Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Может ли ип открыть музей. Бизнес-план открытия музея

Может ли ип открыть музей. Бизнес-план открытия музея

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Преимущества и недостатки открытия музея

Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.

Преимущества Недостатки
Простота открытия Высокие арендные платежи за помещение в центре города
Не требует наличия большого количества персонала Наличие экспертных знаний при составлении коллекции
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00

Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»

Форма организации бизнеса Преимущества использования Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель ) Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью ) Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС 26%, тогда как для других видов деятельности 34%.

Как открыть музей с нуля?

В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук «Экспериментаниум» Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей «Винзавод» в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов. Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства «Гараж» и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей «Космонавтики», а рядом с зоопарком «Московский планетарий». Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. «Международный музей и исследовательский центр НЛО» (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) — был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. «Музей Star Wars» — музей любителей и поклонников культового фильма «Звездные войны».
  3. «Музей Советских игровых автоматов» — для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. «Музей плохого искусства» (США, штат Массачусетс) — собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. «Музей бокса» — ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу : фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея ~1200 000 руб. (мебель ~200 000 руб., ~стеллажи 100 000 руб., витрины ~100 000 руб., отделка и ремонт помещения ~400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция ~500 000 руб.).

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Финансовые показатели бизнеса

Основное время посещения музея — это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб., можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет ~500 000 руб., чистая прибыль за вычетом постоянных затрат ~100 000 руб.

Оценка привлекательности бизнеса журналом сайт

Рентабельность бизнеса




(3.0 из 5)

Привлекательность бизнеса







3.3

Окупаемость проекта




(3.0 из 5)
Простота создания бизнеса




(3.8 из 5)
Открытие частного музей как бизнес будет успешно только при ориентации на конкретную целевую аудиторию (поклонники Star Wars, спортсмены боксеры, рожденные в СССР и т.д.) и четкое понимание, что им может быть интересно и что волновать в создаваемой коллекции. Второй важный аспект это месторасположение музея, рекомендуется его располагаться в центре города в местах скопления отдыхающих людей и туристов. Срок окупаемости первоначальных затрат ~1.5-3 года в зависимости от размера целевой аудитории.

В этом материале:

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

Начальные вложения:

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.


* В расчетах используются средние данные по России

Открытие своего частного музея малому количеству людей кажется перспективным начинанием, всё-таки поход в подобное учреждение немногими воспринимается как интересный вид досуга. Однако спрос всё-таки имеется, и если правильно выбрать тематику своего музея и правильно организовать его, то можно рассчитывать на неплохую прибыль. Причём вариантов развития тут существует огромное множество, предприниматель может работать в разных форматах, предлагать своим посетителям нечто уникальное, а многообразие тем позволяет занять ту нишу, которой ещё никто не занимается. Хороший музей может быть популярен и приносить доход абсолютно везде – и в малых населённых пунктах, и в больших городах, особенно удобно заниматься подобным бизнесом в исторически значимых местах. Учитывая некоторые особенности ведения такого рода бизнеса, можно начать дело, которое будет приносить стабильный и достаточно высокий доход. При этом для многих предпринимателей подобное дело становится интересным начинанием, потому что позволяет заниматься именно тем, чему он посвятил свою жизнь.

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане..

Для начала вообще нужно изучить рынок, чтобы определить, что именно интересно населению. При работе в курортных или просто популярных у туристов городах стоит ориентироваться даже не на местное население, а именно на приезжих, тут существует масса возможностей. Определение тематики музея – самый сложный этап, тут предпринимателю приходится заниматься полноценным исследованием, потому что в случае неудачного выбора нельзя будет говорить даже о покрытии расходов, не говоря уже об извлечении прибыли. Что касается конкурентов, то вряд ли они существенно скажутся на ведение своего бизнеса, потому что создавать два музей одной и той же тематики никто не станет, а люди всегда при выборе музея идут именно туда, куда им самим интересно, тут маркетинговая кампания вряд ли как-то скажется на их выборе. Однако есть музеи, которые как раз пытаются привлекать своих посетителей за счёт чего-то нового и необычного, это, конечно, чаще всего музеи в туристских городах, потому что трудно привлекать местное население на выставку какой-то слишком уж необычной коллекции постоянно. А вот туристы с радостью посетят не только исторические достопримечательности, но и весьма необычный музей. В целом, узнав, что интересно людям и убедившись, что будет достаточно людей в качестве посетителей, можно начинать открытие своего музея.

