Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Cочинение «Картины природы в повести И. С

Cочинение «Картины природы в повести И. С

/ / / Картины природы в повести Тургенева «Ася»

Иван Сергеевич Тургенев создал повесть , жанр которой чаще определяют как элегию. Тема этого произведения – упущенное счастье, такое близкое, но все равно несбыточное.

Сюжет не отличается сложностью, в нем совершенно нет места витиеватому набору событий, гораздо важнее автору показать внутренний мир героев, передать душевные состояния и переживания. А для такого раскрытия огромное значение имеет пейзаж, он помогает сделать образ точнее и полнее.

Первая картина природы знакомит нас с панорамой городка, в котором в дальнейшем и будет развиваться действие повести. Дается она глазами главного героя - рассказчика.

Молодой человек, путешествующий по европейским странам, определенно обладает романтическим складом характера. Это легко определить по тому, что он любит вечерние и ночные прогулки, во время которых любуется лунным сиянием и наблюдает за изменениями в природе с наступлением темноты.

Быстро сближается с художником Гагиным и его сестрой Асей, хотя это и противоречит его принципу – не общаться с земляками за границей. Душевное единение этих трех молодых людей прослеживается также с помощью пейзажа. Жилище, в котором остановились брат с сестрой, окружено прекрасными местами, которые понравились в первую очередь Асе.

Эта скромная и стеснительная, но такая живая девчушка сразу привлекла внимание господина Н.Н. Ее присутствие будто озаряло все вокруг яркими солнечными лучами.

Яркой и символичной деталью в повести становится наблюдение Аси за тем, как Н.Н. въехал в лунный столб и разбил его. Как этот столб разбивается жизнь и самой девушки, все ее мечты и надежды. Прерывается еще и не начатый полет.

В минуты душевной тревоги и переживаний по поводу того, что вовсе не брат Аси, Н.Н. пытается найти успокоение в природе: он бесцельно бродит и созерцает. В этих строчках раскрывается натура главного героя, он не привык напрягаться душой, ему гораздо удобнее и спокойнее просто плыть по течению, не принимать никаких решений, не брать ответственности.

В одной из глав даже и изображается эта самая прогулка на лодке по водной глади. Герой находится в приподнятом настроении, приоткрыла ему завесу своей души, своих внутренних переживаний. Но он не хочет думать о будущем. Ему лень задуматься даже о завтрашнем дне. Он бездумно предается набегающим впечатлениям, купается в этих чувствах.

Все последующие события сменяют друг друга в стремительной быстроте: Асины терзания из-за любви к аристократу, нелегкий разговор-объяснение, который еще раз доказал всю невозможность полета, бегство девушки, отъезд брата и сестры. Н.Н., конечно, воспылает ответными чувствами к Асе, но слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить и исправить.

В своей жизни он так больше и не испытал подобных чувств и до сих пор хранит записку от Аси и засохший цветок, выброшенный ею из окна. На память Н.Н. остался лишь едва уловимый запах от некогда благоухающего растения. Вот чем закончилось его еще и не начавшееся счастье.

Повесть «Ася» - одна из самых лиричных в творчестве И.С. Тургенева. Читателей XIX , XX и XXI века покоряют тонкие чувства писателя, задушевность, поэтичность этого произведения.

Несомненно, главная роль в повести принадлежит юной Асе. В этом образе воплотились черты когда-то заинтересовавшей молодого писателя маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди И.С. Тургенева и крепостной крестьянки.

Ася – удивительная девушка. Ее образ ассоциируется с молодостью, непосредственностью, красотой. Герой, господин Н., встречает Асю тогда, когда она томится от избытка жизненных сил. Ее тяготит праздность. Девушку влекут высокие порывы и стремления. Она признается, что мечтает пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.

Героиню мучат мысли, которые еще не доступны герою повести – «дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?». Видно, что Асю воспитала сама судьба. Настоящее имя героини - Анна, но все называют ее Асей. Волею произведения она с детства задумывалась о своем месте в мире.

Дочь помещика и крепостной крестьянки, Ася рано поняла двойственность своего положения. Ее мучили противоречия. Она решила ни в чем не уступать барышням высшего общества.

Ася не привыкла идти за толпой. У героини всегда был свой взгляд на вещи. Самыми дурными пороками она считала лесть и трусость. Рассказчик полюбил ее не только за красоту, но, прежде всего, за душу, поэтичность: «Все существо ее стремилось к правде».

В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».

Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.

Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.

С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».

Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.

