от греч. enkaio – выжигаю), техника восковой живописи. Связующим веществом для красочных пигментов является воск. Восковые краски были известны еще в Древнем Египте, но широкое применение и развитие энкаустическая живопись получила в греко-римском искусстве, в особенности с 5 в. до н. э. Наиболее известными произведениями, выполненными в этой технике, являются фаюмские портреты.
Расплавленные краски наносили на доску кистью или цестром – металлическим стержнем с лопаточкой на конце. Воск быстро застывал, образуя неровную поверхность, что усиливало впечатление объемности изображения. Иногда при изображении ресниц или для углубления тени ребром цестра проводили глубокие бороздки. Для энкаустических работ характерна особая фактурность письма. В некоторых фаюмских портретах скрупулезная проработка лица сочетается с более широкой живописной манерой в передаче одежды, написанной более жидкими мазками. Авторы других работ прибегали для создания гладкой, словно лакированной поверхности к оплавлению красок (на некотором расстоянии от портрета держали жаровню с горячими углями, от чего краски разогревались и сплавлялись в единую массу).
Эллинистическая техника энкаустики применялась также в ранних образцах иконописи, уступив позднее место темперной живописи.
Сегодня людям известно огромное количество различных видов искусства, в которых сможет себя реализовать любой человек.
- это древнее искусство живописи горячим воском. В этой интересной технике написаны многие раннехристианские иконы, а также фаюмские погребальные портреты.Восковая живопись своими корнями уходит в далекое прошлое, поэтому нельзя с точностью сказать, где зародился этот вид искусства. Но техника, выработанная в Древней Греции в 5 веке до н. э., стала наиболее прочной и долговечной .
Суть греческой техники заключалась в том, что предварительно разогретые краски (в их состав входили воск, смолы, масло и красящий пигмент) наносили на подогретую основу кистью и специально раскаленным инструментом, а затем картину оплавляли при помощи жаровни.
Энкаустика использовалась и древними египтянами, например, фаюмские портреты - это наиболее ранние работы в этой технике, которые сохранились до наших дней. Фаюмские портреты представляют собой небольшие портреты, которые выполнены на деревянных досках и покрыты клеевой краской .
Энкаустика как популярный вид живописи была широко распространена вплоть до средних веков, а затем интерес к восковой живописи пропал. И картины, нарисованные восковыми красками, встречались крайне редко, но в 19 веке в Германии наступило настоящее возрождение этого вида искусства.
Интересно, что для энкаустики не столь важно умение рисовать, а более приоритетным является чувство меры и цвета, фантазия и настроение . Конечно, энкаустика относится к дорогостоящим видам творчества, но чтобы раскрыть в себе художника и поэкспериментировать с восковой живописью, можно использовать более дешевые материалы.
Для того чтобы нарисовать картину в технике энкаустики, вам понадобятся восковые мелки, картон и утюг. Приблизительно энкаустика выглядит так: восковые мелки аккуратно наносят на горячий утюг, а затем с утюга переносят на картон . Желательно, чтобы картон был глянцевым, а утюг - с гладкой поверхностью (без отверстий).
Также стоит подготовить подложку под картон, она должна быть мягкой и в два раза больше картона. Кроме того, подложек должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются.
Утюг нужно включать на минимальную мощность и быстро наносить мелки (можно наносить сразу несколько цветов, они между собой не смешиваются). Но не затягивайте нанесение мелков на утюг, поскольку мелки очень быстро плавятся.
Энкаустика, как и любой вид живописи, имеет свои основные приемы. Например, разглаживание утюгом - это первый и самый простой прием энкаустики . Картину можно нарисовать с помощью оттиска, суть заключается в том, что горячий утюг прикладывают к картону, а замет приподнимают на несколько секунд. Наносить рисунок можно ребром утюга, но это стоит делать, когда нанесен основной фон . А мелкие детали на картине можно прорисовать кончиком утюга.
Энкаустика может быть многослойной, ведь свойства восковых красок позволяют художнику накладывать один слой на другой, а картины, выполненные в этой технике, отличаются особенной глубиной и структурой.
Энкаустика - это красивый и достаточно простой вид творчества, но с помощью этой удивительной техники можно проявить себя и свои творческие способности. Энкаустика не ограничивает вашу фантазию, вы можете экспериментировать, например, как Джаспер Джонс, который объединяет энкаустику с масляной и коллажной техниками . Также вы можете придумать свою технику рисования картин горячим воском.
Рассмотрим четыре основных приема восковой живописи : разглаживание, оттиск, работа с боковыми сторонами утюга (ребром) и работа острием.
