Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Достоин ли сострадания мармеладов. Правда Сони Мармеладовой

Достоин ли сострадания мармеладов. Правда Сони Мармеладовой

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

30.03.2013 21012 0

Уроки 108–109
Родион Раскольников в мире униженных
и оскорбленных. Путь к преступлению

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи .

Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .

Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай
Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжетадраматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности.

«Преступление и наказание» - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мареладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами – этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковывает испуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!..» О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным.

Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармелладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание.

Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в «уезде далеком и зверском», в «нищете безнадежной». Пьянство Мармеладова не позволяет ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу сопя. «Меня распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!» - в нервном возбуждении возопил Мармеладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его.
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдаст ему на выпивку «тридцать копеек... последние, все, что было». Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома. Жалеет Мармеладова и Катерина Ивановна, хотя она и проклинает, и даже бьет его. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, «волнуясь и страдая и ломая руки». А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания - эта мысль проходит через многие произведения русской классической литературы. У Достоевского тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, по и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».
Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»). Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимается на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовых. Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».
Роман Достоевского «Преступление и наказание», с его гуманистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую доминанту, утвердил па новом историческом этапе традиционные для русской культуры этические ценности.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА) Часть 1, гл В какое время начинаются события? 2. Какое чувство испытывает герой? 3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?» 4. Какова атмосфера петербургских улиц? 5. В чем контраст портрета героя и окружающего его? 6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа? 7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки? 8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад? 9. Каково положение распивочной относительно улицы? Часть 1, гл Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя? 11. Что считает пороком Мармеладов? 12. Как выражается оппозиция «сострадание наука»? 13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну? 14. Почему Мармеладов называет себя свиньей? 15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней? 16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну? 17. В чем выразилось падение Мармеладова?

2 18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого «пьяненького»? *Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне. 19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой? 20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой? Часть 1, гл С чем сравнивает автор комнату героя? 22. Какую «работу» делает герой? 23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «ты наше всё, вся надежда, упование наше». 24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых? 25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых? 26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены? 27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата? 28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»? Часть 1, гл Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой? 30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери? 31. В чем сходство поведения Сони и Дуни? 32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

3 33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету? 34. Как характеризуется Разумихин? Часть 1, гл В связи с чем в романе упоминается зеленый свет? 36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне. 37. Какое значение имеет упоминание о кресте? 38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление? 39. С какими словами герой обращается к Богу? 40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой? 41. Как характеризуется Лизавета? 42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным? Часть 1, гл Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова? 44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка? 45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды? 46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь? 47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес». 48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни? Часть 1, гл В какую сторону направлено острие топора в момент удара?

4 50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи? 51. Какое значение имеет эпизод с ключами? 52. Как защищалась Лизавета от удара? 53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»? Итоги 1 части. Каковы причины преступления Раскольникова? Часть 2, гл В чем Раскольников видит начало «казни»? 2. С каким намерением Раскольников входит в контору? 3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу? 4. По какому поводу героя вызвали в контору? 5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком? 6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным? 7. В чем причина обморока Раскольникова? Часть 2, гл Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень? 9. Почему герой не заглянул в кошелек? 10. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина? 11. Почему не принял милостыню? 12. Какое впечатление на героя производит панорама собора? 13. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?

5 14. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки? Часть 2, гл Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову? 16. Какие услуги оказал Разумихин больному другу? Часть 2, гл Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)? *Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок подала милостыню печеной луковицей. 18. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия? 19. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия? Часть 2, гл Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки». 21. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения? 22. Какова экономическая теория Лужина? 23. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников? 24. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова? 25. Как объясняются многочисленные контакты Раскольникова с людьми его мыслями об «аршине пространства» приговоренного к смерти? 26. В чем сходство ощущений Раскольникова во время разговора с Заметовым и у двери старухи в день убийства? 27. Какое значение имеет попытка женщины утопиться? 28. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?

6 29. Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников? Часть 2, гл Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове? 31. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони? 32. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу? 33. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове? 34. Какое значение имеет время (11 часов)? 35. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова? 36. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев? Итоги 2 части. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит? Часть 3, гл Чего потребовал Раскольников от сестры? 2. Что сделал Разумихин для сестры и матери Раскольникова? 3. За что Разумихин целует руки Дуни? 4. Как выглядит Авдотья Романовна? *Сравните образы Прасковьи Павловны Зарницыной и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (Гончаров «Обломов) Часть 3, гл Какую характеристику дает Разумихин Раскольникову?