По мере развития сюжета происходит духовная эволюция Аси. Она растет в наших глазах. Впервые за долгие годы она научилась доверять людям, открыла свое сердце. Ася повзрослела. Но это взросление дается нелегкой ценой - разочарованием в любимом человеке, крушением многих радужных надежд.

Но у Аси есть силы жить дальше, идти вперед. Тургеневская героиня столкнулась с холодным рассудочным миром господина Н. Теперь, через много лет, он с нежностью и сожалением вспоминает милую Асю. В его жизни были и другие женщины, но по-настоящему он любил только ее.

Да, человек – странное существо. Герой сильно полюбил Асю и сам же отказался от своей любви. Он хотел стать счастливым, но сомнения обрекли его на одиночество. Через много лет он вспоминает Асю и светлые минуты любви.

Духовно и нравственно Ася выше господина Н. Его образ снижается к концу повести. Образ Аси напротив усложняется, вызывает у нас больше сочувствия. Ася для меня – истинно русская смелая и искренняя девушка, которой чуждо малодушие и трусость.

Постепенно любовь приносит героине все больше страданий. Внешне она разительно меняется, становится бледной, пасмурной, словно чувствует что-то недоброе. Ася тает на глазах. Она пытается бежать от внезапной любви, просит брата уехать, но бегство не было бы ей спасением. Тогда Гагин просит господина Н. принять решение, определить судьбу Аси. Ее восторженная, полудетская любовь пугает слабого героя.

В свое время Чернышевский удивлялся « недогадливости» господина Н., упорно не замечавшего чувств Аси: «Сама не знаю, что со мной делается. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня по тому, что я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ее скала виднеется. Говорят она прежде всех топила, а как полюбила, cама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка». «Кажется, ясно какое чувство пробудилось в ней…» - замечает критик.

Гагин, брат Аси, рассказывает ее историю господину Н. В детстве «она хотела весь мир заставить забыть о своем происхождении». Одновременно стыдилась и гордилась матерью. Девушка стала много читать, была развита не по годам.

Рано обманувшись в людях, она всегда принимала самостоятельные решения. Привыкла скрывать душевную ранимость за внешним самолюбием и неуживчивостью. В господине Н. Ася увидела свою мечту. От него ждала ответа на мучившие ее вопросы: «Как жить? Скажите, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете».

Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, - прошептала она едва слышно».

Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна». Анненков, который почувствовал прелесть и значительность образа Аси, писал о ней: «Такая поэтическая и вместе реальная характеристика героини…заслуживала бы большего развития, рамки, например, романа, которую она совершенно напоминала бы собою».

Девушка верна своей натуре. Хотя о ее дальнейшей судьбе нам ничего не известно, нет сомнений, что Ася не изменит своим нравственным идеалам.

Н. Н. не был в этот момент отношений с Асей готов к принятию определенного решения, и никакие силы не способны были это ускорить. Ася же, проникшись доверием к герою, полюбив его, не может медлить, не может находиться в неопределенности, ожидая решения своей участи, ждать и томиться неизвестностью. Ася сама, первая (как и пушкинская Татьяна) сделала шаг к решению их общей судьбы. В этом отношении Ася - самостоятельный человек, сложившаяся личность: она не перекладывает ни на кого решения, более того, не найдя поддержки в том, кого избрала своим героем, Ася порывает сразу со всем, что их связывает. Решение Аси благородно, герой же чувствует себя «как дурак». Вновь мы видим, что Н. Н. не успевает в своих чувствах за энергией и цельностью чувства Аси. Позже, бродя в одиночестве, Н. Н. сознает, чего он сам себя лишил: «Я осыпал себя укоризнами. Как я мог не понять причину, заставившую Асю переменить место нашего свидания, как не оценить, чего ей стоило прийти к этой старухе, как я не удержал ее! Наедине с ней в той глухой, едва освещенной комнате у меня достало силы, достало духа оттолкнуть ее от себя, даже упрекать ее... А теперь ее образ меня преследовал, я просил у ней прощения...». Свидание с Асей, ее признание, его укоризны и ожесточение, досада, наконец-то нашедшая выход, поторопили развитие его чувств, и, оттолкнув Асю, он быстро понял, что его душа ждет другого - любви. «Уже не досада меня грызла, - тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь - да! самую нежную любовь». Поиск Аси, не вернувшейся домой после драматичного свидания, привел героя к себе, открыл ему его же любовь. Он решается сделать предложение, открыть Асе свою любовь, но опять откладывая это на завтра: «Я чуть было не постучал в окно. Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору...». Тогда, в 25 лет, Н. Н. мог отложить приход счастья на завтра: «До завтра, - подумал я, - завтра я буду счастлив...» Теперь, прожив жизнь, герой произносит слова, которые можно считать девизом тургеневских повестей о любви: «Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье». Финал повести драматичен: в поисках Аси герой всякий раз не успевает за ней, как и прежде в чувствах. Н. Н. не встретил больше Асю, у него осталась лишь ее прощальная записка да засохший цветок. Записка Аси объясняет то, что мы, читатели, замечали не раз: герой не успевает в своей душевной работе за чувствами Аси, и в этом и заключается трагедия любви, по мысли И. С. Тургенева: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше... Прощайте навсегда!».