Важный момент – процесс регистрации. По своей сути у предпринимателя один выход – регистрировать юридическое лицо, чтобы зарабатывать прибыль на предоставлении услуг, а его музей будет просто как развлекательное и культурно-досуговое учреждение. Процесс регистрации юридического лица стандартный, каких-то специальных условий тут не предусмотрено. Но если он не ставит своей целью извлечение прибыли, то он может зарегистрировать некоммерческую организацию, которая станет автономным учреждением. Получить статус музея, который позволяет обращаться в Министерство культуры за какими-либо субсидиями и поддержкой, достаточно сложно, обычно частные коммерческие организации ими не становятся. Но в любом случае заявка передаётся как раз в Министерство культуры, и там уже оценивается ценность коллекции и значимость её как культурного достояния, а также оценивается состояние самого музея. В общем, здесь и идёт различие, коммерческие музеи чаще всего собирают такую коллекцию, которая вряд ли имеет значение для Министерства культуры, а более «традиционные» музеи почти всегда являются НКО.

Отдельный разговор в случае, если предприниматель располагает предметами важного культурного и исторического значения, если они действительно находятся в частной коллекции, то Министерство культуры будет заинтересовано в том, чтобы эти экспонаты были выставлены, но арендовать предметы такого рода будет очень трудно. Это на случай, если предприниматель предполагает возможность аренды каких-то ценных вещей в других музеях или иных учреждениях. В целом, с юридической точки зрения ограничений на ведение своей деятельности нет, главное (в случае коммерческой организации) – платить налоги, но в той или иной степени исторический музей в любом случае по многим вопросам вынужден обращаться в Министерство культуры по своему району. Поэтому перед началом работы есть смысл обратиться туда, чтобы узнать о имеющихся в регионе требованиях и каких-то положениях, потому что, к примеру, может быть ограничение на пользование какими-либо предметами, добытыми во время даже частной археологической экспедиции, это может быть, к примеру, в случае, если раскопки проходили на территории ведения боевых действий в прошлом.

Следующий момент – поиск помещения для своей работы. Тут имеется множество вариантов, но они зависят, как раз, от выбранного формата работы. Некоторые частные музеи и вовсе располагаются в домах или квартирах своих основателей, но это скорее мелкие музеи, которые интересны только небольшой группе единомышленников. Для нормального музея нужен хотя бы один выставочный зал размером примерно в 100 м 2 . Правда, есть и более мелкие залы, и значительно более крупные, музеи вообще бывают очень и очень разными. Важным моментом может быть именно местоположение в городе, оптимально, конечно, располагаться в центре, но там и стоимость аренды будет очень высокой. 100 м 2 обходиться будут в 70 тысяч рублей в месяц в среднем, но это очень грубый показатель, в крупных городах этих денег будет недостаточно, в небольшом населённом пункте, наоборот, удастся сэкономить. При работе в меньшем помещении, конечно, и экономия будет более значительной. Вообще музей в этом плане достаточно сложное начинание, потому что в некоторых случаях наблюдается сезонность (например, в туристских городах), да и не каждый месяц поток посетителей равный, а сумма аренды постоянно, и её нужно вносить без задержек.

