Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Франс хальс описание картины портрет супружеской пары. Школьная энциклопедия

Франс хальс описание картины портрет супружеской пары. Школьная энциклопедия


Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Халса характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в результате войн за независимость страны. Используя технику свободного, темпераментного мазка, Халс значительно расширил шкалу изображения человеческих чувств, чаще всего стремясь художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни портретируемого.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Учился у К. ван Мандера (1600-03). Мастер с 1610. Ранней манере Халса («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.




Халс Франс, Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св Георга, 1616, Музей Франса Халса, Харлем


В 1620-х гг. наряду с портретами Халс писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В портретах 1620-30-х гг. Халс создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. ван Хейтхейзен», около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем; «Цыганка», Лувр, Париж; «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг; все - около 1630).



Халс Франс, Цыганка, 1628-30, Лувр



Халс Франс, Мулат, 1627, Музей изобразительных искусств, Лейпциг

В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627; «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639; все - Музей Ф. Халса, Харлем).




Халс Франс, Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св Адриана, 1633, Музей Франса Халса, Харлем


Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, там же; портрет молодого человека, около 1642-50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.



Халс Франс, Портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага


Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, Эрмитаж, Ленинград; «В. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664, Музей Ф. Халса, Харлем).




Халс Франс, Групповой портрет попечителей гарлемского мужского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем




Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем


Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Халс умер в харлемской богадельне.
В заключение хочу показать небольшой ролик, сделанный мной по портретным работам Франса Хальса. В качестве музыкального сопровождения было очень трудно на чем-то остановиться (не удавалось подобрать музыку, которая подходила бы под его картины). В итоге выбрал более менее нейтральную композицию Hilary Stagg, "Thinking Of You".

Франс Халс

(1580 - 1666)

Франс Халс, прославившийся прежде всего как портретист, был выходцем из Фландрии: он родился в Антверпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, перебрались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался живописи и в 1610 г. получил звание мастера - стал членом гильдии Святого Луки.

"Мужской портрет" Эрмитаж

В 1612-1615 гг. Халс служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.). Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. Здесь царит порядок. Офицеры - солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, - восседают вокруг стола; рядом стоят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколько дней), младшие почтительно молчат. Характеры всех персонажей - от толстого благодушного капитана до молодцеватого щеголя знаменосца - переданы Франсом Халсом ярко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недоверчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем.

"Смеющийся кавалер"

"Портрет мужчины с перчаткой" 1650 Эрмитаж

В том же 1616 г. художник написал портрет торговца рыбой Корне лиса ван дер Морсха. Семидесяти трёхлетний старик, представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхваливает свой товар. Эта странная, далёкая от бюргерской чопорности композиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзятого острослова (нидерландское выражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Тёмный фон портрета оживляет задорная надпись: «Кто желает?».

Ряд работ Халса 1б1б-1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула - сам он определённо был любителем шумных застолий (до наших дней в архивах сохранились счета, предъявленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» (между 1616 и 1620 гг.) - участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с лицами, вы мазанными сажей.

"Весёлое общество"

Халс работал быстро - его живопись однослойная. В те времена художники вначале наносили на грунт линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мелкие детали. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым мазком. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричневого, розовый, жёлтый.

Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из интереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в далёкой России, не раз выступал в роли посредника в русско - голландских дипломатических связях. Муж и жена сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория супружества). Чета Масса - истинные голландские бюргеры: они расположились с удобством, ничуть не заботясь о внешнем изяществе.

"Семейный портрет Исаака Массы и его жены" Около 1622 г. Рикс музей, Амстердам

"Исаак Масса" 1635

В 20х гг. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гильдий Харлема. По сравнению с героями группового портрета 1б1б г. стрелки роты Святого Адриана, изображённые в 1623-1627 гг., держатся более раскованно, «без чинов». Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии красок. Коричневато розовый тон стен объединяет всё: глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, сверкающую белизну воротников, пёстрые краски шарфов и знамён.

Другой групповой портрет 1627 г. изображает стрелков роты Святого Георгия. Наиболее выразителен капитан, который сидит вполоборота к зрителю и держит перевёрнутый бокал, требуя новой порции вина. Мы сразу же встречаемся взглядом с этим лихим весельчаком.

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1627 Музей Франса Халса, Харлем.

Иного рода персонажи запечатлены на групповом портрете 1641 г. - регенты (попечители) харлемского госпиталя Святой Елизаветы. Это всё те же бюргеры, но их нрав сильно изменился. Тёмные фигуры образу ют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстрастны: здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь - собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма Халса: она стала более сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и чёрный цвета. Но и они таят в себе несметные возможности, недаром голландский художник Винсент Ван Гог отмечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков чёрного».

"Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме" 1641 Музей Франса Халса, Харлем.

Многочисленным портретам, созданным Халсом в 40е гг., свойственна глубина психологических характеристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, написанный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает печальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

"Цыганка" 1628-1630 Лувр, Париж.

Это один из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал смелы ми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини.

