Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему возникло такое явление как самодурство. Сочинение на тему: Образы купцов-самодуров в пьесе А

Почему возникло такое явление как самодурство. Сочинение на тему: Образы купцов-самодуров в пьесе А

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще!..

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...

Тирания самодурства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.

В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха - угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего».

К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).

Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.

Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», - говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» - говорит она ему властным голосом.

Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.

Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».

Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.

Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» - Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.

Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.

Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому - «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении...

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще!..

Хороша тоже и Ка-баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по-давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са-модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей-ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при-мере образов «значительных лиц» города Калинова — Ди-кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за-кон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело-век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — поми-лую, захочу — раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни-ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва-ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу-тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся-чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно-вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари-вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до-машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без-наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес-правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично-стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.

Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля-дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель-ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере-мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев-ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы-носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла-бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма-теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи-ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов-но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав-ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре-кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди. Материал с сайта

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз-ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз-ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь-бы с самодурством — это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб-ственном сердце.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • обращ самодуров
  • доказать что дикой-самодур
  • конспект по литературе кто такие самодуры
  • самодуры в драме гроза

Дикой и Кабаниха - это представители старшего поколения. Дикой и Кабаниха отвратительны, в них нет ни единого положительного качества. Они жестоки, лицемерны. Они прикрываются ханжескими словами, а на самом деле сеют вокруг себя злобу и ненависть. Дикой жесток даже по отношению к своим родным, которые живут в атмосфере страха и бесправия. Ничем не отличается от него Кабаниха. Ей свойственно стремление даже в мелочах вмешиваться в жизнь окружающих.

Дикой и Кабаниха никого не уважают и не боятся, и никто из окружающих не осмеливается им перечить. Купцы-самодуры чувствуют себя в патриархальном об-ществе настоящими хозяевами жизни. Островский рисует купеческую среду, мягко говоря, достойной осуждения. Мы испытываем неподдельное отвращение, узнавая все новые и новые подробности о Диком и Кабанихе, которые являются оли-цетворением старшего поколения купцов. Надо ли сомневаться, что все окружающие ведут себя точно так же. Об этом Островский ничего не говорит, но об этом легко догадаться. Не случайно один из обитателей города Калинова, Кудряш, говорит: «Уж это у нас в купечестве такое заведение». Это подтверждает нашу догадку о том, что Дикой и Кабаниха - типичные представители патриархальной купеческой среды.
Кабанова благочестива и религиозна, покровительствует нищим и странникам. Но что скрывается под маской такого человеколюбия? Только ханжество и лицемерие. Кабанова не дает жизни никому: ни своему сыну, ни дочери, ни невестке. Но если Тихон и Варвара еще могут приспособиться к ней, они научились прятаться, выкручиваться, то Катерина не способна на ложь. Она до поры, до времени терпит. А потом начинает протестовать.
Дикой открыто показывает свое отношение ко всем окружающим, он сознательно оскорбляет всех вокруг. Кабанова открыто никого не оскорбляет, она действует намного более изощренно. Она подчиняет себе всех, кто оказывается на ее пути. Кабаниха постоянно напоминает о том, что все живут и действуют неправильно, не соблюдают неведомо кем придуманные законы. Кабанова страшна в своем деспотизме, она подавляет безвольного сына, робкую невестку. Варвара умеет изворачиваться, только поэтому не так страдает от своей властной матери. Поведение Дикого и Кабановой - это норма с точки зрения обывателей города Калинова. Ведь в провинциальном городке люди все живут в злобе, пьянстве, зависти, ненависти, разврате. И неважно, что они прикрываются «благочестием» и соблюдением «старых традиций». На самом деле они совершают преступление за преступлением, губят все то чистое, светлое, искреннее, что может зародиться в душе кого-то из окружающих. Весь купеческий городок живет по таким законам, что они могли бы показаться изуверскими человеку непосвященному. Впрочем, так оно и было. Но люди, далекие от патриархального купечества, старались поменьше с ними общаться. Например, мать Бориса, дворянка по происхождению, даже несколько дней не могла провести с родными своего мужа. Отец Бориса, по-видимому, значительно отличался от своего брата, Дикого, раз «женился на благородной». Но о нем мы ничего не знаем, он умер задолго до описываемых событий. Так что, несмотря на распространенность «Кабаних» и «Диких» в обществе, очевидно, были и другие представители купеческого сословия, более прогрессивные и благородные. Однако в городе Калинове мы их не встречаем. Они были в меньшинстве, так что властные и агрессивные купцы-самодуры все-таки оказываются в выигрышном положении.

Самодуры и самодурство в драме А. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» (1859) явилась значительным событием в общественной жизни страны в 60-е годы XIX века. У Островского получилась пьеса о грозе, приносящей обновление в мир природы и в мир человеческой души, о грозе, разрушающей устои «темного царства» по всей России. Цель создания образов купцов-самодуров в пьесе состояла в том, чтобы осудить их дикий произвол, деспотизм, жестокое насилие, господствовавшие тогда в современной Островскому России. А вымышленный город Калинов, как в зеркале, отразил эти «жестокие нравы».

