Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Егэ по обществознанию учить сдать. Что нужно знать и как быстро подготовиться к егэ по обществознанию

Егэ по обществознанию учить сдать. Что нужно знать и как быстро подготовиться к егэ по обществознанию

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 5 проблем выпускников, сдающих экзамены по обществознанию.

Как выяснилось, результаты этого ЕГЭ в 2016 году сопоставимы с 2015 годом: 17,6% ребят не смогли достигнуть минимального балла, на 0,7% сократилось количество выпускников, получивших более 80 баллов, и лишь 59 человек набрали 100 баллов (в 2015 году стобалльников было больше - 80 человек).

Ребята путают понятия "спрос" и "предложение"

А также не знают факторов, которые влияют на увеличение и сокращение этих категорий

Пример задания:

На графике изображено изменение предложения свежих овощей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения

S в положение S1.

(На графике: P - цена товара; Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

1. Плохой урожай.

2. Снижение доходов потребителей.

3. Повышение тарифов на энергоносители.

4. Повышение цен на фрукты.

5. Наступление отопительного сезона.

Правильный ответ: 1 - плохой урожай; 3 - повышение тарифов на энергоносители.

По мнению экспертов, иногда учащиеся и преподаватели сознательно игнорируют при подготовке к ЕГЭ такой тип заданий.

Специалисты ФИПИ предложили алгоритм для выполнения таких задач:

Школьнику нужно внимательно прочесть условия задания и понять, о чём идёт речь (об изменении "спроса" или "предложения"), ведь порой именно невнимательность влечёт за собой неправильное выполнение задания.

После нужно определить, что произошло, - "увеличение" или "сокращение".

И в конце, прежде чем дать свой ответ, следует проанализировать все предложенные варианты, соотнеся их с изменениями той или иной категории.

Из-за незнания терминологии школьники не могут решить задание, где нужно выбрать слово или словосочетание

Такие проблемы часто возникают из-за невнимательности и нежелания себя перепроверять

Одна из ключевых проблем в неправильности выполнения такого типа заданий заключается в том, что выпускники недостаточно внимательно читают требования к заданию. Типичная ошибка, допускаемая участниками, - это запись слова или словосочетания, которое употреблялось в условии задания. Средний процент выполнения - 67%.

Пример задания:

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Правильный ответ: конкретность.

Для того чтобы правильно выполнить такой тип заданий, школьнику нужно определить, каким должен быть ответ, - в одно "слово" или "словосочетание". Далее требуется выявить область знаний, из которой нужно найти это понятие (эксперты советуют обратить внимание на название таблицы и столбцов).

После провести анализ заполненной строки таблицы и затем постараться выявить в условии задачи характеристику термина.

Если требовалось записать "слово", а получилось "словосочетание", следует вспомнить, какие есть синонимы.

Проблема выбора обобщающего слова или словосочетания

Основная проблема в том, что участники не понимают требований: в ответе должно быть указано слово (словосочетание), предлагаемое в задании

Такой тип задания не смогли выполнить 53% участников, не преодолевших минимальный балл.

Пример задания:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово.

Подсистема, институт, общество, группа, личность.

Правильный ответ: общество.

Эксперты просят обратить внимание школьников на необходимость записывать требуемое слово или словосочетание именно в той форме, в которой оно прописано в задании.

Выпускники слабо разбираются в признаках государства

Для выполнения задания не только нужно знать теорию, но и понимать, что означает "родовое понятие"

Только треть выпускников правильно выполнили это задание.

Пример задания:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Суверенитет.

2. Монополия на легальное применение силы.

3. Установление цен на товары.

4. Всеобъемлющий контроль за жизнью граждан.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Право на создание общеобязательных правовых норм.

Правильный ответ: 4 - всеобъемлющий контроль за жизнью граждан; 3 - установление цен на товары.

При выполнении такой задачи требуется понимать смысл родового понятия - это такой тип термина, который полностью включает в себя объём информации остальных.