Вообще лучше иметь резервный фонд денежных средств, чтобы хотя бы на полгода вперёд иметь возможность оплачивать аренду без риска остаться без помещения. При 70 тысяч рублей за аренду такой фонд составит 420 тысяч рублей. За полгода будет хотя бы сделана работа по привлечению посетителей, после чего риски снизятся. А музей, который подвержен сезонности, и вовсе должен на год вперёд планировать свой бюджет. Некоторые предприниматели, кстати, находят временные места для размещения своих экспозиций, благодаря чему могут вообще несколько месяцев не заниматься этой деятельностью, но и не платить за аренду. К примеру, можно договориться с уже работающим музеем об открытии своей выставки только на летние месяцы. Тут уже нужно изучать возможности, чтобы найти оптимальный выход из своей ситуации.

Вообще, если было принято решение об открытии музея, то уже наверняка у организаторов имеются какие-то экспонаты, то есть готова в той или иной степени выставка. В крайнем случае, уже принято решение именно о том, что и где покупать. Тут нужно сказать, что стоимость экспонатов может быть очень разной. Это могут быть и находки студентов-археологов, которые продали их за символическую сумму, это могут быть и вещи, изготовленные предпринимателем самостоятельно (некоторые люди, которые увлекаются каким-либо видом творчества, впоследствии задумываются о том, чтобы открыть музей своих поделок, и некоторым это удаётся), а также это могут быть и настоящие произведения искусства, антиквариат, вещи, имеющие огромную историческую ценность – такие экспозиции могут оцениваться в миллионы долларов. То есть назвать даже приблизительную стоимость закупки экспонатов нельзя, диапазон очень и очень широкий, фактически от «бесплатно» до «астрономические суммы». Всё зависит от того, чем именно заниматься. И, конечно, нужно учитывать, каких размеров будет экспозиция, и вообще, сколько их будет в одном музее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Также нужно позаботиться о том, чтобы правильно обустроить свои залы. Для этого потребуется закупить соответствующее оборудование. Вообще размещение экспонатов в музеях может требовать приобретение несколько необычного оборудования (к примеру, стоек для доспехов), но мы рассмотрим обычные стеллажи и витрины. Делаются они обычно из простых материалов, но иногда нужна повышенная степень защиты, если дело приходится иметь с ценными экземплярами, то есть когда есть вероятность кражи. Конечно, простой краеведческий музей вряд ли нуждается в сложной и дорогой охранной системе, но вот в некоторых случаях это критически необходимо. Стоимость стеллажа длиной 4-5 метров составляет 30-40 тысяч рублей, небольшие витрины в 1,5-2 раза дешевле, то есть один среднестатистический музейный зал можно оборудовать мебелью за 200-300 тысяч рублей. Конечно, и тут существует множество вариантов, немало зависит от самих экспонатов, иногда и вовсе не приходится приобретать что-то дороже простого стола. Дополнительно устанавливается охранный комплекс, для этого можно обратиться в специализированную частную охранную организацию, которая сможет за сумму примерно в 50 тысяч рублей подключить систему охраны, но в дальнейшем придётся платить за обеспечение охраны. Здесь также многое зависит от сложности системы, от уровня безопасности, рассчитывать нужно на сумму от 5 тысяч рублей. Для охраны больших музеев сумма будет в несколько раз больше. Отдельной статьёй расходов станет создание дизайнерского проекта, если это, конечно, целесообразно при создании музея. Некоторые подобные учреждения действительно обустраиваются в соответствии с какой-либо тематикой, поэтому есть смысл обратиться в специализированную контору, которая выполняет такие работы. Стоимость дизайнерского проекта (его разработки) составляет примерно одну тысячу рублей за квадратный метр помещения (при учёте, что размер составляет 100 м 2 , то есть если это большое помещение, в ином случае – в 1,5-2 раза больше). Таким образом, нужно ещё около 100 тысяч рублей на дизайнерский проект.