7 6. Чего потребовал Лужин от Пульхерии Александровны? Часть 3, гл Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места? 8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире? 9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками? Часть 3, гл Каково выражение глаз, лица Сони? 11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно? 12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича? Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича? 13. Как выглядит Порфирий Петрович? *Петь Лазаря лгать. Каково происхождение фразеологизма? 14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку? Часть 3, гл Как выглядит Порфирий Петрович? 16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью? 17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов? Какое слово часто встречается в его монологе? 18. В чем видит Разумихин цель развития общества? 19. Чему посвящена статья Раскольникова? 20. На какие разряды делит людей автор статьи?

8 *Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным? 21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова? 22. Как соотносятся гениальность и страдание? 23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»: Мы почитаем всех нулями, А единицами себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно *Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону? 24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках? Часть 3, гл Почему Раскольников был ошеломлен встречей с мещанином в халате. 26. О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой? 27. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню? 28. Объясните сон Раскольникова о смехе старушонки. Итоги 3 части. Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»? Часть 4, гл Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?

9 2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова? 3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни? 4. Как характеризует себя Свидригайлов? 5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова? Часть 4, гл О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин? 7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне? Часть 4, гл Что поразило Лужина в Авдотье Романовне? 9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина? 10. В чем суть проекта Разумихина? 11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей? 12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова? Часть 4, гл Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве? 14. С какой целью автор указывает точное время? 15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне? 16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне? 17. В какой «жестокости» сознается Соня? 18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых? Добился ли он нужной ему реакции?

10 19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони? 20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»? 21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой? 22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге? 23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта) 24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия? 25. О чем «мечтается» Соне во время чтения? 26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода? 27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой? 28. К какой цели Раскольников зовет Соню? Часть 4, гл Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу? 30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении? 31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени? 32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества». 33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях? 34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича? Часть 4, гл Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?

11 36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича? Итоги 4 части. С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней? Порфирием Петровичем? Часть 5, гл С какой целью Лужин поселился у Лебезятникова? 2. Как выглядит Лебезятников? 3. Как характеризуется Лебезятников автором? 4. С какой целью упоминаются система Фурье? теория Дарвина? коммуна? любовник жены? некрещеные дети? 5.С какой целью Лебезятников мог бы пойти на поминки? 6. Почему Лебезятников жалеет, что его родители умерли? 7. С какой целью упоминаются Добролюбов? Белинский? 8. Что, по мнению Лебезятникова, выше и полезнее Рафаэля и Пушкина? 9. Как собирается Лебезятников относиться к изменам жены? Часть 5, гл Какова причина «бестолковых поминок»? 11. Как относится Катерина Ивановна к людям? 12. какую обиду Катерина Ивановна не сможет простить? Часть 5, гл Как «оправдывает» Лужин «похищение» Соней 100 рублей? 14. предположите, о чем думает Раскольников во время сцены со 100 рублями?

12 15. Каким образом Лебезятников спасает Соню? 16. Как Раскольников объясняет цели Лужина? 17. Может ли Соня постоять за себя? Часть 5, гл Какой выбор не осмеливается сделать Соня? 19. В чем заметил Раскольников сходство поведения Лизаветы и Сони? 20. Что в словах и поступках Сони «размягчило» душу Раскольникова? 21. Объясните значение слов Раскольникова: «если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был». 22. Что пытается Раскольников объяснить через сопоставление себя с Наполеоном? 23. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное? 24. Как оценивают человека Соня и Раскольников? 25. В чем суть «мрачного катехизиса» Раскольникова? 26. Какой вывод делает Соня из признания Раскольникова? 27. На какие вопросы о себе Раскольников хотел получить ответ через преступление? 28. К каким выводам об убийстве пришел Раскольников? 29. Какой совет дает Соня Раскольникову? 30. В чем проявляется грех гордыни в Раскольникове? 31. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест? Часть 5, гл Какие слова Лебезятникова о сумасшествии и слезах связаны с основной проблемой романа?

13 33. С какой целью Дуня приходит к Раскольникову? 34. Как соотносятся последние слова Катерины Ивановны с эпизодом сна Раскольникова? 35. Как Свидригайлов распорядился рублей? 36. Какое значение для Раскольникова имеют намеки Свидригайлова? Итоги 5 части. С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова? Часть 6. Гл Объясните состояние Раскольникова в течение 3-х дней после смерти Катерины Ивановны. 2. Сопоставьте слова Свидригайлова о воздухе с предыдущими эпизодами. 3. Какие надежды возникают у Раскольникова после слов Разумихина? Часть 6, гл На что надеялся Порфирий Петрович в конторе (часть 4, гл. 5-6)? 5. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова? 6. Как объясняет Порфирий Петрович, почему Миколка принял меню на себя? 7. Как связывает Порфирий Петрович преступление и современность? 8. На что, по мнению Порфирия Петровича, способен Раскольников? *Какое значение имеет упоминание Шиллера? 9. Чему должен раскольников научиться у Миколки? Часть 6, гл Предположите, чего «нового» искал Раскольников в Свидригайлове?

