Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Договор франчайзинга понятие. Франчайзинг: как заключить договор и что необходимо учесть

Договор франчайзинга понятие. Франчайзинг: как заключить договор и что необходимо учесть

Новые экономические реалии неизменно ведут к появлению современных форм взаимодействия между двумя сторонами бизнес-процесса. Одной из них является франчайзинг, который в российском законодательстве упоминается под термином «коммерческая концессия». Для отечественной экономики это явление относительно недавнее, а потому изучить договор франчайзинга бизнесменам, которые решили пойти по данному пути развития на предпринимательской ниве, следует с особым вниманием.

Что такое франшиза

Уже вполне повседневным стало такое явление, как передача права пользования собственностью другому лицу за определенную плату. Речь при этом может идти о совершенно любых предметах, начиная от автомобиля, заканчивая квартирой. Для российского обывателя в таком случае более привычным является слово «аренда». Если же говорить о бизнесе, то здесь в пользование могут передаваться товарные знаки, действующие модели предпринимательской деятельности.

Отсюда следует, что договор франшизы – это по своей сути обычная передача права пользования, предоставленная владельцем бизнес-модели за некоторую плату. Впервые данный термин был внедрен в США, и ярким примером его использования можно считать компанию МакДональдс, известную сегодня даже в отдаленных от Соединенных Штатов регионах.

Иными словами, логично будет сказать, что сторона, которая получила указанную совокупность прав, после подписания договорных отношений может заниматься изготовлением и дальнейшей продажей какого-либо вида продукции или услуг. При этом покупатель франшизы получает право пользоваться не только торговой маркой, но и технологией производства услуги или товара.

Для удобства обе стороны получили свои названия:

  • франчайзи – покупатель бизнес-модели;
  • франчайзер – продавец.

Сущность договора

Договор коммерческой франшизы имеет экономическую подоплеку: для самого коммерсанта, который предлагает приобрести права на созданную им модель бизнеса, этот способ является отличным инструментом расширения своего предприятия за счет передачи следующих возможностей:

  • право использования индивидуальных маркеров – коммерческое обозначение, товарный знак;
  • ноу-хау – технология изготовления, способ реализации, реклама.

Бонусами будут являться передача опыта, обучение персонала, информационная и иная поддержка.

С юридической точки зрения типовой договор франшизы имеет следующие характеристики:

  • форма заключения договоренностей – письменная;
  • стороны договора – пользователь и правообладатель.

В обоих случаях стороны могут быть представлены как лицами юридическими, так и физическими. Данный документ является обычно возмездным, двусторонним, консенсуальным. Заключается на некоторый срок или может являться бессрочным.

Согласно ГК РФ, договор коммерческой концессии обязан пройти процедуру регистрации в местном органе исполнительной власти, который заведует интеллектуальной собственностью.

Если данное требование не будет соблюдено, соглашение можно считать недействительным.

К чему обязывает договор

Первое, что предусматривают договорные отношения, – это предоставление всей необходимой документации покупателю франшизы, а также любой другой информации, которая может понадобиться для успешного функционирования бизнеса.

Со своей стороны правообладатель должен:

  • передать коммерческие бумаги и документацию технического порядка;
  • провести инструктаж покупателя и его сотрудников относительно пользования бизнес-моделью;
  • провести госрегистрацию договора;
  • содействовать постоянному обучению и проведению различного рода консультаций при возникновении сложностей;
  • осуществлять контроль над качеством производимой услуги или продукта.

В свою очередь ожидается, что пользователь будет выполнять такие требования:

  • использовать полученные им средства индивидуализации;
  • придерживаться качества, которое предусмотрено договором и которое соответствует стандартам, выдвигаемым правообладателем;
  • соблюдать все инструкции и указания продавца, которые касаются не только производственной технологии, но и внешнего и внутреннего оформления помещений;
  • оказывать весь спектр дополнительных услуг, которые потребитель мог бы получить, если бы воспользовался продукцией правообладателя;
  • не разглашать тайну ноу-хау;
  • предоставлять субконцессии, если это предусматривается соглашением;
  • разными способами ставить в известность потребителей продукции о том, что он использует данный товарный знак и ноу-хау на основании договора концессии.

Будет важным отметить и некоторые недостатки, которые содержит франчайзинговый договор:

  • сложности в сохранении тайны технологии производства предоставляемой услуги или товара;
  • зависимость репутации сети от убыточных франчайзи;
  • быстрый рост успешных покупателей франшизы, которые со временем склонным покидать цепочку и заниматься развитием собственного дела.

Одна из особенностей данного вида отношений заключается в том, что покупатель франшизы получает возможность продавать модель так называемым субпользователям. При этом пользователю вменяется в обязанность не конкурировать с обладателем права на бизнес-модель в рамках одной территории. Он также не может воспользоваться предложением такого же порядка, полученным от конкурирующих структур в этой же сфере. Непременным к соблюдению является условие согласования с собственником мест размещения торговых точек.

Что должен содержать документ

Договор франшизы и его основные пункты должны в обязательном порядке оговаривать ключевые моменты отношений между обеими сторонами. В частности, речь должна идти о том, что правообладатель передает в пользование франчайзи:

  • бренд всей сети;
  • товарный знак;
  • модель бизнеса;
  • ноу-хау;
  • технологию изготовления товара;
  • концепцию бизнеса.

В свою очередь покупатель получает в распоряжение лицензию на пользование товарным знаком, а также на осуществление деятельности на всех оговоренных в договоре условиях и за установленную плату.

При нарушении подписанных соглашений на покупателя возлагается ответственность в виде штрафных санкций, предписанных договором и законом в целом.

Некоторые правила заключения договорных отношений

Оформляются отношения двух сторон непременно в письменном виде. Соглашение составляется в двух экземплярах. Регистрация договора франшизы предполагает неукоснительное соблюдение всех процедур.

Требования к документу выдвигаются такие:

  • наличие подписей двух сторон;
  • подробное изложение прав, обязанностей сторон и условий контракта;
  • соответствие российским законам;
  • проверка регистрации товарного знака;
  • регистрация в Роспатенте;
  • начало деятельности.

Во избежание неточностей и недоразумений в документе непременно должны быть прописаны:

  • сроки его действия;
  • перечень передаваемых в пользование составляющих бизнеса;
  • размер и форма оплаты за передачу права пользования;
  • условия сохранения конфиденциальности;
  • обязанности участников соглашения;
  • иные пункты, которые будут сочтены необходимыми для данного вида отношений.

В изучении вопроса, что это такое – договор франчайзинга, нужно учитывать полную зависимость покупателя от своего правообладателя. Это значит, что последний, в свою очередь, может выдвинуть абсолютно любые условия пользования его проектом, с которыми покупатель волен согласиться или найти другого продавца.

К таким условиям исключительного порядка можно отнести:

  • закупку строго определенного объема товара;
  • пользование сырьем, которое поставляется установленным перечнем поставщиков;
  • требования к помещению. В частности, владелец франшизы может установить минимальную его площадь или выдвинуть условие, чтобы это вообще было отдельное здание;
  • соблюдение норм в разработке формы сотрудников и интерьера торгового зала;
  • запрет на открытие своего бизнеса такой же направленности;
  • условия окончания отношений;
  • ответственность за разглашение технологической тайны.

Если, к примеру, взять тот же Макдональдс, то, какое бы заведение вы ни решили посетить – в Москве или Уренгое, – вы увидите совершенно одинаковую картину во всех мелочах, начиная от меню, заканчивая фирменной одеждой служащих. То же касается закупки продуктов, цвета столиков и стульев, оформления фасадов. Именно по этой причине бургер, купленный в двух разных городах, будет иметь абсолютно одинаковый вкус, что и есть признаком общности сети.

