Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что значит имена и откуда происходят. Этимология личных имен

Что значит имена и откуда происходят. Этимология личных имен

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"


Происхождение и значение личных имен


Выполнила:

студентка

института иностранных языков

Профиля лингвистика

Феоктистова Дина Олеговна


Рязань 2014


имя русь культура советский

Введение

Традиции выбора имени для ребенка

Происхождение имен на Руси

Заключение


Введение


Имя человека - это первое, что идентифицирует и отличает его от других людей.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (3 век до н. э.) относил имена к отдельной группе слов. Сегодня изучением закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика (греч. антропос - человек, нимис - имя).

Происхождение имен связывают с разнообразными легендами и догадками, но совершенно очевидно, что совокупность имен каждой цивилизации, каждого народа тесно связана с его историческим путем, культурными и бытовыми традициями, верованиями и определенной эпохой.

В наше время многие заинтересованы различными толкованиями тех или иных личностных данных, и имя здесь стоит на первом месте. Есть даже специалисты, которые по имени могут предсказать судьбу, характер, качества человека. Поэтому, многим становится интересна история возникновения имен, их изначальная форма и последующее трансформирование с течением времени.


1. Традиции выбора имени для ребенка


Еще с древних времен люди придавала имени огромное значение. Оно всегда было значительной составляющей частью личности человека и его содержание соотносилось с внутренним смыслом носителя. Наши предки считали, что имя обладает некоторой властью над судьбой человека, поэтому к его выбору относились с крайней осторожностью.

Первые же имена придумывались не специально. На начальном этапе развития общества, когда человек понял, что легче выживать, объединяясь в общины, возникла необходимость в именах, для того, чтобы окликнуть кого-нибудь одного, а не все племя. Не всегда получалось подойти и постучать по спине с просьбой помощи, а голосовые данные в ту пору успешно развивались. Чтобы обозначать людей, использовали любые "подручные" названия явлений окружающего мира, к примеру, животных, растений, небесных тел, водоемов, времен года. Еще одним источником происхождения имен древних людей являлись характерные черты человека, особенности его природных данных, поведения, образа жизни. Например, Молчан, Разумник, Рябой.

Как и говорилось ранее, уже тогда люди считали, что личное имя имеет власть над судьбой обладателя. Поэтому стали выбирать, а впоследствии придумывать имена, означающие нечто хорошее, лучшие качества, помогающие обрести удачу. Например, если в качестве имени использовалось название животного, то это должен был быть сильный, ловкий, смелый зверь. Многие древние имена состояли из нескольких слов и были похожи на своеобразные "заклинания", пожелания, причем такая традиция существовала у самых разных народностей, например, у семитов, славян, шумеров.

Во многих культурах новорожденному давали два имени. Первое считалось настоящим и было известно только в узком кругу семьи, а второе для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его истинное имя.

В индейских племенах давали отталкивающие имена для того, чтобы отогнать злых духов. Свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и больше не сообщал никому. Старые шаманы считали, что это имя было невозможно произнести нормальными человеческими звуками, оно существовало лишь в смеси образов и звука.

Древние греки называли своего ребенка в честь богов и героев, надеясь на благосклонность всевышних. Но называть детей аналогичными именами считалось бестактностью, так как жителям Олимпа могла не понравится такая фамильярность. Поэтому в имена трансформировали различные эпитеты, с которыми обычно обращались к богам. Например, Виктор (победитель), Максим (величайший). С такими эпитетами обращались к Зевсу.


Происхождение имен на Руси


В наше время десятки русских личных имен по своему происхождению не исконно русские. Многие имена, входящие в русский именник, принесены христианством на Русь из Византии. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и другим языкам.

В славянской культуре существовала традиция двойного обряда имянаречения. Первый проходил через несколько дней после рождения. Чаще всего данное славянское имя было заведомо непривлекательным (Злоба, Немил, Некрас, Крив). Второе же давалось ребенку при достижении двенадцати лет. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью. Существовали различные группы имен:

·Двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат (и) ша, Путята и т.п.);

·Имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен);

·Имена из животного и растительного мира (Щука, Ёрш, Заяц, Волк, Орёл, Орех и т.п.);

·Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк);

·Имена по человеческим качествам (Храбр)

Несложно проследить процесс создания двухосновного имени. Отсекается вторая часть слова и прибавляется суффикс или окончание (- нег, - ло, - та, - тка, - ша, - ята, - ня, - ка) Например, Святослав - Свято +ша = Святоша.