Прием первый- разглаживание
Возмите глянцевый картон форматом А5 или А6 . Начинайте именно с такого формата. Вам будет легче работать.
Включите утюг и отрегулируйте минимальную температуру .
Держите утюг подошвой вверх. К подошве поднесите карандаш и начните рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга.
Карандаш должен хорошо плавиться и немного растекаться , но не сильно. В противном случае, регулируйте температуру на утюге.
Теперь переверните утюг подошвой вниз и проведите по бумаге.
Проводите утюгом плавно и медлено, без сильного нажима на бумагу.
Посмотрите что получилось.
Второй прием: оттиск .
С помощью этого приема создаются так называемые прожилки , характерные для энкаустики.
Для этого достаточно приложить утюг к поверхности картона, а потом слегка приподнять его.
В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух, и на поверхности воска образуются прожилки.
Прием третиий: работа боковой стороной утюга (ребром) .
С помощью боковых сторон утюга получаются белые линии и привносят в рисунок детали.
Методом разглаживания нанесите на картон воск. Затем поставьте утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька.
Так создаются различные линии, например, высокая трава.
Прием четвертый: работа острием утюга .
Коснитесь острием утюга (носиком) воска , подцепите немного воска и рисуете им.
Используется для детальной прорисовки.
Рисуем цветующую магнолию
Энкаустика Энкаустика
(греч. enkaustiki, от enkaio - жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом - расплавленными красками.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
энка́устика(от греч. enkáiō – выжигаю), техника восковой живописи. Связующим веществом для красочных пигментов является воск. Восковые краски были известны ещё в Древнем Египте, но широкое применение и развитие энкаустическая живопись получила в греко-римском искусстве, в особенности с 5 в. до н. э. Наиболее известными произведениями, выполненными в этой технике, являются фаюмские портреты .
Расплавленные краски наносили на доску кистью или цестром – металлическим стержнем с лопаточкой на конце. Воск быстро застывал, образуя неровную поверхность, что усиливало впечатление объёмности изображения. Иногда при изображении ресниц или для углубления тени ребром цестра проводили глубокие бороздки. Для энкаустических работ характерна особая фактурность письма. В некоторых фаюмских портретах скрупулёзная проработка лица сочетается с более широкой живописной манерой в передаче одежды, написанной более жидкими мазками. Авторы других работ прибегали для создания гладкой, словно лакированной поверхности к оплавлению красок (на некотором расстоянии от портрета держали жаровню с горячими углями, от чего краски разогревались и сплавлялись в единую массу).
Эллинистическая техника энкаустики применялась также в ранних образцах иконописи
, уступив позднее место темперной живописи.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
- (греч.). У древних искусство покрывать доски для писем растопленным воском, также род живописи цветным воском. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭНКАУСТИКА живопись красками, разведенными с воском.… … Словарь иностранных слов русского языка
энкаустика - и, ж. peinture à l encaustique. Живопись, осуществляемая разогретыми восковыми красками. техника энкаустики. Мастера энкаустики. Применение энкаустики. БАС 1. Приказано написать в рике en caustique картины для царскосельского Красного кабинета.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (греческое enkaustike, от enkaio жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками … Современная энциклопедия
- (от греч. enkaio выжигаю) восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками … Большой Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 1 живопись (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
- (enkaustikh) у древних греков и римлян способ живописивосковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперьутраченного способа остается невыясненным. Основываясь на показанияхПлиния Младшего (Histor. natnr ., XXXV, 11, 39 и 41) и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Энкаустика - (греческое enkaustike, от enkaio жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (от др. греч. ἐγκαυστική [искусство] выжигания) техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая… … Википедия
Энкаустика - (греч. enkaustike, от enkaio жгу) живопись восковыми красками, где в качестве связующего краски вещества используется воск. Живопись может производиться горячим способом, при котором художник энкауст пишет расплавленными восковыми красками, и они … Архитектурный словарь
- (от греч. enkáiō выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками. * * * ЭНКАУСТИКА ЭНКАУСТИКА (от греч. enkaio выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками … Энциклопедический словарь
Сегодня я хочу познакомить Вас с техникой в живописи и декоративном искусстве - "ЭНКАУСТИКА" Кому то безусловно эта техника знакома.
Собственно хочу представить Вам свою курсовую работу(дополнительную),которую сдавала в институте Б.М.Неменского на курсах повышения квалификации.
Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком
Для создания подобных рисунков понадобятся специальные нагревающиеся инструменты и цветной воск.