Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что делать, если ребенок шепелявит. Как избавиться от шепелявости: эффективные упражнения и рекомендации

Что делать, если ребенок шепелявит. Как избавиться от шепелявости: эффективные упражнения и рекомендации

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило! Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

Цокать языком как лошадка;

Разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

Придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

Как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.

Шепелявость – дефект речи, при котором человек не может произнести правильно звук «с», а вместо него выходит «ш». «Шолнышко», «Шыр», «Шаша» — если эти слова произносит маленький, 3-4 летний ребенок, то никаких вопросов не возникает, но если взрослый человек шепелявит – это выглядит прежде всего некрасиво и вызывает отвращение. Доказано, что дефект речи, который является нормальным в маленьком возрасте, при недостаточном внимании родителей перерастает в огромную проблему взрослого человека. Исправить или подправить артикуляцию в детстве проще всего, но если шепелявость остается до 20-30 лет, для избавления этого изъяна потребуется гораздо больше времени и сил, а иногда даже, увы, создать красивую речь становится уже невозможно.

Отчего возникает шепелявость

Первая причина. Шепелявость возникает из-за неправильной посадки языка в полости рта. Ребенок, еще не понимающий смысл произношения звуков, располагает язык интуитивно, автоматически, в итоге, некоторые звуки выговариваются сами по себе, а над некоторыми стоит обязательно поработать. К сложным относятся звуки «с, ж, ч, л, р», для которых необходимо правильно поставить язык во время произношения. Если родители не отдают должного внимания ребенку во время разговора, речь со звуковыми дефектами становится привычкой. Взрослеющий малыш осознает, что так легче всего и не хочет поправлять себя, так как взрослые и так понимают его, зачем лишний раз себя затруднять?

В подростковом периоде, когда каждый юноша или девушка хочет быть непохожим на других, шепелявость становится «признаком индивидуальности». И лишь после того, как человек входит в стадию взрослого, он начинает стесняться своего нелепого, детского произношения и начинает работать над собой. Но чем больше проходит времени, тем сложнее отучить выговаривать буквы правильно. Это факт. Со временем язык начинает быть в постоянном тонусе – очень сложно развить мышцы, которые до этого «спали» в течение длительного времени. Они уже атрофировались и для того, чтобы снова заставить их работать, необходимо провести множество занятий. Все это можно проделать, было бы желание!

Вторая причина. Неправильный прикус и особое строение речевого аппарата. Это единственна причина шепелявости, которая возникает с рождения. Распознать и подтвердить, что шепелявость появилась из-за дефекта речевого аппарата может только дефектолог или врач-логопед. В данное время такая патология легко лечится, поэтому поводов для переживаний быть не должно.

Третья причина. В связи с сильным стрессом, резким испугом или продолжительным неврозом, может возникнуть изменение мышечных функций, что в итоге сказывается на артикуляции речи. Очень часто такое явление возникает в детском возрасте, когда еще малыш не может самостоятельно высказаться, а держит все в себе.