План для мини-сочинения по обществознанию:

1. В начале нужно объяснить высказывание (не менее пяти предложений).

2. После этого школьнику стоит выразить своё согласие с ним и прописать одним предложением, чем оно обосновано.

3. После этого участник приводит первый аргумент и пример в защиту своей позиции.

4. Затем пишет второй аргумент, а также пример в защиту его.

5. Заканчивает мини-сочинение выводом.

Что такое аргумент?

Это мысль участника, которая доказывает его правоту: ответ на вопрос, почему он согласен с высказыванием.

Что такое пример?

В пример участник может привести случай из жизни (может быть реальным или придуманным. - Прим. Лайфа ), истории и литературы. Пример нужно подробно прописать. Лучше всего, если он из истории, литературы, географии или СМИ.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов . В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Пять ловушек обществознания

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!"

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.


Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, "оболванивает" детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься "натаскиванием" на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?

Обсуждение

Если государственные учебники Боголюбова и Кравченко плохие, то и тесты, составленные на основе этих учебников тоже всегда будут плохими. В этом состоит основная проблема при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Единственный выход - менять базовые учебники, менять стандарты по обществознанию и менять тесты. Советую использовать для преплдавания мой учебник - Валерий Стариков "Интересное обществознание", который опубликован на российской и англоязычной Википедии:
[ссылка-1]

05.01.2019 17:15:47, Валерий Стариков

Бесполезная информация,много воды,спасибо за потраченное время

21.11.2017 18:08:06, JonikNE@

22.03.2016 22:47:59, Ашати

Комментировать статью "ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена"

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Образование профильное, кандидат философских наук. ЕГЭ по обществознанию. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Самостоятельно или курсы-репетиторы? Какие пособия стоящие (из того множества издаваемых ныне учебников и...

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (ЕГЭ по обществознанию). обществознание. А у ваших был опыт сдачи ненужных экзаменов воообще без малейшей подготовки? В прошлом году сдавала дочка обществознание. Ни дня с репетитором, на курсах и т.д., только школьные...

История и обществознание - как готовить. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Подробнее об условиях подготовки к ЕГЭ можете узнать на сайте репетиторского центра Пифагор [ссылка-1] Запись на все курсы производится через сайт.

ЕГЭ по обществознанию. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. 4 5 (1355 оценок) Оценить статью.

ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. 4 5 (1355 оценок) Оценить статью. Единый учебник истории. А возможно подготовиться к ОГЭ по обществознанию самостоятельно? Сын будет сдавать экзамен по обществознанию. Тренируемся по тестам в...

С народом.После введения ЕГЭ они набрали 5(пять)человек. Шансы бюджетного поступления с ЕГЭ получили дети из провинций.Да есть мировой опыт в конце-концов.Требования должны быть единообразны. ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена.

ЕГЭ -такая неприятная штука, которую надо как-то пережить с минимальными потерями. Понятно, что преподавателю ВУЗа или репетитору со стажем ЕГЭ не страшно - к нему не нужна подготовка, на общем уровне ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена.

Сын планирует сдавать только три ЕГЭ - русский, математика профиль и английский. Специальность выбрал давно, и другие экзамены не хочет даже рассматривать. ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. Родители: ЕГЭ не сдать без репетитора.

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (как правильно выбрать профиль для егэ). ЕГЭ по английскому: типичные ошибки и 8 советов по подготовке. ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена.

Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Мальчик в 11 классе. Если репетитор реально хороший будем ездить в любой район, либо рассматриваем занятия по скайпу.

ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. Подбор программы по ЕГЭ удобный. ЕГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку.

ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. 4 5 (1355 оценок) Оценить статью. А как ваши дети готовились к ЕГЭ по обществознанию? у нас тетя репетитор, которая сама пишет вопросы к этому экзамену, сын сказал, что все задания сделал и было...

