Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История франции жюль мишле читать. Мишле жюль - биография

История франции жюль мишле читать. Мишле жюль - биография

Жюль Мишле (фр. Jules Michelet; 21 августа 1798 (17980821), Париж — 9 февраля 1874, Йер, департамент Вар, Франция) — французский историк и публицист, представитель романтической историографии, автор глубоко субъективных трактатов об истории, обществе и природе, написанных ярким, взволнованным языком.

Родился в небогатой семье, которую он сам называл «крестьянской». Отец его переселился в Париж и существовал за счёт доходов от основанной им типографии.

Пока при Первой республике печать пользовалась относительной свободой, дела типографии процветали, но с установлением Империи семье Мишле пришлось испытать горе и нужду; бедственное положение её дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний Жюль сами должны были исполнять типографскую работу.

Понятно, что в таких условиях обучение молодого Мишле было сопряжено с трудностями; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него Мишле наследовал восхищение революцией.

Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещён в детстве) вызвала в нём книга «О подражании Христу». На последние средства родители поместили Мишле в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу Жюлю ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нём дарование, особенно литературное.

В 1821 году он стал учителем в коллегии Sainte-Barbe, где почти против своего желания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняя литература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху и идее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико; сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им «Precis de l’histoire moderne» доставили ему литературную известность, и в 1827 году он получил место профессора философии и истории в Нормальной школе.

В его преподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой он давал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различных народов и их религиозную эволюцию.

В это же время в его уме зародилась философская концепция, что история есть драма борьбы между свободой и фатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, которые он преподавал, Мишле желал удержать за собой философию и лишь неохотно посвятил себя истории.

Плодом занятий ею явились две работы: философская — «Introduction a l’histoire universelle» и его первый большой исторический труд — «Histoire romaine: Republique» (Париж, 1831).

Основная мысль первого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская философия истории у Мишле лишена своего метафизического смысла и значения и приведена к совершенно другому результату: венцом всемирно-исторического процесса у него является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего к самосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивным торжеством свободы в борьбе человека с природою, с материей или роком.

В бойкой своей книге о римской республике Мишле попытался сделать результаты Нибуровских трудов достоянием французской публики, но эта попытка поколебать рутину преподавания осталась бесплодной; сам он позже уже не возвращался к древней истории.

Июльская революция доставила Мишле место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесь ему открылась возможность заняться историей отечества; он временно увлекся теорией беспристрастия, с которою выступала школа Гизо.

В написанных им в это время первых 6 томах истории Франции (1831-1843) он проявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальных документов и в то же время творческий гений, проникающий в душу действующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать. Позже, увлеченный публицистическою струёй, он уже не мог вернуться к такому пониманию средневековой жизни.

Не ужившись с Кузеном, новым директором Нормальной школы, Мишле в 1838 году перешёл в College de France, где в первый раз очутился перед вольной аудиторией, требовавшей от лектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивого слова.

Кафедра для Мишле превратилась в трибуну, с которой он развивал свои идеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более и более принимали характер проповеди, creer des a mes — создавать души — всё более и более становилось целью его профессуры.

Когда с 1840 года Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную с прогрессом, то в числе многих пришедших к крайним мнениям и революционным тенденциям был и М. В это время особенно развились в Мишле две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское «ecrasez l’infame» по отношению к клерикализму — и культ народа, которому положил начало Жан Жак Руссо.

В 1843 году он совместно с Э. Кинэ издал ожесточённый памфлет против иезуитов, «Des Jesuites», получивший громадное распространение: он появился в газете, расходившейся в числе 48 000 экземпляров, перепечатывался, кроме того, провинциальными газетами и расходился в массе дешевых изданий среди народа.

Не меньшее распространение получила брошюра «Le pretre» la femme et la famille» (1845), где Мишле развивает направленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнем храма и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. В политической сфере идеалом его стала демократическая республика; руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать в изучении «Великой революции» 1789 года.

Его историю революции называют эпической поэмой с героем — народом, олицетворенным в Дантоне. Первый том её вышел в 1847 году, последний — в 1853 году.