Многие двусоставные слова имеют свое значение. Например: Бажен - желанное дитя, желанный ребенок. Богдан - Богом данный, подарок Бога, ребёнок данный Богом. Богомил - подаренный Богом, милый Богу. То же значение у имени Богумил. Велимудр - многознающий. Всеволод - властелин народа, всем владеющий. Добромил - добрый и милый. Доброжир - добрый и богатый. Доброгнева - сильная в гневе. Гостомысл - думающий о другом (госте). Миролюб - миролюбивый. Пересвет - сражающийся за свет. Ростислав - возрастающая слава. Светозар - озаряющий светом. Святогор - несокрушимая святость. Тихомир - тихий и мирный. Цветана - подобная цветку. Ярополк - ярое (мощное) войско, предводитель солнечного войска. Ярослав - обладающий ярой (мощной) славой, славящий Ярилу


Заимствования имен из других культур


Насколько мы знаем, наличие контактов между культурами разных народов тоже отражается на создании имен. Процессы заимствования, адаптации шли на протяжении столетий и дали столь причудливые результаты, что порой в них можно разобраться лишь на основе глубоких научных исследований - если удается вообще дать однозначный ответ. Славянский народ как раз может послужить примером подобного влияния. Самые популярные, любимые имен оказываются в подавляющем большинстве случаев "чужеземцами", имеющими греческие, латинские, еврейские, скандинавские корни. Например, из еврейского языка в наш обиход вошли имена Иван и Мария, ставшие своеобразными именами-символами русского народа.

Заимствованные иноязычные имена являются отражением каких-либо исторических периодов, тенденций, событий. Например, обширные группы греческого и еврейского происхождения пришли к нам вместе с христианством, тем самым оттесняя исконно славянские имена. Первые века христианства (X-XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена использовались лишь в церкви. Однако с XIV века основным именем становится христианское, причём люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и определяемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т.п.). От них наряду с крестильными именами (Иванов, Петров) позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т.п.). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые - тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.).

Также многие имена, к которым привык русский человек, заимствованы из скандинавского языка. Все это связано с тем, что Скандинавы были давними северными соседями славян. Скандинавы и воевали с Русью, и служили дружинниками у русских князей, и торговали с ней, и шли торговать через Русь в другие страны, что отразилось в известном выражении "путь из варяг в греки". Скандинавского происхождения собственные имена Аскольд (золотой голос, владеющий копьем), Глеб (угодный богу, любимец богов), Олег (священный), Игорь (воинственный), Ольга (священная, великая), Рюрик (славный король). Заимствование происходило через непосредственное общение (устным путем) славян со скандинавскими купцами и великокняжескими дружинниками - скандинавами, служившими у русских князей. Приметы заимствованных скандинавских слов стерлись.


Имена советского происхождения


Тенденция к созданию нетрадиционных имен сохранилась и в советское время. Необычные имена появились после Октябрьской революции в период расцвета в Советском Союзе моды на неологизмы и аббревиатуры. Слом прежних общественных устоев и традиций наречения именем, связанных, прежде всего, с обязательностью выбора имени для новорождённого по святцам при совершении обряда крещения, предоставил родителям большую свободу выбора имён своим детям. В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия растений (Береза, Дуб), минералы (Рубин, Гранит), химические элементы (Радий, Вольфрам, Иридий, Гелий), топонимы(Волга, Гималай, Казбек, Онега), технические и математические термины (Медиана, Дизель, Комбайн, Дрезина), профессии (Танкист), и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода). Образовывались и производные формы (Ноябрина, Тракторина). Подобное имятворчество иногда называют семантической антропонимизацией. Большой массив личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой).