Договор относительно коммерческой концессии или, как его принято называть, франчайзинга должен учитывать и маркетинговые ходы, которые будут способствовать процветанию всех звеньев сети. Для этого очень важно обсудить моменты территориального расположения нового бизнеса. Будет неразумным, если на одной незначительной территории будет наблюдаться скопление одинаковых франшиз, закупленных у одного и того же правообладателя.

Такая непредусмотрительность приведет только к потере прибыли и репутации. Лучше будет, если франчайзер заранее продумает, в каких регионах ему было бы выгодно заиметь представительства, ведь это скажется и на его прибыли в том числе.

На какой срок может быть заключен контракт

Стороны договора франчайзинга непременно должны оговорить срок, в течение которого он будет оставаться действительным. Если речь будет идти о бессрочном сотрудничестве, тогда важно обсудить все моменты, которые могут стать причиной окончания отношений. К таким нюансам можно отнести и запрет, который будет применяться к покупателю, – в течение определенного времени он не сможет открыть подобное заведение.

Если же срок все же будет оговорен, тогда важно выделить случаи, которые позволят эти отношения продлить. В таком случае перезаключить контракт на новый срок будет значительно проще. К примеру, уже не будет необходимости проверять, имеется ли регистрация товарного знака. Обязательными остаются только два условия:

  • составление соглашения в двух экземплярах;
  • регистрация в Роспатенте.

Если срок действия не указан и никакие причины расторжения договора франшизы не оговорены, любая из участниц контракта может сделать это по своему усмотрению в любое время, предварительно уведомив партнера.

Финансовая сторона

Официальное оформление сотрудничества должно четко прописывать, в какой форме и в каком размере будет произведена оплата полученного бизнес-проекта. Вариантов может быть несколько:

  • разовая оплата;
  • фиксированный взнос, который необходимо делать каждый месяц;
  • процент от получаемого дохода;
  • обязательство приобретения товара на строго установленную сумму;
  • симбиоз нескольких видов платежей.

Особенно важно этот пункт детально описать для франчайзера. С другой стороны, франчайзи также должен обезопасить себя от всех дополнительных взносов и скрытых платежей. В любом случае достичь консенсуса можно только при обоюдном обсуждении данного раздела.

Регистрация контракта

Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте делает его законным и свидетельствует о вступлении его в силу. Вся деятельность, которая велась до данной процедуры, не имеет под собой никакой юридической обоснованности и может считаться нелегальной. При этом ответственность за нарушение закона возлагается на франчайзи.

На весь процесс может уйти несколько месяцев. Вопреки отсутствию ответственности, заняться оформлением обязан франчайзер. А потому оплачивать лицензию и приступать к ведению деятельности, пока не будет пройдена регистрация, даже не имеет смысла.

Кроме того, даже если покупатель все же решит начать работать раньше, правообладатель не будет отвечать за качество производимой в этом случае продукции. При этом такое сотрудничество может быть держателем основного права собственности признано незаконным, а отношения могут быть расторгнуты по причине неправомерного использования товарного знака и бренда.

Не менее важным является факт проверки в Роспатенте, на какой промежуток зарегистрирован товарный знак, на который будет передана лицензия. Возможно, что срок заканчивается еще до того, как покупатель вступит в право владения бизнес-моделью. Особенно важно это учесть, когда подписывается договор международного франчайзинга.

Нелишним будет отметить и тот факт, что доля иностранных франшиз в российском бизнесе довольно велика. Но строится эта модель несколько иначе. Проведя ряд маркетинговых исследований, владелец бизнес-идеи начинает задумываться не над вопросом, как выделить несколько франшиз на одну страну, а над тем, как выделить одну – для одного представителя, и предоставить ему право в дальнейшем самостоятельно развивать сеть.

Важно понимать, что когда иностранный владелец заключает несколько концессионных соглашений, ему приходится контролировать их все. А вот когда речь идет об одном, тогда регулировать отношения становится гораздо проще, ведь за остальные звенья несет ответственность основной франчайзи. Так заключается договор мастер-франшизы.

Большого внимания требует и такой момент, как прекращение договорных отношений. Важно соблюдать при этом некоторые временные рамки:

  • если период действия контракта не был прописан, тогда уведомить о своем намерении отказаться от существующих договоренностей одна из сторон должна за полгода;
  • если такой период не обсуждался, тогда на эту процедуру имеется 30 дней.

Итак, как расторгнуть договор франшизы? Для этого важно знать, что правообладатель имеет возможность прервать сотрудничество в полном объеме или частично при таких обстоятельствах:

  • нарушены условия относительно качества товара;
  • не соблюдаются инструкции;
  • не выплачивается вознаграждение.

При этом владелец франшизы должен уведомить своего покупателя о некоторых нареканиях и дождаться соответствующих действий по устранению неточностей. Если требования не были выполнены или на протяжении года ситуация повторилась, он имеет право в одностороннем порядке остановить действие контракта.

Прекращается действие соглашения и тогда, когда одна из сторон признается банкротом.

Что такое франшиза: Видео

Николай Чудаков ,

руководитель, главный редактор, юридическая справочная система «Система Юрист»

В этой статье вы прочитаете:

    На что обратить внимание, заключая договор франчайзинга

    7 типичных ошибок в договоре условий франчайзинга

Образец договора франчайзинга с метками в самых уязвимых местах – это то, что необходимо изучить каждому, кто решил работать с франчайзингом.

Хотя в России франчайзинг появился почти 20 лет назад, количество судебных споров только возрастает. Все это подтверждает сложность его применения. Какие же ошибки в условиях франчайзинга чаще всего допускают коммерсанты при покупке франшизы?

Ошибка 1

Запутались в терминах

Перед тем как подписать договор, бдительный предприниматель проверяет, не противоречат ли его условия закону. Однако если вы собираетесь купить франшизу и начать бизнес под чужой торговой маркой, вас ждет сюрприз – в законе вообще нет терминов «франчайзинг», «франшиза» и подобных.

  • Договор на оказание услуг: каких ошибок надо остерегаться
Последствия . В такой ситуации можно подумать, что гражданский кодекс не содержит особых правил для условий франчайзинга, и сделать вывод, что к отношениям между франчайзером и франчайзи будут применяться только условия, которые они сами включат в договор. Однако это не так. В российском договорном праве франчайзингу посвящена глава 54 ГК РФ. Просто называется она иначе - «коммерческая концессия».

Не совпадают и термины, используемые в юриспруденции и бизнесе (таблица).

Как правильно . Во-первых, проанализируйте условия, предложенные франчайзером, чтобы исключить прямо противоречащие ГК РФ, и предложите другие, более выгодные для себя (но опять‑таки в рамках гражданского кодекса).

Во-вторых, в самом договоре можно использовать любые термины. Независимо от названия документа («договор франчайзинга», «договор о совместной деятельности»), в случае судебного спора будет оцениваться только его содержание. Если суд увидит, что по договору одна сторона передает другой стороне комплекс исключительных прав, включая права на товарный знак, ноу-хау и прочее, для использования в определенной сфере предпринимательской деятельности, то применит нормы, относящиеся к договору коммерческой концессии.

Ошибка 2

Франчайзи расплатился до регистрации договора в Роспатенте

Коммерческий франчайзинг подразумевает передачу франчайзи товарного знака и технологии ведения бизнеса, отработанной фирмой-франчайзером. Поэтому договор франчайзинга, как и изменения к нему, должен быть зарегистрирован в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 и ст. 1036 ГК РФ). Наши предприниматели нередко считают регистрацию формальностью, которая только мешает бизнесу (она может занимать несколько месяцев). Однако на самом деле незарегистрированный договор - мина замедленного действия.

Последствия . Во-первых, такой договор считается ничтожным (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Это может оказаться на руку как вашим конкурентам, так и самому франчайзеру. Если он окажется недобросовестным и решит прекратить сотрудничество с вами раньше срока окончания договора, он может обратиться в суд и заявить о ничтожности договора. В результате у франчайзера не будет обязанности вести с вами бизнес. Вы же сможете только вернуть перечисленные франчайзеру платежи и взыскать проценты на сумму этих платежей. А вот прочие расходы, связанные с запуском нового бизнеса, возместить не удастся.

