Аверкиев Дмитрий Васильевич
Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов. В это время отрицательное отношение его к новым течениям еще не обратилось в узкую нетерпимость. В 1861 году, в некрологе Добролюбова, А. отнесся к умершему вполне беспристрастно. В первой половине 1860-х годов он работал в "Сев. Пчеле", "Якоре" и "Осе"; сблизился с Аполлоном Григорьевым и Страховым. В "Эпохе" Достоевского выступил с горячими нападками на современное умственное движение. Большой шум вызвали нападки А. на Костомарова. В том же журнале появилось первое драматическое произведение А. - "Мамаево побоище". В 1866 году в "Отечественных Записках" А. печатает комедию "Леший", в 1867 году в "Всемирном Труде" трагедию "Слобода Неволя" и в "Отечественных Записках" - "Терентий муж Данильевич", в "Голосе" - статьи о театре и об исторических журналах. В 1868 году А. написал "Комедию о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын Нащокина, дочери Аннушке" ("Заря", 1869, № 3, и отд. СПб., 1872). Эта пьеса, поставленная в Александринском театре, имела большой успех. В 1869 году А. был негласным редактором "Всемирной Иллюстрации". В 1869 - 71 годах сотрудничал в "Заре" В.В. Кашпирева. Переселившись в 1871 году в Москву, А. с жаром отдается драматургии. В 1871 году он поставил на сцене Малого театра "Каширскую старину", имевшую большой успех и составляющую основу его известности. Драма появилась в "Русском Вестнике" в 1872 году (№ 1); там же напечатаны в 1870-х годах его драмы: "Царь Петр и Царевич Алексей", "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Разрушенная невеста", "Франческа Риминийская", "Царевич Алексей", "Непогрешимые" и повести "Хмелевая ночь", "История бледного молодого человека" и "Новая барышня". В 1877 - 1878 годах появляется в "Русском Вестнике" ценная и интересная работа - "О драме" (отд. СПб., 1893 и СПб., 1907), удостоенная Пушкинской премии.
Живя в Москве, А. вел "Театральную летопись" в "Московских Ведомостях". В 1880 году А. возвращается в Петербург, продолжая работать в "Русском вестнике", где помещены его драмы "Сидоркино дело" (1881) и "Трогирский воевода" (1882). В 1885 - 86 годах А. издавал ежемесячный журнал - "Дневник писателя", составлявшийся исключительно из его произведений - драм ("Петербургский слеток", "Золотой дед", "Купальная ночь"), повестей, рассказов, стихов, публицистических и критических статей о театре. Писал также театральные рецензии в "Голосе", сотрудничал в "Новом Времени" и "Ниве". В "Русском Обозрении" 1895 г. (кн. 1 - 4) напечатан его перевод "Гамлета" Шекспира. В 1890-х годах А. стал выпускать сборники своих сочинений: "Драмы" (т. I, CПБ., 1887; т. II и т. III, СПб., 1896; после смерти А. изданы Сувориным в 1906 году), "Повести из старинного быта" (2 тт., СПб., 1898) и "Повести из современного быта" (3 тт., СПб., 1898). В 1892 году, когда исполнилось 35-летие литературной деятельности А., император Александр III пожаловал ему пенсию в 2000 рублей в год. Последние годы он состоял членом Ученого комитета министерства народного просвещения. В 1894 году А. заболел; последние годы его жизни были настоящим мучением для А. Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитавшись под влиянием двух дедов, больших приверженцев старины, А. с ранних лет проникся любовью к традиции, боязнью свободной мысли, критики. Бурный подъем, пережитый русским обществом в эпоху преобразований, был органически чужд А. Отрицательное отношение его к новому умственному движению росло с каждым годом. Борьбе с прогрессивными идеями А. посвятил всю свою жизнь; во всяком свободном проявлении личности и общественности он видел лишь дурное, обрушиваясь на все то, что противоречило его умственному укладу. Писарев в 1865 году назвал А. "мракобесом и сикофантом", и с тех пор враждебное отношение передовой части общества к А. не прекращалось. В нем не было публицистического таланта; он занимал скромное место в рядах публицистов охранительного лагеря. Верен своим идеям и настроению А. был и в драме, и в повести. Большая часть его драм посвящена изображению старины, ее быта. Он противопоставлял ее начала идеям нового времени, стараясь показать превосходство устоев старины, их нравственную мощь и красоту. Знания истории и чувство правды заставляли его на общем светлом фоне отмечать и пятна, но, в общем, у него всегда ярко выступает преклонение пред стариной. Эта тенденциозность вредно отражалась на чисто художественной стороне драм А. Стремясь произвести впечатление не столько на ум, сколько на эмоциональную сторону, А. бьет на внешний эффект; в драмах его много ходульного пафоса, искусственности, мелодраматичности. Но это именно и создало успех драмам А. среди невзыскательной и любящей эффектные зрелища публики: "Каширская старина" не сходит со сцены и до сих пор. Повести А. еще слабее драм. В качестве театрального критика А. является, однако, серьезным ценителем искусства; его книга "О драме" пользуется заслуженной репутацией ценной работы. - См. Венгеров, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, СПб., 1889); его же, "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900); некрологи в "Театре и Искусстве" (1905, № 3, Н. Н., и № 3 и 4, Р. Антропова). А.Фомин.
