Орган – это клавишно-духовой музыкальный инструмент. Орган считается царем музыкальных инструментов. Трудно найти такой же огромный, сложный, богатый звуковыми красками инструмент.
Орган является одним из древнейших инструментов. Его предками считаются волынка и деревянная флейта Пана. В старейших летописях Греции третьего века до нашей эры есть упоминая о водном органе – гидравлосе. Водным он называется потому, что воздух в него подавался в трубы с помощью водяного насоса. Он мог издавать необычайно громкие, пронзительные звуки, поэтому его использовали греки и римляне на скачках, во время цирковых представлений, одним словом, там, где собиралось большое количество людей.
Уже в первые века нашей эры водяной насос сменили кожаные меха, которые нагнетали воздух в трубы. В 7 веке нашей эры по разрешению Папы Римского Виталиана органы начали использовать для богослужений в католической церкви. Но играли на них только в определенные праздники, так как звучал орган очень громко и звук его не был мягким. Спустя 500 лет органы начали распространяться по всей Европе. Изменился и внешний вид инструмента: стало больше труб, появилась клавиатура (раньше клавиши заменяли широкие деревянные пластины).
В 17 и 18 веках органы строились практически во всех крупных соборах Европы. Композиторы создали огромное количество произведений для этого инструмента. Помимо духовной музыки для органа начали писать целые концерты светской музыки. Органы стали усовершенствовать.
Вершиной «органостроения» стал инструмент с 33 112 трубами и семью клавиатурами. Такой орган был построен в Америке в Атлантик-Сити, но играть на нем было очень сложно, поэтому он остался единственным в своем роде «королем органов», больше никто не пытался построить такой большой инструмент.
Процесс появления звука в органе очень сложен. На кафедре органа располагаются клавиатуры двух типов: ручные (их от 1 до 5) и ножная. Кроме клавиатур, на кафедре есть регистровые рукоятки, при помощи которых музыкант выбирает тембр звуков. Воздушный насос нагнетает воздух, педали открывают клапана определенного блока труб, а клавиши открывают клапана отдельных труб.
Трубы органа делятся на язычковые и лабиальные. Воздух проходит через трубу, заставляя колебаться язычок – таким образом возникает звук. В лабиальных трубах звук возникает потому, что под напором воздух проходит через отверстия в верхней и нижней части трубы. Сами трубы изготавливают из металла (свинца, олова, меди) или из дерева. Органная труба может издавать звук только определенной высоты, тембра и силы. Трубы объединяются в ряды, которые называются регистрами. Среднее количество труб в органе – 10 000.
Нужно заметить, что трубы, в сплаве которых большое количество свинца, со временем деформируются. Из-за этого звучание органа становится хуже. Такие трубы имеют, как правило, голубой оттенок.
Качество звучание зависит от присадок, которые добавлены в сплав труб органа. Это сурьма, серебро, медь, латунь, цинк.
Трубы органа имеют разную форму. Они бывают открытыми и закрытыми. Открытые трубы позволяют извлекать громкий звук, закрытые звук приглушают. Если труба расширяется кверху, то звук будет чистым и открытым, а если сужается, то звук сжатый и таинственный. На качество звука влияет и диаметр труб. Трубы с небольшим диаметром издают напряженные звуки, трубы с большим диаметром – открытые и мягкие звуки.
Орган – воплощение грандиозности и величия, его справедливо называют «королем» в мире музыки. Это единственный инструмент, резонатором которого зачастую служит само помещение, а не деревянный корпус. Его ближайшими родственника являются не фортепиано и рояль, как может показаться, а флейта и баян.
Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.
Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.
Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.
Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.
Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.
Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.
Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».
А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.
Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента.
Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.
Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш.
Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.
В переводе с древнегреческого «organum» означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».
Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.
Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.
Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.
Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.
Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие.
Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.
В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.
В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:
Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст. В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.
Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.
Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.
Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.
Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.
По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.
Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом .
Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.
Зародыш органа можно видеть в , а также в . Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis - «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок ; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута - ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута - ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов - ноты звучат как пишутся, в 16 футов - ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута - ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2-4) ; называются они мануалами . Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4-5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром .
Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).
Все регистры распадаются на две категории:
Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах - в ключах и как для . Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века - только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган - портатив.
Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.
Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:
Копула - механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.
4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.
Жалюзи - прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю.
Орган нередко соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Также существуют электрические (электронные) органы, например, Hammond .
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл
Макс Регер
Винцент Любек
Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман
Доминико Циполи
Сезар Франк
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Орган – уникальный музыкальный инструмент, имеющий давнюю историю. Про орган можно говорить только в превосходных степенях: самый большой по размеру, самый мощный по силе звука, с самым широким диапазоном звучания и огромным богатством тембров. Именно поэтому его называют «королем музыкальных инструментов».
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения.
Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.