Правда, если договор заключен после 1 сентября 2013 года, оспорить его будет немного труднее. В частности, франчайзер больше не сможет сослаться на недействительность договора, если уже начал его исполнять (например, получил от вас хотя бы один платеж). А вот конкуренты должны будут доказать в суде, что ваш договор с франчайзером нарушает их права.

  • Анализ конкурентной среды, Или как запустить бизнес-разведку

Во-вторых, даже если договор будет благополучно зарегистрирован, в дальнейшем могут возникнуть споры о ситуациях, возникших в период между моментом начала работы и моментом завершения процедуры регистрации. Например, если покупатель пожалуется на качество товара, приобретенного в этот период, франчайзер может попытаться увильнуть от ответственности, предусмотренной ст. 1034 ГК РФ, сославшись на то, что товар вы продали в тот момент, когда договор еще не действовал.

Как правильно. Во-первых, выясните, на кого договором возложена обязанность обеспечить его регистрацию. Как правило, это обязан сделать франчайзер (п. 2 ст. 1031 ГК РФ). Если в документе написано обратное (что зарегистрировать его должны вы), предложите контрагенту исключить это условие. Кроме того, прямо укажите в соглашении, что обеспечить регистрацию должен франчайзер(рисунок, п. 2.1 договора), приведите конкретные сроки, когда он должен передать все документы в Роспатент, и установите, что за нарушение этих сроков он должен выплатить вам штраф в таком‑то размере.

Во-вторых, если обстоятельства все же вынуждают начать деятельность до того, как контракт будет зарегистрирован, укажите, что его условия распространяются на период с момента подписания или фактической передачи пользователю комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, до момента регистрации (рисунок, п. 5.1 договора). Так поступить позволяет п. 2 ст. 1028 ГК РФ - в нем нет условия о том, что договор коммерческой концессии действует только с момента госрегистрации.

  • Структура отдела продаж: инструкция для руководителя

В-третьих, если франчайзер уклоняется от регистрации (хотя по договору это его обязанность), вы можете обратиться в суд и потребовать зарегистрировать сделку. И суд вправе вынести решение, на основании которого соглашение будет зарегистрировано.

Ошибка 3

Франчайзи не проверил в Роспатенте регистрацию товарного знака

Договор позволяет франчайзи вести бизнес под уже известным товарным знаком, который должен быть зарегистрирован в Роспатенте (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). На изобретение, промышленный образец или полезную модель должен быть выдан патент.

Последствия. Если знак не зарегистрирован, то ни франчайзер, ни франчайзи не защищены от неправомерного его использования третьими лицами. Иными словами, конкурент может открыть магазин или производить продукцию с той же маркировкой, и вы не сможете ему это запретить. Пострадает ваша деловая репутация и снизится прибыль.

Такие же последствия наступят, если срок действия исключительного права на изобретение, промышленный образец или полезную модель истечет в период действия договора франчайзинга.

Как правильно . До подписания договора потребуйте у франчайзера копию свидетельства Роспатента, подтверждающего исключительное право на товарный знак. Если франчайзер не представит такой документ, откажитесь от приобретения принадлежащих ему исключительных прав.

Срок действия исключительного права важно проверить по следующей причине

Может случиться так, что в период исполнения договора истечет срок действия исключительного права франчайзера на товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение. Проще говоря, франчайзер может потерять право на саму торговую марку, ради которой вы купили франшизу. В этом случае договор автоматически прекращается. Франчайзер может предложить поменять прекратившееся право на новое, однако вы не обязаны на это соглашаться. Если вы считаете, что работа под новым товарным знаком будет менее выгодной, можете потребовать расторжения договора и компенсации убытков.

Наконец, возможна еще одна ситуация: в ходе исполнения договора истек срок действия патента на изобретение, промышленный образец или полезную модель. В таком случае договор сохранит свою силу, но вы сможете потребовать у франчайзера уменьшить размер вознаграждения. Если же он не согласится, вы вправе обратиться в суд.

Ошибка 4

Франчайзер ограничивает франчайзи в выборе поставщиков.

Закон не дает прямого разрешения франчайзерам включать такие условия в договор.

Однако они часто ссылаются на обязанность франчайзи «обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем» (ст. 1032 ГК РФ). Умелый франчайзер может разработать такие стандарты, что для их соблюдения вам придется иметь дело только с узким кругом поставщиков.

Последствия. Цены у таких компаний могут быть выше, чем у других. Таким образом, вы будете нести дополнительные расходы, которых не планировали в момент заключения договора.

Как правильно . Предусмотрите условие о праве франчайзи покупать сырье и материалы у других поставщиков, если продукция будет соответствовать стандартам франчайзера. Включите в договор ссылку на эти стандарты, но сначала убедитесь, что они сформулированы корректно и позволяют работать с широким кругом поставщиков.

Аналогичная ситуация может возникнуть и с арендой площади: часто франчайзеры приобретают помещения в собственность и требуют, чтобы франчайзи арендовали именно их. Поэтому в договоре стоит зафиксировать, что вы имеете право самостоятельно найти место для работы. В этом случае заранее выясните требования франчайзера к помещению (например, франчайзер может потребовать открыть кафе на улице с потоком пешеходов не ниже определенной величины).

Ошибка 5

В договоре не определена территория, на которой франчайзи будет работать

Закрепить такую территорию позволяет п. 1 ст. 1033 ГК РФ, однако это не обязательное условие.

Последствия. Может оказаться, что в одном и том же регионе будет открыто несколько одинаковых франшиз одного правообладателя, в результате повысится уровень конкуренции и бизнес конкретного франчайзи может стать не столь прибыльным. В некоторых случаях даже сам франчайзер может конкурировать со своим франчайзи.

Как правильно. Укажите в договоре расположение предприятия франчайзи, конкретные границы территории, на которой он может вести деятельность, чтобы не создавать конкуренцию внутри франчайзинговой системы. Используйте следующую формулировку: «Правообладатель обязуется не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории».

Формулировка в данном случае очень важна. Дело в том, что закон прямо запрещает включать в договор условие, которое очень похоже на приведенное выше, но означает совсем другое.

А именно - условие о том, что франчайзи «обязан продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории» (п. 2 ст. 1033 ГК РФ ).

Недобросовестный франчайзер может включить в договор именно такую формулировку, сообщив франчайзи, что это условие закрепляет за ним определенную территорию. Потом этот франчайзер продаст франшизу вашим конкурентам, и это не будет считаться нарушением договора.

Ошибка 6

Не конкретизирована ответственность франчайзера

Обязанности правообладателя перечислены в ст. 1031 ГК РФ. В частности, он должен обеспечить госрегистрацию договора франчайзинга и предоставлять франчайзи консультационную и техническую поддержку. Однако ГК РФ не устанавливает конкретных мер ответственности за нарушение франчайзером этих обязанностей.

Последствия. Если в договоре обязательства франчайзера не конкретизированы, вы не сможете потребовать их выполнения.

Как правильно . Укажите в договоре, что за нарушение определенных условий франчайзер уплачивает неустойку (штраф в твердом размере или пени в процентах за каждый день периода нарушения). Максимально подробно перечислите и сами действия (бездействие), за которые франчайзер несет ответственность, и размер санкций.

Ошибка 7

В договоре не указаны конкретные сроки его окончания

На первый взгляд кажется, что именно бессрочный договор гарантирует обеим сторонам долговременное сотрудничество. На самом деле это не так.

Последствия . Если договор бессрочный, то франчайзер (как и франчайзи) может расторгнуть его по собственному желанию, уведомив другую сторону за шесть месяцев. Причем в самом договоре может быть предусмотрен более длительный срок предупреждения.