14 11. Как Свидригайлов характеризует Петербург? 12. Предположите, чего «новенького» ждал Свидригайлов от Раскольникова? 13. С какой целью приехал Свидригайлов в Петербург? 14. Что пришлось б делать Свидригайлову, если бы он не занялся развратом? 15. К какому выводу о Свидригайлове приходит Раскольников? Часть 6, гл Как «спасала» Дуня Свидригайлова? 17. Какое впечатление на Раскольникова производит рассказ о «невесте» Свидригайлова? 18. Объясните мотивы поведения Свидригайлова с «невестой» и 13-летней девочкой из «клоаки». Часть 6, гл В чем видит Свидригайлов тождество своих взглядов с теорией Раскольникова? 20. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть? 21. Что говорит Свидригайлов о русских людях? 22. Как относится Свидригайлов к Дуне? 23. Почему Дуня отбросила револьвер? 24. Что остается Свидригайлову, когда он теряет надежду на счастье с Дуней? Часть 6, гл Какое значение для романа имеет перемена погоды? 26. На какие цели Свидригайлов дает деньги Соне? 27. Каково истинное значение для «невесты» Свидригайлова? 28. Объясните выбор автором названия гостиницы «Андрианополь».

15 29. *В романе «Идиот» положительный герой, воплощенный Христос, носит фамилию Мышки. Объясните символику сна о мыши. Почему Свидригайлов грезит об утопленнице? 30. Почему Свидригайлов намерен отправиться под куст, облитый дождем? 31. Почему Свидригайлову приснился кошмар о 5-летней девочке? 32. Что означает для Свидригайлова «поехать в Америку»? Часть 6, гл Для чего Раскольников пришел к матери? 34. Почему Раскольников не утопился в Неве? 35. в чем видит Дуня искупление греха брата? 36. Как относится Раскольников к своему преступлению? 37. Чего не произошло бы с Раскольниковым, если бы его никто не любил? Часть 6, гл Что, по мнению Сони, кроме боязни смерти, должно удержать Раскольникова от самоубийства? 39. Для чего приходит Раскольников к Соне? 40. Объясните символику эпизода с нищей. 41. С каким чувством Раскольников целует землю? 42. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания? 43. Как подействовало на Раскольникова известие о самоубийстве Свидригайлова? 44. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться? Итоги 6 части.

16 Чего ищет Раскольников от встреч со Свидригайловым? Эпилог. Глава Как меняется время действия? 2. Как меняется пространство для героя? 3. Какие факты из прошлого Раскольникова смягчили приговор? 4. Каково настроение Раскольникова в течение 9 месяцев каторги? Эпилог. Глава Какова причина болезни Раскольникова? 6. Чего стыдился Раскольников? 7. Чему бы Раскольников мог обрадоваться? 8. Объясните, почему в остроге Раскольников чувствует себя «на свободе»? 9. В чем видел Раскольников свое преступление? 10. Что удивило Раскольникова в остроге? 11. В чем обвинили Раскольникова каторжники? 12. Как относились каторжники к Соне? 13. Каково значение сна-бреда? 14. Что видит Раскольников с берега реки? 15. Что означает «воскресение» для Раскольникова? 16. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Вечерний Выпуск 13. 13 февраля 1869 г. ПЕТЕРБУРГ. Исповедь убийцы. Эксклюзивное интервью с Родионом Раскольниковым!!! Читайте на стр. 2-6. Родион Раскольников: Я не жалею о том, что признался. ЛЕТОМ 1866

10 класс 1. Ф.И.Тютчев. Лирика. 2. А.А.Фет. Лирика. 3. Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Мороз, Красный нос». 4. А.Н.Островский. «Гроза». 5. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». 6. Ф.М.Достоевский. «Преступление

Преступление и наказание: краткое содержание романа Ф.М.Достоевского Действие романа начинается в бедном районе Санкт-Петербурга, расположенном рядом с Екатерининским каналом и Сенной площадью, в 60-х

Контрольная работа по литературе для учеников 10 Б класса МШЗД за март Учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина Учитель: Лыжова Татьяна Александровна Ф.И.ученика, выполняющего работу Ребята! Контрольная работа

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) КОРОТКО О ЖИЗНИ Коротко о жизни 1821, 30 октября (11 ноября): Родился в Москве 1834-37: Учился в частном пансионе Л.И. Чермака 1843-44: Служил в чертежной Инженерного