Основная тема позднего творчества Халса - усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разочарований. Около 1664 г. он написал по заказу правления городского приюта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Художник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запавшие глаза, сухие губы, бессмысленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распростились с красотой, бодростью, желанием жить - со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.

На втором портрете фигуры регентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица - и старые, и сравнительно молодые - одинаково бесформенны, дряблы и безучастны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Художник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.

" Регентши приюта для престарелых в Харлеме" Около 1664 г. Музей Франса Халса, Харлем.

В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэтому город в память о его заслугах на значил ему пенсию. Когда мастер умер, он был с почестями погребён в Харлемском соборе.

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1639


"Portrait de Jacob Pietersz Olycan"

"Портрет юноши с черепом" 1628

"Женский портрет"

"Поющие мальчики"

"Рortrait of a man holding a skull"

"Портрет стоящей женщины"

"Портрет мужчины"

"Портрет сидящей женщины"

"Portret Stefana Geradsa" 1652

"Jasper Schade"

"Isabella Coymans"

"Jacobus Zaffius"

"Paulus Verschuur"

"Portrait of a seated woman presume"

1625-1630

"Portret van Een Vrouw"

"Весельчак" 1627



"Nicolaes Woutersz van der Мeer"

"Женский портрет"

"Vincent Laurensz van der Vinne"

"Женский портрет"

"Портрет Виллема Хейтхейссена"

"Портрет Виллема Хейтхейссена"

"Паяц с лютней"

"Портрет Хендрика Свалмиуса"

"Мальчик с флейтой" 1626-28

"Кормилица с ребёнком "

"Двое смеющихся юношей с пивным кувшином"

" Мужской портрет" 1660-1666

"Женский портрет"

"Евангелист Лука" 1623-25

"Рaulus van Вeresteyn"

"Портрет Ван Эн Вроу"



"Исаак Масса"


"Сlaes Duyst van Voorhout"



"Семейный портрет на фоне пейзажа"

"Продовец рыбы"

"Продавщица рыбы"

"Малле Баббе" ок. 1630



"Portrait of Pieter van den Broecke" 1633

"Gentleman in White" 1637

"Женский портрет"

"Joueur de rommelpot avec six enfants"

"Певец с флейтой"

"Лютнист"


"Pieter Tjarck Lacma"

Франс Халс (Frans Hals) – голландский портретист, от работ которого по спине пробегает холодок. Неуловимый ужас и лёгкий озноб возникают неслучайно: в контурах, проработанных до мелочей, действительно есть нечто, леденящее душу.

Приглушённые холодные тона переносят зрителей в застывший параллельный мир, где персонажи оказались навсегда замороженными. Но при этом нельзя не восхититься тем, с какой точностью переданы жизнелюбие, радость, сомнение, решительность и другие чувства героев. Отчего же возникает это странное ощущение?

Реалистичность изображенных художником людей – это то, что вводит зрителей в недоумение. Ему удавалось запечатлеть момент из жизни человека во всех его красках: с мимикой, жестами, едва уловимыми движениями зрачков. Но взять жизнь реальную, пышущую великолепием, и внезапно остановить её, перенести на холст в сиюсекундном состоянии – это вовсе не то же самое, что передать ощущение жизни и времени.

Герои на картинах Халса – это неповторимые личности с уникальными особенностями, но они кажутся вырванными из своей истории. Именно это сочетание жизни, динамичной и меняющейся, и застывшей вечности стало «визитной карточкой» творчества Франса Халса. Художник изображал не только человека как такового, но и ситуацию, в которой оказался герой, его реакцию и эмоции в этот момент.



На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Они выделяются на болотно-сером фоне, но зритель осознаёт их связь с изображённым местом: героини картины присели за стол не на минуту – их жизнь неразделима с госпиталем. Женщины не похожи друг на друга, и не возникает сомнений, что за спиной у каждой – целая интересная, долгая жизнь с собственными решениями, взглядами, мыслями. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. И еще это преобладание на картине черного цвета, который поражает своим разнообразием и помогает полнее раскрыть характеры героинь. Этот цвет у Халса – «многолик»,что подметил еще , сказав, что художник использует 27 оттенков черного.

Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. Эти цветы жизни художник не накрывал стеклянными колпаками, как это делал Маленький Принц со своей Розой. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Напротив, художник обращал внимание на самые чудесные и естественные стороны малышей, на то, какими они являются на самом деле. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Что он делал мгновение назад: играл с соседской собакой, ел вкусное печенье или что-то увлеченно мастерил? Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье.



Франс Халс – это живописец, талант которого позволял удивительно точно передавать настоящую красоту людей, проявляющуюся в бытовых моментах, ежедневных поступках и обыкновенных мелочах. Кисть в его руках становилась волшебным фотоаппаратом, который может запечатлеть не только реальные ситуации, но и чувства, мысли, а значит – и саму жизнь.

Франс Халс (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства.

Биография Франса Халса

Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается.

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

Творчество Халса

В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

В 1620-1630-х гг. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).

Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам.

Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Хальс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.

Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).

В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

  • Пятеро сыновей Хальса стали художниками-портретистами.
  • Ван Гог однажды заметил, что у Хальса «27 оттенков черного.»
  • Хальс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.