Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конспект и презентация для начяальных классов "Сочинение по картине В. Васнецова "Богатыри""

Конспект и презентация для начяальных классов "Сочинение по картине В. Васнецова "Богатыри""







  • Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?
  • Что мы знаем об Илье Муромце из былин?
  • Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской?
  • Во имя чего он их совершает?
  • Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?
  • Какие детали портрета раскрывают облик героя?

Какими красками написан Илья Муромец и почему?

Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца.

Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?


  • Как нарисовал Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича?
  • Что вы знаете о нем из былин?

Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь-герой, сын богатого гостя (купца) рязанского.

Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыгой (Батыем).

Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха.

Добрыня нарисован по правую руку от Ильи.

Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль.

Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином.

Фигура богатыря написана в ярких тонах: зеленых, красных, золотых – любимых народных цветах

Одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах.


  • Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович?
  • Что вы знаете о нем из былин?

Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского»; он молод, но победил злого Тугарина Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской, действует против врага находчивостью и хитростью.

Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен щегольски, у седла висят гусли.

Конь Алеши легкий на бегу, выносливый как и хозяин.



  • Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?

(небо облачное, осеннее; гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырским коням)

  • Какие еще названия можно дать картине?
  • Что роднит полотно Васнецова с былинами?

(проникнуты верой в силу и величие России, близка патриотическим чувством, нам особенно дороги защитники русской земли, справедливые стражи народного покоя)


  • Великий русский художник.
  • История создания картины.
  • Эпоха, отраженная в ней.
  • Герои васнецовского полотна (внешний вид, выражение лица, поза, характер богатырей)
  • Главная мысль картины.

Цели урока:

1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины

2. Отрабатывать навык работы в группе

3. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина

4. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление

5. Развивать познавательные умения (составление плана пересказа текста)

6. Развивать познавательно-информационную комтентность

7. Развивать художественную культуру

8. Воспитывать патриотизм

Оборудование: мультимедийное оборудование, опорные карточки, презентация (Приложение 1), запись симфонии №2 А.П. Бородина (Приложение 3).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина (слайд №1) :

Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!

II. Эмоциональный настрой

Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

(О богатырях)

Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

Сейчас я предлагаю поиграть в ассоциации. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей. (Схема вычерчивается учителем на доске.)

На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. Назовите, пожалуйста, имена богатырей.

(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

Какова центральная идея, проходящая через былины?

(Идея защиты Русской земли)

Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

Эти величественные образы в своё время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы попробуем создать словесное описание этого творения. (слайды №2,3)

III. Рассказ об истории создания картины

Виктор Михайлович Васнецов - замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.

Ещё одно распространённое название картины - «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным - «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

IV. Организация работы в группах

Для дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:

  • Илья Муромец (1ряд)
  • Добрыня Никитич (2 ряд)
  • Алёша Попович (3 ряд)

Каждая из групп получает опорные карточки следующего содержания:

1) Возраст богатыря

2) Расположение на картине

3) Выражение лица

5) Доспехи

В итоге команде необходимо будет представить описание того богатыря, именем которого она названа.

V. Работа над содержанием картины

Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)

Определите кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.

(Илья Муромец (слайд № 4,5) старший из богатырей, находится в центре.
У него спокойное мужественное лицо . Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой же свешивается палица, виден колчан со стрелами. Илья зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

Теперь послушайте, что говорится в былине об Илье Муромце:

На заставе был богатырь Илья
Илья Муромец, сын Иванович,
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёю лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…

Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.

(Добрыня Никитич (слайд № 6,7) порывист , быстр, скор , благороден . У него светлые волосы, удлиненный нос, полные губы. Богатырь готов нестись в бой в любую минуту . Он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага.
И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места.
Одет Добрыня богаче других богатырей.)

Сейчас обратимся к былинному описанию богатыря:

“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”

Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.

(Он молод и красив , смел и отважен , весел и лукав , способен развлечь всех песнею , но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. (слайды № 8,9 ))

Что же говорит былина о богатыре?

А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

- А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря. (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)

VI. Описание природы (слайд №10)

На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль. А все вместе эти детали заставляют нас почувствовать мощь богатырскую.

VII. Рефлексия

Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович своей картиной?

(Васнецов прославляет защитников России.
Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.)

VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд №11)

1. О художнике, создавшем картину.

2. Описание богатырей.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

5. Что хотел сказать В.М. Васнецов своей картиной?

IX. Устное описание картины

По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.

X. Домашнее задание

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине Васнецова В.М. «Богатыри»

План Художник, создавший картину. Три богатыря (выражения лиц, одежда, позы). Русское раздолье (природа на картине). Идея картины (Что хотел сказать художник своей картиной?) Мысли и чувства, которые вызывает у меня картина

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. Написал много картин на тему народных сказаний, былин, сказок. «Богатыри» его любимая картина. Два десятилетия шёл художник к этой картине. Тема русский богатырей давно интересовала его. Художник изучал историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами оружия и одежды наших предков. «Я только Русью жил»,- говорил о себе художник.

«Богатыри» 1881-1898 год

Илья Муромец – старший из богатырей, находится в центре картины. Лицо мужественное, спокойное, уже не молод, глаза мудрые. Зорко он всматривается вдаль, глядит из-под руки. В руках у него железная палица, щит и копьё. Под ним богатырский конь, чёрный как смоль (вороной), спокойно стоит, ждёт приказа

По левую руку на белом коне Добрыня Никитич. Кудри русые вьются кольцами, глаза зоркие, соколиные. Пристально вглядывается Добрыня вдаль. Его конь быстр, скор, готов нестись в бой в любую минуту. На Добрыне богатое снаряжение, видно, что он из знатного рода. На голове остроконечный шлем. В руках у него тяжёлый меч, красный щит с узорами.

По правую руку – самый молодой красивый и смелый Алёша Попович. Смелый, отважный. И песней способен всех развлечь, и в силе не уступает. Полон решимости не пропустить врага. Берёт врага хитростью и находчивостью. Лук, стрелы и гусли к седлу приторочены.

Природа на картине За спиной богатырей: грозовые тучи тёмные холмы Впереди: степь широкая На картине: тёмные краски (чувство тревоги, беспокойства и настороженности) не затаился ли поблизости враг полны решимости

Что хотел сказать художник своей картиной? Какие сильные духом и телом люди стоят на страже нашей Родины Ничего им не страшно Нет такой силы, которая могла бы одолеть силу богатырскую

Мысли и чувства, которые вызывает у меня эта картина: Когда я смотрю на эту картину… Картина вызывает… Эта картина заставляет нас… Глядишь на картину и веришь… Гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие русской земли,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по подготовке к написанию сочинения по картине Васнецова В.М. "Богатыри".

Внеклассное мероприятие помогает учителю уйти от шаблонов написания, учит учеников мыслить творчески....






17 лет посвятил В.М. Васнецов картине «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, знакомился в музеях с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Как художник готовился написать главную картину своей жизни?






В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - исполнен "благости, великодушия и добродушия". В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье.




Богатырь справа, самый младший, Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа- парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.




Третий богатырь - Добрыня Никитич. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.










Художник изобразил богатыри защитники спокойное, мужественное лицо; зорко всматривается вдаль; пристальный взгляд; молод и красив, смел и отважен, весел; может стрелу ловко и быстро пустить; способен всех песнею развлечь; смотрит с усмешкою, без страха; глаза зоркие, соколиные; силён, ловок; быстр, скор, нетерпелив; ноздри раздувает – врага чует; спокойно ждёт приказа; сильный, мощный щит каменьями украшен удивление гордость восхищение любовь уважение благодарность