Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ориентировка на листе бумаги в детском саду. Консультация по математике (старшая группа) на тему: Ориентировка на листе бумаги

Ориентировка на листе бумаги в детском саду. Консультация по математике (старшая группа) на тему: Ориентировка на листе бумаги

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.

5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.

Конспект открытого занятия по психомоторике

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги

Задачи:

Развивать умение выделять углы на листе бумаги, мелкую моторику пальцев, активный словарь

Научить умению двигаться в заданном направлении

Корректировать внимание, межличностные отношения

Воспитывать уважение друг к другу, вежливость

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Кто вспомнит, чем мы занимались на прошлом занятии? (ответы детей)

Сегодня мы будем учиться ориентироваться на листе бумаги

Актуализация знаний учащихся

Чтение стихотворения В. Берестова с последующим разбором.

Стоял человек на развилке дорог

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукой, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

Вопросы:

1.О чем это стихотворение?

2.Для чего нужно знать, где какая сторона?

Объяснение новой темы

Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее.

Где у нас левая рука. Поднимите ее.

Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу?

Педагог - психолог уточняет эти понятия:

Вверху, находятся те предметы, которые находятся в верхней части, на высоте. Назовите предметы, которые находятся на высоте.

Внизу, находятся те предметы, которые находятся в нижней начти чего - нибудь, под чем - нибудь. Назовите предметы, которые находятся внизу.

Знаете ли вы, где находится цент?

Центр - место, одинаково удаленное от краев, концов, т.е. середина. Назовите предметы, которые находятся в центре.

Перед вами белый лист бумаги.

У листа есть края. Это правый, а это левый. Ближе к вам - нижний, а дальше от вас - верхний.

Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол.

Найдите левую сторону листа. На левой стороне -один и другой левый угол. Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол.

Повторяем названия и показываем вместе с детьми.

Физкультминутка

На доске картинка домика. Это домик не простой, он сказочный, в нем будут учиться лесные звери.

Я сейчас расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Медведи предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школы была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построить школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. Заяц просит построить в правом нижнем углу. В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в центре». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.

Молодцы ребята!

Закрепление изученного материала

Сейчас ребята мы посмотрим как вы научились ориентироваться на листочке и находить нужное место.

Задание для самостоятельно работы.

На листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

Наступила весна. Ярко светит солнышко. Выложите солнышко в левом верхнем углу.

Появились первые цветы. Выложите цветок в левом нижнем углу.

Нас это радует. Выложите в верхнем правом углу улыбку.

Прилетели птицы. На середине листа выложите птичку.

Зеленеет травка. Нарисуйте ее по нижнему краю

Плывут по небу облака. Выложите их по верхнему краю листа.

Какой угол остался свободным? Там мы подписываем рисунок.

Проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться.

Итог

Чем мы занимались на занятии?

Вам понравились игры?

Оценивание работы класса и каждого ученика.

Цель: Формирование начальных математических знаний.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
  • Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
  • Закреплять умение называть последовательно дни недели, времена и месяцы года.
  • Закреплять умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточка с изображением квадрата, конверт, карточки с арифметическими знаками, картины для решения задач.

Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, листочки в клетку.

Ход занятия

Воспитатель. - Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый (выставляю на доску картинку Незнайки).

Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к вам за помощью. Вы поможете ему? (Да.)

Тогда начнем наше занятие, а Незнайка посмотрит и поучится у вас.

А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово.

1 задание «Подумай и ответь»

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Назовите 4 времени года?

Какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев? Назовите их.

Назови зимние месяцы.

Какой месяц идет после января?

Сколько дней в неделе?

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Назовите выходные дни.

Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?

Какое число меньше 5 на 1?

Назовите соседей числа 8; 4; 6

Какое число идет за числом 5; 1; 7.

Какое число стоит перед 8; 6; 4.

Воспитатель. Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С» (выставляю её на доске).

Садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да.)

2 задание. «Реши задачи»

А сейчас я предлагаю вам научить Незнайку решать задачи. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ.)

Что такое условие? (это то, что нам известно).

Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам нужно узнать).

Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить или вычесть).

Что такое ответ? (это то, что получилось и известно нам).

1 задача.

Сколько утят купалось в заводи?

Сколько утят вышло на сушу?

Давайте составим про них задачу.

Что говорится об утятах?

(утята плавали в заводи)

Сколько их было сначала?

Сколько утят вышло на берег?