Также стоит задуматься о том, кто именно будет работать в музее. Нужно отметить, что малое учреждение вполне в состоянии обслуживать и сам предприниматель, но вот если в музее есть огромное количество экспонатов, а также многие из них являются ценными, то стоит привлекать специальных сотрудников. Хорошо, если у них уже есть опыт работы на подобных должностях, многие музейные работники, проработавшие в государственных учреждениях, почти наверняка заинтересуются более высоким уровнем зарплат, который им может предложить частный музей. Для обслуживания среднего музея будет достаточно штата сотрудников из 4-5 человек, величина заработной платы одного человека тут лежит в пределах 20 тысяч рублей для среднего города. Конечно, в крупных населённых пунктах придётся платить людям несколько больше. По сути, сам предприниматель также может продолжать принимать участие в работе музея, особенно если он формирует коллекцию, которая ему самому интересна. Тут нужен будет человек, ответственный за экспонаты, их учёт и ведение, администратор, а также в некоторых случаях экскурсовод. Иногда дополнительно привлекается дешёвая рабочая сила для организации выставок; это нужно, к примеру, при работе с большими картинами или тяжёлыми скульптурами. Таким образом, фонд заработной платы составляет примерно 100 тысяч рублей в месяц, но эта цифра касается только действительно больших музеев, в которые ходит немало людей. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли, лучше передать на аутсорсинг, сюда можно отнести уже упомянутую охранную деятельность, а также ведение бухгалтерии. Заниматься вопросами урегулирования отношений с Министерством культуры должен либо дополнительный знающий человек, либо сам предприниматель, но даже специалиста со стороны не обязательно брать в штат, а обращаться к нему только в случае необходимости.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Теперь несколько более подробно остановимся на возможных форматах работы. Самый простой пример – обычный исторических или ему подобный музей, который интересен в большинстве своём определённой группе лиц, однако «общекультурные» учреждения нередко принимают целые школьные классы или даже студенческие группы, если их экспонаты состоят из объектов исследования определённой области науки. Тут уже люди ходят в музей ради просветительства (а в случае школьников – нередко просто в добровольно-принудительном порядке). Поэтому при организации музея такого рода стоит начать сотрудничество с учебными учреждениями, предлагая скидку на массовые походы. От этого предприниматель только выигрывает, потому что скидка на билеты не влияет на уровень дохода, ведь приходит одновременно много человек. Однако наиболее интересны школьникам, студентами и их преподавателям именно зарегистрированные музеи, которыми, как уже было замечено, чаще всего становятся некоммерческие предприятия.

Иной формат работы – это музеи необычной тематики, в мире существует огромное количество подобных мелких учреждений, которые собирают непонятные простому обывателю вещи. Самый банальный пример – музей вещей знаменитостей. Тут всё определяется фантазией основателя, однако самый большой риск в этом направлении – не найти аудиторию. С другой стороны, есть примеры музеев такого формата, в которые едут люди со всего мира. Стоимость билета в такие учреждения обычно на порядок дороже, чем билета в простой музей, хотя устанавливать такую цену может лишь известное учреждение. Следующая категория – музеи, рассчитанные на туристов, это как раз учреждения, которые больше всего зависят от сезона, зато могут в особых случаях заработать за пару месяцев в разы больше, чем обычный музей. Обычно эти музеи посвящены истории города, его архитектуре, искусству, каким-то событиям, происходившим в жизни города. Понятно, что успешным будет такой музей только в городе, который изначально интересен туристам. И отдельной категорией есть музеи, которые посвящены какому-то необычному направлению, которым увлекается сам организатор. Отличает такие музеи то, что большинство экспонатов – это продукт творческой мысли самого владельца музеев, такие учреждения как раз и начинаются с выставок в собственной квартире или доме. Это также может быть что угодно, но здесь нужно быть точно уверенным, что будет достаточно единомышленников, чтобы зарабатывать на этом. Дополнительную (а иногда и основную или даже единственную) статью доходов составляет продажа сделанных вещей; продажей экспонатов, в общем-то, может заниматься любой музей.