К именам советского происхождения также относятся и многие заимствованные имена. Именно после Октябрьской революции произошёл значительный приток иностранных имён в русский язык. Некоторые из них были связаны непосредственно с деятелями международного коммунистического движения (Роза - в честь Розы Люксембург, Эрнст - в честь Эрнста Тельмана), некоторые ассоциировались с героями "прогрессивных" переводных литературных произведений или историческими личностями (Жанна, Эрик, Рудольф, Роберт). Некоторые были известны у других народов, но получили новую расшифровку (Гертруда - герой труда, Элина - электрификация, индустриализация, Эльмира - электрификация мира, Зарема - за революцию мира, Ренат - революция, наука, труд). Особое место занимает имя Светлана, которое хоть и было известно ранее, но получило популярность именно в 1920-х годах.

В послереволюционную эпоху вошли в употребление и неканонические (не отмеченные в церковных святцах) древнерусские и древнеславянские имена, а также имена, бытующие в других славянских языках (Светозар, Пересвет, Мстислав, Милослава, Любомир, Ванда, Владислав)

Большинство имён советского происхождения - в особенности новообразованные - использовались редко и не прижились, оставшись скорее историко-лингвистическим курьёзом; многие носители экзотических имён, достигнув совершеннолетия, подавали документы на изменение имени. Однако некоторые из этих имён, составленные удачно - например, Владлен, Дамир, сохранились и получили достаточно широкую известность.

Некоторые интересные имена и их значения:

Авксо?ма - от обратного прочтения слова Москва

Арви?ль - от сокращения словосочетания "Армия В.И. Ленина"

Бестрева - от сокращения словосочетания "Берия - страж революции"

Больжедор - Большевистская железная дорога

Валтерперженка (Ватерпежекосма) - от сокращения словосочетания "Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт"

Выдезнар (Выше держи знамя революции)

Даздранагон - от сокращения лозунга "Да здравствует народ Гондураса!"

Даздрасмыгда - от сокращения лозунга "Да здравствует смычка города и деревни!"

Даздраперма - от сокращения лозунга "Да здравствует Первое мая!".

Кукуцаполь - от сокращения лозунга времён правления Н. С. Хрущёва "Кукуруза - царица полей".

Пофистал - от сокращения словосочетания "победитель фашизма/фашистов Иосиф Сталин".

Урюрвкос (Ураюкос) - от сокращения словосочетания "Ура, Юра в космосе!"


Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что большинство мужских и женских имён, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались буквально единицы. Действительно русские имена, имеющие славянские корни, оказались со временем вытесненными именами греческого, римского, еврейского, скандинавского происхождения. Процесс этот шёл веками и на сегодняшний день большинство имён, заимствованных когда-то давно у других народов, считаются русскими, хотя на самом деле они имеют иностранные корни.

Определить же происхождение имени и его корни интуитивно практически невозможно, ведь в нашем восприятии имена Иван, Пётр, Фёдор, Степан, Михаил, Василий, Анна, Анастасия, Мария, Екатерина, Варвара, Полина и т.д. должны иметь русские корни, но ни одно из перечисленных выше не является русским или славянским по своему происхождению. Они, как и подавляющее большинство других современных мужских и женских имен, пришли в русскую культуру из других народов, соответственно все они имеют иностранные корни.


Список использованной литературы


1.Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М.: Наука, 1974. - 382 с.

2.Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. - СПб: Фолио-Пресс, 1998.

3.Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. - М.: АСТ, 2000.

4.Роспонд С. Структура и классификация древневосточнославянских антропонимов (имена) // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1965. - №3. - С. 3-22.

.Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л.: Лениздат, 1991. - 220 c.

.Топоров В.Н. Праславянская культура в зеркале собственных имён // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. XI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. - М.: Наука, 1993. - С. 3-119.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рассмотрим вопрос о происхождении людских имен.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (III век до н.э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика ("антропос" – человек, "онима" – имя).

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его настоящее имя. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

Традиции имени для ребенка

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, – победитель, – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: , которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. "Зовут Зовуткою, а величают уткою". Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих особенностей.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а , часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Имена на Руси

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, происхождение имени имеет длинную историю.

До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе:

  • различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр;
  • особенности поведения, речи: Молчан;
  • физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй;
  • время и "очередность" появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк;
  • профессию: Селянин, Кожемяка и т.д.

Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии довольно распространенные.

Влияние христианства на имянаречение

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав. Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: , Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают . Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка.

Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни. Однако, многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

У каждого человека есть имя. Личные имена людей лингвисты называют антропонимами. У русского человека, кроме того, есть отчество и фамилия. Называя друг друга по имени и отчеству, мы даже не представляем себе, что можно чужих взрослых людей звать как-то иначе. Однако во многих странах отчество как специальный тип именования отсутствует. В большинстве стран Запада люди независимо от возраста, зовут друг друга просто по имени, а в более официальных случаях - по фамилии, предваряя ее словами вами сеньор, сеньора, сэр, мадам и т. д. У многих народов Востока нет фамилий. В торжественных случаях используются длинные фразы, включающие не только личное имя, но и прозвища, характеризующие человека, и слова типа мальчик, юноша, мужчина, старик, дядя, тётя, дедушка, мать, отец, название рода, к которому этот человек принадлежит, имена его родственников, название местности, из которой он происходит.

Русские, как правило, при рождении получают одно имя. Два имени у русского человека большая редкость. Во многих странах Запада ребенку дается два-три имени, например, Хосе-Рауль. Первоначально это было продиктовано стремлением к тому, чтобы у него был не один, а несколько святых покровителей. Потом это стало традицией. Чаще всего детей в испаноязычных странах называют в честь родственников, обычно бабушек и дедушек. Кроме имени, полученного от родителей, испанцы носят имена, полученные при крещении от крестившего священника и крёстных родителей. Большинство из имён, полученных испанцем, не используется, а используется только одно или два имени, например, у нынешнего короля Испании пять личных имён - Хуан Карлос Альфонсо Мария Виктор, но всю свою жизнь он пользуется только двумя из них - Хуан Карлос. Это обычный случай.

В некоторых странах, в Испании и в Португалии, традиция требует, чтобы у человека была не одна, а несколько фамилий. Здесь в качестве первой фамилии записана фамилия отца, в качестве второй - матери. Многие добавляют еще в качестве третьей фамилию деда. Некоторые в качестве четвертой - фамилию бабушки или другого деда и т. д.

Происхождение имен собственных

Каждый человек где-то живет, и будь то город или деревня, гора или река, - любая точка земной поверхности, если она хоть чем-нибудь примечательна, имеет свое название. Названия городов, рек, озер, местностей лингвисты называют топонимами. Откуда, как и почему произошли географические названия - вопрос не менее интересный, чем проблемы, связанные с происхождением имен и фамилий. На земном шаре имеется более 250 мест имеющих название Швейцария. Объясняется это модой на данное имя собственное. Если местность хоть как-то напоминала европейскую Швейцарию, она получала это имя. Сегодня есть Швейцария в Европе, есть она и в Новой Зеландии.

В своей повседневной познавательной деятельности человек постоянно открывает, создает, конструирует что-либо новое. Это могут быть новые земли, новые качества и свойства известных ранее вещей, машины, механизмы, детали, приспособления. Каждый день рождаются дети, новые люди, которые со временем займут свое место в жизни и станут творить и созидать. А всему новому нужны имена. И они ежедневно создаются: имена нарицательные - для обозначения классов предметов, имена собственные для каждого отдельного индивидуального предмета. В 20 веке появились нарицательные имена компьютер, кибернетика, космос и др. Данные понятия связаны с развитием науки и техники, появлением новых отраслей знаний. Название подмосковного города, в котором проживают космонавты – Звездный. Данное имя собственное происходит от слова звезда и живут здесь люди, устремленные к звездам.

Развитие информационных технологий привело к формированию новых имен нарицательных. Сегодня складывается и новый разряд имен собственных, к которому возможно отнести такие имена как Интернет, Яндекс, Рунет. Какие еще подобные названия возможно считать именами собственными? Каковы их признаки? Я считаю, что если они пишутся на русском языке с большой буквы, есть основание причислить их к именам собственным.

Имена собственные и нарицательные – полноправные слова каждого определённого языка, но имена нарицательные служат нам своим значением, а имена собственные – звучанием. Хочу высказать предположение, что имена собственные существовали всегда, потому что невозможно представить себе язык, в котором бы не было собственных имен. Ученые считают, что они существуют с тех пор, как человек стал осознавать себя человеком и пользоваться языком как средством общения. Он стал давать прозвища домашним животным, называть реки, озера, местность, в которой он живет. Получали в древности свои имена божества, герои сказок, сказаний, былин.