Утят меньше или больше стало плавать?

Если меньше, то что нужно сделать сложить или вычесть?

А какой вопрос в задаче? (сколько осталось плавать утят?)

Теперь давайте составим задачу.

Ребенок. 9 утят плавали в заводи. 1 вышел на берег. Задайте вопрос к задаче.

Ребенок. Сколько утят осталось плавать?

Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (вызванный ребенок выкладывает из цифр пример к задаче 9-1=8).

2 задача. Давайте решим еще задачу. Посмотрите, на доске 2 аквариума. Сколько рыбок в аквариуме слева? Сколько рыбок в аквариуме справа?

Какой в этой задаче можно задать вопрос? (сколько рыбок в 2 аквариумах?)

Кто попробует составить задачу?

Ребенок. В аквариуме слева плавают 4 рыбки, в аквариуме справа плавают 3 рыбки.

Кто задаст вопрос к задаче?

Ребенок. Сколько рыбок плавает в 2-х аквариумах?

А теперь нужно выложить решение цифрами и знаками на доске. А все ребята запишут решение на листочках. Молодцы. Незнайка вам дарит букву «П».

Физкультурная минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка. плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками за колени коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Отдохнули. Проходите на свои места и продолжим помогать Незнайке.

3 задание. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы». Воспитатель уточняет: «Куда вы пойдете в первый день осени? Как называется первый месяц осени?»

У детей карточки со схемами пути от дома до школы.

Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы: «Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.) Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)

Чем можно измерить длину дороги? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем измерять дорогу от дома до школы с помощью условной мерки. Сейчас я напомню вам способ измерения условной меркой. Нужно приложить мерку так, чтобы край мерки и начало дороги совпали. С помощью карандаша проводим линию по противоположному краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии и снова отмечаем карандашом.

А теперь самостоятельно на своей картинке измерьте длину дороги. Сначала измерьте длину дороги до поворота и запишите, сколько раз мерка полностью уложилась на полоску. А затем измерьте длину дороги после поворота, и также запишите в квадрате, сколько раз уложилась мерка после поворота.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой.) Чему равна длина дороги от поворота до школы? Чему равна длина дороги от дома до школы? Как вы узнали длину дороги?» (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)

Молодцы, справились и с этим заданием. Получаете от Незнайки букву «А».

4 задание. Игровое упражнение «Рисуем фигуры».

Воспитатель предлагает детям отгадать, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого дети должны правильно выполнить задание: От точки слева направо проведите линию длиной в три клетки, затем сверху вниз проведите еще одну линию длиной в три клетки, потом проведите справа налево 3 клетки и, наконец, снизу вверх 3 клетки».

Какая фигура получилась? (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата). За это задание вы получаете от Незнайки букву «С».

5 задание. «Слуховой диктант».

Нарисуйте в прямоугольнике:

В правом верхнем углу – квадрат;

В левом нижнем углу – шарик;

В правом нижнем углу – треугольник;

В левом верхнем углу – круг;

В середине - овал.

Где нарисовали шарик? (в левом нижнем углу)

Где нарисовали квадрат? (в правом верхнем углу)

Где нарисовали овал? (в середине прямоугольника).

Все справились с диктантом? Молодцы. Вот вам в подарок буква «И».

6 задание. «Сравни числа и поставь знаки» (работа за столом)

Воспитатель показывает карточки со знаками «>», «<», «=»и уточняет, что они обозначают:

«Птичка клювик повернула

Там, где больше вкусного,

А где меньше – отвернулась,

Ничего не скушала.»

Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число

Раздать детям карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8.

И с этим заданием почти все справились. Вот вам буква «Б»

7 задание. «Соедини точки по картинке» (дети по очереди выходят к доске). И последнее задание выполнили. Получаете в подарок букву «О».

Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают: «СПАСИБО».)

Воспитатель. Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.

Нарисуйте солнышко с улыбкой, если вам понравилось сегодня на занятии и если не понравилось, то солнышко грустное – без улыбки.

Используемая литература:

Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа).