Таким образом, стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оценке и высчитывается всегда индивидуально) за сумму около одного миллиона рублей с учётом резервных средств на поддержание работы в первые месяцы. Величина ежемесячных расходов составляет 200 тысяч рублей, и нужно отметить, что это очень большой показатель. Чтобы покрывать расходы, нужно содержать хотя бы страницу в интернете о своём музее, а для этого нужно вложить ещё дополнительно хотя бы 50 тысяч. Стоимость билета в музей начинается от 50 рублей (но даже не в такой, какой здесь описан, а гораздо более простой), средняя стоимость – 300 рублей. Таким образом, для покрытия расходов придётся привлекать ежемесячно почти 670 человек, или около 30 человек в сутки (учитывается рабочий месяц с 22 днями).

Для музея, который находится в относительно большом населённом пункте и имеет налаженное сотрудничество со школами и прочими учебными учреждениями, это вполне реально; для музеев другого формата и иного способа привлечения клиентов этот показатель может быть очень большим, невыполнимым. В связи с этим многие коммерческие музеи располагаются на малых площадях и обслуживаются одним человеком. Но популярное место всегда имеет своих посетителей, только нужно понимать, что пройдёт несколько месяцев тяжёлой работы, прежде чем станет много клиентов в открытом музее. Этот бизнес очень сложный, и подходит определённо тем, кто сам увлечён той или иной областью и готов развивать интерес к ней.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Матиас Лауданум
(c)

Не так давно я ездил в Ярославль — город, который является частью «Золотого кольца» нашей страны.
Был там, в музее «Музыка и Время». Директор этого музея Д.Мостовский, просто великолепный цирковой артист, с самых малых лет собирал колокольчики. Над ним все смеялись, называли его дураком, идиотом и т.д. Никто не хотел понимать увлечения человека. Даже его жена и то не разделяла его взглядов. Так и говорила: «Не верь людям, которые над тобой смеются из-за колокольчиков, просто они не знают, что ты от рождения дурак».
Время шло, коллекция колокольчиков росла — это и поддужные колокольчики с надписями «Возьми меня подари меня», и бубенцы с которыми тройки ездили и т.д..

Одновременно с коллекцией колокольчиков стала появляться постепенно коллекция часов… Часы, надо сказать, необычные. Например, к напольным часам немецкой фирмы Sauer имеется в наличии 30 разных мелодий. На восстановление каждого экземпляра уходило от трёх до пяти лет. Каждые часы — это время, каждое время — это секунда, каждая секунда — это мгновение истории, да к тому же ещё и судьба владельца.

Одни часы переводил сам А.П.Чехов, другие часы переводил Ф.И.Шаляпин. Человек, оставшись на пенсии после увольнения из Цирка, начал задумываться над тем, как жить дальше и в его голову пришла мысль о создании частного музея не подвластного государству. Он тут же ухватился за неё, и начал реализовывать.

Первое, что он сделал, это приобрёл уже полузапущенный дом местного купца, разместил на трёх этажах свою коллекцию.

Ему никто не верил, что он сможет поднять на ноги этот дом, все говорили «Да зачем тебе он — не лезь туда». Вопреки всем возгласам он всё-таки купил его, восстановил. И получает с него прибыль. Но, как и везде ему приходится торговать всякой мелочью, сувенирами — это составляет его основной доход.

Но самое интересное, что он делает, это на прощание перед уходом группы играет на шарманке, и люди оставляют ему кто сколько сможет. Его доход настолько велик, что на данный момент он купил в Германии Орган и восстанавливает специально для него отдельное строение возле своего музея. Через пять лет люди будут гулять по парку и слушать И.С.Баха.

Инструкция

Подумайте, для чего вы собираетесь создать музей. От цели будет зависеть форма вашей дальнейшей деятельности. Возможно, вы хотите рассказать вашим землякам и гостям вашего города о ваших ценностях, показать им интересные экспонаты, рассказать историю ваших мест. Может быть, вы предполагаете в дальнейшем создать клуб единомышленников. Кстати, эти две цели могут и объединиться. Нет ничего плохого и в том, чтобы заработать - но тогда это должен быть уникальный музей.

