двух формах: как состояние самого ребенка, а также как ощущение враждебного социума по отношению к себе.

Например, рисунок 4 (Алина, 8 лет). Девочка нарисовала животное, похожее на динозавра. По ее мнению, это очень-очень злой крокодил, живет на острове и является полноправным его хозяином, как лев - царем (хозяином) зверей. Такое понимание окружающей социальной среды травмирует ребенка, вызывает в нем страх. Графическим индикатором сказанного являются облака, прорисованная линия основания, хвост и гребень.

На рисунке 5 (Арина, 7 лет) изображен крокодил в агрессивной позе, с хорошо прорисованным хвостом, который в ассоциативном проективном тесте трактуется как показатель злопамятности. При рисовании основное время затрачено на тщательное изображение добычи красного цвета в пасти хищника. Известно, что любая фиксация на какой-то части рисунка и временные задержки являются индикатором внутриличностного конфликта. Арина стремится контролировать проявление своей агрессии, что отражается в наличии таких элементов, как подписывание рисунков и изображение солнца.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Дополнительные элементы (вода, деревья, земля и др.) трактуются как желание структурировать ситуацию и, следовательно, контролировать ее.
Вода (озеро, река, бассейн...) в сочетании с замаскированным в ней крокодилом имеет свою символику. Она скрывает враждебное поведение, демонстрирует латентную форму агрессии (например, рисунок 6).

Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных. Например, на рисунке 7 (Оля, 8 лет) девочка изобразила двух крокодилов, которые расположены рядом и как бы поддерживают друг друга. В ходе пострисуночного опроса выяснилось, что данная работа является примером ситуативной агрессии, так как выполнена сразу после нелюбимого урока математики.

ИДИ НА МЕСТО

Очень важным показателем является место животного на листе бумаги.

Положение в верхнем левом углу выявляет тревожность (рисунок 8, Наташа, 7 лет) и ориентацию на прошлое.

Срезание рисунка левым краем листа свидетельствует о фиксации на прошлом и, возможно, отрицании его (рисунок 9, Саша, 8 лет). Краем листа срезан хвост. Таким действием ребенок отрицает свою злопамятность, проговаривая при этом, что он всех любит и всех прощает.

Положение животного в центре страницы свидетельствует о чувстве неполноценности и незащищенности (рисунок 10, Юля, 7 лет). Этот рисунок был сделан очень застенчивой девочкой, которая физически менее развита по сравнению со сверстниками. Контакта с ней в ходе исследования установить не удалось.

Если весь рисунок сделан как вид сверху (рисунок 11, Надя, 15 лет), то состояние испытуемого интерпретируется как депрессивное. В ходе опроса девушка сообщила, что получился слишком большой крокодил для такого маленького озера, ему там очень тесно. Творческая работа и рассказ Нади отражают конфликтную ситуацию, вызванную потребностью выразить свою агрессивность и одновременно желанием замаскировать ее (в воде). Учителя и школьный психолог отмечают крайнюю неудовлетворенность девушки социальной ролью и материальными условиями жизни. Отмечают частые вспышки агрессивности, сменяющиеся депрессивным состоянием.

Рисунки анфас, как правило, характерны для людей с бескомпромиссным поведением.

В процессе пострисуночного опроса, как правило, выясняются причины агрессии. Так, Люда (рисунок 13, 17 лет) прокомментировала свое произведение: «Крокодил бывает злой тогда, когда он один».

В исследовании наблюдались и прямые проговаривания типа: «Я его совсем не боюсь», «Я их всех съем», «Всех бы вас, радостных, перекусать», которые высоко информативны.

Таким образом, при интерпретации методики «Крокодилы» приемлемы параметры, характеризующие стандартизированные проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера, «Несуществующее животное» и др.). Данная методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

Полученные нами результаты совпали с оценкой независимых экспертов (учителей, школьного психолога, родителей), что позволяет рекомендовать ее для первичного выявления агрессивных тенденций в поведении школьников. Несомненно, методику «Крокодилы» следует использовать как дополнительную в сочетании с другими тестами.

Наталья АКИМОВА, студентка,

Людмила ЛЕБЕДЕВА, кандидат педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник,
Ульяновский государственный
педагогический университет

Проективная методика «КРОКОДИЛ». Инструкция: на белом листе бумаги нарисовать крокодила (можно в цвете). Интерпретация результатов Длинный хвост – злопамятный. Вид сверху – депрессивное состояние. Штриховка – тревожность. Зубы – вербальная агрессия. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии. Анфас – бескомпромиссное поведение. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых. «Круговые движения» - тревога и страх. «Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью. «Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности. «Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.

Слайд 8 из презентации «Агрессия у младших школьников»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Агрессия у младших школьников.pptx» можно в zip-архиве размером 212 КБ.

Скачать презентацию

«Агрессивное поведение подростков» - За что ругают дома. Как наказывают родители. Наказание. Ребенок. Границы поведения. Физическое насилие. Памятка родителям. Профилактическая работа. Как наказывают учителя. Психологическое давление. Агрессивное поведение подростков. Нарушение дисциплины в школе.

«Детская агрессивность» - Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. Причины проявления жестокости и агрессивности детей. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. Способы борьбы с гневом: Пути преодоления агрессивности ребенка. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.

«Агрессия» - Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? 6.Если тебя наказывают, то как? К агрессии больше всего склонны мальчики. 3.Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи? Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

«Подростковая агрессия» - Агрессивность ребенка. Подростковая агрессия. Основные методы. Напряжение в общении с подростком. Особенности. Эмоциональные привязанности. Высокий уровень личной тревожности. Составляющие. Агрессивное поведение. Дети.

«Профилактика агрессии» - Библиотерапия. Воспитательная задача исключительной важности. Любая хорошая книга несет в себе терапевтический заряд. Когда воздействует слово. Толерантность. Единственное радикальное средство против экстремизма и жестокости. Смерть - неумолима. От плохих детей дом можно уберечь как от огня. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».