Декабрьский переворот лишил Мишле кафедры в College de France, а за отказ от присяги он потерял место в архив. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adele Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий.

Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности.

М. и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его «L’oiseau» (1856), «L’insecte» (1857), «La mer» (1861) и «La montagne» (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах.

В 1858 году Мишле издал «L’amour», в 1859 году — «La Femme»; его восторженные слова о любви и браке в соединении с большой откровенностью в трактовании этих вопросов вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли редкой популярности. «L’amour» составляет предисловие к «Nos fils» (1869), где Мишле подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемое им в словах: семья, отечество, природа.

Проповеди тех же идей посвящена ранее изданная «La bible de l’humanite» (1864) — краткий очерк нравственных учений, начиная с древности. Наряду с этими соч. М. дал несколько небольших трудов по истории: «Les femmes de la Revolution» (1854), «Les soldats de la Revolution», «Legendes democratiques du Nord», потрясающий историко-патологический этюд «La sorciere» (1862). В 1867 году он закончил свою «Histoire de France», доведя её до порога революции 1789 году.

Благодаря своим занятиям естественными науками и психологией Мишле чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и во Франции начинается возрождение прежней энергии.

Франко-прусская война принесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этой войны, Мишле почти один решился протестовать публично против увлечения тщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка не позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался, однако, незамеченным.

Слабое здоровье помешало ему выдержать осаду Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвало у него первый припадок апоплексии. В брошюре «La France devant l’Europe» (Флоренция, 1871) он высказывает веру в бессмертие народа, остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости и свободы.

Едва оправившись, историк принялся за новый громадный труд «Histoire du XIX siecle», издал в три года 3,5 тома, но довел своё изложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 году отнял у него надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все больше слабели, и 9 февраля 1874 года он умер в Йере (департамент Вар); похороны его дали повод к республиканской демонстрации.

Мишле, по отзыву Тэна — не историк, но один из величайших поэтов Франции, его история — «лирическая эпопея Франции». Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда он горько сознавал своё одиночество и бедность, сохранилось в нём во всех фазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображение переносило его в чуждую ему эпоху.

Он страдал вместе с жертвой, кто бы она ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французской историографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страдания людей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследования страшной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям была слишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителем современных ему событий.

Злобы дня так сильно захватили его душу, что он внес их в изучение прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных с половины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое и порабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновенная впечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом, связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию и психологии.

Свои мысли о народе он изложил в книгах «Le peuple» (1848) и «Le Banquet» (1854). Мишле является здесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожения частной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящего народа, то есть крестьянства, обусловливался, в глазах Мишле, именно обладанием частною собственностью, своим куском земли, своим полем; он даже требовал в интересах этой частной собственности уничтожения переживших революцию остатков общественной собственности.

Несимпатичен был ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он не понимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала с негодованием всякие террористические меры для осуществления идеала любви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, Мишле горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social).

Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхних слоев с народом — сближении, основанном на любви, на отречении от эгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильно идеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал ему преимущество перед книжной рассудочностью образованных классов, приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию в противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов.

Такие взгляды вполне оправдывают данную одним из наших историков Мишле кличку «народник». Ключ к разрешению социальной проблемы Мишле находил в психическом явлении, которое представляет собою гений: как гений гармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нём заключающиеся — человек инстинкта и человек размышления, — содействуют друг другу, так и творчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие и верхние слои его действуют во взаимном понимании и согласии.

Прежде всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этого должна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждение социальной любви. В этой общей школе должны перебывать год или два дети всех классов, всякого состояния; она настолько же должна служить сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.

В общенародной школе, по плану Мишле, ребёнок должен был, прежде всего, узнать своё отечество, чтобы научиться видеть в нём живое божество (un Dieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в нём потом сознание единства с народом, и в то же время в самой школе предстало бы ему наяву отечество в образе детской общины, предшествующей общине гражданской.

