Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом.
П. Аретино
Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего.
В. Г. Белинский
Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
В. Г. Белинский
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
И. Г. Белинский
П. Беранже
Любовь к родине не признает половинчатости; кто не делает для нее всего - ничего не делает; кто не все отдает ей - тот во всем ей отказывает.
Л. Берне
Родина… Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями.
Л. Блок
Отчизна - это край, где пленница душа.
Ф. Вольтер
Истинно е мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.
Г. Гегель
Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру.
К. Гельвеций
Чужбина родиной не станет.
И. Гёте
На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее.
Л. Гиршфельд
Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины.
Отчизна - это край, где пленница душа.
Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.
Изгнания воздух горький
Как отравленное вино.
Может быть народ наш и плох, но он - наш народ, и это решает все.
Язычество - утро, христианство - вечер. Каждой единичной вещи и целого мира. Неужели не настанет утра, неужели это последний вечер? Русская жизнь и грязна, и слаба, но как то мила. Вот последнее и боишься потерять, а то бы «на смарку все». Боишься потерять нечто единственное и чего не повторится. Повторится и лучшее, а не такое. А хочется «такого»…
У народа есть душа, к которой надобно приобщаться для того, чтобы разуметь ее! Нет, преобразователи ее и просветители видят в ней только известную величину, известную данную умственной силы, над которую требуется производить опыты. И притом, какая удивительная смелость и самоуверенность! Требуется во имя какой-то высшей и безусловной цели производить эти опыты обязательно и принудительно!! Как производить их - в этом самом учители не только сходятся - в твердом намерении действовать на мысль и развивать, развивать ее! Напрасно возражают им слабые голоса, что у простого человека не один ум, что у него душа есть, такая же как у всякого другого, что в сердце у него та же крепость, на которой надо строить всю жизнь свою, и на которой до сих пор стоит у него церковное строение... Нет, - они обращаются все к мысли и хотят вызвать ее к праздной, в сущности, деятельности, на вопросах, давно уже легко и дешево решенных самими просветителями. Какое заблуждение!
Народ, сохранивший чувство нации, не может погибнуть.
Для большевизма как в его учении, так и в его практике нет родины, нет патриотизма, нет нации, а есть только интернациональная арена.
Любовь к Родине начинается с семьи .
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые азы гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны.
Социализация детей в дошкольные годы происходит преимущественно в семье, и именно семья обладает значительными возможностями воспитания целостной личности ребенка на патриотических основаниях. В период дошкольного детства формируются основные духовные и патриотические ценностные ориентации, закладывается отношение к религии.
Семья обладает мощнейшим потенциалом естественного, гуманистически ориентированного патриотического воспитания подрастающего поколения. Семейное воспитание в отличие от общественного способно незаметно и весьма действенно формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству. Переживание ребенком конкретных семейных связей, поддерживаемых мощным фактором-инстинктом, является самым уникальным средством и источником для возникновения и укрепления чувства связи с обществом, своим народом, всем человечеством.
Патриотизм дошкольника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.
Следует отметить, что дошкольники познают былое и современность преимущественно из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у дошкольников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и педагогов. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны и это важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и образовательного учреждения, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.
Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, перед Отечеством. В период формирования у детей мировоззрения - это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, долг защитника Родины, долг труженика.
Уважение в семье достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
Наиболее полноценное общественное воспитание – это совместное семейное воспитание и воспитание в ДОУ. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая ступень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и ДОУ. Важно, чтобы в семье ребенок получил максимум того, что он может хорошего получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.
Автор высказывания, Ф. Бэкон, известен не только как британский политик и основоположник эмпиризма и английского материализма, но и как философ. Как нам известно, из философии образовались все современные науки, в том числе социология и социальная психология. Именно к ним относится вышеупомянутая цитата, так как отношение человека к Родине сказывается на его поступках, взаимоотношениях в обществе.
Выделяю следующие проблемы. Во-первых, в чем заключается задача семьи как первичного социального института. Во-вторых, проблему воспитания чувства патриотизма в семье.
Рассмотрим первую проблему. Как известно, семья - это малая группа, основанная на браке и кровном родстве. Именно в семье человек проходит первичную социализацию, ему прививается любовь ко всему родному. Одной из функций семьи как раз выступает воспитание и социализации человека. Примером может послужить тот факт, что согласно Конституции РФ каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Если семья не привила индивиду любовь к Отчизне, он не сможет в дальнейшем в полной мере осуществлять свои обязанности.
Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Это чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в личности на протяжении всей жизни. Патриотизм позволяет индивиду полюбить свою Родину, стать готовым действовать ради ее блага. Так как семья является первичным институтом социализации личности, она может заложить в ребенка такое важное чувство, привить любовь к Родине. Примером могут послужить герои Великой Отечественной войны. Люди понимали, что их семья, родной дом, Отчизна находятся в опасности и нуждаются в поддержке. Солдаты шли на войну и готовы были отдать жизнь, чтобы спасти не только родных и близких людей, но и само Отечество. Таким людям чувство патриотизма было привито с раннего детва семьей, родными людьми.
С автором полностью согласен и прихожу к следующим выводам. Во-первых, действительно, любовь человека к Родине начинается именно с семьи. Во-вторых, любовь к Отчизне является важным частью личности, так как позволяет человеку в полной мере ощутить свою ответственность за безопасность Родины и сохранение ее исторического наследия, выполнять свои обязанности перед государством.
Обновлено: 2018-04-19
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.
(Вольтер)
Можно состариться и не узнать, что любишь отечество; но для этого надо остаться в нем. Суть весны мы познаем зимою, за печкою поют лучшие майские песни.
(Г. Гейне)
Родина - наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче.
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от роди-ны, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.
(А.Н. Толстой)
Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!
(В. Дворянсков)
Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной
Нет родной земли на свете.
(Б. Укачин)
Россия нуждается не в возрождении, а – в очищении и восстановлении.
(А.В. Шахматов)
Что такое Отечество? Это сумма экономических, юридических, политических и т.п. фактов и идей, завещанных нам отцами.
(Н. Михайловский)
Страна не есть какое-нибудь дополнение к населению, индивидуумам, составляющим её; она сама является душой, совестью, личностью, живой силой.
(Э. Ранан)
Были люди до нас, теперь есть мы, будут и после
нас. Воин русский на поле Куликовом – это воин при Кунерсдорфе.
Воин при Кунерсдорфе – это воин на поле Бородинском. Воин на поле
Бородинском – это воин на Шипке. Воин на Шипке – Это защитник
Брестской крепости…
Изменились идеи, другими стали люди. Но родина у них по-прежнему
одна – это мать-Россия; и во все времена кровь проливалась во
имя одного – во имя русского Отечества. Мы не провожали в поход
павших на поле Куликовом. Не нас разбудили рыдания Ярославны.
Мы не знаем имен, замерзших на Шипке… И все-таки мы их – знаем!
Да, мы их помним, мы их видим, мы их слышим, мы их никогда не
забудем. Ибо это наши предки, читатель.
В истории есть голос крови. Этот голос ко многому нас обязывает.
Не будем искать славы для себя.
Мы говорили в дни Батыя,
Как на полях Бородина:
Да возвеличится Россия,
Да сгинут наши имена!
(В. Пикуль)
И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…
(Н. Рубцов)
Родина - это первая испытанная ласка, первая
сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев,
цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности,
молодости и зрелости.
(А.И. Куприн)
У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.
(А. Твардовский)
Вы ещё не любите Россию: вы умеете печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. … Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей..
(Н.Гоголь)
Россия всегда была страной философской. Но философской не в немецком и европейском смысле этого слова. Философия России всегда была сердечной философией, философией духа.
(Д. Лихачёв)
…Подобно тому как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где
мы родились и выросли.
В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома,
позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому
священному и высокому, что называется именем родной страны.
В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце,
как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей
великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки,
волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие
леса, сохраняющие исконное очарование природы.
(Н. Смирнов)
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
(Н. Добролюбов)
Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - оры, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солн-це над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.
(В. Пекелис)
Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам.
(В. Пекелис)
Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков.
(У. Хейнс)
Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.
(У. Хейнс)
Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.
(Н. Карамзин)
Ты не один в этой огневой буре русский человек.
С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый
Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый
мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали
в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих
русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут
тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего
множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись
за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду
горький, полынный прах её дорог.
И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину,
как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем
истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно
бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России.
И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую
страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла
столетья русская земля.
(Л. Леонов)
Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и патриотизм истинного труженика, и политическое безразличие мещанина.
(Л. Леонов)
…Гражданин не может состояться в человеке, оторвано от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.
(Л. Леонов)
Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России.
(Ю. Тюрин)
Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»
(М. Шолохов)
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…
(«Слово о погибели Русской земли»)
Узнавание Родины многослойно и многообразно, как многообразно и многослойно познание тайн искусства, изучение природы, постижение закономерностей бытия. К цели ведёт не одна дорога, но главное - однажды ступить на свою дорогу, затем надо идти не сворачивая.
Сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти.
(К. Рылеев)
История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою истроию, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…