Как правильно. Если вы планируете долговременное сотрудничество, договор нужно заключить на определенный срок. По истечении этого срока у вас будет важная гарантия - преимущественное право заключить договор на новый срок.

Николай Чудаков – специалист в области налогового и гражданского права. Работал в должности главного редактора таких профессиональных изданий, как «Арбитражная практика», «Налоговые споры: теория и практика», «Документы и комментарии».

ЮСС «Система Юрист» - первая юридическая справочная система практических разъяснений от судей. Официальный сайт - www.1jur.ru

В этом материале:

Граждане часто сталкиваются с арендой жилья, автомобилей, различного вида площадей и это стало привычным в повседневной жизни. В коммерческой деятельности могут передавать право пользования товарными знаками и моделями разработанного действующего бизнеса. Для этого существует отдельная форма документа – договор франчайзинга. Процедура отработанная, но сложная, имеющая множество нюансов.

Франчайзинг

Передача права, привилегия для определенного лица, которую предоставляет владелец пользователю на время за конкретную плату. Термин появился впервые в Америке и самым ярким и известным примером такого соглашения может служить сеть быстрого питания Макдональдс. Точки принадлежат разным хозяевам, но они узнаваемы по бренду, форме служащий, оформлению залов и другим элементам.

В законодательстве РФ термин «договор франчайзинга» отсутствует. Ему соответствует Договор коммерческой концепции и некоторый договора заменяются лицензией. Соответственно стороны, заключающие договор, именуются:

  • франчайзи – пользователь;
  • франчайзер – правообладатель.

Форма заключения договора и порядок его оформления имеют утвержденную форму, прописанную в своде законов РФ.

Пункты договора франчайзинга

На основании заключенного договора коммерческой концепции, в пользование компания может передать право на использование:

  • бренда компании;
  • товарного знака;
  • бизнес-модели;
  • технологий производства;
  • секретные ноу-хау;
  • концепции фирмы.

Пользователь получает лицензию на использование товарного знака известной фирмы и деятельности под брендом компании на строго оговоренных условиях и за определенную плату. В случае нарушения любого из пунктов договора, предприниматель несет материальную ответственность в виде штрафов, предусмотренных как самим договором, так и законом.

Правила оформления договора

Договор коммерческой концепции может заключаться предпринимателями и юридическими лицами. Оформляется он в письменной форме в 2 экземплярах и регистрируется в Роспатенте. В нем оговариваются все права и обязанности сторон по передаче прав пользования коммерческих и производственных технологий на объект договора. Процедуру можно разделить на основные требования по оформлению:

  • документ в двух экземплярах;
  • подписи обеих сторон;
  • подробное перечисление прав и условий пользования;
  • соответствие законам РФ;
  • проверка регистрации товарного знака;
  • регистрация в Роспатенте;
  • начало деятельности.

Поскольку любая неточность может привести к отрицательным результатам, то в договоре в обязательном порядке должны быть указаны:

  • сроки действия договора;
  • все пункты передаваемых прав деятельности;
  • форма и размер оплаты за право использования данной лицензии;
  • условия на сохранения секрета технологий;
  • обязанности обеих сторон;
  • другие пункты, которые объект договора посчитает необходимыми для исполнения.

Правообладатель, передавая право на использование товарного знака, может поставить различные условия, которые обязан выполнять пользователь, это:

  • закупка товара у него на определенный объем;
  • использование сырья от конкретных поставщиков;
  • минимальный размер помещения и даже отдельно стоящее здание;
  • четкое соблюдение фирменных разработок по форме служащих и интерьеру;
  • расположение заведения на улице с определенным потоком потребителей;
  • запрет на создание собственного аналогичного бизнеса;
  • условия прекращения договора;
  • ответственность за разглашение и использование секретных технологий для другого производства.

Например, в договоре на открытие точек быстрого питания под маркой Макдональдс оговорены все мелочи по ведению бизнеса, оформлению залов. Посетив любой объект компании, независимо от владельца, вы не заметите отличий. В договоре прописаны все мелочи, от поведения и фраз обслуживающего персонала, до размера столов и цвета стульев. Продукты и посуда закупаются у определенных поставщиков. Размеры помещения не могут быть меньше указанного, фасад оформлен в строгом соответствии разработанным образцам.

Срок действия договора

При заключении договора надо обязательно указать срок его действия. Если применяется формулировка бессрочного сотрудничества, то необходимо четко оговорить все условия прекращения совместной деятельности для каждой из сторон. Сюда входит и запрет для пользователя после прекращения работы по лицензии открывать в течение определенного времени аналогичный бизнес, использовать секреты в личных целях и другие моменты.

Когда указан конкретный срок действия, то такое соглашение должно оговаривать условия возможного продления сотрудничества. Такое заключение последующего договора будет упрощено. Объект может перезаключать договор, не проверяя, имеется ли регистрация товарного знака и условия для выполнения других пунктов, поскольку они неизменны. Остается обязательным оформление в двух экземплярах и в Роспатенте.

При неуказанном сроке прекращения действия договора, любая сторона может сделать это в одностороннем порядке в любой момент. Достаточно известить письменно партнера за 6 месяцев. В договоре может быть указан более длительный срок, но это не имеет в данном случае законного основания.

Оплата франшизы

Документ должен содержать точное указание форм и размера оплаты за использование бренда и бизнес-модели. Это может быть:

  • разовая выплата;
  • процент от дохода;
  • фиксированный ежемесячный взнос;
  • обязательство закупки товара на определенную сумму;
  • несколько видов расчета.

В правильном оформлении этого пункта заинтересован правообладатель. С другой стороны, такое прописанное во всех тонкостях соглашение ограждает объект лицензионной деятельности от вымогательства дополнительных оплат.

Регистрация в Роспатенте

Только с момента регистрации договора в Роспатенте он становится законным. Вся деятельность может расцениваться как незаконная, если она проводилась до того, как сделана регистрация и на него могут подать в суд. Правообладатель при этом никакой ответственности не несет.

Регистрация документов может продлиться несколько месяцев. Оформлять ее обязан франчайзер. Если в документе на сотрудничество указан пользователь, то он вправе потребовать исключить этот пункт, поскольку это нарушение закона (ст. 1031 ГК РФ). Сроки подачи документов на регистрацию в Роспатенте также оговорены в данной статье. Оплачивать лицензию до полного оформления и начинать работать не стоит.

В период до вступления в силу договора правообладатель не несет ответственности за качество товара, поскольку документы полностью не оформлены и франчайзи действует незаконно. В любой момент сотрудничество может быть разорвано и объект предпринимательской деятельности будет обвинен в неправомочном использовании бренда. Из затрат на развитие бизнеса он сможет востребовать только оплату за пользование лицензией.

Если регистрация не завершена, то пользователь остается уязвимым для конкурентов. Любой из них может подать в суд и потребовать закрыть предприятие. При уклонении правообладателя от регистрации, можно обратиться в суд и он примет решение о регистрации договора. Статья 1028 ГК РФ позволяет в случае необходимости начать деятельность до полного оформления договора, внести это условие в документ.

Обратите внимание на моменты в договоре


Часто незначительные на первый взгляд пункты документа могут привести к серьезным последствиям.

Терминология

Многие слова, употребляемые предпринимателями и юридическими лицами повседневно, отсутствуют в законодательных документах. Поэтому надо проверить текст договора на строгое соответствие терминологии ГК РФ. Глава 54 российского договорного права посвящена франчайзингу, но называется такая деятельность «Коммерческой концепцией».

В самом документе отношения сторон можно определять любыми терминами. В случае судебных разбирательств учитываться будет только содержание. Однако договор сложный и значение слов желательно использовать правильно. Соответствие их утвержденным на территории страны названиям упростит любое разбирательство и исключит двусмысленность.