С помощью усвоенной с детства гражданской любви Мишле считал возможным достигнуть идеального государства, основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного из людей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все более и более ею уравниваемых.

Установление союза между различными классами Мишле ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками, естественными миротворцами гражданской общины.

Эта мечта Мишле, как указывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но там, где Мишле наименее этого ожидал, — в стране, воплощавшей для него гордыню и эгоизм: в Англии.

— Русофобия
Мишле запомнится как один из самых ярких идеологов руссофобии XIX века. В связи с волнениями в Польше он охарактеризовал русских как «скотов-варваров, недостойных общения с европейскими народами».

После упреков со стороны Герцена Мишле на время скорректировал свое отношение к России, называя ее «самым юным членом семейства европейских народов», однако в 1871 г. он вновь описывает Россию как «азиатскую страну, чистота крови которой была подпорчена немецкой бюрократией» и где, таким образом, сходятся тирании Азии и Европы.

Крестьянское население России он называет живущим «в туне и во сне» и питающим отвращение к идеям собственности, ответственности и труда. Оттого тиранам «русскую расу» запугивать и держать в подчинении проще, чем любой другой народ в мире. Мишле солидарен с Чаадаевым в том, что у России нет ни прошлого, ни будущего.



Семье Мишле пришлось испытать горе и нужду; бедственное положение её дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний Жюль сами должны были исполнять типографскую работу.

Понятно, что в таких условиях обучение молодого Мишле было сопряжено с трудностями; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него Мишле наследовал восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещён в детстве) вызвала в нём книга «О подражании Христу». На последние средства родители поместили Мишле в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу Жюлю ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нём дарование, особенно литературное.

Декабрьский переворот лишил Мишле кафедры в Collège de France, а за отказ от присяги он потерял место в архив. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adèle Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности.

М. и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его «L’oiseau» (1856), «L’insecte» (1857), «La mer» (1861) и «La montagne» (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах.

Примечания

Сочинения

  • Мишле Ж. Обозрение новейшей истории. - СПб. , 1838.
  • Мишле Ж. История Франции в XVI в. - СПб., 1860.
  • Мишле Ж. Краткая история Франции до Французской революции. - СПб., 1838.
  • Мишле Ж. Реформа. Из истории Франции в XVI в. - СПб., 1862.
  • Мишле Ж. Женщина. - Одесса, 1863.
  • Мишле Ж. Море. - СПб., 1861.
  • Мишле Ж. Царство насекомых. - СПб., 1863.
  • Мишле Ж. Птица. - СПб., 1878.
  • Мишле Ж. История XIX в. / Под ред. М. Цебриковой. - СПб., 1883-1884.
  • Мишле Ж. Кордельеры и Дантон / Пер. Т. А. Быкова , ред., авт. предисл. О. А. Добиаш-Рождественская . - Пг. : Всемирная литература , 1920.
  • Мишле Ж. Ведьма. Женщина / Под ред. В. Сапова. - М .: Эксмо, 2007. - 496 с. - (Зарубежная классика).

Литература

  • Реизов Б. Г. Символическая школа: Мишле // Французская романтическая историография: 1815-1830. - Л.: ЛГУ , 1956.
  • Герье В. И. Народник в французской историографии: Жизнь и сочинения Мишле // Вестник Европы , 1896. - Часть 1. Март. - С. 94-139.
  • Кареев Н. История Великой французской революции Мишле // Историки Великой французской революции. В 2 тт. - Л.: Колос, 1924. - Том 1: Французские историки первой половины XIX века.
  • Батай Ж. Мишле // Батай Ж. Литература и Зло [: Сб. эссе:]. - М.: МГУ , 1994. - ISBN 5-211-03159-8
    • Материал для характеристики Мишле дают изданные его вдовою фрагменты его записок «Ma jeunesse» ( ; см.: А-в , «Новая книга о Мишле», в «Вестнике Европы» , , № 5) и «Mon Journal. 1820-1823» (). - Ср. о Мишле эссе Тэна (переведено в «Русской мысли» , , № 12.)
  • Monod G. Jules Michelet. P.,
  • Monod G. Renan , Taine, Michelet. [? Р.], - отсюда «Жюль Мишле» в «Русской мысли» , , № 3
  • Noël . Jules Michelet et ses enfants.
  • Corréard . Michelet, sa vie, etc.
  • Simon J. Mignet, Michelet, Henri Martin. .