Фёдор Михайлович Достоевский 1) К какому сословию принадлежал Ф.М.Достоевский? -разночинцы -мещане -купцы -дворяне -крестьяне 2) В каком городе родился? -Петербург -Тверь -Мценск -Орёл -Москва 3) Какова

Ест по роману Ф.М.Достоевского я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого никто из нас не знает во всем объеме и величии их,- как в святыню верю Прочитай: Узнай героя Не

Путь Родиона Раскольникова к духовному воскресению в свете библейских истин «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Идея

Уроки Достоевского. Роль эпилога в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» В чем значение эпилога в

Домашнее задание с 14.02.2018 по 24.02.2018 Домашнее задание учитель Либияйнен И.Л. Русский язык 5б 1п. 83 учить 43,440,441,443,445 2.п. 84(ознакомление) 447,448,449 Литература 1) В.Короленко «В дурном

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Сочинение на тему идея раскольникова и ее проверка Сочинения по произведению Достоевского Ф.М. Преступление и наказание Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Достоевского. Раскольников живет

Сочинение на тему прав или виноват раскольников Но то, что человек не может не согрешить, а значит, виноват перед Богом, более или менее самоочевидно. ли сумел бы столь убедительно изобразить Раскольникова

Сочинение на тему преступление и наказание родиона раскольникова с планом План-алгоритм сочинения Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Сочинения Преступление и наказание Мое отношение

СРАВНЕНИЕ МОЛЧАНИЯ В ОРИГИНАЛЕ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДOСТОЕВСКОГО И В ЕГО ПЕРЕВОДЕ НА ВЬЕТНАМСКИЙ ЯЗЫК (на основе диалогов между Раскольниковым и Соней) ThS. Ngô Thị Quyên Đại học Ngoại

Сочинение наказание преступления по закону совести в романе преступление и наказание ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Что перевесит: кровь по совести или душа, свободная от этого периода получила тема преступления и наказания,

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы? [Пример выполнения задания 17.2 на ЕГЭ по литературе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"] Произведения Ф.М. Достоевского

Сочинение на тему бесчеловечность теории раскольникова Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Тема греха

Фѐдор Михайлович Достоевский 1821-1881 «Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека. она, наоборот, торжествует именно при погружении в самые тѐмные движения человеческой

Сочинение на тему идея и натура родиона раскольникова MySoch.ru - Школьные сочинения по литературе Cочинение Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского И в том, и в другом произведении

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821 1881) Творчество Достоевского одна из высших вершин не только русской, но и мировой литературы. Как великий художник, он необычайно тонко чувствовал сложность и катастрофичность

Все это поможет раскрытию художественного метода писателя;... Мармеладова. Соня живет в большой, но чрезвычайно низкой комнате,. образов в романе, что, в свою очередь, приведет к пониманию идейного...

Сочинение на тему теория и идея раскольникова и ее крах Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Добролюбова.А сочинение было на тему краха теории Раскольникова (что- то в этом духе,с5.2). сочинений

Зырянова Е.Г. ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» г. Кемерово, учитель русского языка и литературы Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ Ф.М. Достоевский по праву считается великим русским

В Москве городской суд вынес приговор "киллеру" из Красноармейска Алексею Гурылеву, которого обвинили в убийстве 12-летней девочки. Также, приговор был вынесен и 19-летнему жителю столицы, заказчику убийства

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. Каждый год кончают жизнь самоубийством свыше 4 000 человек.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан А.П.Родионова Изучаем роман Фёдора Михайловича Достоевского

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Суицид геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ С1 и С3 Тип задания: проверка умения отвечать на проблемные

Тест по произведениям А. И. Куприна. Какой из эпизодов в рассказе «Гранатовый браслет» является кульминацией? 1. Звонок Желткова Вере Николаевне. 2.Визит брата Веры, Василия Николаевича, и мужа, Николая

Прочитайте внимательно фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (глава, часть) и выполните задания. Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом,

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Назовите и охарактеризуйте вид речи, который лежит в основе фрагмента.

Мандровный А.Н., учитель русского языка и литературы Славутичской общеобразовательной школы 1 Киевской области Тема: Пристав следственных дел Порфирий Петрович находит преступника Цель: определить место

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе по теме: «Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников

Твои мечты исполнятся в тот момент, когда ты будешь действительно готов к этому. Пока ты не готов, судьба бережет тебя. 1 Перед взлетом судьба проведет тебя через дно. Так отсеиваются случайные победители.

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» Загарских С.А. «Люби других, как себя» «Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ТЕМА: «Ершалаимские» главы романа М Булгакова «Мастер и Маргарита» - идейный центр произведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Совершенствование