Мы можем задать вопрос, что же появилось раньше, имена собственные или нарицательные? Возможно, они создавались одновременно, заимствуя друг у друга языковой материал. Здесь необходимо отметить сложность и своеобразие перехода имен нарицательных в собственные, поэтому часто трудно бывает определить, когда и от какого слова произошло то или иное имя. Например, русская фамилия Сундуков происходит от слова сундук. Но между сундуком - домашней утварью и фамилией Сундуков располагается ряд промежуточных форм. Само слово сундук заимствовано из тюркских языков. Но фамилию Сундуков нельзя считать татарской или ногайской, потому что весь путь от слова к фамилии осуществлялся по нормам русского языка. Прежде всего, слово сундук стало именем или прозвищем человека - Сундук, а только потом полноценной фамилией. Почему это произошло, сказать трудно.

Еще труднее судить о происхождении традиционных русских имен. Ведь почти все они пришли к нам из Византии вместе с христианством. Они были включены в календари, приурочены к определенным дням года и получили название календарных. Все они - очень древние и служили именами задолго до их прихода в русский язык.

Важно отметить, что отделившись от нарицательного и став собственным, имя развивается независимо от значения тех элементов, которые формируют смысл нарицательного. Например, фамилию Брюллов мы ставим в ряд не с Еськин, Морковкин, а с фамилиями художников Левитан, Репин, Петров-Водкин, Васнецов; фамилию немецкого философа Фихте - в ряд с фамилиями Фейербах, Кант.

Я думаю, можно выделить ряд универсальных факторов, к которым люди обращались и продолжают обращаться при создании имен. Прежде всего, то внешний вид, образ человека. Сравните древнерусские имена Большой, Долгий, Малыш, Толстик, Худышка, греческое Платон, латинское Лонгин. Влияют черты характера: древнерусские имена Добрый, Щедрый, Скупой и арабское Рахман. При именовании людей во все эпохи обращались к названиям животных, правда причины этого были различными.

В отдельные эпохи у представителей разных народов складываются своеобразные традиции, связанные с именами. Например, в одни исторические периоды была традиция именования человека по малоценным предметам «от сглаза», чтобы предохранить ребенка от порчи. На других этапах развития общества обращались к сложным, пышным именам, чтобы прославить человека через его имя. Существует мода на имена.

Стремление облагородить свое имя и фамилию отмечалось у многих народов. В книге А. В. Суперанской приводится интересный факт. Первый русский герольдмейстер Колычев, чей род происходил от человека по имени Кобыла, жаловался, что переписчики якобы исказили имя его родоначальника, который на самом деле звался Кампила и приехал на царскую службу из чужих краев.

Наши имена своеобразные и удивительные знаки, помогающие выделять в индивидуальном порядке каждое живое существо. Они служат нам своим звучанием, а не нарицательным значением слов, из которых они были когда-то созданы. Особенно важно подчеркнуть юридическую значимость имен собственных и необходимость писать их единообразно во всех документах, картах, книгах.

Англичане любят повторять фразу: «Что в имени?». А что действительно в имени твоем и моем? Что в названии города или улицы? Что в наименовании теплохода и планеты? Ответы на эти вопросы дает ономастика - наука о собственных именах. Она изучает становление, развитие, распространение имен, особенности их заимствования в другие языки, их удивительные преобразования в новых исторических и культурных условиях.

Имя человека – это первое, что его идентифицирует и отличает от других. Многие сейчас увлекаются различными толкованиями тех или иных личностных данных, и имя здесь стоит на одном из первых мест. Есть даже специалисты, которые по имени предсказывают судьбу, характер, личные качества человека. Поэтому становится очень интересным, как появились имена, каковы они были в самом начале, как трансформировались с течением времени.

Древние имена

В самом раннем древнем обществе, когда человек понял, что вместе жить проще, возникла необходимость из этого «вместе» окликнуть для чего-либо одного. Не всегда получалось подойти и постучать по спине, а голосовые данные успешно развивались. Так и научился первобытный человек звать голосом своего товарища, не все племя, заметьте, а одного. И вот на этом этапе надо было уже определяться, как дать понять, кого именно зовут. Оказалось, что все очень просто. Человек назвал словами все, что вокруг него, а заодно и своих товарищей. Солнце – Ра, значит и рыжий человек в племени тоже Ра. Вода с неба из тучи капает – Даждь, значит и человек, у которого вечно глаза на мокром месте – Даждь. Все было очень просто, а мы-то гадаем, откуда появились имена!