Биографический словарь . 2000 .
- (1836 1905) драматург и беллетрист, обратил на себя внимание в 70 х гг. прошлого века несколькими пьесами крайне реакционного характера, внешне сценичными и изобилующими дешевыми эффектами. Повести А. "Новая Барышня", "Хмельная… … Большая биографическая энциклопедия
Русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петербургский университет. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Успехом пользовались «Комедия о… … Большая советская энциклопедия
Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».
Популярные биографии
Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич
АВЕРКИЕВ Дмитрий Васильевич родился в патриархальной купеческой семье - драматург, прозаик и публицист.
Отец и дед, любившие древнюю литературу, возбудили в мальчике интерес к старинному русскому быту, сохранившийся у него на всю жизнь. С детства возникла у Дмитрия Васильевича любовь к театру.
В 1846 переехал в Петербург, где поступил в Коммерческое училище, которое окончил в 1854.
В 1855 поступил, а 1859 окончил естественный факультет Петербургского университета. Еще в университете он сблизился с кружком Н. Н. Страхова , потом с Ап. А. Григорьевым , оказавшими на него большое идейное влияние.
В 1860 выступил фельетонистом в «Русском инвалиде» под псевдонимом К. Рьянов, затем перешел в «Северную пчелу», где писал о театре и журналах.
С 1864 сотрудничал с журналом Ф. Достоевского «Эпоха». Там появилось его первое драматическое произведение «Мамаево побоище» (1864). Консервативно настроенный Аверкиев стоял на охранительных позициях, боялся и ненавидел все новое и благоговел перед стариной.
Одним из основных источников для его драматического творчества явились летописные сказания. Он писал главным образом исторические драмы, проникнутые духом «официальной народности». Старинный быт и патриархальные нравы он противопоставлял современности. В пьесе «Леший. Сказочная комедия в стихах» («Отечественные записки», 1866, № 9) Аверкиев Д. В. выступил подражателем Островского , соединяя фольклорную фантастику с историческим бытовым материалом. Однако в комедии не нашли отражения социальные противоречия эпохи.
В 1867 во «Всемирном труде» Аверкиев опубликовал трагедию «Слобода Неволя» («Вьюга»), в которой изобразил Ивана Грозного в домашней обстановке. Недостатком пьесы является то, что Иван Грозный, Груня, Угар Бес обрисованы мелодраматически.
Популярной была его «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардин Нащекина дочери, Аннушке» («Заря», 1869, № 3), поставленная в бенефис артиста В. В. Самойлова в Петербургском Александринском театре в 1868. Комедия имела большой успех. В согласии с повестью о Фроле Скобееве Аверкиев показал бедного дворянина карьеристом, выбивающимся в люди. Этот делец женитьбой хочет добиться богатства и почестей. Характерные для эпохи черты стяжательства и накопительства изображены драматургом не как следствие определенных исторических условий и причин, а как извечное свойство человека вообще. Писатель оправдывает проделки Скобеева, считая его даровитым и ловким. Произведение сохранило некоторое значение и до наших дней, так как в нем персонажи обрисованы со знанием старинного быта и психологической достоверностью.
Верность передачи бытовых деталей свойственна и другим историческим пьесам Аверкиева Д.В комедии:
«Терентий муж Данильевич» («Отечественные записки», 1867),
«Царь Петр и царевич Алексей» («Русский вестник», 1872),
«Темный и Шемяка» («Русский вестник», 1873),
«Княгиня Ульяна Вяземская» (1875),
«Разрушенная невеста» (1876).
«Непогрешимые» (1879),
«Не шали с огнем» (1870)
и произведения 1885:
«Смерть Мессалины» ,
«Трогирский воевода» ,
«Петербургский слеток» .