Класс: 9
Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Ася» (1858): образ «тургеневской
девушки», Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
Цель урока:
образовательная – познакомить учащихся с образом «тургеневской девушки»;
развивающая – совершенствование умения правильной самооценки, систематизация и
обработка материала для публичного выступления;
воспитательная – воспитание умений и навыков словесного оформления образа, а также
способности к восприятию метафорического языка.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.

Физкультминутка

Выставление оценок

6. Рефлексия.
7. Итог урока.
Оборудование: учебник, произведение автора, портрет автора.
Применение образовательной технологии и методики: здоровьесберегающие
технологии, беседа, проблемное обучение, практическая работа, фронтальный опрос.
Любовь не только возвышает.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Эпиграф на доске:
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца...
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв,
Как девять грамм свинца.
А. Дементьев
2. Сообщение целей урока.
Сегодня мы с вами будем обсуждать творчество Ивана Сергеевича Тургенева и его
повесть «Ася».
3. Актуализация опорных знаний.
Метафора (греч. слово)­ употребление слова или выражения в переносном значении,
основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
После знакомства с эпиграфом обращаюсь к девятиклассникам со следующими
вопросами.
Вопрос к учащимся №1: О чем эта повесть?
Русский, путешествовавший по Германии, встретил русскую девушку Асю, услышал её
признание в любви, но не успел ответить; еще не все было решено в его сердце, а когда понял,
что любит, ­ Ася уже исчезла навсегда, остался лишь засохший цветок герани, брошенный
когда­то её рукой любимому. Но написана эта повесть так, что обычная любовная история
становится историей современности и современников.

Вопрос к учащимся №2: Как зовут нашего героя. Почему Тургенев отказывает ему в
имени? Что Вы можете сказать о нем? Каковы его занятия, увлечения? В какой момент мы с
ним встречаемся?
Физкультминутка
4. Формирование новейших понятий и способов действий.
Слово учителя с элементами беседы.
Читать книгу, следя только за сюжетом, мы, как правило, умеем все, но литература
предлагает нам много других возможностей, в частности, индивидуальный почерк писателя.
Тургенев чрезвычайно интересен как стилист. Например, ему нет равных в пейзажной
живописи. Это отмечали и современники: «Две­три черты, ­поражался Лев Толстой, ­ и
пахнет». Только с одной гранью таланта писателя как стилиста соприкоснемся мы сегодня; в
частности, обратимся к метафорическим образам, присутствующим в его повести.
(на доске обращаю внимание на литературоведческий термин ­ метафора).
Работа с текстом ­ откроем главы IX и XII. В них между героями происходят диалоги,
имеющие явно иносказательный смысл. Разговоры полны намеков. «Расшифровать» ту или
иную фразу можно, только разобравшись в содержании образа: «крыльев», «полета»­ того, о
чем говорят герой с героиней.
Вопрос к классу.
Когда человек может испытывать ощущение полета?
В какой из моментов человеку кажется, что у него выросли крылья?
(В минуты вдохновения, счастья, ощущения любви)
«Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным светом, всю успокоенную и кроткую.
Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами­ небо, земля и воды; самый воздух, казалось,
был насыщен блеском.
­Посмотрите, как хорошо! ­ сказал я, невольно понизив голос.
­Да, хорошо! ­ так же тихо ответила она, не смотря на меня. ­Если бы мы с вами были
птицы, ­ как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не
птицы.
­ А крылья могут у нас вырасти? ­ возразил я.
­ Как так?
­Поживете ­ узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у
вас будут крылья.
­А у вас были?
­Как вам сказать.... Кажется, до сих пор я еще не летал.
Аси очень хочется услышать «у нас...», но господин Н. не имеет в виду их общее чувство.
Вопрос к классу.
Какой смысл вкладывает Ася во фразу, которую произносит несколько позже: «Помните,
вы заговорили о крыльях? Крылья у меня выросли, да лететь некуда». (Ася полюбила, однако
чувство моё не взаимно)
Учитель: позднее, в XX главе, господин Н. скажет о крыльях «Я чуть было не постучал в
окно. Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в
такую пору... «До завтра, ­ подумал я, ­ завтра я буду счастлив...»
Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не
помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее ­ и это не день ­ а мгновенье.