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 августа
  • Родившиеся в 1798 году
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие 9 февраля
  • Умершие в 1874 году
  • Умершие в Йере (Вар)
  • Историки Франции
  • Историки по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мишле, Жюль" в других словарях:

    - (Michelet) (1798 1874), французский историк романтического направления. Основные сочинения: «История Франции» (до 1789; т. 1 17, 1833 67), «История Французской революции» (т. 1 7; 1847 53), написанные с воодушевлением и страстью. * * * МИШЛЕ Жюль … Энциклопедический словарь

    - (Michelet) Мишле Жюль (Michelet, Jules) (1798 1874) Французский историк патриотического направления. Среди произведений История Франции в 17 томах (1833 1867), История Французской революции в 7 томах (1847 1853). Афоризмы, цитаты Женщина… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор… … Большая советская энциклопедия

Жюль Мишле (фр. Jules Michelet). Родился 21 августа 1798 года в Париже - умер 9 февраля 1874 года в Йере, департамент Вар, Франция. Французский историк и публицист, представитель романтической историографии, автор глубоко субъективных трактатов об истории, обществе и природе, написанных ярким, взволнованным языком. Автор термина «Ренессанс» («Возрождение»).

Родился в небогатой семье, которую он сам называл «крестьянской». Отец его переселился в Париж и существовал за счёт доходов от основанной им типографии. Пока при Первой республике печать пользовалась относительной свободой, дела типографии процветали, но с установлением Империи семье Мишле пришлось испытать горе и нужду; бедственное положение её дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний Жюль сами должны были исполнять типографскую работу.

Понятно, что в таких условиях обучение молодого Мишле было сопряжено с трудностями; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него Мишле наследовал восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещён в детстве) вызвала в нём книга «О подражании Христу». На последние средства родители поместили Мишле в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу Жюлю ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нём дарование, особенно литературное.

В 1821 году он стал учителем в коллегии Sainte-Barbe, где почти против своего желания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняя литература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху и идее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико; сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им «Précis de l’histoire moderne» доставили ему литературную известность, и в 1827 году он получил место профессора философии и истории в Нормальной школе.

В его преподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой он давал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различных народов и их религиозную эволюцию. В это же время в его уме зародилась философская концепция, что история есть драма борьбы между свободой и фатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, которые он преподавал, Мишле желал удержать за собой философию и лишь неохотно посвятил себя истории.

Плодом занятий ею явились две работы: философская - «Introduction à l’histoire universelle» и его первый большой исторический труд - «Histoire romaine: République» (Париж, 1831). Основная мысль первого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская философия истории у Мишле лишена своего метафизического смысла и значения и приведена к совершенно другому результату: венцом всемирно-исторического процесса у него является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего к самосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивным торжеством свободы в борьбе человека с природою, с материей или роком. В бойкой своей книге о римской республике Мишле попытался сделать результаты Нибуровских трудов достоянием французской публики, но эта попытка поколебать рутину преподавания осталась бесплодной; сам он позже уже не возвращался к древней истории.

Июльская революция доставила Мишле место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесь ему открылась возможность заняться историей отечества; он временно увлекся теорией беспристрастия, с которою выступала школа Гизо.

В написанных им в это время первых 6 томах истории Франции (1831-1843) он проявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальных документов и в то же время творческий гений, проникающий в душу действующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать. Позже, увлеченный публицистическою струёй, он уже не мог вернуться к такому пониманию средневековой жизни.

Не ужившись с Кузеном, новым директором Нормальной школы, Мишле в 1838 году перешёл в Collège de France, где в первый раз очутился перед вольной аудиторией, требовавшей от лектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивого слова. Кафедра для Мишле превратилась в трибуну, с которой он развивал свои идеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более и более принимали характер проповеди, créer des âmes - создавать души - всё более и более становилось целью его профессуры.