Нужен репетитор по обществу на интенсив к ЕГЭ в этом году. Готовились с репетитором с начала года, но как-то вяло, а сейчас по У ребенка моей подруги был очень хороший репетитор по обществознанию, девочка сдала ЕГЭ на 97 баллов, хотя училась последний год в деревне...

ЕГЭ по обществознанию. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Обществознание к ЕГЭ и не только. Репетиторство. Образование взрослых. Подготовка к ЕГЭ - занятия проводятся индивидуально и в группе. получать ответы на E-mail. показывать ссылки на изображения в...

Посоветуйте пособие к ОГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Посоветуйте пособия для подготовке по русскому языку, обществознанию, истории, математике, литературе, английскому.

ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. ЕГЭ по профильной математике - всё не так плохо? Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады...

Репетитор по обществознанию, подготовка к ЕГЭ. Девушка, 22 года, набирает учеников на следующий учебный год. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: советы эксперта, вопросы и задания. Обществознание в школе и подготовка к экзамену на курсах.

Репетитор по обществознанию, а также философским дисциплинам. Помогаю подготовиться к ЕГЭ, написать доклады, рефераты и др. Подготовка к ЕГЭ - занятия проводятся индивидуально и в группе. Группы от 3-5 человек - 1500 руб. за 90 мин.(организатору группы...

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (Выбираем вариант эффективной подготовки по общаге на будущий год. На основе опыта, е посоветовать оптимальный вариант?) Эфеективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. Подготовка к ЕГЭ: изучение языка или выполнение тестов? А это значит, что корнем проблемы при сдаче ЕГЭ по английскому языку является не сам экзамен, а способ подготовки к нему.

Единый госэкзамен по обществознанию многие ученики считают достаточно лёгким. С одной стороны с ними можно согласиться: на половину вопросов в ЕГЭ по этому предмету можно дать правильный ответ, используя свои обычные житейские знания. Но вот на другую половину заданий правильный ответ можно дать, только если человек хорошо владеет материалом, умеет грамотно формулировать свои мысли. Тут-то и возникает проблема: ЕГЭ по обществознанию охватывает огромный объём материала и требует ясности, чёткости изложения (в том же эссе, например). Отсюда возникает два вопроса: Как можно быстро и хорошо запоминать необходимую информацию и как излагать свои мысли грамотно?

Для того, что бы быстро и качественно подготовится к ЕГЭ (на 85-95 баллов) некоторые темы нужно зубрить, а все остальные – правильно понимать. Знание терминов и определений позволит вам сделать ваши мысли чёткими, грамотно строить логическую цепочку. Итак, настало разъяснить вам, уважаемый читатель, как лучше всего подготовиться к ЕГЭ. Сразу оговорюсь, что для успешной подготовки вам необходимо в течении двух-трёх месяцев выделять на обществознание час своего времени ежедневно. А теперь – к делу!

В первые две недели вам нужно пройти разделы «Общество», «Духовная жизнь общества». Особое внимание обратите на темы «СМИ», «Социальные институты», «Наука», «Искусство, его формы, основные направления». Это как раз те темы, которые лучше всего выучить, темы, которые особенно пригодятся вам в части «С». Всё остальное внимательно почитайте и попробуйте объяснить другим людям: друзьям, одноклассникам, родителям. Рекомендую составить планы (задание С8) по темам «Процессы глобализации и становление единого человечества», «Культура и духовная жизнь». Кстати, на протяжении всей подготовки рекомендуется после каждого раздела выполнять тематические тесты. Очень хорошим я бы назвал для этого пособие О. В. Кишенковой «Тематические тренировочные тесты. Обществознание 2013».