Я не помню, как дошел я до дома. Не ноги несли, не лодка меня везла: меня поднимали
какие­то широкие, сильные крылья. Я прошел мимо куста, где пел соловей, я остановился и
долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и мое счастье.
Увы! Повернуть время вспять не под силу никому­ Гагины уже уехали, Ася так и не
узнала о чувстве, все­таки поднявшем господина Н. в синеву высокого неба.
«Я взял записку.
На крошечном клочке бумаги стояли следующие слова, торопливо
начерченные карандашом:
«Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю ­ нет, мне нельзя иначе.
Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово ­ я бы
осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше...Прощайте навсегда!»
Одно слово...О, я безумец! Это слово, я со слезами повторял его накануне, я расточал его
на ветер, я твердил его среди пустых полей... но я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю
ее...
Да я не мог произнести тогда это слово. Когда я встретился с ней в той роковой комнате,
во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел
с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании...оно вспыхнуло с неудержимой силой
лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и
звать ее... но уж тогда было поздно».
Вопрос. Почему Ася не верит в то, что ее можно полюбить?
Учитель.
Есть еще одна не менее глубокая смысловая метафора, которую можно воспринимать как
обыкновенную пейзажную зарисовку. Однако если выявить в ней подтекст, то мы убедимся,
что это помогает не только глубже проникнуть в смысл произведения, но и в какой­то мере
предвидеть дальнейший ход событий и развитие отношений между героями. Этот
иносказательный образ содержится во второй главе повести.
Господин Н. возвращается от Гагина с Асей, садится в лодку и отчаливает к
противоположному берегу.
«Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с
напряжением погружал весла втемную воду.
­Вы в лунный столб въехали, вы его разбили! ­ закричала мне Ася.
Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны.
... Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на
противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку».
В чем же иносказательный смысл этой картины?
Колышущиеся волны ­ как символ житейского моря, где герой касается чего­то хрупкого
и нежного. Это касание оказывается роковым...Не о первом ли, пробужденном господином Н. в
Асе чувстве фраза о лунном столбе? Черная же вода, вокруг одинокой лодки ­ предсказание
Старости героя, не использовавшего подаренного ему жизнью шанса.
Выставление оценок
5. Дифференцированное домашнее задание.
Средний уровень. Подготовить устный доклад по произведению.
Высокий уровень. Написать сочинение­размышление о судьбе Аси.
6. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Было ли интересно знакомство с творчеством И. С.
Тургенева? Какие чувства у вас вызывает это «Ася»

Подробное решение Страница 141-193стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011

От чьего лица ведётся повествование и как это влияет на вос-приятие повести? Кто из героев вызывает ваши симпатии и почему?

Как вы восприняли развязку отношений Аси и Н. Н.?

Рассказ господина Н.Н., это воспоминания о днях давно ушедших. Анонимность дает возможность предположить, что в этом герое будет много личностного от самого Тургенева. Отсутствие имени и фамилии, возможно, заставило Тургенева донести до читателя мысль, что герой очень близок к нему, что и сам писатель, возможно, является прообразом своего героя.

Это помогает читателю максимально близко ощутить эмоции и переживания повествователя.

Из героев вызывают симпатию Гигин, Ася. Он искренние, открытые, добрые личности.

Развязка отношений вызвала грусть от того, что герой упустил свое счастье.

I. Пересмотрите содержание повести по главам, отмечая основные события, эпизоды, обратите внимание на её построение и поду¬майте:

1.Что создаёт поэтическую атмосферу этой повести, почему «от неё веет душевной молодостью» (Н. А. Некрасов)?

Поэтическую атмосферу повести создают:

Повесть очень музыкальна, близка по тональности к стихотворению в прозе.

Прекрасные описания природы, и портретов героев, которые помогают лучше понять состояние героев.

2.Как и под влиянием каких условий развиваются отношения между тремя молодыми людьми?