Когда с 1840 года Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную с прогрессом, то в числе многих пришедших к крайним мнениям и революционным тенденциям был и М. В это время особенно развились в Мишле две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское «écrasez l’infâme» по отношению к клерикализму - и культ народа, которому положил начало .

В 1843 году он совместно с Э. Кинэ издал ожесточённый памфлет против иезуитов, «Des Jésuites», получивший громадное распространение: он появился в газете, расходившейся в числе 48 000 экземпляров, перепечатывался, кроме того, провинциальными газетами и расходился в массе дешевых изданий среди народа.

Не меньшее распространение получила брошюра «Le prêtre» la femme et la famille" (1845), где Мишле развивает направленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнем храма и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. В политической сфере идеалом его стала демократическая республика; руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать в изучении «Великой революции» 1789 года. Его историю революции называют эпической поэмой с героем - народом, олицетворенным в Дантоне. Первый том её вышел в 1847 году, последний - в 1853 году.

Декабрьский переворот лишил Мишле кафедры в Collège de France, а за отказ от присяги он потерял место в архиве. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adèle Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности.

Мишле и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его «L’oiseau» (1856), «L’insecte» (1857), «La mer» (1861) и «La montagne» (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах.

В 1858 году Мишле издал «L’amour», в 1859 году - «La Femme»; его восторженные слова о любви и браке в соединении с большой откровенностью в трактовании этих вопросов вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли редкой популярности. «L’amour» составляет предисловие к «Nos fils» (1869), где Мишле подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемое им в словах: семья, отечество, природа.

Проповеди тех же идей посвящена ранее изданная «La bible de l’humanité» (1864) - краткий очерк нравственных учений, начиная с древности.

Мишле также издал несколько небольших трудов по истории: «Les femmes de la Révolution» (1854), «Les soldats de la Révolution», «Légendes démocratiques du Nord», потрясающий историко-патологический этюд «La sorcière» (1862). В 1867 году он закончил свою «Histoire de France», доведя её до порога революции 1789 году.

Благодаря своим занятиям естественными науками и психологией Мишле чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и во Франции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская война принесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этой войны, Мишле почти один решился протестовать публично против увлечения тщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка не позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался, однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осаду Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвало у него первый припадок апоплексии.

В брошюре «La France devant l’Europe» (Флоренция, 1871) он высказывает веру в бессмертие народа, остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости и свободы.

Едва оправившись, историк принялся за новый громадный труд «Histoire du XIX siècle», издал в три года 3,5 тома, но довел своё изложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 году отнял у него надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все больше слабели, и 9 февраля 1874 года он умер в Йере (департамент Вар). Похороны Мишле дали повод к республиканской демонстрации.


Мишле запомнится как один из самых ярких идеологов русофобии XIX века.

В связи с волнениями в Польше он охарактеризовал русских как «скотов-варваров, недостойных общения с европейскими народами».

Мишле писал, что у чистокровных русских взгляд ящерицы, и интеллектуально они имеют мало общего с европейцами. После упреков со стороны Герцена Мишле на время скорректировал свое отношение к России, называя ее «самым юным членом семейства европейских народов», однако в 1871 г. он вновь описывает Россию как «азиатскую страну, чистота крови которой была подпорчена немецкой бюрократией» и где, таким образом, сходятся тирании Азии и Европы. Крестьянское население России он называет живущим «в туне и во сне» и питающим отвращение к идеям собственности, ответственности и труда. Оттого тиранам «русскую расу» запугивать и держать в подчинении проще, чем любой другой народ в мире. Мишле солидарен с Чаадаевым в том, что у России нет ни прошлого, ни будущего.


МИШЛЕ ЖЮЛЬ - французский ис-то-рик, ли-те-ра-тор, член Ака-де-мии мо-раль-ных и по-ли-тических на-ук (1838 год).