Следующие две недели посвятите разделам «Познание» (этот раздел рекомендуется зубрить: там очень много важной информации), «Социальные отношения», «Человек». Особое внимание обратите на темы «Социальный статус и роль», «Отклоняющееся поведение, его формы и проявления», «Мышление и деятельность человека», «Семья и брак как социальные институты», «Поведение». Эти темы наиболее важны. Прорешайте тесты по данным разделам, напишите около 10-15 эссе на данные тематики. Помните, что всё это поможет вам при непосредственной сдаче ЕГЭ. Читайте и зубрите материал до тех пор, пока не наберёте за «А»,»В» часть максимум, то есть пока не решить все задания правильно. К слову говоря, тратя в день всего час своего времени, вы вскоре добьётесь успеха!
Оставшиеся разделы «Политика», «Право», «Экономика» требуют очень тщательного разбора и усвоения. На них нужно не менее трёх недель. Практически все темы из этих разделов важны. Очень многое из них будет необходимо при решении части «В». Особое внимание обратите на темы «Государственный аппарат и избирательные системы», «Местное самоуправление», «Правовое государство», «Экономика потребителя и производителя», «Экономические системы», «Государственный бюджет», «Безработица», «Публичное и частное право», «Федерация и её субъекты».

Ещё раз подчеркну: на последние три раздела нужно обратить самое пристальное внимание и тщательно всё выучить. Знание этих разделов необходимо, если вы намерены набрать больше 70 баллов за ЕГЭ.

Да, но не по всем предметам. Точные науки требуют дополнительного внимания, многое зависит от подготовки ребёнка на момент поступления в 10-й класс.

«Некоторые учителя математики сразу заявляют: «К профилю я вас готовить не собираюсь. Мне нужно, чтобы вы знали программу и получили аттестаты». Этой фразой они ставят стену между программой 11-го класса и заданиями ЕГЭ профильного уровня. Хотя только для трёх последних заданий нужна углублённая программа», – говорит учитель математики с 35-летним стажем и репетитор Татьяна Новикова .

Можно ли подготовиться к сдаче предмета более чем на 80 баллов, обучаясь в профильном классе и не посещая репетитора?

При желании ученика возможно всё.

«На балл, больше 80, занятий по химии в школе недостаточно. Как минимум нужно заниматься ещё самостоятельно дома. Если химия не профилирующий предмет и у вас хороший учитель, то такой подготовки будет достаточно для среднего результата, но не для поступления на бюджет в Москву», – делится мнением Александр Павлов , студент биолого-химического факультета.

Фото Натальи Малыхиной

Есть ли какая‑то альтернатива репетиторам?

Есть курсы, которые проводят сами вузы. На этих занятиях готовят к сдаче всех основных предметов. По цене дешевле, чем репетитор, но в учебной группе внимание ребёнка может рассеиваться, тогда информация не будет усваиваться должным образом.

«Я очень тщательно готовился к сдаче химии: ходил на курсы подготовки в вуз и дополнительно занимался сам. Теперь я здесь учусь. На курсах была расширенная программа: нам объясняли нюансы, которые в школе просто не входят в программу. Для тех, кто собирается дальше работать с химией, такие нюансы знать необходимо», – делится Александр Павлов.

Если в школе не дают необходимый объём знаний, можно ли подготовиться дома самому?

Задача сложная, но выполнимая. К сдаче литературы, например, преимущественно готовятся только дома. Многое зависит от самоконтроля ученика.

«Экзамен по обществознанию был единственным, к которому я готовилась сама. В результате я набрала 80 баллов. Этого хватило, чтобы поступить в экономический университет в Санкт-Петербурге на бюджет, – рассказывает Анна Аванесова , студентка СПбГЭУ. – Такой способ подходит не для всех. Нужно честно себе ответить: смогу ли я заниматься сам?»

Фото Натальи Малыхиной

Что делать, если дорогостоящего репетитора позволить не можешь, а на курсах школьник не усвоит уроки?

Репетиторством занимаются также студенты старших курсов. Знания есть, опыта – нет. Поэтому цена на их занятия заметно ниже, чем у опытных педагогов. Но часто школьникам проще найти общий язык с молодыми людьми, нежели с учителями старой закалки.