Молодые люди встречаются во время отдыха в Германии. Услышав русскую речь автор повествования знакомится с Гигиным и его спутницей Асей, которую он представляет своей сестрой. Они быстро сближаются, так как Гигин вызывает симпатию у рассказчика - он не похож на остальных русских на отдыхе, и вместе проводят время, гуляют, изучают красоты немецкого Рейна.

3.Чем Ася выделяется из окружающей среды? Как её «странности» воспринимают брат и Н. Н.?

В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».

Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.

Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.

С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».

Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.

Гагин относится к своей сестре очень внимательно, заботливо, терпимо переносит ее странности и прощает ей все ее причуды. Гагин -мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Аси в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

4.Как возникает и проявляется у Аси чувство к Н. Н.? Чем он мог привлекать эту необычную девушку? Оправдалось ли мнение Га-гина: «У ней ни одно чувство не бывает вполовину»?

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш¬ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль¬шим мастерством художника-психолога раскрывает само¬бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели»... - говорит Ася человеку, которого она полюбила. Она влюбляется в Н.Н. с первого взгляда.Сама Ася впервые сталкивается с таким чувством и, поэтому Н.Н. кажется ей необыкновенным человеком. Анна думала, что встретила любовь всей своей жизни и была готова посвятить ему свою судьбу. Но Н.Н. оказывается нерешительным человеком и не может ответить на чувства девушки, тем самым, оставляя в ее душе разочарование в любви.

Мнение брата о девушке оправдалась – Ася полюбила пылко и преданно, впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»

5.В чём причина столь неожиданной развязки отношений Аси и

Н.Н.? Кто, по-вашему, виновен в несостоявшейся любви?

Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, - прошептала она едва слышно».

Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».

6.Почему Н. Н., который «не слишком долго грустил» по Асе, как он сам признаётся, спустя и 20 лет бережно хранит её записочки и высохший цветок? Что в его поведении и судьбе объясняет фраза: «У счастья нет завтрашнего дня»?

Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

«У счастья нет завтрашнего дня» - за свою любовь нужно было бороться здесь и сейчас, ведь это чувство может быть погублено неверным словом или поступком. Герой сам виновен в том, что упустил свою настоящую любовь, он слишком поздно это понял. Он должен был войти в дом Гагина в тот вечер и объяснится с Асей, но он этого не сделал.

II. Внимание к тексту!

1.Объясните роль некоторых художественных деталей, встреча¬ющихся в нём: статуя печальной мадонны под одиноким ясенем; звуки вальса; ветка гераниума; крылья - на крыльях - кры-латые.

Высохший цветок гераниума - это символ “увядшей” любви, которая могла бы принести счастье герою повести, но эта любовь не состоялась, хотя он не забыл о ней.

Звуки вальса – символизируют зарождающееся чувство любви.

Статуя печальной мадонны под одиноким ясенем - Тургенев открывает и завершает символом католической мадонны «с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами» . всю любовную историю, и он является для него одним из ключевых. Своим выражения лица мадонна схожа с Асей (что придает и образу героини вневременное измерение) . Красное сердце, навечно пронзенное стрелами, – знак того, что любовь неотделима от страданий. Лик мадонны всегда «печально выглядывает» «из ветвей» или «из темной зелени старого ясеня» . Таким образом, этот образ может быть понят один из ликов природы. В готических храмах на порталах и капителях лики и фигуры святых окружались растительным орнаментом - выточенными из камня листьями и цветами, Образ Мадонны подчёркивает непредсказуемость Аси, она часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям: «Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня.. . по тому, что я делаю» ; «Я сама не знаю иногда, что у меня в голове. <...> Я иногда самой себя боюсь, ей-богу» .

Крылья – на крыльях – крылатые - символ любви.

2.Какие ассоциации вызывают у Н. Н. эпизоды: служанка Ганхен и её жених (главы XV и XXI)?

Второй раз он увидел девушку у берега, она сидела рядом с молодым человеком с бледным лицом, но не грустным. Возможно, она нашла уже себе другого парня, взамен того, уехавшего. «А на другой стророне Рейн маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня…»

3.Какая особенность натуры Аси открывается в её признании при виде богомольцев: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, - продолжала она. - А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

4.Какие основания есть у Гагина думать, что «Асе нужен герой, необыкновенный человек - или живописный пастух в горном ущелье»? Случайно ли к концу повести (глава XIV) он говорит Н.Н.: «Вы очень милый человек, но почему она вас так полю¬била - этого я, признаюсь, не понимаю»?

Возможно, потому как она сама по себе – девушка необыкновенная, романтичная, с нелегким характером и образом мыслей, требующим романтического в своей жизни.