Занятие полностью

Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета. Дети с общим недоразвитием речи мало используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку преимущественно в направлении справа налево и снизу вверх. Данный факт свидетельствует о том, что у детей имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. У детей имеются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, соблюдение полей, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Целью НОД является формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира (ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО первичными задачами ДОУ является развитие и воспитание детей дошкольного возраста, что определило последовательность выдвижения задач для реализации поставленной цели НОД:

Коррекционно-развивающие:
- развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
- формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, потрогал - узнал);
- развитие восприятия и познавательных процессов, познания устойчивости своего тела, развитие двигательных умений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание помогать детям младшего возраста;
Коррекционно-образовательная:
- учить ориентироваться на листе бумаги (справа  слева, вверху  внизу);
- закреплять представление о пространственном расположении правой и левой руки.

Данный конспект НОД основан на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, моделью года, моделью месяца. НОД по теме «Ориентировка на листе бумаги» используется в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР III уровня в первом периоде обучения, октябре месяце.

Предварительная работа: в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя и детей использовать браслеты для маркировки левой руки.

Педагогические технологии. Материал НОД отобран таким образом, чтобы реализация поставленной цели происходила с опорой на разные анализаторы детей:
- зрительный;
- двигательный;
- вестибулярный;
- кожный (тактильный).

А также, чтобы зрительные, тактильные, вестибулярные ощущения и представления у детей возникали в процессе движения.
В ходе НОД широко использовались активные методы обучения:
- проблемные вопросы;
- ситуации выбора;
- сопровождение движения речью;
- опора на прошлый опыт детей.

Цель: Продолжать развивать навыки ориентировки на листе бумаги.

Задачи: закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах развивать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится) , развивать мелкую моторику и воображение.

Нам понадобиться:

2 мышки для доски, тетрадь в крупную клетку, карандаши, распечатка с предметами (картинка в конспекте) , лист половинка А4.

Ребята к нам сегодня пришли необычные гости. Сейчас вы мне сами их назовёте.

Конечно это мышка и не одна, а целых две, и они хотят с нами поиграть.

1. Обратите внимание на доску! Мышки будут от нас убегать, а мы будем отгадывать, где они.

Относительно меня, в каком углу находится серая мышка, белая мышка? (картинки мышек переставляем, в разные углы и середину. Просим детей отвечать полным предложением)

2. А теперь мышки захотели порисовать. (у ребят на столе лежит белый лист бумаги, половинка А4)

Положите лист бумаги вертикально, нарисуйте круг в верхнем правом углу, квадрат в нижнем левом углу, треугольник в нижнем правом углу, нарисуйте прямоугольник в верхнем левом углу, в середине овал. И самое сложное. Будьте внимательны!!! Нарисуйте ромб между прямоугольником и кругом.

Проверьте, правильно ли вы нарисовали. (Показываю образец на доске) Молодцы!

А где же наши мышки? Они опять спрятались. Давайте поищем их на этом листе.

3. Рассмотрим картинки на листке (у каждого ребёнка на столе лежит распечатка)

Что там изображено (предметы которые стоят на полках) Конечно, хитрые мышки спрятались за шкаф с полками. Давайте рассмотрим предметы, которые стоят на полках.

Найди и назови предмет: крайний слева на верхней полке, крайний справа на нижней полке, крайний слева на средней полке, между ведром и утюгом, справа от вазы, слева от матрёшки. Расскажи, как расположены остальные предметы.

А теперь представим что мы кошки, которые хотят поймать этих мышек. Встаём на физ минутку.

ХВОСТАТАЯ ЗАРЯДКА

Раз, два, три, четыре, пять –

Брысь зарядку выполнять! –

Промяукал мне спросонок

Непоседливый котёнок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Лапы нужно выставлять –

То назад, а то вперёд…

Каждой лапе – свой черёд.

Раз, два, три, четыре, пять –

Головой пора кивать –

Вправо-влево, влево-вправо –

Шея двигается браво!

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем хвостиком вилять.

У кого же нет хвоста,

Приседает он до ста!

… Шутка… Лишь до десяти

Шустро бёдрами крути.

Покрутили? Вот сейчас

Приседаем сотню раз.

…Шутка… Только лишь десяток…

Спорт полезен для котяток!

Ну вот! Мышки испугались кошек и убежали. А куда, сейчас мы это узнаем. Взяли зелёные тетради (дети достают тетради в крупную клетку) . Открыли на второй странице. Поставили карандаш на точку и, не отрывая руки, слушаем и следуем моим инструкциям.

Да, мышки пришли домой! Дорисовываем дом, крышу, окно, дверь. И можно раскрасить.

Понравилось вам играть с мышками?

Молодцы вы хорошо работали.