«С прошлого года я репетирую ребят к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Я стараюсь приблизить теоретический материал к реальной жизни. Не беру примеры из далёкой истории или придуманные государства. Показываю на том, что произошло буквально на днях. Эти примеры должны быть яркие, чтобы ученику хорошо запомнились», – рассказывает Анна Аванесова.

Узнав о занятиях с репетитором в школе, не станут ли учителя относиться к ребёнку строже, но учить спустя рукава?

Всё тут зависит от личности учителя. Большинство преподавателей понимают, что в старших классах репетиторы почти у всех, и это не значит, что школа совсем не нужна.

«У меня есть ученики, которые занимаются с репетиторами. Но я не отношусь к тем преподавателям, которые отворачиваются от детей, если они занимаются помимо школы. Если это общеобразовательный класс, где часов по физике мало, то ученику репетитор необходим», – признаётся Евгения Щербакова , учитель физики.

Фото из личного архива

Что главное при подготовке к ЕГЭ?

Важно, чтобы ребёнок был заинтересован в изучении какой‑либо темы, хотел сам разобраться в ней.

«В определённый момент ученик начинает просить задачи гораздо сложнее тех, что в ЕГЭ. Так было и у Серёжи Юдина (ученика Евгении, стобалльника – прим. ред.) . Он вышел на тот уровень, когда я стала подбирать ему задачи вузовских олимпиад. Его не нужно было заставлять. Если что‑то не получалось, я давала подсказку. К окончательному ответу он всегда приходил сам», – рассказывает Евгения Щербакова.

Что делать, если у моего ребёнка к 10-му классу плохая базовая подготовка по предметам, которые он должен сдавать? Это повод для паники?

Всё опять‑таки зависит от предмета и желания ученика. Гуманитарные дисциплины легче поддаются изучению, но точные науки без помощи репетиторов подтянуть будет сложно.

«Чтобы хорошо подготовиться к экзамену по русскому, нужно хорошо заниматься с 5-го класса. В 10-м и 11-м классах только один час русского языка в неделю. Этого очень мало, если у ребёнка нет хорошей базы знаний», – считает Ирина Голубева , преподаватель русского языка и литературы.

Фото Натальи Малыхиной

Как же всё‑таки сдать ЕГЭ на 100 баллов и возможно ли это?

Это реально, но сложно. 100 балов по ЕГЭ – это совокупность огромного желания ученика, возможностей родителей позволить курсы или репетитора и базы знаний, с которой школьник начинает занятия. Какая подготовка – такой результат.

«Если потратил достаточно времени на подготовку, то ты придёшь на экзамен и получишь свой отличный результат», – считает Анна Аванесова , студентка и репетитор по обществознанию.

Наталья Малыхина

Каждый из них ответил на вопросы предлагаемой анкеты от «КП», где есть ответ на главный вопрос грядущих поколений - что делать, чтобы сдать ЕГЭ на все 100? Сегодняшние герои – Дмитрий Ходосов из школы №33 и его учитель истории и обществознания.

«СИДЕЛ ЗА ПЕРВОЙ ПАРТОЙ»

Дмитрий ХОДОСОВ, на 100 баллов сдал английский язык и обществознание:

- Когда ты начал готовиться к ЕГЭ? В каком классе?

К английскому языку я особо не готовился. Просто усиленно занимался с шестого класса. Моя бабушка была учителем английского языка, и мне нравилось изучать его. В школе всегда на «отлично», участвовал в олимпиадах. Причем для поступления он мне не нужен. Я сдал его для себя, чтобы поставить точку.

К обществознанию готовился с начала 11 класса. Репетиторов не было – занимался сам по подготовительному пособию-справочнику. Книжка помогла.

- Что, на твой взгляд, самое сложное в ЕГЭ ?