5.Раскройте подтекст следующих фраз: Гагин несколько раз прого¬варивает Н. Н.: «Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».

«Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; - Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.

Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли - да лететь некуда».

Ася понимает, что влюблена, но чувствует, что ее чувство по-настоящему не взаимно.

6.Перечитайте размышления Гагина о живописи, об искусстве. По¬думайте, как они могут быть связаны с душевным кризисом са¬мого И. С. Тургенева.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на «проклятую распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», – к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным.

Возможно Тургенев так же переживал свой душевный кризис, когда не мог полностью отдаться творчеству, по-настоящему работать, а не говорить об этом. Поэтому он и предпринял поездку за новыми впечатлениями.

*** Дополнительные вопросы ***

Воссоздайте в воображении всю историю жизни Аси, начиная с детства. Объясните психологию ее поведения во время свидания с Н.Н.

В повести она предстает открытой, самолюбивой, благородной, непосредственной девушкой с необычной внешностью. Ася была воспитана в семье крепостной крестьянки. Этим объясняется ее застенчивость и неумение вести себя в обществе.

Ну, так что же хочет сказать Ася. Читатель в нетерпении, что привело ее в столь укромное место, какую «страшную» тайну хочет она поверить молодому человеку? Вот она уже почти готова сказать… но не может решиться… слова застывают на ее губах… она не может произнести роковые слова.

Н. Н. сурово обращается к ней по имени и отчеству. Он полон решимости выполнить данное Гагину обещание, но весь вид Аси его покоряет, в нем с новой силой вспыхивает любовь, сердце его тает, и он больше не в силах выдерживать официальный тон своего разговора. Он опять называет девушку по имени.

«Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист, дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, - взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

Ваша... - прошептала она едва слышно. Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

Что мы делаем!..- воскликнул я и судорожно отодвинулся назад-Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

Да, - продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. - Ваш брат все знает... Я должен был ему сказать.

Должны? - проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.

Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. - Теперь все пропало, все, все».

Ася с нежно-трепетной любовью вверяет себя в руки Н. Н. Она поверила ему. Она говорит «ваша», она первая переходит черту признания как Пушкинская Татьяна. В это короткое мгновение она верит, что свершилась все ее мечты. И тем жестоко прозвучали слова Н. Н. Его поразило воспоминание о Гагине. В такую решительную минуту, когда могла решиться его судьба, появляется призрак Гагина. Н. Н. и сам понимает ложность своих обвинений и «старается не глядеть на Асю». Он боится прочесть укор, он боится, что он снова растает.

Н. Н. считает, что тайна Аси, которую она «выдала» брату заключается в том, что она любит. Однако он ошибается. Ни для брата, ни для него это не было тайной. Другой вопрос, что это нашло подтверждении в признании Гагину. Тайна заключается в другом и пока Н. Н. не может понять этого.

Асю взволновала угроза разрушить их отношения, которая исходила от Гагина, никогда так реально она не нависала над русскими Ромео и Джульеттой. Ася не знает, она не уверена, готов ли Н. Н. принять всю правду и остаться с ней и вообще любит ли он ее. Поэтому она и назначила для окончательного объяснения встречу.

А Н. Н продолжает обвинять девушку. И здесь Ася задает простой вопрос, который раскрывает всю ложность высказываемых Н. Н. обвинений: «Но зачем же вы сказали брату?» Действительно зачем? Конечно, ложное понимание честности заставило его это сделать, но этим самым он бесчестно поступил по отношению к Асе. Теперь выяснилось, что ей такой поступок неприятен, что она не хотела вмешательства брата в их отношения. И призналась она Гагину, потому что он застал ее врасплох, в момент, когда она не управляла своими чувствами.

Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

Охарактеризуйте особенность композиции повести, её роль в раскрытии замысла автора.

Автор выбрал кольцевую композицию, потому что 25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.. В произведении нет развязки. То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”

Объясните, как мотивируются поступки героев повести, смена их настроения (психологизм).

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести Ася, которая была напечатана в первом номере Современника" за 1858 год.

Тургенев говорил, что писал эту вещь горячо, чуть не со слезами.

Ася - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. ". Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность. решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Подумайте, что сближает тургеневское произведение с рассказом Л. Н. Толстого «После бала».

Сближает форма повествования – своими воспоминаниями молодости делится пожилой человек. Он описывает событие, которое повлияло на него дальнейшую жизнь.

Какие нравственные принципы И. С. Тургенева воплотились в по вести «Ася»?

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Повесть С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также узнать о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.