Как избавиться от шепелявости? Эффективные методы

  1. Обязательно посетите логопеда. Под его тщательным присмотром вы сможете быстрее освоить новые звуки и станете лучше выговаривать их. После правильного расположения языка, подбираются звуки, фразы, выражения, скороговорки, которые дают возможность закрепить результат и скорее испробовать звуки на практике.
  2. Если вы решили положиться исключительно на свои силы, обязательно проверьте ритмичность носового дыхания. Для того, чтобы четко и правильно произносить звук «с», необходимо чтобы носовой проход был полностью освобожден. От этого напрямую зависит правильное произношение «с», поэтому на данный пункт следует обратить особое внимание.
  3. Перед занятием обязательно тщательно помойте руки и найдите настольное зеркало, которое будет отражать все ваши манипуляции. Чистота рук необходима для того, что в некоторых упражнениях может потребоваться помощь пальцев, для наилучшей установки языка.
  4. Очень полезно при шепелявости, а также при других дефектах речи, языком создавать форму чашечки. Для этого необходимо открыть рот, высунуть язык и сложить боковые края языка вместе. Такое напряжение дает возможность привести в действие все мышцы, которые имеются на поверхности языка и подготовить их к работе.
  5. Для того, чтобы подготовить мышцы языка к нагрузке существует еще одно упражнение «Пробка». Вам потребуется пробка от вина. Ее необходимо сжать губами и стараться вытолкнуть языком, при этом губы должны быть плотно сжаты. Не старайтесь сразу вытолкнуть пробку изо рта. Суть в том, чтобы напрягать язык, подготовить мышцы к работе, а не в том, чтобы освободить рот.
  6. Во время всех занятий обязательно необходимо записывать свой разговор на диктофон, это поможет более отчетливо замечать свои проблемные места и работать над ними со всей силой.
  7. Для того, чтобы начать выговаривать правильно звук «с», улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
  8. Для того, чтобы подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее. Попросите кого-то из взрослых проверить результат вашей работы, для того, чтобы убедиться, что все идет по правилам.
  9. Лишь после того, как все пункты достигнуты, можно начать практиковаться на скороговорках. В сети интернет, а также в многочисленных книгах можно найти большое количество скороговорок и чистоговорок, которые дают возможность проработать какой-либо звук. Начинайте с более легких примеров, завершая самыми сложными.

Шепелявость можно исправить, придав своей речи особенную красоту и выразительность. Существует множество примеров того, как люди благодаря своим собственным усилиям стали выговаривать твердую «С», вместо шипящей «Ш». Одна из самых ярких личностей, которая доказала, что нет ничего невозможного, если усердно работать над собой, — актриса Сандра Баллок. Первоначально шепелявость придавала ей призрачную индивидуальность, но затем, для того, чтобы исправить ситуацию, она стала тренироваться и упражняться. В итоге, все получилось! Помните, даже самая длинная дорога начинается с первого шага, стоит лишь начать!

Видео: избавляемся от шепелявости

Термин «шепелявость » - это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» - «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» - «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» - «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» - «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» - «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» - «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» - «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет : Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет : Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Те или иные дефекты произнесения звуков встречаются у подавляющего большинства людей. Общее название таких состояний – дислалия . Многие мелкие несовершенства даже не улавливаются на слух неспециалистами или воспринимаются, как индивидуальные речевые особенности, а не как нарушения.

"Шепелявость" или сигматизм – состояние, которое заметно и самому говорящему, и его собеседникам. Оно нередко становится причиной психологических трудностей, комплексов. У детей дошкольного возраста подобные неправильности звуковоспроизведения могут исправляться самопроизвольно, без вмешательства логопеда. Но нередко и люди старшего возраста продолжают шепелявить – и исправить такой дефект можно только при участии специалистов.

Причины шепелявости

К неправильному произнесению звуков могут приводить следующие причины:

  • Дефекты анатомического строения челюстно-лицевого аппарата – неправильный прикус, расположение зубов, слишком большой или, наоборот, укороченный язык, короткая уздечка языка, неправильное строение свода неба и так далее;
  • Неврологические дефекты, нарушающие движения артикуляционного аппарата;
  • Психологические причины – стрессы, трудности коммуникации;
  • Социальные причины – подражание речи близких людей;

Как правило, присутствует сразу несколько предпосылок для развития шепелявости. Например, неврологические несовершенства, связанные с нарушениями внутриутробного развития, и психологические трудности, вызванные теми же проблемами неврологии.

Из этого списка причин можно сделать еще один важный вывод : если у вашего ребенка присутствуют такие предпосылки к шепелявости – не стоит ожидать, что данный дефект дикции исправится сам собой с возрастом. Например, если у малыша есть диагноз, поставленный невропатологом, или стоматолог указал на неправильность развития челюстей, зубов, неба – отправляйтесь и к логопеду. Ведь, чем раньше начать комплексное лечение – тем успешнее оно будет.

Диагностика

Опытный логопед-дефектолог способен выявить основные причины шепелявости. При необходимости он отправит пациента на консультацию к стоматологу, челюстно-лицевому хирургу, невропатологу, сурдологу, ЛОРу и так далее.