В английском самое сложное задание – написать письмо другу и эссе на тему: «Что важнее в работе: талант или усидчивость с трудолюбием». Я не знал критериев оценивая, писал так, как меня учил учитель. И в обществознании эссе было непросто написать. Мне досталось про непроизводственные ресурсы. В нашем мире возрастает роль информации и знаний, связей и общения. Об этом и писал. Но материал этот я знал хорошо, поэтому и написал.

- Что нужно делать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?

Главное – большое желание. Важно верить в себя и надеяться на свои силы. Я занимался, но не зубрил, как некоторые, по пять часов каждый день. Я занимался столько, сколько мне нужно. Обществознание дома я учил три часа в неделю. Этого хватило. Изначально я хотел и знал, что напишу на 100 баллов. Хотел и по русскому языку на 100 написать, но не получилось – набрал 82 балла.

- Можно ли было списать при сдаче ЕГЭ?

Списывали, выходили в туалет. И проверяющее это видели и знали и даже обсуждали: «Вот, зайдет в туалет, посмотрит, запомнит что-то и напишет. Потом опять посмотрит». И так по несколько раз. Ученика должны выпускать в туалет. А уж что он там делает… Видел и шпаргалки у ребят. Но тоже в туалете. В классе никто не списывал. И я тем более. Я ведь сидел на трех экзаменах за первой партой. Как тут спишешь?

Либо БФУ Имени Канта на экономике. Либо в Санкт-Петербурге на экономическом факультете. Или высшая школа экономики – мой третий вариант. Уже подал во все вузы. Теперь думаю: оставаться тут, или в Петербург ехать.

«ВОПРОСЫ СОСТАВЛЕНЫ НЕКОРРЕКТНО»

Елена Михайловна ФУРСА, учитель истории и обществознания:

- Охарактеризуйте стобалльника.

Диму учу с пятого класса. Он трудолюбивый, способный, целеустремленный. Но был момент, когда он забросил историю. Я не поняла в чем дело. Учился на отлично, а тут… В 11 классе он стал больше вниманию обществознанию. Я поняла, что он определился и пошел по своему пути. Много занимался, прорешивал тесты.

- Существуют ли у вас собственные наблюдения, кто из учеников может сдать ЕГЭ на 100 баллов?

Я сразу вижу тех, кто может сдать на 90-100 баллов. Это ученики, которые все задания стараются выполнить самостоятельно, а не списать, как часто бывает у старшеклассников. Я не строгий учитель. Если дети заглядывают в интернет, что-то проверяют, сверяются, я это допускаю. Пусть посмотрят лишний раз, запомнят лучше! Нужно уметь пользоваться не только учебником.

То, что ваш ученик сдал ЕГЭ на 100 баллов, отразится на рейтинге школы? Надеетесь ли вы за это получить премию? Как другие выпускники школы сдали ЕГЭ по вашему предмету?

Я не знаю, насколько наши результаты оценят в городском комитете образования. Но я полагаю, они должны это отметить. Я бы, будь там, оценила. Всего у нас в школе 75 выпускников. 51 из них сдавали обществознание. Сдали хорошо. 98, 95, 93 балла… Класс у нас очень сильный. У нас 4 медалиста. Из 25 учеников 11 человек закончили на 4 и 5 балов. Я довольна.

Премия? Я не думала об этом, и получить не надеюсь. Думаю, не дадут.

- Чтобы вы изменили в системе ЕГЭ?

Некоторые вопросы составлены не совсем корректно. Они могут двусмысленно трактоваться. Был вопрос: «В современной рыночной экономике доминируют мелкие фирмы. Да или нет?». Как ответить? В вопросе не уточняется, о нашей стране идет речь или о мире вообще! В России они доминируют. А в мире доминируют крупные компании и предприятия.

- Сталкивались ли вы с фактами списывания на ЕГЭ?

Все годы проведения ЕГЭ в Калининградской области я была организатором в аудитории. Не наблюдала, чтобы ребята списывали, не видела, чтобы пользовались мобильниками. В кабинете бумажками не шуршат. Но это в классе. Что видят дежурные в коридорах и у туалетов – я не знаю.