Сразу после открытия занавеса взору зрителя являются высокий берег Волги, городской сад и гуляющие жители небольшого городка Калинова. Красота пейзажа поначалу закрывает от посторонних глаз реальную жизнь города.

Оказывается, что в чудесном городке на Волге все не так уж прекрасно, как кажется на первый взгляд. Единственный образованный человек в городе, механик-самоучка Кулигин, называет нравы города Калинова жестокими. Главное, что вызывает его возмущение, - это социальное неравенство, закабаление бедных богатыми, власть денег и жажда наживы, Но нет гармонии и в хозяйственных отношениях между купцами. Они пишут друг на друга «злостные кляузы», стремятся подорвать торговлю.

На богатых купцов нет никакой управы. Никто им не указ. Даже глава города не может сделать замечание Дикому. Деньги дают им право властвовать над жителями Калинова. А потому никто не может возражать богатым купцам.

Семейные отношения строятся на жестокости и деспотизме самодуров. Слово «самодур» стало синонимом грубой самоуверенности, хамства, произвола и безнаказанности. Всем известно, что Дикой - влиятельный купец города. Он может унизить и обругать человека ни за что. Он своевольничает, так как уверен в собственной безнаказанности. Он знает, что нигде и никогда не встретит сопротивления, Дикой свободно распоряжается судьбой своего племянника Бориса, который материально зависит от него. Дикой с его грубостью, хамством, невежеством и жадностью олицетворяет основные черты самодуров города Калинова. Он и говорить-то спокойно не умеет, бросается на людей, как цепная собака, Он постоянно всем недоволен. Но как же возрастает его злоба, когда ему надо расставаться с деньгами. Именно поэтому он так ругает и притесняет Бориса, наследство которого он должен отдать ему по завещанию. Так же злобствует Диой, если встречается с чем-то недоступным его пониманию. Показательна сцена, когда он набрасывается на Кулигина, пытающегося рассказать ему о громоотводе.

Будучи диким и невежественным человеком, он, как и все калиновцы, убежден, что гроза не есть электричество, а божья кара, посылаемая людям в наказание за грехи. Суеверие и страх перед неведомым определяют сознание Дикого.

Еще более склонна к фанатичной религиозности богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. На первый взгляд она и вовсе кажется благочестивой: принимает у себя странниц, ходит в церковь, чтит заповеди божьи. В отличие от Дикого, она голоса не повышает, не орет и не ругается. Но как бы ни прикрывалась Кабаниха благочестивыми фразами, жители города знают о ней правду. Так, например, Кулигин говорит о ее лицемерии Борису: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Правда, нужно сказать, что ее самодурство ограничено рамками собственной семьи, но зато здесь она дает себе волю. Кабаниха безалостно притесняет своего сына. Под ее влиянием он превратился в жалкого, забитого, безвольного человека, который ничего сам не решает и все время принужден оправдываться перед матерью за какие-то несуществующие грехи. Тихон бывает свободен от власти матери лишь во время деловых поездок. А когда он дома, то стремится запить, чтобы забыться.

Конечно, Кабаниха не так уж умна, к ней можно приспособиться. Поэтому ее дочь Варвара - смелая и хитрая девушка - без труда находит выход. Она предпочитает жить по принципу «делай, что хочешь, только бы шито-крыто было».

Жестокая и деспотичная Кабаниха, используя маску благочестия, превратила в ад жизнь не только своих собственных детей, но и жизнь невестки. Не могли быть счастливы Катерина и Тихон, ведь мать вмешивается в их дела. Тихон не может проявлять никакой самостоятельности даже в отношениях со своей женой. Это мать ему диктует, что ему говорить, как себя вести с Катериной. Она и сцену проводов Тихона устраивает по своему разумению, отводя сыну и невестке исполнение назначенных ею ролей. Тихон, запинаясь, произносит поучения под диктовку матери. А Катерина по приказу свекрови обязана выть на крыльце после отъезда мужа. Да, вот уж, действительно, дикие нравы в городе Калинове.

Грозна власть Диких и Кабановых, но, видно, и ей приходит конец. С горечью принуждена признать Кабаниха, что старина выводится: «В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Несмотря на свою безграничную власть в семье, Кабаниха ощущает внутреннюю тревогу. Она чувствует, что все идет не так, как ей хочется. Даже своему безропотному сыну она не может внушить, что семья должна страхом держаться, а не чувствами. Именно поэтому она в сцене покаяния Катерины торжествующе говорит Тихону, пытаясь убедить его в своей правоте: «Что, сынок! Вот куда воля-то ведет!».

Пошатнулись опоры, на которых держатся самодуры в Калинове. Катерина предпочитает смерть горькой жизни в неволе и бросает открытый вызов «темному царству». Варвара и вовсе бежит из дома. И даже робкий Тихон осмелился обвинить мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили».

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского», - писал Добролюбов. Необходимость перемен в общественной жизни страны - главная идея пьесы. Под самодурством революционер-демократ Добролюбов понимал не только семейный деспотизм, но и всю систему общественных отношений в царской Росии, доведенную до крайности. Пьеса Островского «Гроза» и должна была принести обновление в мир человеческих отношений, чтобы навсегда избавить людей от жестокости, деспотизма, грубости и лицемерия.