Понятно, что, если дефект связан, например, с неправильным положением зубов, строением языка – если возможно, следует исправить эти несовершенства. В этом случае логопед начинает свою работу после устранения органических причин. Если шепелявость вызвали неустранимые дефекты – дефектолог стремится минимизировать их последствия.

Лечение шепелявости

Конечно, наибольшую важность в работе логопеда имеет индивидуальный подход . В некоторых случаях достаточно лишь объяснить, как правильно произносятся звуки и выработать привычку правильной речи. Чаще приходится иметь дело с целым комплексом проблем, которые требуют такого же комплексного решения.

Все подопечные логопеда занимаются артикуляционной гимнастикой . Хорошие результаты дает логопедический массаж . Пациенты любого возраста должны получать психологическую поддержку и со стороны специалиста, и со стороны ближнего окружения. Акцент должен делаться не на его ошибках, а на достижениях, как бы малы они ни были. Важно восстановление и поддержание навыков активной социальной коммуникации .

Как избавиться от шепелявости у взрослых

Рассмотрев возможные причины данного дефекта дикции, вы можете понять, что без обращения к дефектологу здесь не обойтись. Ведь самостоятельно определить истоки шепелявости и тем более наметить пути их устранения – невозможно.

Но есть несколько советов , которые помогут любому человеку, даже не имеющему заметных проблем с дикцией, сделать свою речь более гармоничной:

  1. Раз в день занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Комплекс упражнений должен затрагивать весь речевой аппарат – язык, губы, щеки. Также, следует развивать дыхательную систему, вырабатывать правильный стереотип дыхания (затрагивающее нижние отделы легких, с опорой на диафрагму).
  2. Выберите несколько скороговорок или фраз, в которых использованы сложные для вас звуки и постепенно приближайтесь к их правильному произнесению. Двигайтесь от малого к большему – сначала тренируйте отдельные звуки, потом слоги, потом слова, потом части фраз, потом скороговорку целиком. Стремитесь не к скорости, а к гармоничному звучанию.
  3. Как можно больше читайте вслух нараспев, пойте.
  4. Нормализуйте свое психологическое состояние. Высыпайтесь, не пренебрегайте приятным дружеским общением.

Схема артикуляционной гимнастики

Язык:

  • Высуньте язык и сделайте 10 движений справа-налево и 10 движений вверх-вниз. Облизывайте губы и щеки по часовой и против часовой стрелки. Амплитуда должна быть максимальной. Не торопитесь, тяните язык в каждую сторону;
  • Нажимайте языком на щеки и верхнее небо;
  • Свертывайте язык в трубочку, перекручивайте его вправо и влево, сделайте из языка «лодочку» (не высовывая изо рта) и старайтесь произнести звук «з»;
  • Чуть высуньте язык и покусывайте его зубами;
  • Для расслабления языка, высуньте его (без напряжения, буквально, вывалите изо рта) и шумно выдыхайте, чтобы он вибрировал;

Губы:

  • Чередуйте широкую улыбку и губы «трубочкой». При упражнении не разжимайте губ;
  • Сложите губы трубочкой и старайтесь указывать ею налево, направо, вверх и вниз. Потом, опишите круг по часовой и против часовой стрелки;
  • Втяните губы внутрь и «шамкайте ими, покусывайте губы зубами;
  • Для расслабления – шумно выдыхайте, подражая лошади;

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения - шепелявости. Разберемся, что же это такое - «шепелявость », какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков - Ш, Ж, Ч, Щ, научное название - сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 - 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» - глухой, а « ж» - звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус, особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют:

  • Пропуски звука ш, ж - шапка - апка, жук -ук;
  • Замены ш, ж на звуки с,з - шапка-сапка, жук - зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной - при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар - фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д - шар - тар, жук-тук.)
  • Боковой - при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение -щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение -слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки.

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

640-90-77
Имя
E-mail
Телефон
Удобное время для звонка
Сообщение