Имена первых цивилизаций

Во время зарождения цивилизаций отношение к имяобразованию совсем изменилось. Родители давали ребенку имя, созвучное с теми качествами, которые они бы хотели видеть в своем ребенке. Владимир – владеет миром, Святослав – славящий святых. Это русские варианты имен. В Европе и на других континентах происходило то же самое, только на других языках. По-гречески Александр – завоеватель, Павел – маленький, Елена – светлая. Эти имена дошли до нас, претерпев некоторые незначительные преобразования в звучании с самых древних времен, от самого рождения культурных цивилизаций.

Языческие имена народов мира

Многие народности придумывали своим детям имена со значением, надеясь, что заложенный в имени смысл будет помогать ребенку по жизни. К примеру, хотите узнать, как появилось имя Кизлярбас? Оно дословно переводится как «не надо больше девочек», его отцы давали долгожданным мальчикам, родившимся в таджикских семьях. Семитское имя Небу-булит означает «О, небо, дай мне жизнь!», очень говорящее имя. А вот девочка, носящая имя Дзедумилла, должна была быть всю жизнь милой для своего деда.

А еще язычники называли детей именем какого-либо животного, чтобы ребенок был похож силой и ловкостью на него. К примеру, почитаемый во многих народах волк дал миру много имен, производных от этого слова: Вук, Вильк, Вольф, Лупул, Вовк, Вольфганг, Вильколаз. И это только европейские производные!

Современные имена в России

К счастью, прошли времена, когда в России, отдавая дань моде, называли детей совершенно немыслимыми именами! В 40-50 годах прошлого века было очень популярно мужское имя Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). А чего стоят Электрификация, Октябрина, Космос, Искра, Академия, Антенна, Владлена (Владимир Ленин). И таких имен было огромное множество. Все это была дань времени, никто не ломал голову над вопросом, почему появились имена, что они должны означать? Тяп-ляп, и имя готово. Затем стали возвращаться исконно русские имена и даже совсем не русские имена. Но все они были действительно именами, а не аббревиатурами, придуманными на злобу дня.

Происхождение имен собственных имеет глубокие корни. Они существуют с незапамятных времен. Еще при создании человека Бог нарек его именем Адам, то есть "из глины". Адам дал имена животным, а после назвал свою жену Евой, то есть "жизнь". С той поры свойство человека всему давать имена, или, как говорится в русской поговорке, «называть вещи своими именами», стало неотъемлемой его чертой.

Поэтому не стоит удивляться, что зачастую человек носит несколько имен - одно официальное, два-три ласковых домашних, одно - прозвище в узком кругу друзей, одно - прозвище в коллективе. Так, к примеру, мальчик Ваня Носов может быть и Солнышком, и Масиком дома, Носом в школе и Вано у друзей.

Сейчас принято пользоваться официальным именем для отождествления личности. Оно записано в паспорте или в свидетельстве о рождении. Но Имена и прозвища имели раньше хождение наряду с официальными именами.

В глубокой древности

Люди в давние времена верили, что имя несет в себе магическое начало, что оно определяет характер. К значению имени относились очень серьезно. Будучи зависимы от сил природы, урожая и расположения сильных мира сего - жрецов, князей, военачальников и тому подобных власть имущих - они в то же время боялись попасть в немилость у злых духов. Понятно теперь, почему порой истинное имя скрывали, давая ребенку имя-прозвище. Оно было призвано отвести зло и использовалось чаще истинного имени.

Используя настоящее имя, жрецы проводили обряды инициации, заключения брака, наложения табу за грехи и другие. От имени рода приносились жертвы богам. Правители давали своему ребенку имя, чье происхождение идет от имени тотема или общего предка.

В третьем веке до нашей эры философ Хрисипп идентифицировал имена как отдельную группу слов. По сути, его можно назвать родоначальником современной науке об именах - антропонимики (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя).

Как появилось слово «имя»?

В словарях встречается объяснение этого слова как калька с латинского nōmen или греческого ὄνομα. Есть версии, что оно происходит от особенного термина jm-men, обозначающего принятый знак родового строя. В целом заметно, что славянские языки носят схожее произношение и написание этого слова.