Регистрация товарного знака

Необходимо проверить в Роспатенте, на какой период зарегистрирован правообладателем товарный знак, на который передается лицензия. Возможно, что срок заканчивается задолго до времени сотрудничества с компанией. Тогда любой предприниматель может оформить право использования бренда на себя и рядом с вами начнет оказывать под тем же логотипом некачественные услуги или продавать бракованный товар. Ваша репутация, а значить и прибыль, будут потеряны.

Дополнительно пользователь может быть привлечен к ответственности за незаконное использование теперь уже чужой торговой марки и оштрафован. Торговая точка в таком случае будет закрыта.

Территория деятельности

Во избежание большого скопления аналогичных предприятий на определенном участке и высокой конкуренции, следует оговорить территорию деятельности пользователя и ограничение на ней права расположения аналогичных заведений. При фиксированной оплате, правообладатель может продать лицензии нескольким бизнесменам, заведения которых расположены рядом. В такой ситуации франчайзи будет терять в доходах, и терпеть убытки при обязательной оплате по договору.

Ответственность правообладателя

В договоре следует подробно прописать обязанности по сотрудничеству франчайзера. Тогда можно потребовать их выполнения. При передаче прав на использование товарного знака, правообладатель берет на себя определенные обязательства по предоставлению документации на технологию изготовления, маркетинговый план, другие элементы для ведения предпринимательской деятельности.

Выбор поставщиков

Условия договора, включая требования к качеству, могут быть составлены таким образом, что пользователь обязан закупать материалы у конкретных поставщиков. При этом цены у них завышены и это ведет к дополнительным затратам.

Для обеспечения должного уровня качества продукции, достаточно внести в договор статьи стандарта, которым соответствует продукция. В этом случае франчайзи может закупать сырье в удобном для него месте, и обязан обеспечить уровень качества компании владельца марки.

Для самостоятельного подбора и сравнения бизнеса предлагаем воспользоваться простой формой поиска: вы можете ввести любое название или сумму денег, которую готовы инвестировать в собственное дело.

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! В этой статье мы подробно расскажем, что такое франшиза и как она работает , а также поясним суть франчайзинга простыми словами.

Многие, решаясь заняться собственным бизнесом, сталкиваются с такой его формой, как франчайзинг (бизнес по франшизе) . Но начинающие предприниматели имеют мало знаний и смутное представление об этом способе организации своего дела.

Из статьи станет известно:

  • Что такое франшиза и франчайзинг в бизнесе — в чем их различия;
  • Какие виды и типы франшиз существуют;
  • В чем преимущества и недостатки бизнеса по франшизе;
  • Каковы примеры очень успешных и прибыльных франшиз.

Информация, изложенная в этой статье, будет полезна как тем людям, которые только думают об открытии собственного дела, так и тем, кто хочет расширить бизнес.

Итак, начнём!

Франшиза и франчайзинг: что это такое, в чем разница, каковы плюсы и минусы открытия бизнеса по франшизе — обо всем этом мы расскажем в данном выпуске простыми и понятными словами

Слово «франшиза» произошло от французского «franchise» , что означает «льгота» и «привилегия» .

Франшиза (от англ. franchise) — это вид соглашения, по которому одной стороной передаются, а другой – приобретаются права на модель ведения бизнеса, использование технологий и товарных знаков.

У этого термина есть и синоним – коммерческая концессия , однако он употребляется реже.

1.1. Что такое франшиза простыми словами - описание термина + принцип работы на реальном примере

Если переформулировать это определение таким образом, чтобы оно было еще более понятным, то франшиза – это покупка права на открытие бизнеса под маркой какой-либо известной торговой марки. При этом используют не только торговую марку, но и технологии – как производства, так и ведения продаж, – а также концепцию ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, покупается фактически готовый бизнес, окупаемость и прибыльность которого уже проверены на практике.

Франчайзер и франчайзи — кто это?

Та сторона, которая покупает право на продажу товаров и услуг под определенным брендом, именуется франчайзи . Сторону, продающую такое право, называют франчайзером .

Как это действует на практике?

Например , некто Андрей хотел бы начать работать на самого себя и заняться бизнесом. Для этого он либо .

Собрав некоторую сумму денег, Андрей решает купить франшизу ресторана быстрого питания. Так он приобрел статус франчайзи.

Организовав такой ресторан в своем городе, Андрей вскоре начал получать доходы, которых у него не было во время работы на других предпринимателей.

Теперь он может открыть целую сеть таких ресторанов быстрого питания в своем городе.

1.2. Сопутствующие термины, касающиеся франчайзинга

Для того чтобы лучше разбираться в этом вопросе, необходимо знать и другие термины, которые имеют прямое отношение к франшизе и франчайзингу.

Несмотря на то, что в нашей стране первые договоры франшиз начали заключаться относительно недавно, в мире это распространенная практика – и существует общепринятая терминология, которая делает подобные договоры и отношения между франчайзи и франчайзером максимально понятными и прозрачными.

Прежде всего, поскольку под франшизой понимают передачу лицензии, нужно знать, что же это такое.

В данном случае лицензия – это передача прав, которыми обладает франчайзер (ноу-хау, технологий, программного обеспечения и т.д.).

При этом ноу-хау – это любые сведения (касающиеся производства, реализации продукции, организации бизнеса и т.п.), которые обладают коммерческой ценностью, поскольку известны только их обладателям.

То есть, под ноу-хау понимаются секреты ведения бизнеса или производства, на которых построен тот или иной бизнес.

Документы, с помощью которых передается и покупается право на использование того или иного товарного знака, могут называться по-разному, при этом имея один смысл:

  • договор франчайзинга;
  • лицензионный договор;
  • договор коммерческой концессии.

Когда такое право покупается, покупатель (или франчайзи) делает так называемый паушальный взнос - это платеж за покупку франшизы . Если речь идет о товарном франчайзинге, то вместо внесения взноса договор может предусматривать покупку определенного товарного запаса .

Часто договор заключается таким образом, чтобы периодически требовалось его продление. Тогда паушальный взнос платится каждый раз при продлении договора.

Помимо паушального взноса, франчайзи должен выплачивать роялти .

Что такое роялти в франшизе — описание термина

Под роялти понимают те платежи, которые являются периодическими и выплачиваются на протяжении всего срока действия договора франшизы. Это могут быть фиксированные суммы или определенный процент от прибыли бизнеса.

В товарном франчайзинге в качестве роялти выступает периодическая закупка товаров.

Когда договор подписан, франчайзи получает франчайзинговый пакет . Он может быть как в печатном виде, так и в электронном . В такой пакет входят все документы и материалы, с использованием которых франчайзи может легко и быстро начать бизнес.


В франчайзинговый пакет обязательно входят:

  • политика франчайзинга;
  • руководство по управлению бизнесом;
  • паспорт стандарта фирменного стиля;
  • все необходимые правовые документы.

Также могут прилагаться пособия, необходимые для правильной работы персонала, программное обеспечение и т.д.

Франчайзер заинтересован не меньше франчайзи в том, чтобы набор документов был максимально полным – ведь от правильности организации бизнеса под его торговой маркой зависит репутация и популярность всего бизнеса.

Дорожащие своей деловой репутацией франчайзеры очень ответственно подходят к формированию франчайзингового пакета.

Возьмите на заметку!

Человек, который хочет стать франчайзи и ищет наиболее интересное предложение, может ознакомиться с компаниями, предлагающими заключить договор франшизы, на соответствующих ресурсах с полным каталогом франшиз .

Всегда можно найти информацию как о самих компаниях, так и о стоимости заключения договора, паушальных и периодических взносах, сумме необходимых вложений для старта, а также контакты , по которым можно связаться с представителями компаний для обсуждения деталей сделки.

Начинающий бизнесмен может как просто приобрести франшизу и открыть по ней бизнес, так и мастер-франшизу , по которой он станет единственным владельцем права на ведение выбранного им бизнеса на определенной территории (например , в городе, области, округе и т.д.).