Самой значительной пьесой Аверкиева является «Каширская старина» («Русский вестник», 1872).
Сценические достоинства обеспечили пьесе прочное место в репертуаре дореволюционного театра. Ставилась она и в советском театре в 30-40-е гг. В пьесе, богатой жизненными наблюдениями, обобщены факты действительности, хотя здесь нет конкретных исторических деятелей и событий. Действие отнесено ко 2-й четверти XVII в. Царский сокольник Василий Коркин сталкивается с отцом - гордым родовитым вотчинником Парфеном. Женив Василия на богатой, но нелюбимой женщине, он ломает его жизнь. Главное внимание драматург уделил обрисовке деталей патриархального быта, а не раскрытию социальных противоречий. Он свел все основное действие к иллюстрации абстрактной истины, прописной морали, отказавшись от социального обличения. Дмитрий Васильевич считал, что в старинном быте воплощены эстетические и этические идеалы народа. По «Каширской старине», как, впрочем, и по «Слободе Неволя», «Разрушенной невесте», можно заключить, что Аверкиев видел главное содержание исторического прошлого в столкновении эгоистических «личных страстей». Сильная сторона «Каширской старины» - в широком фольклорном обрамлении пьесы (в нее введены песни, хороводные игры, народные пословицы и поговорки), в отточенности языка, остроте диалога. Достоверно и ярко передан в пьесе старинный русский быт.
Балагурство, тяготение к остротам - свойство многих драм Дмитрия Васильевича Аверкиева. В некоторых из них персонажи говорят «перековеркиевским» языком. Яркие краски, сценические эффекты, мастерски использованные писателем, не заслонили консервативных тенденций его драм, которые в значительной мере ослабили их художественную ценность. Старинный быт идеализировал Аверкиев и в повестях
«Хмельная ночь» (1871),
«Лихо» (1880),
«Старый либерал» (1886).
Повести его (на исторические и современные темы), как и поэма «Тоска по родине» и многочисленные стихотворения, давно забыты. «Дневник писателя» издавался Аверкиевым Д.В. с 1885 ежемесячно и состоял только из его драм, повестей, рассказов, статей и рецензий.
Аверкиев Д. В. перевел «Гамлета» Шекспира, произведения А. Мюссе, Г. Гейне, Гёте, Ф. Купера, а также естественнонаучные труды и учебники. Сохраняет ценность теоретическая работа Аверкиева «О драме» (1877-78), удостоенная Пушкинской премии. Работа адресована молодым драматургам, любителям искусства, а также изучающим теорию литературы.
Умер - , Петербурге.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов.
Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов. В это время отрицательное отношение его к новым течениям еще не обратилось в узкую нетерпимость. В 1861 году, в некрологе Добролюбова, А. отнесся к умершему вполне беспристрастно. В первой половине 1860-х годов он работал в "Сев. Пчеле", "Якоре" и "Осе"; сблизился с Аполлоном Григорьевым и Страховым. В "Эпохе" Достоевского выступил с горячими нападками на современное умственное движение. Большой шум вызвали нападки А. на Костомарова. В том же журнале появилось первое драматическое произведение А. - "Мамаево побоище". В 1866 году в "Отечественных Записках" А. печатает комедию "Леший", в 1867 году в "Всемирном Труде" трагедию "Слобода Неволя" и в "Отечественных Записках" - "Терентий муж Данильевич", в "Голосе" - статьи о театре и об исторических журналах. В 1868 году А. написал "Комедию о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын Нащокина, дочери Аннушке" ("Заря", 1869, № 3, и отд. СПб., 1872). Эта пьеса, поставленная в Александринском театре, имела большой успех. В 1869 году А. был негласным редактором "Всемирной Иллюстрации". В 1869 - 71 годах сотрудничал в "Заре" В.В. Кашпирева. Переселившись в 1871 году в Москву, А. с жаром отдается драматургии. В 1871 году он поставил на сцене Малого театра "Каширскую старину", имевшую большой успех и составляющую основу его известности. Драма появилась в "Русском Вестнике" в 1872 году (№ 1); там же напечатаны в 1870-х годах его драмы: "Царь Петр и Царевич Алексей", "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Разрушенная невеста", "Франческа Риминийская", "Царевич Алексей", "Непогрешимые" и повести "Хмелевая ночь", "История бледного молодого человека" и "Новая барышня". В 1877 - 1878 годах появляется в "Русском Вестнике" ценная и интересная работа - "О драме" (отд. СПб., 1893 и СПб., 