Из се-мьи ра-зо-рив-ше-го-ся вла-дель-ца ти-по-гра-фии. С 12 лет по-мо-гал ро-ди-те-лям, ра-бо-тая под-мас-терь-ем. По-лу-чил об-ра-зо-ва-ние в па-риж-ском ли-цее Кар-ла Ве-ли-ко-го (1808-1819 годы), где об-ра-тил на се-бя вни-ма-ние бла-го-да-ря вы-даю-щим-ся спо-соб-но-стям.

С 1821 года пре-по-да-ва-тель кол-ле-жа Сент-Барб, с 1827 года - Выс-шей нор-маль-ной шко-лы в Па-ри-же. Ис-пы-тал силь-ное влия-ние В. Ку-зе-на, И. Г. Гер-де-ра, Дж. Ви-ко. Вы-пол-нен-ный М. пе-ре-вод тру-да Дж. Ви-ко «Ос-но-ва-ния но-вой нау-ки» [опубликован под названием «Ос-но-вы фи-ло-со-фии ис-то-рии» («Prin-ci-pes de la philosophie de l’histoire»), 1827 год] «от-крыл» для Ев-ро-пы твор-че-ст-во это-го итальянского мыс-ли-те-ля и ока-зал боль-шое влия-ние на по-сле-дую-щие по-ко-ле-ния фи-ло-со-фов, со-цио-ло-гов, ис-то-ри-ков.

С 1838 года профессор Кол-леж де Франс и Сор-бон-ны. Лек-ции Ж. Мишле, при-дер-жи-вав-ше-го-ся ли-бе-раль-ных и ан-ти-кле-ри-каль-ных убе-ж-де-ний, поль-зо-ва-лись ши-ро-кой по-пу-ляр-но-стью у сту-ден-тов.

Сам Ж. Мишле по-на-ча-лу был при-вер-жен-цем кон-сти-туционной мо-нар-хии, но позд-нее стал убе-ж-дён-ным рес-пуб-ли-кан-цем. За рас-про-стра-не-ние де-мо-кра-тических идей сре-ди сту-ден-тов под-верг-ся го-не-ни-ям со сто-ро-ны министра народного об-ра-зо-ва-ния Ф. Ги-зо и ка-то-лической Церк-ви, до-бив-ших-ся за-пре-ще-ния его лек-ци-он-ных кур-сов. При-вет-ст-во-вал Ре-во-лю-цию 1848 года во Фран-ции в на-де-ж-де, что она бу-дет спо-соб-ст-во-вать во-пло-ще-нию на прак-ти-ке его по-ли-тических идеа-лов.

В свя-зи с даль-ней-шим раз-ви-ти-ем со-бы-тий во Фран-ции, за-вер-шив-ших-ся государственным пе-ре-во-ро-том (декабрь 1851 год) и па-де-ни-ем Вто-рой рес-пуб-ли-ки, пе-ре-жил боль-шое раз-оча-ро-ва-ние. За от-каз при-сяг-нуть Луи На-по-ле-о-ну Бо-на-пар-ту (см. На-по-ле-он III) был ли-шён ка-фед-ры и долж-но-сти заведующего ис-то-рической сек-ци-ей Национального ар-хи-ва, ко-то-рую за-ни-мал с начала 1830-х годов.

В го-ды Вто-рой им-пе-рии на-хо-дил-ся в оп-по-зи-ции пра-вя-ще-му ре-жи-му. Фран-ко-прус-скую вой-ну 1870-1871 годов и па-де-ние Па-ри-жа Ж.Мишле вос-при-нял как лич-ную тра-ге-дию, по-лу-чил апо-плек-сический удар, от ко-то-ро-го не оп-ра-вил-ся.

Для ис-то-рических взгля-дов Ж. Мишле был ха-рак-те-рен эк-лек-тизм, наи-бо-лее яр-ко про-явив-ший-ся в его тру-дах «Очерк но-вой ис-то-рии» («Précis de l’histoire moderne», 1828 год) и «Вве-де-ние во все-мир-ную ис-то-рию» («Introduction а̀ l’histoire uni-ver-selle», 1831 год).