«Франшиза» и «франчайзинг» — в чем разница между этими понятиями?

2. Франшиза и франчайзинг — это одно и то же или нет?

Очень часто люди, не имеющие экономического образования, путают понятия «франшиза» и «франчайзинг» . Но уметь различать эти два понятия необходимо – особенно тем, кто хочет заключить договор франшизы.

Под термином «франшиза» подразумевается само приобретение права на реализацию товаров или услуг под определенной торговой маркой.

Нередко слово «франшиза» бывает заменено на «франчайзинговый пакет» . Хотя, фактически, сначала происходит подписание договоры франшизы, после чего следует получение франчайзингового пакета компании. Состав франчайзингового пакета строго оговорен в договоре и может обсуждаться при его подписании.

Франчайзинг: что это такое — обзор понятия простыми словами

Франчайзинг - это процесс создания, построения и ведения бизнеса на условиях договора франшизы.

Таким образом, франшиза выступает в качестве предмета отношений между франчайзером и франчайзи, а франчайзинг означает ведение бизнеса на условиях компании-франчайзера.

Какие бывают франшизы — 7 основных видов и типов

3. Виды и типы франшиз — 7 основных разновидностей

Поскольку ведение бизнеса по договору франшизы применяется уже на протяжении достаточно долгого времени, сложилось несколько различных видов франшиз. Они могут отличаться по степени вовлеченности в управление бизнесом со стороны франчайзера, по форме оплаты договора франшизы, по месту изготовления продукции, которую реализует франчайзи и т.д.

Таким образом, каждый, кто хотел бы работать по договору франшизы, может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.

Вид 1. Классическая, или стандартная франшиза

Это – франшиза, к которой прибегают чаще всего в мире. Как правило, такой договор подразумевает внесение паушального взноса, а также наличие периодических отчислений в пользу франчайзера.

При этом франчайзер имеет право контролировать процесс ведения бизнеса франчайзи и вносить свои коррективы. Он также может проверять соответствие бизнеса, построенного франчайзи по лицензионному договору, требованиям, правилам и кодексам торговой марки.

Вид 2. Свободная франшиза

На территории Российской Федерации получили наибольшее применение именно такая форма коммерческой концессии.

Отличительная особенность свободной франшизы – это невысокий размер роялти и большая свобода действий для франчайзи.

Таким образом, предприниматель практически не контролируется франчайзером и имеет возможность вести свой бизнес и развивать его самостоятельно.

Вид 3. Импортозамещающие франшизы

В последние годы, по причине введения экономических санкций применительно к России, становится все более популярной покупка импортозамещающих франшиз . Спрос на них объясняется очень просто – потребители в нашей стране привыкли к товарам и продуктам европейского производства, которые обладают высоким качеством.

Поскольку ввоз в наше государство и реализация некоторых таких товаров и продуктов теперь запрещены, российские предприниматели стремятся попасть на этот рынок и предложить потребителям аналогичные товары, но изготовленные в Российской Федерации.

Таким образом, при покупке франшизы приобретается технология производства определенных товаров и услуг, а само производство происходит на территории нашей страны . Это очень выгодно и позволяет не только обеспечить наших граждан необходимыми им вещами и продуктами, но и получать за счет этого хорошую прибыль.

Вид 4. Серебряная франшиза (бизнес под ключ)

В этом случае речь идет о покупке действительно готового бизнеса , в создание и раскрутку которого не требуется вкладывать время и деньги. Обладатель той или иной торговой марки самостоятельно открывает филиал своей компании в том или ином городе, а затем продает этот бизнес франчайзи. Как правило, в этом случае присутствуют ежемесячные платежи – проценты от прибыли филиала .

Это очень удобный способ начать собственный бизнес для тех, кто не имеет большого опыта предпринимательской деятельности. Прежде всего, поскольку отсутствует вероятность сделать ошибку на этапе открытия предприятия, а также исключается возможность несоответствия созданного бизнеса стандартам торговой марки.

При покупке серебряной франшизы можно немедленно приступать к работе и получению доходов.

Вид 5. Бизнес в аренду

Некоторые франчайзеры предпочитают сдавать бизнес в аренду . В этом случае выгода франчайзи заключается в том, что ему не нужно самостоятельно создавать и строить бизнес, а выгода франчайзера – в возможности получать ежемесячный доход, не расходуя время на управление бизнесом. Кстати, о том , мы уже писали в одной из наших публикаций.

При этом договор франшизы оговаривает, какой процент от дохода получает франчайзер, а какой – достается франчайзи. Это взаимовыгодное сотрудничество и вариант, подходящий начинающим предпринимателям.

Вид 6. Золотая франшиза (мастер-франшиза)

Те люди, у которых уже есть опыт в ведении бизнеса и которые хотят работать «по-крупному», могут приобрести так называемую «мастер-франшизу» .

Заключая такой договор, франчайзи получает монопольные права на бизнес в определенном регионе или городе.

Разумеется, стоимость подобной лицензии очень высока , однако в дальнейшем эти расходы обязательно окупятся – ведь предприниматель сможет открыть сеть компаний в этом регионе и оставаться единственным представителем торговой марки на обозначенной в договоре территории.

Вид 7. Корпоративная франшиза

Данный договор коммерческой концессии идеально подходит для неопытных бизнесменов. Он предполагает, что владелец торговой марки будет контролировать развитие бизнеса и сможет вести его на собственных условиях.

Возможностей вносить какие-либо свои изменения для франчайзи невелики. Однако новичку будет проще научиться вести дела под руководством опытной команды профессионалов.

При выборе вида франшизы необходимо оценить свои финансовые возможности, амбиции и опыт по ведению бизнеса. В любом случае, при таком многообразии типов франшиз выход всегда найдется – даже для тех, у кого небольшие стартовый капитал и опыт.


Бизнес по франшизе — основные плюсы и минусы

4. Преимущества и недостатки бизнеса по франшизе

Люди, которые хотели бы стать предпринимателями за счет покупки франшизы, часто задают себе одни и те же вопросы:

  • насколько это рентабельно?
  • есть ли смысл вкладывать деньги, силы и время во франчайзинг?
  • каковы достоинства и недостатки такого бизнеса?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно подумать над плюсами и минусами открытия бизнеса по франшизе.

Плюсы (+ ) открытие бизнеса с помощью франшизы

Есть пять главных достоинств франчайзинга для покупателя франшизы.

Плюс 1. Минимальный риск при ведении бизнеса

Когда предприниматель решает начать свой бизнес, всегда существует вероятность провала – может быть неверно оценена привлекательность товара или услуги для потребителей и т.д. Однако в случае с франшизами такое практически невозможно – ведь начинающий коммерсант получает полную инструкцию по развитию успешного бизнеса .

В результате, если все сделать в соответствии с инструкциями, прибыль не заставит себя долго ждать. Путь, который предстоит пройти франчайзи, уже был пройден до него владельцем торговой марки – и он гарантированно принесет доход.

Плюс 2. Узнаваемость торговой марки

Немало средств, если компания создается «с нуля» , уходит на ее раскрутку и рекламу бренда. Когда речь идет о франшизе, такие расходы не потребуются – ведь торговая марка уже хорошо известна потенциальным потребителям товара или услуги.

В этом случае компания уже имеет положительную репутацию, поэтому при работе франчайзи может использовать образ, который уже завоевал доверие людей и известен на рынке.

Плюс 3. Скорое получение прибыли

Поскольку отпадает необходимость в рекламе и времени на раскрутку компании, первая прибыль будет получена очень скоро после открытия предприятия по договору франшизы. И это не просто красивые слова , а подтвержденный практикой факт .

Так, когда в Москве открылся McDonalds, в первый день его работы несколько тысяч человек заняли очередь в это заведение еще до его открытия.