1907), удостоенная Пушкинской премии. Живя в Москве, А. вел "Театральную летопись" в "Московских Ведомостях". В 1880 году А. возвращается в Петербург, продолжая работать в "Русском вестнике", где помещены его драмы "Сидоркино дело" (1881) и "Трогирский воевода" (1882). В 1885 - 86 годах А. издавал ежемесячный журнал - "Дневник писателя", составлявшийся исключительно из его произведений - драм ("Петербургский слеток", "Золотой дед", "Купальная ночь"), повестей, рассказов, стихов, публицистических и критических статей о театре. Писал также театральные рецензии в "Голосе", сотрудничал в "Новом Времени" и "Ниве". В "Русском Обозрении" 1895 г. (кн. 1 - 4) напечатан его перевод "Гамлета" Шекспира. В 1890-х годах А. стал выпускать сборники своих сочинений: "Драмы" (т. I, CПБ., 1887; т. II и т. III, СПб., 1896; после смерти А. изданы Сувориным в 1906 году), "Повести из старинного быта" (2 тт., СПб., 1898) и "Повести из современного быта" (3 тт., СПб., 1898). В 1892 году, когда исполнилось 35-летие литературной деятельности А., император Александр III пожаловал ему пенсию в 2000 рублей в год. Последние годы он состоял членом Ученого комитета министерства народного просвещения. В 1894 году А. заболел; последние годы его жизни были настоящим мучением для А. Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитавшись под влиянием двух дедов, больших приверженцев старины, А. с ранних лет проникся любовью к традиции, боязнью свободной мысли, критики. Бурный подъем, пережитый русским обществом в эпоху преобразований, был органически чужд А. Отрицательное отношение его к новому умственному движению росло с каждым годом. Борьбе с прогрессивными идеями А. посвятил всю свою жизнь; во всяком свободном проявлении личности и общественности он видел лишь дурное, обрушиваясь на все то, что противоречило его умственному укладу. Писарев в 1865 году назвал А. "мракобесом и сикофантом", и с тех пор враждебное отношение передовой части общества к А. не прекращалось. В нем не было публицистического таланта; он занимал скромное место в рядах публи
цистов охранительного лагеря. Верен своим идеям и настроению А. был и в драме, и в повести. Большая часть его драм посвящена изображению старины, ее быта. Он противопоставлял ее начала идеям нового времени, стараясь показать превосходство устоев старины, их нравственную мощь и красоту. Знания истории и чувство правды заставляли его на общем светлом фоне отмечать и пятна, но, в общем, у него всегда ярко выступает преклонение пред стариной. Эта тенденциозность вредно отражалась на чисто художественной стороне драм А. Стремясь произвести впечатление не столько на ум, сколько на эмоциональную сторону, А. бьет на внешний эффект; в драмах его много ходульного пафоса, искусственности, мелодраматичности. Но это именно и создало успех драмам А. среди невзыскательной и любящей эффектные зрелища публики: "Каширская старина" не сходит со сцены и до сих пор. Повести А. еще слабее драм. В качестве театрального критика А. является, однако, серьезным ценителем искусства; его книга "О драме" пользуется заслуженной репутацией ценной работы. - См. Венгеров, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, СПб., 1889); его же, "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900); некрологи в "Театре и Искусстве" (1905, № 3, Н. Н., и № 3 и 4, Р. Антропова). А.Фомин.
Дми́трий Васи́льевич Аве́ркиев (1836-1905) - русский драматург, беллетрист, театральный критик, переводчик. Дмитрий Аверкиев происходит из патриархальной купеческой семьи. В 1854 году окончил Петербургское Коммерческое училище, в 1859 году - физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (естественное отделение). Первоначально занимался переводами с иностранных языков книг по естествознанию, с 1866 года стал работать как беллетрист и драматург.
Сотрудничал с журналом «Эпоха», газетами «Московские ведомости», «Новое время». В 1869-1871 годы заведовал литературным отделом «Всемирной иллюстрации».
Кроме многочисленных драм Аверкиев писал повести, рассказы, стихи, публицистические и критические статьи о литературе и театре. Аверкиев написал и теоретическую работу - «О драме». (СПб., 1893; изд. 2-е, СПБ., 1907), за которую в 1893 году получил половинную пушкинскую премию.На формирование эстетических взглядов Аверкиева большое влияние имел Аполлон Григорьев, бывший его близким другом.