Ут-вер-ждал, что че-ло-ве-че-ст-во на пу-ти к сво-бо-де про-шло три главных эта-па - хри-сти-ан-ст-во, ре-фор-ма-цию и ре-во-лю-цию. Под-лин-ным ге-ро-ем ис-то-рического про-цес-са Ж. Мишле счи-тал на-род, ко-то-рый не де-лил на клас-сы и со-ци-аль-ные груп-пы. Ве-ли-кие лю-ди, в по-ни-ма-нии Ж. Мишле, - не бо-лее чем «сим-волы», про-вод-ни-ки гос-под-ствую-щих в то или иное вре-мя идей и на-строе-ний.

Главные тру-ды Ж. Мишле 17-том-ная «Ис-то-рия Фран-ции» («Histoire de France», 1833-1867 годы), до-ве-дён-ная до 1789 года, и 7-том-ная «Ис-то-рия Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции» («Histoire de la révolution française», 1847-1853 годы) на-пи-са-ны с при-вле-че-ни-ем ши-ро-чай-ше-го кру-га пер-во-ис-точ-ни-ков (в т. ч. не со-хра-нив-ших-ся до на-стоя-ще-го вре-ме-ни, сре-ди них - про-то-ко-лы па-риж-ских сек-ций, сго-рев-шие в 1871 году), а так-же дан-ных лин-гвис-ти-ки, ли-те-ра-ту-ро-ве-де-ния, ис-кус-ст-во-ве-де-ния, гео-гра-фии, пси-хо-ло-гии, ну-миз-ма-ти-ки.

Ж. Мишле пер-вым сре-ди ис-то-ри-ков Французской ре-во-лю-ции XVIII века об-ра-тил-ся к ар-хив-ным до-ку-мен-там. По мне-нию Ж. Мишле, дви-га-те-лем ре-во-лю-ции бы-ли не ма-те-ри-аль-ные ин-те-ре-сы, а идеи брат-ст-ва, сво-бо-ды и спра-вед-ли-во-сти. Выс-шим её дос-ти-же-ни-ем счи-тал про-воз-гла-ше-ние рес-пуб-ли-ки во Фран-ции. Ис-то-рические оцен-ки Ж. Мишле в зна-чительной сте-пе-ни субъ-ек-тив-ны, ос-но-ва-ны на ин-туи-ции, пи-са-тель-ском во-об-ра-же-нии, сим-па-тии или ан-ти-па-тии к изо-бра-жае-мым лю-дям и яв-ле-ни-ям. В то же вре-мя со-чи-не-ния Ж. Мишле от-ли-ча-ют-ся ху-дожественным ко-ло-ри-том, при-вле-каю-щим чи-та-те-лей.

В ис-то-рио-гра-фии Ж. Мишле ос-та-ёт-ся од-ним из са-мых яр-ких пред-ста-ви-те-лей ро-ман-тического на-прав-ле-ния. Ав-тор мо-ра-ли-стических трак-та-тов «О люб-ви» («L’amour», 1858 год), «Жен-щи-на» («La femme», 1859 год), поль-зо-вав-ших-ся по-пу-ляр-но-стью во всей Ев-ро-пе, в т. ч. и в Рос-сии; ли-рических очер-ков «Пти-ца» («L’oiseau», 1856 год), «Цар-ст-во на-се-ко-мых» («L’insecte», 1859 год), про-ни-кну-тых мо-ти-вом пан-те-ис-тического един-ст-ва че-ло-ве-ка с при-ро-дой, книг по проб-ле-мам вос-пи-та-ния «На-ши сы-но-вья» («Nos fils», 1869 год).

Сочинения:

Обо-зре-ние но-вей-шей ис-то-рии. СПб., 1838;

Крат-кая ис-то-рия Фран-ции до фран-цуз-ской ре-во-лю-ции. СПб., 1838;

Ис-то-рия XIX в. СПб., 1883-1884. Т. 1-3;

Œuvres complètes. P., 1893-1903. T. 1-47;

Жан-на д’Арк. П., 1920; Ведь-ма. Жен-щи-на. М., 2007.