Поэтому не нужно переживать о том, как прожить первое время пока бизнес на стадии развития – первые доходы будут получены очень быстро. В отдельной статье мы также писали, и какие способы дополнительного заработка возможны в свободное от основной работы время.

Плюс 4. Минимальные расходы на рекламные кампании

Львиная доля расходов при открытии любой компании приходится на рекламу . Кроме того, не так-то просто найти действительно хороших специалистов, которые смогут привлечь к компании максимальное число потребителей. Более того, успех или во многом определяется тем, насколько она в состоянии удерживать своих клиентов.

Договор франшизы позволяет избежать всех этих расходов и головной боли для бизнесмена. Франчайзеры снабжают своих франчайзи полным пакетом документов для открытия и ведения бизнеса, и в этот пакет входят полные рекомендации по ведению успешных рекламных кампаний и всевозможных мероприятий.

Плюс 5. Возможность получения поддержки и прохождения обучения

Обычно, начиная собственный бизнес, человек оказывается один на один с этой ситуацией. Ему не у кого попросить помощи или совета. При заключении договора коммерческой концессии все иначе – в успехе франчайзи заинтересован не только он сам, но и владелец торговой сети . Именно поэтому франчайзи получит максимальную поддержку и, при необходимости, пройдет полное обучение. В итоге он сможет успешно вести свой бизнес и получать желаемые доходы.

Кроме того, большинство франчайзеров предлагают постоянное курирование и помощь квалифицированных юристов в тех ситуациях, когда такая помощь необходима.

Таким образом, при полной поддержке со стороны франчайзера бизнес станет развиваться очень быстро, и франчайзи будет получать прибыль. Но есть и недостатки открытия бизнеса по франшизе.

Минусы (− ) бизнеса по франшизе

Их также пять основных.

Минус 1. Отсутствие возможности «самостоятельного маневра»

Как правило, все действия начинающего предпринимателя строго регламентированы, и он должен придерживаться правил и кодексов, которыми снабдил его франчайзер.

У бизнесмена нет возможности проявлять свою креативность при ведении своего дела – он должен все согласовывать с владельцем торговой марки.

Минус 2. Необходимость совершать периодические платежи или закупать товары и оборудование

Если предприниматель работает не по договору франшизы, то весь доход он может присваивать себе и расходовать так, как пожелает нужным. А франчайзи должен совершать периодические платежи (как правило, раз в месяц) и, в некоторых случаях, закупать товары или оборудование у владельца торговой марки. Это — дополнительные расходы , которые нужно будет вычитать из доходов на протяжении всего срока действия договора франшизы.

Минус 3. Высокая цена на франшизы

Несмотря на то, что создание собственного бизнеса по договору франшизы намного проще, чем без этого договора, франшизы стоят немало. Это особенно касается известных и раскрученных брендов и мастер-франшиз.

Минус 4. Контроль со стороны владельца торговой марки

Не каждому предпринимателю понравится, что каждый его шаг кто-то контролирует. А избежать этого контроля при покупке франшизы невозможно . Франчайзер будет контролировать все бизнес-процессы, чтобы удостовериться, что франчайзи делает все возможное для извлечения максимальной прибыли из бизнеса.

Минус 5. Невозможность применения творческого подхода

Самостоятельно выбирать направление развития своего бизнеса или проявлять креатив при разработке маркетинговых и иных программ франчайзи не имеет права . Он должен четко следовать программе развития, предложенной франчайзером.

Таким образом, у франчайзинга, как и у любых других форм бизнеса, есть не только достоинства.

В таблице ниже приведем основные критерии (параметры) сравнения открытия бизнеса по франшизе и традиционного бизнеса:

Параметры сравнения Обычный бизнес Бизнес по франшизе
1 Сроки раскрутки бизнеса Месяцы и годы (-) Несколько недель (+)
2 Риски Высокие (-) Низкие (+)
3 Первоначальные инвестиции Крупные (-) По договоренности (±)
4 Поддержка и помощь Отсутствует (-) Имеется (+)
5 Расходы на рекламу Высокие (-) Низкие (+)
6 Свобода ведения бизнеса Высокая (+) Низкая (-)

По таблице видно, что основные отличия бизнеса по франшизе от «обычного» традиционного — это сроки раскрутки бизнеса, затраты на рекламу, риски, первичное инвестирование денежных средств и свобода ведения бизнеса.


Популярные франшизы для малого и среднего бизнеса

5. ТОП-5 франшиз для желающих стать франчайзи

Прежде, чем решиться на заключение договора франшизы, нужно взглянуть на реальные примеры такого бизнеса. Стоит обратить внимание на компании, входящие в ТОП-5 наиболее популярных торговых марок, предлагающих заключение такого договора.

1 место. "McDonalds"

Эта компания известна, без преувеличения, во всем мире. Владельцы этой компании пришли к идее о франчайзинге, решив обойти конкурентов и распространить свою сеть общественного питания за пределами Америки.

Однако, раздумывая о приобретении франшизы этой компании, нужно приготовиться к вложению немалых средств на первоначальном этапе. Чтобы начать этот бизнес, необходимо не только приобрести франшизу за 45 000 долларов, но и иметь начальный капитал в размере не менее 950 000 долларов. Не каждый начинающий бизнесмен может себе это позволить.

Чаще всего франшизы покупаются обеспеченными бизнесменами в качестве вложения денег.

2 место. Популярная сеть супермаркетов «Перекресток»

В этих супермаркетах реализуются продукты для тех, кто предпочитает высокое качество, свежесть продуктов и хороший сервис. Но, чтобы данная франшиза приносила своему приобретателю стабильный хороший доход, супермаркет должен располагаться в оживленном и густонаселенном месте города, располагать парковкой и удобными подъездными путями.

Кроме того, франчайзер предъявляет высокие требования к площади помещения, в котором будет расположен супермаркет, к проведению внутренних коммуникаций, освещению и даже к оформлению витрин.

3 место. Ресторан «Subway»

Это – идеальный вариант для начинающих предпринимателей, ведь стоимость первоначального взноса за договор франшизы составляет 7 500 долларов. Кроме того, франчайзер с удовольствием предоставляет своим партнерам различные бонусы и льготы, снижает паушальный взнос и оказывает всестороннюю поддержку в решении юридических и маркетинговых вопросов.

Именно по этим причинам в России сеть этих ресторанов постоянно растет. На сегодняшний день функционирует приблизительно 700 таких ресторанов в разных регионах страны.

4 место. "Кофе с собой"

Кофейни «Кофе с собой» заслуженно занимают четвертое место в рейтинге. Поскольку стоимость франшизы составляет всего от 100 до 400 тысяч рублей. М ногие люди, желающие открыть собственный бизнес на основе договора франшизы, останавливают свой выбор именно на этой торговой марке.

Кроме того, это очень востребованное направление, ведь любителей качественного и вкусного кофе все больше, как и тех, кто проводит большую часть дня на бегу и не может остановиться в кафе, чтобы выпить кофе.

5 место. "Оранжевый слон"

На пятом месте в ТОП-5 – франшиза сети магазинов с товарами для детского творчества «Оранжевый слон». Динамика развития этих магазинов впечатляет, кроме того, эта сеть еще не раскручена максимально и присутствует не во всех городах. А это означает, что франчайзи имеют большие шансы на успех при относительно маленькой конкуренции.

При этом сеть не только продает, но и изготавливает представленные в своих магазинах товары для детского творчества. Сегодня у сети есть франчайзи в Америке, Турции, Израиле, Исландии и многих других странах.

Таким образом, каждый начинающий коммерсант может подобрать ту франшизу, которая подойдет именно ему – как по специфике деятельности, так и по стоимости и требованиям к начальному капиталу.

6. FAQ – часто задаваемые вопросы, касающиеся франшиз

Существуют вопросы, которые задаются чаще всего желающими заключить договор франшизы.

Вопрос 1. Как правильно выбрать франшизу?