Одна версия заключается в том, что оно произошло от праславянского имети - иметь, отождествлять с кем-либо, принимать за кого-то, считать кем-то. Другая связывает его с понятием yuyoti, означающим на санскрите отделение или отличие кого-либо друг от друга. Интересно, что истоки английского name те же, что греческого onoma. Получается, что в индоевропейской группе языков, по этой версии, один источник слова «имя» - и для западноевропейских, и для восточноевропейских языков.

Но в основном словари сходятся во мнении, что истинная этимология слова «имя» неясна.

В античные времена

Греческие имена часто совпадают с именами мифических персонажей. Дать младенцу имя героя считалось неким образом предвосхитить его судьбу. И, напротив, именами богов называть младенцев опасались. Бытовало мнение, что использование имени бога в таком ключе будет расценено им как фамильярность, унижающая его положение.

Для повседневного обозначения богов существовала масса эпитетов, которые и становились подчас именем человека. Этимология имен античного времени восходит к подобным титулам. Это, например, такие дошедшие до нашего времени заменители имени Зевса, как:

  • Виктор - победитель.
  • Максим - великий.

Или описание Марса, бога войны, носившего венок победителя из лавровых листьев:

  • Лавр.
  • Лаврентий.

Другие боги носили диадему, их называли «Увенчанный». От этого названия произошли имена:

  • Стефан.
  • Степан.
  • Стефания.

Имена не верховных богов, а покровителей охоты, различных видов искусства считалось не зазорным давать и человеку:

  • Муза.
  • Диана.
  • Аврора.

Эти античные имена известны и сейчас.

Имя в Древней Руси

Отношение к имени на Руси скорее напоминало древние языческие представления. Поэтому настоящее имя знали только посвященные - родители, близкие люди и жрецы. Оно несло положительный заряд, означало счастье, богатство, здоровье и все то, чего желают младенцу обычно. Это такие имена русского происхождения, как:

  • Любовь.
  • Злата.
  • Сила.
  • Богдан.
  • Ждан.

Интересен обычай славян после наречения ребенка настоящим именем инсценировать нахождение подкидыша. Младенца обертывали негодной тканью - рогожей, например, и выносили за порог. Для нечистой силы произносили второе имя-прозвище, своего рода оберег, которое должно направить нечисть по ложному следу. Этимология имен-оберегов - от мнимых недостатков, которые приписывали в этот момент:

  • Некрас.
  • Неждан.
  • Зима.
  • Крив.
  • Черняк.
  • Беляй.

Настоящее имя не звучало в быту. На вопрос: «Как тебя зовут?» отвечали уклончиво: «Зовут Зовуткою, величают уткою». Так поступали, опасаясь порчи.

Как повлияло принятие христианства

Начиная с одиннадцатого века из народной жизни планомерно вытеснялось все славянское: система поклонения, способ хоронить умерших, сказы и былины. Сюда относится и наречение именами. На Русь пришла греческая форма христианства, поэтому стала насаждаться византийская культура.

Официальным становилось имя, записанное в церковно-приходской книге. Этимология имен такого типа имеет греческие и еврейские корни, что обусловлено языком церковных книг. Официальное имя использовались в обрядах крещения, заключения брака, предания анафеме и прочих. В народе стала практиковаться двухименная система: теперь отпала надобность в имени-обереге, но и к греческим именам доверия не возникало. Некоторые были настолько труднопроизносимы, что транслитерировались в ставшие русскими формы:

  • Федор - Теодор (божий дар).
  • Авдотья - Евдокия (благоволение).
  • Аксинья - Ксения (гостеприимная).
  • Лукерия - Гликерия (сладкая).
  • Егор - Георгий (земледелец).

В юридических документах стали указывать оба имени: одно по крещению, другое мирское: «По крещению Петр, по мирски Микула». Когда вводили фамилии в России, часто ею становилось мирское имя.

Имена в Святцах

Поскольку регистрация рождения была возможна только в церкви, даже в случае неверующих родителей все проходили через обряд крещения. Имя давал священник, выбирая его из месяцеслова. Это книга, в которой на каждый день существует список святых, которых церковь должна почитать. Ее в народе называли «Святцы». Этимология имен из месяцеслова имеет не только греческие или еврейские корни. Много канонизированных в России святых носят латинские, германские и скандинавские имена.