Решите, кто будет работать в вашем музее. Есть небольшие частные музеи, где владелец является одновременно и директором, и главным хранителем, и экскурсоводом, и куратором выставок. Какое-то время существование возможно. Но неизбежно наступит момент, когда потребуется разделить обязанности. В музее должно быть четыре-пять сотрудников. Главный хранитель должен следить за экспонатами, знать, что нужно отреставрировать, что необходимо приобрести для пополнения экспозиции. Вам может понадобиться и бухгалтер, и уборщица. Вряд ли вы сможете все это сделать своими силами. Очень хорошо, если вам помогут члены вашей семьи.

Решите, как вы будете организовывать . У школьного и муниципального музея есть определенные часы работы. В частном музее, находящемся в квартире или на даче, система работы может быть и иной. Об экскурсиях надо заранее договариваться по телефону с экскурсоводом. Это особенно важно, если музей находится не на центральной улице, а экскурсанты приезжают издалека и нужно их на .

Обратите внимание

Лучше, если вы сумеете найти постоянный источник финансирования. Даже на первых порах, пока у вас еще нет своего штата, понадобится содержать в порядке помещения и пополнять фонды. Если найдется бизнесмен, чьи интересы совпадают с вашими - это будет идеальный вариант.

Очень полезно доказать необходимость открытия музея руководителю отдела культуры. Если это получится, вы сможете получить помещение на условиях льготной аренды в каком-либо из муниципальных зданий.

Полезный совет

Создавая некоммерческий музей в школе, позаботьтесь о подготовке экскурсоводов. Занятия придется проводить вам вместе с учителем истории. Старший школьник может быть и куратором выставок, и даже главным хранителем.

Для муниципального музея нужен весь комплект учредительных документов. Он обычно имеется в отделе культуры.

Связанная статья

Если вы собрали коллекцию, которая может представлять историческую ценность или интерес для других людей, вы можете открыть собственное дело, показать миру свое увлечение, найти единомышленников, словом, организовать музей. Дело это хлопотное, но интересное и перспективное.

Инструкция

Но для успешного развития и функционирования этого бизнеса, недостаточно только наличия материала. Здесь нужно будет выполнить ряд процедур, похожих на те, которые необходимы при открытии любой фирмы. То есть вы должны подумать об источниках финансирования, о кадрах, об удачном местоположении музея и много .

Так вот, если с экспонатами вопрос решен, то следующим этапом подумайте о помещении. Конечно, лучше всего, если будет в собственности, нежели чем в аренде, ведь аренда – дело непостоянное, к тому же растущие цены на аренду зданий могут негативно влиять на развитие вашего бизнеса. Если у вас нет финансовой возможности самому купить помещение, то задумайтесь о поиске спонсора, возможно, это будет крупная , владеющая зданием и согласная расположить у себя ваш . Также попробуйте получить в аренду на более приемлемых условиях здание у муниципальных властей.

Теперь задумайтесь о формировании штата. Минимальный – бухгалтер, сотрудник, который будет наблюдать за состоянием экспонатов, компьютерщик. Который будет продвигать сайт вашего музея в сети, экскурсовод (по возможности со знанием иностранного языка) и уборщица.

Конечно, для того чтобы музей успешно функционировал и приносил прибыль, он должен постоянно , экспонаты должны пополняться.
В масса примеров таких вот оригинальных частных музеев, к примеру, музей телефонов Боба Ридделла, музей обуви Марикина, музей волос Лейлы и множество других. Это и есть того, как люди смогли сделать свой бизнес на своем увлечении.

Видео по теме

Многие люди увлекаются коллекционированием. У некоторых интерес к собирательству, возникший в детстве, не угасает с возрастом. Если вы можете похвастаться коллекцией предметов, которые могут быть интересны другим людям и у вас есть желание пополнять ее новыми предметами и рассказать о своем увлечении окружающим, открытие собственного музея поможет в этом, позволит найти единомышленников по интересам и даже заработать при помощи своего увлечения.

Инструкция