Прежде всего, необходимо определиться с той суммой, которую предприниматель готов вложить в свой бизнес на начальном этапе. Сегодня можно найти как недорогие франшизы, так и те, которые требуют очень больших финансовых вложений.

Не нужно переоценивать свои возможности, ведь от этого во многом зависит успех бизнеса.

Выбрав несколько франчайзеров в нужной ценовой категории, нужно изучить все эти торговые марки и ответить для себя на следующие вопросы:

  • чем они занимаются (какие товары или услуги предлагают);
  • какова политика этих компаний;
  • какую рекламу они проводят.

Исходя из этого, нужно остановиться на одной компании – максимально подходящей по своей специфике. Это очень важно, поскольку бизнесмен должен с удовольствием заниматься своим «детищем». Нет никакого смысла превращать в дело своей жизни то, к чему не лежит душа.

Затем необходимо связаться с представителями компании и обсудить все интересующие вопросы, касающиеся заключения договора. Если все устраивает – значит, дело сделано и франшиза выбрана.

Вопрос 2. Стоит ли открывать бизнес по франшизе, если нет никакого опыта?

Одно из главных преимуществ франчайзинга – то, что он позволяет открыть собственное дело даже тем, кто до этого не имел никакого отношения к бизнесу.

Можно с уверенностью сказать, что в случае франшизы риски для предпринимателя минимальны . Это связано с тем, что, после заключения договора коммерческой концессии, владелец торговой марки (франчайзер) предоставляет начинающему коммерсанту бизнес-план и подробнейшие инструкции по созданию и раскрутке бизнеса. Кстати, можно в одном из наших предыдущих материалов.

Таким образом, франчайзи не только получает гарантированный доход в самое ближайшее время, но и бесценный опыт ведения бизнеса.

Вопрос 3. Сколько стоит франшиза и от чего зависит ее стоимость?

Стоимость заключения договора франшизы может быть разной.

Цена зависит от нескольких факторов:

  • раскрученности торговой марки;
  • вида франшизы (к примеру , мастер-франшиза будет всегда стоит намного дороже, чем стандартная франшиза – но и доходы будет приносить большие);
  • амбиций владельца торговой марки.

Кроме того, нужно учитывать паушальные и периодические выплаты в пользу франчайзера – их также можно отнести к расходам на франшизу .

Есть франшизы (например , «Оранжевый слон»), которые стоят сравнительно недорого , не требуют очень больших материальных вложений на стартовом этапе, но вполне выгодные для собственного бизнеса.

А есть и такие, как например франшиза ресторана быстрого питания KFC, где первоначальный взнос составляет от 47 тыс. долларов , а инвестиции от 700 тыс. $ .


Франшиза ресторанов KFC

Вопрос 4. Бывает ли франшиза без вложений?

Бизнес «под ключ» без вложений – это, пожалуй, мечта любого начинающего предпринимателя. Но возможно ли эту мечту осуществить?

Действительно, есть компании, предлагающие заключить договор франшизы без первого – паушального – взноса. Однако это отнюдь не означает, что в бизнес не потребуется вкладывать деньги. Франчайзи предстоит вкладывать собственные средства при строительстве или аренде помещения, заказе рекламных кампаний и выплате заработных плат сотрудникам. Таким образом, полностью избежать расходов на начальном этапе нереально .

Кроме того, любой франчайзер потребует роялти, которые обычно составляют около 10 % доходов по договору франшизы.

Поэтому нужно в любом случае не забывать про необходимые расходы. Но в случае франшизы бизнес действительно окупится намного быстрее, чем обычный.

Вопрос 5. Какой бизнес по франшизе можно открыть в 2019 году с минимальными вложениями?

Решаясь на открытие собственного бизнеса по договору франшизы в 2019 году, нужно помнить о пяти наиболее популярных направлениях , которые с большей долей вероятности принесут скорый доход:

  • интернет-сфера;
  • сфера обслуживания и предоставления услуг;
  • сфера общественного питания;
  • торговля;
  • производство.

Есть франшизы, подающие надежды и обещающие быструю прибыль своим франчайзи:

  • Мультиокна – компания, реализующая окна из разных материалов; первоначальный взнос – от 100 тысяч рублей.
  • Ticket Com – компания, которая наносит рекламу на чеки, которые выдаются покупателям при оплате покупок в магазинах; первоначальный взнос – от 150 тысяч рублей.
  • Лингвитания – сеть центров по изучению иностранных языков, паушальный взнос – 220 тысяч рублей.
  • СТАРДОГ!S – точки общественного питания, которые продают хот-доги. Паушальный взнос может колебаться от 22 до 330 тысяч рублей.
  • Календарь подарков – сеть, реализующая сувениры и аксессуары для праздников, требующая наличия начального капитала в размере от 790 тысяч рублей.

P.S. Вы также можете ознакомиться с прибыльными для начинающих в одной из наших статей.

7. Заключение + видео по теме

Таким образом, заключение договора франшизы – реальный и достаточно легкий способ начать свой бизнес с нуля. Он особенно подходит тем, у кого пока что нет опыта создания предприятия и управления им.

Кроме того, в процессе организации такого бизнеса и его ведения можно многому научиться у более опытных бизнесменов – владельцев торговой марки.

Многие преуспевающие сегодня предприниматели начинали именно с покупки франшизы – и не ошиблись со своим выбором. Сделать это может каждый, даже не обладая большим количеством денег для первоначального взноса!

Команда журнала «РичПро.ru» желает своим читателям успеха во всех начинаниях в бизнесе! Ждём от вас оценок данного материала, замечаний и мыслей по теме публикации в комментариях ниже. Заранее спасибо!

Договором коммерческой концессии это соглашение, согласно которому правообладатель должен предоставить предпринимателю за вознаграждение в установленные сроки возможность пользоваться товарным знаком, а также другими правами, прописанными в сделке.

Именно благодаря ему каждая из сторон может делать только то, что указывает официальный документ .

Есть ли отличия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии?

Регистрация в Роспатенте

Как оформляется регистрация договора франчайзинга в Роспатенте?

Ранее неоднократно указывалось, что договор заключается только в письменном виде.

Более того, чтобы его оформить, нужно пройти ряд жестких требований .

Необходимо отправиться в ФНС Российской Федерации и пройти в нем регистрацию.

После этой процедуры дорога предпринимателя лежит в Роспатент.

Основная цель – это установить требования в отношении появления, возможных изменений и прекращения права пользоваться торговой маркой.

Если договор содержит всевозможные ноу-хау, то регистрируется только тот документ, в котором нет каких-либо секретных данных.

Какую стоимость имеет данная процедура? За один торговый бренд необходимо заплатить государственную пошлину. Её размер – 10 000 рублей . Если требуются какие-то дополнительные свидетельства, то за каждое нужно выложить по 8 500 р.

Изменение и расторжение

Гражданский Кодекс Российской Федерации в 54 главе устанавливает все нормы расторжения договоров. Согласно ему, расторгнуть такой документ может только владелец товарного знака . Если договор бессрочный, то франчайзи при необходимости может сделать запрос на выход из бизнеса.

Сделать это необходимо за полгода до решения. Если заключался срочный документ, то время для этого значительно уменьшается – заявка подается за две недели. Встречаются также договоры и с возможностью расторжения в одностороннем порядке. Но, так как франчайзеру подобные действия невыгодны , такие условия в последнее время – редкость.

Бывает и так, что договор может измениться. В этом случае закон устанавливает выплату государственной пошлины. Она равна 1 500 рублей. Если документ требует расширения деятельности , то за это также выплачивается 1 500 рублей , но притом прибавляется ещё 8 500 рублей за каждую торговую марку, внесенную в договор.

Заключение

Зная все тонкости договора коммерческой концессии, можно быть уверенным в заключении сотрудничества только с лучшей компанией. При этом вы можете консультировать тех, кто обращается за помощью в разъяснении.