Некоторые имена встречаются в месяцеслове чаще других. Этим объясняется, что в нашей стране так много Иванов: они поминаются в Святцах 170 раз. Происхождение женских имен в Святцах имеет иноязычные корни, и поэтому часто неблагозвучно для россиян:

  • Христодула.
  • Яздундокта.
  • Хиония.
  • Филицитата.
  • Пульхерия.
  • Препедигна.
  • Перпетуя.
  • Мамика.
  • Каздоя.
  • Домна.
  • Голиндуха.

На выбор родителей предлагалось несколько имен. Если священник был расположен к родителям младенца, он шел на уступки и позволял выбрать имя из Святцев самостоятельно. Но в случае размолвки он мог проявлять строгость или вообще дать ребенку труднопроизносимое имя.

Имена девочек: происхождение и значение

Невозможность вольнодумства, к которому причислялся самостоятельный выбор имени для дочери, которое не значится в Святцах, привел к распространению женских имен, имеющих славянское или европейское происхождение. Множество святых женщин, канонизированных церковью, носили красивые имена.

Понятно поэтому, что в основном на Руси бытовали женские имена Мария, Марфа, Прасковья, Анна, Татьяна, Наталья, Ольга и еще несколько. Популярны были имена Надежда и Любовь, хотя они упоминались в Святцах только по разу. Вера имела два упоминания.

После революции 1917 года была отменена система регистрации в церкви. Это повлияло на выбор имен. Не обошлось без перегибов: происхождение имен девочек теперь зависело от лояльности родителей к новой власти и восхищения их техническим прогрессом.

Имена в СССР

Происхождение некоторых женских имен начала двадцатого века поражает воображение. Тем не менее эти имена действительно существовали, они и сейчас записаны в актах ЗАГСов. Чтобы представить масштаб происходящего тогда, достаточно взглянуть на следующую таблицу.

К счастью, это был недолгий период. После многие меняли имена, остановив выбор на привычных распространенных Мариях и Татьянах. С развитием эпохи кино стали распространяться имена героинь экрана и киноактрис, которые часто имеют западное происхождение.

Русские имена, имеющие иноязычное происхождение

Возможно, некоторые удивятся, что считающееся исконно русским имя Иван - на самом деле еврейское Иоанн. Оно означает «Бог помиловал». Данила - тоже старое русское имя - в переводе с еврейского означает «Бог мой судья». И это не единственные еврейские имена в списке:

  • Сысой - беломраморный.
  • Фадей - достойный похвалы.
  • Фома - близнец.
  • Гаврила - моя мощь - Бог.
  • Матвей - дар от Бога.

Имена, имеющие скандинавские корни:

  • Ольга - святая.
  • Игорь - воинственный.
  • Олег - святой.

Статистика утверждает, что распределение современных имен по происхождению следующее:

  • 50% - греческие, во многом благодаря христианизации и запрету на языческие имена, которых нет в Святцах.
  • 20% - древнееврейские, по той же причине.
  • 15% - латинские, распространившиеся благодаря развитию торговли и эпохе Просвещения.
  • 15% - прочие.

Печально, что история не сохранила многих древних имен. Но сейчас наблюдается интересная тенденция в обществе, которая может исправить положение.

Современные имена

Сейчас в моде старославянские имена, многие из которых имеют красивое звучание и объяснение. Девочек называют так:

  • Владислава (прославленная).
  • Лада (любимая).
  • Русалина (русоволосая).
  • Ярина (огненная).
  • Милана (заботливая).
  • Алина (честная).

Мальчики носят такие имена:

  • Всеволод (владеющий всем).
  • Любомир (любимый миром).
  • Ярослав (яркая слава).

И родители выбирают имя по своему вкусу, никто не обязывает называть детей по утвержденному списку. Часть -слав, входящая в составное имя, означает родовое имя славян. Происходит возврат к историческим корням.

Заключение

Сейчас можно называться любым именем. Конечно, следует избегать крайностей. В некоторых странах запрещено называться демоническими именами, признанными нарицательными именами всемирных преступников или числительными.

Любящие родители думают о том, как ребенок будет идти по жизни. А это немало зависит от имени.